Правила подведомственности дел

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 16

Круг дел, отнесенных законом к разрешению экономическим судом.

Общие правила (критерии) отнесения того или иного дела к компетенции эк суда – ст. 39 ХПК:

1) Характер рассматриваемого спора (дела) – экономическому суду подведомственны дела по хозяйственным экономическим спорам, а также дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной экономической деятельности. Хозяйственный экономический спор – это спор, возникающий при осуществлении предпринимательской или иной хозяйственной экономической деятельности (т.е. и некоммерческой, но связанной с имуществом, деятельности). Предпринимательская деятельность – ст. 1 ГК.

Основной круг вопросов – ст. 41 ХПК – споры, вытекающие из гражданских и иных правоотношений.

2) Субъектный состав спора (дела) – по общему правилу – экономический суд рассматривает дела с участием юрлиц и ИП, т.е. хозяйствующие субъекты, при этом зарегистрированные в установленном законом порядке. Если без регистрации – в экономическом суде не рассматривается. Граждане могут быть субъектами экономического спора в случаях, предусмотренных законодательными актами: ст. 47 ХПК (о создании, прекращении деятельности юридических лиц, по спорам об отказе в госрегистрации юрлица или ИП; экономическая несостоятельность (банкротство)).

Если неподведомственно экономическому суду: экон суд отказывает в принятии искового заявления, либо прекращает производство со ссылкой на абз. 2 ч. 1 ст. 149 ХПК.

Подсудность –относимость дел к рассмотрению какого-то конкретного суда – ст. 1 ХПК.

Специальная родовая подсудность. Разграничение компетенции (между общими и экон судами): Разделы ХПК и ГПК, Пост Пленума ВС и ВХС от 22.06.2000 №4/3, Пост Президиума ВХС от 17.0.2012 №20.

1) Субъектный состав спора:

ОС – хотя бы одна из сторон – гражданин

ЭС – обе стороны – юрлицо или ИП

2) Характер правоотношения:

Общие суды – споры, возникающие из гражданских, семейных, трудовых и иных правоотношений

ЭС – споры, возникающие из гражданских, земельных, финансовых отношений в сфере хозяйственной экономической деятельности.

Общая родовая подсудность:

Правила разграничивают между Верховным судом и экон судами областей (г. Минска).

По общему правилу – дела, относящиеся к компетенции экономических судов, рассматриваются по первой инстанции в эк. судах областей (г. Минска), кроме дел, относящихся к компетенции Верховного суда РБ (дела об оспаривании ……..). Также может Верховный суд принять к своему рассмотрению и иные дела, но это не правило.

По правилам территориальной подсудности определяется конкретный экон суд, рассматривающий дело в рамках одного звена судебной системы. Виды:

1) Общая – иск предъявляется по месту нахождения или по месту жительства ответчика (ст. 49 ХПК);

2) Альтернативная – ст. 50 ХПК; несколько ответчиков в разных областях – любого из ответчиков; реализуются истцом до момента обращения в суд;

3) Исключительная – предполагают установление компетентного экон суда в зависимости от хар-ра дела или объекта спора (ст. 51 ХПК);

4) Договорная – возможность изменения правил общей территориальной и альтернативной подсудности (ст. 52 ХПК); Пост Президиума ВХС 4.03.2005 «О распределении нагрузки(?)» – если это правила не совпадает с общим или альтернативным правилами (местом нахождения ответчика), ВЧС направляет рассмотрение этого дела в другой суд (любой по его усмотрению);

5) По связи дел – в отношении встречного искового заявления (ч. 3 ст. 49 ХПК) – встречный суд, независимо от его подсудности, подается в суд, рассматривающий первоначальный иск.

Ст. 53 ХПК – основания передачи дела из одного суда в другой.

Правовые последствия нарушения при подаче – влечет возврат искового заявления; передача дела в другой исковой суд

1. Гражданские дела весьма разнообразны. В законе и иных нормативных актах невозможно дать исчерпывающий перечень подведомственных суду гражданских дел. Поэтому в ГПК закреплены общие правила подведомственности суду гражданских дел и отдельные исключения из этих правил.

Общие правила подведомственности гражданских дел — это закрепленные в нормах права критерии (признаки), с помощью которых определяется подведомственность дел судам и иным юрисдикционным органам.

Общие правила подведомственности суду гражданских дел закреплены в ч. I ст. 37 ГПК. К ним относятся:

  • а) наличие спора о праве:
  • б) характер правоотношения, из которого вытекает заявленное требование:
  • в) субъектный состав спорного правоотношения.

Судам обшей юрисдикции, как правило, подведомственны дела по спорам о праве. Дела, в которых нет спора о праве, как правило, разрешаются в административном порядке и судам неподведомственны. Например, при отсутствии спора о праве нотариус может выдать свидетельство о праве собственности на долю в общей совместной собственности супругов. Лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, дела бесспорного характера могут быть предметом судебного разбирательства.

В гражданском судопроизводстве спор о праве используется в качестве критерия разграничения дел искового производства и иных видов производств.

По общему правилу к ведению судов общей юрисдикции отнесены споры, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных и других правоотношений. Вместе с тем ряд дел. возникающих из указанных выше правоотношений, в случаях, предусмотренных актами законодательства, разрешаются иными юрисдикционными органами.

Суды общей юрисдикции рассматривают гражданские дела, в которых хотя бы одной из сторон в споре является гражданин. В порядке исключения в случаях, установленных ГПК и другими нормативными актами, к ведению этих судов отнесены дела по спорам, возникающим между юридическими лицами (например, споры о прекращении деятельности политических партий, религиозных организаций и т.д.).

Суды обшей юрисдикции рассматривают дела, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица (ст. 541 ГПК).

Таким образом, наличие спора о праве, характер и субъектный состав спорного правоотношения — основные критерии (признаки), с помощью которых определяется подведомственность суда дел в гражданском процессе. Из этих правил установлены некоторые исключения. Отдельные категории дел, которые в соответствии с общими правилами должны были бы рассматриваться судом, отнесены к ведению других юрисдикционных органов.

  • 2. В гражданском процессе общие правила подведомственности суду дел закреплены в законе применительно к следующим видам судопроизводства:
    • а) исковое производство;
    • б) производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений;
    • в) особое производство;
    • г) приказное производство.
  • 3. В исковом производстве рассматриваются и разрешаются дела:

по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин. за исключением случаев, когда актами законодательства разрешение таких споров отнесено к компетенции других судов или к ведению иных государственных органов, а также иных организаций (п. 1 ч. I ст. 37 ГПК);

по спорам юридических лиц в случаях, установленных ГПК и иными законодательными актами (п. 2 ч. I ст. 37 ГП К);

другие дела искового производства, отнесенные законодательством к компетенции судов (ч. II ст. 37 ГПК).

Подведомственность судам дел искового производства в общем плане можно определить методом исключения: судам подведомственны все дела искового производства кроме тех. которые нормой права отнесены к ведению иных юрисдикционных органов.

4. В соответствии со ст. 335 ГПК судам подведомственны следующие дела, возникающие из административно-правовых отношений:

по жалобам на действия избирательных комиссий в случаях, предусмотренных законом;

по жалобам на отказ внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния;

но жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении;

по жалобам на действия (бездействие) государственных органов, организаций и должностных лиц. ущемляющих права граждан:

по жалобам на решения Апелляционного совета при патентном органе:

иные дела, во шикающие и ( административно-правовых отношений в случаях, предусмотренных законом.

Не подлежат обжалованию в суд обшей юрисдикции решения государственных органов и должностных лиц. имеющие нормативный характер, проверка законности которых отнесена к ведению Конституционного Суда Республики Беларусь.

5. Согласно ст. 361 ГПК в порядке особого производства рассматриваются следующие гражданские дела, подведомственные суду:

об установлении фактов, имеющих юридическое значение:

о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим;

о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности;

об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным:

о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права коммунальной собственности на недвижимую вещь;

о признании наследства выморочным;

о восстановлении прав по документам на предъявителя;

о принудительной госпитализации и лечении граждан;

об усыновлении (удочерении) ребенка:

о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения;

о направлении гражданина в лечебно-трудовой профилакторий.

В случаях, предусмотренных законом, суды в порядке особого производства вправе рассматривать и другие дела (ч. II ст. 361 ГПК).

Не подлежат рассмотрению судом факты, имеющие юридическое значение, если законодательством предусмотрен иной (несудебный) порядок их установления, и заявитель имеет возможность получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие данные факты (ст. 363 ГПК). Так. суды не вправе в порядке особого производства устанавливать факты принадлежности лицу паспорта и свидетельств, выдаваемых органами записи актов гражданского состояния, поскольку законодательством для установления таких фактов предусмотрен административный порядок.

  • 6. В ст. 394 ГПК дан перечень дел приказного производства, подведомственных суду. Приказное производство осуществляется в судебном порядке в случаях, если требование основано на:
  • 1) нотариально удостоверенной сделке:
  • 2) протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенным нотариусом:
  • 3) заявлении о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, если это не связано с установлением отцовства или необходимостью привлечения третьих лиц;
  • 4) заявлении о взыскании с граждан налогов и сборов в доход государства:
  • 5) заявлении о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы:
  • 6) заявлении о взыскании расходов по розыску ответчика или должника.
  • 7) заявлено требование страховщика (страховой организации) о взыскании задолженности по договору страхования:
  • 8) заявлено требование о взыскании задолженности за пользование электроэнергией по договору энергоснабжения;
  • 9) заявлено требование арендодателя о взыскании задолженности по договору проката:
  • 10) заявлено требование о взыскании задолженности за услуги связи:
  • 11) заявлено требование о взыскании в пользу территориальных медицинских объединений средств, затраченных на лечение потерпевших по рассмотренным уголовным делам:
  • 12) заявлено требование о взыскании задолженности в пользу Фонда социальной зашиты населения Министерства труда и социальной зашиты Республики Беларусь;
  • 13) заявлено требование о взыскании расходов, затраченных государством на содержание имен, находящихся на государственном обеспечении, с лица, обязанного возмещать такие расходы, не работающего либо работающего, но не в полном объеме в течение 6 месяцев возмещающего в добровольном порядке по его заявлению указанные расходы;
  • 14) заявлено требование о взыскании с нанимателя, собственника жилого помещения, члена организации граждан-застройщиков и членов их семей задолженности по оплате за пользование жилым помещением, техническое обслуживание и коммунальные услуги, по отчислениям средств на капитальный ремонт жилого дома.

Указанный в законе (ст. 394 ГПК) перечень дел приказного производства, подведомственный суду, носит исчерпывающий характер.

Требование не подлежит рассмотрению в приказном производстве, если возник спор, который невозможно разрешить на основании представленных документов.

7. Суды обшей юрисдикции правомочны рассматривать и другие дела, отнесенные законодательством к их компетенции.

Ввиду количественного и качественного разнообразия гражданских дел на практике имеются трудности при разграничении подведомственности дел между судами и иными юрисдикционными органами.

Подведомственность– отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

Виды подведомственности.
1. Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами. Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т. д.
2. Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде общей юрисдикции или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.
В этой связи различают следующие разновидности множественной подведомственности:
1) альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте);
2) договорная– определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;
3) условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т. е. до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;
4) императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

32 ВОПРОС Общие и специальные правила судебной подведомственности. Правовые последствия нарушения правил судебной подведомственности.

Общие правила подведомственности гражданских дел — это закрепленные в нормах права критерии (признаки), с помощью которых определяется подведомственность дел судам и иным юрисдикционным органам.

Общие правила подведомственности суду гражданских дел закреплены в ч. I ст. 37 ГПК. К ним относятся:

а) наличие спора о праве:

б) характер правоотношения, из которого вытекает заявленное требование:

в) субъектный состав спорного правоотношения.

Законом предусмотрены следующие последствия несоблюдения правил подведомственности:
1) Суд отказывает в принятии заявления (п.1 ч.1 ст.134 ГПК);
2) Производство по ошибочно принятому к производству делу прекращается (абз.2 ст.220 ГПК);
3) Суд рассмотрел дело и вынес решение. Такое решение отменяется, дело прекращается. (ст.365 ГПК)
4) Решение исполнено. В таком случае имеет место быть поворот исполнения решения суда.

Как уже было сказано в статье «Подведомственность дел: понятие и виды», спор может быть рассмотрен не только судом, но и иными органами. Однако окончательный ответ на правовой вопрос могут дать только государственные суды. Именно они осуществляют правосудие от имени Российской Федерации. Кроме того, их решения обязательны к исполнению для всех и каждого (для физических, юридических, иностранных лиц, государственных органов). Неподчинение окончательным судебным выводам является основанием для привлечения нарушителя к юридической ответственности. Но такое решение будет законным и иметь силу только тогда, когда оно вынесено именно тем судом из целой их системы, который уполномочен на то законом. В связи с этим перед тем, как подавать заявление в тот или иной суд, рекомендуется понимать, на какие споры распространяется его юрисдикция, т.е. какие в целом дела он может рассматривать.

Термин «юрисдикция» применительно к судебному органу означает законные рамки его прав и обязанностей по разрешению какой-либо категории дел. В юриспруденции эти категории принято отличать друг от друга по нескольким характеристикам.

Во-первых, по субъектному составу, то есть, кем непосредственно в спорном правоотношении является каждая из его сторон. Ими в споре могут быть физические лица (граждане России, лица без гражданства, иностранные граждане), индивидуальные предприниматели, юридические лица, государство (в лице органов государственной власти или должностных лиц), муниципальные образования. Каждый вышеуказанный субъект может быть стороной в споре с любым другим субъектом.

Во-вторых, по характеру спора. На определение подведомственности дел двум основным ветвям судебной системы – судам общей юрисдикции и арбитражным судам, влияет именно наличие или отсутствие экономического или предпринимательского характера спорного правоотношения. В пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Что касается официального определения экономической деятельности, то ее нет ни в одном законе. Однако значение экономической деятельности шире предпринимательской. Так, экономическая деятельность может и не быть связана с получением прибыли гражданином или организацией в качестве основной цели своей деятельности.

Отталкиваясь от названных характеристик разграничения споров и соответственно юрисдикций судов, ответим на вопрос, как определить подведомственность дел судам общей юрисдикции. Статьей 4 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (далее по тексту – ФКЗ N-1) определены дела, которые рассматривают данные суды. Это все уголовные, а также все гражданские и административные дела за исключением тех, которые рассматриваются другими судами. Общий перечень подведомственных судам общей юрисдикции гражданских дел закреплен в статье 22 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту – ГПК РФ):

  • исковые дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
  • дела, возникающие из публичных правоотношений (ст. 245 ГПК РФ), в которых происходит разрешение правовых вопросов, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами своих властных полномочий;
  • дела особого производства (ст. 262 ГПК РФ).

Что касается субъектного состава дел, подведомственных таким судам, то следует обратить внимание на то, что их юрисдикция не случайно названа «общей». Она является таковой потому, что подать заявление в суд общей юрисдикции может любой из субъектов, перечисленных двумя абзацами выше. Например, каждый дееспособный гражданин независимо от его пола, места рождения и жительства, материального положения и т.д. может инициировать судебное разбирательство при нарушении его прав, свобод и охраняемых законом интересов.

Основным критерием определения подведомственности дел арбитражным судам – возникший спор (правовой вопрос) носит экономический, в том числе предпринимательский характер. То есть спорное материальное правоотношение возникло в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Часть 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее по тексту – АПК РФ) устанавливает вторую классическую характеристику определения подведомственности дела арбитражному суду. Так, спорящими сторонами являются юридические лица или граждане, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – индивидуальные предприниматели. Причем согласно закону, гражданин считается индивидуальным предпринимателем, если он зарегистрирован в таком статусе.

Таким образом, споры с участием физического лица, не обладающего статусом индивидуального предпринимателя, на стороне заявителя и (или) нарушителя не подведомственны арбитражным судам (по общему правилу). Они будут подведомственны судам общей юрисдикции.

Что касается дел с участием юридических лиц, то для определения их подведомственности арбитражным судам, большое значение имеет характер конкретной деятельности организации, в ходе осуществления которой возник спор. Иными словами, носит ли эта конкретная деятельность экономический, в том числе предпринимательский, характер или нет.

Добавить комментарий