Постоянно действующие избирательные комиссии

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 ноября 1996 г. N 139-ФЗ в статью 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 11. Статус избирательных комиссий

Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Подготовку и проведение выборов в Российской Федерации осуществляют:

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

окружные избирательные комиссии;

территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим количеством избирателей создаются несколько территориальных избирательных комиссий;

участковые избирательные комиссии.

Полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и иных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти устанавливаются федеральными законами.

Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в выборные органы местного самоуправления устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления федеральным законом могут быть установлены временные нормы, которые регулируют полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и действуют в случае, если законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не установлены иные нормы.

ГАРАНТ:

Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления см. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ

При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции не зависимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также нижестоящих (соответственно уровню проводимых выборов) избирательных комиссий.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются юридическими лицами. Иные избирательные комиссии могут признаваться юридическими лицами в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок, установленный федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.



В Российской Федерации подготовкой и проведением выборов занимаются специально созданные для этого, независимые органы — избирательные комиссии. Это является, своего рода, гарантом проведения свободных и независимых от какого-либо политического влияния со стороны действующей власти выборов.

Избирательная комиссия — это коллегиальный орган, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.

В России функционирует система избирательных комиссий, которая неразрывно связана с федеративной природой нашего государства. Статус и система избирательных комиссий регламентированы в Федеральном законе от 12 июня 2002 г.№ 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Вся деятельность избирательных комиссий основана на коллективности. Её деятельность предполагает свободное коллективное обсуждение тех вопросов, которые выносятся на заседание комиссии, а также принятие решений, которые будут соответствовать мнению большинства членов комиссии, путем голосования. Избирательная комиссия может начать свою работу только в том случае, если ее состав сформирован более чем на две трети от изначально установленного числа участников с правом решающего голоса. От этого зависит законность всех действий данной комиссии

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ)-представляет собой федеральный государственный орган, который действует на постоянной основе и является юридическим лицом. ЦИК РФ проводит выборы в федеральные органы государственной власти, а также организует проведение референдума Российской Федерации. Срок полномочий ЦИК РФ составляет пять лет. В составе Центральной избирательной комиссии РФ находится 15 членов, 5 из которых назначаются Государственной Думой из числа тех кандидатур, которые были предложены фракциями, другими депутатскими объединениями в Государственной Думе, а также депутатами Государственной Думы Федерального Собрания. Важно отметить, что от одного депутатского объединения в Государственной Думе может быть назначен только один представитель. Пять членов ЦИК РФ назначаются Советом Федерации из числа тех кандидатов, которые были предложены законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, а также высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации. Пять членов ЦИК РФ назначаются Президентом РФ. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации избирают из своего состава тайным голосованием Председателя ЦИК РФ, его заместителя и секретаря ЦИК РФ.

В рамках своей компетенции Центральная избирательная комиссия Российской Федерации имеет вправо издавать инструкции, которые будут обязательны для исполнения.

Избирательные комиссии субъектов РФ являются государственными органами субъектов Российской Федерации, занимающимися организацией, подготовкой и проведением выборов и референдумов в РФ. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются юридическими лицами, которые работают на постоянной основе. Срок их полномочий составляет 5 лет. Количество членов, находящихся в избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, устанавливается конституцией и не может быть менее 10 и более 14.

Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и при этом не входит в структуру органов местного самоуправления. Связано это с тем, что избирательная комиссия не занимается решением вопросов местного значения, что является важным признаком органа местного самоуправления.

В Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию. Это возможно по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования. В этом случае территориальная избирательная комиссия становится комиссией, организующей подготовку и проведение местных выборов и местного референдума.

Окружные избирательные комиссии, не являются органами, действующими на постоянной основе. Окружные избирательные комиссии создаются только в случаях проведения выборов по одномандатным и многомандатным избирательным округам.

В случаях создания окружных избирательных комиссий, срок их полномочий заканчивается через два месяца с момента официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую инстанцию не поступили жалобы на действие или бездействие этой комиссии, в результате которых был обнаружен факт нарушения порядка подсчёта голосов или же если по данным не ведется судебное разбирательство. Законом субъекта Российской федерации устанавливается число членов окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления с правом решающего голоса. Из этого следует, что на федеральном уровне требований к числу членов окружной избирательной комиссии не установлено.

Вышестоящей комиссией производится формирование окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления. Соответственно, если осуществляются выборы в органы государственной власти субъекта РФ, то вышестоящим органом будет избирательная комиссия субъекта РФ, которая и будет заниматься формированием окружной избирательной комиссии.

Территориальные избирательные комиссии. Данные органы действуют на постоянной основе. Срок их полномочий составляют 5 лет. Территориальные избирательные комиссии являются промежуточным звеном в системе избирательных комиссий при организации выборов уровня субъектов Российской Федерации и федерального уровня. Данные комиссии создаются в таких административно-территориальных единицах, как города, городские районы и так далее. При этом территориальные комиссии могут и не создаваться. В таком случае их роль возьмут на себя соответствующие избирательные комиссии муниципального образования. Статус территориальных избирательных комиссий определяется законами субъекта РФ. Законом субъекта РФ территориальная комиссия может иметь статус юридического лица. Данные комиссии формируются в количестве 5–14 членов с правом решающего голоса. Создание территориальной комиссии производится избирательной комиссией субъекта РФ. В пределах одной административно-территориальной единицы может формироваться несколько территориальных комиссий, в зависимости от числа избирателей, при этом решение об их формировании принимается избирательной комиссией субъекта РФ по согласованию с центральной избирательной комиссией РФ . В зависимости от количества избирателей, зарегистрированных на конкретном участке, варьируется и количество членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Если на участке до 1001 избирателя, то количество членов избирательной комиссии будет варьироваться от 3 до 9, если от 1001 до 2000 тысяч избирателей — 7–12 членов избирательной комиссии, более 2000 тысяч-7–16 членов комиссии.

Заключение

Система избирательных комиссий, которая действует, на данный момент в РФ является важнейшим организационным механизмом, который обеспечивает регулярное демократическое обновление избираемых государственных органов и органов местного самоуправления. Проводящие выборы избирательные комиссии являются гибкой системой, которая специально приспособлена для выборов органов власти различных уровней. система избирательных комиссий является отлаженным механизмом, части которого способны взаимодействовать друг с другом в тех формах, которые чётко указаны в законах Российской Федерации. Законодательством также обозначена совокупность прав и обязанностей избирательных комиссий, для организации свободного и честного волеизъявления граждан при проведении выборов, а также подконтрольность и ответственность избирательных комиссий, гарантии деятельности по обеспечению возложенных на них полномочий.

Литература:

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Избирательные комиссии — это государственные или общественныеорганы, целямикоторых являются:

обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан РФ;

осуществление подготовки и проведения выборов в Российской Федерации,

рассмотрение поступивших к ним обращений о нарушении зако­нодательства о выборах, проведение проверок по таким обращениям и принятие соответствующих мер;

обеспечение избирателей информацией о сроках и порядке осу­ществления избирательных действий, о ходе соответствующих кам­паний, о кандидатах, об избирательных объединениях и избиратель­ных блоках, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.

Сходные задачи решают комиссии также при проведении рефе­рендумов, а также голосований по отзыву депутатов и выборных должностных лиц. На период соответствующей кампании они имену­ются комиссиями по проведению референдума или комиссиями по проведению голосования об отзыве, чаще всего оставаясь в прежнем составе.

Существуют следующие виды избирательных комиссий:

1) Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК, Центриз­бирком);

2) избирательные комиссии субъектов РФ;

3) избирательные комиссии муниципальных образований;

4) окружные избирательные комиссии;

5) территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии;

6) участковые избирательные комиссии.

Закон называет государст­венными органами только ЦИК РФ и избирательные комиссии субъ­ектов РФ. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции» относит избирательную комиссию муниципального образова­ния к числу муниципальных органов. Но в 2005 г. определено, что эта комиссия не входит в структуру органов местного самоуправления. Все другие избирательные комиссии можно называть просто общест­венными формированиями.

Строго говоря, для избирательных комиссий очень бы подошло понятие публично-правовых корпораций (корпораций публичного права), применяемое в законодательстве многих иностранных государств. Оно удачно отражает роль тех органов, которые по функциям и обяза­тельности решений близки к государственным органам, а по порядку формирования и методам деятельности к общественным струк­турам.

Существующие шесть видов избирательных комиссий в своем большинстве (кроме участковых комиссий) действуют на постоянной основе. По каждому уровню выборов действует своя система избира­тельных комиссий.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

Это — главная избирательная комиссия страны.

ЦИК состоит из 15 членов:

пять членов ЦИК назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предложенных депутатскими объединениями и депута­тами Думы, при этом от одного депутатского объединения может быть назначено не более одного представителя;

пять членов ЦИК назначаются Советом Федерации из числа кан­дидатур, предложенных законодательными (представительными) ор­ганами и главами субъектов РФ;

пять членов ЦИК назначаются Президентом РФ.

Таким образом, ни у кого нет монополии на формирование данно­го федерального органа. К тому же Председателя, заместителя Пред­седателя и секретаря члены ЦИК теперь избирают сами из своего со­става тайным голосованием. Все это должно дополнительно содейст­вовать самостоятельности и независимости главной избирательной комиссии страны.

Все члены ЦИК должны иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права.

Срок полномочий ЦИК — четыре года. Она является юридическим лицом и действует на постоянной основе.

Центральная избирательная комиссия РФ — это и руководящий, и организаторский, и нормативно-методический, и контрольный центр для всех избирательных кампаний в нашей стране. ЦИК руководит деятельностью всех других избирательных комиссий, осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан; разрабатыва­ет нормативы технологического оборудования, необходимого для ра­боты избирательных комиссий, и осуществляет контроль за их со­блюдением; осуществляет меры по организации единообразной сис­темы подведения итогов голосования и установления результатов вы­боров в Российской Федерации; распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подго­товки и проведения выборов, контролирует их целевое использова­ние; оказывает правовую, методическую, организационно-техниче­скую помощь избирательным комиссиям; заслушивает сообщения органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления по вопросам, связанным с федеральными выборами и референдумами; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и прини­мает мотивированные решения. ЦИК вправе издавать инструкции по вопросам применения избирательных законов, обязательные для всех избирательных комиссий страны.

Одна из важнейших групп полномочий ЦИК связана с выборами депутатов Государственной Думы по партийным спискам, а также с выборами Президента РФ. Она на выборах депутатов сначала заверя­ет федеральные списки, что дает право сбора подписей в их поддерж­ку, далее регистрирует федеральные списки кандидатов, а также дове­ренных лиц политических партий. ЦИК регистрирует кандидатов на пост Президента РФ и их доверенных лиц.

ЦИК устанавливает единый порядок обработки итогов голосова­ния и определения результатов выборов депутатов Государственной Думы, устанавливает, кто победил по спискам, сколько мест доста­лось тем или иным партиям.

Списки лиц, избранных в Думу, составляются ЦИК и вместе с не­обходимыми документами передаются в Государственную Думу.

Центральная избирательная комиссия определяет также результа­ты выборов Президента РФ.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации

Эта избирательная комиссия действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий составляет четыре года.

Число членов данной комиссии устанавливается конституцией, уставом, законом субъекта РФ, но не может быть менее 10 и более 14. Комиссии формируются органом законодательной власти и главой субъекта РФ на основе Предложений избирательных объединений и блоков, списки которых участвовали в распределении мандатов в Го­сударственной Думе и представительном органе данного субъекта, а также предложений представительных органов местного самоуправ­ления, избирательной комиссии субъекта РФ предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии РФ.

При формировании состава этой комиссии соблюдается паритет: половина членов комиссии назначается органом законодательной вла­сти, другая половина — главой исполнительной власти субъекта РФ. Определенные преимущества имеют избирательные объединения, списки которых участвовали в распределении мандатов в Государст­венной Думе и представительном органе данного субъекта — не менее половины числа членов избирательной комиссии субъекта РФ назна­чается каждой стороной на основе поступивших от них предложений. Кроме того, и законодательный орган, и глава исполнительной вла­сти субъекта обязаны назначить не менее одного члена избиратель­ной комиссии субъекта на основе поступивших предложений ЦИК РФ. Последнее правило, отраженное в Федеральном законе 2002 г., направлено на усиление вертикали в организации и деятель­ности избирательных комиссий. Об этом же свидетельствует и такое правило: если органами субъекта РФ избирательная комиссия субъ­екта в положенные сроки не сформирована или сформирована час­тично,это вправе сделать Центральная избирательная комиссия РФ.

Избирательная комиссия субъекта РФ обладает многими анало­гичными с ЦИК полномочиями, но применительно к территории субъекта РФ.

Полномочия:

Избирательная комиссия субъекта РФ непосредственно руково­дит подготовкой и проведением выборов в органы государственной власти субъекта и референдумов субъекта, осуществляет меры по ор­ганизации финансирования таких выборов и референдумов. Она ут­верждает перечень территориальных комиссий; оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям; заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления по вопросам, связан­ным с подготовкой и проведением выборов в органы государственной власти субъекта, органы местного самоуправления, референдума субъекта, местного референдума.

Эта комиссия по поручению ЦИК РФ устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а так­же документы, связанные с подготовкой и проведением референду­ма. Она рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает мотивирован­ные решения.

Избирательная комиссия муниципального образования

Эта избирательная комиссия организует в соответствии с законом субъекта РФ, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления. Кроме того, комиссия участвует, с учетом своего уровня, в выборах органов госу­дарственной власти Российской Федерации и ее субъекта. Данной из­бирательной комиссии уставом муниципального образования, нор­мативным правовым актом органа местного самоуправления может быть придан статус юридического лица. Срок полномочий составляет четыре года. Число членов избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса устанавливается уставом муниципального образования.

Формирование избирательной комиссии осуществляется представи­тельным органом муниципального образования на основе предложений политических партий и избирательных блоков, списки которых уча­ствовали в распределении мандатов в Государственной Думе и пред­ставительном органе данного субъекта РФ, а также предложений соб­раний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, предложений избирательной комиссии муниципального образова­ния предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта РФ.

Представительный орган местного самоуправления обязан на­значить не менее одной второй от общего числа членов избиратель­ной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений от названных выше политических партий и избира­тельных блоков, а также избирательных объединений и блоков, вы­двинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депу­татских мандатов в представительном органе местного самоуправ­ления.

Кроме того, представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии му­ниципального образования на основе поступивших предложений из­бирательной комиссии субъекта РФ. Таким образом, и здесь очевид­но влияние вертикали. Об этом же свидетельствует и такое правило: если представительным органом местного самоуправления данная избирательная комиссия в положенные сроки не сформирована или сформирована лишь частично, это вправе сделать вышестоящая из­бирательная комиссия.

Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования.

Полномочия:

Выполняя свои задачи, избирательная комиссия осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме российских граждан; обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов муниципальных выборов, включая вопросы предвыборной агитации, финансирование, определение результатов выборов и др.; оказывает правовую, .методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям; рассматривает жалобы (заявле­ния) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные ре­шения. По выборам в органы власти Российской Федерации и ее субъектов данная избирательная комиссия осуществляет контроль за соблюдением законодательства, проведением избирательных меро­приятий и т.д., а если сочетает функции территориальной избиратель­ной комиссии, то обобщает данные участковых избирательных ко­миссий и устанавливает итоги голосования на соответствующей тер­ритории.

Окружные избирательные комиссии

Эти избирательные комиссии формируются в случаях, предусмот­ренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Пока половина депутатов Государственной Думы избиралась по одномандатным избиратель­ным округам, в каждом таком округе образовывалась окружная изби­рательная комиссия, теперь в них нет необходимости. Сейчас могут быть следующие самостоятельные виды окружных избирательных комиссий: по выборам депутатов законодательного (представитель­ного) органа государственной власти субъекта РФ; по выборам депу­татов представительного органа местного самоуправления.

Эти комиссии создаются за определенное количество дней до дня голосования. Срок их полномочий истекает в день официального опубликования решения о назначении следующих соответствующих выборов. Формально может быть небольшой разрыв между прекра­щением полномочий прежней и началом работы новой окружной ко­миссии, реально речь идет лишь о времени, необходимом для форми­рования обновленного состава.

Число членов окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного само­управления с правом решающего голоса устанавливается законом субъекта РФ.

Формирование окружной избирательной комиссии по выборам в депутаты законодательного (представительного) органа субъекта РФ, представительного органа местного самоуправления осуществляется вышестоящей (по отношению к окружной) избирательной комисси­ей. Формирование производится на основе предложений политиче­ских партий и избирательных блоков, а также предложений предста­вительных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Если вышестоящей из­бирательной комиссией в положенные сроки окружные комиссиии не сформированы или сформированы лишь частично, это вправе сде­лать те комиссии, которые для них являются вышестоящими, т.е. со­ответственно Центральная избирательная комиссия РФ, избиратель­ная комиссиия субъекта РФ.

Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов любой окружной избира­тельной комиссии.

Окружная избирательная комиссия выполняет ряд таких же задач, о которых говорилось по другим комиссиям.

Вместе с тем у любой окружной комиссии есть и свои, специфиче­ские функции. Они осуществляют регистрацию кандидатов по окру­гу, их доверенных лиц, выдают им удостоверения установленного об­разца; публикуют сведения о зарегистрированных кандидатах; обес­печивают соблюдение принципа равенства кандидатов и правильное ведение ими предвыборной агитации; контролируют расходование средств избирательных фондов и определяют результаты выборов по избирательному округу; утверждают текст бюллетеня в избиратель­ном округе, обеспечивают его изготовление и снабжение им соответ­ствующих избирательных комиссий; публикуют (обнародуют) в соот­ветствующих средствах массовой информации результаты выборов по избирательному округу; выдают удостоверение об избрании депу­тату; проводят повторные и дополнительные выборы.

Территориальные избирательные комиссии

Территориальные избирательные комиссии создаются в админи­стративно-территориальных единицах (городах, районах), не преоб­разованных в муниципальные образования.

Если город стал муниципальным образованием — городским ок­ругом, тогда его избирательная комиссия попадает в разряд избира­тельных комиссий муниципальных образований. Если же город де­лится на внутригородские районы (а они по закону не являются те­перь муниципальными образованиями), тогда в районах могут быть образованы территориальные избирательные комиссии, они отвеча­ют за подготовку и проведение выборов на данной территории, дейст­вуют под руководством избирательной комиссии города.

При наличии в сельской местности муниципальных районов они имеют свои муниципальные избирательные комиссии. В район вхо­дят в качестве муниципальных образований сельские и городские по­селения, которые также имеют свои муниципальные избирательные комиссии. Однако если муниципальный район является большим, для организации выборов на частях его территории могут быть созда­ны территориальные избирательные комиссии, под руководством ко­торых будут работать избирательные комиссии сельских и городских поселений на этой части территории района.

Особенности образования территориальных избирательных ко­миссий определяются законами субъекта Федерации. Эти комис­сии действуют на постоянной основе. Срок их полномочий — че­тыре года. Законом субъекта РФ территориальной комиссии может быть придан статус юридического лица. Полномочия территори­альной комиссии по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта РФ, принятому по согласованию с представи­тельным органом местного самоуправления, могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального об­разования.

Территориальные комиссии формируются в количестве пяти — девяти членов с правом решающего голоса. Формирование террито­риальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъ­екта РФ на основе предложений политических партий, избиратель­ных блоков, списки которых участвовали в распределении мандатов в Государственной Думе, представительном органе соответствующего субъекта РФ, представительном органе местного самоуправления (не менее половины мест замещается по таким предложениям), а также предложений представительных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава. Если избиратель­ной комиссией субъекта РФ в положенные сроки территориальная комиссия не сформирована или сформирована лишь частично, это вправе сделать Центральная избирательная комиссия РФ.

В пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей может формироваться несколько тер­риториальных комиссий, при этом решение об их формировании принимает избирательная комиссия субъекта РФ по согласованию с ЦИК РФ.

Избирательная комиссия субъекта РФ вправе сформировать одну либо несколько территориальных комиссий для руководства деятель­ностью участковых комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных на судах, полярных станциях.

Центральная избирательная комиссия РФ вправе сформировать одну либо несколько территориальных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на избира­тельных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации.

Территориальная комиссия осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан; обеспечивает соблюдение нормати­вов технологического оборудования, необходимого для работы ко­миссии; обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, ре­ферендумов, развитием избирательной системы в России и т.д. Терри­ториальная комиссия оказывает методическую, организационно-тех­ническую помощь нижестоящим комиссиям; заслушивает сообще­ния органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведени­ем выборов. Она рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по ука­занным жалобам (заявлениям) мотивированные решения.

Участковые избирательные комиссии

Участковые комиссии формируются в период избирательной кам­пании в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования и подсчета голосов избирателей. Эти сроки зависят от вида выборов. К примеру, на выборах депутатов Государственной Думы участковые избирательные комиссии формируются не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования. Но срок прекращения полномочий этих комиссий по Федеральному закону 2002 г. един — их полномочия прекращаются через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, если в адрес вы­шестоящей комиссии не поступили жалобы, протесты на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если поданным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опроте­стования итогов голосования полномочия участковой комиссии пре­кращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом.

Число членов участковых комиссий с правом решающего голоса устанавливается законом. Например, при выборах депутатов Государ­ственной Думы количественный состав зависит от числа избирате­лей, зарегистрированных на территории избирательного участка: до 1001 избирателя — 3—9 членов участковой комиссии с правом ре­шающего голоса; от 1001 до 2001 избирателя —7—12; более 2000 изби­рателей — 7—16.

Участковая комиссия формируется вышестоящей комиссией на основе предложений политических партий, избирательных блоков, списки которых участвовали в распределении мандатов в Государст­венной Думе, представительном органе соответствующего субъекта РФ, представительном органе местного самоуправления (не менее половины мест замещается по таким предложениям), а также предло­жений представительного органа местного самоуправления, собра­ний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Если соответствующая избирательная комиссия в установленные сроки не сформирует участковую комиссию, это вправе сделать вышестоящая избирательная комиссия.

Участковая комиссия информирует население об адресе и о номе­ре телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования; уточняет список избирателей, знако­мит избирателей с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесе­нии в него соответствующих изменений; обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого обо­рудования; обеспечивает информирование избирателей о зарегист­рированных кандидатах, об избирательных объединениях, избира­тельных блоках, зарегистрировавших списки кандидатов, на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии; контролирует со­блюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума; выдает открепительные удостоверения; организует на избирательном участ­ке голосование в день голосования, а также досрочное голосование; проводит подсчет голосов, устанавливает и объявляет итоги голосова­ния на избирательном участке, составляет протокол об итогах голосо­вания и передает его в территориальную комиссию; рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение изби­рательного законодательства и принимает мотивированные реше­ния; при обнаружении правонарушений составляет протоколы об административных правонарушениях (готовит материалы для таких протоколов) и направляет данные протоколы в соответствии с зако­нодательством об административных правонарушениях в правоохра­нительные органы или суд; обеспечивает хранение и передачу в вы­шестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и прове­дением выборов.

В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:

− Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК);

− избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (ИКС);

− избирательные комиссии муниципальных образований (ИКМО);

− окружные избирательные комиссии;

− территориальные (районные, городские и другие) комиссии (ТИК);

− участковые комиссии (УК).

При проведении соответствующих референдумов Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума. Иные избирательные комиссии могут действовать в качестве комиссий референдума по решению соответствующих вышестоящих избирательных комиссий.

Система избирательных комиссий не входит ни в одну из ветвей государственной власти, однако ЦИК России и ИКС РФ являются государственными органами, осуществляющими подготовку и проведение выборов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, предусмотренной федеральными законами и законами субъектов РФ. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и местного самоуправления. Федеральный закон обеспечивает самостоятельность комиссий путем установления круга их полномочий и порядка их формирования. В частности решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны не только для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений и органов местного самоуправления, но и для кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, должностных лиц, избирателей. Установленный Федеральным законом порядок финансирования деятельности ЦИК России, ИКС РФ, ИКМО, территориальных комиссий, действующих на постоянной основе, делает их независимыми в финансовом отношении от органов исполнительной власти и должностных лиц. Расходы комиссий по подготовке и проведению выборов, обеспечению их полномочий производятся за счет средств соответствующего бюджета − федерального, регионального или местного.

Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, − немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, этот кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

Комиссии имеют право обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования − не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, − немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

Комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.

Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов различных уровней возможно по решению комиссии, организующей выборы, референдум на определенной территории, которое принято на основании обращения комиссии, организующей выборы, референдум на части этой территории. Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов одного и того же уровня производится по решению комиссии, организующей выборы, референдумы.

Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.

Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае если нижестоящая комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия.

Комиссия любого уровня правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети.

Комиссия, действующая на постоянной основе, собирается на свое первое заседание не позднее, чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса, но не ранее дня истечения срока полномочий комиссии предыдущего состава. Со дня первого заседания комиссии нового состава полномочия комиссии предыдущего состава прекращаются. Срок полномочий комиссии исчисляется со дня ее первого заседания.

Избирательная комиссия может быть расформирована судом соответственно подсудности в следующих случаях:

− нарушение комиссией избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, повлекшего за собой признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иным законом (в том числе на основании решения суда), недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, референдума;

− неисполнение комиссией решения суда или вышестоящей комиссии;

− невыполнения комиссией обязанности по назначению выборов, повлекшего за собой назначение выборов временной избирательной комиссией.

С заявлением в суд о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе и является юридическим лицом.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации составляет четыре года.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Советом Федерации. Пять — Президентом Российской Федерации.

Полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации:

а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

б) организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует размещение заказа на производство этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации;

в) обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

г) осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования (обнародования) итогов голосования и результатов выборов, референдумов, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет»;

д) осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

е) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;

ж) осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем;

з) заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации;

и) устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;

к) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

л) осуществляет иные полномочия (рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, издает инструкции и т.д.).

Добавить комментарий