Порядок принятия конституций учредительное собрание

Разработка конституции зарубежных стран

Разработка проекта конституции. Новая конституция обычно принимается при возникновении нового государства, смене политических режимов (особенно в результате революционных событий), при существенных изменениях в общественном строе, если текст старой конституции нельзя привести в соответствие с ними путем принятия поправок. Однако во многих развивающихся, да и не только развивающихся, странах принятие новых (особенно временных) конституций было связано с военными и государственными переворотами, с приходом к власти новой группы лиц, что не изменяло существенно — общественный строй, а иногда и политическую систему, с субъективными, а иногда и волюнтаристскими факторами (например, в Африке). Поэтому в некоторых странах конституции заменялись новыми в среднем через пять — семь лет, а то и чаще (Венесуэла, Гана, Йемен, Таиланд и др.) .

Существуют различные способы подготовки проекта конституции. В редких случаях проект от начала до конца создается специально образованным учредительным собранием (конституционным собранием, Народным собранием и т.д.) или действующим парламентом. В этих случаях ведущую роль обычно играет конституционный комитет (комиссия), который создается представительным органом и фактически разрабатывает проект. Во многих странах роль учредительного собрания или парламента в подготовке проекта и в ходе его обсуждения на пленарных заседаниях бывает весьма значительной. Так было при разработке конституций Италии 1947 г., Индии 1949 г., Бразилии 1988 г., Болгарии 1991 г. и др. Иногда парламент принимает специальный закон о порядке подготовки проекта. Так было во Франции, Польше. Нередко процесс подготовки проекта длится долго: на Украине (при подготовке проекта Конституции 1996 г.) и в Польше (при подготовке Конституции 1997 г.) он занял в первом случае пять, во втором — семь лет.

В некоторых странах конституционные комиссии для разработки проекта основного закона создавались не представительными органами, а президентами или правительствами. Такими комиссиями были разработаны проекты конституций Франции 1958 г. (вынесенный затем на референдум, минуя парламент), Греции 1975 г. В ФРГ проект конституции 1949 г. был подготовлен

Парламентским советом (основную работу провели профессора по конституционному праву), состоявшим из представителей региональных парламентов (ландтагов), земель, и утвержден командованием оккупационных войск. В Алжире проект конституции 1989 г. подготовила группа советников при президенте, и он также был вынесен на референдум (эта конституция заменена другой в 1996 г.). После военных переворотов проекты новых конституций разрабатываются или их основные положения формулируются обычно военными правительствами (например, конституции Турции 1982 г., Нигерии 1989 г.), но проект Конституции Фиджи 1990 г. — после такого переворота подготовила в основном группа племенных вождей.

При предоставлении независимости колониям проекты конституций новых государств разрабатывались министерствами, колоний (например, Великобританией для Нигерии в 1964 г.; впоследствии уже учредительными, хотя и своеобразно сформированными, собраниями в Нигерии были приняты другие конституции). Местными властями с участием советников метрополии (например, конституция Мадагаскара 1960 г.), в ходе переговоров на заседаниях «круглых столов», в которых участвовали представители колониальной державы и деятели национально-освободительного движения.

При переходе от тоталитарного к либеральному, полудемократическому, демократическому режимам конституции или их принципиальные положения (включая новую редакцию) разрабатывались на общенациональных конференциях представителей различных партий и различных сил общества, на заседаниях гражданских комитетов, «круглых столов» и т.д. В них участвовали и представители партий (коммунистических, революционно-демократических, пробуржуазно-авторитарных), утрачивающих господствующую роль, лидеры уходящих режимов (Венгрия, Чехия, Конго, Замбия и др.).

В странах тоталитарного социализма и государствах социалистической ориентации, а иногда и в других государствах с однопартийными системами подготовка проекта имеет свои особенности. Во-первых, она начинается по инициативе центрального органа правящей (как правило, единственной) партии, который создает комиссию (она утверждается парламентом, а иногда действует и без такого утверждения), устанавливает основные принципы будущей конституции, обсуждает проект и принимает решение о его представлении парламенту или на референдум. Так разрабатывались конституции практически всех стран тоталитарного социализма (Кубы 1976 г., КНР 1982 г., Вьетнама ‘1992’ г. и др.), государств социалистической ориентации в прошлом (Бенина 1977 г., Эфиопии 1977 г. и др.).

Во-вторых, проект, подготовленный комиссией и одобренный высшим партийным органом, выносится на общегосударственное обсуждение с активным участием в нем массовых организаций. Обычно проводится множество собраний, иногда предлагаются тысячи поправок и дополнений. Практические результаты такого обсуждения, как правило, бывают не очень значительными (хотя в проекты конституций Бенина 1977 г., Вьетнама 1980 г., Эфиопии 1987 г. и других стран вносились существенные поправки), а само обсуждение в ряде случаев приобретает характер парадного одобрения проекта (во всяком случае, его основных положений). Тем не менее, эта стадия конституционного правотворчества имеет важное значение для политической активизации населения, служит формой его партиципации — участия в управлении страной.

В некоторых государствах капиталистической ориентации также предпринимались меры для того, чтобы ознакомить население с проектами конституций и учесть его мнение (Папуа — Новая Гвинея 1975 г., Либерия 1984 г. и др.). Однако круг лиц, принимавших участие в обсуждении, как правило, ограничивался элитой общества. К тому же, согласно постановлениям органов, выносивших проект на обсуждение, иногда оно могло касаться только деталей, а не основных принципов (Шри-Ланка 1972 г.). Иногда для обсуждения проекта или его основных положений созывались массовые собрания представителей различных слоев населения (Ассамблея народов Казахстана в 1995 г. и др.), заключались пакты и соглашения между различными политическими силами по поводу основных положений проекта (Ливан, Испания и др.).

Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, в результате чего может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.

Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям,поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Например, упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст. 65, в которой устанавливается субъектный состав РФ. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в гл. 9 Конституции РФ. ИзменениеКонституции может быть в виде:пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.

Конституция РФ может быть пересмотрена(по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованиемпо проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.

Проведение референдума по проекту Конституции является достаточно трудоемким процессом, именно поэтому процедура изменения Конституции названа усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный выбор конституционного строя страны.

Часть конституционных норм может быть изменена путем издания Федеральным Собранием РФ федеральных законов о внесении изменений в статьи Конституции РФ.

Предложение о внесения поправокв Конституцию РФ могут внести следующие субъекты(ст. 134 Конституции РФ): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3–8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.

Изменения в Конституциюмогут быть внесены только в отношении ст. 65,где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе. В настоящее время таким образом внесены изменения в ст. 65 в связи с изменением наименований субъектов РФ: Республики Ингушетии и Алании.

10.Понятие и виды конституционного контроля.

Конституционный контроль представляет собой проверку на соответствии Конституции нормативно-правовых актов, полномочий органов государственной власти, порядка проведения выборов и референдума, деятельности политических партий.

Виды конституционного контроля.

В учебниках либо много разных, либо нет вообще.

Виды конституционного контроля:

I. В зависимости от вступления в силу проверяемого нормативного акта.

1) Предварительный контроль. Когда проверяется нормативный акт, ещё не вступивший в законную силу. Например, во Франции так проверяются органические законы, обычные законы.

2) Последующий контроль. Когда проверяются нормативные акты, уже действующие, уже вступившие в законную юридическую силу. Например, в США, в Германии такой контроль осуществляется. В Индии тоже, в РФ…

II. В зависимости от структуры органов конституционного контроля.

1. Централизованный контроль. Когда один орган осуществляет конституционный контроль. Например, Конституционный Суд в Германии, Конституционный Совет во Франции.

2. Децентрализованный контроль. Когда конституционный контроль осуществляют все общие суды. Например, в США, в Индии, в Австралии…

III. В зависимости от предмета проверки.

1) Материальный контроль. При материальном контроле проверяется нормативно-правовой акт, например, органические законы во Франции проверяет Конституционный Совет, федеральные земельные законы проверяет Конституционный суд… В РФ тоже.

2) Формальный контроль. При формальном контроле проверяются какие-либо процедуры. Как правило, это проведение выборов и референдумов. Во Франции Конституционный Совет Франции проводит проверку выборов и референдумов. Конституционный Суд Германии проверяет деятельности политических партий на соответствие Конституции, он запретил деятельность коммунистической и неофашистской партий.

IV. В зависимости от обязательности проведения.

1. Обязательный контроль. Орган конституционного контроля обязан провести проверку нормативных актов до их вступления в силу или каких-либо процедур до объявления их результатов. Например, Конституционный Совет Франции обязательно проверяет органические законы и регламенты палат парламента до их вступления в силу. У нас такого закона.

2. Факультативный контроль. При факультативном контроле проверка зависит от воли субъекта, обладающего правом обращения в орган конституционного контроля, то есть направят обращения – рассмотрит орган конституционного контроля, не направят – не рассмотрят. Например, во Франции это обычные законы, в Германии – федеральные законы и законы земель, в РФ тоже.

V. В зависимости от применения на практике нормативного правового акта:

1) Абстрактный контроль. Когда проверяется нормативный акт независимо от того, применялся ли он на практике. Например, Конституционный Суд Германии проверяет законы по запросам органов власти.

2) Конкретный контроль. Проводится проверка нормативного акта, который был применён на практике (это обязательное условие) в конкретном деле, например, в суде. Примеры такого конкретного контроля – в Германии Конституционный Суд по жалобам граждан, к которым применили и везде, где общие суды осуществляют контроль (в США, там весь контроль конкретный и нет абстрактного).

11.Понятие конституционного строя и его основ.

Конституционный строй – понятие комплексное, более широкое, чем государственный строй, но, в свою очередь, более конкретизированное и юридизированное по сравнению со строем общественным. В обобщенном плане определить его можно как правопорядок, при котором соблюдается демократическая конституция государства. Следует иметь в виду, что гл. 1 Конституции РФ закрепляет лишь основы конституционного строя России. Все грани конституционного строя государства (имущественные, земельные, экологические, административные, процессуальные, трудовые, уголовные, семейные и иные правоотношения) невозможно прописать ни в одном нормативном акте, в том числе и в основном законе страны. Детализация этих правоотношений осуществляется в специальных законах, в отраслевом законодательстве. Основы же вообще – это важнейшие, исходные начала, определяющие сущность того или иного явления. Таким образом, конституционный строй – это совокупность соответствующих общественных отношений, а его основы – базовые, системообразующие принципы, их регламентирующие. Эти принципы лежат в основе (или, напротив, находятся на вершине) всей пирамиды правовой системы государства, служат ориентиром для многоплановых правомерных связей в обществе.

Незыблемость указанных принципов обеспечивает достаточно сложный порядок их изменения – гл. 1 Конституции РФ (равно как и гл. 2 и 9) является более «жесткой» по сравнению с другими главами и может быть изменена только в результате пересмотра Конституции. Таким образом, любое изменение в базовые конституционные положения может быть осуществлено только путем замены прежней Конституции новой (даже если изменения незначительны и новая Конституция во многом совпадает с прежней).

Кроме того, гл. 1 Конституции РФ обладает большей юридической силой по отношению к другим, в том числе и «защищенным» (гл. 2, 9), конституционным положениям. В соответствии с ч. 2 ст. 16 никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Глава 1 Конституции РФ нормативно не разделяет основы конституционного строя России на какие-либо виды. Тем не менее их можно объединить в определенные группы (схема 5): закрепляющие организацию государства и государственной (публичной) власти, приоритет прав и свобод человека и гражданина, политические и экономические основы государства и общества.

2.1. Понятие и значение конституции как базового закона

В первой главе мы ознакомились с понятием конституционного права. Одним из объектов изучения конституционного права является конституция — базовый закон любого демократического государства. Что такое конституция?

Первые конституции в современном понимании этого слова появились в конце XVII — начале XVIII в.

Во времена Римской империи термином «конституция» назывались императорские указы, а в средние века — акты о федеральных вольностях.

В конце XVII в. началась серия демократических революций, вызванных потребностью непростого переустройства власти. Развивающееся общество искало оптимальное соотношение между государством и народом, властью и свободой.

Конституция — важнейший институт демократии. Демократическое государство всегда конституционное, но не всякое государство, имеющее конституцию, может быть названо конституционным и демократическим. Поскольку любому государству присуща тенденция к злоупотреблению властью, то одной из целей конституционализма является ограничение произвола публичной власти в отношении прав и свобод человека и гражданина.

Следовательно, мало принять конституцию, необходимо создать режим ее неукоснительного соблюдения. Но для этого она должна занимать особое место в правовой системе страны.

В самом общем виде конституцию можно определить как нормативный правовой акт (или совокупность правовых актов), обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы взаимоотношений человека (общества) и государства, а также устанавливающий принципы организации самого государства.

В современном демократическом государстве носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Только он обладает учредительной властью. Именно поэтому конституции принимаются народом или от имени народа. Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает важнейшую черту ее понятия: она носит учредительный характер. Конституция учреждает основы общественного и государственного строя, механизм осуществления государственной власти. Она носит учредительный характер и потому, что все ее предписания являются первичными и им не могут противоречить другие издаваемые государственными органами акты.

Конституцию, занимающую особое место в правовой системе каждой страны, отличают от других правовых актов и такие ее черты и свойства, как легитимность, стабильность, реальность, верховенство. Рассмотрим эти свойства более подробно.

Конституция считается легитимной тогда, когда она принята законным путем, т. е. в том порядке, который предусмотрен в действовавшей до этого конституции. Конституции, навязанные военными хунтами и другими диктаторскими режимами вместо принятых ранее законным путем, не могут считаться легитимными.

Легитимным является и способ принятия конституции посредством референдума (всеобщее голосование) или представительным органом. Происходит это тогда, когда ранее в стране конституция отсутствовала или действующая не исполняла свои функции и не могла быть использована для принятия новой.

Второй важной чертой конституции и ее свойством является реальность, которая характеризует конституцию тогда, когда ее предписания исполнимы и гарантированы в условиях режима законности и правопорядка. Реальной является такая конституция, которая предусматривает и гарантирует народовластие, права и свободы человека и гражданина. Конституции, не отвечающие этим требованиям, являются фиктивными. Они декларативны, наполнены социальной демагогией и реально не гарантируют элементарных гражданских прав. Фиктивные конституции характерны для стран с авторитарными и недемократическими режимами.

Следующее свойство конституции — стабильность. Самая стабильная в мире конституция — это Конституция США, принятая в 1787 г. и действующая практически без изменений до настоящего времени. В чем проявляется стабильность конституции?

Стабильность конституции проявляется в незыблемости ее предписаний, в сохранении высокой степени устойчивости и неподверженности воздействию политических сил, меняющихся у власти. Стабильность и жесткость конституции не только не исключает возможности ее изменения, но и предполагает приведение ее в соответствие с новыми условиями социальной действительности. Поскольку конституция оказывает глубокое воздействие на весь общественный и правовой порядок, неопределенность хотя бы отдельных ее норм может привести к нестабильности в обществе. Характерным примером является трагическое событие октября 1993 г. в России.

Крайне важное значение имеет свойство верховенства конституции.

Определяя верховенство конституции в правовой системе, важно отметить, что она не просто базовый закон, но такой закон, который обладает особой юридической силой по сравнению с другими законами. При этом конституция является актом наивысшей юридической силы, и это особое свойство выражается в следующем: ее нормы являются основополагающим источником не только конституционного права, но и других отраслей права — гражданского, административного и др.; текущие законы и другие нормативные акты должны приниматься только указанными в конституции государственными органами и соответствовать конституции; государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию.

Верховенство конституции основывается на ряде постулатов, которые выражаются в том, что конституция активно участвует в правовом регулировании основных сфер общественной и государственной жизни; при разрешении конкретных дел конституция используется в различных судебных инстанциях в качестве правового акта прямого действия; обеспечивается высшая юридическая сила конституции и приоритетное применение в иерархии нормативных правовых актов страны; конституционные конфликты и противоречия, возникающие между различными субъектами права, разрешаются на основе конституционных норм при корректирующем воздействии конституционного правосудия; в отношении конституции применяется системное толкование для обеспечения комплексного воздействия на правовую систему в целом.

Верховенство конституции в правовой системе обеспечивается эффективным механизмом ее реализации и охраны. Вопросами обеспечения конституционности законов и других нормативных правовых актов занимаются органы конституционного контроля (надзора, суда). Им нередко принадлежит и право толкования конституционных положений. В России это Конституционный Суд РФ.

Верховенство конституции в правовой системе устанавливается не каким-либо другим нормативным актом, а ее собственными нормами.

Подобная норма есть в Конституции РФ 1993 г. в ч. 1 ст. 15, которая гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Перечисленные и рассмотренные свойства конституции не исчерпывающие. Немаловажным ее свойством является то, что, вне зависимости от желания принимающих ее, конституция еще и политический документ.

Сущность конституции заключается не только в том, что она базовый закон государства и обладает высшей юридической силой, хотя это — ее первейшее и важнейшее назначение. Конституция является также политическим и идеологическим документом.

И как политический документ она отражает определенное соотношение политических сил на момент ее разработки и принятия. Но такое соотношение политических сил не является неким выражением соотношения классовых интересов или «результатом классовой борьбы», что являлось незыблемой методологической основой советской науки. Конституция в демократическом государстве — результат политического согласия. Она является общественным компромиссом, в котором согласованы политические интересы, представленные различными политическими силами. Их интересы отражены в конституции в той мере, в какой их удалось отстоять и согласовать с другими политическими силами. Разумеется, больше учтены интересы тех политических сил, чье влияние в обществе оказалось более сильным или даже — определяющим. Именно это является главным, а не классовая сущность.

Кроме того, конституция всегда должна быть идеологическим документом, так как она всегда устремлена в будущее. Ее идеологический характер заключается в том, что она выражает определенное мировоззрение. Конституция декларирует важнейшие ценности — права человека, демократические институты, частную собственность, свободу экономической деятельности, составляющие основу конституционного строя. Эти ценности — стержень либерально-демократической идеологии — защищаются и охраняются.

Все вышеперечисленное определяет значение конституции как базы для развития демократического общества. Отсюда и название — базовый закон.

Добавить комментарий