Порядок организации политических партий

Политические партии как общественные объединения

Замечание 1

Политическая партия РФ – это общественное объединение, которое создается для участия граждан России в политической жизни, формулирования и отражения их политической воли, их деятельности в политических и общественных акциях, в референдумах и выборах (Федеральный Закон РФ «О политических партиях» от 21.06.2001 г.).

Цели создания политических партий в России:

  • сформировать общественное мнение;
  • способствовать политическому образованию и воспитанию граждан;
  • выражать мнения граждан о проблемах общественной жизни, уведомлять о нем широкую общественность и органы власти;
  • выдвигать кандидатов на выборах в законодательные органы государственной власти и муниципальные представительные органы, принимать участие в выборах в указанные органы и в их деятельности.

Каждая политическая партия обязана быть зарегистрирована а органах государственной регистрации. Обязательно также наличие устава, включающего в себя название партии, официальную символику партии, порядок получения ее членства, руководящие органы партии и другие важные сведения о партии.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Политические партии Российской Федерации 460 руб.
  • Реферат Политические партии Российской Федерации 250 руб.
  • Контрольная работа Политические партии Российской Федерации 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Основные принципы, которыми должны руководствоваться политические партии в РФ: добровольность; равноправие; самоуправление (партии свободно определяют свою внутреннюю структуру, цели, формы и методы деятельности); законность (права и свободы человека, а также иные требования законодательства РФ не должны нарушаться); гласность (общедоступность информации о партиях, их деятельности, учредительных и программных документах).

При создании политических партий на территории России существуют определенные ограничения:

  • запрещено создание политических партий, цели или деятельность которых связаны с осуществлением экстремистской деятельности и разжиганием расовой, национальной, социальной розни;
  • недопустимо при создании политических партий использовать признаки национальной, расовой, профессиональной или религиозной принадлежности, а также признаки принадлежности к одной профессии);
  • запрещается участие политических партий и их структурных подразделений в деятельности органов власти и местного самоуправления, Вооруженных Сил РФ, правоохранительных и других государственных органов, аппаратов законодательных органов, государственных организациях;
  • запрещены формирование и деятельность на территории Российской Федерации партий иностранных государств, их структурных подразделений;
  • введение чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ или на ее отдельных территориях ограничивают деятельность партий.

Одно из требований к политическим партиям – наличие региональных отделений более чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте РФ разрешено создание только одного регионального отделения данной политической партии.

Замечание 2

Количественный состав политической партии — не менее пятидесяти тысяч членов. Гражданин РФ имеет право состоять только в одной политической партии.

Характеристика отдельных политических партий России

Всероссийская партия «Единая Россия». Российская правоцентристская политическая партия. Идеологическая платформа партии — центризм и консерватизм. Лидер партии — В.В. Путин. Численный состав – более 2 млн. человек. «Единая Россия» с 2007 года обладает конституционным большинством.

Основные пункты программы партии:

  • последующее развитие России – страны, имеющей уникальное культурно-историческое наследие и потенциал развития;
  • воплощение в жизнь инновационной стратегии развития и, как следствие, рост конкурентоспособности экономики;
  • улучшение качества жизни граждан;
  • укрепление институтов гражданского общества;
  • сохранение суверенитета России;
  • гарантии обороны и безопасности, меры по укреплению Вооруженных сил и специальных служб, оснащенность их современной техникой, социальная защита военнослужащих;
  • охрана граждан от терроризма, явлений экстремизма и организованной преступности.
  • создание обстановки для самореализации молодежи с помощью совершенствования программ кадровой политики, формирование рабочих мест, поддержка молодых семей;
  • увеличение производства продуктов питания в два раза к 2020 г. путем импортозамещения молочных продуктов и мяса, снятие импортозависимости России;
  • решение демографических проблем;
  • создание комфортных условий жизни в сельской местности, повышение доходов сельских жителей.

Политическая партия «Коммунистическая партия РФ». Левая политическая партия РФ. Среди левых партий – самая массовая в России. Лидер партии — Г.А. Зюганов. Новая редакция программы партии принята в 2008. Стратегической целью партии заявлено строительство «обновлённого социализма». Программа получила поддержку самых широких слоев трудящихся на Народном референдуме, на многочисленных протестных акциях, манифестациях и собраниях.

Основные пункты программы партии:

  • установление власти народно-патриотических сил и трудящихся;
  • обеспечение жильём, восстановление льгот, создание сети детских садов;
  • национализация природных ресурсов страны;
  • возвращение в РФ государственных финансовых резервов из зарубежных банков с последующим использованием их на социальное и экономическое развитие;
  • осуществление срочной программы мер по борьбе с бедностью, введение государственного контроля над ценами товаров первой необходимости;
  • восстановление ответственности властей за ЖКХ;
  • увеличение финансирования науки;
  • содействие восстановлению Союзного государства.

Политическая партия «Либерально-демократическая партия России». Выступает за демократию и либерализм, отрицает марксизм и коммунистическую идеологию. Однако, ЛДПР во многих случаях описывается как националистическая партия. Лидер партии — В. В. Жириновский.

Основные пункты программы партии: создать социально-правовое, либерально-демократическое унитарное государство; разделить власть на законодательную, исполнительную и судебную, будущее РФ ЛДПР представляет президентской республикой с однопалатным парламентом — Государственной Думой; прекратить любую безвозмездную помощь другим странам. Осуществлять поставки газа, электричества, нефти, включая все страны СНГ — исключительно по мировым ценам.

Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Политическая партия должна отвечать следующим требованиям: она должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте должно быть только одно региональное отделение данной партии; в политической партии должно состоять не менее 10 тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов в региональном отделении — не менее 100 членов (в остальных — не менее 50 членов); руководящие и иные органы политической партии должны находиться на территории РФ (ст.3.2).

Наличие гражданского общества в государстве свидетельствует о наивысшем уровне развития форм социальной активности населения. От уровня политического участия граждан в общественной жизни зависит эффективность гражданского общества. Политические партии являются неотъемлемым атрибутом демократии и гражданского общества. Партии классифицируют и направляют различные формы гражданской активности населения. В свою очередь общество направляет деятельность политических партий через институт парламентских выборов.

Партии являются одним из важнейших субъектов политических отношений в либеральной демократии. Именно в них конкретно выражаются основополагающие принципы демократии — политический плюрализм, представительство, выборность должностных лиц. Основные партии в их взаимодействии, взаимоотношении, взаимных конфликтах и взаимной ротации у власти рассматриваются как единая партийная система, во многом определяющая жизнеспособность и функционировании всей политической системы в целом.

Политические партии не являются непосредственными институтами власти, они участвуют в осуществлении политической власти опосредованно, а именно через органы государства. Они выступают как самодеятельные организации определенных классов, социальных групп и слоев общества, основанные на общности их интересов и идеалов. Однако, вне всякого сомнения, основными для политической партии являются достижение политической власти, борьба за овладение органами государства с тем, чтобы с их помощью реализовывать представляемые партией интересы социальных слоев. Став правящей, политическая партия участвует в разработке политического курса страны и его осуществлении, оказывает влияние на выдвижение лидеров государства и формирование состава правительственных учреждений. Партии являются основным источником кадров для законодательных, исполнительных и судебных органов. Основные цели политической партии заключаются в следующих пунктах: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни; выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и органы местного самоуправления, участие в выборах указанных органов и в их работе.

В наименовании политической партии могут использоваться слова «Россия”, «Российская Федерация”. Запрещается использовать наименование политической партии, оскорбляющее расовые, национальные или религиозные чувства, а также использование органов государственной власти и местного самоуправления. Стоить отметить, что общественные объединения, не являющиеся политическими партиями, не могут использовать в своем наименовании слово «партия”.

Политическая партия может иметь свои эмблему или символы. Символика политической партии не должна совпадать с государственной символикой РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, символикой иностранных государств. Запрещается использовать символику, оскорбляющую или порочащую государственную символику — флаги, гербы, гимны, а также религиозные символы.

Конституция РФ запрещает создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Кроме того, не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку (ст.9).

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность государственной власти и их должностных лиц не допускается. Не допускается использование преимуществ своего должностного положения в интересах своей партии; госчиновники не могут быть связаны решениями своих партий (ст.10). Политическая партия и её региональные отделения подлежат государственной регистрации (ст.15). Политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае нарушения или не выполнения ею установленных данным Законом правил (ст.20).

Политическая партия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе:

  • — свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;
  • — участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных настоящим Федеральным законом и иными законами;
  • — участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • — создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации;
  • — организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия.
  • — учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;
  • — пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации;
  • — создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица;
  • — защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;
  • — устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации;
  • — осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом политической партии.

Также политическая партия правомочна осуществлять иную деятельность, установленную законодательством Российской Федерации.

Исходя из закона «О партиях», можно также сформулировать основные обязанности партий. Так, партия обязана:

  • — соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии;
  • — допускать представителей уполномоченных органов на открытые мероприятия (в том числе на съезды, конференции или общие собрания), проводимые политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями;
  • — извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.

Политическая партия один раз в три года представляет в федеральный уполномоченный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о региональных отделениях политической партии с указанием численности членов политической партии в этих отделениях и мест нахождения постоянно действующих руководящих органов региональных отделений.

Региональное отделение политической партии один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях политической партии в соответствующем субъекте Российской Федерации, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах. Иное структурное подразделение политической партии с правами юридического лица (далее — зарегистрированное структурное подразделение) один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа.

Политическая партия и ее региональные отделения один раз в три года представляют в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган сведения о количестве выдвинутых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты. Указанные сведения представляются в виде копии протокола о результатах выборов, заверенной избирательной комиссией соответствующего уровня.

Политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения обязаны информировать федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о политической партии, ее региональном отделении или ином зарегистрированном структурном подразделении.

Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения указанных документов в том же порядке, что и решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.

Закрепленный в Конституции России принцип многопартийности предполагает, что каждая партия как разновидность общественного объединения, выражая политическую волю своих членов, стремится к участию в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления. Каждая партия обладает правом принимать программные документы, публикуемые затем для всеобщего сведения, выдвигать кандидатов в депутаты и на другие выборные должности. Но участвуя в выборах, партия не может получать финансовую поддержку от иностранных государств, организаций и граждан. Партийные полномочия должны осуществляться в соответствии с российским законодательством и уставом партии, который подлежит обязательной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации предусматривает запрет на «создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Принят Государственной Думой 21 июня 2001 года Одобрен Советом Федерации 29 июня 2001 года

Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 10)
Глава II. Создание политической партии (ст.ст. 11 — 14)
Глава III. Государственная регистрация политической партии (ст.ст. 15 — 20)
Глава IV. Внутреннее устройство политической партии (ст.ст. 21 — 25)
Глава VI. Государственная поддержка политических партий (ст. 32)
Глава VII. Государственное финансирование политических партий (ст.ст. 33 — 35)

Глава VIII. Участие политических партий в выборах и референдумах (ст.ст. 36 — 37)
Глава IX. Приостановление деятельности и ликвидация политических партий (ст.ст. 38 — 45)
Глава Х. Заключительные и переходные положения (ст.ст. 46 — 48)

Глава V. Права и обязанности политической партии

Статья 26. Права политической партии
Политическая партия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе:
а) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;
б) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных настоящим Федеральным законом и иными законами;
в) участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации;
д) организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия;
е) учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;
ж) пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации;
з) создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица;
и) защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;
к) устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации;
л) осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом политической партии.
Политическая партия правомочна осуществлять иную деятельность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 27. Обязанности политической партии
1. Политическая партия обязана:
а) соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии;
б) ежегодно представлять в уполномоченные органы информацию о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, а также копии представляемых в налоговые органы Российской Федерации сводного финансового отчета политической партии и финансовых (бухгалтерских) отчетов ее региональных отделений и иных структурных подразделений с правами юридического лица (далее — зарегистрированные структурные подразделения);
в) допускать представителей уполномоченных органов на открытые мероприятия (в том числе на съезды, конференции или общие собрания), проводимые политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями;
г) извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
2. Политическая партия и ее региональные отделения ежегодно представляют в уполномоченные органы сведения о количестве выдвинутых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями (в том числе в составе избирательного блока) зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты. Указанные сведения представляются в виде копии протокола о результатах выборов, заверенной избирательной комиссией соответствующего уровня.
3. Политическая партия и ее региональные отделения обязаны информировать уполномоченные органы об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Уполномоченные органы не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от политической партии или ее регионального отделения сообщают об этом в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о политической партии или ее региональном отделении.

Статья 28. Имущество политической партии
1. В собственности политической партии может находиться любое имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом и уставом политической партии.
2. Собственником имущества политической партии, в том числе имущества ее региональных отделений и иных структурных подразделений, является политическая партия в целом. Члены политической партии не имеют прав в отношении имущества политической партии. Региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения политической партии обладают правом оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником, имеют самостоятельный баланс или смету.
3. Имущество политической партии используется только для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии.
4. Региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения политической партии отвечают по своим обязательствам находящимся в их распоряжении имуществом. При недостаточности указанного имущества субсидиарную ответственность по обязательствам регионального отделения или иного зарегистрированного структурного подразделения политической партии несет политическая партия.
5. Ответственность за осуществление финансовой деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений несут назначаемые в соответствии с уставом политической партии уполномоченные лица.

Статья 29. Денежные средства политической партии
1. Денежные средства политической партии формируются за счет:
а) вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом политической партии;
б) средств федерального бюджета, предоставляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом;
в) пожертвований;
г) поступлений от мероприятий, проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями, а также доходов от предпринимательской деятельности;
д) поступлений от гражданско-правовых сделок;
е) других не запрещенных законом поступлений.
2. Денежные средства политической партии размещаются на счетах в кредитных организациях, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения вправе иметь только по одному расчетному счету.

Статья 30. Пожертвования политической партии и ее региональным отделениям
1. Политическая партия и ее региональные отделения вправе принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества от физических и юридических лиц при условии, что эти пожертвования документально подтверждены и указан их источник.
2. Пожертвования политической партии и ее региональным отделениям в виде денежных средств осуществляются безналичным перечислением. Допускаются пожертвования от физических лиц путем передачи наличных денежных средств политической партии и ее региональным отделениям. Общая сумма ежегодных пожертвований наличных денежных средств от одного физического лица не должна превышать десять минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на 1 марта года, предшествующего году передачи указанных средств.
3. Не допускаются пожертвования политической партии и ее региональным отделениям от:
а) иностранных государств и иностранных юридических лиц;
б) иностранных граждан;
в) лиц без гражданства;
г) граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет;
д) российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день внесения пожертвования (для открытых акционерных обществ — на день составления списка акционеров за предыдущий год);
е) международных организаций и международных общественных движений;
ж) органов государственной власти и органов местного самоуправления;
з) государственных и муниципальных организаций;
и) юридических лиц, имеющих в своем уставном (складочном) капитале долю государственной или муниципальной собственности, превышающую 30 процентов на день внесения пожертвования;
к) воинских частей, военных организаций, правоохранительных органов;
л) благотворительных организаций и религиозных объединений, а также от учрежденных ими организаций;
м) анонимных жертвователей;
н) юридических лиц, зарегистрированных менее чем за один год до дня внесения пожертвования.
4. Пожертвования, указанные в пункте 3 настоящей статьи, а также пожертвования, перечисление которых влечет за собой превышение суммы, указанной в пункте 9 настоящей статьи, политическая партия или ее региональное отделение в течение месяца со дня их получения должны вернуть жертвователям, а в случае невозможности возврата передать в доход Российской Федерации.
5. Юридическое лицо при передаче политической партии или ее региональному отделению пожертвования в виде денежных средств перечисляет их на счет политической партии или ее регионального отделения в кредитной организации с указанием реквизитов, предусмотренных правилами безналичных расчетов для юридических лиц, и проставляет в платежном поручении отметку об отсутствии предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи ограничений на пожертвования.
6. Гражданин Российской Федерации при передаче политической партии или ее региональному отделению пожертвования в виде денежных средств перечисляет их на счет политической партии или ее регионального отделения в кредитной организации лично из собственных средств с предъявлением паспорта или заменяющего его документа и указанием в платежном поручении либо в денежном переводе фамилии, имени, отчества и даты рождения. При осуществлении гражданином Российской Федерации пожертвования путем передачи политической партии или ее региональному отделению наличных денежных средств в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи в приходном ордере указываются фамилия, имя, отчество и дата рождения жертвователя.
7. В случае, если пожертвование осуществляется не в виде денежных средств, политическая партия или ее региональное отделение оценивает его в денежном выражении в соответствии с законодательством Российской Федерации и вносит соответствующие данные, включая сведения о жертвователе, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, в сводный финансовый отчет политической партии или финансовый (бухгалтерский) отчет регионального отделения политической партии.
8. Сумма пожертвований, полученных политической партией, в том числе ее региональными отделениями, от одного юридического лица в течение календарного года, не должна превышать сто тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на 1 марта года, предшествующего году осуществления пожертвований. Сумма пожертвований, полученных политической партией, в том числе ее региональными отделениями, от одного физического лица в течение календарного года, не должна превышать десять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на 1 марта года, предшествующего году осуществления пожертвований.
9. Общая сумма ежегодных пожертвований, полученных политической партией и ее региональными отделениями, не должна превышать десять миллионов минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на 1 марта года, предшествующего отчетному. При этом сумма ежегодных пожертвований, полученных региональным отделением политической партии, не должна превышать двести тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на 1 марта года, предшествующего отчетному.

Статья 31. Хозяйственная деятельность политической партии
1. Политическая партия самостоятельна в решении хозяйственных вопросов обеспечения своей деятельности, в том числе вопросов оплаты труда, предпринимательской деятельности, получения и использования денежных средств и иного имущества.
2. На работающих по трудовому договору (контракту) работников аппарата политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.
Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе заключать с работниками аппарата политической партии срочные трудовые договоры (контракты) на срок, не превышающий срока полномочий руководящих органов политической партии, ее региональных отделений или иных структурных подразделений.
3. В целях создания финансовых и материальных условий для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии, политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе осуществлять следующие виды предпринимательской деятельности:
а) информационная, рекламная, издательская и полиграфическая деятельность для пропаганды своих взглядов, целей, задач и обнародования результатов своей деятельности;
б) изготовление и продажа сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием политической партии, а также изготовление и продажа издательской и полиграфической продукции;
в) продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества.
4. Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения не вправе осуществлять виды предпринимательской деятельности, не указанные в пункте 3 настоящей статьи.
5. Доходы от предпринимательской деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений не могут перераспределяться между членами политической партии и должны использоваться только в целях, предусмотренных ее уставом.
6. Результаты хозяйственной деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений должны быть отражены в сводном финансовом отчете политической партии и финансовых (бухгалтерских) отчетах ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений.
7. Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе осуществлять благотворительную деятельность.

Функции партии в государстве

Определение 1

Политическая партия — это активная, организованная часть общества, представляющая интересы определенной социальной группы, связанной идеологической общностью, и борющаяся за политическую власть.

В современном обществе политическая жизнь очень сложна, многообразна и противоречива. Существует большое количество субъектов политики, среди них самые важное место принадлежит партиям. На сегодняшний день невозможно представить себе беспартийное государство. В современном мире в большинстве стран существует две и более партийные системы.

Политическая партия является важнейшим достижением цивилизации, оно необходимо для естественной жизни общества. Партия является самой политической из всех общественных организаций: ее целью является не только завоевание власти, но осуществление связи между государством и обществом. Такая связь отводит партии уникальную роль – согласование и выведение на новый политический уровень реальных интересов, которые существуют или зарождаются в обществе. Значительной функцией партии является ее идеологическое воздействие на общество, что играет главную роль в формировании общественного политического сознания.

  • Курсовая работа Виды деятельности политической партии 420 руб.
  • Реферат Виды деятельности политической партии 240 руб.
  • Контрольная работа Виды деятельности политической партии 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Партии определяют процесс текущей политики в своем государстве, осуществляя определенные задачи, приходя к государственной власти, получая возможность влиять на политическую жизнь и организацию общества. В благополучной и правильно организованной политической системе функционируют только несколько партий, которые должны представлять интересы отдельных, не связанных классовыми признаками социальных групп в обществе. Партии берут на себя ответственность устранять противоречия между социальными слоями, ведя борьбу за осуществление именно их политики.

В политике государства партии занимают особое место. В отличие от институтов политических партий, которые стремятся к завоеванию власти в полном объеме, все остальные институты общества, занятые в политике, стремятся разрешить социально экономические вопросы этого общества. Завоевание власти — эта и есть истинная цель создания партии и их сфера деятельности.

Основные функции партий в политике:

  • определение, формулирование интересов определенных слоев населения и отдельных социальных групп, удовлетворение этих интересов;
  • работа с общественностью по развитию активизации и интеграции определенной части населения;
  • работа с населением для расширения круга электората с целью овладения политической властью и получения возможности ее использования, разработка форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки;
  • предвыборная кампания, в случае победы на выборах — формирование высших и местных органов власти, продвижение своих сторонников, контроль над парламентской деятельностью;
  • разработка политической программы государственного развития с учетом партийной идеологии, пропаганда и формирование общественного мнения;
  • выдвижение кадров и их подготовка.

Задачи и виды деятельности политической партии

Главная задача и суть деятельности политической партии — это защита определенных социальных групп и слоев общества.

Существуют три способа формирование политической партии:

  • «сверху» — организация партии на основе парламентской группы, политической элиты;
  • «снизу» — организация партии на основе определенных общественных движений или объединений единомышленников личной идеологии;
  • смешанный – в случае соединения встречных усилий элитарных кругов и простых граждан.

Основной отличительной чертой является непосредственное отношение политической партии к государственной власти. Их деятельность зависит именно от степени этой связи.

Каждая политическая партия обладает определенными, характерными только для данной партии, признаками: идеологией; нацеленностью на главенствующую роль в политике; личной системой ценностей, методологией защиты социальных групп, которые представляет партия; политическими интересами; существованием определенной программы деятельности партии; наличием определенного особого социального статуса; специально закрепленным положением в государстве, работой с частями государственного механизма.

Деятельность политической партии распределена по видам:

  • Массовая деятельность (взаимодействие с блоком избирателей), которая обеспечивает кандидатам партии поддержку избирательных кампаний, что заставляет партию защищать интересы средних и более низких социальных слоев населения.
  • Официальная политическая деятельность (лидеры партии, мозговой штаб, партийный архив, рядовые члены партии). В случае успеха на выборах в составе партии выделяются законодатели (разработка проектов законов, поправок), члены правительства (люди, которые становятся вторым руководящим звеном партии) защищают интересы своего электората на соответствующем уровне.
  • Правительственная деятельность (члены партии — должностные лица в государственном аппарате — президент, губернаторы, члены парламента и т. д.).

Виды политических партий

В соответствии с тем, интересы какого социального слоя представляет политическая партия, зависит содержание ее политической программы и направленность ее деятельности.

Политические партии подразделяют на:

  • в зависимости от категории представляемого социального класса или населения — народные, либерально-демократические, классовые, религиозные, государственно-патриотические, социал-демократические, коммунистические, националистические, расовые, фашистские и т. д.;
  • в зависимости от методов исполнения программы — революционные (предполагают радикальное изменение общества) и реформаторские (улучшение общественной жизни без особых изменений);
  • по форме политических действий — реакционные, экстремистские, консервативные, радикальные, умеренные;
  • по уровню приближенности к органам государственной власти;
  • по политическому спектру — правые, центристские и левые;
  • по структуре — парламентские (территориальные комитеты), лейбористские, авангардные и т. п.

Да, регионализм — это не идеология, а скорее способ достижения свой цели. Тем не менее, еще 7-8 лет назад десятки региональных объединений в России претендовали как раз на изобретение идеи — предоставления широких прав для своей территории, причем это требование почти везде было объединено с лозунгом «Проживем без Москвы!» Фактически речь шла о переустройстве всего российского государства и отрицании его основы — сверхцентрализма.

И именно региональные блоки и объединения тогда представляли единственную реальную силу, способную победить на местах партию власти — «Единую Россию».

Это сегодня оппозиция радуется 40-50% «Единой России», ставя такой ее результат себе в заслугу. А в 2004-2007 годах на региональных выборах партия власти довольствовалась 20-30%, проигрывая наскоро сколоченным областным, краевым и республиканским объединениям.

Названия блоков могли иметь не только региональную, но и персоналистскую окраску, как на выборах в декабре 2003 года в Ульяновской области: ЕР — 27,3%, блок «Народ за Фролыча» — 11,9%. Вспомнит ли сегодня кто-то, что это был за «Фролыч»?

Объединяло все эти региональные блоки несколько составляющих. Первое — они все были блоками. В них объединялись карликовые партии, не имевшие никаких шансов самостоятельно пройти не только в Госдуму, но и в региональные парламенты. Полный аналог скоро ожидающей нас партийной жизни. Блоки организовывали и в их составе пробивались в региональные депутаты такие партии (точнее, их представители), как «Народная воля», «Российская партия мира», ВКПБ, «Евразия», «Слон» и т.д. Как и «Фролыча», никто сегодня не вспомнит, что это были за партии, кого представляли, кто у них был лидером.

Второе — эти блоки в регионах наполнялись чиновниками и бизнесменами, чья основная задача была подчиняться воле губернатора, а не указаниям из Москвы. Кстати, возглавляли тогда регионы еще выборные губернаторы, а местные бюджеты были менее зависимы от дотаций из центра, чем сейчас.

Ужесточение федеральным центром выборного законодательства в последние годы было связано как раз с желанием победить регионализм, а вовсе не борьбой с либералами, КПРФ и другими системными партиями. Запретили блоки, затем — почти во всех регионах выборы по мажоритарным округам. Регионалистам отрубили все легальные пути проникновения в политику.

И сегодня новый, внешне либеральный закон о партиях не предусматривает возможностей создания блоков. Карликовые партии останутся предоставлены сами себе, региональная фронда из чиновников и бизнесменов не сможет показать фигу федеральному центру (а также выторговать себе преференции, пугая власть призраком сепаратизма), и единственный способ для них попасть в политику будет, как сейчас, членство в «Единой России» — с утверждением их кандидатур в Москве.

Норма в «42 и больше» региональных отделений партии (пусть и с отменой минимальной численности членов партии в отделениях, но установленным минимумом для каждого региона в 2 делегата для учредительного съезда) дополнительно способствует, как пишут на канцелярском языке в политотчетах, «консолидации политических сил».

Но значит ли это, что в России раз и навсегда законодательно поставлен заслон на пути к регионализму и тем более сепаратизму? Мировой опыт показывает, что ничто не мешает создавать суперрегионалистские объединения.

Наиболее характерный пример для этого направления — итальянская «Лига Севера», выступающая за широкую автономию для 11 северных регионов (что составляет большинство от 20 регионов в Италии), и чьи депутаты регулярно попадают в местные законодательные органы и в Европарламент. Можем ли мы в России представить себе партию, выступающую, к примеру, за отделение Северного Кавказа (а те, кто декларируют такую идею, в списке новых партий есть)? Можем, и они с легкостью образуют отделения хоть в 60, хоть в 70 регионах страны.

А что мешает каким-нибудь «патриотам тайги» (или «родных осин») сосредоточить деятельность на своем регионе, а в остальных 41 субъектах федерации отыскать по 2 «сочувствующих»? Ничто не мешает.

Станем ли мы свидетелями возрождения регионалистских политических объединений, будет, как обычно, зависеть от Кремля. Но уже не от уловок его юристов (при желании все эти барьеры можно обойти), а от изменения отношения федерального центра к регионам.

Навязывание варягов из Москвы на высшие должности в субъектах федерации (от губернатора до силовиков и мэров), зависимость от дотаций из центра, межрегиональное сотрудничество через посредничество «старшего» — ослабление напора этого излишнего опекунства будет лучшей прививкой от сепаратизма.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Добавить комментарий