Согласно сухому энциклопедическому языку, Земской собор – это центральное сословно-представительское учреждение России в середине 16—17 вв. Многие историки считают, земские соборы и сословно – представительные учреждения других стран есть явления одного порядка, подчиняющиеся общим закономерностям исторического развития, хотя в каждой стране были свои специфические черты. Параллели просматриваются в деятельности английского парламента, генеральных штатах во Франции и Нидерландах, рейхстаге и ландтагах Германии, скандинавских рикстагах, сеймов в Польше и Чехии. Зарубежные современники отмечали сходство в деятельности соборов и своих парламентов.
Необходимо отметить, что сам термин «Земский собор» — это позднейшее изобретение историков. Современники называли их «собор» (наряду с другими видами собраний) «совет», «земский совет». Слово «земский» в данном случае означает государственный, общественный.
Первый собор был созван в 1549 г. На нём был принят Судебник Ивана Грозного, утверждённый в 1551 году Стоглавым собором. Судебник содержит 100 статей и имеет общую прогосударственную направленность, ликвидирует судебные привилегии удельных князей и усиливает роль центральных государственных судебных органов.
Каков был состав соборов? Этот вопрос подробно рассмотрен историком В.О. Ключевским в работе «Состав представительства на земских соборах древней Руси», где он анализирует состав соборов на основе представительства 1566 г. и 1598 г. От собора 1566 г., посвящённого Ливонской войне (собор выступил за её продолжение) сохранилась приговорная грамота, полный протокол с поименным перечнем всех чинов собора, общим количеством в 374 человека. Членов собора можно разделить на 4 группы:
1. Духовные лица — 32 человека.
В неё входили архиепископ, епископы, архимандриты, игумены и монастырские старцы.
2. Бояре и государевы люди – 62 человек.
Состояла из бояр, окольничьих, государевых дьяков и других высших чиновников общим количеством 29 человек. В эту же группу входило 33 простых дьяков и приказных людей. представителей – они были приглашены на собор в силу своего служебного положения.
3. Военно–служивые люди – 205 человек.
В неё входили 97 дворян первой статьи, 99 дворян и детей
боярских второй статьи, 3 торопецких и 6 луцких помещиков.
4. Купцы и промышленники – 75 человек.
Эта группа состояла из 12 купцов высшего разряда, 41 человека простых московских купцов — «торговых людей москвичей», как они названы в «соборной грамоте», и 22 представителей торгово-промышленного класса. От них правительство ожидало советов в улучшении системы сбора налогов, в деле ведения торгово-промышленных дел, где требовалась торговая опытность, некоторые технические знания, которыми не обладали приказные люди, коренные органы управления.
В 16 веке Земские соборы не были выборными. «Выбор как специальное полномочие на отдельный случай тогда не признавался необходимым условием представительства, — писал Ключевский. — Столичный дворянин из переяславских или юрьевских помещиков являлся на собор представителем переяславских или юрьевских дворян потому, что он был головой переяславской или юрьевской сотни, а головой он становился потому, что был столичный дворянин; столичным же дворянином он становился потому, что был одним из лучших переяславских или юрьевских служилых людей ‘по отечеству и по службе’”.
С начала XVII в. ситуация изменилась. При смене династий новые монархи (Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Романов) нуждались в признании своего царского титула со стороны населения, что сделало сословное представительство более необходимым. Это обстоятельство способствовало некоторому расширению социального состава «выборных». В том же столетии изменился принцип формирования «Государева Двора», и дворяне стали избираться от уездов. Российское общество, предоставленное в Смуту самому себе, «поневоле приучалось действовать самостоятельно и сознательно, и в нем начала зарождаться мысль, что оно, это общество, народ, не политическая случайность, как привыкли чувствовать себя московские люди, не пришельцы, не временные обыватели в чьем-то государстве… Рядом с государевой волей, а иногда и на ее месте теперь не раз становилась другая политическая сила — воля народа, выражавшаяся в приговорах Земского Собора», — писал Ключевский.
Содержание
Какова же была процедура выборов?
Созыв собора осуществлялся призывной грамотой, послышавшейся от царя известным лицам и местностям. В грамоте содержались вопросы повестки дня, количество выборных. Если количество не было определено, это решало само население. В призывных грамотах четко оговаривалось, что избранию подлежат «лучшие люди», «добрые и смышленые люди», которым «Государевы и земския дела за обычай», «с которыми можно бы было говорить», «которые-б умели разсказать обиды и насильства и раззорения и чем Московскому государству полниться» и «устроить бы Московское государство, чтоб все пришли в достоинство» и т. п.
Стоит обратить внимание, что требований к имущественному положению кандидатов не предъявлялось. В данном аспекте единственным ограничением было то, что в проходивших по сословиям выборах могли участвовать лишь те, кто платил налоги в казну, а также люди, несшие службу.
Как уже отмечалось выше, иногда количество выборных людей, которое необходимо отправить на собор, определяло само население. Как отмечает А.А. Рожнов в статье «Земские соборы Московской Руси: правовая характеристика и значение», подобное равнодушное отношение правительства к количественным показателям народного представительства не было случайным. Напротив, оно очевидно вытекало из самой задачи последнего, заключавшейся в том, чтобы донести позицию населения до Верховной власти, дать ему возможность быть услышанным ею. Поэтому определяющим являлось не число лиц, входивших в состав Собора, а степень отражения ими интересов народа.
Города вместе со своими уездами составляли избирательные округа. По завершении выборов составлялся протокол собрания, который заверялся всеми участвовавшими в выборах. По окончании выборов составлялся «выбор за руками» – избирательный протокол, скреплявшийся подписями избирателей и подтверждавший годность избранников к «Государеву и земскому делу». После этого выборные лица с «отпиской» воеводы и «выборным списком за руками» отправлялись в Москву в Разрядный приказ, где дьяки удостоверялись в правильности проведения выборов.
Депутаты получали от избирателей наказы, в основном устные, и по возвращении из столицы должны были отчитаться о проделанной работе. Известны случаи, когда поверенные, не сумевшие добиться удовлетворения всех ходатайств местных жителей, просили правительство выдать им специальные «береженые» грамоты, которые бы гарантировали им защиту от «всякого дурна» со стороны недовольных избирателей:
«велено их, выборных людей, в городах воеводам от городских людей ото всяково дурна оберегати для того, что у твоего государева у соборного Уложения по челобитью земских людей не против всех статей твой госадурев указ ученен»
Работа делегатов на Земском соборе осуществлялась преимущественно безвозмездно, на «общественных началах». Избиратели обеспечивали выборных только «запасом», то есть оплачивали их проезд и проживание в Москве. Государство же лишь изредка по просьбам самих народных избранников «жаловало» их за несение депутатской повинности.
Вопросы, решаемые Соборами.
1. Избрание царя.
Собор 1584 г. Избрание Федора Иоанновича.
По духовной 1572 г. царь Иван Грозный назначил своим преемником старшего сына Ивана. Но смерть наследника от руки отца в 1581 г. упразднила это завещательное распоряжение, а нового завещания царь не успел составить. Так второй его сын Федор, став старшим, остался без юридического титула, без акта, который давал бы ему право на престол. Этот недостающий акт и создан был земским собором.
Собор 1589 г. Избрание Бориса Годунова.
Царь Федор умер 6 января 1598 года. Древнюю корону — шапку Мономаха — надел на себя Борис Годунов, одержавший победу в борьбе за власть. Среди современников п потомков многие сочли его узурпатором. Но такой взгляд был основательно поколеблен благодаря работам В. О. Ключевского. Известный русский историк утверждал, что Борис был избран правильным Земским собором, то есть включавшим представителей дворянства, духовенства и верхов посадского населения. Мнение Ключевского поддержал С. Ф. Платонов. Воцарение Годунова, писал он, не было следствием интриги, ибо Земский собор выбрал его вполне сознательно и лучше нас знал, за что выбирал.
Собор 1610 г. Избрание польского короля Владислава.
Командир польских войск, продвигавшихся с запада к Москве, гетман Жолкевский, потребовал от «семибоярщины» подтверждения договора тушинской Боярской думы с Сигизмундом III и признания королевича Владислава московским царем. «Семибоярщина» не пользовалась авторитетом и приняла ультиматум Жолкевского. Она объявила, что Владислав перейдет в православие после получения русской короны. Для того чтобы придать избранию Владислава на царство видимость законности, наскоро собралось подобие Земского собора. То есть Собор 1610 г. нельзя назвать полноценным легитимным Земским собором. В этом случае интересно то, что Собор в глазах тогдашнего боярства являлся необходимым инструментом для легитимизации Владислава на русском престоле.
Собор 1613 г. Избрание Михаила Романова.
После изгнания поляков из Москвы встал вопрос о избрании нового царя. Из Москвы во многие города России были разосланы грамоты от имени освободителей Москвы — Пожарского и Трубецкого. Дошли сведения о документах, отправленных в Соль Вычегодскую, Псков, Новгород, Углич. Эти грамоты, датированные серединой ноября 1612 года предписывали прибыть в Москву представителям каждого города до 6 декабря 1612 года. В результате того, что часть кандидатов задержалась с приездом, собор начал свою работу на месяц позже — 6 января 1613 г. Численность участников собора оценивается от 700 до 1500 человек. Среди кандидатов на престол были представители таких знатных родов, как Голицыны, Мстиславские, Куракины и др. Свои кандидатуры выставляли и сами Пожарский и Трубецкой. В результате выборов победил Михаил Романов. Необходимо отметить, что в Соборе 1613 г. впервые в их истории принимали участие черносошные крестьяне.
Собор 1645 г. Утверждение на троне Алексея Михайловича
Новая царская династия на протяжении нескольких десятилетий не могла быть уверена в твердости своих позиций и на первых порах нуждалась в формальном согласии сословий. Как следствие этого в 1645 г., после смерти Михаила Романова, был созван очередной «избирательный» собор, утвердивший на троне его сына Алексея.
Собор 1682 г. Утверждение Петра Алексеевича.
Весной 1682 г. прошли два последних в истории России «избирательных» земских собора. На первом из них, 27 апреля, избрали царем Петра Алексеевича. На втором, 26 мая, царями стали оба младших сына Алексея Михайловича, Иван и Петр.
2. Вопросы войны и мира
В 1566 г. Иван Грозный собрал сословия, чтобы выяснить мнение «земли» о продолжении Ливонской войны. Значение этого совещания оттеняется тем, что собор работал параллельно с русско-литовскими переговорами. Сословия (и дворяне, и горожане) поддержали царя в намерении продолжить военные действия.
В 1621 г. был собран Собор по поводу нарушения Речью Посполитой Деулинского перемирия 1618 г. В 1637, 1639, 1642 гг. сословные представительства собирались в связи с осложнением отношений России с Крымским ханством и Турцией, после захвата донскими казаками турецкой крепости Азов.
В феврале 1651 г. состоялся Земский собор, участники которого единодушно высказались за поддержку восстания украинского народа против Речи Посполитой, однако конкретной помощи тогда оказано не было. 1 октября 1653 г. Земский собор принял историческое решение о воссоединении Украины с Россией.
3. Финансовые вопросы
В 1614, 1616, 1617, 1618, 1632 гг. и позднее земские соборы определяли размеры дополнительных сборов с населения, решали вопрос о принципиальной возможности таких сборов. Соборы 1614-1618 гг. принимали решения о «пятинах» (сборе пятой части доходов) на содержание служилых людей. После этого по стране разъезжались «пятинщики» — чиновники, собиравшие подать, используя текст соборного «приговора» (решения) в качестве документа.
4. Вопросы внутренней политики
Самый первый Земской собор, о котором мы уже писали, был посвящён как раз внутренним вопросам — принятию судебника Ивана Грозного. Земский собор 1619 г. решал вопросы, связанные с восстановлением страны после Смуты и определением направления внутренней политики в новой ситуации. Собор 1648 — 1649 гг., вызванный массовыми городскими восстаниями, решал вопросы взаимоотношений помещиков и крестьян, определил юридический статус поместий и вотчин, укрепил позиции самодержавия и новой династии в России, повлиял на решение ряда других вопросов.
На следующий год после принятия Соборного Уложения в очередной раз собор был созван для прекращения восстаний в Новгороде и Пскове, подавить которые силой не представлялось возможным, тем более что восставшие сохранили принципиальную лояльность монарху, то есть не отказывались признавать его власть. Последний «земский совет», касавшийся вопросов внутренней политики, был созван в 1681-1682 гг. Он был посвящен проведению очередных преобразований в России. Наиболее важным из результатов было «соборное деяние» об отмене местничества, давшее принципиальную возможность повысить эффективность административного аппарата в России.
Продолжительность собора
Совещания членов собора продолжались неодинаковое время: одни группы выборных совещались (например, на соборе 1642 г.) несколько дней, другие – несколько недель. Продолжительность же деятельности самих сборов, как учреждений, тоже была неодинаковой: вопросы решались то в несколько часов (например, собор 1645 г., присягнувший новому царю Алексею), то в течение нескольких месяцев (соборы 1648 – 1649, 1653 гг.). В 1610—1613 гг. Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти (и законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики и действует почти непрерывно.
Завершение истории соборов
В 1684 году состоялся созыв и роспуск последнего земского собора в российской истории.
Он решал вопрос о вечном мире с Польшей. После этого Земские соборы больше не собирались, что стало неизбежным результатом проводимых Петром I реформ всего общественного устройства России и укрепления абсолютной монархии.
Значение соборов
С юридической точки зрения власть царя всегда была абсолютной, и слушаться земских соборов он был не обязан. Соборы служили правительству прекрасным средством узнать настроение страны, получить сведения, в каком состоянии находится государство, может ли оно нести новые налоги, вести войну, какие существуют злоупотребления, и как их искоренить. Но соборы наиболее важны были для правительства тем, что оно пользовалось их авторитетом для проведения таких мер, которые при иных обстоятельствах вызвали бы неудовольствие, а то и даже сопротивление. Без нравственной поддержки соборов нельзя было бы собирать в течение многих лет те многочисленные новые налоги, которыми обкладывалось при Михаиле население для покрытия неотложных государственных расходов. Если собор, или вся земля, постановила, то тогда уже нечего делать: волей неволей приходится сверх меры раскошеливаться, а то и даже отдавать последнее сбережение. Необходимо отметить качественное отличие земских соборов от европейских парламентов – на соборах не было парламентской войны группировок. В отличие от аналогичных западноевропейских институтов русские Соборы, обладая реальной политической силой, не противопоставляли себя Верховной власти и не ослабляли ее, вымогая себе права и льготы, а напротив, служили упрочению и укреплению Русского царства.
Приложение. Список всех соборов
1549 г. февраля 27-28. О примирении с боярами, о наместничьем суде, о судебной и земской реформе, о составлении Судебника.
1551 г. с февраля 23 по мая 11. О церковных и государственных реформах. Составление «Соборного уложения» (Стоглава).
1565 г. января 3. О посланиях Ивана Грозного из Александровой слободы в Москву с извещением, что вследствие «изменных дел» он «оставил свое государьство».
1566 г. с июня 28 по июля 2. О продолжении войны с Польско-Литовским государством.
1580 г. не позднее января 15. О церковном и монастырском землевладении.
1580 г. ноября или декабря. О продолжении войны или о мире со Стефаном Баторием.
1584 г. между марта 18 и мая 31. Об избрании на царство Федора Ивановича.
1584 г. не позднее июля 20. Об отмене церковных и монастырских тарханов.
1591 г. января 1. Об условиях заключения перемирия с Польско-Литовским государством.
1598 г. с февраля 17 по марта 9. Об избрании на царство Бориса Годунова.
1598 г. апреля 20. О походе в Серпухов для отпора войскам крымского хана Казы-Гирея.
1604 г. мая 15. О разрыве с крымским ханом Казы-Гиреем и организации похода против его войск.
1606 г. мая 19. Об избрании на престол царя Василия Ивановича Шуйского.
1607 г. февраля 3-20. Об освобождении населения от присяги Лжедмитрию I и о прощении клятвопреступления в отношении Бориса Годунова.
1610 г. не позднее января 18. Об отправке посольства из Тушина под Смоленск от имени земского собора для переговоров с королем Сигизмундом III о земских делах.
1610 г. февраля 14. Ответный акт от имени короля Сигизмунда III, адресованный земскому собору.
1610 г. июля 17. О лишении престола царя Василия Шуйского и о передаче государства до избрания царя под власть боярского правительства («семибоярщины») во главе с боярином кн. Ф.И. Мстиславским.
1610 г. августа 17. Приговорная запись от имени земского собора с гетманом Жолкевским о признании русским царем польского королевича Владислава.
1611 г. не позднее марта 4 (или с конца марта) по вторую половину года. Деятельность «совета всея земли» при первом ополчении.
1611 г. июня 30. «Приговор» (учредительный акт) «всей земли» о государственном устройстве и политических порядках.
1611 г. декабря по начало 1613 г. Деятельность «совета всея земли» при втором ополчении.
1612 г. октября 26. Акт признания польскими интервентами и находившимися с ними в осаде в Москве членами боярской думы суверенитета земского собора.
1613 г. не позднее января по май. Об избрании на царство Михаила Федоровича Романова.
1613 г. до мая 24. О посылке по городам сборщиков денег и запасов.
1614 г. до марта 18. О пресечении движения Заруцкого и казаков.
1614 г. до апреля 6. О взыскании пятинных денег.
1614 г. сентября 1. О посылке посольства к восставшим казакам с увещанием покориться правительству.
1615 г. до апреля 29. О взыскании пятинных денег.
1616 г. между февраля 22 и марта 18. О взыскании пятинных денег.
1616 г. сентября 11-12. Об условиях мира со Швецией.
1616 г. декабря 15. Об условиях мира со Швецией.
1617 г. до июня 8. О взыскании пятинных денег.
1618 г. до апреля 11. О взыскании пятинных денег.
1618 г. сентября 9. Об обороне Москвы от нашествия войск королевича Владислава.
1619 г. июня 22-24. О поставлении Филарета Никитича Романова патриархом.
1619 г. между июня 24 и июля 3. О ликвидации «разорения» и «устроении» земли.
1621 г. октября 12. О войне с Польшей.
1622 г. между февраля 11 и марта 14. О войне с Польшей.
1632 г. ноября 11. О сборе запросных и пятинных денег.
1634 г. января 28-29. О сборе запросных и пятинных денег.
Между 1636 г. декабря 25 и 1637 г. февраля 20. Точных сведений нет.
1637 г. около сентября 24-28. О нападении крымского царевича Сафат-Гирея и сборе даточных и денег на жалованье ратным людям.
1639 г. июля 7, 19, 26. О насилиях крымцев над русскими посланниками.
1642 г. с января 3 по января не ранее 17. Обращение к русскому правительству донских казаков по поводу принятия Азова в состав Русского государства.
1645 г. между июля 12 и сентября 28. Об избрании на царство Алексея Михайловича.
1648 г. между июня 10 и июля 16. О составлении Уложения и избрании для этого нового собора.
Между 1648 г. сентября 1 и 1649 г. января 29. Деятельность «уложенного» собора.
1650 г. июля 4. О народном движении во Пскове.
1650 г. июля 26. О народном движении во Пскове.
1650 г. октября 8. О народном движении во Пскове.
1651 г. февраля 28. О русско-польских отношениях и о готовности Богдана Хмельницкого перейти в подданство России.
1653 г. мая 25, июня 5(?), июня 20-22(?), октября 1. О войне с Польшей и о присоединении Украины.
Между 1681 г. ноября 24 и 1682 г. мая 6. Собор государевых ратных и земских дел (о военных, финансовых и земских реформах).
1682 г. января 12. «Соборное деяние» об отмене местничества.
1682 г. апреля 27. Об избрании на царство Петра Алексеевича.
1682 г. мая 23, 26, 29. Об избрании на царство Иоанна и Петра Алексеевичей, а верховной правительницей царевны Софьи.
1683 г. декабря 18, 1684 марта 8. Созыв и роспуск собора о вечном мире с Польшей.
Всего получается 57 соборов. Надо думать, что в действительности их было больше, и не только потому, что многие источники не дошли до нас или пока неизвестны, но и потому, что в предложенном списке деятельность некоторых соборов (при первом, втором ополчениях) пришлось указывать в целом, в то время как, вероятно, созывалось не одно совещание, и было бы важно отметить каждое из них. источник
Актуальные проблемы, решаемые на земских соборах
В учебнике «История государственного управления в России» под редакцией А. Н. Марковой земские соборы XVI — XVII в.в. названы принципиально новым органом государственного управления. Собор действовал в тесной связи с царской властью и Думой. Собор, как представительный орган был двухпалатным. В верхнюю палату входил царь, Боярская дума и освященный собор, которые не избирались, а участвовали в соответствии с занимаемым положением. Члены нижней палаты были выборными. Вопросы обсуждались по сословиям (по палатам). Каждое сословие подавало сове письменное мнение, а потом в результате их обобщения составлялся соборный приговор, принимаемый всем составом собора.
Соборы собирались на красной площади, в Патриарших палатах или в Успенском соборе Кремля, позже — в Золотой палате или Столовой избе.
Земские соборы возглавлял царь и митрополит. Роль царя на соборе была активной, он ставил перед собором вопросы, принимал челобитные, выслушивал челобитчиков, практически осуществлял все руководство соборного действия.
В источниках того времени есть сведения, что на некоторых соборах царь обращался и к челобитчикам за пределами палат, в которых проводилось совещание по сословиям, то есть не к членам собора. Есть также сведения, что на некоторых соборах царь в ходе очень острых ситуаций обращался к мнению людей на площади, примыкающей к дворцовым палатам.
Открывался собор традиционным молебном, возможно, в некоторых случаях крестным ходом. Это было традиционное церковное торжество, сопровождавшее важнейшие политические события. Заседания собора продолжались от одного дня и до нескольких месяцев в зависимости от обстоятельств. Так. Стоглавый собор проходил с 23 февраля по 11 мая 1551 г., Собор примирения проходил 27-28 февраля 1549 г., земский собор о походе в Серпухов для отпора войскам крымского хана Казы-Гирея проходил 20 апреля 1598 г. в течение одного дня.
Не существовала никакого закона и никаких традиций о периодичности созыва соборов. Их созывали в зависимости от обстоятельств внутри государства и внешнеполитических условий. В соответствии с источниками в некоторые периоды соборы собирались ежегодно, а подчас бывали перерывы в несколько лет.
Приведем для примера вопросы внутренних дел, рассматривавшиеся на соборах:
— 1580 г. — О церковном и монастырском землевладении;
— 1607 г. — Об освобождении населения от присяги Лжедмитрию 1, о прощении клятвопреступлений в отношении Бориса Годунова;
— 1611 г. — Приговор (учредительный акт) «всей земли» о государственном устройстве и политических порядках;
— 1613 г. — О посылке по городам сборщиков денег и запасов;
Примером того, как царю и правительству пришлось прибегнуть к помощи земского собора в результате тяжелой внутренней смуты, является период 1648 — 1650 г.г., когда вспыхнули восстания в Москве и Пскове. Эти факты проливают свет на влияние волнений в деле созыва земских соборов.
Московское народное восстание началось 1 июня 1648 г. с попыток подачи челобитной царю, возвращавшемуся богомолья из Троицко-Сергиевского монастыря. Суть жалоб состояла в изобличении «неправды и насилия, какие над ними (челобитчиками) учиняются». Но надежды на мирный разбор и удовлетворение жалоб не оправдались. 2 июня, после новых бесплодных попыток вручить челобитную царю во время крестного хода народ прорвался в Кремль, громили дворцы бояр. Для данной темы интересно содержание одной из челобитных, от 2 июня 1648 г. царю Алексею Михайловичу, дошедшей до нас в шведском переводе. Челобитная составлена «от всяких чинов людей и всего простого народа». В тексте есть обращение к царю «выслушать нашу и московского простого дворянства, городовых служивых людей, больших и меньших чинов в Москве жалобу». Этот перечень чинов воспроизводит обычный состав земского собора. По содержанию — это петиция, главным образом, служилых людей, говорящих от имени всего населения Московского государства, проникнутая идеями возмущения 1648г. В ней подданные взывают в последний раз к чувству чести и страха молодого царя, угрожая ему за допускаемые в стране насилия и грабежи божьей карой и карой народного возмущения.
Для данной темы представляют интерес позитивные предложения челобитной, касающиеся реорганизации государственного аппарата. Особое внимание челобитная уделяет обоснованию судебной реформы. К царю обращаются следующие слова: «Ты должен … повелеть всех неправедных судей искоренить, неразумных сместить и на их место выбрать справедливых людей, которые бы за свой суд и за службу перед богом и перед твоим царским величеством отвечать могли». Если царь не выполнит этот наказ, то он «должен указать всяким людям самим всех служащих и судей назначить своими собственными средствами, и для того людей выбирать, которые бы их по старине и по правде ведать могли и от сильных (людей) насилия оберегать».
Для понимания характера деятельности соборов можно привести краткую характеристику войскового собора января 1550 г. Иван Грозный собрал войско во Владимире, направлявшееся в поход под Казань.
По данным документа, называющегося Хронографом, Иван IV прослушав молебен и обедню в Успенском соборе, обратился в присутствии митрополита Макария с речью к боярам, воеводам, княжатам, детям боярским, дворовым и городовым Московской и Нижегородской земель с призывом отказаться от местнических счетов на царской службе во время похода. Речь имела успех и воины заявили «Твое царское наказание и повеление службе восприемлем; как ты государь повелишь, так и делаем».
С речью выступил и митрополит Макарий. Этот собор освятил готовность земли идти на Казань.
Большой исторический интерес представляет собор 1653 г., на котором обсуждался вопрос о принятии Украины в русское подданство по просьбе украинских представителей. Источники свидетельствуют, что обсуждение этого вопроса было долгое, опросили людей «всех чинов». Приняли во внимание и мнение «площадных людей» (очевидно, не участников собора, а тех, кто был на площади, пока шли заседания собора).
В результате была высказано единодушное положительное мнение в присоединении Украины к России. В Грамоте о присоединении выражено удовлетворение добровольным характером этого присоединения со стороны украинцев.
Некоторые историки собор 1653 г. о принятии Украины в русское государство считают практически последним собором, дальше соборная деятельность была уже не так актуальна и переживала процесс отмирания.
Для полной характеристики содержания деятельности соборов и их влияния на общественно-политическую жизнь страны, на историю России, рассмотрим для примера деятельность трех соборов: Стоглавого собора, Собора, принявшего решение об опричнине и Уложенного собора.
Большинство специалистов считает, что Стоглавый собор нельзя исключать из соборной системы XVI — XVII в.в. Черепнин Л. В., М. 1968, Земские соборы русского государства, стр. 84, хотя и подчеркивают, что это был церковный собор. Однако в общую соборную систему он должен быть включен по трем причинам:
1) он был созван по инициативе царя;
2) на нем присутствовали светские представители от Боярской думы;
3) принятый на соборе сборник решений в определенной мере касался и мирян.
Собор заседал в Москве в январе-феврале 1551 г., окончательное завершение работ относится к маю 1551 г. Свое название он получил от сборника соборных решений, поделенного на сто глав — «Стоглав». Инициатива правительства в созыве собора была обусловлена стремлением поддержать церковь в борьбе с антифеодальными еретическим движениями и одновременно подчинить церковь светской власти.
Стоглавый собор провозгласил неприкосновенность церковных имуществ и исключительную подсудность духовных лиц церковному суду. По требованию церковных иерархов правительство отменило подсудность духовных лиц царю. В обмен на это члены Стоглавого собора пошли на уступки правительству в ряде других вопросов. В частности, монастырям запрещалось основывать новые слободы в городах.
Решениями собора были унифицированы церковные обряды и пошлины по всей территории России, регламентированы нормы внутрицерковной жизни с целью повышения морального и образовательного уровня духовенства и правильного исполнения им своих обязанностей. Предусматривалось создание училищ для подготовки священников. Был установлен контроль церковных властей над деятельностью книжных писцов и иконописцев и др. На протяжении второй половины XVI и в XVII в.в. вплоть до Соборного Уложения «Стоглав был не только кодексом правовых норм внутренней жизни духовного сословия, но и его взаимоотношений с обществом и государством.
Значительную роль в укреплении абсолютной монархии сыграл собор 1565 г. В начале 60-х годов XVI в. Иван IV стремился к активному продолжению Ливонской войны, но натолкнулся на оппозицию некоторых лиц из своего окружения. Разрыв с Избранной Радой и опалы на княжат и бояр 1560—1564 г.г. вызвали недовольство феодальной знати, руководителей приказов и высшей феодальной знати, руководителей приказов и высшего духовенства. Некоторые феодалы, не соглашаясь с политикой царя, изменили ему и бежали за границу (А. М. Курбский и др.). В декабре 1564 г. Иван IV уехал в Александровскую слободу под Москвой и 3 января 1565 г. объявил об отречении от престола из-за «гнева» на духовенство, бояр, детей боярских и приказных людей. По инициативе сословий в этих условиях собрался земский собор в Александровской слободе. сословия были обеспокоены судьбой трона. Представители собора заявили о своей приверженности монархии. что же касается гостей, купцов и «всех граждан Москвы», то они, помимо заявлений монархического характера, проявили антибоярские настроения. Они били челом, чтобы царь «их на расхищение волкам не давал, наипаче же от рук сильных избавлял; а хто будет государьских лиходеев и изменников, и они за тех не стоят и сами тех потребляет». Черепнин Л. В., М. 1968, Земские соборы русского государства, стр. 104
Земский собор согласился на предоставление царю чрезвычайных полномочий, утвердил опричнину.
Уложенный собор — собор, принявший Соборное Уложение 1649 г. — кодекс законов Русского государства. Он проходил под непосредственным влиянием московского восстания 1648 г. Заседал он долго.
Составлением проекта занималась специальная комиссия во главе с боярином князем Н. И. Одоевским. Проект Уложения целиком и по частям обсуждали члены Земского собора посословно («по палатам»). Напечатанный текст был разослан в приказы и на места.
Источниками Соборного Уложения были:
— Судебник 1550 г. (Стоглав)
— Указные книги Поместного, Земского, Разбойного и других приказов
— Коллективные челобитные московских и провинциальных дворян, посадских людей
— Кормчая книга (византийское право)
— Литовский статус 1588 г. и др. Большая Советская энциклопедия. Том 24, стр. 9
Была сделана попытка впервые создать свод всех действующих правовых норм, включая судебники и Новоуказанные статьи. Материал был сведен в 25 глав и 967 статей. В Уложении намечается разделение норм по отраслям и институтам. Уже после 1649 г. в корпус правовых норм уложения вошли новоуказанные статьи о «разбоях и душегубстве» (1669 г.) о поместьях и вотчинах (1677 г.), о торговле (1653 г. и 1677 г.).
В Соборном Уложении определялся статус главы государства — царя, самодержавного и наследственного монарха. Утверждение (избрание) его на Земском Соборе не колебало установленных принципов, напротив — обосновывало, легитировало их. Даже преступный умысел (не говоря о действиях), направленный против персоны монарха жестоко наказывался.
Уложение содержало комплекс норм, регулировавших важнейшие отрасли государственного управления.
Система преступлений по Соборному Уложению выглядела следующим образом:
1. Преступления против церкви: богохульство, совращение православного в иную веру, прерывание хода литургии в храме.
2. Государственные преступления: любые действия (и даже умысел), направленные против личности государя, его семьи, бунт, заговор, измена. По этим преступлениям ответственность несли не только лица, их совершившие, но и их родственники и близкие.
3. Преступления против порядка управления: злостная неявка ответчика в суд и сопротивление приставу, изготовление фальшивых грамот, актов и печатей, самовольный выезд за границу, фальшивомонетничество, содержание без разрешения питейных заведений и самогоноварение, принесение в суде ложной присяги, дача ложных свидетельских показаний, «ябедничество» или ложное обвинение.
4. Преступления против благочиния: содержание притонов, укрывательство беглых, незаконная продажа имущества (краденного, чужого), недозволенная запись в заклад (к боярину, в монастырь, к помещику), обложение пошлинами освобожденных от них лиц.
Должностные преступления: лихоимство (взяточничество), неправомерные поборы, неправосудие (заведомо несправедливое решение дела из корысти или неприязни), подлоги по службе, воинские преступления (нанесение ущерба частным лицам, мародерство, побег из части).
5. Преступления против личности: убийство, разделявшееся на простое и квалифицированное, нанесение увечья, побои, оскорбление чети. Вовсе не наказывалось убийство изменника или вора на месте преступления.
6. Имущественные преступления: татьба простая и квалифицированная (церковная, на службе, конокрадство, кража овощей из огорода, рыбы из садков), разбой и грабеж, мошенничество, поджог, насильственное завладение чужим имуществом, порча чужого имущества.
7. Преступления против нравственности: непочитание детьми родителей, отказ содержать престарелых родителей, сводничество, половая связь господина с рабой.
В главе Уложения «Суд о крестьянах» собраны статьи, которыми окончательно оформлялось крепостное право — устанавливалась вечная потомственная зависимость крестьян, отменялись «Урочные лета» для сыска беглых крестьян, за укрывательство беглых устанавливался высокий штраф.
Принятие Соборного Уложения 1649 г. явилось важной вехой в развитии абсолютной монархии и крепостного строя. Соборное Уложение 1649 г. — это свод феодального права.
В Соборном Уложении впервые в светской кодификации предусмотрена ответственность за церковные преступления. Принятие на себя государством дел, ранее относившихся к церковной юрисдикции, означало ограничение власти церкви.
Всеобъемлющий характер и соответствие историческим условиям обеспечивало Соборному Уложению долговечность, оно сохранило свое значение закона России вплоть до первой половины XIX в.
Таким образом историю земских соборов можно разделить на 6 периодов:
Время Ивана Грозного (с 1549 года). Соборы, созываемые царской властью, уже сложились. Известен и собор, собранный по инициативе сословий (1565 год).
Со смерти Ивана Грозного до падения Шуйского (с 1584 до 1610 года). Это время, когда складывались предпосылки гражданской войны и иностранной интервенции, начинался кризис самодержавия. Соборы выполняли функцию избрания на царство, причем иногда становились орудием враждебных России сил.
1610 — 1613 гг. Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти (и законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики. Это время, когда земский собор играл наиболее крупную и наиболее прогрессивную роль в общественной жизни.
1613 — 1622 гг. Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Через них проходит вопросов текущей действительности. Правительство стремится опереться на них при проведении финансовых мероприятий (сбор пятинных денег), при восстановлении подорванного хозяйства, ликвидации последствий интервенции и предотвращении новой агрессии со стороны Польши.
С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года.
1632 — 1653 гг. Соборы собираются сравнительно редко, но по большим вопросам политики — внутренней (составление Уложения, восстание в Пскове) и внешней (русско — польские, и русско — крымские отношения, присоединение Украины, вопрос об Азове). В этот период активизируются выступления сословных групп, предъявляющих требования правительству, помимо соборов, также через челобитные.
После 1653 г. до 1684г. Время затухания соборов (небольшой взлет был в 80-х годах).
Таким образом, деятельность земских соборов была важной составной частью функционирования государственной власти, опорой власти на господствующие социальные силы в период становления абсолютной монархии.
ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ — институт общегосударственного сословного представительства при монархе с законосовещательными функциями в Русском государстве в середине XVI-XVII веках.
В период с 17(27).07.1610 года по 21.02(03.03).1613 года, в отсутствие легитимного и общепризнанного государя, — законодательный и высший исполнительный орган. Созывались нерегулярно, по инициативе царя, в отдельных случаях — патриарха и Боярской думы или сословий. Заседания Земских соборов проходили в основном в Московском Кремле. Число Земских соборов (традиционно исследователи насчитывают более 50), характер представительства, процедура выборов депутатов, состав и круг разбиравшихся на них проблем (за исключением ряда важнейших вопросов внешней и внутренней политики) остаются в науке дискуссионными. В источниках именовались «соборами», «советами», «советами всей земли» (т. е. совокупности правоспособных сословий и сословных групп), «земскими советами». Термин «Земский собор» введён в историографию в середине XIX века; в частности, он использовался в полемике К. С. Аксакова и С. М. Соловьёва.
Предпосылки для появления Земских соборов создавались по мере: формирования единой территории Русского государства в XV — первой половине XVI веков; складывания с конца XV века традиции совместных заседаний соборов церковных (регулярно собирались с середины XV века) с Боярской думой (становившейся в XVI веке представительным органом русской аристократии); возникновения практики совещаний монарха со своим двором и рядовыми детьми боярскими (октябрь 1445 года, май 1471 года и др.).
Ядром Земских соборов в подавляющем большинстве случаев являлись члены Освящённого собора, Боярской думы и Государева двора (в представлениях XVI-XVII веков они представляли «лучшую» часть общества и в этом смысле были как бы «выборными» от него). В соборах участвовали также представители торгово-ремесленного населения, прежде всего крупного купечества (гостей, гостиной сотни и суконной сотни), а также, как правило, посадского населения Москвы и уездного дворянства, в исключительных случаях — черносошных крестьян. С начала XVII века получил развитие принцип реального представительства городов (уездов) и реальной выборности депутатов Земских соборов от уездных корпораций дворянства, белого городского духовенства, тяглых горожан и др.
В соответствии с внутренними закономерностями становления и развития Земских соборов выделяются 4 периода их истории.
Первый период (конце 1540-х — конец 1590-х годов) приходится на царствования Ивана IV Васильевича Грозного и его сына Фёдора Ивановича. Большинство исследователей считают первым Земским собором т. н. Собор примирения (27-28.02.1549 года), на котором при участии монарха, митрополита и др. духовных лиц состоялось символическое примирение бояр и др. представителей власти, осуществлявших неправый суд и насилие в годы боярского правления 1530-1540-х годов, с рядовыми детьми боярскими. Были приняты решения о неподсудности детей боярских наместникам по большинству дел, о преобразовании органов суда и местного управления и о подготовке нового Судебника (смотрите Судебники XV-XVI веков). В Земском соборе, созванном 28.06.1566 года в Кремле по решению царя и приговору Боярской думы, участвовали, не считая представителей духовенства (более 30 человек), только представители земщины, притом лица, находившиеся в Москве (в ряде случаев депутаты, скорее всего, избирались из числа выборных дворян определённого уезда, бывших тогда в столице): около 270 членов Государева двора (с учётом думных лиц и приказных), свыше 70 представителей крупного купечества и торговых людей, 9 рядовых детей боярских западных уездов; всего свыше 370 человек.
Обсуждался вопрос о продолжении войны с Великим княжеством Литовским (ВКЛ) или о принятии условий примирения с ним. Руководствуясь различными мотивами, участники собора рекомендовали отвергнуть условия мира, предложенные литовской стороной, и при определённых условиях продолжить военные действия. Активизация общественно-политической жизни, связанная с Земским собором 1566 года, привела к подаче коллективной челобитной группы дворян об отмене опричнины (позднее инициаторы акции были казнены). Участники проходившего в условиях нараставшего хозяйственного и социального кризиса Земских соборов конца 1580 годов, на котором преобладали представители военно-служилых сословных групп, высказались за заключение мира с Речью Посполитой (заключён не был).
Некоторые учёные к Земским соборам относят состоявшиеся в Москве два сословных собрания начала января 1565 года (на одном присутствовали члены Освящённого собора, Боярской думы, Государева двора и приказные, на втором — крупные купцы и представители московского посадского населения), к участникам которых с различными посланиями обратился из Александровской слободы Иван IV по поводу введения опричнины. К особым формам Земских соборов относят войсковые собрания (соборы) в ходе казанских походов (1545-1552 годы) в январе 1550 года во Владимире (по вопросу о местничестве) и в начале июля 1552 года в Коломне (по поводу обеспечения участников похода на Казань); собрания представителей детей боярских южных уездов (главным образом пограничной службы), происходившие зимой 1571 года и в сентябре 1575 года под руководством авторитетных воевод и членов Боярской думы, на которых были разработаны меры по организации сторожевой службы, а также фактически фальсифицированные соборные разбирательства дел А. Ф. Адашева (1560 год) и митрополита Московского и всея Руси Филиппа (Колычева) (1568 год).
Второй период существования Земских соборов (конец 1590-х — начало 1620-х годов) совпал с системным кризисом общества и государства (события Смутного времени) и первыми шагами по его преодолению. Прекращение династии московских Рюриковичей (1598 год) объективно расширило права и сферу деятельности Земских соборов, одновременно обострив политическую борьбу при созыве Земских соборов и во время их работы. В 1605-1622 годах Земские соборы созывались почти ежегодно, иногда длились 2-3 года (депутаты собирались на отдельные сессии по конкретным вопросам в 1610, 1613, 1618 годах).
Расширилось сословное представительство Земских соборов за счёт депутатов от промежуточных военно-служилых сословных групп (в т. ч. иноэтнических), а в трёх случаях (при создании Земского правительства в 1612 году, на Земских соборах 1613 и 1616 годов) — за счёт выборных от черносошных крестьян. Наряду со статусным представительством на Земских соборах (в сочетании с частичной выборностью) в городах (уездах) получил развитие (особенно с 1610 года) принцип прямых выборов от местных сословных групп. Земские соборы стали правомочным органом избрания нового монарха (в представлениях эпохи только через правильно сформированный Земский собор мог проявиться Божий выбор). От имени Земских соборах велись переговоры с др. государствами и предварительно заключались акты о будущем государственного устройстве Русского государства (в 1610, 1611 Земских соборах), так что они приобрели законодательные прерогативы и функции верховной исполнительной власти.
На ряде Земских соборах избирались правители государства или Земское правительство. На Земских соборах 1598 года, созванном по инициативе патриарха Иова, присутствовали около 600 депутатов, преобладали представители Государева двора по статусу (включая выборных дворян 21 города), первые позиции занимали лица думных и московских чинов, а также члены Освящённого собора, гости участвовали персонально (сообразно своему статусу), остальных торговых и посадских людей из Москвы представляли старосты и сотские. На нём 17(27) февраля царём избран Борис Фёдорович Годунов, а 9(19) марта приняты решения о принесении ему присяги и о времени венчания его на царство; в апреле Земский собор объявил поход-смотр всей армии в Серпухове. На соборе 19(29).05.1606 года царём был избран Василий Иванович Шуйский, среди участников Земского собора преобладали его сторонники, находившиеся тогда в столице. В августе1610 года от имени Земского собора заключён предварительный договор с гетманом С. Жолкевским об условиях избрания польского королевича Владислава (будущего польского короля Владислава IV) русским царём и о будущем государственном устройстве Русского государства.
При Первом ополчении 1611 года собрался Земский собор («Совет всей земли») неполного состава (отсутствовали духовные чины, представители посадских людей, а преобладали представители уездных детей боярских и казачьих отрядов), сформировавший Земское правительство. Земский собор Второго ополчения 1611-1612 годов окончательно оформился во время его пребывания в Ярославле весной 1612 года: присутствовали почти все сословные группы, включая представителей духовенства, некоторых членов Боярской думы, немалое число лиц из московских чинов Государева двора, рядовых детей боярских, казаков, представителей служилых татар (князей и мурз), а также депутатов от целого ряда городов (в т. ч. крестьян). К лету 1612 года власть сформированного этим Земским собором. Земского правительства распространилась на б. ч. страны, и именно оно определило условия и сроки выборов депутатов на избирательный Земский собор.
Третий период деятельности Земских соборов (начало 1630-х — середины 1650-х годов) также характеризовался острыми внутриполитическим и внешнеполитическим кризисами, во время которых правительство регулярно обращалось к сословиям за поддержкой своих действий и за «советами». Одновременно в 1630-1640-е годы нарастала социально-политическая активность уездных детей боярских и торгово-ремесленных слоёв городов. Они подавали коллективные челобитные грамоты во время Земских соборов или до их начала. Соборы в ноябре 1632 года и январе 1634 года, проходившие в годы русско-польской войны 1632-1634 годов, одобрили дополнительные сборы экстраординарных налогов.
В 1637–42 З. с. собирались неоднократно в связи с резким обострением отношений Рус. гос-ва с Крымским ханством и Османской империей. На З. с. 1639 депутаты подавали подписанные ими по куриям мнения по поводу выплат Крымскому ханству и мер по организации обороны юж. уездов. Наиболее представительным стал З. с. в янв. 1642, в котором, помимо Освящённого собора, думных лиц, представителей моск. чинов Государева двора, крупных купцов и посадских людей Москвы, участвовали 115 выборных дворян и детей боярских от 42 городов. На этом З. с. отклонена возможность включения Азова в состав Рус. гос-ва в связи с его захватом донскими казаками и «Азовским сидением» 1637–42; кроме того, в ходе З. с. были поданы жалобы на тяжесть налогов и служб, предложения о переменах в судебной сфере, обвинения в адрес бояр и моск. приказных, местной воеводской администрации, поданные рядом уездных корпораций дворян и купцами. Это отразило крепнувшее в условиях кризиса «единачество» уездного дворянства и купечества, нарастание противостояния между ними, с одной стороны, и властью, аристократич. элитой, приказной верхушкой, – с другой.
Проведения реформ суда, налогообложения, управления в столице и на местах, созыва З. с. потребовали и участники Соляного бунта 1648 в Москве. З. с. с участием выборных, заседавший ок. 16(26).7.1648, подтвердил необходимость создания Уложения, созыва для этого нового З. с. (выборы начались ещё с конца июля и сопровождались в ряде случаев острой политич. борьбой, а в др. случаях – пассивностью выборщиков). Одновременно по указу царя Алексея Михайловича в соответствии с приговором Освящённого собора и Боярской думы был образован особый приказ во главе с кн. Н. И. Одоевским для составления Уложения. В З. с., проходившем в окт. 1648 – февр. 1649, участвовали ок. 350 чел. от 116 городов – 14 иерархов и духовных лиц, 34 чел. от Боярской думы и моск. чинов Государева двора, 178 – от уездных дворян и детей боярских, 15 чел. – от стрельцов, 3 гостя и 12 выборных – от торгово-ремесленного населения Москвы, 89 чел. – от др. городов и посадов. На З. с. после детального и последовательного обсуждения в двух палатах был принят текст Соборного уложения 1649, удовлетворивший ряд кардинальных материальных требований уездного дворянства и посадского населения. Заседания З. с. посвящались также рассмотрению коллективных и групповых челобитных, не связанных прямо с текстом Соборного уложения. Работа на этом З. с. рассматривалась как «государева служба» («повинность») и одновременно как факт представительства депутатами местных интересов перед государем. Длительность и интенсивность заседаний «компенсировались» денежным жалованьем и разл. льготами.
К авторитету З. с. правительство вновь вынудило обратиться Псковское восстание 1650. На первом заседании 4(14).7.1650 была зачитана речь царя Алексея Михайловича, в которой политика по отношению к псковичам характеризовалась как «милостивая», а восстание – как гос. измена, на втором заседании 26 июля (5 авг.) в присутствии царя говорилось о новых «винах» псковичей, воен. мерах правительства и незначит. смягчении требований к повстанцам. Собор сформировал и направил в Псков делегацию из 15 чел., которой удалось в конце августа склонить псковичей к покорности и принесению присяги. На новом З. с. (или 3-м заседании предыдущего собора) 8(18).10.1650 была зачитана правительств. декларация о принесении псковичами царю «повинной челобитной», его прощении и «милости».
На соборах 1653 (не менее двух) рассматривалась просьба гетмана Б. М. Хмельницкого и казацкой старшины о принятии в рус. подданство Украины. Участвовали депутаты не менее чем от 55 городов, а также Освящённый собор, представители думных чинов, моск. чинов Государева двора, гостей и посадских людей. На осн. заседании 25 мая (4 июня) была зачитана декларация правительства, в которой акцентировались польские «неправды» в отношении Украины, новые «неисправления» короля Речи Посполитой по отношению к Рус. гос-ву (в т. ч. враждебные междунар. акции), говорилось об общности судеб Украины и России (отсутствие мира у Б. М. Хмельницкого с Яном II Казимиром признавалось поводом к разрыву мирных отношений Рус. гос-ва с Речью Посполитой). В обсуждение этих вопросов оказались вовлечёнными не только депутаты З. с., но и «площадные люди». Приговор З. с. был единодушным – принять в подданство Украину и объявить войну Речи Посполитой. Окончательно принятие и оформление акта – приговора о принятии Украины в подданство произошло на втором З. с. 1(11).10.1653. В документ, помимо собственно «приговора» думных чинов, вошли ещё два текста, содержавшие мнения остальных депутатов: военно-служилые лица обязались безупречной воен. службой, а купцы и ремесленники приняли на себя финансовую поддержку грядущей войны. Тогда же З. с. выделил посольскую делегацию на Украину для приведения её жителей к присяге.
Защита интересов сословных групп уездного дворянства и торгово-ремесленного населения, помимо участия в З. с., выразилась также в подаче коллективных челобитных с социальными и материальными требованиями (1635, 1637, 1639, 1641, 1642 и др.).
В четвёртый период существования З. с. (1660–80-е гг.) их деятельность затухала, но при этом приобретала и новые черты. Оживление в деятельности З. с. пришлось на кризисные годы (кон. 1670-х – нач. 1680-х гг.), особенно оно отмечалось при попытках введения значит. новаций в гос. управлении. В «общем согласном совете» в «царских палатах» 12(22).1.1682 участвовало св. 170 чел.: царь, Освящённый собор (12 чел.), думные чины (98 чел.), комнатные стольники (23 чел.) и 39 выборных (среди них было только 4 городовых дворянина; все остальные представляли моск. чины Государева двора). Было принято «Соборное деяние» об отмене местничества . Современники оценивали как «соборную» деятельность комиссий «ратных» и «земских» дел (февр. – март 1682). После смерти царя Фёдора Алексеевича по инициативе патриарха Иоакима на собрании находившихся в Кремле лиц, представлявших гл. обр. Боярскую думу, моск. чины Государева двора и других (среди них преобладали сторонники Нарышкиных), царём 27.4(7.5).1682 был провозглашён Пётр I. Под давлением стрельцов на таких же заседаниях 26 мая (5 июня) первым («старшим») царём провозглашён Иван V Алексеевич, вторым («младшим») – Пётр I, а 29 мая (8 июня) регентшей при них объявлена царевна Софья Алексеевна. Во всех этих случаях современники предпочитали говорить о царском избрании на соборе. Указ о созыве последнего собрания выборных депутатов от городовых дворян и детей боярских последовал 18(28).12.1683: из каждого города надлежало выбрать по 2 представителя (выборы прошли в 102 городах). Депутаты, которым предстояло рассмотреть вопрос о заключении вечного мира с Речью Посполитой, стали прибывать в Москву в янв. 1684. Но переговоры русского и польского посольств были прерваны, и 8(18).3.1684 был издан указ об отмене этого собора.
История З. с. с развивавшимся выборным началом, с менявшейся (расширявшейся, а потом сужавшейся) сословной структурой, с расширявшейся проблематикой обсуждений, с формировавшимися процедурами созыва и проведения заседаний позволяет определить Рус. гос-во сер. 16 – 17 вв. как монархию с сословным представительством. В условиях эволюции гос.-политич. строя России к самодержавию З. с. перестали созывать.