Порядок формирования парламента

Парламент: порядок формирования, структура и полномочия

Смысл деятельности парламента как общенационального представительного учреждения состоит в согласованном принятии государственных решений, прежде всего законов, после всестороннего обсуждения. Он консолидирует разнообразные социальные интересы и призван выражать волю народа.

Реальное значение парламент приобрел после буржуазных революций XVII-XVIII вв., однако возник он гораздо раньше — в XIII веке в Англии. Собственно наименование «парламент» для обозначения представительного учреждения применяется в Бельгии, Великобритании, Индии, Италии, Франции, Японии и др. В США и странах Латинской Америки он называется конгрессом, в Швеции — риксдагом, в Испании — Генеральными кортесами, в Норвегии — стортингом, в Украине — Верховной радой, в Израиле — кнессетом.

В каждой стране по-своему решаются вопросы устройства и функционирования парламента, но есть общие признаки, которые учитываются в парламентской практике.

В конституционно-правовом отношении положение органа народного представительства определяется формой правления. В парламентской республике и парламентской монархии выборный представительный орган государственной власти, олицетворяя народный суверенитет, формирует и контролирует правительство, а в президентской (полупрезидентской) республике и дуалистической монархии он делит власть с главой государства, который сам формирует и контролирует правительство (это не исключает его отдельных властно-контрольных полномочий).

По структуре парламенты подразделяются па однопалатные и двухпалатные. Однако в политической истории известны случаи парламентов с большим количеством палат (Парламент Социалистической Федеративной Республики Югославии в 70-е гг. XX в. состоял из пяти палат, что осложняло его работу). Большинство парламентов однопалатные (уникамеральные), двухпалатные (бикамеральные) парламенты составляют меньшинство, хотя за последнее время их число расширилось (Казахстан, Польша, Румыния, Словения, Фиджи, Чехия и др.).

Способы формирования нижней и верхней палат различны. Члены нижней (первой) палаты обычно называются депутатами, народными представителями и избираются на четыре-пять лет либо непосредственно гражданами, либо путем многостепенных выборов (Китай), или посредством косвенных выборов (Бутан, Свазиленд).

Верхняя (вторая) палата, состоящая из сенаторов, формируется различными способами: путем прямых выборов (Бразилия, Италия, Румыния, США, Япония), путем непрямых выборов (Беларусь, Индия, Франция), сочетанием прямых и косвенных выборов (Испания), посредством назначения на должность (Германия, Иордания, Канада, Таиланд). В ряде стран при формировании сената используются несколько способов (Бельгия, Норвегия). В Великобритании на протяжении многих веков места в палате лордов ряд членов палаты занимали по наследству. Срок полномочий сенаторов — пять, шесть и даже восемь лет (например, в Республике Палау).

Как правило, палаты включают в себя руководящие органы: председателя (спикера), заместителя председателя (вице-спикера), президиум, бюро. Для выполнения полномочий создаются парламентские комиссии, комитеты, а из членов одной партии или партийного блока — парламентские фракции, депутатские группы.

Специфика компетенции парламента связана с сто природой как высшего представительного органа, осуществляющего законодательную власть. Парламент сам вправе определять свою компетенцию путем принятия законов и даже конституции (в тех государствах, где она принимается или утверждается парламентским способом). Он издает основополагающие акты о компетенции органов исполнительной и судебной власти, а в федеративных государствах устанавливает основы взаимодействия федерального центра и субъектов федерации, разграничивая сферы их ведения. Это единственный орган государственной власти, обладающий законодательной властью и создающий законы. Исключения — Китайская Народная Республика и Туркменистан, где предусмотрены два государственных органа, осуществляющих в общенациональном масштабе законотворчество. Другие государственные органы (например, исполнительные) могут принимать законы, если прямо уполномочены парламентом, т.е. в порядке делегирования законодательных полномочий на конкретный срок.

Современный парламент обладает следующими полномочиями: а) законодательными; б) представительными; в) финансово-бюджетными; г) в сфере международных отношений, обороны и безопасности; д) организационно-контрольными.

Из-за их важности и политической значимости рассмотрим последнюю группу парламентских полномочий более подробно. Они обширны и имеют многолетнюю практику осуществления в государствах с парламентскими формами правления. Значимы они в президентских и полупрезидентских республиках, однако их осуществление связано прежде всего с системой сдержек и противовесов. В реализации контрольных полномочий главным образом заинтересовано парламентское большинство, оппозиционное правительству или главе государства, которое эффективно использует предоставленные конституционные правомочия. Типичный пример — Франция в 90-х гг. XX в. или США в условиях разделенного правления.

Парламентский контроль разнообразен и проявляется в следующих формах:

  • 1) депутатского вопроса, задаваемого устно на заседании парламента, и депутатского запроса, выраженного документально. Они содержат обращение в компетентный орган, чаще всего к правительству, о предоставлении необходимой информации, важной для депутата или избирателей;
  • 2) интерпелляции — особой разновидности депутатского запроса, вносимой группой парламентариев правительству по крупному или политически значимому вопросу. Она сопровождается парламентскими дебатами и приводит к постановке вопроса о доверии правительству. Результатом интерпелляции может быть отставка отдельного министра, нескольких министров, всего правительства;
  • 3) парламентского расследования (в этом случае создается специальная комиссия или комитет по расследованию). Оно проводится по вопросам, входящим в компетенцию представительного органа;
  • 4) отчета правительства, органов исполнительной власти, учреждений (органов), подконтрольных парламенту, о проделанной работе и сопровождаемого принятием соответствующего парламентского решения;
  • 5) выражения недоверия правительству или отказа в доверии, что приводит к его отставке. Однако в политической и парламентской практике подобное происходит редко и напрямую зависит от соотношения сил в представительном органе государственной власти.

Содержание парламентских полномочий, их объем и особенно соотношение между собой в зарубежных государствах неодинаковы.

В классических президентских республиках не предусмотрены конституционные основания роспуска парламента. Однако он может иметь место в силу фактических обстоятельств (например, военного переворота, воспрепятствования деятельности законодательного органа). В государствах с парламентскими формами правления типичными конституционными основаниями роспуска парламента являются: выражение недоверия правительству, отказ последнему в доверии, неспособность сформировать правительство, непринятие государственного бюджета в установленный срок.

Разновидности парламентов

Имеются две варианта палат:

  • двухпалатные;
  • однопалатные.

Создание двухпалатной системы должно обеспечить представительство всех слоев общества. Верхняя палата представляет дворянство, а нижняя палата представляет население в целом.

Обычно в современных условиях место двухпалатной системы в государстве, причем верхний уровень представляет федеральную власть (США, Германия, Бразилия, Мексика, Австралия и т. д.). В одном государстве с двухпалатным парламентом его верхняя палата обычно состоит из политических административных единиц (Италия, Испания, Франция, Польша, Япония и т. д.).

Замечание 1

Примерно в половине европейских государств есть однопалатные парламенты. (Финляндия, Дания, Венгрия, Болгария и т.д..).

Во внутренней структуре парламентов есть комитеты и комиссии. В основном это вспомогательные структуры, состоящие из парламентариев, которые помогают парламенту (ам) в осуществлении своих полномочий.

В основном это вспомогательные структуры, состоящие из депутатов, которые помогают палатам в исполнении их правополномочий.

Комиссии делятся на:

  • постоянные (созданы в смежных областях законодательства);
  • временные (изучения вопроса, предпочтительно практики использования права, социальных проблем).

Комитеты

К постоянным комитетам относятся:

  • госбюджетные капиталы;
  • по иностранным делам;
  • по правительственной инициативе;
  • по отчислениям;
  • по обороне и безопасности;
  • по вопросам гражданской службы;
  • по делам бюджета;
  • по продаже и индустрии;
  • по вопросам образования и труда;
  • по сельскохозяйственным вопросам и т.д.

К временным комитетам относятся:

  • следственные;
  • специальные (создаются для исследования того или иного вопроса);
  • советы всей палаты;
  • объединительные.

Виды парламентов

Палата имеет очень сложное и масштабное строение для быстрого и качественного решения поставленных задач, которые изначально заблаговременно обсуждаются более узким составом членов палаты, которые имеют специальную профильную подготовку в обсуждаемом вопросе в требуемой области рассмотрения конкретной государственной отрасли.

Замечание 2

Для вынесения решения по определенному законопроекту на сегодняшний день, он должен пройти необходимые этапы рассмотрения в необходимом комитете.

Парламент – он слишком большой, чтобы эффективно обсуждать сложные вопросы, так как они не подготовлены заранее, но являются обязанным для принятия во внимание меньшим количеством делегаций, знакомых с масштабами конкретной страны. На сегодняшний день ни один законопроект не примут без стадий обработки в одном из комитетов, его выносят на решение платы.

При совокупности функций и полномочий палата формирует его власть. По объему компетенции палаты делятся на три группы:

  • Парламент с абсолютно четкими обязанностями, характеризуется федеративным и децентрализованным единым государством (Соединенные Штаты Америки, Франция, Испания). В этих странах центральные органы власти подчиняются правам федеральных или других местных органов власти.
  • Парламенты с абсолютно неопределенной властью, которые имеют право издавать законы по любому вопросу и обладают юридически неограниченной властью (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Италия и Ирландия).
  • Парламенты с относительно определенной компетенцией, где границы власти являются относительно подвижными, нет четкого критерия разграничения власти и ответственности правительства и парламента (Швейцария).

Полномочия парламента

Основные полномочия парламентов:

  • законодательные компетенции:
    • право законной деятельности (осуществляется как членами обеих палат, так и группами парламентариев);
    • принятие законов осуществляется по пунктам:
      • первое чтение заключается из передачи законопроекта на рассмотрение и объявления его названия в Палате, в то время как в некоторых парламентах законопроект сначала обсуждается полностью, а затем передается в комитет (Великобритания, Германия), остальные законопроекты сначала обсуждаются в комитет, а затем в палатах пленарного заседания (Италия, США, Франция);
      • второе чтение состоит в том, что при обсуждении основных положений законопроекта, в то время как палата не имеет права рассматривать отдельные статьи законопроекта и направлять их в комитет для внесения изменений или отклонения;
      • после второго чтения проект направляется в совет, в котором проходит тщательное, постатейное обсуждение, после чего опять отправляется на обсуждения в палату;
      • третье чтение на этом этапе могут рекомендоваться изменения, не касающиеся законопроекта (чаще всего касающиеся стиля, заглавия и т.д.).

Утверждение законопроекта

После того, как законопроект всех чтений выносится на голосование, обычно, для того чтобы принять решения, требуется большое количество голосов списочного состава парламента, но для принятия законопроектов нужно большая часть голосов в 2/3, 3/4, 3/5 голосов.

Законный проект после этого, утвержден одной палатой, посылается для принятия другой. Верхняя палата может принять его, внести изменения или он может не принять законопроект вообще. Чтобы преодолеть разногласия между палатами, создаются согласительные комиссии, или дискуссионный законопроект обсуждается на коллегиальном (совместном) заседании палат (Индия, Япония).

Если верхняя палата не принимает законопроект, то он подлежит повторному пересмотру в нижней палате, при этом устанавливается срок по закону, в течение которого действует отсроченный запрет (Великобритания – один год, Испания и Япония – два месяца), и число голосов членов нижней палаты для прохождения отсроченного проекта (как правило, это квалифицированное число голосов, но иногда хватает и большинства, например в Великобритании и Испании).

Закон который обе палаты утвердили отдают на подпись главе государства, при этом последний обладает полным правом (Великобритания) либо условным (Испания, Швеция, Япония) вето. Заметим, что в Великобритании монарх не пользовался полным запретом с 1707 г.

Замечание 3

Почти во всех странах мира сохранен порядок, при котором законопроект принятый парламентом должен быть направлен на проверку главе государства.

Президент при проверке закона на его соответствие конституции и ранее принятым законопроектом, в этом случае президент (монарх и т.д.) имеет право только отлагательное вето. Закон указывает, что он должен в течении определенного срока отклонить или принять законопроект. (например, 10 дней в США). После повторного принятия законопроекта определенным числом квалифицированных голосов парламентариев глава государства обязан его принять в установленные законом сроки. Принятые парламентом в Японии законопроекты нуждаются в подписи министра. До обнародования, возможна еще одна степень (во Франции закон передается в Конституционный Совет для проверки его соответствия конституции.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Иные полномочия парламента

Иные полномочия парламента – это:

  • утверждение бюджета и другой финансовой власти (дает право совершать контроль за оплату налогов и расход средств государства, одобрение финансового законодательства), принятие бюджета страны на каждый финансовый год, принятие решений о внутренних и внешних ссудах, возникновения разных внебюджетных фондов и т.д.;
  • делегированное законодательство – рассматривается определенный порядок создания актов уполномоченного законодательства. Такие акты принимаются в осуществления закона и делегируют правительство или отдельных министров издавать схожие акты (Великобритания, Австралия, Индия и др.).

Контроль над деятельностью

Контроль над деятельностью (как правило осуществляется, субъектом исполнительной власти, однако контролировать можно и главу государства, и вооруженные силы, и судебную власть и т.д.). В других странах имеются три модели контроля:

  • первая модель осуществляется в странах с парламентарной формой власти, проверка предполагает институт ответственности правительства перед палатой (недоверие к правительству повлечет коллегиальный уход министров или уход парламента с выбранной датой новых выборов);
  • вторая модель присуща странам с президентской формой правления, где основной формой контроля является расследовательская деятельность комитетов парламента и возможность вынесения импичмента;
  • третья модель попадается в странах со смешанной формой власти, в которых действуют институты ответственности правительства перед палатами и роспуска палат, а также допустимость организации парламентских слушаний и разбирательств.

Основные методы осуществления контроля:

  • установления вопроса о доверии;
  • интерпелляция (обращаться к правительству касательно мотивов его деятельности, по вопросам дальнейших действий, касающихся определенных точек зрения государственной политики. Государство может отказаться ответить на вопрос, но с обязательным разъяснением (основанием) отказа – употребляется широко в Италии, Японии, Финляндии, Японии);
  • устные и рукописные вопросы (чаще всего в Великобритании – ответы министров на устные вопросы депутатов звучат каждый день, кроме пятницы. Ответы на письменные вопросы публикуются в официальных отчетах о парламентских дебатах);
  • резолюция порицания (отличается от недоверия тем, что предлагается предложением Палаты – Францией);
  • расследование деятельности комитетов и комиссий проводится, если имеется общественный интерес.

Также в полномочия парламента входят:

  • власть над ратификацией и денонсацией международных договоров (ратификация – высший орган власти утверждает международный договор, после этого договор овладевает юридической силой; денонсация – государственный отказ от заключения международного договора);
  • назначение голосования (эта власть носит особенный, либо многовариантный характер).

Создание органов власти

Формирование высших государственных учреждений, распределение должностных лиц или участие в этих процессах происходит посредством:

  • избрание или назначение по своему усмотрению (чешский парламент избирает президента республики на совместном заседании обеих палат);
  • выборы или назначение по предложению других гленов или должностных лиц (словацкий Нацсовет избирает судей по предложению правительства);
  • комплектование органа целиком без определения его руководителей (австрийский Национальный Совет избирает Коллегию Народной Правозащиты);
  • формирование органа целиком с назначением его руководителей (сербская Народная скупщина избирает и смещает председателя, заместителей председателя и министров правительства);
  • избрание или назначение только руководителя или также его заместителей (Верховное народное собрание КНДР избирает и назначает председателя Центрального суда, а остальная часть его состава избирается и отзывается Постоянным советом Верховного национального совета);
  • образование части органа (в Румынии из девяти судей Конституционного суда трое определяются Палатой депутатов и еще трое – Сенатом);
  • участие палаты и парламента в составе более широких коллегий, формирующих орган (германский бундестаг входит в состав Федерального собрания, которое избирает президента);
  • предоставление временного или последующего согласия Парламента или Палаты на формирование органа или назначение должностных лиц (председатель правительства Испании назначается королем только в том случае, если он получает доверие абсолютного большинства членов Конгресса депутатов).

США,Франция, Куба, Китай и Венгрия эти страны могут объявить войну и заключить, потому что у них есть сила и защита.

Квазисудебные права

Квазисудебные права (судебные действия исполнительного или административного должностного лица):

  • импичмент – парламентский судебный процесс (целью которого, является отстранить от должности виновных лиц совершивших правонарушение главы государства, должностных лиц исполнительной власти, судьи), впервые воспользовались в Англии в XII в.;
  • право о возбуждении обвинения перед судебными органами против высших должностных лиц;
  • объявление о помиловании.

Помимо перечисленного, парламент обладает правами на объявление войны и чрезвычайного положение, на обжалование действий администрации, осуществление контроля над использованием вооруженных сил.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Парламент — общенациональный представительный выбор­ный коллегиальный орган, работающий на профессиональной постоянной основе в системе разделения властей и осуществляющий законодательные полномочия.

В некоторых странах, прежде всего социалистических, законодательную власть осуществляют органы непарламентского, советского, типа (хотя называются они в разных странах по-разному) — эпизодически действующие органы, которым формально принадлежит вся полнота государственной власти. На деле же они почти никакой вла­стью не обладают в силу своего непрофессионализма, вызванного непостоянным характером деятельности, а также по причине отсутствия в них оппозиционных правящей партии фракций, что обусловлено фактически однопартийной системой, существующей во всех социалистических странах.

Классический же парламент функционирует в условиях многопартийной системы при нали­чии в нем партийных фракций, в том числе оппозиционных. Существование в мировой практике законодательных органов не парламентского типа делает условным употребление термина «парламент» как собирательного понятия для общего обозначения законодательных органов зарубежных стран. Тем не менее, мы считаем его вполне уместным, так как в большинстве стран мира существуют законодательные органы именно парламентско­го типа.

Структура парламента бывает однопалатной и двухпалатной. Двухпалатная структура парламента именуется бикамерализмом. Бикамерализм характерен для большинства современных парла­ментов (Великобритания, Италия, Испания, США, Франция, ФРГ, Япония и т.д.). Однопалатные парламенты существуют лишь в немногих странах (Болгария, Венгрия, Греция, Дания, Израиль и некоторые другие).

Нижние палаты формируются бо­лее демократично, поэтому именно им принадлежит, как прави­ло, наиболее важная роль в осуществлении законодательных и контрольных полномочий парламентов, так как сама идея воз­никновения парламента заключалась в том, чтобы они были орга­нами, выражающими в государственном механизме народные интересы. Верхние палаты, формируемые менее демократично, чем нижние (этим, собственно, и объясняется их характеристика как верхних палат, то есть палат политической элиты), имеют двоякое предназначение: представительство интересов террито­риальных единиц государства, а также осуществление роли тор­моза, фильтра, консервативного начала в деятельности парламен­та с тем, чтобы предотвратить принятие им непродуманных и популистских решений.

При этом реальная роль верхней палаты может быть различ­ной. В зависимости от этого различают систему сильной и слабой верхней палаты. Сильная верхняя палата предполагает ее равно­правие с палатой нижней при осуществлении парламентских пол­номочий, прежде всего законодательных (Италия, США). Это означает, что ни один закон не может быть принят без согласия обеих палат, включая верхнюю. Конституция США устанавлива­ет именно такую систему, определяя, что законом может стать лишь билль, принятый Палатой представителей и Сенатом. Сис­тема слабой верхней палаты характеризуется превосходством нижней палаты в законодательном процессе: при возникновении разногласий между ними относительно текста закона окончатель­ное слово принадлежит нижней палате, которая может преодо­леть возражения палаты верхней (ФРГ, Великобритания, Испания). Например, согласно ст. 90 Конституции Испании 1978 года вето Сената (верхней палаты) может быть преодолено Конгрессом депутатов (нижней палатой). Для этого «требуется утверждение первоначального текста абсолютным большинством голосов в Конгрес­се, либо повторное утверждение простым большинством по проше­ствии двух месяцев со дня его внесения, либо принятие или отклонение Конгрессом поправок простым большинством голосов». Существует и промежуточный вариант, то есть смешанная система взаимоотношений между палатами. Например, согласно ст. 45 и 46 Конституции Франции 1958 года закон может передаваться из од­ной палаты в другую бесконечно — до тех пор, пока палатами не будет выработан идентичный текст закона. Это свидетельствует о силе верхней палаты — Сената. Но такое правило действует только в том случае, если не вмешается Правительство, которое после трех голосований в палатах по закону может поручить его принятие нижней палате парламента— Национальному собранию.

Как правило, чем демократичнее формируется верхняя палата, тем она сильнее. Если нижние палаты формируются по общему правилу, путем прямых выборов, то верхние в разных странах по-разному:

— как и нижние — непосредственно избирателями (США);

— путем назна­чения (ФРГ);

— косвенными выборами (Франция).

При этом срок полномочий верхних палат, как правило, боль­ший, чем у палат нижних; обновляются они постепенно (напри­мер, Сенат США на 1/3 через каждые два года), территориаль­ные единицы представлены во многих из них на паритетных началах, возрастной ценз является более жестким, чем для пре­тендентов в депутаты нижних палат. Как видно, во всех случаях просматривается тенденция к усложненным условиям формиро­вания верхних палат парламента по сравнению с палатами нижними, что вполне соответствует их предназначению.

Существуют две разновидности парламентов: двухпалатные и однопалатные.

Исторически двухпалатная система построения парламентов (бикамерализм) существовала для того, чтобы обеспечить представительство различных слоев общества. Верхняя палата была введена для представительства аристократии, нижняя – для представительства широких слоев населения.

В современных условиях двухпалатная система имеет место обычно в федеративных государствах, где верхняя палата представляет субъектов федерации (США, Германия, Бразилия, Мексика, Австралия и др.). В унитарных государствах с двухпалатным парламентом его верхняя палата также обычно формируется по политико-административным территориальным единицам (Италия, Испания, Франция, Польша, Япония и др.).

Примерно в половине государств Европы существуют однопалатные парламенты (Финляндия, Венгрия, Болгария, Швеция, Дания и др.).

Во внутренней структуре парламентов (палат) следует выделить комитеты и комиссии. Это в основном вспомогательные структуры, которые состоят из парламентариев и содействуют парламенту (палатам) в осуществлении полномочий. Комитеты (комиссии) подразделяются:

  • – на постоянные (создаются по соответствующим направлениям законодательной деятельности);
  • – временные (для расследования или изучения какого-либо вопроса, преимущественно практики применения законодательства, социальных проблем).

К постоянным комитетам (комиссиям) можно отнести:

ü финансово-бюджетные;

ü по иностранным делам;

ü по правительственной деятельности;

ü по ассигнованиям;

ü по обороне и безопасности;

ü по вопросам гражданской службы;

ü по делам местного самоуправления;

ü по торговле и промышленности;

ü по вопросам образования и труда;

ü по аграрным вопросам и т.д.

К временным комитетам (комиссиям) можно отнести:

ü следственные;

ü специальные (создаваемые для изучения какого-либо вопроса);

ü комитеты всей палаты;

ü согласительные.

Парламент (палаты) – слишком громоздкий аппарат для эффективного обсуждения сложных проблем, где они не были предварительно подготовлены и рассмотрены более узким составом депутатов, профессионально знакомых с определенной сферой государственной деятельности. Сегодня ни один законопроект не принимается без прохождения стадии проработки в одном из комитетов, который и выносит его на решение палаты.

Виды парламентов по объему компетенции. Полномочия парламента

Совокупность полномочий и функций парламента образует его компетенцию. По объему компетенции парламенты подразделяются натри группы:

  • 1. Парламенты с абсолютно определенной компетенцией, характерные для федеративных и децентрализованных унитарных государств (США, Франция, Испания). В таких государствах центральная власть ограничена правами субъектов федерации или иных территориальных образований (предметы ведения).
  • 2. Парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией, которые имеют право издавать законы по любому вопросу и юридически обладают неограниченными полномочиями (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Италия и Ирландия).
  • 3. Парламенты с относительно определенной компетенцией, где границы компетенции являются относительно подвижными, нет четкого критерия разграничения полномочий парламента и правительства (Швейцария).

Основные полномочия парламентов.

  • 1. Законодательные полномочия (главная часть компетенции):
  • 1) право законодательной инициативы (осуществляется как членами обеих палат, так и группами парламентариев);
  • 2) принятие законов осуществляется по стадиям (чтениям):
    • – первое чтение заключается в принятии законопроекта к рассмотрению и оглашение его наименования в палате, при этом в одних парламентах законопроект сначала обсуждается в палате в полном составе, а затем передается в комитет (Великобритания, Германия), в других законопроект сначала обсуждается в комитете, а потом на пленарном заседании палаты (Италия, США, Франция);
    • – второе чтение заключается в обсуждении основных принципиальных положений законопроекта, при этом палата не вправе рассматривать отдельные статьи законопроекта и направлять его в комитет для внесения поправок либо отклонить;
    • – после второго чтения законопроект направляется в комитет, в котором проходит детальное, постатейное обсуждение, после чего снова направляется для обсуждения в палату;
    • – третье чтение – на этой стадии могут предлагаться поправки, не затрагивающие существа законопроекта (обычно чисто редакционные, касающиеся стиля, заглавия и т.д.).

После прохождения всех чтений законопроект выносится на голосование, обычно для принятия решения достаточно простого большинства голосов списочного состава парламента, но для одобрения некоторых категорий законопроектов может требоваться квалифицированное большинство в 2/3, 3/4, 3/5 голосов.

После этого законопроект, принятый одной палатой, направляется для одобрения другой. Верхняя палата может одобрить его, внести поправки и изменения или он может быть отвергнут полностью. Для преодоления разногласий между палатами создаются согласительные комитеты (комиссии) либо спорный законопроект рассматривается на совместном заседании палат (Индия, Япония). Если законопроект отвергается верхней палатой, он подлежит повторному рассмотрению в нижней, при этом закон устанавливает срок, в течение которого действует отлагательное вето (Великобритания – один год, Испания и Япония – два месяца), и число голосов членов нижней палаты для преодоления отлагательного вето (как правило, это квалифицированное число голосов, но иногда достаточно и простого большинства, например в Великобритании и Испании).

Принятый обеими палатами закон передается на подпись главе государства, при этом последний обладает правом абсолютного (Великобритания) либо относительного (Испания, Швеция, Япония) вето. Отметим, что в Великобритании монарх не пользовался абсолютным вето с 1707 г. В большинстве стран сохраняется порядок, при котором принятый парламентом закон должен быть направлен для промульгации (удостоверения) главе государства. Президент при промульгации проверяет закон на его соответствие конституции и ранее принятым законам, в этом случае глава государства имеет только право отлагательного вето. Закон устанавливает, в течение какого срока он должен одобрить или отклонить законопроект (например, 10 дней в США). После повторного одобрения законопроекта определенным квалифицированным числом голосов парламентариев глава государства обязан его одобрить в течение установленного срока. В Японии принятые парламентом законы нуждаются в контрассигнации главы правительства. До промульгации возможна еще одна стадия; например, во Франции закон направляется в Конституционный Совет для проверки его соответствия конституции;

  • 3) принятие бюджета и иные финансовые полномочия (право осуществлять контроль за сбором налогов и расходованием государственных средств, принимать финансовое законодательство), утверждение бюджета страны на каждый финансовый год, принятие решения о внутренних и внешних займах, создание различных внебюджетных фондов и т.п.;
  • 4) делегированное законодательство – предусматривается определенный порядок издания актов делегированного законодательства. Такие акты всегда принимаются во исполнение закона и уполномочивают правительство или отдельных министров издавать подобные акты (Великобритания, Австралия, Индия и др.).
  • 2. Контроль деятельности (как правило, объектом является исполнительная власть, однако контролировать можно и главу государства, и вооруженные силы, и судебную власть и т.д.). В зарубежных странах существует три модели контроля:
    • – первая модель реализуется в странах с парламентарной формой правления, контроль подразумевает институт ответственности правительства перед парламентом (вотум недоверия правительству может повлечь коллективную отставку министров или отставку парламента с обязательным назначением даты новых выборов);
    • – вторая модель присуща странам с президентской формой правления, где основной формой контроля является расследовательская деятельность комитетов парламента и возможность вынесения импичмента;
    • – третья модель встречается в странах со смешанной формой правления, в которых существуют институты ответственности правительства перед парламентом и роспуска парламента, а также возможность организации парламентских слушаний и расследований.

Основные методы проведения контроля:

  • – постановка вопроса о доверии (в странах, где правительство ответственно перед парламентом, – применяется редко);
  • – интерпелляция (обращение к правительству относительно мотивов его деятельности, его дальнейших действий по вопросам, относящимся к определенным аспектам правительственной политики. Правительство может отказаться отвечать на вопрос, но с обязательной мотивировкой отказа – применяется широко в Италии, Финляндии, Японии, Бельгии);
  • – устные и письменные вопросы (наиболее часто практикуется в Великобритании – ответы министров на устные вопросы депутатов заслушиваются ежедневно, кроме пятницы. Ответы на письменные вопросы публикуются в официальных отчетах о парламентских дебатах);
  • – резолюция порицания (отличается от вотума недоверия тем, что вносится по предложению палаты, – Франция);
  • – деятельность расследовательских комитетов и комиссий (проводится в случаях, представляющих особый общественный интерес).
  • 3. Полномочия по ратификации и денонсации международных договоров (ратификация – утверждение высшим органом государства международного договора, после чего этот договор приобретает юридическую силу; денонсация – волеизъявление государства на расторжение договора).
  • 4. Назначение референдумов (это полномочие носит либо исключительный, либо альтернативный характер).
  • 5. Формирование высших государственных органов и учреждений, назначение либо избрание должностных лиц или участие в этих процедурах. Происходит с помощью:
    • – избрания или назначения по собственному усмотрению (чешский парламент избирает президента Республики на совместном заседании обеих палат);
    • – избрания или назначения по представлению других органов или должностных лиц (словацкий Национальный Совет избирает судей по предложению правительства);
    • – формирования органа целиком без определения его руководителей (австрийский Национальный Совет избирает Коллегию Народной Правозащиты);
    • – формирования органа с избранием или назначением его руководителей (сербская Народная скупщина избирает и смещает председателя, заместителей председателя и министров правительства);
    • – избрания или назначения только руководителя или также его заместителей (Верховное народное собрание (ВНС) КНДР избирает и отзывает председателя Центрального суда, остальной его состав избирается и отзывается Постоянным советом ВНС);
    • – формирования части органа (в Румынии из девяти судей Конституционного суда трое назначаются Палатой депутатов и еще трое – Сенатом);
    • – участия парламента или палаты в составе более широких коллегий, формирующих орган (германский бундестаг входит в состав Федерального собрания, которое избирает Федерального президента);
    • – дачи парламентом или палатой предварительного или последующего согласия на формирование органа или назначение должностных лиц (председатель испанского правительства назначается Королем, только если получит доверие абсолютного большинства членов Конгресса депутатов).
  • 6. Полномочия в области обороны и безопасности – право объявлять войну и заключать мир – США, Франция, Куба, Италия, Венгрия, Китай.
  • 7. Квазисудебные полномочия:
    • – импичмент – парламентская судебная процедура (цель – отстранение от должности виновных в совершении преступлений главы государства, должностных лиц исполнительной власти, судьи), впервые была использована в Англии в XII в.;
    • – право возбуждения перед судебными органами обвинения против высших должностных лиц;
    • – объявление амнистии.
  • 8. Право объявлять войну и чрезвычайное положение.
  • 9. Контроль за использованием вооруженных сил.
  • 10. Право обжалования действий администрации.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 4

Парламент(от фр. parler – говорить) – высший представительный и законодательный орган государственной власти.

Впервые однопалатный парламент был образован в Великобритании в XIII в. (1265 г.), ужес средины XIV в. он стал двухпалатным.Во Франции, Италии – парламентом, в Швеции – риксдагом, в России – Федеральным собранием, в Республике Беларусь – Национальным собранием именуется парламент.

По организационной структуре парламенты разделяют на однопалатные и двухпалатные:

Однопалатный—формируется путем выборов, когда двупалатный— нижняя палата по низначению, и верхняя по наследованию, либо избранию.

Стуруктура: 1. парламентские ко­миссии(комитеты), разрабатывающие и оценивающие основы зако­нопроектов. Они бывают постоянными и временными. 2. фракции –группы, объединяющие в своем составе депутатов, избранных от определенной партии.

3. функции координирования действий раз­личных политических сил принадлежат председателю парламента.

Основные функции парламента можно условно разделить на внутриполитическиеи внешнеполитические.

К внутриполитическим функциям парламента относятся:

Законотворческая; представительская; разработка и утверждение государственного бюджета; контроль над формированием и деятельностью органов исполнительной власти; функция обратной связи осуществляетсяпосредством контактов депутатов с избирателями.

Среди внешнеполитических функций парламента выделяют:

— утверждение военной доктрины и основных направ­лений внешнеполитической деятельности государства;

— ратификация и денонсация международных догово­ров;

— объявление войны, заключение мира и др.

Правительство: понят., классификац., порядок формирова-ния,полномочия.

Правительство представляет собой высший государственный коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий основные политические решения, принятые парламентом. В состав правительства, как правило, входят председатель, главы министерств и центральных ведомств.

Структура правительства строится:премьер-министр, министр, председатели.

Порядок формирования правительства:

1.ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА (Правительство формируется из представителей партии, победившей на президентских выборах / Правительство ответственно перед президентом. Глава государства пользуется правом назначения министров )

2.ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА (Правительство формируется партией, располагающей большинством мест в нижней палате парламента / Правительство ответственно перед парламентом).

К числу важнейших полномочий правительства можно отнести следующие:

· формирование государственного аппарата и руко­водство его деятельностью;

· общее управление всеми внутри- и внешнеполитическими делами страны;

· исполнение законов, регулирование законотворческой деятельности парламента, посредством права законодательной инициативы;

· принятие нормативных актов, конкретизирующих, а иногда и подменяющих законодательство;

· руководство отдельными отраслями хозяйства, ду­ховной и социальной сферами;

· прогнозирование социально-экономического развития;

· ведение международных переговоров и заключение соглашений.

Глава государства: понятие, полномочия, отстранение от должности.

Глава государства – центральная и важнейшая фигура в системе высших органов власти.

В полномочия президента входит:

— формирование правительства и контроль над его дея­тельностью;

— обращение к парламенту с посланиями;

— роспуск парламента в случаях, предусмотренных конституцией (Франция, Россия, Беларусь);

— подписание и контроль за исполнением законов;

— право вето на отдельные законодательные акты;

— назначение судей (без права вмешательства в про­цесс правосудия);

— право помилования, амнистии;

— решение вопросов, связанных с использованием вооруженных сил, выработкой военной политики государства;

— прием верительных и отзывных грамот иностранных дипломатов;

— ведение переговоров и заключение международных соглашений;

— введение чрезвычайного и военного положения в случаях, предусмотренных конституцией и др.

срок полномочий президента: в США – 4 года, в Индии, Беларуси – 5, во Франции – 7 лет.

Органы государственной власти в Республике Беларусь.

Республика Беларусь, согласно конституции — унитарное демократическое социальное правовое государство. Главой государства является президент. Государственная власть в стране осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную. Форма правления характеризуется как смешанная республика, президентская республикаили, суперпрезидентская республика.Конституция — основной закон Республики Беларусь.

Законодательную власть осуществляет двухпалатный Парламент — Национальное собрание. Нижняя палата — Палата Представителей, верхняя — Совет Республики. Срок полномочий Национального собрания — 4 года. Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Основные полномочия Палаты представителей:рассматривает и принимает проекты законов;назначает выборы Президента;даёт согласие Президенту на назначение премьер-министра;выражает вотум недоверия правительству;выдвигает обвинения против Президента.

Совет Республики является палатой территориального представительства. Он состоит из 64 членов. Основные полномочия Совета Республики:одобрение или отклонение проектов законов, принятых Палатой представителей;избирает шесть судей Конституционного Суда и шесть членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов;контролирует работы местных советов депутатов;рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного и военного положения;принимает решение об отрешении Президента от должности.

Исполнительную власть осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь. Он состоит из премьер-министра, его заместителей, министров, руководители иных республиканских органов государственного управления и руководит системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Судебная власть принадлежит судам, судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь. Судебная система состоит из районных и городских судов — суды первой инстанции; областных и города Минска, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда.

Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Обладает широким кругом полномочий.

Местное самоуправление

Республика Беларусь — унитарное государство, поэтому местное самоуправление решает в основном местные вопросы. Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы. К компетенции местных Советов депутатов относится:

1.утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчётов об их исполнении;

2.установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;

3.определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

4.назначение местных референдумов.

Партийная система в Республике Беларусь не развита, что объясняется различными причинами, в числе которых отсутствие традиции партийности, проведение всех выборов по мажоритарной системе, сложные условия для регистрации и деятельности партий, слабое развитие гражданского общества и др. Партии практически не оказывают влияния на политику.

Политические партии

1. Понятие и происхождение политических партий. Слово «партия» происходит от латинского слова «pars», «partis», что в переводе означает «часть».До формирования современных полити-ческих партий этим термином обозначались сословные групп-пировки, которые отражали интересы разных слоев господ-ствующего класса и вели между собой борьбу за государственную власть или влияние на неё.

Современные поли-тические партии берут свое начало в XIX в., решающую роль в процессе их формирования сыграли такие факторы как:

1. введение в ряде западных стран всеобщего избирательного права, (Либеральная и Консерваторская партии Великобритании, Республиканская и Демократическая партии США)

2. становление и развитие массового рабочего движения(соц.и социал-демократические партии)

Политическая партия – это добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении.

2. Основные признаки, структура, функции политических партий.Можно выделить наиболее существенные признаки, отличающие современную политическую партию от других политических организаций:

— наличие организационной структуры;

— наличие определённой идеологии или политической ориентации, отражающей интересы, цели, идеалы социальных групп, общностей, классов;

— наличие программы совместной деятельности;

— выдвижение основной цели – «завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении»;

— особый правовой режим;

— наличие связи с элементами государственного аппарата, участие в формировании и функционировании правительственных механизмов.

Структуру политической партии можно представить следующим образом: Парт.рук-во->Ряд.членыпартии->блок избират.

Современные политические партии выполняют ряд функций:

1. Функция представительства. Политические партии осуществляют связь между обществом и государством.

2. Функция борьбы за завоевание государственной власти либо участия в ее осуществлении;

3. Идеологическая функция. Политические партии разраба-тывают идеологические доктрины и стремятся распространить их в массы;

4. Функция отбора и формирование политических лидеров и элит. Политические партии осуществляют подготовку и выдвижение кадров для государственного.

5. Функция социальной интеграции граждан. Межпартийная борьба сглаживает политические и социальные конфликты;

6. Функция политической социализации и мобилизации граждан. Партии призваны усилить политическую активность граждан, создать основу долгосрочной политической деятельности;

7. Функция контроля над властью. Существование и активная деятельность политических партий предотвращает узурпацию власти, способствует реализации принципов демократии.

⇐ Предыдущая1234

Добавить комментарий