Права человека как ценность

Глава 1. Основы конституционного строя.

Статья 2.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Комментарий.

Статья определяет одну из основ конституционного строя Российской Федерации- что является «высшей ценностью» в РФ.

«Высшая ценность» — это человек, его права и свободы. Не материальное – высшая ценность, а именно человек. Всё делается для человека и ради него.

В статье 2 впервые провозглашается обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права человека.

Как реализует государство эту свою обязанность?

  • Государство ведёт активную деятельность по созданию условий для реализации прав и свобод.
  • Оно обязано создать специальные учреждения по охране прав и свобод. Это суды, органы охраны общественного правопорядка, прокуратуры, а также институт Уполномоченного по правам человека.
  • Государства конкретизирует в Конституции, в законах права и свободы человека и гражданина.

Очень важно!

Личность в ее отношениях с государством выступает не как объект бесконтрольной государственной деятельности, а как равноправный субъект, реализующий свои конституционные права.

Таким образом, статья 2 Конституции обеспечивает свободу человеческой личности, её защищённость со стороны государства.

Конкретно, какие права и свободы имеет человек и гражданин, а также каковы его обязанности — во 2-ой главе Конституции.

Права и свободы человека как высшая ценность

Ключевые слова: права, свободы, человек, высшая, ценность

Конституция РФ (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, — указывается в ст. 2, — обязанность государства».

Установленные Конституцией принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в РФ. Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя РФ, образующей основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.

Для большинства зафиксированных в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина характерна более или менее тесная связь с признанием человека высшей ценностью. В них не просто в той или иной степени отражается это признание, но они вместе с основами конституционного строя России служат защите этих прав и свобод. Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью служит достаточно определенным ориентиром и для совершенствования всей системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества, преодоления на этом пути всякого рода сложностей и эксцессов.

Связь между признанием человека и его прав и свобод высшей ценностью и конкретными правами и свободами человека и гражданина состоит в том, что если ст. 2 Конституции излагает принцип взаимоотношений человека и государства лишь «негативно», т.е. с точки зрения возможного нарушения прав человека, и имеет в виду лишь объект защиты, то статьи Конституции, посвященные конкретным основным правам и свободам человека и гражданина, сформулированы уже с позитивных позиций (например, в ст. 22 Конституции закреплено, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность).

Эта взаимосвязь просматривается и в том, что норма Конституции, указывающая на объект защиты, выглядит как первый шаг к конкретизации положения человека и гражданина в обществе и государстве применительно к определенной сфере жизни или конкретной ситуации. Она позволяет сделать и следующий шаг, который выражается в закреплении в Конституции принципа равноправия граждан.

Все сказанное говорит о том, что нормы Конституции РФ об основных правах и свободах человека и гражданина нельзя рассматривать вне связи с принципом признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, нельзя вносить в данные нормы изменения или дополнения, противоречащие этому принципу.

Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю деятельность демократического государства, на его компетенцию и потенциальные возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство приобретает те черты, которые характеризуют его как конституционное.

Конституционное государство базируется на народном суверенитете, который составляет одну из его основ. Между тем носитель этого суверенитета — народ — состоит из граждан, от которых в конечном счете и исходит вся власть. Вот почему ст. 2 Конституции, закрепляющая отношение государства к человеку и его обязанность признавать, соблюдать и защищать его права и свободы, провозглашает конституционное государство, обосновывая необходимость его существования.

В конституционном государстве народ становится демократически конституированным сообществом, которое сознательно ориентируется на защиту человека как высшей ценности и видит в этом свой долг. Такая ориентация народа позволяет избежать последствий, к которым приводило сознательное преувеличение роли коллектива и государства, — господства тоталитаризма. Народ, который перманентно не способен или не желает признавать ценность каждого отдельного человека и соответственно этому действовать, не может быть организован в подлинно демократическое общество даже с помощью разного рода юридических инструментов.

Таким образом, авторитет любой организации, включая государство, по своей природе вторичен. Нет и не может быть признания ценности государства или любой другой организации, если при этом не признается высшая ценность человека и гражданина.

Если защита человека, его прав и свобод от посягательств со стороны государства — задача демократически конституированного общества, то защита человека, его прав и свобод от общества с его разнообразными, пользующимися политическим влиянием группами, которое тоже способно посягать на права и свободы, является, повторим, обязанностью государства. Государство призвано защищать человека как данность, а не формировать или преобразовывать его в духе надуманных идеалов.

Защита человека, его прав и свобод требует от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни.

Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Необходимо повысить эффективность судебной защиты. Однако для признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека нужны существенные усилия государства также в материальной и духовной сферах. Речь идет, в частности, об обеспечении гражданам прожиточного минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования и здравоохранения, культуры.

О содержании понятия «человек — высшая ценность» обычно принято говорить применительно ко всей жизни человека — от рождения до смерти. Однако в ряде случаев этот конституционный принцип следует понимать гораздо шире. Например, ведутся дискуссии о правах плода во чреве матери или о защите чести и достоинства умершего человека.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого конкретного человека со всем его внутренним миром. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции конкретного человека, его ответственность перед другими людьми, обществом и государством.

Только тогда принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. Человек, который не желает признавать достоинство, права и свободы других людей, не может требовать признания своего достоинства, своих прав и свобод.

В демократическом обществе становление личности происходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки. К ним относится, в частности, правовая надстройка общества. Через нее у каждого человека формируются определенные нормативные представления о личности, несущие на себе отпечаток правовой культуры того общества, в котором они возникли.

Поставить эти представления на службу человеку и обществу — важная предпосылка реализации конституционного принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, превращения граждан из объектов воздействия государства и общества в активно действующих субъектов.

В современной российской действительности, когда растет преступность, идет обнищание населения, нарушаются права человека, признание Конституцией РФ человека, его прав и свобод высшей ценностью носит в значительной мере лишь формальный характер. Однако заложенный в Конституции большой демократический потенциал служит хорошей основой для борьбы граждан России за свои права, за свое человеческое достоинство. … читать далее …

Высшая ценность человека — принцип организации социальной системы и деятельности государства, в соответствии с которым человек, его жизнь и свободы признаются высшей ценностью в обществе, а их соблюдение и защита — основой политики государства.

С точки зрения прогрессивной идеологии, отдельный человек как свободная творческая личность является смыслом и целью социального прогресса, а его жизнь и деятельность — высшей социальной ценностью. Все социальные институты производны от человека и являются средством обеспечения необходимых условий существования и свободной деятельности человека.

Признание высшей ценности человека предполагает, что его жизнь и деятельность, интересы и цели имеют неоспоримое преимущество перед интересами социальных общностей, государства или других социальных институтов. Никакая власть не вправе распоряжаться жизнью человека, посягать на его свободу и диктовать, что и как он должен делать, как строить свою жизнь.

Признание высшей ценности человека не означает полного отсутствия каких-либо ограничений поведения для конкретных людей. Во-первых, свобода каждого человека имеет естественное ограничение в виде равной свободы других личностей. Свобода одного человека может осуществляться лишь в той мере, в которой она не наносит ущерба свободе других и не посягает на нее.

Во-вторых, любой человек находится в социальной системе и связан обязательствами с другими людьми — как непосредственно, так и через различные социальные общности, в том числе семью, трудовые и территориальные коллективы, государство. Свобода человека включает в себя как необходимый элемент социальную ответственность за выполнение принятых на себя обязательств и в этом смысле также ограничена.

Понимание абсолютной ценности человека и достижение состояния его свободы — результат длительного процесса исторического развития человечества. Оно возможно на той ступени существования общества, когда сформирован высокий уровень материальной и духовной культуры, когда характер производительных сил позволяет отказаться от необходимости принудительного труда и деятельность человека приобретает все более творческий характер.

Далеко не все страны, в том числе и ныне существующие, дошли до осознания принципа высшей ценности каждого человека. Например, в социальных системах с доминирующей тоталитарной идеологией отдельный человек рассматривается как элемент, полностью подчиненный целям общества и государства. Считается, что интересами любого человека, даже его жизнью можно вполне пожертвовать ради реализации этих целей.

Свобода личности и ее элемент в виде социальной ответственности выражаются в естественных правах и обязанностях человека. К ним относятся право на жизнь, собственность, выражение мнений, беспрепятственное передвижение, безопасность; обязанности уважать права и свободы других людей, исполнять обязательства перед обществом и государством и др. Эти права и обязанности принадлежат человеку изначально, по рождению, и не могут быть ограничены или отменены государством.

Реализуя принцип высшей ценности человека, государство принимает на себя обязанность формального признания этого принципа и закрепления его в основных законах (конституциях) страны. Государство, все его органы берут на себя обязанность соблюдения этого принципа во взаимоотношениях с гражданским обществом в целом и отдельными людьми. Принцип высшей ценности человека становится определяющим для деятельности любого звена аппарата государства, при принятии любых государственных решений.

Государство в целом принимает на себя обязанность защищать этот принцип в случае посягательства на него со стороны отдельных государственных структур, частных организаций или лиц. Соответственно каждый человек вправе потребовать от государства и его конкретных органов исполнения данной обязанности и обеспечения своей жизни, свободы, возможности реализации основных прав.

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 16

Конституция РФ в ст. 2 провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства». Этот принцип является центральным в системе основ конституционного строя.

Основные характеристики данного принципа:

1) права и свободы человека — высшая ценность, исходный момент, вокруг которого строится вся остальная регламентация общественных отношений, в том числе государство. В случае несоответствия прав человека и других ценностей, признаваемых и защищаемых государством, приоритет отдается правам человека;

2) содержание данного принципа раскрывается через систему прав и свобод человека и гражданина, отраженную в гл. 2 Конституции и законодательстве Российской Федерации. При этом, согласно ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, установленный в ней перечень прав и свобод не является исчерпывающим и не означает отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина;

3) права и свободы человека принадлежат человеку и носят естественный, неотъемлемый и неотчуждаемый характер. Они не устанавливаются государством, их существование признается им, государствогарантирует, соблюдает и защищает права и свободы человека. Это положение также означает, что ни государство, ни народ на общенациональном референдуме не может отобрать у человека какое-либо из его естественных прав;

4) все люди равноправныи имеют одинаковый объем естественных прав и свобод;

5) установление пределов прав человека производится законодателем путем регулирования и ограничения этих прав. Регулирование, в отличие от ограничения, предполагает не только установление границ прав и свобод, но и гарантий их осуществления. Основной предел установлен в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Ограничение прав и свобод человека, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, может производиться только путем издания федерального закона (то есть субъекты Российской Федерации не могут вторгаться в регламентацию правового статуса человека и гражданина) и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Под международными стандартами в области прав человека понимаются международно-правовые нормы, закрепляющие и развивающие принципы прав человека. В первую очередь, это обязательства государств предоставлять индивидам основополагающие права и свободы и не предпринимать действий, посягающих на эти права и свободы, не допускать какой-либо дискриминации, а также пресекать действия, нарушающие права человека. Помимо этого, устанавливается ответственность государств за невыполнение своих обязательств, определяются международные механизмы защиты прав человека.

Стандарты делятся на универсальные, т.е. признанные во всем мире (как правило, это нормативные акты, принятые ООН) и региональные, действие которых распространяется на определенный регион, обычно на территории какого-либо межгосударственного объединения (Совет Европы, Европейский Союз, СНГ и пр.) Региональные стандарты часто бывают более конкретными, предусматривающими более строгую ответственность в рамках межгосударственного объединения для государств-нарушителей этих стандартов.

Международные стандарты бывают в виде деклараций, международных договоров (пакты и конвенции), резолюций международных организаций, руководящих принципов.

Декларации принимаются обычно итоговым документом совещаний межгосударственных органов (например, резолюцией Генеральной ассамблеи ООН) и не имеют обязательной силы. Декларация – это свод принципов, определяющий дальнейшее направление развития международных отношений в определенной сфере. Государство может стараться приводить свое законодательство в соответствии с декларацией, но не обязано это делать.

Устав ООН не содержит конкретного перечня прав человека. Тем не менее, этот документ стал одним из первых важнейших международно-правовых актов, в котором поставлен вопрос о необходимости универсального обеспечения прав личности, закреплен принцип всеобщего уважения прав и свобод всех людей и каждого человека, исключающего какую-либо дискриминацию. Пункт «с» ст. 55 обязывает государства содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола языка и религии».

Одним из главных достижений стало то, что Устав ООН заложил основы для вывода проблемы соблюдения прав человека из-под исключительной внутренней юрисдикции государства и создал предпосылки для эффективного регулирования этого вопроса непосредственно международным правом.

Международный билль о правах человека включает в себя: Всеобщую декларацию о правах человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических и социальных правах (1966), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966), второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (1989).

Всеобщая декларация прав человека была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. День ее принятия отмечается ежегодно как Всемирный день прав человека. В Декларации закреплен широкий перечень гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав. В тексте документа отражен естественный характер прав человека, в ст. 1 говорится: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и своих правах».

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. закрепляет право гражданина обращаться в первый наднациональный судебный орган – Европейский Суд по правам человека. Причем ответственность государств за невыполнение решений суда предусмотрена гораздо более строгая, чем Первым факультативным протоколом к Пакту о гражданских и политических правах за невыполнение рекомендаций Комитета по правам человека при ООН.

Право человека на жизнь

Право на жизнь — неотъемлемое право каждого человека, охраняемое законом. Его содержание заключается в том, что никто не может быть умышленно лишен жизни. Также право на жизнь налагает на государство обязательство сделать всё для того, чтобы человеческая жизнь оказалась вне опасности и предпринимать эффективное расследование убийств.. В Россиисуществование права на жизнь признаётся Конституцией Российской Федерации.

Жизнь человека — это высшая социальная ценность, охраняемая законом. Право на жизнь является естественным и неотъемлемым правом любого человеческого существа. Об этом шла речь на занятии школы «Правовых знаний», которое состоялось в Тульской областной универсальной научной библиотеке 31 октября 2006 года. Занятие провели: Бушуев Игорь Иванович, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Тульского филиала Московского университета МВД РФ, и старший следователь контрольно-методического отдела Следственного управления при УВД по Тульской области майор юстиции Бойко Татьяна Константиновна.

Личные права находятся на первом месте и возглавляют всю систему прав и свобод человека и гражданина.Конституция России закрепила систему личных (гражданских) прав в полном соответствии с Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.). Главное назначение и сущностная характеристика этих прав заключается в том, чтобы обеспечить личную свободу, независимость и самостоятельность человека. Личные права и свободы индивидуализируют человека, обеспечивают ему гарантии личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь. С их помощью гарантируются индивидуальные свободы человека, т.е. возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственно-этических, религиозных и других отношений. Что интересовало студентов на этом занятии?

Можно ли защитить жизнь человека во время войны?
Смертная казнь – быть или не быть?
Есть ли права у зачатого существа – будущего человека?
Стоит ли возвращать к жизни человека, который сознательно идет на самоубийство?
Оправдано ли оказание дорогостоящей помощи безнадежно больному человеку?

Отвечая на поставленные вопросы, специалисты опирались на ст. 20 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на жизнь. Но это право ограничено уголовно-правовым аспектом – условиями применения смертной казни в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни. Однако любое право находится в зависимости от уровня развития экономики и правовой культуры общества. Провозглашая человека высшей ценностью, государство может только защищать жизнь как благо, благодаря которому все остальные права для данного человека существуют как самостоятельная ценность.

Добавить комментарий