Правила обращения с заключенными

Специальные общемировые стандарты применительно к лишению свободы изложены в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными. Впервые международные нормы обращения с ними обсуждались на Лондонском конгрессе в 1872 г., где был принят документ, в котором систематизировались правила обращения с заключенными. Позднее пенитенциарная комиссия в г. Берне (1626 г.) анализировала новый проект документа об обращении с заключенными, одобренный Лигой Наций в 1934 г. и просуществовавший до 1949 г. Организация Объединенных Наций (ООН) в 1949 г. создала комитет специалистов, который предложил пересмотреть правила обращения с заключенными. Пересмотренный проект правил был передан в ООН . Обновленный вариант Минимальных стандартных правил обращения с заключенными был принят на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в г. Женеве (Швейцария) 30 августа 1955 г. и одобрен Экономическим и Социальным Советом в его резолюциях от 31 июля 1957 г. и 13 мая 1977 г. Тогда подчеркивалось, что Минимальные стандартные правила являются только рекомендацией, не имеющей силы закона. Государства, которые подписали резолюцию, брали на себя обязанность соблюдать описанные в ней нормы и каждые пять лет представлять доклад о соответствии своей пенитенциарной системы нормам Минимальных стандартных правил .

В настоящее время Минимальные стандартные правила обращения с заключенными – один из наиболее полных и подробных документов международного характера, определяющих основы обращения с лицами, лишенными свободы. Они структурированы: состоят из 95 статей, делятся на две части (таблица 1).

Таблица 1. – Структура и содержание Минимальных стандартных правил обращения с заключенными

Важно заметить, что все Минимальные стандартные правила приняты в форме резолюций Генеральной Ассамблеей ООН. Это означает, что документы, принятые ООН в лице одного из ее главных органов, с точки зрения юридической силы являются рекомендациями, т.е. для стран-участников они носят рекомендательный характер и подлежат учету при разработке и принятию внутригосударственных законов и подзаконных актов .

За время существования Минимальных стандартных правил обращения с заключенными они оказали значительное влияние на пенитенциарную систему и практику в странах, которые согласились с их основными положениями. Вместе с тем за прошедшее время пенитенциарная политика не стояли на месте. В связи с этим весомую роль на сегодняшний день играют аспекты и требования по повышению престижности Минимальных стандартных правил и адаптации их к постоянно меняющимся современным условиям.

На сегодняшний день реформирование УИС протекает в соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года , предполагает соответствие Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными и включает такие направления, как совершенствование уголовно-исполнительной политики, направленной на социализацию осужденных; изменение структуры УИС, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы; осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного; изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе; разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания и другие.

Согласно данным Доклада о результатах и основных направлениях деятельности на 2015 – 2017 гг. Федеральной службы исполнения наказаний по состоянию на 1 января 2015 г. в учреждениях УИС содержалось 671,7 тыс. человек .

Остановимся на некоторых показателях, характеризующих уголовно-исполнительную систему в условиях реформирования. Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 133 больницы различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 58 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией. Показатель первичной заболеваемости среди лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, снизился на 10,5%. На 9,2% уменьшилась численность лиц, состоящих на диспансерном учете по туберкулезу.

В учебном году продолжалась работа по созданию необходимых условий для организации общеобразовательного обучения осужденных к лишению свободы. Количество учреждений, где отсутствуют школы и их филиалы, сократилось на 7,5%. На начало учебного года все осужденные, подлежащие обязательному общему обучению, приступили к учебе.

В учреждениях УИС расширяется спектр телекоммуникационных услуг. В 2014 г. продолжается деятельность по предоставлению разговоров с использованием технологии видеоконференцсвязи, заказу на получение продуктов питания и предметов первой необходимости в интернет-магазине, услуга «Электронное письмо» реализована в 184 учреждениях УИС, справочные терминалы установлены в 514 учреждениях УИС.

Согласно реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 – 2016 гг.)» в 2014 г. введено в эксплуатацию 13 объектов УИС, в т.ч. 35 мест в следственных изоляторах и 600 мест в исправительных учреждениях. Всего за время реализации Программы введено в эксплуатацию 10209 мест в следственных изоляторах и 7800 мест в исправительных учреждениях, в т.ч. построено 9 новых следственных изоляторов. Средний размер площади камер, приходящейся на одного содержащегося под стражей в следственных изоляторах, на 01.01.2015 г. составил 4,3 м2. В 62 территориальных органах ФСИН России жилая площадь, приходящаяся на одного подозреваемого и обвиняемого, соответствует норме, установленной законодательством Российской Федерации.

Особо стоит отметить, что в 2014 г. Минюстом России в целях реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 г. и государственной программы «Юстиция» продолжалась работа по совершенствованию законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний. За этот период принято 45 нормативных актов, направленных на обеспечение прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных .

Таким образом, среди международно-правовых норм по обращению с заключенными признаются, в первую очередь, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, которые являются одним из старейших базовых документов ООН в данной области. В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации ведется активная работа по основным направлениям, предусмотренным Концепцией развития уголовно-исполнительной системы до 2020 г.

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Владимирский Государственный университет»

Факультет Права и психологии

Кафедра «Уголовное право и процесс»

реферат

По дисциплине: «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы»

на тему: Международные стандарты в области прав заключенных и их реализация в российском уголовно-исполнительном законодательстве

Выполнила: ст. гр. ЗЮв-308

Богословская С.С.

Проверил: к.ю.н., доцент

Ашин А.А.

Владимир 2011

Введение…………………………………………………………………………… 3

1. Содержание основных международных стандартов обращения с осужденными………………………………………………………………………………………… 4

1.1. Всеобщая декларация прав человека………………………………….… 5

1.2. Международный пакт о гражданских и политических правах………… 7

1.3. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания……………… 8

1.4. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными…… 9

1.5. Европейские пеницитарные правила………………………………….… 11

2. Реализация международных стандартов в области прав заключенных в российском уголовно-исполнительном законодательстве……………….… 12

Заключение……………………………………………………………………..… 17

Библиографический список……………………………………………………… 18

Введение

Развитие России на современном этапе характеризуется кардинальными изменениями, происходящими в жизни общества. Провозгласив новые приоритеты и принципы взаимоотношений личности и государства (признание прав и свобод человека высшей ценностью, построение правового государства и др.), Конституция РФ гарантировала осужденным к лишению свободы, как и всем гражданам России, права и свободы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами, которые признаются частью правовой системы нашего государства и подлежат применению наравне с национальным законодательством.

Учитывая, что Конституция РФ недвусмысленно провозгласила приоритет общепризнанных принципов и норм международного права над внутригосударственными законодательными актами, то представляется целесообразным рассмотреть вопрос о том, каково же их непосредственное воздействие на правовое положение осужденных к лишению свободы. Анализ международных документов, действующих в рассматриваемой сфере правоотношений, позволяет сделать вывод, что они, по сути, являются своего рода отражением компромисса сторон, участвовавших в их подписании, создавая тем самым сходный правовой режим обеспечения юридического положения рассматриваемой категории лиц. Целью такого международного регулирования является формирование унифицированного законодательства, обеспечивающего осужденным к лишению свободы равные юридические возможности по реализации своих прав и свобод в любом государстве мира.

1. Содержание основных международных стандартов

обращения с осужденными

В соответствии с Конституцией РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Это положение зафиксировано и в УИК РФ: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора».

Существует множество международных соглашений о правах человека, затрагивающих вопросы регламентации правового положения осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Они закрепляют основные моменты, которые являются приемлемыми с точки зрения большинства стран мира и которые должны соблюдаться государствами-участниками данных соглашений. Нас интересует, каковы ключевые идеи, заложенные в них, и что составляет ядро норм, содержащихся в этих международных документах.

Теперь рассмотрим содержание основных международных стандартов обращения с осужденными в местах лишения свободы.

1.1 Всеобщая декларация прав человека

Всеобщая декларация прав человека принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. и является основой международно-правовых документов по правам человека. В ней регламентируются основные принципы естественного права в отношении каждого человека вне зависимости от его гражданства, расовой, национальной принадлежности и половых различий. Ст. 1 Декларации гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Правовое положение осужденных, подозреваемых и обвиняемых регламентируется на общих основаниях прав человека несколькими статьями Всеобщей декларации.

Так, в соответствии с Декларацией, никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию (ст. 5).

Декларация провозглашает равенство всех людей перед законом и право, без всякого различия, на равную защиту закона – «все люди имеют право на равную защиту, от какой бы то ни было дискриминации, нарушающую настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации» (ст. 7).

Статья 8 декларирует право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав, предоставленных ему конституцией или законом.

В соответствии с Декларацией, никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию (ст. 9).

Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом (ст. 10).

Декларация устанавливает принцип презумпции невиновности – каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты (ст. 11).

При анализе международных правовых документов в отношении заключенных, представляется важным обратить внимание на позицию, заложенную в ст. 29, которая определяет не только права, но и обязанности человека перед обществом: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». Следовательно, это важно при определении правовых ограничений в отношении лиц, лишенных свободы. Фактически, осужденный уже нарушил право другого человека или общества в целом, поэтому законно несет ограничения как таковые. При этом, однако, ограничения не должны унижать человеческое достоинство, наносить моральный и физический вред.

Основные принципы Всеобщей декларации прав человека подтверждаются международными соглашениями общего характера, и были положены в основу специальных документов, посвященных правам подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

1.2. Международный пакт о гражданских и политических правах

Международный пакт о гражданских и политических правах запрещает проведение пыток и медицинских или научных опытов над людьми (ст. 7). Статья 9 регламентирует вопрос об аресте исходя из принципа личной неприкосновенности.

Статья 8 Пакта о гражданских и политических правах поясняет понятие «принудительного труда»: термином «принудительный или обязательный труд» в настоящем пункте не охватываются: 1) какая бы то ни было… работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения.

Статья 10 провозглашает гуманное отношение к заключенным:

1. Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности.

2. Пенитенциарной системой предусматривается режим для заключенных, существенной целью которого является их исправление и социальное перевоспитание. Несовершеннолетние правонарушители отделяются от совершеннолетних, и им предоставляется режим, отвечающий их возрасту и правовому статусу.

Часть IV Международного пакта о гражданских и политических правах посвящена Комитету по правам человека.

На основе данных принципов более детально разработаны остальные, специализированные международно-правовые документы, регламентирующие вопросы обеспечения прав человека в правоохранительной деятельности.

1.3. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 г, она содержит преамбулу и три части. В соответствии со ст. 5 Всеобщей декларации прав человека и ст. 7 Международного пакта о политических и гражданских правах конкретизируется цель данной Конвенции – повысить эффективность борьбы против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания во всем мире.

Конвенция обращает внимание на недопустимость пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в уголовно-исправительной системе (ст. 10).

В соответствии с Конвенцией запрещается использовать в судебном процессе показания, полученные под пыткой: «Каждое государство-участник обеспечивает, чтобы любое заявление, которое, как установлено, было сделано под пыткой, не использовалось в качестве доказательства в ходе любого судебного разбирательства, за исключением тех случаев, когда оно используется против лица, обвиняемого в совершении пыток, как доказательство того, что это заявление было сделано» (ст. 15).

Часть II Конвенции посвящена регламентации деятельности Комитета против пыток. Данный Комитет, в состав которого входят представители государств-участников Конвенции, заслушивает доклады о принятых мерах по осуществлению их обязательств согласно Конвенции; вносит замечания по результатам докладов; рассматривает поступающую информацию о возможных случаях применений пыток на территории государств-участников; проводит конфиденциальные расследования, в соответствии с результатами расследования высказывает замечания или предложения государству-участнику, на территории которого имел место негативный факт.

1.4. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными одобрены Экономическим и Социальным Советом в резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 г. и 2076 (IXII) от 13 мая 1977 г. Основная цель Правил – «на основе общепризнанных достижений современной мысли и с учетом основных элементов наиболее удовлетворительных в настоящее время систем изложить то, что обычно считается правильным с принципиальной и практической точек зрения в области обращения с заключенными и управления заведениями». При этом следует обратить внимание, что данными Правилами принимается во внимание «разнообразие юридических, социальных, экономических и географических условий» по причине которых не все правила, возможно, применить повсеместно и одновременно. Они должны, однако, вызывать к жизни постоянное стремление к преодолению практических трудностей, стоящих на пути к их осуществлению, поскольку, в общем и целом они отражают те минимальные условия, которые ООН считает приемлемыми.

В основе Минимальных стандартов лежит принцип равенства всех перед законом и неприемлемости дискриминации, зафиксированной во Всеобщей декларации прав человека (ст. 6).

Руководящие принципы в отношении осужденных основываются на том, что «заключение и другие меры, изолирующие правонарушителя от окружающего мира, причиняют ему страдания уже в силу того, что они отнимают у него право на самоопределение, поскольку лишают его свободы. Поэтому, за исключением случаев, когда сегрегация представляется оправданной или когда этого требуют соображения дисциплины, тюремная система не должна усугублять страдания, вытекающие из этого положения».

Статья 58 определяет цели исполнения наказания в виде лишения свободы с позиции гуманизма, а именно: «Целью и оправданием приговора к тюремному заключению или вообще к лишению свободы является в конечном расчете защита общества и предотвращение угрожающих обществу преступлений. Этой цели можно добиться только в том случае, если по отбытии срока заключения и по возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказывается не только готовым, но и способным подчиниться законодательству и обеспечить свое существование».

Исходя из данных принципов, конкретизируются остальные правила по обращению с заключенными, зафиксированные в соответствующих разделах.

1.5. Европейские пеницитарные правила

Основной точкой отсчета правовых стандартов в отношении заключенных являются Минимальные стандартные правила ООН 1955 г. «Минимальные принципы обращения с заключенными» в европейской версии конкретизируются в Европейских пенитенциарных правилах (European Prison Rules), последняя редакция которых относится к 2005 г. Основные положения данных правил сводятся к следующему:

Исполнение наказания в виде лишения свободы, как в материальном, так и в духовном отношении требует соблюдения человеческого достоинства заключенных без дискриминации по расовому признаку, особенностей вероисповедания, национального или социального происхождения, а также половому признаку.

Работники тюрем призваны следить за охраной здоровья и уважения достоинства заключенных, поощрять их способность вести социально активный образ жизни.

Условия содержания заключенных должны быть достойными и по возможности приближенными к нормальной жизни, т. е. насколько это возможно соответствовать жизни в условиях свободы, а именно: на ночь заключенные должны размещаться в одиночных камерах, а на работе и при проведении досуга находиться в обществе. Предписано содействие внешним законным контактам заключенных, т. е. должны быть обеспечены свидания, обмен корреспонденцией и телефонная связь в неформальной обстановке. Все это должно способствовать более успешной ресоциализации осужденных.

Как отмечается в самом документе, в настоящих Правилах делается особый упор на понятии человеческого достоинства, стремлении администрации мест лишения свободы действовать гуманно и эффективно, значимости роли, которую играет персонал этих учреждений, и внедрении современных методов управления. Эти Правила разработаны для того, чтобы служить практическим пособием для персонала на всех уровнях управления местами лишения свободы, поощрять и направлять его деятельность.

2. Реализация международных стандартов в области прав заключенных в российском уголовно-исполнительном законодательстве

Реализация международных стандартов, касающиеся прав осужденных, в России осуществляется по трем направлениям:

а) посредством формирования соответствующей уголовно-исполнительной политики,

б) через национальное законодательство;

в) в практической деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

С позиции права возможны следующие способы реализации международных стандартов с помощью законодательства: во-первых, прямое действие международных норм; во-вторых, приведение в соответствие с ними национального законодательства.

С учетом временного периода внедрения международных стандартов в практику уголовно-исполнительной системы их можно также разделить на две группы: стандарты, для внедрения которых имеются все условия и стандарты, которые внедряются не сразу, а «при наличии необходимых экономических и социальных условий».

Под влиянием международных стандартов в российском уголовно-исполнительном законодательстве впервые подробно определен правовой статус осужденных (ст. 10 УИК РФ). Так, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации, что отвечает предписаниям ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом. Ранее подобной нормы в законодательстве не было, так как государство не брало на себя обязанность защищать права, свободы и интересы осужденных. Кроме того, УИК РФ в отдельных статьях впервые определяет конкретные важнейшие права и обязанности осужденных, отвечающие требованиям международных стандартов, в частности: право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания наказания, право на вежливое обращение со стороны персонала учреждений, исполняющих наказания; право на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами практически в любые инстанции; запрет на проведение с осужденными медицинских и иных опытов, ставящих под угрозу их жизнь и здоровье; право на охрану здоровья, на социальное обеспечение, личную безопасность, свободу совести и вероисповедания.

Кроме общих положений и принципов, УИК РФ воспроизводит и более конкретные требования и рекомендации международных норм, касающихся, например, классификации осужденных, микросоциальных условий отбывания наказания, режима, труда, воспитательной работы, обучения, подготовки к освобождению и т. д.

Законодательные изменения, происшедшие в России, позволили приблизить условия отбывания наказания в виде лишения свободы к международным стандартам. В частности, осужденным больным, инвалидам, беременным женщинам, кормящим матерям, несовершеннолетним установлены повышенные нормы питания; по желанию эти осужденные могут получать любую платную дополнительную лечебно-профилактическую помощь, кормящим матерям разрешено совместное проживание с детьми; для медицинского обслуживания осужденных организованы лечебно-профилактические учреждения, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, ВИЧ-инфицированных осужденных – лечебно-исправительные учреждения; осужденным предоставлено право на телефонные разговоры, выезд за пределы учреждения, перевод в облегченные условия содержания, проведение длительных свиданий вне колонии; ограничены максимальные сроки пребывания осужденных в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа и т. д.

Отмеченные нововведения российского уголовно-исполнительного законодательства – прямое отражение рекомендаций международных норм права, которые прочно входят в практику деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Однако имеются международные стандарты, практическое применение которых требует определенного времени и соответствующих материальных средств, в частности, это касается:

1. Разработки научно обоснованной классификации осужденных и программ их исправления.

2. Размещения осужденных в отдельных комнатах (камерах).

3. Обеспечения права освобождаемых на эффективную социальную и материальную поддержку после освобождения.

4. Обеспечения отбывания наказания по месту жительства.

5. Строительства новых и реконструкции старых мест содержания под стражей и учреждений, исполняющих наказания.

В соответствии с международными правовыми актами УИК РФ установлены правила трудоиспользования осужденных. В частности, осужденные к лишению свободы обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. В то же время администрация обязана привлекать этих лиц к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности (ст. 103). Кодексом регламентировано также привлечение осужденных к лишению свободы к выполнению бесплатных работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий (ст. 106).

Важнейшим документом в системе международно-правовых актов, касающихся прав заключенных является Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята 4 ноября 1950 г. в Риме). Несмотря на то, что Конвенция относится к документам общего характера, регулирующим права человека в целом, на практике именно к данной Конвенции апеллируют заключенные, чьи права были нарушены, в Европейском суде по правам человека (раздел 1).

Данной Конвенцией учреждается Европейский Суд по правам человека, который на сегодняшний день является наиболее авторитетным и эффективным институтом по защите прав человека; ему посвящен раздел 2.

Рассматривая вопрос реализации прав человека в деятельности современной пенитенциарной системы России, следует обратить внимание на проблемы, с которыми сталкивается Российская Федерация на международном уровне. Выступая гарантом соблюдения прав человека, Российская Федерация несет ответственность за любые нарушения перед международной общественностью. Ратифицировав Европейскую конвенцию по защите прав человека и основных свобод (далее – ЕКПЧ) и протокол № 11, Российская Федерация признала обязательную юрисдикцию Европейской Комиссии и Европейского Суда по правам человека в Страсбурге.

Тем самым Россия стала участником созданного Советом Европы контрольного механизма за соблюдением прав и свобод человека, включающего как работу Единого Европейского суда по правам человека, Комитета Министров СЕ (которые бесспорно имеют приоритет в этой системе), так и деятельность Парламентской Ассамблеи в лице, в первую очередь, Комитета по мониторингу и Бюро ПАСЕ, а также Комиссара СЕ по правам человека.

После ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Россия активно участвует в деятельности Европейского суда по защите прав человека, в том числе, в качестве ответчика. Согласно ст. 45 ЕКПЧ юрисдикция Суда распространяется на все дела, касающиеся толкования и применения Европейской Конвенции по правам человека и, как показывает практика работы суда, он весьма расширительно толкует права и свободы человека, не допуская при этом каких-либо изъятий этих прав со стороны государств-членов Совета Европы.

В соответствии с Европейской конвенцией, «решения Суда должны быть мотивированными» (ст. 51), окончательными (ст. 52), страны-члены СЕ обязуются выполнять решение Суда по любому делу, в котором они являются сторонами (ст. 53). Надзор за их выполнением осуществляет Кабинет Министров (ст. 54).

В юрисдикции Европейского Суда по правам человека находится рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации на нарушение прав человека, в том числе допущенных в следственных изоляторах и исправительных учреждениях ФСИН России.

Контрольный механизм СЕ предоставляет дополнительные возможности российским гражданам по защите своих прав, поскольку ЕКПЧ наделяет их правом непосредственного обращения в Суд, что также соответствует ст. 46 (п. 3) Конституции РФ («каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты»).

Согласно ст. 13 Европейской Конвенции по правам человека, «каждый человек, чьи права и свободы, изложенные в настоящей Конвенции, нарушены, располагает эффективными средствами правовой защиты перед государственными органами, даже если такое нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве».

В споре гражданин – государство Европейская Конвенция предусматривает и фактически поощряет мировое соглашение: «Суд может принять дело к рассмотрению только после того, как Комиссия удостоверится в безрезультативности усилий по дружественному урегулированию дела и в течение трехмесячного срока, предусмотренного статьей 32» (ст. 47).

Вторым шагом по реализации новых принципов уголовно-исполнительной политики стало расширение практики применения наказаний, альтернативных лишению свободы в виде исправительных работ, обязательных работ, штрафов, ограничения свободы.

В-третьих, был предпринят ряд шагов, направленных на улучшение условий содержания в местах лишения свободы.

Заключение

Таким образом, представляется необходимым, обеспечить осуществление международного сотрудничества на базе изучения деятельности зарубежных тюремных систем, форм и методов работы по соблюдению прав человека в отношении лиц, лишенных свободы, апробирования методик обучения персонала, прохождения взаимных стажировок в пенитенциарных учреждениях, внедрения в практику работы территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих наказания, принципов Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод, Европейских пенитенциарных правил.

Проблему условий содержания, возможно, также решить путем ввода в эксплуатацию дополнительных камерных площадей, предусмотренных Концепцией Федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы на 2007–2016 годы».

Для практического решения проблемы применения международных стандартов обращения с осужденными в уголовно-исполнительной системе наиболее актуально следующее: предотвращение запрещенных способов обращения с осужденными, унижающих их человеческое достоинство, т. е. повышение юридической грамотности сотрудников уголовно-исполнительной системы посредством проведения бесед, лекций для недопущения фактов унижения человеческого достоинства осужденных, лишения их законных прав; необоснованного применения спецсредств; доведения и разъяснение сотрудникам практики применения дисциплинарных взысканий за нарушения прав лиц, лишенных свободы.

Библиографический список

Нормативные правовые акты:

5. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1995 года // СПС Консультант плюс.

6. Всеобщая декларация прав человека. //Международный бюллетень о правах человека. Нью-Йорк: ООН, 1984.

7. Конвенция Содружества Независимых Государств «О правах и основных свободах человека» // Российская газета. 1995. 23 июня.

8. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят Генеральной Ассамблеей ООН от 19 декабря 1966 г. // Права человека. М., 2004.

Специальная литература:

Основные принципы обращения с заключенными

Приняты резолюцией 45/111 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года

1. Все заключенные пользуются уважительным отношением ввиду присущего им достоинства и их значимости как людей.

2. Не допускается никакой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или по другому признаку.

3. Желательно также уважать религиозные убеждения и культурные традиции той группы, к которой принадлежат заключенные, во всех случаях, когда этого требуют местные условия.

4. Тюрьмы несут ответственность за содержание заключенных и защиту общества от правонарушений в соответствии с другими социальными целями какого-либо государства и его основополагающими обязанностями по содействию благосостоянию и развитию всех членов общества.

5. За исключением тех ограничений, необходимость которых явно обусловлена фактом заключения в тюрьму, все заключенные пользуются правами человека и фундаментальными свободами, изложенными во Всеобщей декларации прав человека1 и, в том случае если соответствующее государство является участником, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах2, Международном пакте о гражданских и политических правах2 и Факультативном протоколе к нему2, а также такими другими правами, которые изложены в других пактах Организации Объединенных Наций.

6. Все заключенные имеют право участвовать в культурной и образовательной деятельности, направленной на всестороннее развитие человеческой личности.

7. Следует прилагать и поощрять усилия по отмене одиночного содержания в качестве наказания или по ограничению его применения.

8. Необходимо создавать условия, дающие заключенным возможность заниматься полезным вознаграждаемым трудом, что облегчит их реинтеграцию на рынке рабочей силы их стран и позволит им оказывать финансовую помощь самим себе и своим семьям.

9. Заключенные пользуются медицинским обслуживанием, имеющимся в данной стране, без дискриминации в связи с их юридическим положением.

10. С участием и при содействии общественности и социальных институтов и с должным учетом интересов потерпевших создаются благоприятные условия для реинтеграции бывших заключенных в общество в наиболее благоприятных условиях.

11. Изложенные выше Принципы применяются беспристрастно.

1 Резолюция 217A(III).

2 Резолюция 2200A(XXI), приложение.

МИНИМАЛЬНЫЕ

СТАНДАРТНЫЕ ПРАВИЛА

обращения с заключенными

Женева, 30 августа 1955 года

Приняты на первом Конгрессе Организации

Объединенных Наций по предупреждению преступности

и обращению с правонарушителями и одобрены Экономическим

и Социальным Советом в его Резолюциях 663 С (XXIV)

от 31 июля 1957 года и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 года.

Предварительные замечания

Часть I. Общеприменимые правила

Часть II. Правила, применимые к особым категориям

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

1. Нижеследующие правила не имеют целью подробное описание образцовой системы пенитенциарных заведений, а предназначены лишь для того, чтобы на основе общепризнанных достижений современной мысли и с учетом основных элементов наиболее удовлетворительных в настоящее время систем изложить то, что обычно считается правильным с принципиальной и практической точек зрения в области обращения с заключенными и управления заведениями.

2. Принимая во внимание разнообразие юридических, социальных, экономических и географических условий, ясно, что не все эти правила можно применять повсеместно и одновременно. Они должны, однако, вызывать к жизни постоянное стремление к преодолению практических трудностей, стоящих на пути к их осуществлению, поскольку в общем и целом они отражают те минимальные условия, которые Организация Объединенных Наций считает приемлемыми.

3. С другой стороны, они охватывают поле деятельности, где мысль идет постоянно вперед. Они не имеют целью препятствовать проведению опытов и введению практики, совместимых с изложенными в них принципами и направленных на достижение намеченных в них целей. Для центрального тюремного управления будет всегда оправданным допускать отступления от правил в этом духе.

4. 1) Часть I Правил касается общего управления заведениями и применима ко всем категориям заключенных, независимо от того, находятся ли последние в заключении по уголовному или гражданскому делу и находятся ли они только под следствием или же осуждены, включая заключенных, являющихся предметом «мер безопасности» или исправительных мер, назначенных судьей.

2) В Части II излагаются правила, применимые к особым категориям, о которых говорится в каждом разделе. Однако правила, фигурирующие в разделе А, касающиеся осужденных заключенных, следует в равной степени применять и к категории лиц, о которых говорится в разделах В, С и D, при условии, что они не противоречат правилам, разработанным для этих категорий, и улучшают положение последних.

5. 1) Правила не имеют целью регламентировать управление такими заведениями для малолетних, как заведения Борстала или исправительные дома. Тем не менее Часть I может найти применение и в этих заведениях.

2) К категории малолетних следует относить, по крайней мере, всех тех молодых заключенных, которые подлежат компетенции судов для малолетних преступников. Как правило, таких молодых людей не следует приговаривать к тюремному заключению.

ЧАСТЬ I. ОБЩЕПРИМЕНИМЫЕ ПРАВИЛА

Основной принцип

6. 1) Нижеследующие правила следует применять с беспристрастностью. Дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения недопустима.

2) С другой стороны, нужно уважать религиозные убеждения и моральные установки заключенных, принадлежащих к тем или иным группам населения.

Реестр

7. 1) Во всех местах заключения следует иметь реестр в виде переплетенного журнала с пронумерованными страницами, куда должны заноситься в отношении каждого заключенного следующие данные:

а) сведения, касающиеся его личности;

b) причины его заключения и власти, принявшие решение о заключении;

с) день и час его прибытия и выхода из данного места заключения.

2) Никто не может приниматься в тюрьму без действительного приказа о заключении, подробности которого предварительно заносятся в реестр.

Разбивка по категориям

8. Различные категории заключенных содержатся в раздельных заведениях или в разных частях одного и того же заведения, с учетом их пола, возраста, предшествующей судимости, юридических причин их заключения и предписанного обращения с ними. Таким образом:

а) мужчин и женщин следует по возможности содержать в раздельных заведениях; если же мужчины и женщины содержатся в одном и том же заведении, то женщин следует размещать в совершенно отдельных помещениях;

b) неосужденных заключенных следует помещать отдельно от осужденных;

с) лиц, осужденных за невыполнение долговых обязательств, и других заключенных по гражданским делам следует помещать отдельно от лиц, совершивших уголовное преступление;

d) малолетних правонарушителей следует содержать отдельно от взрослых.

Помещения

9. 1) Там, где заключенные ночуют в камерах или комнатах, каждый из них должен располагать отдельной камерой или комнатой. Если по особым причинам, таким, как временная перегрузка тюрьмы, центральному тюремному управлению приходится отказаться от применения этого правила, помещать двух заключенных в одну и ту же камеру или комнату представляется нежелательным.

2) Там, где имеются общие камеры, размещаемых в них заключенных следует подвергать тщательному отбору, чтобы удостовериться, что они способны жить вместе в таких условиях. По ночам следует осуществлять постоянный надзор, совместимый с характером заведения.

10. Все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию.

11. В помещениях, где живут и работают заключенные,

а)

Добавить комментарий