Права конституционного суда

конституционное право

Иванова И.А.

роль конституционного суда РФ в защите прав человека

Конституционный Суд Рф защищает основные права и свободы человека и гражданина, которые нарушаются органами власти при принятии нормативных актов, противоречащих основному закону страны. Принимая решения по конкретному делу, Конституционный Суд России выступает одновременно в роли правотворца, правоприменителя и субъекта толкования.

Характерным полномочием Конституционного Суда Рф в сфере защиты основных прав и свобод выступает рассмотрение дел о проверке конституционности законов, подлежащих применению или примененных в конкретных делах, по жалобам граждан. Думается, что необходимо закрепить в законодательстве правило, согласно которому физическим и юридическим лицам будет предоставлена возможность оспаривать в Конституционном Суде конституционность не только законов (как актов вышей юридической силы после Конституции), но и актов другого уровня, если они участвуют в первичном правовом регулировании отношений, когда они должны регулироваться законами (Указов Президента, распространяющих свое действие «впредь до принятия федерального закона»).

Компетенция судов общей юрисдикции по обращению с запросами в Конституционный Суд Рф должна получить необходимое согласование с процессуальными нормами гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Для чего в законодательстве нужно предусмотреть механизм, обеспечивающий соблюдение прав человека и гражданина в тех случаях, когда суд общей юрисдикции приостанавливает производство по делу и обращается с запросом в судебный орган конституционного контроля.

Защита конституционных прав и свобод граждан в Конституционном Суде России осуществляется при рассмотрении жалоб граждан и запросов судов, при реализации других его полномочий: рассмотрении дел о проверке конституционности нормативных договоров и нормативных правовых актов по запросам 14

органов государственной власти, разрешении споров о компетенции между ними, толковании основного закона РФ. Любое из этих полномочий характеризуется определенной спецификой и может быть использовано для предотвращения и устранения нарушений в сфере правового положения личности.

Юридическая природа и содержание деятельности Конституционного Суда России характеризуется особым статусом Суда как судебного органа конституционного контроля; характером конституционных нарушений; особенностями средств юридического воздействия, которые применяются Конституционным Судом для восстановления нарушенных прав граждан.

Правонарушения в конституционно-правовой сфере характеризуются особенностями объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон. Так, объект конституционного правонарушения — конституционный правопорядок как закрепленное нормами Основного Закона состояние наиболее важных общественных отношений, всесторонне характеризующих деятельность страны, и механизм взаимоотношений личности и государства. Субъектами конституционных нарушений являются высшие государственные органы и субъектов РФ, осуществляющие правовую регламентацию общественных отношений. Объективная сторона правонарушения заключается, прежде всего, в принятии государственными органами законодательства, нарушающего, прежде всего, конституционные права и свободы граждан.

Наиболее распространенными типами конституционных нарушений в сфере правового положения личности являются: конституционные нарушения в сфере гражданства; нарушения конституционных принципов правового статуса лица; нарушения порядка ограничения основных прав и свобод граждан; нарушения прав и свобод граждан вследствие неконституционного толкования законодательства правоприменительными органами; несоблюдение конституционных требований в отношении формы нормативного акта, регулирующего права и свободы человека и гражданина.

По вопросу субъективной стороны конституционных правонарушений, можно сказать, что она не имеет особого значения для принятия Конституционным Судом России окончательного решения по делу о проверке конституционности нормативного правового акта. Мотивы принятия нормативного акта, как правило, подлежат выяснению в ходе судебного разбирательства.

По вопросу специфики средств государственно-властного воздействия, применяемых Конституционным Судом для устранения нарушений основных прав и свобод граждан, они включают возможности применения санкций (аннулирования неконституционных правовых актов) и средства предупреждения конституционных нарушений, к которым, могут относиться: право законодательной инициативы, возможность Конституционного Суда России обращаться с посланиями к Федеральному Собранию.

Правом на обращение с жалобой в судебный орган конституционного контроля обладают граждане, их объединения, а также другие органы и лица, предусмотренные в федеральных законах (ст. 96). К их числу относятся: Генеральный

Прокурор и Уполномоченный по правам человека в Российской федерации. Конституционный Суд в ряде своих решений подтвердил право обращения с жалобами в судебный орган конституционного контроля коммерческих организаций, если данное обращение связано с защитой конституционных прав их учредителей или самих объединений.

Материально-правовым условием допустимости жалобы является то, что физические и юридические лица в Конституционном Суде могут оспаривать только положения законов, затрагивающие конституционные права и свободы граждан. Такими могут быть правила, определяющие сущность конституционного права или закрепляющие механизм его реализации.

Процессуально-правовым условием допустимости жалобы является возможность проверки конституционности лишь норм закона, которые были применены или подлежали применению в определенном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Российское законодательство не закрепляет исчерпывающих средств защиты прав и свобод граждан в качестве условий допустимости жалоб в Конституционный Суд России, что делает конституционное судопроизводство доступным для обращений граждан, но и создает благоприятные условия для огромного количества обращений. Однако в каждом конкретном случае Конституционный Суд, рассматривая соответствующую норму закона, учитывает специфику.

Обращения граждан подлежат обязательной регистрации и предварительно рассматриваются в секретариате Конституционного Суда. При несогласии с решением Секретариата по вопросу несоответствия жалобы требованиям закона гражданин вправе требовать рассмотрения вопроса Конституционным Судом, что дополнительно гарантирует реализацию права на обращение.

Правило ч. 3 ст. 42 Закона «О Конституционном Суде Российской федерации», закрепляющее право Суда обращаться к государственным органам и должностным лицам с запросом о приостановлении действия оспариваемого акта до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом, во многих случаях оказывается неэффективной, так как она не предусматривает юридической обязанности для этих органов. Необходимо закрепить, правомочие Конституционного Суда требовать приостановления действия оспариваемых нормативных правовых актов, подлежащее обязательному рассмотрению.

В ходе судебного разбирательства гражданину принадлежат процессуальные права: знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, задавать вопросы всем участникам процесса, пользоваться услугами адвоката; обратиться с заявлением об исправлении неточностей в судебном решении и с ходатайством его разъяснения.

Закон «О Конституционном Суде Российской федерации» устанавливает, что гражданин-заявитель и представители органов власти, обладают одинаковыми процессуальными возможностями.

Если Конституционный Суд признает тот или иной закон или его норму неконституционной, это влечет за собой утрату юридической силы соответ-

ствующей нормы. Решения судов, основанные на неконституционном акте, не подлежат исполнению. В соответствии с ч. 3 ст. 79 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» они должны быть пересмотрены «в установленных Федеральным законом случаях». Данное положение нуждается в конкретизации.

Когда Конституционный Суд признал закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции, данное дело подлежит пересмотру компетентным органом.

Правоприменительная практика показывает, что порядок пересмотра зависит от того, на какой стадии гражданского, уголовного или административного производства находится соответствующее дело. Действующее процессуальное законодательство во многих случаях не учитывает возможность признания закона, примененного или подлежащего применению в определенном деле неконституционным, что затрудняет исполнение решений Конституционного Суда, принятых в связи с жалобами граждан.

Важной задачей в сфере конституционного судопроизводства является разработка конкретного механизма конституционно-правовой ответственности органов государственной власти и должностных лиц, виновных в неисполнении решений Конституционного Суда. Для этого Конституционный Суд должен обладать правом на возбуждение особого исполнительного производства.

Основной закон РФ характеризует значимые направления развития и деятельности современной российской государственности. В связи с чем, необходимо продолжать совершенствовать судебные механизмы обеспечения и защиты прав человека.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ветрила Е.В. Полномочия защитника в уголовном процессе России // Лучшая научная статья 2016 сборник статей III Международного научно-практи-

ческого конкурса. Пенза, 2016. С. 88-91.

5. Дружинина А.В. Становление юридической клиники в вузах России // Юридическое образование и наука. 2011. № 4.

6. Иванова И.А. Адвокатура в системе защиты прав человека // Интернаука.

2015. № 5 (44).

7. Иванова И.А. Становление и развитие Российской адвокатуры в 19171991гг. // МЦНС Наука и просвещение. 2016. № 6.

8. Комкова Г.Н Система защиты прав человека в Российской федерации. Учебник. М.: Издательство «Проспект», 2017.

9. Лебедев В.М. Судебная власть в современной России. Проблемы становления и развития». Книга. СПб.: Издательство «Лань», 2001.

11. Сплавская Н.В., Кулешова Л.В. Мораль как регулятор поведения государственных (муниципальных) служащих // фундаментальные и прикладные науки сегодня: Материалы VII международной научно-практической конференции .

Главная

Вопросы и ответы

Карта сайта

О нас

Конституционный Суд РФ как орган по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина

Методический материал

Дата: 2019-08-12

Переход на главную

Конституционный Суд РФ как орган по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина

Конституционный Суд РФ, созданный еще в 1991 г., призван охранять Конституцию РФ, конституционные права и свободы граждан, обеспечивать их реальное исполнение. Порядок образования и деятельность Конституционного Суда РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 25-ФЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Конституционный Суд РФ не имеет системы нижестоящих судов, осуществляю­щих конституционное судопроизводство.

Однако в России, как в федеративном государстве, каждый субъект Федерации вправе создавать свои конституционные (в республиках РФ) или уставные (в краях, областях) суды для проверки соответствия норма­тивных актов субъектов РФ конституциям и уставам субъек­тов РФ.

Компетенция Конституционного Суда РФ включает в себя 4 конституционных полномочия:

1. проверка конституционных законов, нормативных правовых актов и договоров (нормоконтроль), которая осуществляется по трем видам запросов и жалоб – от органов власти, граждан и судов;

2. разрешение споров о компетенции;

3. толкование Конституции РФ;

4. предоставление заключения о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Целями Конституционного Суда РФ являются защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России.

Рассмотрение жалоб граждан — одно из приоритетных направлений в деятельности Конституционного Суда РФ (более 70% всех дел).

Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Феде­рации» установлен следующий круг лиц, управомоченных на обращение с конституционной жалобой в Конституционный Суд РФ:

граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, их законные представители, объединения граждан, в том числе общественные организации и юридические лица, а также Уполномоченный по правам человека в РФ и Генеральный Прокурор РФ.

Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если:

1. закон затрагивает конституционные права и свобод граждан;

2. закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Если оспариваемое положение закона ограничивает права граждан, что диктуется общественными интересами или необходимостью охраны прав других (в пределах ч. 3 ст. 55 Конституции РФ), и при этом ограничение соразмерно этим целям, то жалоба гражданина не является допустимой.

В случае, если пробелы правового регулирования затруд­няют реализацию прав и свобод граждан, но не исключают ее, так как эти недостатки могут быть устранены в процессе правоприменения, то жалоба не является допустимой.

Не может быть предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ по жалобам граждан норма процессуального закона, не влекущая такие юридические последствия процессуальных действий, которые затрагивали бы права и свободы граждан.

Дела по защите прав и свобод граждан, рассмотренные Конституционным Судом, можно разделить на несколько групп – дела, связанные с проверкой:

1) уголовного и уголовно-процессуального законодательства;

2) конституционности административного законодательства, ограничивающего право частной собственности;

3) норм избирательного законодательства;

4) дела по рассмотрению жалоб на нарушение трудовых и социальных прав и свобод;

5) дела по поводу ограничений жилищных прав граждан;

6) дела, касающиеся вопросов наследования и гражданства РФ.

Добавить комментарий