Права и обязанности по использованию земель

Основные права и обязанности обладателей земельных участков определены в ст. 40—42 ЗК РФ.

В статье 40 ЗК РФ закрепляются права собственников земельных участков, которые могут:

  • ? использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством РФ;
  • ? возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • ? проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
  • ? осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Собственник земельного участка имеет право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, когда он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное пользование.

В статье 41 ЗК РФ определены права лиц, использующих земельные участки на правах пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды, безвозмездного пользования. Как определено в п. 1 указанной статьи, лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 ЗК РФ, за исключением прав, установленных подп. 2 п. 2 указанной статьи.

Права лиц, использующих земельный участок на основании сервитута, определяются законом и соглашением об установлении сервитута. Права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, которыми установлен публичный сервитут, а также соглашением об осуществлении публичного сервитута.

В статье 42 ЗК РФ перечислены обязанности собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, которые являются одинаковыми для всех правообладателей и не зависят от вида права на земельные участки. К ним относятся следующие обязанности:

  • ? использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
  • ? сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
  • ? осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов;
  • ? своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
  • ? своевременно производить платежи за землю;
  • ? не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
  • ? не препятствовать организации-собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопрово- дов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф;
  • ? выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.

В статье 40—42 ЗК РФ содержится неисчерпывающий перечень прав и обязанностей, они конкретизируются в нормативных правовых актах, определяющих режим использования отдельных видов земель, с учетом цели предоставления земельного участка. Так, согласно ст. 7 ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков имеют право: проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; получать в установленном порядке информацию о состоянии плодородия почв на своих земельных участках и динамике изменения его состояния; иметь другие права, если их реализация не противоречит законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Указанные лица обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения и др.

С учетом целевого использования земель в юридической литературе предлагалось классифицировать права и обязанности на общие и специальные.

Общими правами и обязанностями наделяются все правообладатели независимо от цели предоставления земельных участков. К общим правам могут быть отнесены право пользования земельным участком, право использования в установленном порядке для собственных нужд имеющихся на земельном участке общераспространенных полезных ископаемых, пресных подземных вод, а также прудов, обводненных карьеров, водоемов.

Общими обязанностями для всех правообладателей являются: осуществление мероприятий по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; своевременное использование земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременное внесение платежей за землю; недопущение загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв.

К специальным правам относятся: возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений; проведение в соответствии с разрешенным использованием оросительных, осушительных, культуртехнических и других мелиоративных работ, строительство прудов и иных водных объектов. Перечисленными правами обладатели земельных участков наделяются с учетом их разрешенного использования. Указанным правам соответствуют обязанности, изложенные выше.

При применении cm. 40—42 ЗК РФ возникал спор о признании права собственности на посевы озимых и яровых зерновых сельскохозяйственных культур. Истец утверждал, что после прекращения арендных правоотношений сторон ответчик самовольно собрал урожай, выращенный на земельных участках истца. В удовлетворении требования отказано, поскольку прекращение аренды земель в период начатых полевых работ в соответствии с п. 3 ст. 46 ЗК РФ недопустимо (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 июня 2017 г. № Ф01-1880/2017 по делу № А39- 4475/2016).

Право пользования земельным участком — особая форма права, закреплённая в гражданском и земельном законодательстве Российской Федерации (РФ). Содержание права пользования подробно изложено в этом документе. Оно позволяет использовать тот или иной надел по своему усмотрению без выкупа его в собственность. Какие виды такого права существуют и какие особенности эксплуатации земельных участков следует учесть?

Виды прав пользования земельными участками

Право пользования земельным участком (без подразделения на какие-либо виды) закрепляется в статье 271 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Согласно норме этой статьи под правом пользования следует понимать право использовать тот или иной земельный участок в необходимых целях, но без нарушения действующего законодательства.

Право пользования землей подробно извещается в Земельном Кодексе Российской Федерации. Несмотря на то что расшифровки этого понятия там не содержится, основные виды такого права перечислены в Главе 4 этого нормативного акта.

К таким видам будут относиться:

  • Аренда земельного участка. Это один из наиболее распространённых прав пользования, когда за эксплуатацию участка арендатор вносит регулярно определённую плату владельцу земли (независимо от того, государство выступает в качестве арендодателя или частное лицо, физическое или юридическое).
  • Постоянное бессрочное пользование по распространенности занимает второе место среди прав пользования земельными участками в современной России. Это право характеризуется предоставлением земель для использования в своих интересах исключительно государством из своих фондов. Предоставляться участок может абсолютно для любых целей, которые не противоречат закону. Максимальный срок использования составляет сорок девять лет, однако уже через год с момента заключения договора использования можно оформить участок в собственность при соблюдении условий использования его по назначению.
  • Безвозмездное срочное пользование. Этот вид права пользования землей распространён не так сильно, однако число тех лиц, которые заключают такие договоры использования, все равно достаточно велико. Срок, на который заключается договор, может составлять от одного года, а предоставить участок может как государство, так и физическое или юридическое лицо.
  • Право пожизненного наследуемого пользования. В настоящее время такое право пользования уже не предоставляется (оно было распространено в советские годы и выступало как единственно возможное право пользования), однако при переходе земельных участков на таком праве ещё возникает, но требует обязательного переоформления в собственность.
  • Право ограниченного пользования земельным участком или сервитут — право пользования чужим земельным участком. Это право устанавливается в том случае, если по каким-то причинам полноценное использование соседнего участка невозможно без наложения соответствующего обременения на тот участок, который находится в более привилегированном положении. Сервитут может быть установлен по договорённости между владельцами участков, а также при вмешательстве государства. Время его установления также рассчитывается исходя из условий необходимости эксплуатации, и может быть ограниченным (такой сервитут называется срочным) или неограниченным (постоянный или бессрочный сервитут).

Перечисленные виды права на пользование землей являются основными, которые применяются в настоящее время в соответствии с действующим законодательством. Однако закон не исключает возможности возникновения иных форм права пользования, учитывая, при этом, что такое возможно только в случае внесения изменений в действующие нормативные акты.

Субъекты права пользования: какие права и обязанности у них есть?

Как и в любом другом праве, в праве пользования землей существуют объекты пользования и субъекты. Объектами считаются те земельные участки, в отношении которых осуществляется такое пользование. В качестве субъектов следует рассматривать физических и юридических лиц, а также государство, так как именно они осуществляют определённые действия по использованию существующих земель.

У субъектов права пользования существуют свои права и обязанности по отношению друг к другу и к тому объекту, относительно которого такое пользование осуществляется.

Право пользования земельным участком состоит в возможности (права субъектов):

  • Возникновения права собственности на все культурные растения и их семена, произрастающие на конкретном участке, независимо от того, были они посажены данным пользователем или иным человеком;
  • Самостоятельного осуществления всех хозяйственных мероприятий на предоставленном в пользование участке;
  • Использовании в режиме, не противоречащем действующему законодательству, обнаруженные на участке полезные ископаемые, а также находящиеся на его территории водные и лесные массивы;
  • Строительстве различных построек бытового, хозяйственного, социально-культурного или производственного назначения, если такое использование не противоречит целевому назначению конкретного участка;
  • Создании новых водных объектов, осуществлении комплекса мелиоративных мероприятий, направленных на улучшение состояния земель, находящихся на территории конкретного участка;
  • Получении компенсации затрат, вложенных в приведение в надлежащее сельскохозяйственное состояние, в том числе для повышения плодородия земель на данном участке.

Перечисленный список прав не является исчерпывающим и может быть изменён или дополнен условиями договора о праве пользования конкретным участком.

Что касается обязанностей субъектов земельных правоотношений, то к таким обязанностям будут относиться:

  • Содержание земельного участка и почв на нем в должном состоянии, в том числе проведение всех необходимых мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия почвенного покрова на конкретном участке;
  • Осуществление использования данного участка только в соответствии с его целевым назначением, в том числе и осуществление только разрешённого строительства на данном участке;
  • Возведение зданий и различных сооружений исключительно с соблюдением необходимых санитарных и строительных норм, что позволит минимизировать тот ущерб, который может быть причинен участку подобной деятельностью;
  • Обеспечивать осуществление свободного прохода и проезда к соседним участкам, а также беспрепятственный доступ к находящимся в зоне расположения лесным и водным объектам, если такое обеспечение относится к ведению пользователя участка;
  • Своевременно вносить плату за использование участка, если наличие такой платы предусмотрено договором пользования;
  • Предоставлять все необходимые сведения об эксплуатации земельного участка в органы субъекта федерации или муниципальной власти, если такие действия утверждены положениями договора, а также сообщать информацию о любых нарушениях состояния участка, независимо от того, по чьей вине произошло такое нарушение.

Перечень данных обязанностей сформирован на основе правоприменительной практики, связанной с правом землепользования. Однако этот перечень не является исчерпывающим и в каждом конкретном случае составления договора пользования может быть расширен путём добавления ещё каких-либо обязательств со стороны пользователя участком.

Если пользоваться участком более 15 лет…

То можно предпринять попытку оформления права собственности на этот участок. Такое право за пользователем закрепляется в статье 234 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Согласно положениям этой статьи, если физическое или юридическое лицо на протяжении длительного времени добросовестно исполняет свои обязанности по использованию недвижимого имущества (например, земельного участка), то в том случае, если у такого имущества нет владельцев среди частных лиц (участок принадлежит государству), он может подать документы на определение права собственности на этот участок за ним.

Однако в этой же статье содержится норма, в соответствии с которой оформить участок в собственность с использованием такого основания, как приобретательная давность, можно только на основании обращения в суд с исковым заявлением о признании права собственности.

Исковое заявление о признании права собственности на таком условии будет иметь ряд особенностей, которые заключаются в оформлении такого заявления и в определении сторон-участниц процесса:

  • Если говорить о сторонах-участницах процесса, то истцом будет выступать пользователь конкретного земельного участка, а ответчик может быть определён только в том случае, если рассматриваемый участок ранее находился в собственности. Если он принадлежал государству, то ответчика как такового не будет, так как предмета спора тоже не будет.
  • При оформлении иска по основанию признания права собственности отличие будет содержаться в возможном отсутствии ответчика (то есть указание на него может вообще отсутствовать в тексте заявления). Кроме того, в тексте документа при наличии спора должны содержаться требования о разрешении такого спора. В том случае, если предмета спора нет, истец выносит только одно требование — о признании за ним права собственности на рассматриваемый земельный участок.

Как показывает судебная практика, в большинстве случаев такие иски удовлетворяются ввиду отсутствия каких-либо споров по ним.

Особенности получения права пользования землей по решению суда

Наиболее распространёнными случаями признания права пользования землей по решению суда следует считать такие случаи как:

  • Отказ предоставить земельный участок в аренду на праве преимущественного заключения договора;
  • Отказ в предоставлении участка в срочное безвозмездное пользование несмотря на наличие утверждённых законом оснований;
  • Непредоставление возможности заключения договора сервитута на земельный участок с целью обеспечения нормального функционирования того надела, который находится в худшем территориальном расположении.

В том случае, если одно из перечисленных условий было зафиксировано, необходимо обратиться в суд для разрешения возникшего спора.

Оформление права пользования в случае вынесения положительного решения судом по возникшему спору будет осуществляться на основании вступившего в силу решения суда. Происходить эта процедура начнёт не ранее дня, следующего за днём вступления в законную силу вынесенного судебного акта (то есть на одиннадцатый день с момента вынесения такого решения, если оно не было обжаловано).

Что касается регистрации возникшего права, то при ее осуществлении копия решения суда, заверенная нотариусом, должна быть включена в перечень основных документов, которые предоставляются для получения свидетельства, подтверждающего законность возникшего права.

Кроме того, экземпляр судебного решения с отметкой о вступлении его в законную силу должен быть обязательно приложен к тексту договора о праве пользования на земельный участок, а в тексте самого договора должна содержаться ссылка на такое приложение.

Все действия по получению права пользования землей могут быть осуществлены только после того, как решение суда вступило в законную силу. Это означает, что предъявление претензий о наделении землей истца ранее этого срока будет необоснованным.

Особенности использования земель различных категорий

Для каждого земельного участка, относимого к той или иной категории, есть свой правовой режим использования земель, который не должен противоречить действующему законодательству.

Если говорить о землях, расположенных в городских населенных пунктах, то здесь следует указать такие нюансы:

  • Строгое соответствие всех осуществляемых на земельном участке мероприятий генеральному плану города (если речь идёт об осуществлении строительства);
  • Недопущение нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических норм при осуществлении эксплуатации земельного участка;
  • Согласование проводимых мероприятий экономической целесообразности развития бюджета города (если речь идёт, в том числе, и о коммерческой деятельности на территории участка);
  • Обязательное наличие документов, подтверждающих целевое фактическое пользование земельным участком (например, если он выделен под осуществление индивидуального жилищного строительства (ИЖС), то на нем должно осуществляться только такое строительство).

Кроме того, в каждом муниципальном образовании есть свои требования по использованию предоставленных в пользование земельных участков:

  • Если речь идёт о конкретных землях, которые выделены, например, для ведения личного подсобного хозяйства, то главным требованием к ним будет строгое соблюдение их целевого назначения.
  • При рассмотрении пользования землями, выделенными для создания крестьянского фермерского хозяйства необходимо обязательно соблюсти требование, связанное с использованием участка по прямому назначению. Это означает, что все действия, которые осуществляются на конкретном участке, должны быть направлены на создание такого хозяйства или организацию сельскохозяйственного производства.
  • При выделении в пользование земли, целью которой является осуществление индивидуального жилищного строительства, на таких землях запрещено целями их использования строительство домов этажностью более трёх, в которых может проживать более одной семьи.
  • Если речь идёт о земельном участке, выделенном для ведения личного подсобного хозяйства, то такой участок можно использовать только в своих личных целях. Передача его в аренду или субаренду запрещена условиями договора. Кроме того, организация иной формы ведения сельского хозяйства в данном случае будет считаться незаконной.

Анализ законодательства показывает, что землепользователи это не то же самое, что и землевладельцы. Хотя для обычного человека понятия землепользование и владение землёй могут прозвучать как нечто идентичное, как синонимичные слова. Основные различия заключаются в перечне правомочий, которые характеризуют каждое из этих понятий.

Понятие землепользователь

Пользование землёй подразумевает под собой получение прибыли вследствие эксплуатации. В этом плане становится понятным и значение слова «землепользователь».

Такое обозначение лица означает, что:

  • лицо правомочно использовать земельные наделы по своему усмотрению;
  • оно вправе получать прибыль от использования земельного ресурса;
  • его правомочия могут быть ограничены законом или соглашением;
  • оно не имеет налоговой обязанности.

Самым очевидным землепользователем может быть признан арендатор земли. Но это неполный перечень.

Так, в бесспорном порядке в качестве землепользователей можно обозначить лиц, обладающих следующими правами в отношении земли:

  • пожизненное наследуемое владение;
  • бессрочное безвозмездное пользование;
  • бессрочная возмездная аренда;
  • право собственности.

То, что лицо является пользователем земли, не исключает факта владения землёй.

Как уже говорилось, данные понятия дают определение комплекса правомочий в отношении земельного участка, а не конкретного лица. Таким образом, одно и то же лицо может одновременно выступать и в качестве землепользователя, и в качестве владельца участка.

Рекомендуем ознакомиться:

Правомочия землепользователя

Пользователи земельных участков вправе осуществлять те действия, которые прямо установлены в земельном законодательстве Российской Федерации.

Согласно нормам главы 6 Земельного кодекса данные лица имеют следующий перечень правомочий:

  1. Независимо вести хозяйственную деятельность на участке.
  2. Использовать земельные наделы и их отдельные части для удовлетворения своих нужд в порядке, не противоречащем законодательству.
  3. Возводить жилые и иного предназначения строения в соответствии с правилом целевого использования земель.
  4. Производить агротехнические и иного рода мероприятия для увеличения прибыльности использования земли, улучшения её мелиоративного состояния.
  5. Осуществлять сельскохозяйственную производственную деятельность.
  6. Осуществлять иные установленные законом права.

Наличие иных прав зависит от статуса самого лица. Так, если пользователь одновременно является и собственником земельного надела, то помимо указанных в земельном законодательстве правомочий, пользователь вправе осуществлять и иные, установленные в Гражданском кодексе РФ. То есть продать участок, сдать в аренду или в залог под кредит и т. д.

Обязанности пользователя земельным участком

Земля, в отличие от других объектов права собственности, является природным ресурсом, что обусловливает его особый правовой статус. В этом плане законодательство закрепляет за пользователями земельных наделов некоторые обязанности, которые обеспечивают сохранность земли в качестве части природы и рациональную эксплуатацию возможностей отдельных участков.

Среди обязанностей Земельный кодекс выделяет:

  1. Обеспечение целевого пользования ресурсами земли в соответствии с установленными государственными органами и законом правилами.
  2. Обеспечение сохранности инженерных знаков и иных отличительных приспособлений, установленных сотрудниками государственных служб, частными кадастровыми инженерами.
  3. Периодическое либо постоянное проведение мероприятий, обеспечивающих сохранность окружающей среды, в особенности мероприятий по безопасности от пожара.
  4. Выплата установленного законодательством налога на землю.
  5. Соблюдение норм строительства и генерального плана градостроения при возведении строений на территории своего участка.
  6. Предотвращение загрязнения земли, мелиоративного истощения, снижения плодородности.

Земельное законодательство содержит много норм, направленных на ограничение правомочий пользователей в отношении их земель. Тем самым нормы Земельного Кодекса направлены именно на обеспечение сохранности изначальных свойств земельного ресурса страны ради блага будущих поколений.

Рекомендуем ознакомиться:

Правовой статус собственника земли

В общем смысле статус пользователя от собственника земельного участка отличается мало чем. Однако в правовом смысле допускаются случаи, когда пользователями могут выступать лица, не обладающие правомочием собственности. В свою очередь, собственники всегда обладают всеми правами пользователей, если только по соглашению или требованию законодательства они не предоставили данные полномочия другим лицам.

В отличие от лиц, которые обладают исключительно правомочиями пользования участком, собственник вправе:

  • продать или подарить участок;
  • сдать его в аренду;
  • использовать в качестве залога в долговых обязательствах.

Но в связи со спецификой объекта собственности – земли, на собственника возлагаются те же обязанности, что определены земельным кодексом для пользователей земельных наделов.

В отличие от пользователей, которые несут обязанности в индивидуальном порядке и лишь за свои действия, собственники отвечают и за действия тех лиц, в чьё пользование они предоставили землю.

Таким образом, вместе с более широким перечнем полномочий собственники получают и больше ответственности.

Правомочия государства на земельные участки частных лиц

В отличие от иных объектов права собственности земля является незыблемой, неизменяемой. В качестве имущества её невозможно уничтожить либо иным образом вывести из гражданского оборота. По этой причине государство сохраняет некоторые свои полномочия в отношении участков, которые находятся в пользовании частных лиц.

В этих целях государство применяет следующие механизмы:

  • учёт и переучёт земельных участков;
  • контроль над мелиоративным состоянием сельхозугодий;
  • привлечение виновных лиц к ответственности;
  • реквизиция земельных владений.

К тому же законодательство в области охраны природы и обеспечения сохранности земель ежегодно совершенствуется, а на собственников ложится всё больше ответственности и обязанностей.

Новая редакция Ст. 42 ЗК РФ

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

своевременно производить платежи за землю;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

не препятствовать организации — собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф;

выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Комментарий к Статье 42 ЗК РФ

В комментируемой статье выделяются четыре группы правил. Первая — перечень обязанностей правообладателей, которые напрямую вытекают из принципов земельного права (второй, третий, четвертый, седьмой и восьмой абзацы после слова «обязаны»). Вторая группа связана с обязанностями, которые вытекают из договоров (абзац пятый). Третья, в которой соединились и частно- и публично-правовые элементы, — абзац второй. Наконец, четвертая группа (абзац восьмой) не называется конкретно; абз. 9 статьи отсылает к другим требованиям ЗК и федеральным законам.

Обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, вытекает из принципов земельного законодательства — учета значения земли как основы жизни и деятельности человека (подп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК) и приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства (подп. 2 п. 1 ст. 1 ЗК), деления земель по целевому назначению на категории (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК).

Требование абз. 2 комментируемой статьи предусматривает обязанность сохранения межевых, геодезических и других специальных знаков, установленных на земельных участках в соответствии с законодательством. Данное требование направлено на защиту как прав третьих лиц — граждан и юридических лиц, так и интересов органов государственной власти и органов местного самоуправления. Межевыми знаками закрепляется на местности местоположение характерных точек границ земельного участка в связи с образованием земельного участка или уточнением кадастровым инженером местоположения границ земельного участка или участков по заявлению правообладателя.

От межевых знаков, которые закрепляют на местности местоположение характерных точек границ земельного участка, следует отличать опорные межевые знаки (ОМЗ) — элементы опорной межевой сети, которые находятся в границах населенных пунктов и используются кадастровыми инженерами для привязки к местности, определения координат характерных точек границ земельного участка и подготовки в межевом плане схемы геодезических построений. Видимой частью ОМЗ является бетонный пилон или монолит, железная труба, деревянный столб, штырь в пне, марка (штырь, болт) определенной высоты с указанием номера знака <434>. Часто граждане техникой или даже вручную сдвигают с места ОМЗ, изменяя его наклон, или разрушают его, что не позволяет кадастровому инженеру к нему «привязаться», в связи с чем он вынужден заниматься поиском других ОМЗ.
———————————
<434> Основные типы ОМЗ приведены в соответствии с приложением N 1 к действующей Инструкции по межеванию земель (утв. Роскомземом 08.04.1996) (документ опубликован не был).

Что касается геодезических и других специальных знаков, то законодатель имеет в виду прежде всего закрепление на местности геодезической сети. Геодезическая сеть — система точек земной поверхности, взаимное положение которых определено в некоторой единой системе координат и высот над уровнем моря на основании геодезических измерений. Государственные сети подразделяют на государственную геодезическую сеть, геодезические сети сгущения, съемочные сети. Все эти сети разделяют на плановые и высотные. Государственная геодезическая сеть — главная сеть опорных точек (пунктов), создаваемая на всей территории страны. Она представляет собой основу (каркас) для проведения всех топографо-геодезических работ, выполняемых в стране. Государственная геодезическая сеть состоит из сетей триангуляции, трилатерации и полигонометрии 1, 2, 3 и 4 классов, различающихся точностью измерения углов и линий, длиной сторон и порядком их развития; нивелирных сетей I, II, III, IV классов.

Пункты геодезической сети закрепляются на местности геодезическими знаками и служат исходной основой и опорными пунктами при картографировании земной поверхности и геодезических измерениях на местности в связи с различными инженерными изысканиями.

Геодезические знаки — наземные сооружения и подземные устройства, которыми обозначают и закрепляют на местности геодезические пункты.

Геодезические знаки строят в виде пирамид (деревянных или металлических) высотой до 15 — 18 м. При больших высотах строят сложные сигналы. При взаимной видимости смежных геодезических пунктов с земли (особенно в горной местности) сооружают каменные столбы-туры.

Подземная часть геодезических знаков на пунктах триангуляции и полигонометрии представляет собой систему бетонных монолитов или закрепленную в бетонном основании металлическую трубу с вделанной в нее маркой, на которых имеется отверстие или обозначена точка, являющаяся собственно геодезическим пунктом и называемая центром пункта.

Обязанностью собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, является своевременное начало использования земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами (абз. 5 ст. 42 ЗК). Это положение имеет прямое отношение к лицам, которым земельные участок предоставлен с предварительным согласованием места размещения объекта (подп. 2 п. 1 ст. 30 и ст. 31 ЗК). С учетом того, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет, арендатор земельного участка обязан своевременно (то есть в течение трех лет) приступить к использованию земельного участка.

Требование, предъявляемое абз. 4 ст. 42 ЗК, также обращено к арендаторам, с которыми заключаются договоры о комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства. Пункт 3 ст. 30.2, а также подп. 6 — 8 п. 3 ст. 38.2 ЗК предусматривают включение в условия предоставления земельного участка по итогам аукциона сроки выполнения работ по обустройству территории и максимальные сроки осуществления жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного строительства.

Обязанность своевременного внесения платежей за землю (абз. 5 ст. 42 ЗК) вытекает из принципа платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ (подп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК). Плате за землю, в том числе и арендной плате, посвящена также ст. 65 ЗК.

Правило абз. 6 ст. 42 ЗК о соблюдении при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов налагает на граждан и юридических лиц целый ряд обязательств, объем которых зависит от конкретного вида деятельности в границах земельных участков, а также вне таких участков на землях и территориях. Например, если организация обращается с отходами производства и потребления, занимаясь сбором и вывозом на свалку твердых бытовых отходов в границах муниципального образования, то ее деятельность не должна ставить под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создавать опасность причинения вреда окружающей среде. Деятельность организации должна осуществляться на основании лицензии, и если в ней указано, например, что организация вправе осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности и сбору отходов IV класса опасности, то размещать другие отходы она не вправе. Соответственно, главным государственным санитарным врачом по муниципальному району на основании протокола санитарно-эпидемиологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности выдается санитарно-эпидемиологическое заключение на использование, обезвреживание и размещение отходов именно I — IV классов опасности и сбору отходов IV класса опасности. Наконец, площадка временного складирования твердых бытовых отходов должна соответствовать действующему законодательству по организации полигонов твердых бытовых отходов и промышленных отходов, а также должна быть включена в государственный реестр объектов размещения отходов. Ее мощность должна позволять размещать в течение длительного времени то количество отходов, которое образуется на территории конкретного муниципального образования. Нарушение указанных требований может повлечь по решению суда запрет эксплуатации и размещения бытовых отходов и отходов потребления на таком земельном участке и обязание провести работы по рекультивации нарушенных земель <436>.
———————————
<436> Определение Ленинградского областного суда от 30.05.2013 по делу N 33-2393/2013 // .

Требование абз. 7 ст. 42 ЗК о недопущении загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий основано на принципе подп. 2 п. 1 ст. 1 ЗК. Правило абз. 7 ст. 42 ЗК взаимодействует также с п. 1 ст. 13 ЗК, в котором определяется содержание охраны земель. Причем это требование носит не абстрактный, а вполне конкретный характер. Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 года N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» <438> предусмотрено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений, полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель <439>. То есть перечисленные виды деятельности предусматривают подготовку проекта рекультивации земель и его утверждение компетентными органами, в соответствии с которым и происходит восстановление плодородного слоя земли.
———————————
<438> САПП РФ. 1994. N 10. Ст. 779.

<439> .

Положения абз. 6, 7 и 8 ст. 42 ЗК могут дополняться законодательством субъектов РФ применительно, например, к добыче общераспространенных полезных ископаемых, строительству подземных сооружений для своих нужд, устройству и эксплуатации ими бытовых колодцев и скважин. На территории Московской области владелец земельного участка обязан:

1) соблюдать требования законодательства о недрах, об охране окружающей среды, особо охраняемых природных территориях, земельного законодательства, санитарных норм и правил;

2) обеспечить безопасное ведение работ, связанных с добычей общераспространенных полезных ископаемых, строительством подземных сооружений, устройством и эксплуатацией бытовых колодцев и скважин;

3) предотвращать загрязнение недр;

4) не допускать загрязнения подземных вод через принадлежащие ему колодцы и скважины;

5) не допускать негативного воздействия на прилегающую к его земельному участку территорию (образование отвалов полезных ископаемых, залив водой и т.п.);

6) не допускать разрушения мелиоративной системы;

7) осуществлять рекультивацию нарушенных в процессе пользования недрами земель за счет собственных средств в установленном порядке;

Другой комментарий к Ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации

Правам лиц, использующим земельные участки, корреспондируют соответствующие обязанности, установленные в комментируемой статье. Следует отметить, что возложение той или иной обязанности на лицо обусловлено принадлежностью земельного участка к конкретной категории земель и местоположением земельного участка.

Обязанность использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением категории земель и разрешенным использованием, способами, которые не должны наносить вреда окружающей среде, земле как природному объекту, является одной из самых важных. Анализ ст. 40 ЗК РФ и комментируемой статьи позволяет сделать вывод, что земельное законодательство закрепляет принцип, согласно которому осуществление собственником своего права собственности на землю является одновременно и его обязанностью. По общему правилу нельзя обладать землей ни на праве собственности, ни на иных вещных, а также обязательственных правах и не использовать землю.

Лица, использующие земельные участки, обязаны сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на их участке, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, вод и других природных объектов, своевременно приступать к использованию земельных участков, если установлены сроки их освоения.

Важной является обязанность своевременно вносить платежи за земельные участки. Порядок уплаты земельного налога регулируется Налоговым кодексом РФ.

Кроме обязанностей, прямо указанных в ЗК, прежде всего нужно отметить обязанность государственной регистрации права собственности на земельный участок. Поскольку земельный участок является недвижимым имуществом, то ст. 131 ГК РФ налагает эту обязанность на его собственника. Порядок государственной регистрации установлен в Федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Статья 8 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» обязывает собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земельных участков, выполнять ряд специфических обязанностей по использованию земли. Так, они должны производить сельскохозяйственную продукцию способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

Собственники и иные лица, использующие землю, обязаны представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения. Они должны информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности.

Статья 19 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» обязывает членов этих некоммерческих объединений нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства; использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, не наносить ущерб земле как природному и хозяйственному объекту; соблюдать агротехнические требования, установленные режимы, ограничения, обременения и сервитуты; своевременно уплачивать членские и иные взносы, предусмотренные указанным Законом и уставом такого объединения налоги и платежи; в течение трех лет освоить земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством; соблюдать градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования (нормы, правила и нормативы).

Довольно широкий комплекс обязанностей собственников земельных участков и иных лиц, владеющих земельными участками, конкретизируется в законодательстве, определяющем правовой режим соответствующей категории земель.

Кроме этого следует иметь в виду, что, используя земельный участок, его собственник обязан не нарушать прав и законных интересов других лиц. Согласно ч. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственниками свободно, если это не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Аналогичная норма содержится и в п. 3 ст. 209 ГК РФ. В ЗК указанная обязанность не закреплена. Круг лиц, права и интересы которых должен учитывать собственник земельного участка, не ограничен. Это требование касается не только лиц, использующих смежные или соседние земельные участки, но и любых иных лиц.

Критериями, с помощью которых можно определить нарушение прав и законных интересов иных лиц, являются требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Особое значение для предотвращения создания неудобств при использовании смежного земельного участка имеет соблюдение требований СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78. В этих строительных нормах и правилах определены расстояния, на которых должны располагаться различные объекты на земельном участке. Предусмотрено, что в районах усадебной застройки расстояния от окон жилых помещений и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, должно быть не менее 6 м. Хозяйственные постройки следует размещать от границ участка на расстоянии не менее 1 м. Допускается блокировка хозяйственных построек на смежных приусадебных участках по взаимному согласию домовладельцев. Расстояния между жилым домом и хозяйственными постройками, а также между хозяйственными постройками в пределах одного земельного участка не нормируются.

Действует также СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения. Нормы проектирования», утвержденные постановлением Госстроя России от 10 сентября 1997 г. N 18-51, которые, в частности, не допускают сооружения каких-либо построек, с крыш которых дождевая вода стекала бы на соседний участок (п. 7.5).

Статья 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обязывает всех граждан, в том числе и собственников земельных участков, соблюдать требования пожарной безопасности. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313, запрещают разведение костров, сжигание отходов и тары на расстоянии ближе 50 м до зданий и сооружений (п. 26). Жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения должны возводиться в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований противопожарных правил, нормативов.

Существуют некоторые нормы, целью которых является обеспечение охраны подземных вод, используемых в качестве источников питьевого водоснабжения, от загрязнения. Санитарные правила «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 12 ноября 2002 г. N 40, признают источниками нецентрализованного водоснабжения подземные воды, захват которых осуществляется путем устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников) общего и индивидуального пользования.

Место расположения водозаборных сооружений следует выбирать на незагрязненном участке, удаленном не менее чем на 50 м выше по потоку грунтовых вод от существующих или возможных источников загрязнения: выгребных туалетов и ям, складов удобрений и ядохимикатов, предприятий местной промышленности, канализационных сооружений и др.

СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения. Нормы проектирования» определяет минимальное расстояние от колодца до уборной и компостного устройства 8 м, а минимальное расстояние до границы соседнего земельного участка от постройки для содержания мелкого скота и птицы должно быть 4 м.

Санитарные правила СП 3.1.084-96 и ветеринарные правила ВП 13.3.4.1100-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных», утвержденные приказами Госкомсанэпиднадзора России от 31 мая 1996 г. N 11 и Минсельхозпрода России от 18 июня 1996 г. N 23 требуют, чтобы при планировке, строительстве, реконструкции, модернизации животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов, других предприятий по производству, переработке и хранению продуктов животноводства, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан было предусмотрено создание наиболее благоприятных условий для содержания животных, производства продуктов животноводства и предупреждения загрязнения окружающей среды производственными отходами и возбудителями заразных болезней человека и животных.

Владельцы животных, производители продуктов животноводства и производители кормов обязаны осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, направленные на предупреждение болезней животных и безопасность (в ветеринарно-санитарном отношении) продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения, хранилища кормов, помещения для переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения внешней среды отходами животноводства и отходами переработки продукции и др.

Очень серьезные неудобства может причинить соседство с аэропортом. Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084, предусматривают, что при строительстве или реконструкции аэродромов к проектной документации прилагаются карта с нанесенными на ней размерами и направлением взлетно-посадочной полосы, схемами снижения и захода на посадку воздушных судов, полосами воздушных подходов, местами размещения средств радиотехнического обеспечения, зоной ограничения жилищно-гражданского, культурно-бытового и промышленного строительства, зонами нормированных параметров авиационных шумов и электромагнитных полей аэродрома, а также пояснительная записка с указанием типа и толщины аэродромных покрытий, типов воздушных судов, для которых аэродром строится или реконструируется.

В целях исключения возможного вредного воздействия на здоровье людей и на деятельность организаций для каждого аэродрома устанавливается зона ограничения жилищно-гражданского, культурно-бытового и промышленного строительства, границы которой сообщаются органам исполнительной власти субъектов РФ для учета при планировании, строительстве и развитии городов и других населенных пунктов, а также при строительстве и реконструкции промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов.

Возникают самые различные ситуации, результатом которых является причинение неудобств собственнику земельного участка. К сожалению, в действующем федеральном законодательстве отсутствуют, как правило, способы разрешения таких конфликтов. В качестве примеров можно привести строительные или бытовые шумы, затенение земельных участков и многие другие.

На лиц, использующих земельные участки, законодательством субъектов РФ может быть возложен ряд дополнительных обязанностей. Например, в Московской области действует Закон Московской области от 29 ноября 2005 г. N 249/2005-ОЗ «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области». Статья 14 этого Закона возлагает на собственников домовладений, в том числе используемых для сезонного и временного проживания, обязанности по своевременному производству капитального и текущего ремонта домовладения, а также ремонту и окраски надворных построек, изгородей; складированию бытовых отходов и мусора в специально оборудованных местах, обеспечению своевременного вывоза бытовых отходов; недопущению длительного (свыше семи дней) хранения топлива, удобрений, строительных и других материалов на фасадной части прилегающей к домовладению территории; производству уборки мусора и покосу травы на прилегающей к домовладению территории; недопущению хранения техники, механизмов, автомобилей, в том числе разукомплектованных, на прилегающей территории; недопущению производства ремонта или мойки автомобилей, смены масла или технических жидкостей на прилегающей территории.

Запрещается захоронение мусора на территории земельных участков, на которых расположены дома.

В соответствии со ст. 15 Закона садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан несут ответственность за соблюдение чистоты и порядка на отведенном земельном участке и прилегающей к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан территории на расстоянии 5 м от заборов. Садоводческое, огородническое и дачное некоммерческое объединение граждан обязано установить контейнеры и бункеры-накопители на специально оборудованных контейнерных площадках и обеспечить регулярный вывоз мусора согласно заключенным договорам.

Добавить комментарий