Познавательная функция правосознания

Теоретики государства и права по-разному характеризуют функции правосознания как основные направления его функционирования. При этом отмечают, что правосознание осуществляет ряд основных функций, то есть осуществляет познавательную, оценочную и регулятивную функции. Одновременно отдельные ученые выделяют еще идеологическую, нормативно-прогностическую функции, а также функцию правового моделирования, информационную, воспитательную, целевую, мотивационную. Каждая из указанных функций в той или иной мере присуща правосознанию, многое здесь зависит от авторского видения проблемы.

Все же у правосознания могут быть основные и неосновные функции.

К основным функциям правосознания, на наш взгляд, следует отнести: познавательную, информационную, регулятивную и оценочную функции.

Познавательная функция правосознания связана с познанием людьми права, ее норм, институтов, подотраслей и отраслей, правотворчества, правореализации, проблем законности, на основе анализа самых разных правовых источников и данных. И выработкой на базе всего этого людьми своего отношения к праву.

Информационная функция правосознания направлена на сбор и получение людьми необходимой для анализа и оценки правовых явлений и процессов разнообразной правовой информации; на разработку целесообразных для работы в этой сфере социально-юридических программ, алгоритмов и моделей.

Регулятивная функция правосознания состоит в выработке действенного механизма регулирования поведения тех или иных людей. При этом данный механизм должен функционировать с учетом правовых установок и ориентаций. Он придает устойчивый, целенаправленный характер поведению конкретного человека, группы людей, фиксируя необходимый стереотип (модель) действий человека в конкретной правовой ситуации.

Оценочная функция правосознания направлена на оценку юридически значимых событий, действий, обстоятельств, документов на основе сопоставления их с принятыми в обществе правовыми ценностями или представлениями конкретных людей, либо групп людей, об этих обстоятельствах. Ученые обычно выделяют три вида оценок: к праву, его нормам, принципам, институтам; к поведению – собственному и окружающих; к деятельности правоохранительных органов – суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции. Осуществление в жизни данной функции позволяет выработать правовую установку личности, т.е. предрасположенность ее к приведению в соответствии с оценкой полученной правовой и иной информации. Правовая установка, в свою очередь, определяет правовую ориентацию личности, которая является его внутренней моделью поведения в той или иной обстановке.

В качестве неосновных функций правосознания (хотя это условно) могут выступать:

  • – идеологическая функция (механизм правосознания в ходе своего действия помогает обществу и государству формировать нужную идеологию, нужные национальные идеи);
  • – нормативно-прогностическая функция (правильно относящиеся к праву граждане будут способствовать разработке и принятию в перспективе «потребных» обществу норм права, прогнозировать их реализацию);
  • – правового моделирования (позволит создавать нужные модели правового воздействия на поведение людей);
  • – воспитательная функция (направлена на воспитание граждан в духе уважительного отношения к праву);
  • – целевая функция (связана с функционированием действенной системы целей правосознания).

В теории государства и права правосознание классифицируется на разные виды, исходя из разных оснований.

С позиции уровня правосознания в нем обычно выделяют обыденное и теоретическое (научное) правосознание.

Содержание обыденного правосознания определяется правовым опытом того или иного человека, который располагает информацией о правовых нормах, права, способах размещения правовых споров, дел, а также обычаями, традициями, «моделями» поведения, которыми он руководствуется. Обыденное правосознание, определяя поступки множества людей, имеет большое социальное значение. В отдельных случаях оно раньше, чем научная теория, поднимается до уровня понимания необходимости соответствующих преобразований в сфере права. С развитием культуры и образования обыденное правосознание все более обогащается за счет распространения научных знаний, повышения уровня научного сознания правовых явлений и процессов.

Теоретическое (научное) правосознание есть результат творческой, научной деятельности человека и оно отражает содержание правовой материи более глубоко, вскрывает ее закономерности и существенные связи. В обществе имеются научные понятия, представления, не получившие стройного закрепления и отражения в качестве определенной правовой теории, ясно сформулированного правового требования. Наличие подобных научных правовых идей и понятий свидетельствуют о научном правосознании как реальном явлении жизни. Благодаря научности правосознания, его теоретическому уровню, люди имеют возможность предвидеть потребности юридической практики, правильно объяснить сущность правовых явлений.

С точки зрения субъектного состава, т.е. исходя из того, кто выступает носителем правосознания, ученые обычно выделяют: индивидуальное, групповое, общественное и профессиональное правосознание.

Индивидуальное правосознание – это правовые взгляды, понятия, представления и чувства отдельного индивида, определяющие его отношение к праву, законности, правопорядку, к правовым требованиям в соответствии с которыми осуществляются субъективные права и юридические обязанности. Оно – результат непрерывного воздействия многих факторов (семьи, школы, среды, индивидуальных способностей, восприятия законодательства), оно вырабатывается в процессе формирования личности под воздействием многочисленных социальных факторов при самом активном участии самого индивида. Благодаря индивидуальному правосознанию становится возможным правовое регулирование общественных отношений, осуществляемое через поведение личности. Здесь, наряду с внешними факторами правового регулирования (авторитетом власти, принуждением, указанием), действуют и внутренние мотивы, основанные на сложившемся индивидуальном правосознании – правовые взгляды, утверждения, представления. Не случайно ст. 60 УК РФ при назначении наказания требует учитывать характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного и обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

Групповое правосознание отражает правовые особенности той или иной группы людей. Общность интересов всех членов данного коллектива, особое влияние в нем отдельных лиц (лидеров) определяет единообразное восприятие всеми действующих норм права, одинаковые представления о должном поведении, о нарушениях норм. В результате складывается свойственное именно данной группе людей правосознание. Таковым, например, является правосознание коллектива, предприятия, учреждения, фирмы, члены которых отличаются нетерпимостью к нарушениям норм права, к их соблюдению, игнорированию.

Общественное правосознание отражает характер отношения к праву, сложившийся в том или ином обществе в целом. Когда в обществе складывается нормативное сочетание общественных и личных интересов, нормы права исполняются большинством населения добровольно. Прогрессивное общественное правосознание рассматривает право как полезное явление, как социальную ценность, которая должна служить интересам всех и каждого. Поэтому оно, с одной стороны, предъявляет высокие требования к изданию норм права, а с другой стороны, формулирует принцип всеобщности соблюдения законов, иных нормативных правовых актов. Общественное правосознание фокусируется в групповом правосознании, а последнее, в свою очередь, накладывает отпечаток на индивидуальное правосознание того или иного человека.

Профессиональное правосознание – это правосознание самых различных профессиональных групп и любая профессиональная деятельность служит существенным фактором на него влияющим. Как разновидность правосознания социальных групп, в качестве критерия выделения которых выступает принадлежность к определенной профессии, т.е. роду занятий, трудовой деятельности, может быть рассмотрено и правосознание юристов. Можно говорить о профессиональной юридической, педагогической, врачебной деятельности. Это значение термина «профессиональный» – содержательное и важное, поскольку оно подчеркивает не только качественно более высокий уровень профессионального труда по сравнению с непрофессиональным, но и профессиональный характер отношения той или иной социальной группы, личности к их собственной трудовой деятельности.

В строго научном смысле под профессиональным правосознанием может пониматься правовое сознание, носителем которого являются юристы, профессионально занимающиеся юридической деятельностью. Отсюда понятно качественное отличие правосознания юристов от правосознания других профессиональных групп и их отдельных представителей. Исходя из этого значения термина, правосознание других социально-профессиональных групп не является профессиональным. Оно может рассматриваться как таковое лишь в первом, широком значении термина «профессиональный».

Говоря о профессиональном правосознании можно исходить из того, что оно присуще только юристам. Что же касается правосознания представителей других профессиональных групп, то оно предопределяется спецификой их профессии. Оно не профессионально в узком смысле, с точки зрения обусловленности характером деятельности, которая не является юридической. Можно, например, говорить о специфике профессионального правосознания учителей, журналистов, но нельзя утверждать, что оно является профессиональным. Правосознание же юристов является таковым как в широком, так и в узком смыслах, с точки зрения как его обусловленности содержанием труда, так и принадлежности к профессиональной группе. Правосознание юристов можно определить как одну из коллективных форм правового сознания, выступающую как система правовых взглядов, знаний, чувств, ценностных ориентаций и других структурных образований правового сознания общности людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью, которая требует специальной образовательной и практической подготовки. Внутри правового сознания юристов можно рассматривать специализированное правосознание судей, адвокатов, следователей, прокуроров, нотариусов, юрисконсультов, судебных приставов, судебных экспертов, имеющее свои особенности.

  • Соколов, Н. Я. Профессиональное сознание юристов / Н. Я. Соколов. – М., 1988.

Функции и виды правосознания. Связь правосознания и права

В юридической науке принято выделять три главные функции правосознания — познавательную, оценочную и регулятивную.

Познавательная, или информационная, функция направлена на получение определенных правовых знаний, в том числе информации о действующем законодательстве, практике его реализации. Без такой информации, осмысления ее невозможно выработать конкретное отношение к праву.

Оценочная функция состоит в оценке юридически значимых событий, фактов, обстоятельств, документов на основе сопоставления их с принятыми в обществе ценностями или представлениями отдельных людей об этих ценностях.

Выделяют три вида оценочных отношений: 1) к праву, его нормам, принципам, институтам; 2) к поведению — собственному и окружающих; 3) к деятельности правоохранительных органов — суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции и др. Практическая реализация оценочной функции позволяет выработать правовую установку личности, т. е. предрасположенность к действию в соответствии с оценкой полученной информации. Правовая установка, в свою очередь, определяет правовую ориентацию личности, которая представляет собой своеобразную внутреннюю программу действий в юридически значимой ситуации. Таким образом, в выборе варианта поведения важную роль играют правовая ориентация личности, ее ценностное отношение к праву.

Регулятивная функция основывается на первых двух функциях и состоит в выработке определенного механизма регулирования поведения или действий. Этот механизм действует с учетом правовой установки и правовой ориентации. Он придает устойчивый, целенаправленный характер поведению или деятельности личности, группы людей, закрепляя определенный стереотип действий в конкретной правовой ситуации. Таким образом, результатом проявления регулятивной функции служит поведенческая реакция (позиция) в виде правомерного или противоправного, т. е. юридически значимого, поведения.

Следует отметить, что одного формального момента — наличия юридических знаний — недостаточно для обеспечения законопослушного поведения, необходимо еще уметь действовать в соответствии с этими знаниями, правильно оценивать значимость правовых предписаний и быть готовым действовать на их основе.

Виды правосознания разграничиваются по субъектам-носителям и уровню правосознания.

По субъектам-носителям правосознания выделяют три его вида: индивидуальное, коллективное (групповое) и общественное.

Индивидуальное правосознание складывается у отдельного человека под воздействием разнообразных факторов и отношений, в которые он вступает, а также его психофизиологических особенностей. Уровень культуры, образования, социальное положение и ряд других факторов обусловливают особенности правосознания каждого человека.

Групповое правосознание отражает специфику той или иной социальной группы. Общность интересов членов группы определяется сходством восприятия ими государственно-правовой действительности, в том числе единообразным представлением о том, каким должно быть право. В этом плане можно говорить о правосознании молодежи, судей, адвокатов, врачей, педагогов и т. д.

Общественное правосознание связано с характером отношения к праву в обществе. Оно обусловлено индивидуальным и групповым правосознанием, но не сводится к ним. Вместе с тем общественное правосознание непосредственно воздействует на правосознание индивидуальное и групповое. Таким образом, они соотносятся как единичное, особенное и общее.

В зависимости от уровня, т. е. глубины познания и отражения правовой действительности, различают обыденное (эмпирическое) и теоретическое (научное) правосознание.

Содержание обыденного правосознания определяется правовым опытом лица, в частности его информацией о правовых нормах, способах разрешения юридических конфликтов, а также обычаями, традициями, образцами поведения, которыми руководствуется лицо в правовой ситуации. Обыденное правосознание складывается стихийно, при этом эмоциональное восприятие превалирует над рациональным, а правовая психология занимает доминирующее положение. Обыденное правосознание, поскольку оно возникает и формируется под воздействием повседневного опыта человека, устанавливает лишь внешние связи между правовыми явлениями, оно не способно проникнуть в сущность права, в его глубинные пласты. Но обыденное правосознание определяет поведение множества людей, т. е. всех тех, кто не имеет специальной юридической подготовки, следовательно, оно имеет важное социальное значение.

Научное (теоретическое) правосознание формируется на основе юридической науки и выступает в виде различных теорий, учений, концепций и отражает уровень государственно-правовой действительности.

Особое место в классификации правосознания по уровню и по носителям занимает профессиональное правосознание, которым обладают юристы — адвокаты, судьи, прокуроры, следователи, юрисконсульты и др., имеющие специальную юридическую подготовку, обладающие обширными знаниями в области права и практики его применения, умением использовать предоставленные законодательством права, понимающие ценность правового порядка и законности в обществе. Правосознание юристов должно отличаться высокой устойчивостью, уважением права, а также готовностью следовать его предписаниям. Иначе говоря, профессиональному правосознанию присущ высокий уровень развития, что предполагает максимально полную правовую информированность, установку на активное, творческое правомерное поведение.

Но профессиональному правосознанию свойственны и деформации, порождаемые прежде всего юридической практикой, в том числе обвинительный уклон, известный формализм, стремление действовать в соответствии с «буквой», а не «духом» закона и др.

Рассматривая вопрос о связи права и правосознания, следует отметить, что она носит сложный характер, обусловленный встречной зависимостью одного от другого. Так, правовые нормы и практика их реализации влияют на формирование позитивного или негативного отношения к праву, в свою очередь, уровень правосознания предопределяет характер правотворческой и правоприменительной деятельности государства.

Важно подчеркнуть, что правовая идеология, т. е. правовые идеи, взгляды, представления, служит непосредственным источником права. Поэтому роль правосознания в правотворческой деятельности велика. Законодатель, выявляя потребности в правовом урегулировании определенных общественных отношений, опирается прежде всего на сложившиеся в обществе правовые идеи и представления. Вместе с тем он должен учитывать состояние правосознания общества в конкретный период или тех групп, которым предполагается адресовать данные правовые установления. Иначе говоря, принимая новый нормативный правовой акт, законодатель должен не только опираться на собственное правосознание, но и учитывать представления населения о должном, законном, справедливом. В противном случае новый нормативный правовой акт не будет воспринят обществом или большими его группами и окажется неисполненным.

В последние годы возросла роль юридической науки в процессе правообразования и, в частности, правотворчества. Ученые-юристы участвуют в подготовке новых законов, в юридической экспертизе законопроектов, в работе комиссий, рабочих групп, депутатских комитетов, привнося в эту работу передовые идеи, демократические и общегуманистические принципы, основываясь на изучении общественного мнения и выявлении ожиданий общества.

Правосознание влияет и на правореализацию. Здесь доминирующее значение имеет профессиональное правосознание субъектов правоприменения. Законодательство нередко обращается к правосознанию судей, прокуроров, следователей при оценке доказательств по делу, использовании института аналогии закона и права и др.

Правосознание определяет поведение субъектов, поскольку они в своих действиях руководствуются правовой ориентацией.

В целом от уровня и направленности правосознания общества, социальных групп и слоев, каждого человека зависит эффективность правового регулирования, механизма действия права.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Оценочная функция правосознания

ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ — свойство правосознания, характеризующее реакцию сознания на право и выражающееся в виде эмоционального отношения: одобрения права, солидарности с его требованиями либо неприятии права (правовой нигилизм). Этой функцией охватываются четыре типа оценок: правосознание вызывает соответствующее эмоциональное отношение личности к различным сторонам и явлениям правовой жизни — праву (его нормам, институтам, отдельному закону, законодательству в целом); к правовому поведению окружающих; к деятельности правоохранительных органов; к своему собственному поведению в правовой сфере (т.н. самооценка). Эмоциональное отношение находит проявление в определении значимости (ценности) полученных субъектом значений для конкретной ситуации в настоящем или будущем. Значимым, ценным признается то, что соответствует интересам, что служит средством для достижения поставленных целей. Эмоционально «окрашенные» знания формируют предрасположенность (готовность) установку к определенному поведению. «Работа» правосознания, таким образом, предшествует правовому поведению.

Значение и сила права в том, что оно осознается отдельными
личностями как должный порядок в общественной жизни.
Коркунов Н.М.

Понятие, структура, виды и функции правосознания

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло и формируется на протяжении всей человеческой истории. На его содержание, как одну из форм общественного сознания, оказывает воздействие ряд факторов: социально-политические, экономические, культурные и, конечно же, правовые. Оно не только взаимосвязано, но и теснейшим образом взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.

Формирование правосознания становится в XIX — XXI вв. процессом, продвигающим эволюцию общественного сознания к новому уровню коллективного разума. Ибо если вообще эволюция Homo sapiens (человека разумного) имеет своим предназначением развитие духовного начала в природе или самоорганизуется для этого, то нынешний всплеск правосознания в общественном сознании — один из этапов этого развития.

От мифологического сознания к логическому, а от него к логико-правовому — так можно определить основной вектор в продвижении общественного сознания к дальнейшим рубежам и высотам.

Правосознание, имея длительную историю становления и развития, на определенных этапах знает свои взлеты и падения, эволюционные и революционные периоды. Оно было отличительной чертой общественного сознания древних римлян, когда торжествовало римское право. Юридическое мировоззрение, которое при этом становилось господствующим, охватывало не только бытовую сторону жизни римлян, но и сферу духовную. Языческие боги римлян — это герои многих произведений искусства: они судятся, спорят, помогают или вредят людям. Они символы тех или иных правовых течений, процессов, оценок, идеалов.

Принципы свободы, равенства, справедливости, гуманизма обретали все более многообразные и совершенные формы выражения в правосознании, праве разных народов и государств. Для буржуазного общества характерной чертой является юридическое мировоззрение, которое рассматривает право как первооснову, фундамент общественной жизни. Юридическому мировоззрению присущ формальный подход к анализу жизненных отношений и институтов.

В развитых государствах реализуются принципы концепции «правового государства», «верховенства права», осуществляются права человека, получившие выражение и закрепление в ряде актов международного сообщества, и прежде всего во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.).

Чем дальше забирается человечество в неисповедимые глубины прогресса, тем ярче проявляет себя юридическая природа сознания, тем важнее становится этапная задача — следовать многим положениям, раскрытым теорией права в правосознательной сфере человеческого общежития.

Правосознание — это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам, законности, правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию).

Правосознание — одна из специфических форм общественного сознания. Оно состоит из трех элементов:

  • правовой идеологии, т.е. систематизированного научного выражения правовых идей, взглядов, принципов, требований общества и населения;
  • правовой психологии — совокупности правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний, переживаний, характерных для всего общества и населения;
  • поведенческих элементов (привычки, установки, готовность к деятельности…).

Функции правосознания:

  1. Познавательная, ей соответствует определенная сумма юридических знаний.
  2. Оценочная, суть ее в определенном отношении личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Это отношения к праву и законодательству, к правовому поведению окружающих, к правоохранительным органам, к своему правовому поведению.
  3. Регулятивная. Эта функция осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций.

Правосознание является элементом правовой культуры.

Основные черты правосознания:

  • является одной из форм общественного сознания;
  • состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и других компонентов;
  • носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права;
  • обращено не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему;
  • в отдельные периоды развития общества является формой права;
  • ориентирует субъектов права в социально-правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения, т.е. выступает своеобразным «внутренним механизмом» регулирования деятельности людей.

Деформация правосознания — это его искажение, «разрушение» позитивных идей, убеждений, чувств, установок и т.п.

Дефекты правосознания — не только противопоставление духа и буквы закона, целесообразности и законности, но и более глубокие деформации: отрицание правовой системы и даже необходимости таковой; неподчинение конкретному закону; неуважение к правоохранительным органам; утверждение, что цель оправдывает средства, и т.п.

Нигилистическое отношение, т.е. абсолютное отрицание, формируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка — это «менты»; когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен; когда появляются герои — «воры в законе», авторитеты преступного мира.

Правосознание может формироваться еще в детстве, когда расшалившегося ребенка пугают тюрьмой или милиционером вместо того, чтобы внушить ему мысль, что милиционер — это его защитник, помощник. Поэтому так важно формировать, используя и искусство, и средства массовой информации, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка, а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского.

Виды деформации правосознания

Правовой инфантилизм бесформированность, недостаточность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке. «Перерождение» правосознания крайняя степень искажения правосознания, включающая преступный умысел. Это антипод законности. Правовой дилетантизм вольное обращение с законами либо с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям. Правовой нигилизм отрицание социальной ценности права; осознанное игнорирование требований закона, та часть правосознания, которая резко критически относится к требованиям необходимости уважения и соблюдения права.

Нигилизм вообще (от лат. nihil — ничто, ничего) выражает отрицательное отношение субъекта к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам. Он рассматривается как одна из форм мироощущения и социального поведения. Критическому восприятию можно подвергнуть все стороны общественного бытия. Известный российский литературный персонаж XIX в. Козьма Прутков призывал всех «зрить в корень» и «подвергать все сомнению». Поэтому нигилизм может быть политическим, идеологическим, экономическим, нравственным, военным, правовым и т.д. Общей чертой, характерной для всех видов нигилизма, является не просто отрицание существующих или общепринятых взглядов, ценностей, а осуществление этого в крайне активной (нередко и не в правовой) форме.

Правовой нигилизм противостоит в правосознании требованиям законности. Причем правовой нигилизм может достигать таких уровней и силы, что влечет за собой разрушение правовой системы и правотворческих, и правоприменительных ее сегментов.

Причины правового нигилизма самые разные — от вполне обоснованных протестов против тех или иных законов до искусственно созданного неприятия права вообще, как ненужного социального института. В России одной из идеологических причин возникновения правового нигилизма явилось утверждение об «отмирании» права. В 1962 г. в стране с представлением о построении коммунизма пышно расцвели и идеи о решающей роли общественности в борьбе с правонарушениями. Отдавались «на поруки» преступники, вовсю работали товарищеские суды с их некомпетентностью. В итоге произошло умаление права, сформировалось нигилистическое отношение к нему.

Правовой фетишизм (или идеализм) — гипертрофированное представление о роли юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Это прямо противоположное правовому нигилизму явление. В то же время у этих явлений имеются общие корни, к которым следует отнести юридическое невежество, дефицит политико-правовой культуры.

Безграничная вера в закон существует на протяжении всей истории человечества. Специалисты отмечают следующие основные формы проявления правового идеализма:

  1. Необоснованное забегание законодательства вперед, выражающееся в том, что ни само государство, ни население не готовы выполнять предлагаемые правовые предписания.
  2. Отсутствие реального механизма, предназначенного реализовывать правовые предписания.
  3. Отсутствие в государстве надлежащих политических, идеологических, экономических, социально-психологических и иных условий, в которых должна действовать норма права.

Формы выражения правового нигилизма:

  • прямые умышленные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов;
  • массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
  • издание противоречивых или даже взаимоисключающих актов, которые как бы нейтрализуют друг друга;
  • подмена законности политической, идеологической или практической целесообразностью;
  • несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях;
  • нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество;
  • подмена идеи суверенитета и целостности государства идеями сепаратизма и разобщенности.

Правовая демагогия — особый вид социальной демагогии, состоящий в общественно опасном, внешне эффектном воздействии отдельного лица либо различных объединений граждан на чувства, представления, действия доверяющих им людей посредством различных форм ложного одностороннего либо грубо извращенного представления правовой действительности для достижения собственных корыстных целей, обычно скрываемых под видом пользы народа и благосостояния государства.

Правовой нигилизм — глубинная основа правовой демагогии.

Виды правосознания:

1. По субъектам:

  • Общественное (групповое) правосознание выражает правовые воззрения определенной части общества.
  • Индивидуальное правосознание — это представления о праве и правовых требованиях, которые имеет каждый гражданин. Уровень индивидуального правосознания у различных людей различен.
  • Групповое. Необходимо учитывать и такое понятие, как «эффект толпы». Французский социолог Гюстав Лебон одним из первых заявил о начале эры толпы и стал системно изучать это явление. Он считал, что толпе чужда демократия. Ей обязательно нужен вождь (за это ученого обожал Гитлер). Главное свойство толпы — это превращаемость. На эмоциональном фоне она может впадать в ярость, ужас, страх и иные полярные состояния, несовместимые с правовым характером действий. Это может происходить спонтанно и в то же время может намеренно стимулироваться.

Таким образом провокаторы могут добиваться социальных беспорядков с достижением в последующем определенных политических целей, вплоть до изменения государственного строя. В то же время руководители при помощи грамотных действий специальных служб и применения психологических приемов могут переориентировать ее действия, превратить толпу одного вида в другой.

Например, 21 августа 1991 г. после поражения ГКЧП собравшаяся многочисленная толпа в г. Москве на площади перед Лубянкой настраивалась штурмовать здание КГБ СССР. Избежать больших жертв удалось, только переориентировав внимание собравшихся на памятник Ф.Э. Дзержинскому. При этом использовались не только неприязнь людей к этому историческому персонажу, но и давний слух о том, что монумент состоит из чистого золота. Якобы так остроумно Сталин в свое время спрятал часть золота партии.

С участием американских специалистов был разработан и осуществлен ряд крупных международных политических операций. С их помощью удалось избежать начала гражданской войны после переворота в Чили и последовавшего за ним убийства президента страны Сальвадора Альенде. Действия многочисленных сторонников президента деморализовали тем, что своевременно запустили слух о том, что на помощь свергнутому правительству движется армейская бригада под командованием известного генерала Пратса. Когда эта версия приобрела в сознании населения устойчивый характер на центральном телевидении, было организовано «интервью» в прямом эфире с находившимся под домашним арестом генералом, который поддержал действия путчистов. Шок от этого «интервью» сломил волю сторонников президента Альенде к решительным действиям.

Позже социологи стали различать такие понятия, как: «толпа», «массы» и «народ».

2. По уровням правосознание делится на обыденное (эмпирическое), научное и профессиональное.

Понятие правовой культуры

В юридической науке и в культурологии отсутствует единое понимание не только термина «культура», но и другого — «правовая культура». Правовая культура может рассматриваться по отношению к отдельным индивидам или группам индивидов, объединенных в организованном порядке (политические партии, профсоюзы, иные организации) или собравшихся в общественных местах (политические, культурные или спортивные мероприятия). Определенный уровень политической культуры имеет и само общество. Это многоплановое понятие и при подходе к его унификации исследователи (в том числе философы, социологи, юристы и др.) чаще всего стремятся выделить черты, присущие направлению их научного поиска.

Многие специалисты правовую культуру рассматривают как сферу человеческой практики, представляющей собой совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм. Своим предназначением она должна иметь выполнение функции социально-правовой ориентации людей в обществе.

Правовую культуру личности и общества исследователи вполне обоснованно часто рассматривают как одну из категорий общечеловеческих ценностей, как важнейший результат общедемократических завоеваний, без которого невозможно представить современное правовое государство. Например, профессор А.Б. Венгеров считает, что правовая культура — «более высокая и емкая форма правосознания».

Правовая культура — это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, положительно влияющее на общественное развитие и поддержание самих условий существования государства и общества.

В результате исследования правосознания различных слоев и групп населения установлено, что основные различия законопослушных лиц и правонарушителей заключаются не в правовой осведомленности (нормы права все знают или не знают примерно одинаково). Причина в другом — в отношении к праву и к практике его применения. Наиболее резко это выражается в правовых установках и ценностных ориентациях. Интенсивность, степень выраженности, острота проявления этих различий оказались особенно высокими у юристов-профессионалов, что, впрочем, вполне естественно.

Профессиональная юридическая культура включает в себя в качестве основы профессионально-правовую и профессионально-нравственную сферы (области) культуры, которые функционируют во взаимодействии с политической, эстетической, религиозной и другими проявлениями культуры.

Правосознание как элемент правовой и профессиональной культуры, юридической культуры, а также сама она реализуется (объективируется) в механизме поведения и фактическом поведении (деятельности). В отличие от правосознания и профессионального сознания правовая культура и профессиональная юридическая культура включает в себя только положительные, социально полезные и ценные компоненты правовой деятельности, которые накоплены человечеством в ходе его развития и которые в конечном счете способствуют социальному прогрессу, цивилизации.

Правовое воспитание

Чувство правовой защищенности может обрести реальные формы только то общество, в котором сформировано правосознание всех уровней, в том числе и профессиональное. Это является одним из обязательных условий формирования правового государства и гражданского общества. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В. Зорькин отметил, что «правовое воспитание, формирование современного массового правосознания является сейчас важнейшей задачей. Если Россия не справится с этой задачей, она не возьмет правовой барьер, а значит, и не станет правовым государством».

Правовое воспитание — это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе.

Правовое воспитание граждан осуществляется путем широко организованного преподавания правовых знаний, пропаганды права в средствах массовой информации. Большое значение для правового воспитания масс имеет практическая работа правоохранительных органов, деятельность которых широко освещается также в средствах массовой информации и становится достоянием общественности.

Элементами правовой культуры являются квалифицированное правотворчество и правоприменение; правосознание народа, социальных групп и отдельных граждан.

Свою регулирующую роль в обществе право выполняет в тесном взаимодействии с другими социальными нормами; политическими, нравственными, правилами общественных организаций, обычаями, традициями.

Идейное целевое единство социальных норм не исключает различий между правовыми и другими социальными нормами. Эти различия проявляются в содержании и характере регулирования ими общественных отношений; в способах их установления; в формах выражения; в способах охраны и степени определенности мер воздействия, применяемых к их нарушителям.

Социальные нормы каждого вида имеют свои особенности, по-разному осуществляют регулирование различных сторон общественной жизни.

Среди социальных норм программные документы политических партий (определение конечных целей и способов их достижения — как правило, это повышение уровня жизни населения, достигаемое на фоне внедрения в повсеместную практику демократических принципов справедливости, равенства, законности действий) занимают одно из ведущих мест по силе общего воздействия на процесс развития общества. В то же время уставные требования, предъявляемые вроде бы только к членам политических партий и носящие сугубо корпоративный характер (партийная дисциплина, права и обязанности), также могут оказывать определенное воздействие на привлечение под свои знамена определенной части граждан.

Нравственность или мораль — это признаваемая абсолютным большинством населения совокупность правил поведения, выработанных в соответствии с определенными в конечном счете экономическими условиями жизни, взглядами о добре и зле, долге и справедливости, совести и чести, похвальном и постыдном и т.д.

Нормы общественных организаций — это установленные их учредительными или руководящими органами правила поведения, выраженные в уставах и решениях, направленные на выполнение задач данной общественной организации (профсоюзы).

Обычаи и традиции порождаются образом жизни. Для их соблюдения нужна внутренняя убежденность человека.

Правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным. Концентрированным выражением правосознания как формы общественного сознания является правовая идеология, т.е. система правовых взглядов, основывающихся на определенных социальных и научных позициях. Психологическую сторону правосознания составляют привычки, чувства, эмоции людей в отношении правовых явлений.

Правосознание включает знание действующего права, его основных принципов и требований, но не сводится к нему. Для правосознания не менее важен оценочный момент и поведенческие установки.

Правосознание подчинено общим закономерностям развития общественного сознания. Оно выступает как специфическое отражение экономических, политических и иных отношений данного общества, положения классов и индивидов в системе общественного производства и социально-политической структуры. Существенное влияние на правосознание оказывают другие формы общественного сознания — политическое сознание и мораль, общественная психология, исторические традиции, сложившийся образ жизни.

Взаимосвязи правосознания и права носят сложный характер. С одной стороны, правосознание предшествует праву, поскольку последнее выражает взгляды и установки господствующих в обществе классов. Сложившаяся в данном обществе правовая система, в свою очередь, выступает в качестве одного из важнейших факторов, воздействующих на правосознание. Наконец, функционирование права, его применение и соблюдение зависят от уровня правосознания.

Добавить комментарий