Права и обязанности реализуемые в регистрационном порядке

Регистрационное производство – составная часть административно-управленческого процесса – представляет собой разновидность положительной, регуля­тивной деятельности публичной администрации.

Участниками данного производства являются, с одной стороны, органы исполнительной власти, уполномоченные должностные лица, с другой стороны – граждане, общественные объединения, юридические лица различных правовых форм собственности.

Множественность субъектов регистрационного производства обуславливает значительный объем нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие процессуальные правоотношения.

К их числу, например, относятся:

— Гражданский кодекс Российской Федерации;

— Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

— Федеральные законы «О государственной регистрации юридических лиц», «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «Об акционерных обществах», «О некоммерческих организациях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

— постановления Правительства Российской Федерации, утверждающих «Правила регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», «Примерное положение об утверждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и многие другие нормативные правовые акты, в том числе ведомственные.

Несмотря на значительное разнообразие правоотношений, связанных с действиями регистрационного характера, им присущи общие свойства, характерные для данного административного производства.

Во-первых, результатом регистрационного производства во всех случаях является принятие юридического акта. Юридическим он признается в силу того, что, с момента регистрации, например, общественного объединения, возникает его правоспособность юридического лица. Таким образом, государственная регистрация проявляет свою юридическую природу в случае принятия акта о государственной регистрации.

Во-вторых, субъектами осуществления государственной регистрации являются исключительно органы исполнительной власти Российской Федерации и их подразделения. В-третьих, регистрационное производство регламентировано нормами административно-процессуального права, которые в свою очередь устанавливают порядок применения соответствующих материальных правовых норм различной отраслевой принадлежности (например, конституционного – в случае установления статуса общественного объединения, политической партии; гражданского – в случае установления статуса недвижимости).

В правовой литературе различают следующие виды регистрационных производств:

– государственная регистрация юридических лиц и общественных объединений;

– государственная регистрация общественных объединений;

– государственная регистрация политических партии;

– государственная регистрация религиозных объединений;

– государственная регистрация профессиональных союзов;

– государственная регистрация кредитных организаций;

– государственная регистрация национально-культурной автономии;

– государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

– государственная регистрация и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Несомненно, перечисленные виды регистрационных производств имеют отличительные, характерные особенности, что находит свое отражение в действующем законодательстве. Каждый вид регистрационного производства имеет «свою» правовую основу. Это, как правило, Федеральный закон и нормативные правовые акты различного уровня, в том числе, субъекта Российской Федерации и ведомственные. Например, производство по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также распоряжением Губернатора Челябинской области от … «О плате за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах в Челябинской области».

Вместе с тем, отмечая наличие общих свойств, характерных для всех видов регистрационных производств, следует определить следующие стадии таких производств:

– возбуждение дела (прием заявления о государственной регистрации и необходимых документов);

– сбор и анализ информации о регистрируемом объекте (правовая экспертиза документов и проверка законности сделки);

– принятие решения (включение в соответствующий Реестр);

– исполнение решения (совершение надписей на правоустаналивающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав);

– надзор за соблюдением лицами, получившими разрешение ус­тановленных требований и условий.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие административные производства входят в структуру административно-управленческого процесса?

2. Что собой представляет административный регламент?

3. Что понимается под административными процедурами?

4. Перечислите стадии производства по принятию нормативных актов государственного управления?

5. Дайте определение государственной аккредитации образовательного учреждения.

6. Какие нормативные правовые акты образуют правовую базу лицензионного производства?

7. Перечислите участников регистрационного производства?

В Конституции Российской Федерации закреплены гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ст.46), а защита прав и свобод является обязанностью государства (ст.2). Эти положения Конституции Российской Федерации имеют разнообразные формы закрепления этих гарантий. Одной из них является государственная регистрация как подтверждение государством зарегистрированного права, а

также одним из необходимых косвенных рычагов государственного регулирования ряда общественных отношений, где возникает необходимость в государственном контроле. Регистрационный режим способствует обеспечению охраны общественного и государственного порядка, а также реализации личных и имущественных прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Регистрационная деятельность призвана служить официальным легальным признанием правоспособности юридических и физических лиц, законности их действий, а также способствовать учету, полной и достоверной информации об участниках деятельности.

Целью регистрационного производства является обеспечение государственного учета субъектов и объектов государственной регистрации, создание необходимых условий для реализации и обеспечения защиты гражданами и юридическими лицами своих прав, свобод и законных интересов, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, обеспечение их безопасности, охрана имущественных и личных неимущественных прав.

Задачами регистрационного производства являются:

— соблюдение прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

-ведение унифицированного учета субъектов и объектов государственной регистрации;

-обеспечение и охрана имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц;

-легализация предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования;

-признание законности или незаконности действий физического или юридического лица;

— осуществление мер по борьбе с преступностью;

Принципами регистрационного производства являются:

— принцип законности;

— принцип единства государственной регистрации;

— принцип добровольности и (или) обязательности государственной регистрации;

— принцип открытости и доступности сведений, содержащихся в государственных реестрах;

— принцип публичной достоверности и документальной обоснованности государственной регистрации;

— принцип непрерывности учета сведений о субъектах и объектах государственной регистрации.

Регистрационное производство аккумулирует в себе широкую группу отношений регистрационного характера, которым присущи некоторые общие свойства, отражающие принципиальную сущность данного вида процессуальной деятельности.

Во – первых, регистрационное производство есть во всех случаях процедура принятия юридического акта.

Юридическая природа актов государственной регистрации проявляется в том, что иногда только с момента государственной регистрации, например, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и общественный объединений, возникает их правоспособность.

Государственная регистрация является единственным доказательством зарегистрированного права.

Правила проведения государственной регистрации распространяются на всю территорию Российской Федерации.

Во — вторых, государственная регистрация осуществляется исключительно органами исполнительной власти и их структурными подразделениями, хотя в отдельных случаях, например, в случае с актами гражданского состояния, эти полномочия могут быть переданы органам местного самоуправления.

Основную работу в этой области проводят Федеральная регистрационная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная миграционная служба, Министерство внутренних дел РФ и его территориальные органы.

В – третьих, порядок осуществления государственной регистрации регулируется нормами административно – процессуального права, которое одновременно выполняет и функцию реализации соответствующих материальных правовых норм различной отраслевой принадлежности.

В – четвертых, решение о государственной регистрации вносится в соответствующий государственный реестр.

Основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение об их государственной регистрации, внесении изменений, содержащихся в государственном реестре, принятое регистрирующим органом по представленным документам.

В – пятых, выдача регистрирующим органом документа, подтверждающего зарегистрированное право либо решение об отказе в государственной регистрации.

Этим документом, как правило, является свидетельство о государственной регистрации. Свидетельство о государственной регистрации, к примеру, выдается всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, однако их формы могут быть различными (например, удостоверение адвоката, которое является единственным документом, подтверждающим статус адвоката).

Таким образом, государственная регистрация осуществляется определенными процессуальными действиями, которые составляют содержание регистрационного производства.

Регистрационное производство –это система административно-процессуальных действий, обеспечивающих разрешение индивидуального регистрационного дела, осуществляемых органами исполнительной власти (регистрирующими органами), состоящих в принятии решения о государственной регистрации, внесении данных в реестр и выдаче свидетельства о государственной регистрации или другого документа либо соответствующей документальной записи (надписи).

Этот вид административного производства охватывает широкий круг общественных отношений, участниками которых, с одной стороны, являются органы исполнительной власти, специально на то уполномоченные должностные лица, а с другой стороны – граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, общественные объединения, предприятия, учреждения и иные юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.

Соответственно этому многообразию отношений строится и система нормативных правовых актов, регулирующих «регистрационные процессуальные правоотношения”, а следовательно, и соответствующее административное производство.

К числу таких актов, например, относятся: Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации; федеральные законы: от 8.08.2001 года №129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”; от 11.07.2001 года №95 № «О политических партиях”; от 21.07.1997 года №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”; от 15.11.1997 года №143 «Об актах гражданского состояния; Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию”; Приказ МВД РФ от 24.11.2008 года №1001 «О порядке регистрации транспортных средств”.

Широкий спектр отношений, складывающихся в регистрационном производстве как элементе административно-процессуальной деятельности, обусловливает существование и ряда его разновидностей, которые при сохранении единства в своих главных и основных чертах, тем не менее, характеризуются и определенными особенностями, что находит свое отражение в действующем российском законодательстве, регулирующем регистрационные отношения.

В зависимости от объектов регистрации можно выделить такие виды регистрационного производства, как:

а) производство по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

б) производство по государственной регистрации общественных объединений;

в) производство по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

г) производство по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

д) производство по регистрации иностранных граждан в Российской Федерации;

е) производство по государственной регистрации транспортных средств;

ж) производство по государственной регистрации актов гражданского состояния.

Анализ действующего регистрационного законодательства свидетельствует о том, что органы исполнительной власти, в том числе и органы внутренних дел, реализуя свои задачи и функции, осуществляют различные виды регистрации, одни из которых носят процессуальный, а другие внепроцессуальный характер. При этом процессуальные производства в деятельности указанных органов направлены на реализацию материальных норм права и достижение юридического результата посредством принятия управленческого акта. Это означает, что с момента государственной регистрации субъект приобретает какие – либо права или на него возлагаются определенные обязанности. В то же время внепроцессуальные регистрационные процедуры направлены на обеспечение достижения целей управленческой деятельности. Примером таких процедур являются: процедуры по государственной регистрации оружия и патронов к нему; по государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации; по ведению реестра дисквалифицированных лиц.

Именно поэтому в рамках данной лекции мы и рассмотрим отдельные виды регистрационного производства, носящие процессуальный характер.

| следующая лекция ==>
Рассмотрение предложений и заявлений граждан и обращений организаций в органах внутренних дел | Стадии регистрационного производства

Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 982;

Время – 2 часа

Вопросы:

1. Общая характеристика регистрационного производства.

2. Стадии регистрационного производства.

3. Особенности осуществления отдельных видов регистрационных производств.

Литература

Основная:

Федеральный закон от 8.08.2001 года № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Федеральный закон от 11.07.2001 года № 95 «О политических партиях».

Федеральный закон от 21.07.1997 года № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Федеральный закон от 15.11.1997 года № 143 «Об актах гражданского состояния».

Закон Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».

Приказ МВД России от 24.11.2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств».

Дополнительная:

Залесский В.В. Комментарий к закону «О государственной регистрации юридических лиц». – М.: Юстицинформ, 2002.

Иванова Л.В. Паспортно-визовая служба МВД России: регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства: лекция. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2001.

Постатейный комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 2-е издание, испр. и доп. / под ред.П.В. Крашенинникова. – М.: Спарк, 2001.

Спектор Е.И. Развитие административного законодательства о государственной регистрации // Журнал российского права. 2002. № 7.

Общая характеристика регистрационного производства

В Конституции Российской Федерации закреплены гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 46), а защита прав и свобод является обязанностью государства (ст. 2). Эти положения Конституции Российской Федерации имеют разнообразные формы закрепления этих гарантий. Одной из них является государственная регистрация как подтверждение государством зарегистрированного права, а

также одним из необходимых косвенных рычагов государственного регулирования ряда общественных отношений, где возникает необходимость в государственном контроле. Регистрационный режим способствует обеспечению охраны общественного и государственного порядка, а также реализации личных и имущественных прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Регистрационная деятельность призвана служить официальным легальным признанием правоспособности юридических и физических лиц, законности их действий, а также способствовать учету, полной и достоверной информации об участниках деятельности.1

Целью регистрационного производства является обеспечение государственного учета субъектов и объектов государственной регистрации, создание необходимых условий для реализации и обеспечения защиты гражданами и юридическими лицами своих прав, свобод и законных интересов, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, обеспечение их безопасности, охрана имущественных и личных неимущественных прав.

Задачами регистрационного производства являются:

– соблюдение прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

– ведение унифицированного учета субъектов и объектов государственной регистрации;

– обеспечение и охрана имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц;

– легализация предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования;

– признание законности или незаконности действий физического или юридического лица;

– осуществление мер по борьбе с преступностью;

Принципами регистрационного производства являются:

– принцип законности;

– принцип единства государственной регистрации;

– принцип добровольности и (или) обязательности государственной регистрации;

– принцип открытости и доступности сведений, содержащихся в государственных реестрах;

– принцип публичной достоверности и документальной обоснованности государственной регистрации;

– принцип непрерывности учета сведений о субъектах и объектах государственной регистрации.

Регистрационное производство аккумулирует в себе широкую группу отношений регистрационного характера, которым присущи некоторые общие свойства, отражающие принципиальную сущность данного вида процессуальной деятельности.

Во-первых, регистрационное производство есть во всех случаях процедура принятия юридического акта.

Юридическая природа актов государственной регистрации проявляется в том, что иногда только с момента государственной регистрации, например, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и общественный объединений, возникает их правоспособность.

Государственная регистрация является единственным доказательством зарегистрированного права.

Правила проведения государственной регистрации распространяются на всю территорию Российской Федерации.

Во-вторых, государственная регистрация осуществляется исключительно органами исполнительной власти и их структурными подразделениями, хотя в отдельных случаях, например, в случае с актами гражданского состояния, эти полномочия могут быть переданы органам местного самоуправления.

Основную работу в этой области проводят Федеральная регистрационная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная миграционная служба, Министерство внутренних дел РФ и его территориальные органы.

В-третьих, порядок осуществления государственной регистрации регулируется нормами административно – процессуального права, которое одновременно выполняет и функцию реализации соответствующих материальных правовых норм различной отраслевой принадлежности.

В-четвертых, решение о государственной регистрации вносится в соответствующий государственный реестр.

Основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение об их государственной регистрации, внесении изменений, содержащихся в государственном реестре, принятое регистрирующим органом по представленным документам.

В-пятых, выдача регистрирующим органом документа, подтверждающего зарегистрированное право либо решение об отказе в государственной регистрации.

Этим документом, как правило, является свидетельство о государственной регистрации. Свидетельство о государственной регистрации, к примеру, выдается всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, однако их формы могут быть различными (например, удостоверение адвоката, которое является единственным документом, подтверждающим статус адвоката1).

Таким образом, государственная регистрация включает определенные процессуальные действия, которые составляют содержание регистрационного производства.

Регистрационное производство – это система административно-процессуальных действий, обеспечивающих разрешение индивидуального регистрационного дела, осуществляемых органами исполнительной власти (регистрирующими органами), состоящих в принятии решения о государственной регистрации, внесении данных в реестр и выдаче свидетельства о государственной регистрации или другого документа либо соответствующей документальной записи (надписи).

Этот вид административного производства охватывает широкий круг общественных отношений, участниками которых, с одной стороны, являются органы исполнительной власти, специально на то уполномоченные должностные лица, а с другой стороны – граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, общественные объединения, предприятия, учреждения и иные юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.

Соответственно этому многообразию отношений строится и система нормативных правовых актов, регулирующих «регистрационные процессуальные правоотношения», а следовательно, и соответствующее административное производство.

К числу таких актов, например, относятся: Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации; федеральные законы: от 8.08.2001 года № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»1; от 11.07.2001 года № 95 № «О политических партиях»2; от 21.07.1997 года № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»3; от 15.11.1997 года № 143 «Об актах гражданского состояния»; Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»4; Приказ МВД РФ от 24.11.2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств»5.

Широкий спектр отношений, складывающихся в регистрационном производстве как элементе административно-процессуальной деятельности, обусловливает существование и ряда его разновидностей, которые при сохранении единства в своих главных и основных чертах, тем не менее, характеризуются и определенными особенностями, что находит свое отражение в действующем российском законодательстве, регулирующем регистрационные отношения.

В зависимости от объектов регистрации можно выделить такие виды регистрационного производства, как:

а) производство по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

б) производство по государственной регистрации общественных объединений;

в) производство по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

г) производство по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

д) производство по регистрации иностранных граждан в Российской Федерации;

е) производство по государственной регистрации транспортных средств;

ж) производство по государственной регистрации актов гражданского состояния.

Анализ действующего регистрационного законодательства свидетельствует о том, что органы исполнительной власти, в том числе и органы внутренних дел, реализуя свои задачи и функции, осуществляют различные виды регистрации, одни из которых носят процессуальный, а другие внепроцессуальный характер. При этом процессуальные производства в деятельности указанных органов направлены на реализацию материальных норм права и достижение юридического результата посредством принятия управленческого акта. Это означает, что с момента государственной регистрации субъект приобретает какие–либо права или на него возлагаются определенные обязанности. В то же время внепроцессуальные регистрационные процедуры направлены на обеспечение достижения целей управленческой деятельности. Примером таких процедур являются: процедуры по государственной регистрации оружия и патронов к нему; по государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации; по ведению реестра дисквалифицированных лиц.

В рамках данной лекции мы рассмотрим отдельные виды регистрационного производства, носящие процессуальный характер.

Добавить комментарий