Права личности

Понятие «права человека» имеет следующие основные значения: 1) как основное условие для того, чтобы человек стал человеком; 2) как основная потребность, удовлетворение которой делает человека человеком; 3) как развитие и реализация человеческих способностей; 4) как способ существования человека.Многообразие существующих прав и свобод позволяет классифицировать их по различным основаниям в зависимости от поставленной цели и задачи. Одни и те же группы прав и свобод возможно отнести к различным классификациям. Так, например, в зависимости от уровня правового регулирования выделяют фундаментальные, закрепленные в международных универсальных правовых актах, основные, декларируемые Основным законом страны – Конституцией, производныеправа и свободы, образованные от основных, получившие свое развитие и конкретизированные в отраслевом национальном законодательстве.

Особенностями и характером политико-правовой связи лица и государства и его (лица) правового статуса может быть обусловлено деление прав и свобод на права и свободы человека и гражданина, беженца, лица без гражданства, бипатрида, иностранного гражданина, вынужденного переселенца.

В зав. от сферы реализации выд.социальные (пенсионные, трудовые и жилищные), экономические (в т.ч. имущественные), культурные, экологические, избирательные, политические, личные и иные права и свободы.В зависимости от численного (количественного) состава участников права и свободы можно также классифицировать на индивидуальные, реализуемые единолично, и коллективные, реализуемые группой лиц. К индивидуальным можно отнести все личные и ряд иных прав и свобод (право на труд, на отдых, право голосовать, избирать и быть избранным). По кругу лиц или по субъектному составу следует различать, например, права детей, женщин, беженцев, инвалидов, пенсионеров, заключенных, психически больных, национальных, религиозных, этнических, языковых или иных меньшинств и др.

Современная структура прав человека предполагают рассмотрение права человека в единстве, выделяя следующие группы прав: 1) гражданские, политические права и свободы; 2) экономические, социальные и культурные права. При этом гражданские и политические права рассматриваются в тесной связи с экономическими, социальными и культурными правами. К гражданским правам относятся: право на жизнь; право на свободу; право на достоинство; право на безопасность и личную неприкосновенность; право на свободу убеждений и совести; право на создание семьи и охрану семьи; право на гражданство; презумпция невиновности; право на равенство перед законом и рассмотрение дела гласно; право на восстановление в правах. К основным политическим правам и свободам относятся: право на участие в управлении своей страной; свобода слова; свобода информации; свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Основные экономические права: право собственности; право на труд; права, обеспечивающие условия и средства защиты прав трудящихся. К социальным правам относятся: право на достаточный уровень жизни; право на здоровье. Культурные права: право на образование; право на участие в культурной жизни.


Существуют разл.подходы к определению гарантий. Под Г. прав и свобод граждан пон. систему соц.-экон., полит., нравс., юр., организ. предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возм-ти граждан для осуществления своих прав, свобод и интересов. Помимо правообеспечительной и правоохранительной функций, гарантии могут выполнять и превентивные функции, суть которых выражена в «создании эффективных правовых препон, препятствующих развитию негативных сторон». Кроме того, гарантии должны срабатывать и в случае нарушения субъективного права, устранять последствия правонарушений. Гарантирующие средства в этом случае защищают и восстанавливают субъективное право, делают возможным его реализацию. Виновные лица привлекаются к юридической ответственности, устраняются последствия нарушения.

Гарантии выполняют мотивационные функции. Они играют опред. роль в генезисе правового поведения граждан, влияют на выбор субъектами права его опред. варианта.

Общепринятым основанием для классиф. гарантий явл. хар-р и вид общ.отн., в кот. образуются, существуют и развив. средства и условия, обеспеч-щиеосущ-ние прав и свобод личности. Гарантии делят на: политические, экономические, идеологические, правовые, т.к. политика, экономика, идеология являются основными сферами общественной жизни. Так же опред. областью общ. отн. явл.и право, в кот.находят отражение и юр. закрепление вопросы политики, экономики и идеологии. Несмотря на то, что экон.и полит. условия явл.решающими для обеспечения права личности, они все же не м.б. исчерпывающими. Говорят об общих условиях и спец. средствах обесп. прав и свобод. Система общих условий и специальных средств тождественны тому, что именуется общими и специальными гарантиями.


Виды правовой культуры

В зависимости от носителя правовой культуры разли­чают:

Правовая культура общества — часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных чело­вечеством в области права и относящихся к правовой реально­сти данного общества: уровню правосознания, режиму закон­ности и правопорядка, состояния законодательства, юридиче­ской практики и др.

Правовая культура личности — это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно — правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

По степени познания правовой:

· обыденная

· юристов профессионалов

· научная, теоретическая

4. Функции:

Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организационной деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры выра­жается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают цен­ностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки.

Коммуникативная функция — установление связи между гражданами в правовой сфере (через общение в сфере права). Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она сущест­вует через это общение и влияет на него.

Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, харак­терных для всей правовой системы.

Регулятивная –направлена на обеспечение нормального устойчивого функционирования общества путем предписания субъектам стандартов поведения. Регулятивная функция направлена на обеспечение устойчиво-динамичного развития правовой системы и общества в целом.

  1. Понятие личности. Правовой статус личности.
  2. Виды правового статуса.
  3. Гарантии реализации правового статуса личности.
  4. Классификация прав человека.
  5. Конституционные права и свободы личности.

1.Следует различать такие понятие как «человек» и «личность».

Человек — это родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт homo sapiens, на известной стадии развития, выделившегося из биологической Среды. Человек — единственное живое существо, наделенное сознанием.

Личность — это прежде всего индивид, обладающий собственными неповторимыми качествами. (В некоторых случаях личность определяется как человек, обладающий определенными типичными социальными качествами, отражающими черты той среды, к которой он принадлежит — рабочий, крестьянин, капиталист и т.п.)

Личность взаимосвязана с правом. Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида

Правовой статус личности -это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права. Слово «статус» в переводе с латинского означает положение, состояние кого-либо или чего-либо.

Основой правового статуса личности является ее конституционный статус, где права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, внутренне согласованный комплекс.

Правовой статус сложная, собирательная категория, в структуру этого понятия входят следующие элементы: а) правовые нормы, устанавливающие данный статус; б)правосубъектность; в) основные права и обязанности; г) законные интересы; д) гражданство; е) юридическая ответственность; ж) правовые принципы; з) правоотношения общего типа.

Вместе с тем, в каждой отрасли права существуют свои особенные, присущие именно им права и обязанности. Совокупность закрепленных в отдельной отрасли права особенных прав, свобод и обязанностей образуют категорию «отраслевой правовой статус личности».

Все виды статусов означают закрепление в праве меры возможного и должного поведения личности, пределы ее свободы.

Правовой статус личности рассматривают как родовое понятие, которое выступает как:

1) правовой статус гражданина;

2) правовой статус иностранца;

3) правовой статус лица без гражданства (апатрида).

2. Различают следующие виды статуса :1)общий, или конституционный; 2)специальный, или родовой; 3)индивидуальный; 4) физических и юридических лиц; 5) иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев;6) граждан, находящихся за рубежом; 7)отраслевые: гражданско-правовой и административно-правовой; 8)профессиональные и должностные (статус депутата, министра, судьи, прокурора); 9) лиц работающих в экстремальных условиях или особых регионах страны. Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три вида.

Общий правовой статус- это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется, прежде всего, Конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности) является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью.

Специальный или родовой, статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (пенсионеров, студентов, учителей, инвалидов и.т.д.).

Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина.

Рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практике не разделим. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах — гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность, т.е. имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов множество, а индивидуальных ровно столько сколько граждан.

3.Правовой статус личности останется декларацией, если в государстве и в обществе не будет создан соответствующий механизм гарантийего реализации.

Выделяют общие и специальные (юридические) гарантии прав человека и гражданина.

К общим гарантиям, как правило, относят: экономические — материальные условия жизни общества, которые позволяют фактически воспользоваться правами и свободами (отдыхать, учиться, получать доступ к здравоохранению и т.д.); политические — установление системы демократии, обеспечивающей доступ каждого к управлению обществом и государством; идеологические — поддержание в обществе атмосферы свободы, уважения достоинства личности и т.д.

К юридическим гарантиям относят совокупность правовых норм, позволяющим человеку с помощью юридических средств эффективно пресекать нарушения своих прав и свобод, восстанавливать свое нарушенное право ( это, например, нормы, гарантирующие право каждого гражданина в судебном порядке отстаивать свои честь и достоинство, жизнь и здоровье, имущество от различного рода посягательств и обязывающие все государственные органы, должностные лица уважать личность, охранять ее права и свободы).

4. Права человека — это права, объективные по своей сущности, неотъемлемые, естественные, принадлежащие человеку как таковому, поскольку он человек, то есть в силу самой его человеческой природы. Гегель, например, отмечал, что человек как таковой имеет право на свободу.
Права человека представляют собой определенные социальные притязания, меры социально оправданной свободы поведения человека, которые развиваются вместе с развитием общества и социализацией человека.

Права человека являются непосредственно-социальными: они фиксируются и существуют вне каких-либо внешних форм социального опосредования. Есть непосредственная связь между феноменом прав человека и идеей естественного права, которая базируется на объективном существовании исходных, социально оправданных и социально необходимых условиях (правах и свободах) жизни человека. При этом в рамках идей естественного права и прав человека оправдана и постановка вопроса о естественных, непосредственно-социальных обязанностях человека перед обществом (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека)

Права человека являются разновидностью непосредственно-социальных прав, если иметь в виду также существование непосредственно-социальных прав социальных общностей (народов, наций, различных ассоциаций и др.). Хотя непосредственно-социальные права коллективов можно расценивать и как форму выражения и средство осуществления человеческих прав индивида. И в этом качестве, как справедливо замечает проф. Лукашева, непосредственно-социальные права коллективов должны проходить проверку «человеческим измерением», то есть правами индивида.
Несмотря на возможность констатации и фиксации прав человека как таковых, как объективно существующих явлений, их механизм воплощения в жизнь, механизм выхода на поведенческий уровень достаточно сложен. Объем прав человека, их реализация зависят от состояния общества, уровня его развития и характера организации, от того, в какой степени права человека освоены общественным сознанием. Эффективность реализации прав человека зависит и от их нормативного оформления, включения в той или иной форме (в качестве норм обычаев, норм морали, норм права и др.) в систему нормативного регулирования общества.

В связи с процессом развития прав человека и прогрессом общества в целом выделяют несколько поколений прав человека.

Первое поколение — права человека, обеспечивающие индивидуальную свободу, защиту от какого-либо вмешательства в осуществление прав члена общества и политических прав: свобода слова, совести и религии; право на жизнь, свободу и безопасность; равенство перед законом; право на правосудие и др.

Второе поколение — социальные, экономические и культурные права:
право на труд и свободный выбор работы; право на социальное обеспечение;
право на отдых; право на образование и др.

Третье поколение — коллективные права (стали формироваться после второй мировой войны): право на мир, на здоровую окружающую среду, на ядерную безопасность и др.

При всем современном многообразии прав человека и различии теоретических подходов к этой проблеме можно выделить исходные, основополагающие права человека, которые составляют базу всего комплекса прав человека: право на жизнь, право на свободу, право на равенство (исходное, «стартовое» равенство людей). Эти основные права человека как исходные начала закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г., которая представляет собой документ негосударственного характера, впервые в истории человечества распространивший права человека на всех людей планеты. Права и свободы человека с этого момента перестали быть только внутренним делом государства.

Кроме названной Декларации были приняты Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.). На основании этих документов человек стал субъектом международного права. Эти международно-правовые акты имеют приоритет над внутренним законодательством стран-участниц, и их гражданин имеет право обратиться в Комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты

20 декабря 1993 г. в ООН учрежден пост Верховного комиссара по правам человека, который назначается Генеральным секретарем ООН и является его заместителем.

Наряду с органами ООН действует европейская система защиты прав человека, созданная на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу 3 сентября 1953 г.), — Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Вынесенное Европейским судом решение по индивидуальной жалобе носит обязательный характер, является окончательным и обжалованию не подлежит.

5.Положение личности в государстве определяется ее правами и свободами, закрепленными в Конституции. Можно выделить следующие права и свободы:

Личные права и свободы:Право на жизнь, личную неприкосновенность, защиту чести и достоинства, неприкосновенность жилища, частной жизни, свобода передвижения и выбора места жительства, свобода совести, право на тайную переписки, телефонных переговоров, почтовых и телеграфных сообщений.

Политические права и свободы: право на гражданство, объединение, проведение собраний, демонстраций, митингов, на равный доступ к государственным должностям, право избирать и быть избранным в высшие органы власти, участвовать в референдуме и т.п.

Социально-экономические права:право собственности, право на предпринимательскую деятельность, на труд, на отдых, социальное обеспечение, на жилище, наследование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на охрану частной собственности, в том числе интеллектуальной.

Социально-культурные:Право на образование, свобода всех видов творчества, право пользования достижениями культуры, родным языком, свобода выбора языка общения.

123

Тема 9. Юридическое право и общество.

Понятия и виды функций ОЮП

Функции ОЮП – направления юридического воздействия на общество.

Функции ОЮП делится на 2 типа:

· Специально-юридические ф-ии (осуществляется только ОЮП)

· Общесоциальные (осуществляются не только правом, но и другими соц регуляторами)

1) Специально-юридические ф-ии. 2) Общесоциальные ф-ии
ü Регулятивно-статическая – означает закрепление наиболее важных общественных отношений, путем установления прав и пассивных обязанностей субъекта (т.е. не совершать) ü Камуникативная ф-ия – означает, что право является средством установления связей между субъектами.
ü Регулятивно-динамическая – означает, что ОЮП способствует развитию общественных отношений, путем установлений активных обязанностей ü Информационая ф-ия – означает, что право, является средством передачи информации другим субъектам.
ü Вытеснительная – означает, что права способствует вытеснению нежелательных для гос-ва и общества общественных отношений, путем установления пассивных обязанностей. ü Оценочная ф-ия – означает, что право является средством оценки субъекта на предмет правомерности или неправомерности.
ü Охранительная функция права – означает, что право способствует предупреждению правонарушения, путем установления мер госуд-го принуждения (мер юр отв-ти) ü Ориентационная ф-ия – означает, что право является средством указывающий путь субъектам достижения определенного блага.
ü Защитная ф-ия – означает, что право способствует восстановлению (защите) нарушенных общественных отношений, путем установления правовостановительных мер (н. возмещение ущерба) ü Воспитательная ф-ия – означает, что право является средством формирования правосознания и правовой культуры людей.
ü Гносеологическая ф-ия – означает, что право является источником познания гос-ва и общества на определенных этапах их развития, поскольку ОЮП отражает уровень развития гос-ва и общества.

Социальная ценность ОЮП

Аксиология – наука о ценности

Для того чтобы определить ценность объекта необходимо:

1) Определить потребности субъекта

2) Определить свойства объекта, с помощью которых может удовлетворить потребности субъекта.

Потребности общества:

· Потребность в упорядочение общественных отношений, то есть установления порядка в обществе.

· Потребность в развитии общественных отношений.

· Потребность в безопасности, в охране.

· Потребность в защите, то есть в восстановлении общественных отношений.

Свойства ОЮП:

ü Нормативность права – это его способность регулировать широкий круг общественных отношений, путем установления общественных правил поведения.

ü Системность — это его способность регулировать различные виды общественных отношений, путем установления гражданских, семейных и др. норм.

ü Стабильность — это его способность на протяжении долгого времени в одном направлении регулировать общественные отношения, путем установления принципов права.

ü Динамизм права — это его способность своевременно реагировать на изменения и развитие общественных отношений, путем изменения старых юридических норм, принятия новых, отмена старых юридических норм и др.

ü Формальная определенность — это способность права полно и точно регламентировать общественные отношения в установленной форме (н. в форме закона)

ü Принудительность – способность права быть обязательным для исполнения, путем установления мер общественного принуждения.

Социальная ценность ОЮП – это его способность упорядочивать, развивать, охранять и защищать общественные отношения.

ОЮП в системе соц норм

ОЮП-явл не единственным регулятором поведения людей

Существует множество не юр регуляторов

Совокупность всех правил поведения людей, составляет нормативное регулирование (или системы норм регулирования)

Все правила поведения (нормы) делятся на две группы :

1) Технические нормы (Правила поведения людей регулирующих отношения человека к природе, технике) регулируют субъект-объектные отношения

2) Социальные нормы ( Правила поведения, регулирующие отношения между людьми )- Регулируют субъект-субъектные отношения

Признаки СОЦ норм:

· Они рассчитаны на регулирование определенных групп, видов общ отношений

· Они характеризуются неперефицированностью адресата

· Они характеризуются постоянством или непрерывностью действия

· Они обеспечиваются мерами соц воздействия ( Гос принуждение, Соц воздействие)

Виды соц норм :

1)По способу формирования и обеспечения норм :

ü Обычаи — это правила поведения, возникающие в обществе в процессе жизнедеятельности людей, которые, в силу их многократного применения, входят в привычку людей ( Только в устной форме и обеспечиваются обществом, общественным мнением, порицанием )

ü Нормы морали — это правила поведения людей, которые формируются в обществе на основе представления людей о добре и зле, справедливости и не справедливости

( В устной форме, обеспечиваются обществом )

ü Религиозные нормы — это правила поведения, формируемые в обществе, на основе представления людей о правильной и не правильной жизни

( Формой выражения является религиозные тексты, обеспечиваются мерами религиозного воздействия, которые формируются религией )

ü Нормы общ организаций ( Корпоративные ) — это правила поведения, которое устанавливаются общ организациями, для членами этих организаций

( Фиксируются в письменной форме, и закрепляются в уставах, положениях общ организаций и обеспечиваются мерами общ воздействия )

ü Юридические нормы — это общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются и обеспечиваются гос-ом, обязательные для всех людей

( Обеспечиваются мерами гос принуждения, закрепляются в законах и обеспечиваются мерами гос принуждения )

2)По сферам общественной жизни :

ü Экономические

ü Политические

ü Экологические

ü Этические

ü Эстетические

Юридическое право и личность.

Человек – это лицо, как существо био — социальное относящийся к человеческому роду, независимо от места пребывания

Личность – это лицо, как существо социальное, как субьект общественных отношений, как представитель определенных социальных групп, как носитель культурных ценностей и традиций.

Гражданин – лицо юридически связанная с гос.

Индивид – лицо, характеризующее одновременно как человек, как личность, как гражданин.

Потребности личности

Человек для того что-бы становится личностью и развиваться как личность нуждается в свободе:

1) Потребность в физ. свободе(физ. неприкосновенность, возможность выбирать место жительства).

2) Потребность в дух. Свободе( Свобода выбора моральных ценностей, религии и др ценностей, из которых складывается картина мира человека)

3) Потребность в экономической свободе( Свобода выбора труд деятельности, для само-обеспечения материальными благами )

4) Потребность гарантии свободы.

Признаки ценностей Юр права для личности :
1. ОЮП:

а) закрепляет свободу личности в виде совокупности ее прав.

б) нормирует свободу, т.е. устанавливает меру свободы для личности(для того что-бы реализация свободы одной личности не посягала на свободу других).

2. ОЮП закрепляет систему гарантий свободы личности.

3. Свобода личности, закрепленная в ОЮП, реализуется через систему СЮП и СЮО

Личностная ценность ОЮП -его способность закреплять и гарантировать свободу человека, в виде совокупности ее прав, как необходимое условие становления и развития личности.

Лекция 2. Личность в системе правоотношений

1 вопрос: Понятие личности в психологии и правовой науке.

2 вопрос: Психические процессы, состояния и свойства.

3 вопрос: Индивидуально-психологические особенности личности.

4 вопрос: Понятие акцентуации личности.

1 вопрос.

Говоря о человеке, мы, прежде всего, имеем в виду совокупность его психологических черт и моральных качеств. Понятие «личность» рассмотрено рядом гуманитарных и правовых дисциплин и широко используется в повседневной практике. Мы говорим о достоинствах и недостатках, чертах личности, личностных особенностях, формировании и зрелости личности. Что же есть личность?

В психологии понятие личности введено для обозначения совокупности индивидуально-психологических характеристик, это конкретное понятие, более узкое, чем в юридических и ряде других дисциплин. К правовому значению термина «личность» приближаются психологические понятия субъекта и индивида, под которыми понимают отдельного человека, не заостряя внимание на его психологических особенностях и степени развития.

В психологии личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеют существенное значение для него самого и окружающих. Рассматривая личность, мы всегда говорим о чертах, сформированных под влиянием общественного сознания и проявляющихся в социальном взаимодействии, проще говоря, личность – это человек в социуме.

Личность человека есть продукт процесса социализации – усвоения культуры общества, в котором он вырос. Культура является вместилищем результатов познания, форм общения людей, правил поведения, эстетических взглядов, мировоззрения, ценностей, норм морали и права. Личность формируется в процессе общения с себе подобными. Индивиды, выросшие вне общества (дети-маугли, не овладевшие языком и культурой), не могут соотносить свои поступки и действия с принятыми в обществе и по психологическим представлениям не могут быть названы зрелыми личностями. Личность всегда не только руководствуется своими желаниями и устремлениями, но помнит о том, как поступки будут восприняты окружающими.

Личность охватывает весь спектр психологических характеристик, начиная от неотъемлемых психофизиологических особенностей типа темперамента и заканчивая высшими психическими образованиями, такими как ценностные и нравственные структуры. Личность не дается нам от рождения – о младенце и ребенке не говорят «личность». Психические свойства личности – ее особенности и характерологические черты – формируются в ходе жизни, в процессе социализации. Наследственные, врожденные особенности человека являются лишь задатками, на базе которых развиваются психические структуры. Биологические черты обусловливают, но не предопределяют психических свойств. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства – способности и черты характера формируются в течение всей жизни, впитывая индивидуальный, неповторимый опыт, полученный в уникальных условиях отдельной биографии.

В юридических науках понятие личности находит широкий спектр применения – синонимами этого слова могут служить «субъект или участник правоотношений», «гражданин», «лицо», «человек правоспособный и дееспособный».

Описывая общие подходы к изучению личности в зарубежной психологии, можно выделить два основных подхода — номотетический и идеографический. Номотетический подход подразумевает описание общих, универсальных законов функционирования личности. В зарубежной психологии существует огромное количество разнообразных теорий личности. Условно все они могут быть разделены на три большие группы: психоаналитические, бихевиоральные и гуманистические теории.

Психоаналитическое направление в психологии личности возникло на рубеже XIX — XX вв. Его основателем был 3. Фрейд. Главными разделами теории личности Фрейда были проблемы бессознательного, структура психического аппарата, динамика личности, развитие, неврозы, методы изучения личности.

В психоаналитической теории выделяются две основные группы человеческих инстинктов: эротические инстинкты, или инстинкты жизни, и инстинкты смерти, или разрушительные инстинкты.

Другим значительным направлением в зарубежной психологии личности является бихевиоризм (американские ученые Дж. Уотсон и Б.Ф. Скиннер). Предметом изучения бихевиоризма стало поведение человека, а психология рассматривалась как экспериментальное направление естествознания, цель которого — предсказание и контроль поведения.

Третье направление в зарубежной психологии личности — гуманистическое — сформировалось как противостоящее психоанализу и бихевиоризму. Оно не оформилось в единую теоретическую школу, а состоит из ряда школ, подходов, теорий: персонологического, гуманистического, экзистенциального, феноменологического и других направлений. Характерной чертой, объединяющей все перечисленные направления гуманистической психологии, является рассмотрение человека как уникальной целостности, открытой миру и способной к совершенствованию. Основными представителями этого направления принято считать Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса.

2 вопрос:

Всё многообразие психических явлений в психологии принято разделять на психические процессы, психические состояния и психические свойства. Эти формы тесно связаны между собой. Их выделение определено методической необходимостью систематизировать изучение такого сложного объекта, как психическая жизнь человека. Таким образом, выделенные категории представляют собой скорее структуру знаний о психике, чем структуру самой психики. Понятие «психический процесс» подчёркивает процессуальный (динамический) характер изучаемого явления. К основным психическим процессам относятся когнитивные, мотивационные и эмоциональные.

1. Когнитивные процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Ощущение и восприятие делают возможным отражение реальности при непосредственном воздействии сигналов на органы чувств и представляют собой уровень чувственного познания окружающего мира. Ощущение связано с отражением отдельных свойств объективного мира, в результате восприятия формируется целостный образ окружающего мира во всей его полноте и разнообразии. Образы восприятия часто называют первичными образами. Результатом запечатления, воспроизведения или преобразования первичных образов являются вторичные образы, представляющие собой продукт рационального познания объективного мира, которое обеспечивается такими психическими процессами, как память, воображение, мышление. Наиболее опосредованным и обобщённым процессом познания является мышление, в результате которого человек получает субъективно новое знание, которое нельзя вывести из непосредственного опыта.

2. Процессы мотивации и воли обеспечивают психическую регуляцию деятельности человека, побуждая, направляя и контролируя эту деятельность. Основным компонентом мотивационного процесса является возникновение потребности, субъективно переживаемой как состояние нужды в чем-либо, желания, страсти, стремления. Поиск предмета, удовлетворяющего потребность, приводит к актуализации мотива, который представляет собой образ предмета удовлетворения потребности, основанный на прошлом опыте субъекта. На основе мотива происходят целеполагание и принятие решений.

3. Эмоциональные процессы отражают пристрастность и субъективную оценку человеком окружающего мира, себя и результатов деятельности. Они проявляются в форме субъективных переживаний и всегда непосредственно связаны с мотивацией.

Психические состояния характеризуют статический момент индивидуальной психики, подчеркивая относительное постоянство психического явления во времени. По уровню динамичности они занимают промежуточную позицию между процессами и свойствами. Подобно психическим процессам психические состояния можно разделить на когнитивные (сомнение и т.д.), мотивационно-волевые (уверенность и т.д.) и эмоциональные (счастье и т.д.). Кроме того, в отдельную категорию выделяют функциональные состояния человека, характеризующие готовность к эффективному выполнению деятельности. Функциональные состояния могут быть оптимальными и неоптимальными, острыми и хроническими, комфортными и дискомфортными. К ним относят различные состояния работоспособности, утомления, монотонии, психологического стресса, экстремальные состояния.

Психические свойства — это наиболее устойчивые психические явления, закрепленные в структуре личности и определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром. К основным группам психических свойств личности относят темперамент, характер и способности. Психические свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием средовых и биологических факторов, опыта. Темперамент является наиболее общей динамической характеристикой индивида, которая проявляется в сфере общей активности человека и его эмоциональности. Свойства характера определяют типичный для данного человека способ поведения в жизненных ситуациях, систему отношений к себе и окружающим людям. Способностями называют индивидуально-психологические особенности индивида, определяющие успешное выполнение деятельности, развивающиеся и проявляющиеся в деятельности. Психические процессы, состояния и свойства представляют собой неразрывное неделимое единство, образуя целостность психической жизни человека. Категорией, интегрирующей все психические проявления и факты в сложную, но единую систему, является «личность».

3 вопрос:

Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия — это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова.

Индивидуальные различия являются предметом изучения дифференциальной психологии.

Индивидуальные особенности человека обусловливают индивидуальный стиль деятельности (Е. А. Климов), который представляет собой: 1) устойчивую систему приемов и способов деятельности, 2) эта система обусловлена определенными индивидуальными личными качествами, 3) эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям, 4) это те особенности стиля деятельности, которые обусловлены типологическими свойствами нервной системы человека.

Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Способности можно классифицировать на:

1) природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.);

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т. е. единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Таким образом, способности — индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.

Исследованиями установлено, что способности — прижизненные образования, что их развитие идет в процессе жизни, что среда, воспитание активно формируют их.

Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б. М. Тепловым. Согласно развиваемой им концепции, врожденными могут быть анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.

Задатки — это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

Способности — не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.

Задатки весьма многозначны, они — лишь предпосылки развития способностей. Способности, развивающиеся на их основе, обусловливаются, но не предопределяются ими. Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом, на процесс формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе деятельности и воспитания.

Задатки обусловливают разные пути формирования способностей, влияют на уровень достижения, быстроту развития.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Например, ведущими свойствами литературных способностей являются: особенности творческого воображения и мышления; яркие, наглядные образы памяти; чувство языка; развитие эстетических чувств. А ведущими свойствами математических способностей являются: умение обобщать; гибкость мыслительных процессов; легкий переход от прямого к обратному ходу мысли. Для педагогических способностей ведущими являются: педагогический такт, наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний.

Выделяют следующие уровни способностей:

— репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального.

Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития. С начала XX века предпринимались попытки измерить способности (зарубежные психологи Айзенк, Кеттел, Спирмен, Бине и др.). Для измерения способностей использовались тесты. Но более верный путь определения способностей — это выявление динамики успехов в процессе деятельности. Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-то отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека. Успех в овладении деятельностью может достигаться различными путями. Так, недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано развитием других способностей, от которых также зависит успешное выполнение той же самой деятельности.

Компоненты педагогических способностей: конструктивные, организаторские, коммуникативные. Конструктивные способности проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей. Организаторские способности проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и умело воздействовать на личность каждого ребенка. Коммуникативные способности проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понять каждого ученика.

Исследование различных видов специальных способностей проводится главным образом в связи с профессиональной ориентацией и профотбором. Все многообразие профессий было предложено (Е. А. Климов) разделить на пять основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены: П — природа (растения, животные), Т — техника (машины, материалы), Ч — человек, группы людей, 3 — знаковая информация (книги, языки, коды, модели), X — художественные образы (искусство). При решении задач профориентации целесообразно определить прежде всего склонности молодого человека к перечисленным типам профессий.

Педагог не только передает ученику некие знания, умения, но и формирует, развивает способности ученика, помогает ему ориентироваться в мире профессий, чтобы выбрать наиболее подходящую в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей человека.

Развитие общих способностей человека предполагает развитие его познавательных процессов памяти, восприятия, мышления, воображения.

Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность — одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

4 вопрос:

Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20—50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной — от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни — психопатии. Психопатия — болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми; психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

Но в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонгард выделяет 12 типов акцентуации, каждый из которых предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным; например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50—80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например, теста Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями, и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения таких людей.

Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:

1) гипертимический (гиперактивный) — чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань недозволенного, отсутствует самокритичность;

2) дистимичный — постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится, в конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной;

3) циклоидный — общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности);

4) эмотивный (эмоциональный) — чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;

5) демонстративный — выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой (слезы, обмороки, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь). Легко забывает о своих неблаговидных поступках;

6) возбудимый — повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует;

7) застревающий — «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывает активной стороной;

8) педантичный — выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;

9) тревожный (психастенический) — пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;

10) экзальтированный (лабильный) — очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;

11) интровертированный (шизоидный, аутистический) — малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно, холодно относится к другим людям, даже к близким;

12) экстравертированный (конформный) — высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень несамостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.

Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Что же такое личность? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность». Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество, как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существования отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид». «Индивид» — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто — и фейлогенеза человека, личность — итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Поскольку социологию человек интересует прежде всего не как продукт природы, а как продукт общества, то для нее важнейшее значение имеет категория «личность».

Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Как отмечал К.Маркс, главное в личности «не ее абстрактная физическая природа, а социальное качество». Личность — социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью. Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. Философия рассматривают личность с точки зрения её положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств.

Социологический же подход выделяет в личности социально — типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развитием её потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, регуляции и само регуляции социального поведения личности, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы. Здесь сформулированы некоторые наиболее общие принципы подхода к изучению личности в социологии. Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции, существующих в обществе типов личностей, то есть изучить личность как источник общественной жизни и её реальный носитель. Личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально-значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений. Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни в процессе взаимодействия с другими людьми.

Правовой статус личности в РФ

Под правовым статусом человека и гражданина обычно понимается совокупность его прав и обязанностей. Права и обязанности людей закрепляются многими отраслями права, но особое значение в закреплении положения человека в обществе имеет государственное право, прежде всего конституция, устанавливающая основы правового статуса человека и гражданина. Они включают: гражданство, конституционные принципы правового положения человека и гражданина, основные права и свободы(гражданские, политические, экономические, социальные и культурные), их гарантии, обязанности.

Для положения человека в обществе важен ПРИНЦИП РАВЕНСТВА ПЕРЕД ЗАКОНОМ И СУДОМ. Равенство прав и свобод гарантируется государством независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Особо следует подчеркнуть важнейший аспект равноправия — равенство прав и свобод мужчин и женщин, которые имеют одинаковые возможности для их реализации. Гарантируется соблюдение равноправия: запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Среди основ конституционного строя закреплен такой принцип правового положения личности, как ПОЛНОТА ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН РФ. Каждый гражданин на территории России обладает всеми правами и свободами(и несет равные конституционные обязанности). Иностранные граждане и лица без гражданства также пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, но есть и исключения, установленные федеральным законом или международным договором РФ. Например, иностранцы не имеют избирательных права, не могут занимать определенные должности и т.д., так что в полном объеме правами, свободами, обязанностями обладают только граждане РФ.

НЕОТЧУЖДАЕМОСТЬ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД И ЗАПРЕТ НА ИХ НЕЗАКОННОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ — еще одно важнейшее начало, на котором базируется конституционное закрепление основ правового статуса человека. «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения” — гласит ст.17 конституции. Конституция предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в государственных и общественных интересах, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституция РФ, закрепляя основы правового статуса человека и гражданина, исходит из ГАРАНТИРОВАННОСТИ ПРАВ И СВОБОД. Другая характерная черта конституционного регулирования — соответствие международным актам о правах человека.

Система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина

Основные права и свободы — закрепленные конституцией РФ неотчуждаемые и наиболее важные права и свободы. Личные(гражданские) права и свободы охватывают фундаментальные аспекты свободы личности, выражают гуманистические основы жизни общества, защищают пространство личной жизни человека, индивидуальную свободу от вмешательства извне. Конституция РФ устанавливает право на государственную охрану достоинства личности и подчеркивает, что ничто не может быть основанием для его умаления. Весьма важное значение имеет право на свободу и личную неприкосновенность, обеспечивающее государственную охрану и защиту от противоправных посягательств на жизнь и личную свободу человека. Важное значение имеет конституционное закрепление права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Конституция фиксирует право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну защиту своей чести и доброго имени. Существенный элемент свободы человека — неприкосновенность жилища. В ст.25 конституции установлено: жилище неприкосновенно.

Никто не имеет права проникать в него против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Каждому предоставляется право определять и указывать свою национальную принадлежность. Большое значение имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. В конституции фиксируется и такая важная сторона свободы человека как право каждого, кто законно находится на территории РФ, на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ. В РФ каждому гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедывать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Политические права и свободы тесно связаны с суверенитетом народа, обеспечивают гражданам участие в политической жизни, осуществлении государственной власти, управление делами государства, позволять оказывать влияние на властные структуры. Закрепляя фундаментальную общечеловеческую ценность — свободу мысли и слова, конституция вместе с тем гарантирует, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений. К названному праву тесно примыкает право на информацию — право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом. Однако не допускается злоупотребление свободой массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний. Проявлением политического плюрализма, свободы самоорганизации людей является право каждого человека на определение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Широко используется и другое право(свобода) собираться мирно и без оружия, проводить собрания, митинги, шествия, демонстрации или пикетирование. Центральное место в системе политических прав и свобод занимает право граждан российской федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Установлено право граждан РФ обращаться непосредственно, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Экономические, социальные и культурные права и свободы имеют важнейшее значение для жизни человека. Их перечень начинается со свободы экономической деятельности: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Признается и охраняется законом право частной собственности. Это означает, что каждый человек вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В отдельной статье(36)закрепляется право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. Конституция в ст.37 провозглашает свободу труда, подкрепляя это запретом на принудительный труд. Каждый человек имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда и без какой бы то ни было дискриминации; право на защиту от безработицы. Им же соответствует право на индивидуальные и трудовые споры с использованием законных способов разрешения, включая право на забастовку. Фиксируется право каждого на отдых. Конституция устанавливает государственную защиту материнства, детства, семьи. Забота о детях, их воспитание рассматривается как равное право и обязанность родителей; закрепляется также долг трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботится о нетрудоспособных родителях. Среди социальных прав важное место занимает гарантированное право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях. Закрепляется право на жилище — одно из самых необходимых жизненных благ. В числе важнейших социальных прав — право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Действенная конституционная гарантия этого состоит в том, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Следующие конституционные права как бы примыкают к предыдущему и способствуют охране здоровья населения. Это право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о её состоянии и право на возмещение ущерба, причиненного здоровью людей или имуществу экологическими правонарушениями

Большое значение имеет закрепленное в конституции право каждого на образование: конституция гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Установлена обязательность основного общего образования. Родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить получение детьми основного общего образования. В РФ гарантируется закрепленная конституцией свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Предусматривается право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД. Для человека, его повседневной жизни важно не только провозгласить, но и обеспечить фактическое осуществление его прав. Гарантии прав и свобод — условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического их осуществления, охрану и защиту. Гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Закреплено также право каждого защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не запрещенными законом. В числе юридических гарантий прав и свобод особое значение имеет судебная защита, она гарантируется каждому. Конституция закрепляет ряд основных обязанностей:

соблюдать конституцию и законы

платить законно установленные налоги и сборы

сохранять природу и окружающую среду

заботится о сохранении исторического и культурного наследия

защищать отечество.

Правосубъектность

В результате повседневной деятельности людей, между ними складываются различные общественные отношения, большинство из которых отражены в Гражданском Кодексе Российской Федерации (далее ГК). Во всех правоотношениях есть субъекты правоотношения, т.е. его участники. Согласно п.1 ст.2 ГК участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Правосубъектность — социально-правовая возможность субъекта быть участником гражданских правоотношений. По сути, она представляет собой право общего типа, обеспеченное государством материальными и юридическими гарантиями. Наделение субъекта правосубъектностью есть следствие существования длящейся связи субъекта и государства. Именно в силу наличия такой связи на всякое правосубъектное лицо возлагаются обязанности принципиального характера — соблюдать законы и нормы морали, осуществлять субъективные гражданские права в соответствии с их социальным назначением. Органы внутренних дел способствуют наиболее полной реализации гражданской правосубъектности, защите законных прав и интересов граждан. В юридической науке существует несколько подходов к соотношению категорий «правосубъектность”, «правоспособность” и «дееспособность”. Как мне кажется, наиболее подходящей является точка зрения профессора Е.А. Суханова, которая заключается в том, что правоспособность и дееспособность являются предпосылками и составными частями гражданской правосубъектности.

Правоспособность — способность субъекта иметь гражданские права и обязанности. Человек — субъект множества прав и обязанностей, в том числе и гражданских. Однако гражданское законодательство для обозначения человека как субъекта гражданских прав и обязанностей употребляет другое понятие — «гражданин”. Представляется, что это понятие характеризует человека как лицо, состоящее в определенной связи с государством. Следовательно, гражданин — понятие юридическое. В ГК понятие «физические лица” используется как однозначное с понятием «граждане” (п.2 ст.1). Понятие «физическое лицо”, относящееся к отдельному человеку, индивидууму, позволяет более четко ограничивать этих субъектов гражданского права от лиц юридических. Самое общее понятие правоспособности граждан (физических лиц) дается в п.1 ст.17 ГК: правоспособность — способность иметь гражданские права и исполнять обязанности. Следовательно, правоспособность означает способность быть субъектом этих прав и обязанностей, возможность иметь любое право или обязанность из предусмотренных или допускаемых законом.

Ценность данной категории заключается в том, что только при наличии правоспособности возможно возникновение конкретных субъективных прав и обязанностей. Она — необходимая общая предпосылка их возникновения и тем самым их реализации. Правоспособность признается за всеми гражданами страны. Она возникает в момент рождения гражданина и прекращается с его смертью. Следовательно, правоспособность неотделима от человека, он правоспособен в течение всей жизни независимо от возраста и состояния здоровья. Однако отсюда нельзя сделать вывод о том, что правоспособность — естественное свойство человека подобно зрению, слуху и т.п. Хотя правоспособность и возникает в момент рождения, она приобретается не от природы, а в силу закона, т.е. представляет собой общественно-юридическое свойство, определенную юридическую возможность.

В юридической литературе гражданская правоспособность часто рассматривается как определенное качество (или свойство), присущее гражданину. Это качество, как вытекает из закона, заключается в способности иметь права и обязанности. Способность же означает не что иное, как юридическую возможность: лицо способно, т.е. может иметь права и обязанности. Поскольку такая возможность предусмотрена и обеспечивается законом, она представляет собой определенное субъективное право каждого конкретного лица.

Согласно ст.17 ГК гражданская правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Равенство гражданской правоспособности всех граждан, всех людей (физических лиц), находящихся под юрисдикцией Российского права, другими словами — всех людей, на которых распространяется действие Российского законодательства, вытекает из провозглашенных и гарантированных гл.2 Конституции прав и свобод человека и гражданина. Глава 2 Конституции предопределяет содержание гражданской правоспособности и прямо перечисляет многие из её элементов.

Статья 19 Конституции гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Гражданская правоспособность, возможность приобретения прав и обязанностей, предусмотренных и регулируемых гражданским законодательством, призвана способствовать реализации конституционных прав и свобод граждан. Гражданская правоспособность возникает с рождением и прекращается со смертью человека. Она не зависит от состояния здоровья человека — физического или психического и от того, в состоянии ли сам человек сам её осуществлять или нет. Новорожденный, душевнобольной или слабоумный обладают гражданской правоспособностью в той же мере, что и взрослый здоровый человек; так же, как и он, они могут стать субъектами разнообразных гражданских прав (права наследования, собственности, пользования жилищем, авторского права и т.д.). Другое дело, что они не смогут самостоятельно осуществлять свои права. В некоторых случаях закон устанавливает охрану будущей, еще не возникшей правоспособности, охрану интересов еще не возникшего субъекта права. К наследованию могут быть призваны дети, зачатые при жизни наследователя, но родившиеся после его смерти. Правоспособность гражданина прекращается его смертью. Пока человек жив — он правоспособен, независимо от состояния здоровья. Факт смерти влечет безусловное прекращение правоспособности, т.е. прекращение существования гражданина как субъекта права.

За каждым гражданином закон признает способность иметь множество имущественных и личных неимущественных прав, но конкретный гражданин никогда не может иметь весь их «набор”, он имеет лишь часть этих прав. Так, каждый может иметь право авторства на изобретение, но далеко не все его имеют такое право. Приобретение конкретных субъективных прав и обладание ими означает реализацию правоспособности. Содержание гражданской правоспособности составляют не сами права, а возможность их иметь (ст.18 ГК). Но в ст. 17 ГК указывается и о способности граждан исполнять обязанности (исполнить обязательство, возместить причиненный вред).

Содержание правоспособности граждан составляет: право собственности на имущество; право наследования и завещания; право заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица; совершать любые, не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; право авторов произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Этот перечень, который содержится в ГК, не считается исчерпывающим, а является примерным. Перечисленные в содержании правоспособности ГК права регулируются и защищаются его нормами, им посвящены специальные разделы или главы этого законодательного акта.

Все граждане обладают равной правоспособностью и она не может быть ограничена. Гражданин не вправе отказаться от правоспособности или ограничить ее. Для правоспособности характерна неотчуждаемость. Сделки, направленные на ограничение правоспособности, ничтожны (ч.3 ст.22 ГК). Однако допускается ограничение правоспособности «в случаях и в порядке, установленных законом” (ч.1 ст.22 ГК).

Существует судебный порядок и административный порядок ограничения правоспособности. Судебный порядок предполагает ограничение правоспособности для конкретного гражданина приговором или постановлением суда на основании нормы права, например приговор с осуждением к лишению свободы или постановление народного судьи об административном аресте. В судебной практике по уголовным делам можно встретить такие ограничения правоспособности осужденных, как запрет занимать должности в правоохранительных органах или должности, связанные с материальной ответственностью, то есть прямым доступом к материальным ценностям.

Принудительное ограничение правоспособности нельзя смешивать с лишением гражданина отдельных субъективных прав. Так, конфискация имущества по приговору суда означает лишение гражданина права собственности на определенные вещи и ценности, но не связана с ограничением правоспособности. К случаям ограничения субъективного права органами внутренних дел можно отнести лишение права управлять транспортным средством. Право собственности у владельца остается, но в полной мере самостоятельно пользоваться им он не сможет. Гражданская правоспособность включает в себя и право заниматься предпринимательской деятельностью в индивидуальном порядке (ст.23 ГК). Для этого необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Государственная регистрация производится в органах юстиции (ст.51 ГК). Поскольку индивидуальные предприниматели не всегда соблюдают правила о государственной регистрации, в ст.23 ГК специально предусмотрено, что такой предприниматель не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что он не является предпринимателем, а суд, в свою очередь, может в отношении таких сделок применить нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность.

Добавить комментарий