Права и обязанности римского гражданина

Галлы превосходили нас силой, германцы ростом, испанцы храбростью, но мы, римляне, превосходили всех силой духа и выучкой, недоступной варварам… Флавий Вегеций Ренат, историк Рима

Содержание римского гражданства проявлялось в публичных правах и обязанностях (рис. 6.5).

Права. 1. Право присвоения имени. Полное имя римского гражданина состояло из пяти частей: имени, найме-

Рис. 6.5. Публичные права и обязанности римских граждан

нования семьи или рода, имени отца в родительном падеже, наименования трибы, в которой голосует, прозвища. Например, полное имя Цицерона (Марка Тулия) — Маркус Туллиус (род) Маркифилиус (сын Марка) Корнелиана (триба) Цицеро (прозвище). Гай Октавий, приняв усыновление Цезаря в 44 г. до н.э., стал именоваться Гай Юлий Цезарь Октавиан (суффикс «ан» указывает на то, что человек перешел в другой род, из рода Октавиев в род Юлиев). С 27 г. он добавил титул Август («божественный»), а слова «Император Цезарь» из титула превратил как бы в свое имя (стал называть себя Император Цезарь Август), хотя в историю вошел как Октавиан Август1. Женщины, не имея политических прав, не имели и официального имени, даже жены и дочери императоров. Они носили одно бытовое имя с присоединением в родительном падеже имени отца или мужа, под властью которого они находились, например: Валерия Мессалина, Агриппина Младшая (сестра Калигулы), Флавия Юлия и т.д.

  • 2. Право участия и право голоса в собраниях и ассоциациях. Полноправный римский гражданин считал своим долгом принимать участие в работе народных собраний и других ассоциаций свободных людей. Политическая деятельность граждан была формой выражения причастности к делам управления. Если же речь шла о серьезных вопросах, касающихся судьбы, карьеры римлянина, то, по традиции, требовался совет, согласие, одобрение, поддержка родных и близких родственников. В равной степени любая политическая акция должна была подвергаться апробации коллектива, заслужить общественное признание и одобрение.
  • 3. Активное и пассивное избирательное право (право избирать и быть избранным на государственные должности).
  • 4. Право обжалования решений должностных лиц. Основная гарантия прав личности римского гражданина заключалась в том, что он мог апеллировать к народному собранию на приказ магистрата, касающийся штрафа, телесных наказаний, на приговор суда.
  • 5. Право на охрану государством достоинства личности. Привилегией римского гражданина являлось законодательное обеспечение его личной и правовой безопасности. Право охраняло его честь и неприкосновенность. Тех, кто публично бранился, наказывали палками. Всякий, кто сочинил и распевал песню, которая наносила другому бесчестье и клевету, мог быть предан смертной казни.
  • 6. Право на свободное участие в праздниках, торжественных мероприятиях и др.

Никого не обижает тот, кто пользуется своим правом.

(Др. сен.)

Традиции, обычаи содержали общие для всех граждан нормы общественного поведения, так называемый комплекс добродетелей: храбрость в бою, выносливость, трудолюбие, суровое достоинство, непреклонная честность, верность долгу, клятве. Справедливость оценивалась выше мужества, придавала гражданину особое достоинство и уважение. Самым престижным считалось иметь знатное происхождение, честно нажитое богатство, прославиться на военном поприще, быть красноречивым, знатоком права, религии, дать хорошее воспитание детям. Воинская доблесть и успешная деятельность как магистрата составляли особый предмет гордости, основу социального статуса знаменитого римлянииа-гражданина.

Состав граждан был неоднороден, среди них имелись сословия и группы. Граждане, состоящие в сословии сенаторов, всадников, принадлежащие к военной знати, чиновничеству имели ряд преимуществ по сравнению с другими гражданами.

Наказание гражданина даже за тяжкие государственные преступления, включая измену, как правило, не влекло смертную казнь; в период республики виновному ломали руки, но не лишали жизни. Он мог избежать сурового приговора, отказавшись от нрав гражданина. Эти права, осуществляемые в период республики, при империи ограничивались.

Следует также заметить, что далеко не все римские граждане могли пользоваться провозглашенными в законах правами граждан, обеспечением защиты и другими процессуальными гарантиями.

Никто не обязан пользоваться своим правом.

(Др. сен.)

В законах было много исключений. Наибольшую возможность защиты своих прав по законам и обычаям имели богатые граждане, крупные землевладельцы, а не граждане, получавшие незначительные выплаты из казны. В конечном счете, правовое положение римского гражданина определялось в зависимости от его места в общественной структуре.

Гибель республики повлекла отмену большинства прав гражданина. В императорский период значительная часть людей, утратив свои земельные наделы, превратилась в праздных людей, которых государство взяло на содержание. Так, по закону 73 г. до н.э. каждый неимущий гражданин в Риме ежедневно получал полтора килограмма хлеба, позже императоры ввели выдачу масла и мяса, а иногда — денег. По завещанию Цезаря, четвертая часть его имущества была завещана римскому народу, так что пришлось выплатить каждому гражданину по 75 драхм.

В I—II вв. число иждивенцев государства доходило до 200 тыс. человек. «Хлеба и зрелищ!» — девиз этой толпы, проводящей свое время на площадях, в банях, цирках.

Усиление эксплуатации свободной бедноты, изменение состава плебса, включение в борьбу за власть новых слоев господствующего класса влияло на правовой статус римского гражданина и подданного империи.

Большое количество рабов ограничивало диапазон трудовой активности римского гражданина. Все это толкало его на путь поисков личной и общественной славы на поприще государственной и военной деятельности.

Права человека неотделимы от обязанностей, определенных повинностей. К публичным, по своему характеру, обязанностям относились:

  • 1) воинская и милицейская повинность;
  • 2) обязанность платить налоги и сборы на государственные нужды, нести повинности;
  • 3) обязанности подлежать цензу.

Воинская и милицейская повинность. Защита государства была священной обязанностью римского гражданина. Она была одной из основных во взаимоотношениях личности и государства.

В царский период важную роль играло ополчение, построенное на основе имущественных разрядов (пять разрядов), центурий, о которых шла речь выше. Каждый разряд отличался не только имущественным цензом, но и вооружением. Полным тяжелым вооружением обладал только первый класс (шлем, круглый щит, панцирь, меч, копье). Оружие других классов было более простым.

Напомним, что центурии были не только войсковыми, но и политическими единицами, так как народные собрания стали собираться по центуриям. Они играли важную роль в государственной жизни.

Во времена внутренней политической нестабильности армия выполняла милицейские функции.

Реализация воинской обязанности граждан Рима предусматривала организацию воинского учета, подготовку, поступление на воинскую службу и ее прохождение. Происходили постоянные учения, походные марши, земляные и строительные работы на военных объектах. Значительное внимание уделялось физической подготовке.

Граждане освобождались от военной службы только при наступлении предельного возраста, физической неспособности к несению службы. Освобождение допускалось при занятии некоторых должностей, принятии жреческого сана или на основании постановления сената в качестве награды. Были временные и бессрочные отсрочки. Солдаты приносили присягу (была присяга знамени, лагерная присяга), клятву (не убегать, не покидать воинских рядов).

С целью регулирования правоотношений, связанных с исполнением гражданами воинской повинности, воинские обязанности строго регламентировались. Так, например, нужно было непременно участвовать в военных походах, устанавливалось их количество для получения определенных льгот. Всякий гражданин, в зависимости от ценза, был обязан совершить десять военных походов (кампаний), находясь в коннице, или двадцать — в пехоте. Существовала ответственность за неявку на призыв: денежный шраф, телесное наказание, конфискация имущества, продажа в рабство.

Исполнение воинской обязанности обеспечивалось органами государственной власти. Армия становилась постоянной. Солдаты получали плату за службу, которая стала их профессией. В начале становления империи завершился процесс создания постоянного войска. Армия окончательно стала профессиональной благодаря закреплению принципа добровольности вступления в нее, продолжительным срокам службы и относительно высокому жалованию. Всячески насаждались и укреплялись воинские традиции и дисциплина. Отсюда широкая и детальная регламентация всех сторон быта, жизни и деятельности армии, приведшая к созданию особой отрасли римского публичного права — военого права. В Дигестах говорится об обязанностях воен- началышков: производить учения, делать ночные обходы, присутствовать при раздаче легионерам продовольствия, карать в пределах предоставленной компетенции преступные деяния, принимать жалобы легионеров, иметь надзор за больными.

Военная служба становилась особым видом государственной службы. Командование армией в период республики возлагалось сначала на консулов, а с образованием провинций — на наместников. Все главнокомандующие имели при себе квестора и несколько легатов, которым во время сражения могло быть поручено командование отдельными частями. В период империи верховное командование армией находилось в руках императора, которому был подчинен весь офицерский корпус римского войска. Высший и старший офицерский состав комплектовался из рядов сенаторского и всаднического сословий.

Лица, не являющиеся гражданами, имели другой статус. Во II в. до н.э. вооруженные силы Рима состояли из: 1) римских граждан, формировавшихся в легионы; 2) италийских союзников; 3) вспомогательных отрядов, укомплектованных из жителей вне италийских областей. К концу республики состав римского войска стал определяться двумя группами: римские граждане и наемники. В период империи воины преторианской гвардии рекрутировались исключительно из числа римских граждан-италиков и пользовались рядом привилегий (служили не 20, а 16 лет, имели жалование не 12, а 20 тыс. сестерций в год). Половину армии составляли вспомогательные войска, рекрутировавшиеся за счет провинциалов (галлов, германцев, фракийцев и др.). Впоследствии огромное постоянное войско состояло из безземельных слоев италийского населения. В период поздней империи в армии наблюдалось и такое явление, как «варваризация». В армию привлекаются отряды из «варваров» — соседних народов.

Устанавливалась правовая и социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы. Ветераны по выслуге лет имели право приобретать земельные участки. Их доходы состояли из жалования, наград, земельных наделов, они освобождались от повинности по сооружению кораблей. Легионеров запрещалось: пытать на допросах, в качестве наказания по суду отдавать их на бой с дикими зверями, сечь розгами, ссылать в рудники и присуждать к принудительным работам. К ним не мог применяться такой способ смертной казни, как повешение, считавшийся позорным.

Воинам, уходящим в отставку, выплата пенсии производилась из особой военной кассы, введенной в начальный период империи. Эта касса пополнялась за счет вновь введенного налога на наследство и налога на куплю-продажу.

Совокупность материальных благ составляла так называемое лагерное имущество (лагерный пекулий). Сюда входило имущество, подаренное родителями и родственниками или полученное по наследству от товарища, павшего на поле сражения. Каждый воин мог завещать лагерный пекулий по своему усмотрению. Установилось правило, по которому воин в походе мог завещать без каких-либо формальностей, назначить себе на время наследника.

Регламентировался вопрос об отставке. Существовали следующие виды отставки: почетная по выслуге полного срока службы; уважительная, когда военнослужащий объявлялся непригодным к службе вследствие болезни, и порочащая, когда лицо увольнялось за совершенное им преступление.

Налоги и сборы. В числе основных обязанностей были налоги и сборы. В принципе, все население римского государства, за исключением жителей города Рима, платило налоги. Это были не налоги в обычном смысле этого слова. Налог представлял собой обязательный безвозмездный взнос денежных средств органам государства. Податной единицей — caput — был определенный размер пашни и культурных насаждений.

В период республики римляне платили налоги как в денежной, так и в натуральной форме — продуктами за пользование общественной землей. Италийские общины обязаны были содержать на свой счет пехоту и конницу, выставляемые по требованию Рима. Для военных нужд римские граждане платили так называемый «трибут». Такой платеж мог рассматриваться как своего рода заем государства.

Налоги являлись инструментом государственного регулирования социально-экономической сферой жизни общества. В период империи наблюдается все более частое взыскание прямых налогов натурой, обязанность поставлять припасы, известь, дерево, овощи, вино.

Император Веспасиан в стремлении изобрести все новые источники налоговых поступлений установил налог с общественных отхожих мест. Когда его сын стал с неудовольствием говорить об этом, отец поднес к его носу горсть денег и спросил, пахнут ли они. Сын ответил отрицательно. «А ведь это деньги из уборной!» — сказал император.

Свидетельство Светония, римского историка

Налоги и сборы использовались в качестве источника формирования государственной казны. Провинциалы, по общему правилу, платили так называемый стипендиум — подать, налагаемую сенатом на всю провинцию. Они же платили декуму — поземельную подать в размере 1/10 части земельного продукта. Данный платеж можно рассматривать как арендную плату владельцев земли ее собственнику — Риму. В период поздней империи взимался поземельный денежный налог. Те, кто не платил поземельный налог, уплачивали личный налог.

Денежные налоги с крестьян, ремесленников дополнялись другими повинностями: строительством мостов, прокладкой и ремонтом дорог, строительством и ремонтом императорских дворцов. Особенно обременительна для населения была квартирная и постойная повинность, которая возникла еще в республиканский период. Иногда провинциальные правители требовали выкуп за освобождение от постоя чиновников и солдат.

Помимо прямых налогов практиковались и различные косвенные налоги, взимавшиеся с предметов потребления. В распоряжение казны поступало имущество осужденных.

Также существовали сборы. Под сбором обычно понимался платеж, вносимый за услуги, оказываемые государственными органами. Одним из видов сборов является государственная пошлина. К пошлинам, встречавшимся уже в период республики, надо отнести таможенные пошлины за провозимый из-за границы товар.

Граждане платили сборы в зависимости от размеров получаемых доходов, наличия у них земли. Так, например, была пошлина за отпускаемых на волю рабов в размере 5% их стоимости. Сборами облагалось и наследство.

Уплата налогов и осуществление сборов обеспечивались государственными органами. Специального аппарата для взимания налогов римское государство не имело. Налоги взимались посредством откупной системы, суть которой состояла в том, что так называемые откупщики (публиканы), объединенные товариществом, заранее вносили в казну определенную сумму денег, а затем взыскивали ее с населения. За уклонение от налогов плательщики несли ответственность.

К публичным, по своему характеру, обязанностям относилась и обязанность подлежать цензу, т.е. исчислению имущества и доходов (уклонение от ценза преследовалось в уголовном порядке).

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Что представляла собой римская община в древнейший период? Как она управлялась?
  • 2. Кто такие патриции и плебеи? Почему плебеи сначала не входили в римскую общину?
  • 3. Какие категории населения относились к свободным гражданам, а какие — к зависимым?
  • 4. Какие особенные черты были присущи царской власти в Риме? Можно ли царскую власть в Риме считать монархией?
  • 5. Когда и при каких условиях в древнем Риме установилась республика?
  • 6. Охарактеризуйте государственные органы римской республики (сенат, центуриатные, трибутные и куриатные собрания).
  • 7. Каковы были функции ординарных (обычных) и экстраординарных (чрезвычайных) магистратур?
  • 8. Чем можно объяснить переход от республики к империи? Объясните, чем отличается имперская форма правления от республиканской.
  • 9. Назовите основные государственные должности в Риме.
  • 10. Почему имперская форма правления давала возможность проявления деспотизма и беззакония?
  • 11. Было ли установление военной диктатуры единственно возможной формой существования Римского государства?
  • 12. Перечислите основные причины гибели Западной Римской империи.
  • 13. Какие факторы, по вашему мнению, сыграли решающую роль в упадке Рима?
  • 14. Какие можно отметить черты римской государственности, ее достижения и уроки?
  • 15. Определите понятие и содержание римского гражданства.
  • 16. Как приобреталось и прекращалось римское гражданство?
  • 17. Какие были ограничения у римских граждан?
  • 18. Какие были публичные права римских граждан?
  • 19. Охарактеризуйте активное и пассивное избирательное право римских граждан.
  • 20. Дайте характеристику воинской обязанности граждан.
  • 21. Как защищались законные права военнослужащих в Риме?
  • 22. Какие налоги платили граждане и все население Рима?
  • 23. Как осуществлялся сбор налогов?
  • 24. Какие натуральные повинности несли граждане Рима?
  • 25. Как использовались налоги и сборы в регулировании социально-экономической жизни римского общества?

1. Латинами первоначально назывались жители Лациума, получившие латинское гражданство до середины III в. н. э. (это latini vctcrcs, древние латины). Затем так же стали, называть членов колоний, образованных Латинским Союзом, и колоний, устроенных Римом на завоеванных территориях (latini coloniarii). После союзнической войны (90—89 гг. до н. э.) ius Latii право латинского гражданства стали понимать как технический термин, обозначавший определенную категорию правоспособности. Такая правоспособность предоставлялась («жаловалась») отдельным лицам и целым областям.

Правовое положение latini veteres не отличалось (в области имущественного права) от положения римских граждан; ius conubii они имели только в тех случаях, когда это право было специально предоставлено. С 268 г. до н. э. права латинского гражданства в этом виде уже не предоставлялись. Latini coloniarii не имели ius conubii (см. выше, § 2, п. 2), ius commercii, а также способность вести гражданский процесс (ius legisactionis), эта категория латинов в большинстве случаев не имела права составлять завещание latini coloniarii.

Латинам была открыта возможность легко приобретать права римского гражданства. Первоначально для этого было достаточно переселиться на постоянное жительство в Рим. Но так как подобные переселения сильно сокращали население латинских городов, то с начала II в. до и. э. было установлено требование, чтобы при такого рода переселении латин оставлял в родном городе мужское потомство. После союзнической войны в I в. до н. э. все латины, жившие в Италии, получили права римского гражданства.

Latini coloniarii получали права римского гражданства разными способами; в частности, римское гражданство приобреталось ими в том случае, если они в родном городе прослужили в должности магистрата; в некоторых латинских городах римское гражданство получали также латины, исполнявшие обязанности декуриона (члена муниципального сената).

2. Перегринами назывались чужеземцы как не состоявшие в подданстве Рима, так и римские подданные, но не получившие ни римской, ни латинской правоспособности. Такие «чужаки» в древнейшую эпоху считались бесправными. С развитием хозяйственной жизни это бесправие стало нетерпимым, и перегрины были признаны правоспособными по системе ius gentium (см. выше, разд. 1, § 1, п. 5).

В начале III в. Каракалла предоставил права римского гражданства всем подданным Римского государства.

Правовое положение рабов

1. С самых древних времен, к которым относятся наши сведения о Римском государстве, и вплоть до конца его существования римское общество было рабовладельческим; деление на рабовладельцев и рабов было первым делением на классы.

Социальное положение рабов было неодинаковым на разных этапах римской истории. В древнейшую эпоху рабы в каждой отдельной семье были немногочисленны; они жили и работали совместно со своим хозяином и его подвластными и по бытовым условиям не очень резко отличались от них. По мере завоеваний число рабов сильно увеличилось, и рабство стало «основой всего производства». Они стали жить отдельно от своих господ; не только исчезла прежняя патриархальность отношений, но осуществлялась беспощадная эксплуатация рабов. Раб исполняет огромную изнурительную работу, а содержится в самых тяжелых условиях; несколько сноснее были условия жизни рабов, принадлежавших самому государству. Произвол и эксплуатация со стороны рабовладельцев толкали рабов на восстания.

2. Правовое положение рабов определялось тем, что раб — не субъект права; он — одна из категорий наиболее необходимых в хозяйстве вещей, так называемых res maneipi, «наряду со скотом или как привесок к земле».

Власть рабовладельца над рабом беспредельна; она является полным произволом; господин может раба продать, даже убить. Раб не может вступить в брак, признаваемый законом; союз раба и рабыни (contubernium) — отношение чисто фактическое.

3. Пекулий. Если тем не менее кое-какие проблески признания личности раба имели место, то это происходило в интересах самого рабовладельца, имело целью расширить и углубить эксплуатацию рабов.

На этой почве сложился институт рабского пекулия. Термином «пекулий», происходящим, вероятно, от слова ресив, скот, называлось имущество, выделяемое из общего имущества рабовладельца в управление раба (этот институт практиковался и в отношении подвластных детей, см. ниже, разд. IV, § 4).

Управлять имуществом невозможно без совершения различных сделок (купли-продажи, найма и др.). Поэтому, не признавая раба правоспособным лицом, признали, однако, юридическую силу за совершаемыми им сделками, разумеется, в таких пределах, какие соответствовали положению пекулия как формы эксплуатации. Именно рабы, имеющие пекулий, признавались способными обязываться, но приобретать права для себя не могли; все их приобретения автоматически поступали в имущество господина. Впрочем, раб мог приобрести право требования, но без права на иск, «натурально» (см. ниже, разд. VI, гл. 1, § 2). Реализация такого права была возможна только в случае отпущения раба на свободу, т.е. если я уплачу рабу после его освобождения, это — законный платеж.

Таким образом, предоставление рабу пекулия и признание в известной мере юридической силы за действиями раба позволяли рабовладельцу шире эксплуатировать раба не только для выполнения различных физических работ, по и для совершения через его посредство юридических действий, а это было важно для рабовладельцев по мере развития рабовладельческого способа производства и роста товарно-денежных отношений.

Разумеется, такое примитивное построение, что по сделкам раба права приобретаются господином, а обязанности ложатся на раба (с которого ввиду его неправоспособности получить нельзя), не могло сохраниться с развитием торговли с усложнением хозяйственной жизни. Желающих вступать в сделки с рабами при полной безответственности по этим сделкам самого рабовладельца нашлось бы немного. Правильно понятый интерес рабовладельца требовал, чтобы третьи лица, с которыми вступал в деловые отношения раб, могли рассчитывать па возможность осуществления своих прав по сделкам с рабами. Поэтому претор ввел ряд исков, которые давались как дополнительные (к неснабженному иском обязательству самого раба) против рабовладельца.

Факты выделения имущества в самостоятельное управление раба стали с развитием хозяйственной жизни расценивать как согласие домовладыки нести в пределах пекулия ответственность по обязательствам, которые принимались рабом в связи с пекулием. Таким образом, если сделка совершена рабом на почве управления выделенным ему пекулием, рабовладелец отвечал перед контрагентом раба по actio de peculio, в пределах пекулия (если раб, имея пекулий в сумме 500, купил что-то на 700, к его господину продавец мог предъявить этот иск только в сумме 500). Впрочем, если господин получил по сделке раба увеличение имущества, так называемое обогащение, в большей сумме, он отвечал в пределах обогащения (по уже по другому иску: actio de in rem verso, буквально — «иск о поступившем в имущество»).

Если господин назначил раба приказчиком (institor) в своем торговом предприятии или вообще приставил его к такому делу, с которым неизбежно связано совершение сделок, рабовладелец отвечает по сделкам, относящимся согласно общепринятым взглядам к кругу деятельности данного приказчика и т.п. Например, если раб-приказчик закупил товар для предприятия и не расплатился за него, господин несет ответственность по actio institoria, в размере стоимости товара; но если раб по просьбе покупателя принял от него вещи на хранение, господин по этой сделке, как не относящейся к сфере полномочий приказчика, не отвечает (если раб был поставлен шкипером на корабле, иск назывался actio excrcitoria).

Наконец, если господин просто уполномочил раба на совершение той или иной сделки (т.е. дал распоряжение, iussus), контрагент раба получал против господина actio quod iussu. Если раб совершит правонарушение (например, уничтожит или повредит чужие вещи), к рабовладельцу потерпевший мог предъявить actio noxalis (noxa — вред). В этом случае рабовладелец был обязан или возместить причиненный вред, или выдать виновного раба потерпевшему для отработки суммы причиненного вреда.

  • 4. Рабство устанавливалось следующими способами:
    • (1) Рождением от матери-рабыни (хотя бы отцом ребенка было свободное лицо; наоборот, если отец — раб, а мать — свободная, ребенок признавался свободным).
    • (2) Взятием в плен или просто захватом лица, не принадлежащего к государству, связанному с Римом договором.
    • (3) Продажей в рабство (в древнейшую эпоху).
    • (4) Лишением свободы в связи с присуждением к смертной казни или к работам в рудниках (присужденный к смертной казни рассматривался как раб).

Прекращается рабство манумиссией (отпущением па свободу).

В некоторых случаях раб, отпущенный на свободу, возвращался обратно в состояние рабства (например, вследствие проявления грубой неблагодарности в отношении лица, отпустившего раба на свободу).

Приобретение римского гражданства

Римское гражданство приобреталось:

  • путем рождения от римских граждан;
  • вследствие усыновления римским гражданином иностранца;
  • в результате освобождения из рабства;
  • путем предоставления римского гражданства отдельным лицам, общинам, городам или провинциям.

Лица, рожденные от римских граждан, относились к категории свободнорожденных римских граждан. То есть ребенок получал римское гражданство, если он был рожден в браке между римскими гражданами либо рожден вне брака римлянкой. Здесь действовало правило «ребенок, рожденный в браке, следовал состоянию отца, а вне брака — состоянию матери». Однако с I в. н. э. наметился отход от последнего правила. Было установлено, что ребенок, рожденный вне брака римской гражданкой, не признавался римским гражданином, если его отцом был неримлянин.

Свободнорожденные римские граждане обладали полной правоспособностью.

Иностранцы, усыновленные полноправными римскими гражданами в соответствии со специально закрепленной в частном праве процедурой, приобретали полную правоспособность. По своему правовому положению они приравнивались к свободнорожденным римским гражданам.

Лица, освобожденные на волю из рабства — вольноотпущенники, были ограничены в области частного права, и их правовое положение отличалось от положения свободнорожденных римских граждан.

В силу непосредственных предписаний публичного права римское гражданство могло быть предоставлено:

  1. отдельным лицам за личные заслуги перед римским народом;
  2. жителям отдельных общин, городов, провинций;
  3. представителям отдельных сословий.

Ограничения правового положения римских граждан

В силу различных оснований граждане Рима могли быть в полном объеме или частично лишены правоспособности и ограничены в правах.

Полное или ограниченное лишение правоспособности римских граждан могло иметь место:

  • вследствие естественной смерти гражданина;
  • при утрате отдельных статусов (статуса свободы, статуса гражданства или семейного статуса) лица как необходимых условий правоспособности;
  • при умалении гражданской чести;
  • по другим основаниям.

Естественная смерть прекращала все права умершего и открывала наследство. Однако с момента открытия наследства до его принятия допускалась фикция, что правоспособность умершего продолжается до тех пор, пока не определены наследники и они не получили наследство.

Римское право различало три степени утраты правоспособности:

  1. максимальную (capitis deminutio maxima);
  2. среднюю (capitis deminutio mediae);
  3. минимальную (capitis deminutio minima).

Максимальная утрата правоспособности имела место при утрате состояния свободы. С потерей статуса свободы лицо теряло состояние гражданства и семейное состояние. Это влекло полную потерю правоспособности. Обстоятельствами, влекущими максимальную утрату правоспособности, являлись: пленение римлянина врагом, продажа римлянина в рабство, осуждение римлянина к смертной казни или на пожизненную работу в рудниках. Если взятый в плен возвращался в Рим, он вновь приобретал все права римского гражданина. В том случае, если он умирал в плену, по закону Корнелия все его имущество переходило наследникам. В случаях продажи гражданина в рабство, осуждения к смертной казни или на работу в рудниках восстановление правоспособности не предусматривалось.

Средняя утрата правоспособности влекла за собой потерю состояния гражданства и семейного состояния. При этом сохранялся статус свободы. Основаниями, влекущими данную степень утраты правоспособности, являлись переселение римского гражданина в латинскую или перегринскую общину, присуждение к изгнанию из Рима (например, за переход к врагу) или к ссылке. Лица, утратившие статус гражданства, переходили в сферу действия права народов. Однако в последующем допускалось восстановление римского гражданства, если потеря его не была связана с осуждением.

Минимальная утрата правоспособности наступала при утрате семейного состояния (например, при вступлении женщины в брак, в результате чего она переходила под власть мужа).

Наряду с capitis deminutio римское право ограничивало права лиц, чье поведение по общему мнению или согласно правовым нормам признавалось недопустимым. Это так называемое умаление гражданской чести (бесчестье). Формами умаления гражданской чести являлись: intestabilitas, infamia, turpitude.

Подробнее

Intestabilitas осуществлялась, когда участники или свидетели каких-либо сделок отказывались позднее подтвердить совершенные сделки. Таким лицам запрещалось выступать в качестве свидетелей, прибегать к помощи свидетелей, завещать имущество.

Infamia имела место:

  • при осуждении за некоторые правонарушения, связанные с бесчестным поведением (ложным банкротством, недобросовестным опекунством и пр.);
  • в результате осуждения по некоторым искам, предполагающим исключительную честность (из договора поручения, товарищества и др.);
  • при нарушении норм брачно-семейного права (двоеженство, заключение брака вдовой ранее года после смерти мужа и т. п.).

Лица, признанные бесчестными по данным основаниям, не могли быть опекунами и представлять чьи-либо интересы в суде.
Turpitudo осуществлялась в случае аморального поведения лиц, осуждаемых обществом (занятие проституцией, актерским искусством и т. п.). Такие лица также претерпевали ограничения в области частного права.
Умаление гражданской чести наступало по решению судебных и других государственных органов. Оно могло быть пожизненным или временным. Решение о восстановлении правового положения лица, как правило, принимал орган, наложивший бесчестье. Восстановление могло быть осуществлено также верховной властью (например, императорской) от имени римского народа.

В одной из сетевых дискуссий на историческую тему недавно пошел спор вокруг понятия «римский гражданин». Как обнаружилось, многие вообще понятия не имеют, кого вообще в Древнем Риме считали гражданами. Впрочем, это еще полбеды. Когда разговор заходит о том, кто был «негражданами», то тут вообще «кто в лес, кто по дрова».

Самое частое заблуждение заключается в том, что мол в Риме были только свободные граждане и рабы. Действительно, нечто подобное наблюдалось после Эдикта Каракаллы 212 года н.э., когда римскими гражданами стали все свободные жители империи. Однако это было уже начало заката Римской державы, «золотой век» которой был уже позади.

Так вот, если мы возьмем условный «классический» Рим (примерно I-II века н.э.), особенно эпоху правления Пяти хороших императоров (Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий), то наблюдалось немалое разнообразие типов граждан и неграждан. Соответственно, различался уровень прав и обязанностей.

Римский гражданин

Со времен Республики в категорию полноправных граждан входили не только патриции (потомки основателей Рима), но и значительная часть плебеев, включая так называемых proletarius civis — бедняков, которые не имели ничего, кроме детей. Римский гражданин пользовался всеми правами, однако возможность занимать должности в аппарате управления и армии упиралась в имущественный ценз.

Латинский гражданин

Термин появился в поздней Республике. Латинские граждане пользовались всеми правами римских граждан кроме права голоса, занимать должности и служить в армии. Впрочем, в последнем случае часто делались исключения. В эту категорию относились жители присоединенных областей (изначально только Италии). Могли становиться полноценными римскими гражданами, иногда «оптом» (например, после Союзнической войны).

Перегрин

Свободный негражданин. Самая многочисленная категория населения Римской империи, куда входили жители завоеванных территорий, пользовавшихся внутренним самоуправлением. Например население греческих полисов. Могли пользоваться некоторыми опциями римского права, например при вступлении в брак и торговле. Но по отношению к гражданам были людьми второго сорта.

Дедитиций

Проживающий на территории римской провинции варвар, который подчиняется местной римской администрации. Никаких прав и свобод не имел, за исключением личной свободы. Не мог даже претендовать на гражданство. Также в эту категорию зачислялись жители завоеванных Римом территорий, которые восставали и оказывали долгое сопротивление римским войскам.

Впрочем, по мере нарастания энтропии в Римской империи правовые барьеры становились все более проницаемыми. Например, варвары (дедитиции по статусу) начинали служить в легионах и делали подчас головокружительную карьеру. Например, Максимин I — первый «солдатский император» и первый варвар на римском престоле. По происхождению — фракиец, как и Спартак, предводитель самого мощного в истории Рима восстания рабов.

Рабы

Самая бесправная категория населения Древнего Рима. Долгое время вообще никаких прав не имели. При императоре Антонине Пие получили, можно так сказать, право на жизнь. Однако раб мог получить свободу и стать вольноотпущенником. А вольноотпущенники римских граждан, особенно патрициев, нередко сами автоматом получали римское гражданство.

«Вишенка на торте»

А как же, спросите вы, женщины? А никак! В Древнем Риме они не входили ни в одну из правовых категорий (рабынь мы в счет не берем). Даже дочь или жена полноценного римского гражданина обладала крайне узким набором прав. Например, право собственности. Однако женщины не могли лично представлять свои интересы в суде, подавать иски, обжаловать решения. Не говоря уже о праве голоса и занятия должностей.

Впрочем, не обходилось без исключений. Еще в эпоху классической Республики во времена войны с Ганнибалом римский Сенат издал эдикт об изъятии у женщин золотых и серебряных украшений. Указ вполне справедливый и обоснованный: римляне терпели от Карфагена поражение за поражением, и судьба Вечного города буквально висела на волоске. Поэтому даже к таким непопулярным мерам относились с пониманием.

Когда же Ганнибал был разбит в битве при Заме и война закончилась, то Сенат вовсе не спешил отменять потерявший актуальность эдикт. Более того, «ревнители древнего благочестия» вроде Катона Старшего настаивали на полезности указа в мирное время. Мол, он способствует укреплению нравственности и традиционных ценностей. А все эти дорогие побрякушки только провоцируют разврат и прочие непотребства.

В один прекрасный день женщины Рима собрались на «митинг» на Форуме и потребовали отмены эдикта. А пока этого не будет сделано — не видать мужикам плотской любви от слова совсем. Можно было, конечно, пойти в публичный дом для удовлетворения соответствующих потребностей. Однако наследников тоже иметь хочется. Да и многие римляне с римлянками тоже любили.

Римский Сенат немного помялся, однако дамы оказались непреклонными. В итоге скандальный указ был отменен. В дальнейшем женщины играли все более важную роль в истории Рима. Например, обе жены триумвира Марка Антония: римлянка Фульфия и египетская царица Клеопатра, которые едва не погубили Рим в ходе гражданских войн и междоусобиц.

В имперское время женщины уже могли становиться регентшами и соправителями. Например, Юлия Мамея, мать императора Александра Севера. Если говорить о Восточной Римской империи, которую сейчас принято называть Византией, то жена Юстиниана I Феодора в VI веке вообще настояла на коронации себя как «соимператора» и подписывала государственные указы.

P.S. Некоторые историки считают Юлию Мамею первой христианкой в правящей элите Рима. Однако все свидетельства на этот счет — сугубо косвенные и не очевидные.

Добавить комментарий