Поворот направо без стрелки

Можно ли стоять для движения прямо под стрелку светофора?

Представим ситуацию: Вы подъезжаете к перекрёстку со светофором с дополнительными секциями в виде стрелок налево и/или направо по крайнему ряду дороги, но Вам нужно прямо, поэтому Вы останавливаетесь в крайнем ряду, когда автомобилям сзади Вас нужно повернуть по стрелке. Кто в этом случае прав и как действовать в такой ситуации? Можно ли стоять в крайнем ряду дороги перед перекрёстком, если нам нужно прямо и если основная секция светофора выключена, а дополнительная секция со стрелкой включена?

Правила дорожного движения оговаривают, что для поворота налево или направо или разворота нужно занять крайнее положение, а ехать прямо можно из любой полосы, если нет соответствующей разметки. Поэтому сначала рассмотрим простейшую ситуацию с правильной организацией дорожного движения, когда такая разметка есть.

Ответ на этот вопрос очевиден, если Вы стоите в крайнем ряду перед светофором с допсекцией для движения прямо, а с данного ряда можно только направо, налево или развернуться, как на схеме ниже.

Как видно из схемы выше, красный автомобиль нарушает, так как стоит для движения прямо в полосе, с которой можно ехать только направо. Синий же автомобиль ничего не нарушает.

Но вот наказание водителя красной машины за это ждёт очень небольшое — всего 500 рублей по части 1 статьи 12.16 КоАП.

Усложняем ситуацию и уберём разметку проезжей части дороги.

В данном случае красный автомобиль стоит под дополнительную секцию светофора, а синий намерен повернуть направо, о чём свидетельствует его поворотник. Но вот незадача, красному нужно прямо, а основная секция горит красным, и ехать ему запрещено, а зелёному разрешено, но он не может проехать из-за красного. Он негодует, злится, сигналист водителю красного.

Вот только толку от этого мало. Дело в том, что, согласно действующим на 2019 год ПДД, водитель красного ничего не нарушает. Нет у него обязанности не занимать крайний правый ряд для движения прямо, так как соответствующей разметки нет. Также он ничего бы не нарушал, если бы разметка разрешала красному двигаться прямо или направо. Тем не менее, Вы стоите на красный для движения прямо в крайнем ряду, а сзади Вас хотят ехать под допсекцию другие автомобили, то Вы. Это, безусловно, недоработка организации дорожного движения. Но это также недоработка законодателей, пишущих ПДД, в которых не предусмотрена такая ситуация. Более того, не нарушаете Вы только ПДД, но это не единственный правовой акт, регулирующий дорожное движение.

Дело в том, что есть ещё нормативно-правовой акт, называемый «Венской Конвенцией о дорожных знаках и сигналах» (Вена, 8 ноября 1968 г.). И вот согласно ему — точнее, пункту 10 статьи 23 Венской конвенции:

10. Когда сигнал трёхцветной системы дополнен одним или несколькими зелеными огнями, имеющими стрелку или стрелки, включение этой дополнительной стрелки или этих дополнительных стрелок означает, — независимо от того, какой огонь трёхцветной системы в это время включен, — что транспортные средства могут продолжать движение в направлении или в направлениях, указанных стрелкой или стрелками; это означает также, что, если транспортные средства находятся на полосе, которая предназначена исключительно для движения в направлении, указанном стрелкой, или по которой должно осуществляться это движение, их водители должны — при условии, что они уступают дорогу транспортным средствам, двигающимся в том направлении, в котором эти водители намерены следовать, и при условии, что они не будут угрожать безопасности пешеходов, — следовать в указанном направлении в тех случаях, когда остановка их транспортных средств препятствовала бы движению других транспортных средств, находящихся позади них на той же полосе. Эти дополнительные зеленые огни должны помещаться предпочтительно на одном уровне с обычным зеленым огнем.

Очень сложная формулировка, не правда ли!? Потребуется не один раз прочитать её, чтобы понять, о чём идёт речь. Но на самом деле, всё просто. Если Вы стоите для движения прямо на крайней левой или правой полосе, с которой можно поворачивать соответственно налево или направо (но также можно ехать и прямо по ПДД), Вам горит красный, но горит стрелка, разрешающая с этой же полосы поворачивать, то Вы обязаны, согласно конвенции, повернуть. И это независимо от наличия или отсутствия разметки.

Но, казалось бы, причём тут конвенция!? «Для водителей есть ПДД, какая ещё конвенция!?» — скажете Вы. Но конвенция — это очень важный документ. И тонкость здесь заключается в том, что она даже приоритетнее, чем ПДД. В том случае, если в ней и в ПДД будут какие-либо противоречия, то конвенция имеет приоритет. Это диктует нам сама Конституция:

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Венская конвенция — это международный договор России, а ПДД — это подзаконный акт, введённый Постановлением правительства РФ.

Тем не менее, если разметки нет, и по ПДД Вам из крайнего ряда разрешено ехать прямо, но Вы стоите на запрещающий сигнал, в то время как дополнительная секция со стрелкой включена, то штрафа за это не предусмотрено. В Кодексе об административных нарушениях вообще нет наказаний за нарушения предписаний конвенции.

В видеоролике ниже показана типичная ситуация проезда перекрёстка на дополнительную секцию с разметкой, разрешающей из крайнего правого ряда ехать в том числе прямо.

Северная Америка

Поворот направо на красный разрешён в Нью-Йорке, после совершения полной остановки транспорта, лишь на перекрёстках с выше прикреплёнными знаком

В Северной Америке, за некоторыми исключениями (например, в Нью-Йорке и на острове Монреаль), водителю разрешается повернуть направо при запрещающем сигнале светофора после полной остановки и условии, что этот манёвр возможно выполнить безопасно.

Правый поворот на красный действует в западных штатах США более 50 лет, тогда как восточные штаты приняли его в 1970-е для экономии горючего (см. Нефтяной кризис 1973 года и Энергетический кризис 1979 года).

Все 50 штатов, в том числе Вашингтон, Гуам и Пуэрто-Рико разрешают правый поворот на красный с 1 января 1980 года, кроме случаев, когда данный манёвр явно запрещён. Это может быть надпись «Поворот на красный запрещён» (англ. «No Turn On Red») (реже «Правый поворот на красный запрещен» (англ. «No Right On Red»)) вместе со знаком «Запрещён правый поворот» и словами «На красный» (англ. «On red»), либо красная стрелка. Большинство стран Карибских островов с правосторонним движением, например, Доминиканская республика, разрешают правый поворот на красный, кроме случаев, когда знак явно запрещает это. Некоторым транспортным средствам, в том числе школьным автобусам и перевозящим опасные вещества, запрещён правый поворот на красный свет вне зависимости от обстоятельств. Им необходимо дождаться разрешающего сигнала светофора и начать движение.

В 1982—1992 годах около 84 серьёзных ДТП в год произошло в США, когда транспортное средство выполняло разрешённый правый поворот на красный свет. В 1992 году правый поворот на красный закреплён в федеральном законе:

Каждый предложенный план энергосбережения штата имеет право рассчитывать на федеральную поддержку, если он включает … (5) правило дорожного движения или директиву, которая (в максимально возможной степени в соответствии с безопасностью) разрешает водителю механического транспортного средства выполнять поворот направо на красный запрещающий сигнал светофора после остановки или поворот налево с одной дороги с односторонним движением на другую дорогу с односторонним движением на красный свет после остановки.

Оригинальный текст (англ.) Each proposed State energy conservation plan to be eligible for Federal assistance under this part shall include— … (5) a traffic law or regulation which, to the maximum extent practicable consistent with safety, permits the operator of a motor vehicle to turn such vehicle right at a red stop light after stopping and to turn such vehicle left from a one-way street onto a one-way street at a red light after stopping. — Кодекс Соединённых Штатов, раздел 42, глава 77, подглава III, часть B, § 6322, секция (c)

В некоторых штатах, например, в Калифорнии и Нью-Йорке, правый поворот на красный запрещён в тех местах, где имеется красная стрелка направо.

В Канаде правый поворот на красный свет разрешён после полной остановки во всех местах, где это явно не запрещено знаком. В Квебеке такой манёвр был запрещён вплоть до 2003, когда первое исследование на эту тему показало, что нет никаких значительных неблагоприятных эффектов от правого поворота на красный свет. Однако ввиду беспокойства о безопасности такой манёвр до сих пор запрещён на острове Монреаль. Большие знаки, повешенные на всех мостах на остров, предупреждают водителей об этом.

Европа

Немецкий знак, разрешающий правый поворот на красный.

На всей территории Евросоюза запрещён правый поворот на красный, кроме случаев, когда он явно разрешён. Например, это может быть сделано зелёной стрелкой на красный свет, мигающей жёлтой стрелкой на красный свет или постоянно установленной табличкой с зелёной стрелкой.

В Германии правый поворот на красный разрешён, когда имеется соответствующий знак. Это правило было впервые введено в 1978 в ГДР и в конце 1990 после объединения Германии было изначально сочтено как устаревшее вместе со всеми правилами дорожного движения ГДР. Однако власти не были способны убрать знаки за приемлемое время, а также общественное мнение склонило их к сохранению этого правила и даже расширения области его действия на всю территорию ФРГ в 1994. К 1999 в западной Германии было всего лишь 300 перекрёстков с таким знаком, в то время как в восточной их насчитывалось около 2500. С тех пор их число сильно выросло, и к 2002 из около 5000 подобных перекрёстков по всей стране 48 % было в западной Германии.

В России правый поворот на красный, в том смысле, в котором он определён в начале статьи, на данный момент запрещен. Дополнительные секции устанавливаются только в двух случаях:

  1. Если дополнительная секция и зелёный сигнал на светофоре для пешеходов, установленном на той дороге, с которой производится въезд на перекресток, загораются попеременно, не создавая конфликтной ситуации.
  2. Если на той дороге, с которой совершается въезд на перекресток, отсутствует пешеходный переход. В таком случае дополнительная секция может быть установлена неуправляемая и гореть постоянно.

В настоящее время ведутся работы по внедрению новых правил и знака (таблички), разрешающих совершать поворот в том числе и на конфликтных перекрёстках (см. п. 1).

В Белоруссии правый поворот на красный разрешён только при наличии горящего сигнала в дополнительной секции светофора.

ГАИ Украины в наиболее оживлённых городах в начале 2000-х годов провела эксперимент по повороту направо на красный. Эксперимент удался, и табличку с зелёной стрелкой внесли в Правила дорожного движения. Приднестровье такие же изменения в ПДД приняло в 2012 году, благодаря чему на многих светофорах установили табличку с зелёной стрелкой.

На данный момент в Республике Крым (в которой движение регулируется ПДД Российской Федерации), действует правило поворота направо на некоторых перекрёстках: таблички с зелёной стрелкой остались со времени до вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, и по настоящее время правило не отменено. Сотрудники ДПС, командируемые из России и несущие службу в Крыму и Севастополе, иногда останавливают водителей и делают им замечание, но всё же не наказывают повернувших на правую стрелку.

Левый поворот на красный

В США 37 штатов и Пуэрто-Рико разрешают левый поворот на красный, только если и дорога, с которой выезжает транспортное средство, и дорога, на которую оно въезжает — обе с односторонним движением. 5 следующих штатов, а именно Аляска, Айдахо, Мичиган, Орегон и Вашингтон, разрешают левый поворот на красный даже с дороги с двусторонним движением. В Вашингтоне въезды на автомагистраль также считаются дорогами с односторонним движением для поворотов направо на красный. Следующие штаты запрещают левые повороты на красный: Южная Дакота (кроме случаев, когда это разрешено местным законом), Коннектикут, Мэн, Миссисипи, Миссури, Нью-Гэмпшир, Северная Каролина, Род Айленд, Вашингтон (округ Колумбия) и Гуам. В городе Нью-Йорк также запрещён левый поворот на красный, если нет разрешающего знака.

В Канаде левый поворот на красный разрешён с одной дороги с односторонним движением на другую с односторонним движением, за исключением некоторых областей в Квебеке, Нью-Брансуике и острова Принца Эдуарда. Левый поворот на красный с двусторонней дороги на дорогу с односторонним движением разрешён в Британской Колумбии, но необходимо пропустить пешеходов и транспортные средства, движущиеся по пересекаемой дороге.

Где можно повернуть на «красный»?

Москва

Власти для проведения эксперимента предложили следующие московские перекрестки:

  • при движении с Нагатинской улицы на пр-т Андропова;
  • с улицы Велозаводской на Автозаводскую;
  • если с третьего Крутицкого переулка вы поворачиваете на Новоспасский проезд.

К тому же зеленые разрешающие стрелки появились на:

  • пл. Крестьянской заставы, а именно с 3-го Крутицкого по направлению к Волгоградскому проспекту;
  • перекрестке улицы 1905 г. и Звенигородского шоссе;
  • улица Косыгина и Мосфильмовская улица.

Белгород

Что касается Белгорода, то для установки правоповоротных стрелок было решено выбрать следующие перекрестки:

  • проспекта Богдана Хмельницкого и проспекта Белгородский в сторону улицы Мичурина;
  • поворот на улице 5 Августа на пр-т Ватутина;
  • пересечение бульвара Юности и улицы Щорса.

На этих перекрестках дежурят студенты, обучающиеся в Белгородском технологическом университете, которые изучают безопасность дорожного движения. Более того, активисты ведут мониторинг передвижения транспорта на данных поворотах. Как заявляют специалисты, подобный мониторинг проводился еще до нововведения. Именно поэтому в скором времени можно сравнить показания.

Понять и определить, стали ли автомобили двигаться здесь быстрее, можно будет, к сожалению, только через месяц, однако предварительные результаты эксперимента специалисты планируют дать уже на этой неделе.

Дополнительная зеленая стрелка и зеленый сигнал

Здесь мы имеем два положения дел:

  • Светофор с одной боковой стрелкой — правой или левой.
  • Светофор с двумя боковыми стрелками — и правой, и левой.

Правая стрелка отвечает за поворот направо, левая, соответственно, — налево.

Ситуаций, при которых не до конца ясны правила проезда светофора с дополнительной секцией направо или налево, тоже две. Зависят они от возможности в обе эти стороны повернуть. Давайте рассмотрим каждую подробнее:

  • Правая дополнительная стрелка и основной разрешающий сигнал зеленого цвета. Вам разрешен поворот направо. Дорогу в этом случае нужно уступить только пешеходам, которые двигаются по той проезжей части, на которую вы собираетесь выехать. Но так как работа светофоров для пешеходов и водителей слажена, то, скорее всего, для них будет гореть запрещающий красный свет во время вашего движения.
  • Левая дополнительная стрелка и основной запрещающий сигнал красного цвета. Разберем теперь правила проезда светофора с дополнительной секцией «налево». При таком положении дел вам разрешен левый поворот. Препятствий на пути быть не должно, дорогу уступать вам не надо. В нашем государстве с правосторонним движением левая сторона будет больше разгрузочной. Другие участники движения по ПДД не имеют права ехать в сторону вашего поворота. Но при этом помните об исключении — если по «встречке» будет двигаться ТС прямо либо в правую сторону, вы должны уступить ему путь.

Дополнительная зеленая стрелка и красный сигнал

Если вы видите перед собой горящую зеленую дополнительную стрелку вправо или влево, но при этом красный свет светофора, то это означает одно: вы можете совершить поворот в указанном управлении, но при этом уступив дорогу участникам движения, следующим по другим направлениям.

По ПДД правила проезда дополнительной секции светофора здесь следующие:

  • Уступить дорогу (не создавать помехи движению). Это означает, что вы не должны начинать, продолжать либо возобновлять движение, если для этого нужно, чтобы водители других ТС снизили скорость или изменили направление своего пути. Другими словами, если в результате вашего маневра кто-то вынужден был притормозить, изменить траекторию движения своего авто, то вы нарушили пункт ПДД.
  • Правила не оговаривают, приближающемуся откуда конкретно транспорту вы должны предоставить свободный путь — надвигающемуся справа, слева, со встречной полосы. Поэтому зеленую дополнительную секцию и красный сигнал проще всего расценивать как знак «Уступи дорогу» (2.4).

Данная ситуация регулируется п. 13.5 ПДД.

Сочетание зеленой дополнительной секции и основного красного сигнала показывает вам лишь возможность движения в данном направлении. Первоочередное право проезда тут не у вас, а у того водителя, перед которым горят два зеленых сигнала — дополнительный и основной.

Ошибки дорожной полиции

Многие новички-водители, досконально не знакомые с правилами проезда на светофор с дополнительной секцией, становятся жертвами недобросовестных дорожных инспекторов.

Типичная ситуация следующая: на перекрестке установлен светофор с дополнительной секцией. Но окно при этом «неправильное» — также светится красным и зеленым светом, но на нем нет контурной стрелки, указывающей, в каком направлении разрешено движение. Водитель, видя что основной свет — зеленый, решает, что теперь поворот возможен, и торопится совершить маневр, не обращая внимания на непонятное дополнительное окно. В этот момент его и останавливают инспекторы дорожной службы.

Обвинение следующее: проезд на запрещающий сигнал светофора. Но в этот момент дорожный полицейский будет неправ — требуйте составление протокола. Так как для водителя обязательными являются только светофоры с дополнительной секцией с нанесением контурной стрелки, указывающей в какую сторону на перекрестке запрещено или разрешено движение. «Неправильные» секции, горящие сплошным светом, он разгадывать не должен.

Светофоры с зеленой стрелкой

В продолжение темы мы не можем не рассмотреть еще одну разновидность светофоров, появившихся совсем недавно. Это обычное трехцветное устройство, где на уровне запрещающей красной секции прикреплена табличка с графически изображенной зеленой стрелкой. Регулируется это новшество п. 20.1 и п. 58.4 ПДД.

Рассмотрим их подробнее:

  • На уровне красного сигнала табличка с зеленой стрелкой направо. В этом случае вам необходимо остановить машину на запрещающий красный сигнал. Затем вам разрешено, убедившись в безопасности маневра, осторожно продолжить движение в направлении стрелки. Двигаться можно при этом только из крайней правой полосы, не создавая препятствий для других ТС, чье движение в этом случае в приоритете. Пропустите перед маневром всех пешеходов, идущих на разрешающий сигнал.
  • На уровне красного сигнала табличка с зеленой стрелкой налево (одностороннее движение). Тоже следует остановить ТС перед включением красного сигнала, а затем, соблюдая меры предосторожности, возможно совершить маневр в левую сторону. Движение возможно только после остановки и только из крайней левой полосы. Перед маневром необходимо пропустить пешеходов и другие ТС, чье движение сейчас в приоритете.

Вот мы разобрали все особенности и нюансы движения на светофор с дополнительными секциями. Такие устройства не затрудняют, а наоборот облегчают движение, только поначалу вызывая путаницу в голове у водителя.

Добавить комментарий