Правила производства следственных действий

Понятие и общие правила производства следственных действий

Следственными действиями в широком смысле называются действия, которые обусловлены уголовно-процессуальным законом, проводимые органом расследования в целях решения стоящих перед ним задач и разрешения уголовного дела. В узком значении под следственными действиями понимаются такие действия, урегулированные нормами уголовно-процессуального законодательства, осуществляемые дознавателем (следователем) с целью обнаружения, восприятия, собирания, закрепления и проверки фактических данных (доказательств), имеющих значение для уголовного дела.

Общие правила производства следственных действий — это уголовно-процессуальные нормы, регламентирующие каждое следственное действие (ст. 164 УПК). Под общими правилами производства следственных действий понимают требования правовых норм, определяющих условия и порядок подготовки, производства следственных действий и оформления их результатов, а также права и обязанности их участников1Уголовный процесс: Учебник. 2-е изд.. перераб. и доп. / Под ред. С.А. Колосовича, Е.А. Зайцевой. С. 258..

К общим правилам, исходя из содержания ст. 164-170 УПК, следует отнести:

1) правомерность производства следственных действий. Соблюдение данного правила предполагает наличие юридических и фактических оснований для принятия решения и проведения конкретного следственного действия. Во-первых, надо иметь в виду, что практически все следственные действия можно проводить только по возбужденным уголовным делам (исключение составляют осмотр места происшествия, освидетельствование и осмотр трупа). Во-вторых, некоторые следственные действия связаны с требованием вынесения специального постановления, на основании которого допускается их проведение (освидетельствование, обыск, выемка, эксгумация). В-третьих, производство ряда следственных действий, затрагивающих конституционные права и свободы граждан, разрешается только при соблюдении особых условий, гарантирующих их законность и обоснованность. В соответствии с ч. 2 ст. 29 УПК только на основании судебного решения допускается проведение таких следственных действий, как осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыск и выемка в жилище, личный обыск, выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, и других.

Однако закон устанавливает исключения из этого правила и в случаях, не терпящих отлагательства, разрешает производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также выемку вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, на основании постановления дознавателя без получения судебного решения. В этом случае дознаватель в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия должен направить судье и прокурору письменное уведомление об этом, приложив к нему копии постановления о производстве следственного действия и его протокола для проверки законности принятого решения;

2) соблюдение принципов уголовного судопроизводства. Соответствующая группа правил связана с необходимостью уважения чести и достоинства участвующих в следственных действиях лиц, охраны конституционных прав и свобод личности, а также обеспечения их безопасности. Закон запрещает при производстве следственных действий применение насилия, угроз и иных незаконных мер. Кроме того, не допускается производство следственных действий или привлечение для участия в них отдельных лиц, если имеется опасность для их жизни и здоровья. По общему правилу, следственные действия должны производиться в дневное время. В ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) проведение следственных действий допускается только в случаях, не терпящих отлагательства;

3) участие в проведении следственных действий предусмотренных законом лиц. В производстве следственных действий могут принимать участие различные лица, процессуальное положение которых установлено законом. Поэтому дознаватель, привлекая к проведению следственных действий участников уголовного судопроизводства, обязан удостовериться в их личности, разъяснить им права, ответственность, а также порядок производства следственного действия. Потерпевший, свидетель, эксперт или переводчик предупреждаются также об уголовной ответственности за заведомо ложные показания или отказ отдачи показаний, за заведомо ложное заключение или неправильный перевод (ст. 307, 308 УПК).

Определение круга участников конкретного следственного действия относится к полномочиям дознавателя. Однако законом предусмотрены случаи, когда участие понятых, специалиста и переводчика является обязательным. Однако и из этого правила закон допускает исключения, разрешая проведение некоторых следственных действий без участия понятых в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, когда их производство связано с опасностью для жизни и здоровья людей. В этом случае в протоколе следственного действия делается соответствующая запись, а для фиксации его хода и результатов должны применяться по возможности технические средства.

Участие специалиста определяется ст. 168 УПК, которая устанавливает общее право дознавателя привлечь к участию в любом следственном действии лицо, обладающее специальными знаниями, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, в применении технических средств, исследовании материалов уголовного дела, а также для постановки вопросов эксперту или для разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию. Врач является обязательным участником освидетельствования, когда оно сопровождается обнажением лица противоположного дознавателю пола (ч. 4 ст. 179 УПК). Также обязательно участие педагога в случаях допроса потерпевшего или свидетеля, не достигших 14-летнего возраста (ч. 1 ст. 191 УПК).

Если кто-либо из участников следственного действия не владеет или недостаточно владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу, должно быть обеспечено участие переводчика (ст. 169 УПК). Закон также предусматривает право дознавателя привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается ответствующая отметка в протоколе. В качестве такого лица, как правило, выступают оперативные уполномоченные органов дознания, которые по поручению дознавателя могут проводить необходимые оперативно-розыскные мероприятия, а также оказывать ему содействие в производстве следственного действия;

4) обязательность ведения протокола следственного действия. Одно из важных проявлений установленного законом процессуального порядка — письменная форма отражения (фиксация) процессуальной деятельности с обязательным соблюдением установленной законом структуры и содержания составляемых процессуальных документов. Для этого в ходе или непосредственно после окончания производства следственного действия должен быть составлен протокол. Протоколы следственных действий должны соответствовать требованиям закона к порядку их составления и содержанию. Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. Структурно содержание протокола следственного действия состоит из вводной, описательной и заключительной частей.

Во вводной части указываются: наименование протокола; дата и место составления; время начала и окончания следственного действия с точностью до минуты; данные о лице (должность, фамилия и инициалы), составившем протокол; фамилия, имя, отчество и адрес каждого лица, участвовавшего в следственном действии; факт разъяснения участникам их прав и обязанностей, порядка производства следственного действия, а также предупреждения об ответственности, что удостоверяется подписями участников следственного действия. В случае применения технических средств в протоколе должно быть отмечено, что лица, участвующие в следственном действии, были заранее об этом предупреждены.

Описательная часть протокола следственного действия должна содержать подробное описание действий дознавателя в том порядке, в каком они производились; выявленные при этом существенные для данного уголовного дела обстоятельства; заявления лиц, участвовавших в следственном действии. Если при производстве следственного действия применялись технические средства, то необходимо указать, какие это средства, условия и порядок их использования, объекты, к которым они были применены, и полученные результаты.

В заключительной части отмечается факт предъявления протокола для ознакомления всем лицам, участвовавшим в следственном действии, а также разъяснения им права делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Протокол подписывается всеми лицами, участвовавшими в следственном действии, и дознавателем. При отказе кого-либо из участников следственного действия подписать протокол дознаватель вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется подписью дознавателя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии. Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое заносится в протокол. Если подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или свидетель в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии защитника, законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания;

5) применение технических средств при производстве следственных действий. В процессе проведения следственных действий могут использоваться технические средства, увеличивающие поисковые и иные возможности человека. Поэтому закон предусматривает их применение дознавателем или специалистом, участвующим в производстве следственного действия. По смыслу закона все технические средства можно разделить на три группы: используемые для обнаружения следов, предметов и документов, их закрепления, изъятия и исследования (различные криминалистические средства); применяемые для фиксации хода и результатов следственных действий (фото- и киноаппараты, аудио- и (или) видеотехника); технические средства изготовления протоколов или их копирования (пишущие машинки, компьютеры, множительная техника). Полученные в результате применения технических средств фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, слепки и оттиски следов, а также стенограмма и стенографическая запись прилагаются к протоколу следственного действия и хранятся при уголовном деле. Эти материалы имеют доказательственное значение только в совокупности с протоколом, в котором о них должна содержаться необходимая информация, а также указание на применявшиеся для их получения средства;

6) обеспечение безопасности. Реализация названного правила направлена на осуществление принципа охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве (ст. 11 УПК). Речь идет об обеспечении безопасности потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц. При наличии достаточных оснований полагать, что этим лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными противоправными деяниями, дознаватель вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности (ч. 9 ст. 166 УПК). Для этого дознаватель с согласия прокурора выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу.

Специальные условия проведения следственных действий. Для всякого следственного действия законом предусмотрены специальные условия, наличие которых позволяет правильно выбрать нужное следственное действие в каждой конкретной ситуации.

Специальным условием для допроса обвиняемого является предъявление обвинения (ч. 1 ст. 173 УПК); для проведения опознания — предварительный допрос опознающего лица об обстоятельствах, при которых они видели предъявленные для опознания лицо или предмет, а также о приметах и особенностях, по которым они могут его опознать (ч. 2 ст. 193 УПК); одним из специальных условий для проведения экспертизы служит предварительное ознакомление подозреваемого, обвиняемого и его защитника с постановлением о ее назначении (п. 1 ч. 1 ст. 198 УПК) и т.д. В качестве специального условия для проведения следственных действий может также рассматриваться отсутствие у соответствующего лица дипломатической неприкосновенности (ч. 2 ст. 3 УПК).

Одним из элементов процессуальной формы следственных действий являются меры их обеспечения. Они служат в качестве гарантий их проведения. Нарушения процессуальных норм об основаниях, условиях и правилах производства следственных действий влекут негативные последствия. Для участников процесса это могут быть меры принуждения, штраф или даже уголовная ответственность. Для органов предварительного расследования в качестве основной санкции выступает утрата доказательственного значения результатов следственного действия, т.е. санкция ничтожности (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ; ч. 3 ст. 7. ст. 75 УПК)2Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Следственные действия в российском уголовном процессе: учебное пособие. С.-Петерб. гос. инж.-экон. ун-т (ИНЖЭКОН)- СПб.: СПбГИЭУ. 2004. С. 73..

3.1. Ходатайство о производстве следственного действия, касающегося реализации, утилизации или уничтожения вещественных доказательств, указанных в пунктах 1, 2 (за исключением скоропортящихся товаров и продукции), 3 (за исключением предметов, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или для окружающей среды), 6 — 8 части второй статьи 82 настоящего Кодекса, а также передачи безвозмездно либо реализации вещественных доказательств в соответствии с подпунктами «в» и «г» пункта 9 части второй статьи 82 настоящего Кодекса, рассматривается судьей не позднее чем через 5 суток со дня его поступления в суд. Ходатайство о производстве следственного действия, касающегося реализации, утилизации или уничтожения вещественных доказательств в виде скоропортящихся товаров и продукции, а также предметов, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или для окружающей среды, рассматривается судьей с учетом их особенностей, но не позднее 24 часов с момента поступления ходатайства в суд. При рассмотрении указанных ходатайств в судебном заседании вправе участвовать подозреваемый, обвиняемый, их защитники и (или) законные представители, собственник или иной законный владелец предмета, признанного вещественным доказательством по уголовному делу. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения указанных ходатайств, либо неустановление собственника или иного законного владельца предмета, признанного вещественным доказательством по уголовному делу, не является препятствием для рассмотрения ходатайств судом.

⇐ Предыдущая123456

Судебное разрешение требуется для производства следственных действий, указанных п. 4-9,11 и 12 ч. 2 ст. 29 УПК. Так, на основании судебного решения проводятся следующие следственные действия:

o производство осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

o производство обыска и (или) выемки в жилище;

o производство выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;

o производство личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК;

o производство выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;

о наложение ареста на корреспонденцию, разрешение на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

o наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

o контроль и запись телефонных и иных переговоров;

o получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

Получение судебного разрешения на производство следственных действий условно делится на следующие этапы:

1. Следователь, дознаватель, в производстве у которых находится уголовное дело, выносят постановление о возбуждении перед судом ходатайства о выдаче разрешения на производство указанных следственных действий. Данное постановление в обязательном порядке должно быть согласовано следователем с руководителем следственного органа, дознавателем с прокурором.

2. Постановление о возбуждении ходатайства направляется в районный или гарнизонный военный суд по месту производства предварительного следствия или дознания. Представляется допустимым обращение военно-следственных органов Следственного комитета РФ в районный суд с указанным ходатайством, если по месту расследования отсутствует военный суд, или наоборот.

3. Постановление следователя рассматривается судьей единолично в судебном заседании не позднее 24 часов с момента поступления ходатайства при возможном участии прокурора, следователя и дознавателя.

4. По результатам рассмотрения ходатайства судья должен вынести одно из следующих постановлений:

— о разрешении производства следственного действия;

— об отказе в производстве следственного действия.

В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, наложение ареста на имущество, указанное в ч. 1 ст. 104.1 УК, не терпят отлагательства, то указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения. В этом случае следователь или дознаватель в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия обязан уведомить судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья не позднее 24 часов с момента поступления указанных процессуальных документов проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со ст. 75 УПК.

Целью последующего контроля за уже состоявшимися осмотром, обыском, выемкой в жилище и личным обыском закон — ч. 2 ст. 165 УПК называет проверку законности постановления органа расследования о их производстве. Она осуществляется путем изучения постановления и протокола следственного действия, представляемых в суд. Однако и в этом случае речь должна идти не только о том, вынес ли следователь такое постановление, являлось ли следственное действие не терпящим отлагательства и т.д., т.е. о соблюдении следователем формальных требований, но и о том, имелись ли достаточные фактические основания для проведения следственного действия. При отсутствии их судья признает следственное действие незаконным, а полученные доказательства – недопустимыми. Иной подход, т.е. признание следственного действия законным только по формальным критериям и с учетом полученного при его проведении положительного результата, может повлечь за собой стремление органов расследования избежать предварительного судебного контроля в расчете на успешное проведение следственного действия, под предлогом его неотложности («победителей не судят»), что во многих отношениях весьма нежелательно.

Во многих странах мира уголовно-процессуальный закон не всегда детально регламентирует сроки выполнения следователем, судьей, прокурором каждого процессуального действия, отмечая, что они должны выполняться в разумные сроки. Закон рассчитывает на высокую нравственность и порядочность субъектов судопроизводства, предостерегает от бюрократизма и формализма.

Уголовно-процессуальное законодательство Украины должно максимально ориентировать дознавателей, следователей, прокуроров и судей на аналогичное поведение при осуществлении правосудия по уголовным делам.

Рассмотрим, соблюдаются ли в Украине сроки, предусмотренные УПК при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел, являются ли эти сроки реальными для обеспечения прав и свобод человека. В соответствии с законами Украины «О статусе судей», «О судоустройстве Украины» при осуществлении правосудия необходимо соблюдать Конституцию и законы Украины, обеспечивать полное, всестороннее и объективное рассмотрение судебных дел с соблюдением установленных законом сроков. На необходимость своевременного и качественного рассмотрения судебных дел обратил внимание судей Пленум Верховного Суда Украины в своем постановлении «О сроках рассмотрения судами Украины уголовных и гражданских дел». В нём подчеркнуто, что преднамеренное нарушение процессуального закона или недобросовестность, если это повлекло несвоевременное рассмотрение и волокиту при рассмотрении дел и существенно ограничили права и законные интересы граждан, следует рассматривать с учетом конкретных обстоятельств как неподобающее выполнение профессиональных обязанностей судьи.

Как предусматривает ст. 2 УПК — заданием уголовного судопроизводства является быстрое и полное раскрытие преступлений, разоблачение виновных и обеспечения правильного применения закона, с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление, был привлечен к ответственности и ни один невинный не был наказан.

Уголовно-процессуальное законодательство регламентирует сроки рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, осуществления дознания, расследования дел, содержания обвиняемого под стражей, судебное разбирательство, ознакомление с протоколом судебного заседания, назначения дел к рассмотрению в апелляционной инстанции и проведению ряда других действий. В частности, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 97 УПК прокурор, следователь, орган дознания или судья, обязаны принимать заявления и сообщения о совершенных или подготавливаемых преступлениях и не позже трехдневного срока вынести соответствующее решение. Если необходимо проверить заявление или сообщение о преступлении до возбуждения дела, такую проверку осуществляют орган дознания, следователь или прокурор в срок не больше десяти дней путем отобрания объяснений от отдельных граждан или должностных лиц или истребования необходимых документов (ч. 4 ст. 97 УПК).

На первый взгляд указанных сроков достаточно для решения вопросов, связанных с возбуждением уголовного дела. Но это только на первый взгляд. Эта норма закона не учитывает реалии жизни. Во многих случаях заявления о преступлениях, особенно хозяйственных, финансовых, требуют обоснованных ревизий, анализа хозяйственной деятельности. Для их проведения нужные месяцы. Иногда документы, необходимые для решения вопроса о беспочвенности заявления о преступлении, нужно истребовать из других регионов, других стран. Все это требует увеличения времени для решения вопросов о возбуждении уголовного дела.

Согласно ст. 108 УПК по делу о преступлении, которое не является тяжким или особо тяжким, дознание осуществляется в срок не более десяти дней, начиная с момента установления лица, которое его совершило. Причем этот срок является окончательным и не может быть продолженным. В указанное время органы дознания обязаны выполнить необходимые следственные и оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления всех признаков преступления и всех лиц, которые его совершили: выявление свидетелей и потерпевших лиц, причастных к совершению преступления, установление мест хранения предметов и документов, важных для следствия и суда, задержать подозреваемого в совершении преступления, провести его допрос, а поскольку подозреваемый имеет право на защитника, то обеспечить выполнение закона в этой части. Из-за того, что сроки для рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях и проведении дознания очень сжатые, на практике они часто нарушаются. Более того, иногда задерживают лиц, не причастных к совершению преступления, помещают в изоляторы временного содержания, чем незаконно лишают их свободы. Вопреки требованиям ст. 106 УПК протоколы о задержании таких лиц не всегда составляются. Все это приводит к нарушению прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ч. 1 ст. 120 УПК досудебное следствие в уголовных делах должно быть закончено в течение двух месяцев. В этот срок включается время с момента возбуждения уголовного дела и направление его прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера или прекращении или приостановлении производства по делу.

Сроки, установленные УПК, вычисляются часами, сутками (днями) и месяцами. При исчислении сроков не берутся к вниманию тот день и и час, от которых начинается срок. При исчислении срока сутками, срок заканчивается в 24 часа последних суток. Если соответствующее действие надлежит провести в органах дознания, досудебного следствия или в суде, то срок заканчивается в установленное время окончания рабочего дня в этих учреждениях.

При исчислении сроков месяцами срок заканчивается в соответствующее число последнего месяца.

Подавляющее большинство установленных в уголовно-процессуальном законе сроков вычисляются сутками, особенно на стадиях возбуждения уголовного дела и досудебного следствия. Например, при возбуждении уголовного дела, орган дознания и следователь обязаны не позже суток направить прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству или об отказе в возбуждении такого дела (п. 2 ст. 100 УПК).

В некоторых случаях закон устанавливает немедленный и почасовой срок для совершения определенного процессуального действия. Такой срок, например, установлен для розыска обвиняемой лица, которого разыскивают и относительно которого избрано в порядке меры пресечения содержание под стражей. При задержании такого обвиняемого орган розыска немедленно докладывает об этом прокурору по месту задержания. Прокурор обязан в таких случаях в течение двадцати четырех часов проверить, на самом ли деле задержано то лицо, которое разыскивается, и, удостоверившись в наличии законных оснований для ареста, дает санкцию на отправление арестованного этапом к месту осуществления следствия (ч. 3 ст. 139 УПК). В таком же порядке проводится допрос подозреваемого, если к нему была избрана мера пресечения в виде взятия под стражу, а при невозможности немедленного допроса — не позже двадцати четырех часов после задержания (ч. 2 ст. 107 УПК).

Статья 89 УПК, которая устанавливает вообще порядок вычисления сроков при производстве по уголовному делу, содержит указание относительно вычисления сроков, окончание которых приходится на нерабочий день, — последним днем срока считается следующий рабочий день. Если окончание срока, который исчисляется месяцами, приходится на тот месяц, который не имеет соответствующего числа, то срок заканчивается в последний день этого месяца.

Необходимо добавить, что срок не считается пропущенным, если жалоба или другой документ сданы до окончанию срока на почту, а для лиц, которые содержатся под стражей, — если жалоба или другой документ сданы администрации места досудебного заключения.

В уголовно-процессуальных нормах, которые устанавливают срок для выполнения определенного действия, часто указывается определенный момент, который необходимо учитывать при вычислении сроков. Например, если провести допрос обвиняемого немедленно нет возможности, то он должен быть допрошен не позже суток после предъявления ему обвинения (ч. 1 ст. 143 УПК). При применении меры пресечения к подозреваемому обвинение ему должно быть предъявлено не позже десяти суток с момента применения меры пресечения. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, мера пресечения отменяется (ч. 4 ст. 148 УПК).

Обвинение должно быть предъявлено не позже двух дней с момента вынесения следователем постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого и в любом случае не позже дня явки обвиняемого или его привода (ст. 133 УПК).

Определение в подобных случаях момента для вычисления срока ограничивает и не устраняет действие общего порядка вычисления сроков. Напротив, этот момент является необходимым производным положением для правильного вычисления данного конкретного срока, поскольку он дает возможность четко и точно определить время или сутки, с которых необходимо вычислять срок.

Например, при вычислении срока допроса подозреваемого не учитывается то время, во время которого проведено задержание, при вычислении срока предъявления обвинения учитываются те сутки, во время которых вынесено постановление относительно привлечения в качестве обвиняемого и тому подобное. В первом случае вычисление срока начинается с текущего времени, во втором — со следующих суток.

1. Следственные действия, предусмотренные статьями 178 частью третьей, 179, 182 и 183 настоящего Кодекса, производятся на основании постановления следователя.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)

2. В случаях, предусмотренных пунктами 4 — 9, 11 и 12 части второй статьи 29 настоящего Кодекса, следственные действия производятся на основании судебного решения.

(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 143-ФЗ)

3. Производство следственного действия в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

4. При производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц.

4.1. При производстве следственных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 159 частями первой — четвертой, 159.1 — 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 159 частями пятой — седьмой, 171, 171.1, 171.3 — 172.2, 173.1 — 174.1, 176 — 178, 180, 181, 183, 185 — 185.4 и 190 — 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, не допускается необоснованное применение мер, которые могут привести к приостановлению законной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в том числе не допускается необоснованное изъятие электронных носителей информации, за исключением случаев, предусмотренных частью первой статьи 164.1 настоящего Кодекса.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 533-ФЗ)

5. Следователь, привлекая к участию в следственных действиях участников уголовного судопроизводства, указанных в главах 6 — 8 настоящего Кодекса, удостоверяется в их личности, разъясняет им права, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия. Если в производстве следственного действия участвует потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик, то он также предупреждается об ответственности, предусмотренной статьями 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации. Если в производстве следственного действия по уголовному делу в отношении соучастников преступления участвует лицо, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство в связи с заключением с ним досудебного соглашения о сотрудничестве, то оно предупреждается о предусмотренных главой 40.1 настоящего Кодекса последствиях несоблюдения им условий и невыполнения обязательств, предусмотренных досудебным соглашением о сотрудничестве, в том числе в случае умышленного сообщения ложных сведений или умышленного сокрытия от следствия каких-либо существенных сведений.

(в ред. Федерального закона от 30.10.2018 N 376-ФЗ)

6. При производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств. Перед началом следственного действия следователь предупреждает лиц, участвующих в следственном действии, о применении технических средств.

(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)

7. Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.

8. В ходе производства следственного действия ведется протокол в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса.

Добавить комментарий