Права и обязанности дворянство

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5

В период абсолютной монархии происходило дальнейшее расширение и закрепление привилегий дворян. 26 января 1718 г. был принят Указ о подушной переписи, который закреплял привилегированное положение дворянства. Оно объявлялось неподатным сословием в отличие от других групп населения, которые платили подушную подать.Монопольное право дворян на земельную собственность устанавливалось Указом о единонаследии 1714 г., Только дворяне могли владеть землей и, следовательно, эксплуатировать живших на этих землях крепостных крестьян. Опорой абсолютной монархии было среднее и мелкое дворянство, добивавшееся уравнения в правах вотчины и поместья. Создавалась система майората, направленная против дробления дворянских имений и разорения дворянства. При назначении на государственные должности стали учитываться не аристократическое происхождение, а такие качества, как выслуга, квалификация и преданность государю. Укреплению правового положения дворянства и усилению его диктатуры способствовал Табель о рангах, изданный в 1722 г.Табель закреплял отмену местничества; титул и звание становились результатом продвижения по службе. Достигнув чина определенного класса, недворянин мог получить личное или потомственное дворянство. Все руководящие должности в государственном аппарате стали занимать дворяне.При Петре I служба для дворян являлась обязательной и пожизненной. В 1730 г. были скорректированы положения петровского Указа о единонаследии: устанавливался 25-летний срок службы дворян; служба начиналась не в 15, а в 20 лет;

один из дворянских сыновей или братьев имел право не служить и заниматься хозяйством.С 1762 г. в соответствии с манифестом Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»дворяне освобождались от обязательной военной и государственной службы. Екатериной II также подтверждала свободу дворян от обязательной службы. Закреплялось право собственности дворян на землю и полезные ископаемые в ее недрах. Им разрешалось иметь фабрики и заводы, заниматься торговлей. Дворяне получили право формировать свои сословные организации — уездные и губернские дворянские собрания. Судить дворянина мог только дворянский суд. Без согласия императора он не мог быть лишен жизни, чести и сословного звания.

Правовой статус духовенства в 18веке.

Духовенство как сословие складывалось в процессе развития феодализма и представляло собой значительную политическую силу. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское).Процесс огосударствления церкви предполагал провести секуляризацию церковного имущества, т. е. его отчуждение и передачу в светское управление.В 1649 г. был создан Монастырский приказ — светское учреждение, кот.осуществлял суд над всеми духовными лицами, кроме патриарха, а также зависимым населением. Позже он стал высшим административным и судебным учреждением по отношению ко всем церковным вотчинам, их населению и духовенству.Во второй половине XVII в. на церковь стали распространяться некоторые государственные налоги. В конце XVII в. были отменены тарханные грамоты, пошлинные привилегии монастырей, церковные откупа на сбор торговых и кабацких пошлин, ограничены налоговые льготы церковных учреждений.С 1705 г. служители церкви, не имеющие прихода, стали облагаться особыми денежными сборами, а приходы — сборами на военные и иные нужды. С 1737 г. часть духовенства стала подвергаться военному призыву.В 1722 г. были установлены жесткие правила вступления в духовное сословие. Из числа дворян духовный сан могли принять только младшие сыновья не моложе 40 лет. За представителей податных сословий, поступивших в духовенство, подушный налог должны были уплачивать их родственники. Духовенство становится наследственным. В 1766 и 1769 гг. был установлен запрет лицам податных сословий вступать в духовенство. Выход из духовного сословия разрешался вдовым священникам, которые поступили на гражданскую службу, в цехи или гильдии.Кризис феодализма расшатал устои церкви. В 1764 г. был принят указ, в соответствии с которым церковь лишалась всех вотчин, а монастыри и епархии переводились на штатные оклады. Принадлежавшие церкви крестьяне переводились на положение государственных. За монастырями и архиерейскими домами на правах пользования были оставлены незначительные земельные наделы.

Правовой статус городского населения в 18 в.

При Петре1 возросло кол-во городов,что вело к увеличению городского населения.Основу городского населения составляли «граждане»,кот.делились на регулярных и нерегулярных.Регулярные граждане(РГ), в свою очередь, делились на две гильдии. В первую гильдию входили: банкиры, купцы, Доктора, аптекари, шкиперы купеческих кораблей, золотых и серебряных дел мастера, живописцы, иконописцы и др. Ко второй гильдии относились столяры, портные, сапожники и другие ремесленники и мелкие торговцы. Гильдии управлялись гильдейскими сходами и избираемыми на них старшинами. Все лица работающие по найму и занимающиеся черной работой относились к нерегулярным гражданам.Права и обязанности гор.населения закреплялись в регламенте Главного магистрата. РГ имели право выбирать в органы местного самоуправления.Они могли заниматься ремеслом и торговлей,но должны были платить подати и выполнять повинности.При Екатерине2 гор.население было разделено на 6групп:1.настоящие гор.обыватели.2.купцы трех гильдий.3.ремесленники,записанные в цехах.4.иностранцы и иногородние гости.5.именитые граждане.6.остальные обыватели.Правовое положение гор.населения не было одинаковым.Гор.население по Жалованной грамоте получило право участвовать в выборах органов гор.управления

Органы власти в 18веке.

В начале 1726 г. для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Верховный тайный совет. Сенат фактически превратился в одну из коллегий — Верховный тайный совет рассматривал жалобы на действия Сената, подбирал кандидатуры сенаторов и др.В середине 1726 г. Верховный тайный совет получил законодательные полномочия. Законы подписывались императрицей Екатериной I или Верховным тайным советом.В 1730 г. Верховный тайный совет как орган управления был ликвидирован.Место Верховного тайного совета в 1731 г. занял кабинет министров. В 1735 г. кабинет получил законодательные полномочия. В 1741 г. кабинет министров как высший орган государственной власти был упразднен. На его месте создается другой центральный орган, решающий вопросы гос.управления— кабинет Ее Величества (императрицы Елизаветы Петровны).За время своего существования высший совещательный орган сохранял широкие полномочия в различных областях гос.управления: законотворчестве, налогообложении, внешней политике, назначении на должности и т. д.После смерти Петра I роль сената как высшего органа управления стала снижаться. Влияние сената усилилось только в 1744 г. В структуру сената входили четыре департамента:Духовных, Финансовых, Торгово-промышленных и Судебных дел.В период царствования Ивана Антоновича и Анны Леопольдовны значение сената как органа, руководившего деятельностью центральных органов управления, снова снизилось. Над ним был усилен контроль кабинета министров. При императрице Елизавете Петровне роль сената вновь значительно возрастает. Сенат наделяется законодательными и судебными полномочиями. К его компетенции стали относиться все вопросы гос.управления.В период царствования Екатерины II снова было пересмотрено положение сената. К 1763 г. сенат стал высшим административно-судебным органом, в состав которого входило шесть департаментов: гос.финансы и секретное делопроизводство, судебные дела, дела провинций, военные дела, местная администрация, местные суды. Часть судебных и законодательных полномочий была передана Совету при высочайшем дворе, созданному в 1769 г.Павел I рассматривал сенат как судебное учреждение и Предлагал разделить его на два департамента: уголовных и гражданских дел.С 1801 г. сенат окончательно становится высшей судебной инстанцией.

Права и обязанности дворянства в XVII веке

Определение 1

Права и обязанности дворянства — это свод законодательно закрепленных норм и правил, определяющих права и обязанности дворянства на разных этапах его исторического развития.

В XVII веке высшее сословие и дворяне имели право владеть холопами, землями, скотом как личной собственностью. Власть дворянства над холопами была безграничной, над людьми допускались любые действия. Права дворянства могли ограничить только представители царской семьи или их собственного сословия. Дворяне и боярские дети относились к низшим слоям аристократов, холопов и земель имели немного, подчинялись боярам.

Обязанности:

  • дворянства — отбытие военной службы на благо государства, в том числе занятие государственных постов, осуществление управленческой, дипломатической и военной деятельности (служилые люди — министры, послы в крупных державах, генералы, генерал-губернаторы);
  • дворян и боярских детей — отбытие обязательной службы на благо государства (послы мелких княжеств, офицеры, губернаторы и градоначальники малозначительных провинций).

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Права и обязанности дворянства 440 руб.
  • Реферат Права и обязанности дворянства 280 руб.
  • Контрольная работа Права и обязанности дворянства 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Права и обязанности дворянства в XVIII веке

Роль дворянства как господствующего сословия усиливается. Происходит внутренняя консолидация дворянского сословия, наблюдается постепенное стирание различий между разными группами служилых, категориями дворянства, владевшими землей на поместном и вотчинном праве (Указ о единонаследии 1714 г.). После Указа все дворяне, владеющие землей, имели земли на основе недвижимой собственности (единого права собственности).

Повышался правовой статус и расширялись привилегии дворянства. Указ 1718 г. резко отделил правовой статус дворян от статуса податных, которые обязаны были платить подушную подать и нести определенные повинности.

Основная привилегия дворянства 18 в. — монопольное право владеть землей, на которой проживали крепостные крестьяне. Появляется новый тип безземельного дворянина. Владение землей означало право вотчинной юстиции в отношении крестьян (Указ 1765 г.). У дворян появилось право владеть крепостными без земли, продавать их без земли, включая разлучение семей.

Привилегией и одновременно обязанностью дворян было право на замещение чиновничьих и офицерских должностей в бюрократическом государственном аппарате и в армии. Дворянскую службу контролировала Герольдмейстерская контора при Сенате.

Дворянство имело такие права и привилегии, как:

  • преимущественное право на образование;
  • право беспрепятственно выезжать за рубеж (и возвращаться обратно);
  • право на торговлю хлебом (включая экспортные продажи);
  • право владеть фабриками, заводами, рудниками.

В 1736 г. срок службы у дворян ограничивался 25 годами. А в 1762 г. Петр III Указом о вольностях дворянских отменил обязательную службу для дворян.

Указ 1782 г. установил для дворян право собственности на землю и ее недра.

В 18 в. правительство провело ряд мероприятий, направленных на подтверждение и расширение дворянских привилегий, усиление контроля за крестьянами: 1775 г. — Учреждение для управления губерний и Губернская реформа; 1785 г. — Жалованная грамота дворянству. Местное управление было практически отдано в руки местного дворянства.

Дворянство имело право выбирать кандидатов из своей среды на множество должностей в уездах: заседателей нижнего земского суда, капитан-исправников, уездных судей, верхнего земского суда, членов совестного суда.

Жалованная грамота 1785 г. закрепляла и предоставляла следующие льготы и привилегии: право собственности на поместья и крепостных; право вотчинной юстиции; право на оптовую продажу всего, что родится в деревне; право покупки недвижимости в городах; право заводить заводы и фабрики; освобождение от обязательной службы, монопольное право на чиновничьи и офицерские должности в госаппарате и вооруженных силах; исключительное право на награждение орденами; освобождение от телесных наказаний, от повинностей, податей, военного постоя в помещичьих усадьбах и др.

Права и обязанности дворянства в XIX веке

Дворяне XIX века представляли собой привилегированное сословие. Дворянин мог принадлежать к духовенству.

В России до 1861 года дворяне главным образом были помещиками, которые владели землями и крестьянами. После отмены крепостничества право владеть людьми было отменено, но большая часть угодий и земель осталась во владении помещиков. Дворяне имели собственное сословное самоуправление, обладали исключительным правом покупать в стране землю, полностью были освобождены от телесных наказаний.

С 1785 года государственная и военная служба стала не обязательна. Но офицеры по-прежнему набирались из числа дворян.

Городское самоуправление осуществлялось исключительно дворянами. Большинство дворян заседало в земствах.

Замечание 1

Все дворянство подразделяли на личное и потомственное. Личное дворянство предоставлялось за заслуги перед Отечеством, оно не передавалось по наследству.

Духовенство освобождалось налогов и повинностей, от службы и армии, от телесных наказаний. Внутри духовенства существовало сословное самоуправление.

Духовенство выполняло определенные обязанности – представители духовенства служили в церквях. Некоторые представители духовенства могли свое сословие наследовать, некоторые – приобретали только на время своей жизни. Когда священник снимал с себя сан, он возвращался в сословие, к которому относился до принятия сана.

Права и привилегии дворянства:

  • право владеть населенными землями;
  • освобождение от земских повинностей и налогов;
  • сословное самоуправление;
  • освобождение от обязательной службы;
  • получение образования;
  • поступление на государственную службу.

Законодательное закрепление привилегированного положения дворян

В 1762 г. Петр III отменил специальным указом обязательность обучения и службы для дворян. «Грамота на права и преимущества российского дворянства» Екатерины II 1785 г. окончательно превратила дворянство в сословие «благородное».

Манифест 7 ноября 1775 г., которым сопровождалось обнародование «Учреждения для управления губерний», указывал следующие недостатки существующего областного управления: во-первых, губернии представляли слишком обширные административные округа; во-вторых, эти округа снабжены были слишком недостаточным количеством учреждений со скудным личным составом; в-третьих, в этом управлении смешивались различные ведомства: одно и то же место ведало и администрацию собственно, и финансы, и суд, уголовный и гражданский .

На устранение этих недостатков и рассчитаны были утвержденные Екатериной II 7 ноября 1775 г. губернские учреждения. Россия была разделена на 50 губерний под управлением губернатора, иногда во главе 2-3 губерний ставился генерал-губернатор или наместник с обширными полномочиями. Становясь привилегированным и обособленным сословием, дворянство не имело еще сословной организации, а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную организацию. Учреждения 1775 г., давая дворянству самоуправление, этим самым давали ему внутреннюю организацию. Для избрания должностных лиц дворяне должны были съезжаться всем уездом через каждые три года и выбирали себе уездного предводителя, капитана-исправника и заседателей в различные учреждения. Дворянство каждого уезда становилось целым сплоченным обществом и через своих представителей управляло всеми делами уезда; и полиция, и администрация находились в руках дворянского учреждения (нижний земский суд).

По своему сословному положению дворяне становились с 1775 г. не только землевладельцами уезда, но и его администраторами. В то же время в тех учреждениях 1775 г., состав которых был бюрократическим или наполовину, или совсем, громадное число чиновников принадлежало к дворянству; поэтому можно сказать, что не только уездное, но и губернское управление вообще сосредоточивалось в дворянских руках. Дворянство же из своих рядов давно уже поставляло, главных деятелей и в центральные учреждения. С упадком старой аристократии дворяне стали ближайшими помощниками верховной власти в деле управления и наполняли все высшие учреждения в качестве коронных чиновников.

Таким образом, реформы 1775 г. дали дворянству сословную организацию и первенствующее административное значение в стране.

В «Учреждениях», однако, и организация, данная дворянству, и ее влияние на местное управление рассматриваются как факты, созданные в интересах государственного управления, а не сословий. Позднее Екатерина те же факты, ею установленные, а равно и прежние права и преимущества дворян изложила в особой «Жалованной грамоте дворянству» в 1785 г. Здесь уже началасословного самоуправления рассматриваются как сословные привилегии, наряду со всеми теми правами и льготами, какие дворяне имели раньше.

«Жалованная грамота» явилась, не новым, по существу, законом о дворянстве, но систематическим изложением ранее существовавших прав и преимуществ дворян с некоторыми прибавлениями. Главной новостью было признание дворянства уже не одного уезда, но и целой губернии за отдельное общество с характером юридического лица .

Жалованная грамота, говорила, что дворянин, женясь на недворянке, сообщает свое звание её и детям, и что дворянское достоинство неотъемлемо — что дворянин теряет его не иначе, как по суду за те преступления, за которые следует телесное наказание и лишение чести, и не иначе, как с конфирмацией государя. Раз дворянское звание в таком смысле неотъемлемо, то «Жалованная Грамота» признает, что дворянка, выйдя замуж за недворянина, не теряет своего звания, но не сообщает его ни мужу, ни детям. Дворянин, пока он остается дворянином, не может быть подвергнут телесному наказанию или лишению чести без суда, должен быть судим равными себе и лично должен быть освобожден от всех податей. Таковы права дворянства, вытекающие из самого понятия благородства.

Екатерина утвердила также за дворянами права и преимущества, дарованные её предшественниками. Дворяне вольны служить и вольны просить об отставке, они имеют право вступать на службу к дружественным заграничным государям, но при нужде государства каждый дворянин по первому требованию самодержавной власти должен служить, не щадя ничего, даже живота своего.

Затем Екатерина подтвердила право дворян свободного распоряжения благоприобретенными именьями и установила, что наследственные имения не подлежат конфискации, а переходят по наследству к наследникам. Дворянам было даровано право торговать оптом плодами своей земли без платежа тех налогов, которые падали на купцов; открывать заводы, ярмарки и подлежать городовому праву, если бы они пожелали им воспользоваться. Исполняя желания дворян, Грамота подтвердила их права на недра земли. Кроме того, был снят с дворянских лесов целый ряд ограничений, которые лежали на них по указам Петра I, запрещавшего в целях сбережения мачтового леса рубить дубы и сосны известной величины. Помещичьи дома в деревнях освобождались от постоя.

«Жалованная Грамота» предоставляла дворянам собираться в той губернии, где они жительство имеют, и составлять дворянские общества. Созывались дворяне генерал-губернатором через каждые 3 года для выборов разных должностных лиц и для выслушивания предложений и требований генерал-губернатора и губернатора. На предложения генерал-губернатора дворяне имеют право чинить пристойные ответы о добре и пользе общественной. Но, кроме этого пассивного права, дворяне через депутатов имеют право подавать жалобы в Сенат и непосредственно государю, делать представления об общих государственных нуждах. Дворянство каждой губернии имеет право иметь свой дом, архив, свою печать, своего секретаря и своими добровольными вкладами составлять особую казну.

Желая если не замкнуть, то ясной чертой отделить дворянство от остальных классов, Екатерина разрешила дворянам иметь в каждом уезде свою родословную книгу и на предмет ведения её выбирать одного депутата. Этот депутат вместе с предводителем дворянства должен иметь попечение о составлении и пополнении дворянской родословной книги. В нее должно записывать дворян, которые имеют недвижимость в уезде и могут доказать свое право на дворянское звание. Родословная книга должна была состоять из 6 частей.

В первую часть вносятся действительные дворяне, то есть те, кто пожалован в дворяне благодаря гербу, печати и чей род существует более 100 лет.

Во вторую часть заносятся те дворяне и их потомки, которые во Франции назывались «дворянством шпаги», то есть потомки обер-офицеров, возведенных в дворяне по «Табели о рангах» Петра I.

Третья часть вмещает в себя те фамилии, которые во Франции назывались nobless de robe, то есть потомство чиновников, попавших в дворянство по «Табели о рангах» Петра Великого.

В четвертую часть записывались иностранные дворянские роды, переехавшие на службу в Россию.

Пятая часть обнимала собой титулованные дворянские роды — князей, графов, баронов.

В шестую часть, самую почетную, попадали древние, самые благородные дворянские роды, которые вели свое родословное дерево с XVII и даже XVI столетия. Так удовлетворила Екатерина желание дворянства иметь в своей среде известную дифференциацию.

Все внесенные в родословную книгу получали право присутствовать на дворянских собраниях, а правом голоса пользовались лишь те, кто достиг 25-летнего возраста, имел свою деревню и дослужился до обер-офицерского чина. Тот, кто не удовлетворял этим условиям, тот мог только присутствовать, но ни активным, ни пассивным избирательным правом не пользовался. Пассивным избирательным правом пользовались те, кто имел со своих деревень дохода на менее 100 руб.

«Жалованная Грамота дворянству» 1785 г. сделала дворянство теперь свободным общественным классом, классом привилегированным, который обставлен рядом гарантий по отношению к верховной власти и её представителям.

В истории гражданского развития «Жалованная Грамота дворянству» была первым шагом на пути раскрепощения личности, порабощенной государством, признания прав человека, права самоопределения независимо от распоряжений и усмотрений государственной власти.

Новая классификация и закат дворянства

После отмены крепостного права изменились и критерии классификации дворянства: если раньше исходили из количества крепостных, то теперь во внимание принимали размеры имения. К мелкопоместному дворянству относились те, у кого было около 100 га земли, к среднепоместному — 500 га, крупнопоместному — более 500 га.

На протяжении второй половины XIX века численность мелкопоместных дворян росла, среднепоместных и крупнопоместных — сокращалась. Шло разорение дворянства. Созванное в начале XX века Особое совещание по делам дворянского сословия с тревогой констатировало: «…сотни семей безграмотных, превратившихся в простых хлебопашцев дворян. <…> Экономически многие из них беднее крестьян, но тем не менее и земства, и администрация отказывают им в помощи, обращая их к дворянским сословным органам. Дворянские общества помочь им не могут».
Разорившиеся дворяне-помещики покидали деревню, пытались найти службу в государственных органах, частных компаниях, кто-то деградировал в социальном плане, становясь чуть ли не прислугой.

Выжили предприимчивые

Особого внимания заслуживают те представители дворянства, которые более или менее смогли адаптироваться к новым экономическим условиям. Отдельные землевладельцы (наиболее крупные) сдавали часть земли в аренду. Так поступили князья Барятинские, сдавшие около 7 тыс. десятин земли в аренду местным купцам Бобровского уезда Воронежской губернии по цене от 2 до 3,5 рубля за десятину (а те, в свою очередь, пересдавали землю крестьянам уже по цене от 6 до 10 рублей за десятину).

В ряде имений практиковались прогрессивные формы обработки земли. Доход также извлекался из промышленных предприятий, принадлежащих дворянам.
Немного статистики
В 1870 году среди недвижимого имущества дворянства Воронежской губернии стоимостью более 15 тыс. рублей насчитывалось 28 винокуренных заводов, 56 водяных мельниц, 7 — паровых, 1 — конная, 12 маслобоен, 2 свекольно-сахарных завода, 10 — кирпичных. Винокуренные заводы некоторых дворян оценивались в огромную сумму. Например, завод А. М. Раевской — в 240 тыс. рублей, завод графа И. А. Апраксина — в 105 тыс. рублей.
Вот один из примеров предприимчивости дворян. Н. В. Волков-Муромцев в 1891 году приобрел имение Хмелита в Смоленской губернии и превратил его в образцово-прогрессивное хозяйство. Основной статьей дохода был лен. Сад на одиннадцати десятинах давал разнообразные плоды и ягоды. Было создано элитное стадо из племенного скота. В Хмелите действовали сыроварня, маслобойня, кирпичный завод, лесопилка, продукция которой шла на экспорт в Англию. Сын Волкова, В. Н. Волков, в 1911 году создал совместный с крестьянами кооператив по обработке земли . Характерно, что все эти примеры касаются именно крупнопоместного дворянства.

«Жить усредненно-обывательски — бессмыслица и безвкусица…»

Что касается русской аристократии, которая являлась верхушкой крупнопо-местного дворянства, то здесь самым ярким примером может служить деятельность князей Юсуповых. Накануне крестьянской реформы 1861 года они имели порядка 30 тыс. крепостных. После отмены крепостного права Юсуповы по-прежнему считались одной из богатейших семей России. Одна только недвижимость оценивалась примерно в 22 млн рублей.
Юсуповы были не чужды новых способов извлечения дохода. Так, часть своих средств, более 3 млн рублей, они вкладывали в акции российских и иностранных компаний. К 1914 году ежегодный доход составлял порядка 700–800 тыс. рублей.
Правда, назвать бюджет семьи Юсуповых бездефицитным нельзя: регулярно расходы превышали доходы. Например, в 1914 году сумма долгов Юсуповых по заложенной сельской и городской недвижимости составляла более 5 млн рублей, а ежегодный платеж по процентам приближался к 250 тыс. рублей.
Однако даже русская аристократия, успешно пережившая 1861 год, не смогла в полной мере стать предпринимательской элитой. Основной доход они по-прежнему получали за счет имений. На втором месте шла прибыль от фабрик и за-водов, на третьем — от доходных домов, на четвертом — от операций с ценными бумагами.
В планах князя Феликса Феликсовича Юсупова были масштабные культурно-просветительские, социальные проекты. В 1908–1910 годах Ф. Юсупов намеревался так распорядиться своей недвижимостью: «Хотел я превратить Архангельское в художественный центр, выстроив в окрестностях усадьбы жилища в едином стиле для художников, музыкантов, артистов, писателей. Была б у них там своя академия искусств, консерватория, театр. Сам дворец я превратил бы в музей, отведя несколько залов для выставок… Думал я не только об Архангельском. В Москве и Петербурге мы имели дома, в которых не жили. Я мог бы сделать из них больницы, клиники, приюты для стариков. А в петербургском на Мойке и московском… — создал бы музей с лучшими вещами из наших коллекций. В крымском и кавказском имениях открыл бы санатории. Одну-две комнаты от всех домов и усадеб оставил бы самому себе. Продажа вещей и драгоценностей, не имеющих большого художественного и исторического интереса, плюс банковские счета составили бы капитал, на который осуществил бы я все задуманное».
Однако идеи князя Феликса не встретили понимания среди ближайших родственников: «Планами я поделился с матушкой… она не одобрила. Будущее мое виделось матушке иначе. Я был последним в роду Юсуповых и потому, говорила она, должен жениться. Я отвечал, что не склонен к семейной жизни и что, если обзаведусь детьми, не смогу пустить состояние на проекты свои. Добавил, что, закипи революционные страсти, жить, как в екатерининские времена, мы не сможем. А жить усредненно-обывательски в нашей-то обстановке — бессмыслица и безвкусица…»

Права и обязанности Дворянских Собраний

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 — 1916гг.)

Потомственные дворяне каждой губернии, занесенные в местную родословную книгу, составляют отдельное дворянское общество; общегосударственной корпорации Дворянство законодательство наше не признает (статья была написана до создания ПСОДОР, прим. Ред.). Органом дворянского общества является дворянское собрание, на котором могут присутствовать все потомственные дворяне губернии. Право голоса в делах Дворянство определяется условиями отрицательными и положительными. Не участвуют в постановлениях и выборах Дворянства все те, правоспособность которых ограничена (бытностью под следствием и судом, несостоятельностью и т. п.), а также исключенные из дворянских собраний постановлением сих последних. Дворянство имеет право исключать из своих собраний дворянина, опороченного судом, или такого, «которого явный и бесчестный поступок всем известен, хотя бы он судим не был». Первоначально собрание постановляет об удалении дворянина, обвиняемого в бесчестном поступке, от участия в действиях собрания, предоставляя ему через уездного предводителя представить объяснения, какие он почтет нужным; затем следующее губернское собрание Дворянство рассматривает дело окончательно, но для исключения обвиняемого дворянина необходимо большинство 2/3 голосов. Постановления этого рода не подлежат обжалованию (кроме случая несоблюдения порядка, предписанного для собрания голосов и подписания приговора; жалоба приносится сенату); они не могут быть отменены ни самим Дворянство, ни даже всемилостивейшим манифестом о прощении преступников. Положительными условиями для участия в постановлениях Дворянство являются: внесение в родословную книгу губернии и владение в ней недвижимой собственностью, достижение гражданского совершеннолетия, т. е. 21 года; чин по крайней мере 14-го класса, или российский орден, или окончание курса в высшем или среднем учебном заведении, или, наконец, предшествующая служба в течение трех лет по выборам Дворянство или в некоторых должностях, перечисленных законом. Для права голоса на выборах Дворянство требуется еще владение недвижимой собственностью. Право голоса в выборах может быть: 1) личное, или непосредственное и 2) коллективное, или через уполномоченных. Правом лично избирать в должности пользуются дворяне, владеющие в уезде на праве собственности или праве пожизненном количеством земли, дающим непосредственное право на избрание гласных в уездные земские собрания, а также дворяне, владеющие в городе или уезде другими, кроме земель, недвижимыми имуществами, ценою не ниже 15 тыс. р. Дворяне, получившие на действительной службе, а не при отставке, чин полковника или действ. статского советника, или же получающие пенсию или аренду в количестве не менее 900 р. в год, допускаются

к выборам, если они владеют в губернии недвижимым имуществом в каком бы то ни было размере, а дворяне, прослужившие полное 3-летие в звании предводителя — и тогда, когда они не имеют никакой недвижимой собственности. В Области Войска Донского участвуют в выборах все дворяне казачьего сословия, владеющие населенными имениями, каковы бы ни были их размеры. В губерниях Тифлисской и Кутаисской, где земские учреждения не введены, правом личного участия в выборах пользуются дворяне, владеющие на праве собственности имением, которое заключает в себе не менее 20 дымов временнообязанных крестьян, или 20 дымов живущих по условию поселян, или же не менее 250 и 200 дес. населенной или ненаселенной земли; от пожизненных владельцев требуется еще предварительное 10-летнее владение таким имением. Дворянин, владеющий в нескольких губерниях полными участками, дающими право лично участвовать в выборах, пользуется правом голоса во всех этих губерниях, если он внесен в местные родословные книги. Дворянин, имеющий полные участки в разных уездах одной губернии, участвует в выборах уездных должностных лиц по каждому из уездов, где находятся его имения, но в выборах губернских он имеет лишь один голос. Владельцы нераздельного имения посылают столько непосредственных избирателей, сколько в нем есть полных участков. Если владельцы имения — братья, то право быть уполномоченным принадлежит старшему брату. Наконец, право личного участия в выборах принадлежит дворянам, управляющим полными участками своих малолетних детей в качестве опекунов по распоряжению правительства. Посредством уполномоченных участвуют в выборах дворяне, владеющие в пределах одной губ. не менее 1/20 (в Тифлисской и Кутаисской губ. — 1/10) того количества земли, которое дает право непосредственного участия в выборах. Такие мелкопоместные дворяне допускаются к избранию уполномоченных, количество которых исчисляется по величине участков, принадлежащих дворянам, явившимся на выборы уполномоченных, причем на каждый полный участок полагается один уполномоченный. Уполномочие этого рода не может быть передаваемо. Одно лицо не может иметь более одного уполномочия; но непосредственный избиратель, будучи избран уполномоченным, получает два голоса. Передавать свой голос могут только непосредственные избиратели, причем закон различает лиц женского и мужского пола. Владелица полного участка имеет право передать свой голос всякому лицу, имеющему непосредственный голос в собраниях Дворянство, а также мужу, сыну или зятю, хотя бы они и не владели в губернии никакою недвижимой собственностью (в таком случае эти лица не могут быть избираемы в должность предводителя Дворянство). Дворянин, имеющий непосредственный голос по своей недвижимой собственности (а не по чину или по исправлению должности предводителя Дворянство), может передать свой голос только одному из сыновей своих. Такое ограничение, установленное для дворян-мужчин, объясняется тем, что закон рассматривает участие в выборах должностных лиц (а по отношению к мелкопоместным дворянам — участие в выборах уполномоченных) как обязанность, от которой никто не вправе уклоняться без законной причины.

Дворянин, не имея возможности прибыть в собрание, должен, если он не состоит на службе, уведомить о том своего уездного предводителя Дворянство письменно и с объяснением причин. Если дворянин не пришлет отзыва или представленный им отзыв признан будет неосновательным, то большинство 2/3 голосов может виновного подвергнуть: в первый раз — замечанию от губернского предводителя, во второй — денежному взысканию не свыше 75 руб., а в третий раз — сверх

означенного взыскания, исключению из дворянского собрания, но на время не долее срока данного съезда Дворянство Отступление от этих правил сделано для донского дворянства, которому предоставлено вместо личного участия в выборах посылать от каждого из 9 округов по 12 депутатов для присутствования при выборах. Служба по выборам Дворянство признается обязательной для всех дворян, которые своевременно не заявили, что не желают быть избранными. Избранными могут быть все потомственные дворяне, даже и те, которые, не владея недвижимым имением, не участвуют в делах дворянского собрания. Служба по выборам Дворянство безвозмездна, но она дает права государственной службы.

Дворянские собрания подразделяются на губернские и уездные; те и другие — на обыкновенные и чрезвычайные. Чрезвычайное собрание имеет право рассуждать только о предметах, давших повод к его созванию. Обыкновенные собрания Дворянство созываются раз в 3 года, причем все губернии подразделены на 3 очереди. Закон определяет и время созыва — декабрь и январь месяцы (есть исключения), и продолжительность губернских собраний — 15 дней; с разрешения губернатора этот срок может быть продлен. Уездные собрания под председательством уездных предводителей составляются за 3 месяца до губернского собрания; на них поверяется список дворянам уезда и избирается депутат для ревизии отчета об употреблении и состоянии дворянской казны; мелкопоместными дворянами назначаются уполномоченные. Выборы уездных должностных лиц производятся поуездно, но в губернском собр. Губернскому собр. предшествуют: 1) съезд депутатов для ревизии отчета о дворянской казне, и 2) предварительное собрание предводителей Дворянство и членов депутатского собрания, которое рассматривает уездные списки дворян и отзывы лиц, не могущих явиться на выборы. Собрание открывается губернатором, после чего присутствующие приводятся к присяге. Все дальнейшие распоряжения предоставляются губернскому предводителю, который и председательствует в собрании. Губернатору воспрещается входить в собрания Дворянство и участвовать в его рассуждениях, хотя бы он был местным помещиком. Губернский прокурор (где он существует) обязан присутствовать в собрании для разъяснения законов, но не имеет права участвовать в рассуждениях Дворянство Собрание Дворянство не может подлежать страже.

Права Дворянство, осуществляемые в губ. собрании, троякого рода: 1) право ходатайства, о чем см. Всеподданнейшие прошения, 2) права имущественные и 3) право избрания разных должностных лиц. Дворянство вправе иметь в губернском городе дом для собрания, вправе брать подряды и поставки на известных льготных условиях (см.), вправе составлять общественную дворянскую казну посредством добровольных складок. Эти складки разделяются на два рода: «на надобности, необходимые для Дворянство всей губернии или общеполезные, и на предметы, общей надобности не составляющие» (издержки частные). Право предлагать складки как первого, так и второго рода принадлежит исключительно губернскому предводителю. Предложения о складках на предметы общеполезные могут быть сделаны губернским предводителем не иначе, как в обыкновенных губернских собраниях и когда не менее 2/3 дворян, прибывших для выборов, находится еще в собрании. Предложения о таких складках в собраниях чрезвычайных допускаются только с высоч. разрешения и притом в случаях «совершенно необыкновенных». Если предложение о складках на предметы общеполезные принято единогласно, то оно утверждается министром внутренних дел, после чего складки эти становятся обязательными для всех дворян губернии, даже не принимавших участия в собрании. Если же единогласного постановления ие составилось, но в пользу предложения о складках высказалось большинство 2/3 голосов, то постановление Дворянство вместе с последовавшими возражениями (хотя бы со стороны одного только дворянина) представляется через комитет министров на высоч. усмотрение; в случае высоч. утверждения, складка делается обязательною для всего Дворянство губернии. Частные складки по принятии их собранием обязательны только для дворян, принявших предложение; постановления о таких складках утверждаются губернатором. Назначения дворянских складок закон ближайшим образом не определяет, ограничиваясь лишь указанием, что из дворянской казны могут быть выдаваемы местным дворянам ссуды под залог недвижимых имений. На дворянском обществе лежат некоторые обязательные статьи расходов, главным образом по содержанию канцелярий дворянских установлений (см. Градовский, «Начала русск. государственного права», т. III, СПб., 1883). — Выборами должностных лиц (на три года) заканчиваются губернские собрания. Первоначально производятся поуездно выборы уездных должностных лиц. Выборы на губернские должности (кроме губ. предводителя) производятся из числа кандидатов, представляемых уездами, по два от каждого. Избранных (кроме губернского предводителя и почетных попечителей гимназий или прогимназий) утверждает в должности губернатор. Выборами от Дворянство замещаются следующие должности: 1) губернского предводителя, 2) уездных предводителей, 3) депутатов дворянского собрания, 4) секретаря дворянского собрания, 5) заседателей в дворянскую опеку (о которой см. Опекунские учреждения). Дворянство, от которого производится для гимназий и прогимназий или же для состоящих при них пансионов ежегодное пособие в размере, признанном со стороны министерства народн

. просвещения достаточным, имеет право избирать из себя почетного попечителя гимназии или прогимназии, которые утверждаются в должности: первый — высочайщим приказом, а второй — министром народн. просвещения. В губерниях, входящих в круг ведения отделений дворянского банка, избираются члены этих отделений от Дворянство, в числе двух. С.-петербургское Дворянство избирает пять членов в совет государственных кредитных установлений и двух депутатов в главное выкупное учреждение по делам, касающимся выкупа крестьянских наделов. Московское Дворянство избирает из своей среды смотрителя странноприимного дома гр. Шереметева. Нижегородское Дворянство избирает почетных опекунов и директоров в Александровский дворянский банк, что в Нижнем Новгороде; избранные лица утверждаются министром внутрен. дел. Наконец, дворянские собрания избирают уездных посредников для полюбовного специального межевания. Дворянское депутатское собрание, состоящее из губернского предводителя и депутатов, избираемых от каждого уезда по одному, ведет формулярные списки лиц, служащих по выборам Дворянство, и участвует в распоряжениях о наложении опек на имения дворян за расточительность или за отпадение от православной веры. Главное назначение его заключается в ведении родословной книги и в выдаче дворянам свидетельств о дворянстве. Депутатское собрание есть установление коллегиальное, но весьма большое число дел в нем решается резолюциями губернского предводителя Дворянство Депутатское собрание подчинено сенату (по департаменту герольдии) и подлежит надзору губернатора.

Должность предводителя дворянства введена, по-видимому, по образцу остзейских маршалов. Сохранилось указание, что при составлении Жалованной грамоты имп. Екатерина пригласила двух остзейцев, Ульриха и Сиверса; с последним она вела по этому предмету переписку (см. Blenemann, «Die Staathalterschaftszeit», стр. 231, 258, 260). На должность губернского предводителя Дворянство избирает двух кандидатов, из которых один утверждается в этой должности государем. Донское Дворянство может избирать в областные предводители только генералов и штаб-офицеров (а в окружные — генералов, штаб— и обер-офицеров). Губернский предводитель и лицо, заступающее его место, занимают первое место после губернатора; он имеет право по всем делам, касающимся Дворянство, относиться непосредственно к губернатору и министру внутренних дел. Уездные предводители не состоят в подчинении у губернского; по делам своего уезда они действуют самостоятельно. Как губ., так и уездные предводители за преступления должности предаются

суду определениями первого департамента сената. Должность губ. предводителя — IV класса, а уездного — V. Предводители, прослужившие три трёхлетия, утверждаются в соответствующем чине.

Исправление должности губернского предводителя в случае его болезни или отсутствия предоставляется одному из уездных предводителей, причем прежде всего вступает в эту должность уездный предводитель губернского города. Должность уездного предводителя исправляется кандидатом, депутатом Дворянство или старшим по баллам заседателем опеки. Должность предводителей Дворянство имела и имеет двоякое значение: они призваны к заведованию внутренними делами дворянского общества, но в то же время они являются важными органами общей администрации. Последнее значение их чрезвычайно усилилось после реформ 1860-х г., но особенно возросло с введением института земских начальников. В качестве органов дворянского самоуправления, на предводителей Д, возложено вообще «попечение о пользах Дворянство и охранение в сем сословии благоустройства и порядка», и, между прочим, хранение и употребление дворянской казны согласно постановлениям Дворянство Предводители Дворянство входят в состав смешанных комиссий и присутствий, в которых они являются или представителями своего сословия (напр., при освидетельствовании в губернском правлении сумасшедших дворянского происхождения, при котором присутствуют губ. и один или два уездных предводителя Дворянство), или же органами администрации. В уездных установлениях этого рода председательствует уездный предводитель, в губернских — губ. предводитель участвует на правах члена. Списки лиц, могущих быть назначенными земскими начальниками, составляются уездным предводителем, с которым, равно как и с губернским предводителем, совещается губернатор при выборе кандидатов на эту

должность; по совещании с губернским предводителем (кроме астраханского) губернатор избирает кандидатов на должность непременных членов губернского присутствия.

Дворянские выборы существуют во всех земских губерниях , кроме Вятской, Олонецкой и Пермской, и сверх того в губ. Астраханской, Витебской, Кутаисской, Могилевской, Оренбургской, Ставропольской, Тифлисской и в Области Войска Донского. В губ. Архангельской, Олонецкой, Вятской, Пермской и Сибирских нет предводителей Дворянство, а прочие

должности замещаются от правительства; но выборы могут быть введены по умножении местного Дворянство, о чем ему, равно как губернскому начальству, представлено ходатайствовать. В губ. Виленской, Ковенской, Гродненской, Минской, Подольской, Волынской и Киевской дворянские выборы приостановлены вследствие событий 1863 г.; должности, зависящие от выборов Дворянство, замещаются по распоряжению министра внутренних дел, которому может представлять кандидатов Александровский комитет о раненых. На особых основаниях, находящихся в тесной связи с особенностями местных учреждений, производятся выборы в остзейских губ. . В губ. Царства Польского Дворянство не имеет корпоративной организации.

Добавить комментарий