Порядок лицензирования

17.2. Порядок лицензирования

Процедура лицензирования включает в себя ниже перечисленные этапы.

1. Представление в соответствующий лицензирующий необходимых документов. Перечень лицензирующих органов определен в Постановлении Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензирование подавляющего большинства видов деятельности отнесено к компетенции федеральных органов власти.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

• полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, – для юридического лица;

• фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, – для индивидуального предпринимателя;

• идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

• лицензируемый вид деятельности в соответствии, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются следующие документы:

• копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) – для юридического лица;

• документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

• копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами (п. 1 ст. 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных законодательством.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.

2. Принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) лицензии. Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. На основе проведенной проверки лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

3. Уведомление соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.

Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.

В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии, в котором указываются:

1) наименование лицензирующего органа;

2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

4) лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг);

5) срок действия лицензии;

6) идентификационный номер налогоплательщика;

7) номер лицензии;

8) дата принятия решения о предоставлении лицензии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства РФ, положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем.

В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, с помощью которого осуществляется такой вид деятельности.

Принятие решения о выдаче лицензии

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган:

  • • заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке – для юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, – для индивидуального предпринимателя;
  • • характеристику лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять с указанием срока, в течение которого они его намерены осуществлять;
  • • копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица – для юридических лиц;
  • • копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя – для индивидуальных предпринимателей;
  • • справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;
  • • документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии, максимальный размер которой не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.

По итогам рассмотрения представленных документов на получение лицензии лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами. После этого лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение трех дней после принятия указанным органом соответствующего решения. В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора, ему вручается лицензия.

Основания для отказа в выдаче лицензии

Основанием для отказа в выдаче лицензии являются:

  • • наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
  • • несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством РФ, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или бездействие лицензирующего органа.

В том случае если юридические лица образовались в результате законодательно установленного порядка преобразования, изменения его наименования или места его нахождения, то переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, начинается с подачи заявления. При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение пяти дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления.

Надзор за соблюдением лицензионных требований и условий

Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами, лицензирующими органами в пределах их компетенции.

В пределах своих полномочий они имеют право:

  • • проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;
  • • запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;
  • • составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
  • • выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
  • • выносить предупреждение лицензиату;
  • • осуществлять иные предусмотренные законодательством РФ полномочия.

Лицензиат обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующими органами проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.

Лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии, если будут выявлены нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой причинение ущерба правам, законным интересам граждан, а также государству. Лицензия может быть даже аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего ее, или органа государственной власти.

Основанием для аннулирования лицензии являются:

  • • обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;
  • • неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;
  • • незаконность решения о выдаче лицензии.

Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством РФ. Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Этот срок не может превышать шесть месяцев.

Формирование и ведение реестров лицензий. Лицензирующие органы формируют и ведут реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.

В реестрах лицензий должны быть указаны:

  • • сведения о лицензиатах;
  • • сведения о лицензирующем органе, выдавшем лицензии;
  • • виды деятельности, на осуществление которых выданы лицензии;
  • • даты выдачи и номера лицензий;
  • • сроки действия лицензий;
  • • сведения о регистрации лицензий в реестрах, основания и даты приостановления и возобновления действия лицензий;
  • • основания и даты аннулирования лицензий;
  • • иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Информация, содержащаяся в реестрах лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц.

Величина лицензионного сбора. За выдачу лицензии взимается государственная пошлина. Размер ее устанавливается в соответствии с НК РФ.

С 1 января 2011 года действует новый порядок лицензирования образовательной деятельности. Помимо того что лицензия стала бессрочной, сокращен и срок рассмотрения документов организации на ее выдачу – с 60 до 45 дней.

Порядок лицензирования определяет Правительство РФ Сразу отметим, что изменения, касающиеся лицензирования, внесены Федеральным законом от 8 ноября 2010 г. № 293-ФЗ в Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». При этом определено, что порядок лицензирования образовательной деятельности устанавливает Правительство РФ. В то же время многие важные моменты теперь прописаны в самом законе. И они идут вразрез с Положением о лицензировании, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 277, которое пока действует. Поэтому в ближайшее время скорее всего будет либо изменено старое положение о лицензировании, либо принято новое.
Срок действия лицензии С этого года выданная лицензия на образовательную деятельность будет действовать бессрочно. Отметим, что ранее лицензия выдавалась на срок, не превышающий шести лет (п. 29 Положения о лицензировании).
Правда, по истечении года после выдачи документа, подтверждающего наличие лицензии, в учреждении проведут плановую проверку. Ее цель – проконтролировать, как учебное заведение соблюдает лицензионные требования и условия. И если при проверке выявят нарушения, организации выдадут предписание об их устранении. Срок для устранения – не более шести месяцев.
После истечения этого срока организация должна представить в лицензирующий орган отчет об исполнении предписания, приложив к нему подтверждающие документы.
В противном случае в отношении нее будет возбуждено дело об административном правонарушении, а действие лицензии временно приостановят – полностью или в отношении отдельных образовательных программ, образовательной деятельности.
Если и после этого организация не устранит нарушения, лицензирующий орган обратится в суд с заявлением об аннулировании лицензии на образовательную деятельность.
Приложения к лицензии Неотъемлемой частью документа, подтверждающего наличие лицензии, являются приложения к нему (п. 6 ст. 33.1 закона об образовании).
В них указываются адреса, по которым будет осуществляться образовательная деятельность, сведения об образовательных программах, иные данные.
Но главное, что теперь предусматривает закон об образовании, – по каждому филиалу оформляется отдельное приложение.
Ранее сведения о филиалах также указывали в приложении (п. 27 Положения о лицензировании).
Переоформление лицензии В некоторых случаях учреждению придется переоформить лицензию (конкретные ситуации перечислены в п. 9 ст. 33.1 закона об образовании).
Итак, переоформить лицензию придется, если:
– необходимо дополнить документ, подтверждающий наличие лицензии, сведениями о филиалах, адресах места ведения деятельности, образовательных программах;
– закрыты образовательные программы, места ведения образовательной деятельности;
– изменено наименование образовательных программ, указанных в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии.
Также лицензию придется переоформить, если учреждение реорганизовано в форме слияния. При условии, если у одного или нескольких реорганизованных юридических лиц имеется лицензия.
В случае реорганизации учреждения в форме присоединения также придется переоформить лицензию. Правда, только тогда, когда она есть у присоединенного юридического лица. Переоформить лицензию необходимо и при смене типа бюджетного учреждения, например, на автономное.
Отметим, что может быть переоформлен весь документ, подтверждающий наличие лицензии, или отдельное его приложение.
Надо сказать, что с этого года увеличена пошлина за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, или приложения к такому документу. Вместо 200 руб. теперь придется заплатить 2600 руб. Такой размер госпошлины прописан в подпункте 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ.
При этом размер госпошлины за оформление лицензии не изменился. Он составляет 2600 руб.
Предоставление временной лицензии В случае реорганизации образовательной организации в форме разделения или выделения лицензирующий орган предоставляет ей временную лицензию в соответствии с лицензией реорганизованного учреждения. Срок действия такой лицензии – один год.
Решение о предоставлении временной лицензии принимается в течение 10 дней со дня, когда организация подаст заявление о предоставлении ей временной лицензии, приложив к нему необходимые документы.
При этом в заявлении указываются:
– сведения, предусмотренные законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности;
– перечень образовательных программ;
– сведения о прекращении реализации образовательных программ, прекращении осуществления образовательной деятельности по адресу места ее осуществления (если имеет место такой факт);
– перечень образовательных программ, которые указаны в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, и наименования которых изменены (если происходит изменение). >|Документы на переоформление лицензии могут быть направлены в лицензирующий орган в электронном виде.|<

При реорганизации в форме слияния документ, подтверждающий наличие лицензии, переоформляется на основании лицензий одного или нескольких реорганизованных юридических лиц.
При реорганизации в форме присоединения переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится на основании лицензии образовательного учреждения и лицензии присоединенного юридического лица.
Срок выдачи лицензии При рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии (переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии) лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений, которые содержатся в заявлении и документах, представленных организацией.
Также он оценивает, насколько организация может выполнять лицензионные требования. И в срок, не превышающий 45 дней, выносит решение о выдаче лицензии (или об отказе в этом). Такой срок закреплен в пункте 11 статьи 33.1 закона об образовании.
Отметим, что ранее лицензирующему органу отводился срок в 60 дней (п. 21 Положения о лицензировании).
Когда в лицензии откажут? Закон об образовании устанавливает, что лицензирующий орган вправе не принять у образовательной организации документы к рассмотрению по следующим основаниям:
1) лицензирование образовательной деятельности не отнесено к компетенции соответствущего органа;
2) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые организация не вправе реализовывать;
3) запрошенные у организации документы не представлены в срок. Надо сказать, что запросить документы могут, если при их подаче образовательная организация не представила какой — то документ или представила его, заполнив с ошибками.
А вот основания для отказа в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, перечислены в пункте 19 статьи 33.1 закона об образовании. Они совпадают с теми, которые указаны в пункте 23 Положения о лицензировании.
Это два основания:
1) наличие в документах, представленных образовательной организацией, недостоверной информации;
2) несоответствие условий ведения образовательной деятельности, в том числе в части объектов, используемых в рамках такой деятельности, лицензионным требованиям и условиям.
Ответственность за нарушение порядка лицензирования Если у образовательной организации отсутствует лицензия, то ее могут привлечь к административной ответственности. Сумма штрафа составит (ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях):
– от 4000 до 5000 руб. – для должностных лиц;
– от 40 000 до 50 000 руб. – для организаций.
Если же учреждение ведет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, то за отсутствие лицензии могут оштрафовать по статье 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях:
– от 30 000 до 50 000 руб. – должностных лиц;
– от 170 000 до 250 000 руб. – органи­зацию.
Если же учреждение нарушает условия лицензии, то сумма штрафа составит (ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях):
– от 3000 до 4000 руб. – для должностных лиц;
– от 30 000 до 40 000 руб. – для организаций.
В случае, когда речь идет о деятельности, не связанной с извлечением прибыли, размеры штрафов такие:
– от 15 000 до 25 000 руб. – для должностных лиц;
– от 70 000 до 100 000 руб. – для организаций.
Также образовательное учреждение могут привлечь к ответственности за грубое нарушение правил, предусмотренных лицензией.
Максимальный размер штрафа в подобном случае – до 50 000 руб. (если деятельность не подразумевает извлечение прибыли – 150 000 руб.). 📌 Реклама

Статья напечатана в журнале «Учет в сфере образования» №1, январь 2011 г.

Правовую базу лицензионного производства образуют ряд нор­мативных правовых актов, к числу которых относятся: Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов дея­тельности», Федеральный закон «Об об­разовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», законы Российской Федерации «О безопасности дорожного движения», «О частной детективной и охранной деятельности», «Об оружии» и многие другие.

Очевидно, что включение любой деятельности в сферу действия разрешительной системы означает ограничение свободы ее осуществ­ления, означает принятие ограничительных норм. Поэтому такая деятельность должна осуществляться только на основании закона.

Например, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответст­венность за занятие деятельностью, которая включена в разреши­тельную систему, без разрешения. Так, в Кодексе Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях есть статьи об ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специально­го разрешения (лицензии).

Лицензионное производство обладает следующими характер­ными чертами.

Лицензия представляет собой официальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицен­зирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

К лицензируемым видам деятельности относятся такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нане­сение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обо­роне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осущест­вляться иными методами, кроме как лицензированием.

Пункт 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» перечисляет 120 видов деятельности, подлежащих лицензированию.

В свою очередь действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О лицензи­ровании отдельных видов деятельности» не распространяется на следующие виды деятельности:

– деятельность кредитных организаций;

– деятельность, связанную с защитой государственной тайны;

– деятельность в области производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

– деятельность в области связи;

– биржевую деятельность;

– деятельность в области таможенного дела;

– нотариальную деятельность;

– страховую деятельность;

– деятельность профессиональных участников рынка ценных
бумаг;

– осуществление внешнеэкономических операций;

– осуществление международных автомобильных перевозок
грузов и пассажиров;

– приобретение оружия и патронов к нему;

– использование результатов интеллектуальной деятельности;

– использование арбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в
том числе вещания дополнительной информации);

– использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;

– деятельность, работы и услуги в области использования
атомной энергии;

– образовательную деятельность.

Закон установил, что основными принципами осуществления лицензирования являются: обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; установление единого перечня лицензируемых видов деятельности; установление единого порядка лицензирования на территории Российской Феде­рации; установление лицензионных требований и условий положе­ниями о лицензировании конкретных видов деятельности; гласность и открытость лицензирования; соблюдение законности при осуще­ствлении лицензирования.

Особенностью данного вида административного производства является множественность субъектов, правомочных осуществлять эту деятельность. Данное обстоятельство четко сформулировано в Законе от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», который «регулирует отношения, возникающие ме­жду федеральными органами исполнительной власти, органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации, юридиче­скими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона».

В организации лицензирования отдельных видов деятельности ключевая роль принадлежит Правительству Российской Федерации. Согласно ст. 5 Закона в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президен­том Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства:

– утверждает положения о лицензировании конкретных видов
деятельности;

– определяет федеральные органы исполнительной власти, осуще­ствляющие лицензирование конкретных видов деятельности;

– устанавливает виды деятельности, лицензирование которых
осуществляется органами исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации.

Согласно закону лицензирующие органы осуществляют сле­дующие полномочия:

– предоставление лицензий;

– переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

– приостановление действия лицензий;

– аннулирование лицензий в случаях, предусмотренных зако­ном;

– ведение реестра лицензий;

– контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении
лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензион­ных требований и условий.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензия выдается на каждый вид деятельности, которая может осуществляться только получившим лицензию юридическим
лицом или индивидуальным предпринимателем. Деятельность, на
осуществление которой лицензия предоставлена федеральным орга­ном исполнительной власти или органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление
которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта
Российской Федерации, может осуществляться на территории иных
субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицен­зиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Рос­сийской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Закона от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления до­кумента, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о ли­цензировании отдельных видов деятельности может быть преду­смотрено бессрочное действие лицензии.

В лицензионном производстве выделяют следующие стадии:

– возбуждение дела;

— сбор и анализ информации о лицензируемом объекте;

– принятие решения;

– исполнение решения;

– надзор за соблюдением лицами, получившими разрешение ус­тановленных требований и условий;

Ученые-административисты называют также факультативные стадии:

– аттестация, аккредитация разрешенной деятельности;

– переоформление, продление разрешений;

– применение мер принуждения за допущенные нарушения
правил и условий, прекращение действия правонаделительных актов.

Лицензионное производство – часть административно-управленческого процесса. Разре­шительная деятельность – разновидность организующей, регуля­тивной, созидательной деятельности публичной администрации. В ходе организационной деятельности не существует столь жесткой последовательности стадий, как в юрисдикционных процессах: ста­дии организационной работы могут осуществляться параллельно, даже меняться местами. Например, ответственность может насту­пить раньше, чем переоформление лицензии, либо надзор и аккре­дитация осуществляются в одно и то же время, при этом аттестацию можно считать формой надзора. Поэтому названная последователь­ность стадий условна.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в
соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

– заявление о предоставлении;

– копии учредительных документов и копию свидетельства о
государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юри­дического лица;

– документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии.

В решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем наличие лицензии документе указываются:

– наименование лицензирующего органа;

– наименование и организационно-правовая форма юридиче­ского лица, место его нахождения (для юридического лица), либо – фамилия, имя, отчество, место жительства, данные докумен­та, удостоверяющего личность, (для индивидуального предпринимателя);

– лицензируемый вид деятельности;

– срок действия лицензии;

– идентификационный номер налогоплательщика;

– номер лицензии;

– дата принятия решения о предоставлении лицензии.

В случае преобразования юридического лица, изменения его наи­менования или места его нахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты докумен­та, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат – юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель обя­зан не позднее чем через пятнадцать дней подать заявление о пере­оформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с при­ложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату документа, подтверждающего наличие лицензии.

При переоформлении документа, подтверждающего наличие ли­цензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего нали­чие лицензии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.

Основанием для отказа в предоставлении лицензий является:

– наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

– несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов, лицензионным требованиям и усло­виям.

Как предусмотрено Федеральным законом от 8 августа 2001 г., лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неодно­кратных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензи­онных требований и условий. При этом лицензирующий орган обя­зан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шести месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании ли­цензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирую­щий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приос­тановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостано­вивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в те­чение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юри­дического лица или прекращения его деятельности в результате ре­организации, за исключением его преобразования либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Лицензирующие органы могут также аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основа­нии заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за со­бой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне, безопасности государства, культурному наследию на­родов Российской Федерации и (или) в случае выявления лицензи­рующими органами неоднократных нарушений или грубого нару­шения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующие органы в пределах своей компетенции осущест­вляют контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требо­ваний и условий, определенных Положением о лицензировании
конкретного вида деятельности.

Лицензирующие органы имеют право:

– проводить проверки деятельности лицензиата на предмет со­ответствия лицензионным требованиям и условиям;

– запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и доку­менты при проведении проверок;

– составлять на основании результатов проверок акты (прото­колы) с указанием конкретных нарушений;

– выносить решения, обязывающие лицензиата устранить вы­явленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нару­шений;

– выносить предупреждения лицензиату.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды дея­тельности, лицензирование которых они осуществляют. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц. Юридические лица и индивидуальные предприниматели получают содержащуюся в реестре информацию за плату, государственным органам и органам местного самоуправления содержащаяся в реест­ре информация предоставляется бесплатно.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, ус­тановленном законодательством Российской Федерации, отказ ли­цензирующего органа в предоставлении лицензий или его бездейст­вие, а также решение о приостановлении действия лицензии либо ее аннулировании.

Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществ­ление которых требуются лицензии.

Процедура лицензирования включает в себя нижеперечисленные этапы.

1. Представление в соответствующий лицензирующий орган необходимых документов. Перечень лицензирующих органов определен в Постановлении Правительства РФ «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». Лицензирование подавляющего большинства видов деятельности отнесено к компетенции федеральных органов власти.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются следующие документы:

— копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) — для юридического лица;

— документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

— копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных законодательством.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.

2. Принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) лицензии. Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. На основе проведенной проверки лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

3. Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии; в случае отказа в предоставлении лицензии уведомление направляется соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.

В течение трех рабочих дней после дня подписания и регистрации лицензии лицензирующим органом она вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Добавить комментарий