Практический результат

Одним из теоретических результатов является определение объекта исследования в рассматриваемом подходе, уточнение специфики концепции учебной деятельности как теории учения. Она состоит: во-первых, в отстаивании деятельностного подхода к процессу учения; во-вторых, в рассмотрении учебной деятельности в единстве всех ее компонентов учебной задачи, учебных действий, действий контроля и оценки); в-третьих, в специальном обращении к новообразованиям учебной деятельности — в интеллектуальном развитии (теоретическое мышление), I нравственном развитии (мотивация); в-четвертых, в стремлении «перекинуть мост» от деятельностного к личностному аспекту развития ребенка.

В связи с этим была проведена определенная работа с категориальным аппаратом: уточнено содержание рабочих терминов и понятий педагогической и возрастной психологии («усвоение», «развитие», «обучение» и др.); разработано новое содержание ряда понятий («теоретическое мышление», «рефлексия», «учебная задача»), другие понятия получили новое освещение («произвольность», «мотивация», «индивидуальные различия» и др.).

Разработана и апробирована форма экспериментально-генетического метода — конструирование школьных программ и длительный многолетний обучающий эксперимент на основе их использования.

Важным результатом исследования является получение обширного массива экспериментальных данных. Многие из них являются принципиально новыми и не описанными ранее в литературе, например факты, свидетельствующие о возможности: формирования теоретического мышления в младшем школьном возрасте; формирования у учащихся начальной школы развернутой учебной деятельности, т. е. «умения учиться»; перестраивания внутреннего плана действий у младших школьников, познавательных интересов и мотивации учения у младших школьников и подростков и др. Эти данные еще ждут своего обобщения1.

При этом уже на первых этапах исследования подразумевалось, что деятельность, и в частности учебная деятельность, не самоцель, а прежде всего необходимое условие умственного и нравственного развития ребенка, его интеллектуальной и мотивационной сферы.

Специальному теоретическому и экспериментальному анализу было подвергнуто теоретическое мышление. Так, было показано, что эмпирическое обобщение базируется на наблюдении и сравнении внешних свойств предметов (традиционная наглядность), а теоретическое — на преобразующем предметном действии и анализе, устанавливающем существенные связи целостного объекта, его генетически исходную (всеобщую) форму. Соответственно, эмпирическое мышление связано с таким уровнем введения знаний, когда у детей формируются лишь частные и отдельные приемы решения конкретных практических задач, когда интеллектуальной основой таких приемов выступает готовая сумма конкретных и частных знаний. Теоретическое же мышление возникает тогда, когда с самого начала изучения того или иного предмета или его крупного раздела детям демонстрируется необходимость построения и усвоения именно обобщенного способа ориентации в данной области, обобщенного способа решения достаточно обширных классов задач — тогда многие частные и практические умения и навыки формируются на обобщенной, теоретической основе. Благодаря этому школьники постепенно приучаются, столкнувшись с частной проблемой, искать прежде всего общий принцип решения аналогичных проблем, обращаться к различным источникам знаний для выявления этого принципа, заниматься самообразованием и т. д. На формирование у учащихся такого рода теоретического мышления как раз и направлена учебная деятельность.

В ходе исследования были выделены основные компоненты теоретического мышления: рефлексия, анализ, внутренний план действий. Было установлено, что в экспериментальных классах, где систематически отрабатывается учебная деятельность, быстрее растет число детей, обладающих всеми компонентами теоретического мышления, при этом выявлена статистически значимая связь между рефлексией школьников, правильным выполнением задач на анализ, а также внутренним планом действий у учащихся.

Была экспериментально изучена роль каждого из компонентов учебной деятельности: учебной задачи, учебного действия, действий по контролю и оценке. Установлено, что при управлении учебной деятельностью надо не столько отрабатывать сами эти компоненты, сколько переходы от одного к другому. Было рассмотрено различие учебной и собственно исследовательской деятельности. Учебная деятельность — это учебная модель исследования, квазиисследование, здесь школьники в сжатой, свернутой форме лишь воспроизводят реальные исследовательские и поисковые действия.

Проанализированы возрастные и индивидуальные особенности учебной деятельности. К настоящему времени экспериментально выделены возрастные особенности в младшем школьном возрасте, отчасти изучены — в среднем школьном и гипотетически намечены для старшего школьного возраста. Так, младший школьный возраст знаменуется введением учащихся в учебную деятельность, овладением всеми ее компонентами; учебная деятельность имеет здесь ведущее значение. В среднем школьном возрасте происходит овладение ребенком общей структурой учебной деятельности, становление произвольности ее, осознание индивидуальных особенностей своей учебной работы, использование учебной деятельности как средства организации социальных взаимодействий с другими школьниками. Старший школьный возраст характеризуется использованием учебной деятельности как средства профориентации и профподготовки, овладением способами самостоятельной учебной деятельности и самообразования, а также переходом от усвоения общественно-выработанного опыта учебной деятельности, закрепленного в учебниках, к его обогащению, т. е. творческой исследовательской познавательной деятельности.

Логика анализа изменений самого ребенка в ходе учебной деятельности столкнула исследователей с проблемой индивидуальных различий. Обнаружение того факта, что в условиях управляемого обучения индивидуальные различия не сглаживаются, а, напротив, становятся более выраженными, позволило поставить вопрос о возможности целенаправленного формирования особенностей учебной деятельности школьника, а не только учета их как предпосылок обучения. Индивидуальные различия могут быть поняты и описаны в этой логике; прежде всего как соотношение различных уровней сформированности компонентов учебной деятельности: у одних учащихся оказываются наиболее сформированными принятие и постановка учебных задач, у других — способы действий с изучаемым материалом, приемы самоконтроля и самооценки.

Были предварительно выделены также разные уровни индивидуальных особенностей учебной деятельности.

Первый уровень — преимущественное использование школьником тех или иных средств и способов учебной деятельности и их комбинаций при выполнении заданий. Следующий уровень — особенности выполнения учебной деятельности, устойчиво проявляющиеся в разных видах заданий (здесь, видимо, можно говорить об индивидуальном стиле учебной деятельности). Наиболее высокий уровень сформированности индивидуальных особенностей учебной деятельности может быть обозначен как становление ученика как (объекта этой деятельности:

а) ученик (с помощью учителя) вычленяет отдельные стороны, средства и способы учебной деятельности, соотносит их с целями и условиями;

б) на основе этих «эталонов» школьник оценивает, перестраивает свой опыт деятельности, вырабатывает систему своих оценок («смысла» учебной деятельности для себя) и на этой основе активно осуществляет дальнейшее усвоение, отбор и использование общественно выработанных эталонов. Здесь, видимо, можно говорить о том, что ученик осознанно и преднамеренно строит свою индивидуальность;

в) учащийся, молодой человек, в состоянии оказывать преобразующие воздействия на общественно выработанный опыт деятельности, создавать новые средства и способы ее осуществления.

Это переход от учебной деятельности к творческой деятельности и становление собственно творческой индивидуальности.

В связи с анализом позиции ученика в учебной деятельности, смысла этой деятельности для ребенка в рассматриваемом подходе начат круг исследований мотивации учения .

Намечен также подход к изучению появляющегося у школьника в ходе учебной деятельности узла нового типа отношений к разным сторонам действительности: к изучаемому объекту, к самому себе, к другому человеку. Эти новые типы отношений являются новообразованиями учебной деятельности, и вместе с тем они характеризуют превращение «деятельности в ее субъективный продукт», тесно связанный со становлением ученика как субъекта деятельности. Характеризуя совокупность, иерархию отношений ребенка с окружающим миром, эти новообразования учебной деятельности позволяют сделать первые шаги на пути к изучению личности школьника.

Виды результатов практического исследования

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Результаты практического исследования — конкретные значения и показатели, которые можно описать.

Например:

  • по времени фиксирования: итоговые, промежуточные, текущие;
  • по факту преднамеренности: планируемые и незапланированные;
  • по отношению к целям: соответствующие полно или частично и несоответствующие поставленным целям и задачам;
  • в зависимости от субъекта: непосредственные и опосредованные, прямые и косвенные;
  • по качеству: позитивные и негативные;
  • по степени значимости: значимые и незначимые

Разница между результатами практического исследования и выводами

Результаты объективны (указываются в практической части работы), а выводы — субъективны (описываются в заключении). Часто два этих понятия путают.

Результаты практического исследования — конкретные значения и показатели, которые получил исследователь. Это факты, которые необходимо зафиксировать.

Выводы по итогам практического исследования — это объяснение результатов, собственные размышления автора. Выводы по одному и тому же результату могут сильно различаться у разных авторов. Так как на выводы влияет мировоззрение автора, эпоха, страна в которой он живет и тд. Имея на руках точные результаты, можно изменить выводы.

Пример вывода

На основе теоретического анализа были выделены три подхода к осуществлению стратегического энергоменеджмента на промышленном предприятии: технократический, системный и инновационный. Каждый из указанных подходов обладает своими преимуществами и ориентирован на различное использование производственно-технических и интеллектуальных ресурсов развития. Подходы являются основой для реализации отдельных функциональных стратегий, отражающих процессы закупки энергоресурсов, их потребления по источникам и контроля энергоэффективности на всех уровнях.

Анализ результатов исследования

Анализируя результаты практического исследования, автор сравнивает их с уже имеющимися в науке. Важно учитывать тут не только итоговые результаты, но и промежуточные.

В ходе анализа могут обнаружиться ошибки или результаты, которые противоречат друг другу (объяснять эти ошибки и противоречия автор будет в выводах). Часто такое бывает, когда использовались разные методы исследования.

Выбор методов анализа результатов зависит от конкретной дисциплины:

  • статистические методы анализа;
  • описание корреляционных связей между изучаемыми переменными;
  • корреляционный, дисперсионный или факторный анализ для проверки исследовательских гипотез.

Для обработки массивных данных полевых исследований используются специальные программы — Vortex, SPSS, Statistica. Но для обработки результатов исследования в небольших работах, например, в курсовой, достаточно будет и обработки в Exsel.

Пример анализа

Для реализации подобного мероприятия необходимо предложить алгоритм выработки ключевых показателей, с помощью которых будет измеряться энергоэффективность человеческого капитала. Предложенный нами алгоритм (рисунок 3.6) включает последовательную выработку ключевых показателей энергоэффективности с соблюдением требования сохранения качества продукта (процент извлечения, выход годного, химический состав и иные показатели качества) на выходе и сокращением удельных норм расхода ТЭР всех видов.

Практическая значимость результатов исследования

Практическая значимость — это ответ на вопрос, как можно использовать полученные результаты на практике.

Чем выше практическая значимость результатов исследования, тем выше ценность работы. У докторской диссертации практическая значимость будет выше, чем у курсовой работы.

Описание практической значимости должно быть конкретным. Нужно емко и понятно объяснить, в какой отрасли, кому и каким образом помогут результаты исследования.

У вас должны быть доказательства и аргументы, которые наглядно показывают важность и преимущества вашего исследования перед аналогичными.

И самое главное, нужно доказать, что предлагаемый вами способ действительно даст результат и решит проблему. Сделать это можно, например, проведя сравнительный анализ ситуации «до” и «после”.

Пример практической значимости

Практическая значимость исследования подтверждается определением набора практических рекомендаций по совершенствованию внутренней системы энергетического менеджмента в части энергоанализа, планирования ресурсов и управления энергоэффективным человеческим капиталом. В работе приведены показатели эффективности, которые могут дополнить существующую систему ключевых энергоиндикаторов и выявить роль человеческого капитала предприятия в энергосбережении.

Описание результатов исследования

Научные и практические результаты исследования описывают в краткой и понятной форме в виде таблиц, графиков, диаграмм и схем.

Важно! Все результаты практического исследования описываются только в самой работе. В приложение их не выносят.

И только если размер и объем графического материала слишком большой, его выносят в приложение. А в самом тексте дают на него ссылку.

Важно!

Если вы не уверены, что справитесь с работой самостоятельно, обратитесь к профессионалам. Сдадим работу раньше срока или вернем 100% денег

Стоимость и сроки

Оформление таблиц

Название таблицы пишется в начале с указанием порядкового номера, выравнивается справа.

Обязательно нужно указать единицы измерения числовых данных. Если они общие для всей таблицы, то их указывают в заголовке (через запятую от названия или в скобках). Если в таблице встречаются разные единицы, их прописывают в заголовке нужной графы или строки

Требования к таблицам:

  1. Таблицы должны быть компактными. Лучше несколько маленьких таблиц, чем одна большая.
  2. Нумерацию указывают справа перед таблицей.
  3. Названия строк и граф должны быть емкими и без сокращений.
  4. Если отдельные графы повторяются или содержат одни и те же термины, несут одинаковый смысл, их указывают под одним заголовком.
  5. В одной графе все цифры должны быть одинаково точны. Для этого можно округлить их до целого числа или 1-2 цифры после запятой.
  6. Одна клетка таблицы должна вмещать одно число.
  7. Таблица не должна содержать пустых клеток.
  8. Если в таблице есть примечания, их набирают шрифтом по размеру на 1-2 значения меньше

Оформление графических материалов

Рисунок подписывается снизу с указанием порядкового номера, подпись и рисунок выравниваются по середине.

Любая приведенная в графических материалах информация должна быть описана в основном тексте

Требования к иллюстрациям:

  1. Название изображений, графиков и диаграмм помещают под материалом.
  2. Единицы измерения и названия смысловых осей всегда указываются.
  3. Условные обозначения обязательны.
  4. Если графический материал сопровождается большим количеством текста, его выносят в приложении. Например, анкеты, опросники, рисунки испытуемых.

Вывод

Исследование не считается завершенным, пока не описаны и не проанализированы его результаты. Результаты практического исследования — значения, которые получил и зафиксировал автор. Выводы на основе исследования — объяснение результатов автором, его собственные рассуждения.

Работа с оформленными результатами исследования готова к апробации (подтверждение результатов исследования научным сообществом). Ее автор выступает на конференциях, отдает работу рецензентам, публикует научные статьи. Это поможет выявить ошибки, поправить выводы, лучше раскрыть суть работы.

Как проанализировать и описать результаты практического исследования обновлено: 27 февраля, 2020 автором: Научные Статьи.Ру

Сущность теоретических исследований

Только при посредстве теории знание, слагаясь в связное целое, становится научным знанием; стройное соединение фактического знания с теориями составляет науку.

А. М. Бутлеров

Теория (греч. Gccopia — рассмотрение) — система основополагающих идей в определенной отрасли знания. Иными словами, теория представляет собой форму научного знания, которое дает целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

В более узком значении теория — это знание, имеющее строго определенную форму. Менее строгое понятие теории — совокупность методов, моделей, научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления. Например, теория систем, теория вероятностей, теория относительности, теория электромагнетизма и т. д.

Теоретические исследования основаны на опосредованном, мысленном изучении исследуемых процессов или явлений, при этом практическое взаимодействие с непосредственно исследуемыми объектами отсутствует.

Теоретические исследования проводятся на базе идеализированных и зачастую абстрактных понятий, иначе называемых теоретическими конструктами. Идеализированные теоретические конструкты, в отличие от реальных объектов, могут быть наделены признаками, которых нет ни у одного реального объекта, например «материальная точка», «идеальный газ» или «абсолютно черное тело». Эти особые абстракции по своей сути являются логической реконструкцией действительности. Теоретические суждения становятся утверждениями о процессах природы лишь в той степени, в какой отношения теоретических конструктов могут служить замещением тех или иных реальных свойств и связей действительности, выявленных в практике. Ни одна теория не строится без применения таких конструктов.

Элементами организации теоретических исследований являются также теоретическая модель как образ исследуемого процесса или явления и формулируемый относительно нее теоретический закон.

Теоретическая модель изучаемой реальности, обладающая, в силу абстракции и идеализации, лишь наиболее важными свойствами и в определенной степени упрощенной структурой, всегда лежит в основании теории. Ее основная функция — служить идеализированным представлением объекта исследования и быть средством получения о нем теоретических знаний. В качестве элементов модели выступают абстрактные объекты, которые находятся в строго определенных связях и отношениях друг с другом. Теоретические объекты являются идеализациями и также могут быть наделены не только признаками, которым соответствуют свойства и отношения реальных объектов, но и признаками, которыми такой объект не обладает. Связи, отношения и взаимодействия подобных объектов представляют собой теоретическую схему, которая может быть охарактеризована в форме либо содержательных вербальных описаний, либо математических зависимостей. Математическая формализация позволяет в определенной степени обобщить теоретическую схему, обеспечивает наиболее эффективное ее описание и объяснение новых фактов.

Теоретические законы непосредственно формулируются относительно абстрактных объектов теоретической модели. Они могут быть применены для описания реальных ситуаций лишь в том случае, если модель обоснована в качестве адекватного выражения существенных связей действительности, проявляющихся в таких ситуациях. Используемая для выведения закона совокупность идеализированных теоретических конструкгов и сформулированный относительно нес теоретический закон имеют границы своей применимости. Формулирование новых теоретических законов позволяет расширить возможности теоретического описания того или иного аспекта исследуемого процесса или явления.

Разработка теории представляет собой создание на базе реальных признаков и отношений определенной теоретической схемы, которая включает совокупность абстрактных объектов и моделей и позволяет в системе соответствующих высказываний логически выводить, как утверждение, новые абстрактные объекты. Совокупность, или система, частных теорий, относящихся к достаточно ограниченной области явлений, образует иерархически организованные фундаментальные научные теории, которые включают частные теоретические законы в качестве следствий. При этом одна и та же предметная область может, в соответствии с принципом дополнительности, описываться разными теориями.

В рамках теоретических исследований осуществляется синтез нового научного знания, выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области законы, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также прогнозировать ожидаемые опытные факты. Чтобы применить к опыту фундаментальные законы развитой теории, из них нужно получить следствия, сопоставимые с результатами опыта. Вывод таких следствий характеризуется как развертывание теории.

Роль теоретических исследований в общей системе науки состоит в том, что они выполняются во всех без исключения научных областях и могут быть фундаментальными и прикладными, концептуальными и поисковыми, развивать область научного знания или обобщать разрозненные научные положения. Роль теории в науке может быть достаточно наглядно рассмотрена на примере электротехники.

Теоретические исследования могут инициироваться потребностью как практики, так и самой науки. Прежде всего такая ситуация возникает с появлением нового вида пракгической деятельности, в котором научное знание отсутствует. Например, потребности промышленного производства в XIX в. в новых источниках энергии вызвали быстрое развитие теорий электричества и магнетизма, а после открытия М. Фарадеем явления электромагнитной индукции стало возможным создание электродвигателей и электрогенераторов.

Во-вторых, новое теоретическое исследование может побуждаться необходимостью совершенствования и развития существующих знаний, т. е. оно проводится исходя из потребности теории и прежде всего в интересах теории. Например, становление электротехники и развитие теории электромагнетизма потребовали от Д. Максвелла разработки системы уравнений, отражающих взаимосвязь электрических и магнитных явлений, что, в свою очередь, привело к созданию теории электромагнитного поля.

В-третьих, подобные исследования характерны для прикладных наук, где теоретические и экспериментальные исследования имеют четкую ориентацию на обслуживание практики, как это было при разработке Л. С. Поповым основ радиосвязи для военно-морского флота России.

Особенности теоретического исследования проявляются в следующих характеристиках:

  • — особая научная продукция: теории, модели, идеи, научные концепции, принципы и т. д.;
  • — исключительно творческий процесс, поскольку теоретические исследования представляют собой деятельность, порождающую нечто качественно новое; при этом исследователь может подвергать сомнению, опровергать существующие научные знания, заменять их новыми, углублять, давать более полное объяснение, доказательства, приводить в систему разрозненные знания, анализировать и обобщать экспериментальные данные, факты практики;
  • — необходимость иметь исходную научную гипотезу, что обусловлено конечной целью исследования, необходимостью преодоления некоторого препятствия в науке и попыткой первоначального объяснения существующего противоречия;
  • — трудность предсказания результата, что, в первую очередь, характерно для поисковых научных работ, когда результат может оказаться неожиданным, нелогичным на первый взгляд, непривычным;
  • — недоступность реального объекта для непосредственного изучения и сенсорных ощущений.

Процесс теоретическою исследования может быть представлен рядом последовательных этапов:

  • — анализ состояния теории в исследуемой области знания (знакомство с существующими идеями, методами, моделями, с их критической оценкой и анализом);
  • — формулирование научной гипотезы;
  • — принятие существующих подходов, взглядов либо отказ от них; углубление или развитие этих подходов;
  • — обоснование новых идеализированных понятий, теоретических конструктов, построение теоретической модели с относительно простой структурой;
  • — формулирование относительно абстрактных объектов теоретической модели новых теоретических законов, поиск новых вариантов решения научной проблемы;
  • — проверка на непротиворечивость и согласование системы частных теорий, разработка фундаментальной научной теории;
  • — развертывание теории, выдвижение и формулирование общих для данной предметной области законов, позволяющих объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать будущие опытные факты.

Важнейшей проблемой теоретического исследования является проверка достоверности теории. Для того чтобы проверить результат теоретического исследования, используют следующие приемы:

  • — логическое сравнение полученных следствий друг с другом на не- проти воречи вость;
  • — исследование логической формы теории, которая может оказаться эмпирической, научной или тавтологической;
  • — сравнение с другими теориями данной научной области;
  • — использование эмпирически выводимых следствий для проверки степени их удовлетворения требованиям практики.

Добавить комментарий