Права граждан в сфере гос управления

Права граждан в сфере государственного управления это мера возможного поведения граждан в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Виды прав граждан в сфере государственного управления:

1) на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;

2) на поступление на государственную службу;

3) на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к их должностным лицам как индивидуально, так и коллективно;

4) на свободу передвижения;

5) на неприкосновенность личности;

6) на неприкосновенность жилища;

7) на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

8) на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований;

9) на изменение фамилии и имени;

10) на свободу передвижения;

11) на тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений;

12) на обжалование действий и решений органов, учреждений, организаций и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;

13) на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

14) на образование;

15) на охрану здоровья;

16) вносить в государственные органы, органы местного самоуправления предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в их работе;

17) на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностными лицами;

18) на реализацию юридических свобод.

Обязанности граждан в сфере государственного управления –это предусмотренная административно-правовыми нормами мера необходимого, должного поведения граждан в сфере государственного управления.

В сфере государственного управления граждане обязаны:соблюдать законность и дисциплину в сфере государственного управления, соблюдать специальные запреты (заниматься определенными видами деятельности, например оказывать медицинские услуги без соответствующего образования), получать разрешение (лицензию) от органа государственного управления, местного самоуправления на совершение ряда действий (например, на осуществление грузопассажирских перевозок).

Административные права и обязанности граждан чрезвычайно разнообразны. Они возникают в самых различных сферах общественных отношений: в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в области образования, здравоохранения и социальной защиты, на государственной и муниципальной службе, при подаче любых обращений в органы публичной администрации, при проведении контрольных и надзорных мероприятий, в случаях привлечения к административной ответственности и т.д.

Административные права граждан можно с определенной долей условности распределить по трем большим группам.

Права граждан на участие в государственном управлении. В ст. 32 Конституции РФ закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Этот комплекс прав граждан обеспечивает их правовое воздействие на органы публичной администрации.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Граждане имеют право своевременно и полностью получать пенсионное обеспечение за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Граждане имеют право на выбор места работы, в частности, путем бесплатного посредничества органов службы занятости. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.

Гражданам Российской Федерации гарантируются:

— свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;

— защита от безработицы;

— бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

— информирование о положении на рынке труда.

Безработным гражданам гарантируются:

— социальная поддержка; Гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. не может быть ограничен доступ к: нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а информации о состоянии окружающей среды;

Права граждан на защиту:

§ право на административную жалобу;

§ право на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) и решений государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

§ право на необходимую оборону;

§ право на защиту в производстве по делам об административных правонарушениях.

Административные обязанности граждан не менее многочисленны. Все граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, санитарные правила и нормы, правила благоустройства населенных пунктов, сохранять природу и окружающую среду, регистрироваться по месту жительства и месту пребывания.

Законодательство о воинской обязанности и военной службе обязывает отдельные категории граждан Российской Федерации состоять на воинском учете, проходить военную службу по призыву и военные сборы, участвовать в мобилизационных мероприятиях. На владельцев транспортных средств распространяется военно-транспортная обязанность.

Разнообразные административные обязанности возникают у граждан в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. При осуществлении предпринимательской деятельности граждане обязаны зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей в органах Федеральной налоговой службы, в установленных законом случаях — получить лицензию (разрешение) на осуществление отдельных видов деятельности, обеспечить сертификацию продукции, безопасность товаров, работ и услуг. Граждане-предприниматели обязаны в установленных законом случаях и объеме предоставлять информацию и документы о своей деятельности органам государственной власти и органам местного самоуправления, допускать должностных лиц для осуществления государственного контроля (надзора) и т.д.

Административно – правовой статус граждан составляет важнейшую и органическую часть общего правового статуса. В административно – правовом статусе в обобщенном виде конкретизируются разнообразные права, обязанности, гарантии с учетом отраслевой право – и дееспособности. Он рассматривается в сочетании с реализацией в сфере исполнительной власти прав и свобод, а также с выполнением возложенных на граждан обязанностей.

В обществе гражданин как личность находится в разнообразных по конкретному содержанию административных правоотношениях, в которых всегда одной из сторон выступает орган государства или представитель этого органа. В этих правоотношениях гражданин и орган государственного управления должны иметь взаимные права и нести соответствующие обязанности.

В настоящее время административно – правовой статус гражданина в сфере государственного управления характеризуется следующими аспектами:

— права и свободы человека признаны ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью, и их признание, соблюдение и защита – обязанностью государства;

— корреспондирующая ст. 2 Конституции РФ ст. 18 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, в том числе и в сфере государственного управления;

— административно – правовой статус граждан в сфере государственного управления все в большей мере регулируется на уровне законов, правительственных актов, в то время как ранее подавляющая часть прав и обязанностей граждан регулировалась ведомственными нормативными актами;

— административно – правовой статус граждан становится по содержанию значительно полнее, богаче, разнообразнее, расширяется диапазон его регулирования во многих сферах экономической, политической, социальной жизни;

— значительно повышается роль суда в защите прав граждан в сфере функционирования исполнительной власти, государственного управления.

Таким образом, с точки зрения первичной правовой основы можно различать конституционные права граждан, а также права, первично урегулированные законами и подзаконными актами. Соответственно права граждан, закрепленные административными нормами, можно поделить на две группы:

1. Конкретизирующие, развивающие, обеспечивающие реализацию конституционных прав. Они являются вторичными по отношению к конституционным правам, производными от них, условно их можно назвать конституционно – административными.

2. Права, регулируемые только нормами административного права, получившие первичное закрепление в источниках административного права (чисто административные).

Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно – правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ч. 1 ст. 20), право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию (ст. 27).

К числу чисто административных относятся права граждан на охоту, рыбную ловлю, управление транспортными средствами, на получение, замену паспорта гражданина России, на обеспечение бесплатными лекарствами, на защиту в производстве по административным правонарушениям и др. Административное право регулирует также права отдельных категорий граждан: беженцев, вынужденных переселенцев, детей – сирот, студентов, военнослужащих, сотрудников полиции и других правоохранительных органов.

С точки зрения механизма реализации можно выделить права абсолютные (безусловные) и относительные. К абсолютным относятся права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создать условия и не мешать их реализации, защищать их. Реализация абсолютных прав зависит, главным образом или даже исключительно, от воли гражданина.

Относительными следует считать такие права, для реализации которых нужен акт государственного органа. Воля гражданина должна быть опосредована волей субъекта власти, актом применения права.

По кругу лиц, которым права предоставляются, и основаниям их возникновения можно различать общие и специальные права. Последние чаще всего являются льготами, которые даются по определенным признакам:

— социально – демографическим (больным, многодетным, вынужденным переселенцам и т.д.);

— общественно полезной деятельности (ветеранам, военнослужащим, Героям России, государственным служащим и др.).

По содержанию различаются такие группы прав граждан, как:

— на социально – политическую активность, участие в государственных делах. Это права на государственную службу, внесение предложений, получение информации в установленной форме, право организовывать, участвовать, выходить из общественных объединений, пресекать противоправные действия, учреждать газету и др.;

— на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций. Речь идет, например, о праве пользоваться бесплатными благами (библиотеками и др.), получать организационную (в трудоустройстве, например), техническую, санитарно – эпидемиологическую, медицинскую и иную помощь;

— на защиту, используя следующие формы его реализации:

— административная жалоба;

— жалоба (иск) в суд;

— защита в административно – юрисдикционном производстве;

— необходимая оборона (в том числе право на газовое оружие);

— право на помощь негосударственных организаций (коллегий адвокатов, обществ защиты прав потребителей, профсоюзов и др.).

Кроме того, права граждан делят на статутные и адекватные тем сферам, в которых они могут реализоваться.

Статутные указывают на положение гражданина в социальной структуре страны, например, право на имя, запрет на высылку гражданина РФ за ее пределы и т.п.

Адекватными сферам реализации являются, например, личные, социально – экономические, политические и другие права.

С учетом территориального фактора права могут быть федеральными, региональными, локальными.

Права и обязанности граждан в сфере государственного управления можно объединить в три блока.

Первый охватывает права и обязанности граждан, необходимые им для участия в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также посредством равного доступа к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ). Особенность данной группы прав и обязанностей граждан в государственном управлении состоит в том, что их реализация требует, прежде всего, активного волеизъявления самих граждан как субъектов административного права.

Второй блок прав и обязанностей граждан отличается тем, что для их реализации необходима активная деятельность и как минимум – содействие исполнительной власти, должностных лиц органов государственного управления.

Третий блок прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления связан с их участием в деятельности органов исполнительной власти, например, в качестве членов научно – технических, экспертно – консультативных, координационных советов, межведомственных и рабочих комиссий, внештатных инспекторов, инструкторов, экспертов и т.п., в составе членов организаций, действующих целиком на общественных началах, например, добровольных народных дружин.

Содержание обязанностей в сфере государственного управления выражается в двух разновидностях:

— необходимость совершать активные положительные действия (активные);

— необходимость воздерживаться от действий, запрещенных нормами права (пассивные).

Важнейшей обязанностью граждан является соблюдение ими административно – правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Обязанности граждан в сфере реализации исполнительной власти представляют собой их общие конституционные обязанности (например, платить налоги, защищать Отечество и др.).

Кроме этого, граждане выполняют определенные юридические обязанности, устанавливаемые в интересах конкретизации их конституционного статуса. Так, в области государственного управления внутренними делами на граждан возлагаются обязанности соблюдать правила общественного порядка, безопасности дорожного движения, паспортной и регистрационной системы; в области юстиции – правила регистрации актов гражданского состояния и т.п.

Установление для граждан юридических обязанностей, помимо предусмотренных в законе, строго наказуемо. Это означает, что обязанности устанавливаются не в результате усмотрения того или иного органа (должностного лица), а исключительно действующими правовыми, в том числе и административно – правовыми, нормами.

Среди административно – правовых обязанностей индивидуальных субъектов можно, аналогично классификации прав, выделить абсолютные и относительные. Абсолютные не зависят от каких – то конкретных обстоятельств, они безусловны, возлагаются на каждого (соблюдение правил поведения в общественных местах, регистрационного учета, дорожного движения, санитарии и т. д.).

Относительные обязанности возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими. Среди них можно различать: 1) обязанности пользователя (читателя государственной библиотеки, студента государственного вуза, рыболова, пассажира и др.); 2) обязанности лица, получившего разрешение на совершение определенных действий, владение определенным имуществом (водителя, собственника газового оружия, частного детектива и др.).

В третью группу следует выделить обязанности, которые порождаются неправомерными действиями. В их числе:

— обязанности выполнять законные требования представителей власти (предъявлять документы, прекратить противоправные действия, пройти в отдел внутренних дел и т. д.);

— обязанности претерпевать меры принуждения (задержание, арест имущества, лишение прав, конфискация и др.);

— обязанности по исполнению наказаний и иных мер воздействия, применяемых уполномоченными субъектами (уплатить штраф, возместить ущерб, принести извинение, отбыть административный арест).

Важным элементом административно – правового статуса гражданина являются гарантии реализации предоставляемых прав и обязанностей. Рассматривая вопрос об административно-правовых гарантиях прав граждан, следует отметить, что основным гарантом может быть только закон, если он соответствует политической и экономической ситуации в стране, содержит в себе механизмы реализации его положений, а не только их декларацию, предусматривает ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав граждан.

К гарантиям прав и обязанностей граждан обычно относят экономические, политические, организационные и юридические гарантии.

Экономические гарантии предполагают стабильную и эффективную работу промышленности, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое.

Политические гарантии прав и обязанностей гражданина предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое многообразие, сильную и устойчивую государственную власть во главе с Президентом РФ, разумный компромисс законодательной и исполнительной власти, исключающий конфронтацию, широкое согласие в многонациональном обществе и федеративном государстве.

Организационные гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления включают в себя разветвленную систему правоохранительных, контролирующих, надзирающих и других государственных и общественных организаций в центре и на местах. Это судебные органы, прокуратура, нотариат, многочисленные контрольные органы, например, система Контрольного управления Администрации Президента РФ, Счетная палата, государственные надзорные органы и другие звенья. Все эти организационные структуры повседневно на основе и во исполнение законов осуществляют деятельность по практическому претворению в жизнь предоставленных гражданам прав и свобод и возложенных на них обязанностей.

Юридические гарантии, в том числе и административно-правовые, можно разделить на два вида: судебные и внесудебные.

Изначальным и универсальным гарантом прав и обязанностей граждан может быть только закон, а в широком смысле – все законодательство и, прежде всего, нормы административного права, включающего в себя не только законы, но и подзаконные правовые акты, которые в большом количестве принимаются органами исполнительной власти и в целом органами государственного управления.

Судебные гарантии являются предпочтительными, так как суды и судьи, и в целом система правосудия, Конституцией РФ справедливо ставятся на первое место в защите прав и свобод граждан.

Суд и судьи все в большем объеме рассматривают дела, вытекающие из административных правоотношений, административно-правовых споров, возникающих в процессе повседневной деятельности органов государственного управления и должностных лиц позитивного характера, например в связи с решением вопросов о выдаче лицензий, разрешений, документов и т. д., а также в связи с совершением административных правонарушений как физическими, так и юридическими лицами.

Современное законодательство неуклонно расширяет возможности и диапазон судебного обжалования, а следовательно, и защиты прав и свобод граждан, нормативных правовых актов и правоприменительных актов органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц. В частности, действует Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015г. № 21-ФЗ.

Специальное же право обжалования можно реализовать, например, при обжаловании постановления по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

Внесудебные гарантии гораздо шире и многообразнее по содержанию, формам, порядку осуществления и субъективному составу. По сути, вся система органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц для того и созданы и функционируют, а должностные лица, государственные служащие получают содержание, чтобы служить людям, обеспечивать реализацию гражданами их прав, свобод, законных интересов и выполнение возложенных на них обязанностей.

Все они непосредственно занимаются исполнением законов и подзаконных актов, проведением их в жизнь, они наделены широкими юрисдикционными полномочиями, что так или иначе связано с реализацией прав, свобод и обязанностей граждан.

Важной гарантией реализации статуса является возможность получения достоверной информации о деятельности публичной власти в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления – это информация (в том числе документированная), созданная в пределах полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления – муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:

1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;

2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет;

3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;

4) ознакомление пользователей с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;

5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления;

6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Важнейшей гарантией является ответственность должностных лиц, нарушающих права граждан или препятствующих их осуществлению. Так, статьей 5.39 КоАП РФ установлена административная ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, а также несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации.

Если акты управления ущемляют права граждан, то они в установленном порядке отменяются. Вышестоящие органы управления контролируют и направляют работу нижестоящих органов, подчиненных предприятий и учреждений в области удовлетворения законных интересов граждан и охраны их прав.

Одной из постоянных форм обратной связи, помогающей государственной администрации выполнять правообеспечивающие и правозащитные функции, являются обращения граждан, порядок рассмотрения которых регламентируетсяФедеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

| следующая лекция ==>
Индивидуальные субъекты административного права. Понятие и основы административно – правового положения граждан Российской Федерации. | Основные категории иностранных граждан по российскому законодательству. Административно – правовой статус иностранцев и лиц без гражданства.

Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 913;

Конституция Российской Федерации в статье 17 закрепляет положение о том, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 5 февраля 2014г.) // РГ РФ. 1993. N 237; СЗ РФ. 2014. N 9. Ст. 851..

Главной особенностью граждан как участников административных правоотношений является то, что они выступают в качестве частных лиц, то есть реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти.

Права граждан в сфере государственного управления делятся на несколько категорий.

Первая категория: в зависимости от механизма их реализации права граждан делятся на абсолютные и относительные. Абсолютными правами лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия, не мешать их реализации, а наоборот защищать. Примером могут служить право на отдых, право на труд, право на неприкосновенность жилища и т.д. Относительные права — это те, для осуществления которых необходим акт государственного органа, например, приказ о назначении на должность, лицензия на оружие и др.

Вторую категорию можно выделить в зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и оснований их возникновения. В этом случае права граждан делятся на общие и специальные. Общие права граждан распространяются на все отрасли и сферы управления. Например, право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные жалобы. Что касается специальных прав, то это права граждан в той или иной сфере или отрасли управления, например, в сфере экономики — каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности.

И, наконец, третья категория — по своему содержанию права делятся на три вида. К ним относятся право на участие в государственном управлении (право на государственную службу, право на получение необходимых документов и др.), право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций (право на получение организационной, технической, санитарно-эпидемиологической, медицинской помощи и др.) и право на защиту. Основными формами реализации права на защиту являются: административная жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций.

Главной функцией органов исполнительной власти является воплощение в жизнь законодательных положений, которые направлены на защиту прав граждан и создание необходимых условий для их реализации.

Во взаимодействии с управленческими структурами, гражданами России реализуются, а государственными органами — защищаются, прежде всего, следующие права:

  • 1. Право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ). Оно подкрепляется их правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, чем реализуется активное и пассивное избирательное право.
  • 2. Право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ). В данном случае с помощью профсоюзов исполняется защита социально трудовых прав и интересов граждан, которые вступили в эти добровольные общественные объединения О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон РФ от 12.01.1996 г. N 10-ФЗ (ред. от 02/07/2013) // Российская газета. 1996. N 12; 2013. N 148..
  • 3. Право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ). Данное право принадлежит исключительно гражданам нашей страны, и порядок его реализации регламентируется ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
  • 4. Право граждан на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (статья 22 Конституции РФ), что также закреплено и в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. В данном случае под свободой понимается возможность совершать любые правомерные действия.
  • 5. Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25 Конституции РФ).
  • 6. Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и возвращения (ст. 27 Конституции РФ). Ограничения, установленные правовыми актами, связаны с режимом паспортной системы и регистрации.
  • 7. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (ст. 29 Конституции РФ). Осуществление этого права регламентируется Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне», а также отдельными Указами Президента, направленными на обеспечение этого права.
  • 8. Право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ). Такой вред, причиненный гражданину данными лицами при исполнении ими обязанностей в области административного управления, возмещается на общих основаниях, установленных гражданским законодательством.

Также хотелось бы отдельно выделить конституционное право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

Право на обращения является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом гражданина. Оно предусматривает возможность гражданина обратиться с предложением, заявлением или жалобой в любой государственный орган или к любому должностному лицу вплоть до Президента РФ. Этому праву граждан лежит обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц принимать граждан, их обращения, регистрировать их, рассматривать эти обращения и давать на них своевременные ответы. Это право регулируется ФЗ от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Нескородов Б.Н. в одной из своих статей рассуждает на тему о праве граждан на обращения, а именно на подачу жалоб. Автор замечает, что в большинстве случаев граждане участвуют в государственном управлении через право на обращения и что этому праву уделяется наибольшее внимание. «Если такое большое внимание уделяется защите прав человека и гражданина, то почему в отношениях с государством человек может по собственной воле реализовать только одно право, а именно: право на жалобу (на обращение или письмо)? Подавляющее большинство иных прав гражданина могут быть им реализованы только при условии «доброй воли» государства.» Нескородов Б.Н. О взаимных правах и обязанностях граждан и государства в укреплении доверия к власти со стороны общества // Гражданин и право. 2008. № 1. С 5. На мой взгляд, это утверждение имеет в себе рациональное зерно, но всё же иные права и свободы граждан в сфере государственного управления находят свое место и реализуются ими.

Проанализировав права и свободы граждан РФ, можно сделать вывод, что, в основном, все эти права зафиксированы в Конституции РФ, а также закрепляются в иных законодательных актах и более подробно там рассматриваются.

Имея права, граждане Российской Федерации, вместе с тем, выполняют возложенные на них Конституцией Российской Федерации обязанности. Ведь осуществление волеизъявления личности должно сочетаться с обязанностями, которые закреплены в Конституции, а также несовместимо с действиями, причиняющими вред общественной и государственной безопасности, правам и свободам других лиц, основам нормальной жизнедеятельности и здоровью населения.

Вследствие этого обязанности граждан Российской Федерации как субъектов административного права заключаются в следующем:

  • — платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);
  • — сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ);
  • — защищать Отечество (ст. 59 Конституции РФ);
  • — не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституция РФ);
  • — соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации).

Соблюдение гражданами административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц — важнейшая обязанность граждан именно как субъектов административного права.

Как видно из приведенного выше перечня, все обязанности граждан Российской Федерации закреплены в основном законе страны — Конституции Российской Федерации.

Невыполнение гражданами своих обязанностей в сфере государственного управления и злоупотребление своими правами влекут за собой применение различных мер воздействия, включая и средства административно-правового характера. Неправомерное поведение является административными правонарушениями, ответственность за которые прописана в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. В этом случае при наличии достаточных к тому оснований граждане могут быть привлечены к административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

Рассмотрим и другую классификацию прав и обязанностей гражданина РФ, связанную также с государственным управлением. По мнению авторов учебника «Административное право» Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: учебник — М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. С. 122, права и обязанности граждан в сфере государственного управления можно объединить в три блока.

Первый охватывает права и обязанности граждан, необходимые им для участия в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также посредством равного доступа к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ). Под понятием участие в управлении «делами государства» имеются ввиду отношения, которые охватывают все сферы жизни государства. Особенность этой группы прав и обязанностей в том, что их реализация требует прежде всего активного волеизъявления самих граждан как субъектов административного права.

Особенность второго блока прав и обязанностей граждан состоит в том, что для их реализации необходима активная деятельность и как минимум — содействие исполнительной власти, должностных лиц органов государственного управления. Действительно, без помощи, поддержки и соответствующей реакции органов государственного управления граждане не в состоянии реализовать большинство политических прав, закрепленных в Основном Законе страны, которые мы рассмотрели выше.

Кроме того, от органов исполнительной власти, должностных лиц при реализации прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления требуется многообразная функциональная деятельность по их защите, государственная гарантия, создание условий для практического осуществления и, наконец, просто доброжелательное отношение. Так, каждый гражданин имеет право на равную защиту закона от какой бы то ни было дискриминации, никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или выдворению из страны и т.д.

Третий блок прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления связан с их участием в деятельности органов исполнительной власти, например, в качестве членов экспертно-консультативных, координационных, научно-технических советов, межведомственных и рабочих комиссий и т.п., в составе членов организаций, действующих целиком на общественных началах, — например, добровольных народных дружин, которые есть и в нашей Саратовской области.

На мой взгляд, можно было бы расширить и привести обязанности граждан в более гармоничное сочетание с правами, тем самым усилить организующие начала обязанностей, возлагаемых на них. Важно помнить, что права и обязанности выступают главными элементами правосознания. Русский правовед и философ И. А. Ильин писал: «Люди, не ведующие своих обязанностей не в состоянии блюсти их; люди, не знающие своих полномочий, произвольно превышают их или же трусливо уступают силе; люди, не желающие признавать запретностей, легко забывают всякий раз и дисциплину, или оказываются обреченными на правовую невменяемость» И. А. Ильин «О сущности правосознания». М., 1993 г. С. 178.. Эта проблема как никогда актуальна и по сей день.

Таким образом, основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления определяет Конституция РФ и дополняют, закрепляют этот перечень иные законодательные акты. Вопрос об определении прав и обязанностей во взаимодействии с управленческими структурами достаточно большой и существует много разных классификаций, которые можно использовать при его рассмотрении. Реализация и защита этих прав и обязанностей также лежит на государственных органах, должностных лицах. Несоблюдение обязанностей и злоупотребление правами влечет за собой неблагоприятные последствия и является административным правонарушением, за которое несется ответственность в соответствии в законодательством России как гражданами, так и государственными органами, их должностными лицами, которые не выполняют свои функции и превышают свои полномочия в области защиты и реализации данных прав и обязанностей граждан. На мой взгляд, полнота административно-правового статуса гражданина России достигнута, но претворение его в жизнь в современных условиях не всегда получается из-за незнания гражданами РФ своих прав и обязанностей.

Наиболее существенное значение при осуществлении государственного управления, взаимодействия граждан с любыми управленческими структурами имеют следующие.

1. Право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей.

Оно подкрепляется их правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ). Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем. В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» общественные объединения — это добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.

3. Право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ). Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествий и пикетированиях» определяет порядок подачи и рассмотрения уведомления о проведении соответствующих мероприятий, их ограничения, ответственность лиц, виновных в нарушении порядка проведения собраний, митингов и других массовых акций.

СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2485.

4. Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в ст.

33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». В этой статье речь идет о важнейшем элементе демократически организованного общества. Обращения граждан к субъектам публичной власти — главное средство реализации, защиты прав, они позволяют укрепить законность, повысить эффективность работы органов власти и исправить их ошибки. Обращение можно рассматривать и как форму обратной связи, по каналам которой руководители получают информацию о положении дел на местах, об отношении граждан к деятельности властных субъектов.

5. Право граждан на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ).

Основания и порядок применения административного задержания, а также административного ареста урегулированы законодательством об административных правонарушениях. Что касается личной неприкосновенности, то право на нее не охватывается случаями, когда поведение гражданина является противоправным.

К гражданам, совершившим правонарушения, могут быть применены физическое насилие и иные меры обеспечения производства по делу и меры обеспечения выполнения решения о применении взыскания (применение силовых приемов, личный досмотр и др.).

6. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства (ст. 23 Конституции РФ). Отношения в сфере личной жизни регулируются в основном нормами нравственными. Право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну как юридическая категория состоит из правомочий, обеспечивающих гражданину возможность находиться вне службы, вне производственной обстановки в состоянии известной независимости от государства и общества, а также юридические гарантии невмешательства в реализацию этого права.

Предусмотренное в части 2 ст. 23 Конституции РФ право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений является важной гарантией права на неприкосновенность частной жизни человека, его личную и семейную тайну, но не может быть, однако, сведено к ней.

Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст. 24 Конституции РФ).

С целью обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, 27 июля 2006 г. принят Федеральный закон N 152-ФЗ «О персональных данных» .

СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3451.

7. Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25 Конституции РФ). Например, в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» проникновение сотрудников полиции в жилые помещения допускается для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; для пресечения преступления; для установления обстоятельств несчастного случая. При этом сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.

8. Право на передвижение. В настоящее время ограничение данного права в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Лица, находящиеся на территории Российской Федерации, могут свободно выезжать за ее пределы. Правом беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию обладают только ее граждане.

Право на передвижение граждан СНГ по территории бывшего СССР регулируется особыми соглашениями государств — членов СНГ.

9. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. В соответствии с Законом РФ от 21 июня 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 18 июля 2009 г. ) к государственной тайне могут быть отнесены сведения:

СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3617.

1) в военной области (о содержании стратегических и оперативных планов, о направлении развития вооружения и военной техники и т.д.);

2) в области экономики, науки и техники (об объемах, планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о государственных запасах драгоценных металлов и драгоценных камней и т.д.);

3) сведения в области внешней политики и экономики;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности (о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с соответствующими органами, о методах и средствах защиты секретной информации и т.д.).

Осуществление этого права регламентируется Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 «О средствах массовой информации» , а также отдельными указами Президента РФ. Указанными нормативными актами цензура запрещается. Также провозглашается недопустимость злоупотребления свободой массовой информации. Не допускается использование средств массовой информации:

Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1992. N 7. Ст. 300.

а) в целях совершения уголовно наказуемых деяний;

б) для разглашения сведений, составляющих государственную и иную специально охраняемую законом тайну;

в) для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, для разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, насилие и жестокость. Запрещается использование в теле-, видео-, а также кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих влияние на их здоровье.

10. Право граждан на возмещение государственного вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Право на возмещение вреда возникает при условии постановления оправдательного приговора; прекращения уголовного дела за отсутствием события или состава преступления либо за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления; прекращения дела об административном правонарушении.

Конституция Российской Федерации содержит принципиально важную оговорку о том, что перечисление в ней основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Например, право на изменение фамилии, имени и отчества, право на управление транспортными средствами, право на донорство, на приобретение оружия и др.

Граждане Российской Федерации, имея права, вместе с тем выполняют возложенные на них обязанности.

Граждане РФ обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15 Конституции РФ). Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57 Конституции РФ).

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ).

Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38 Конституции РФ).

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44 Конституции РФ).

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ст. 59 Конституции РФ). В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» граждане мужского пола в возрасте 18 — 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, подлежат призыву на военную службу. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповедованию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной службой.

В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе» альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву.

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповедованию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований: в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти; в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ; в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

В систему административного права входит значительное число норм, устанавливающих правовой режим охраны собственности, пользования природными ресурсами, охраны окружающей среды, сохранения культурных ценностей, охраны здоровья. Видное место занимают нормы, касающиеся охраны общественного порядка и общественной безопасности, борьбы с антиобщественными поступками.

Несоблюдение гражданами обязанностей, уклонение от их выполнения, злоупотребления своими правами влекут возможность применения мер правового воздействия.

В необходимых случаях уполномоченные на то органы государственной власти, местного самоуправления и их должностные лица привлекают граждан к административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности в зависимости от характера совершенного правонарушения.

Процесс реализации гражданами субъективных прав и юридических обязанностей предполагает совершение ими определенных действий, которые административным законодательством признаются юридическими. Они могут быть правомерные и неправомерные. Правомерные действия связаны как с реализацией гражданских прав, так и с выполнением возложенных на них обязанностей.

К правомерным действиям, связанным с реализацией гражданами своих прав, относятся такие, которые направлены на:

а) фактическое использование прав (например, обучение в университете, предполагающее совершение таких действий, как посещение занятий, сдача экзаменов);

б) приобретение законных прав (например, подача заявления о поступлении в ВУЗ);

в) защиту нарушенных прав (подача жалобы). Правомерные действия, вытекающие из обязанностей, выражаются в добровольном их выполнении, соблюдении требований законности.

Неправомерные действия граждан образуют административные правонарушения, влекущие административное принуждение. Причинение административным правонарушением материального ущерба может повлечь за собой наряду с административной гражданско-правовую ответственность.

Добавить комментарий