Правительство несет ответственность

За свою деятельность Правительство РФ несет ответственность, ко-торая имеет прежде всего политический характер и выражается в увольнении Правительства в отставку. Оно может нести также гражданско-правовую ответственность, если его незаконными актами причинен материальный ущерб юридическим или должностным физическим лицам.

Возможна уголовная ответственность министров за совершение ими преступлений при исполнении служебных обязанностей (за общеуголовные преступления министры отвечают как обычные граждане).

Политическую ответственность Правительство несет перед Президентом РФ и перед парламентом (перед Государственной Думой).

Ответственность перед Президентом РФ имеет абсолютный характер. Он вправе уволить Правительство в отставку в любой момент по своему усмотрению вне связи с какими-то обстоятельствами, указанными в Конституции РФ. Практически это происходит в связи с увольнением в отставку Председателя Правительства (премьер-министра). Президент РФ Б.Н.Ельцин неоднократно увольнял по своему усмотрению Председателя Правительства в отставку, часто даже без объяснения причины (такого объяснения не требуют ни Конституция РФ, ни Федеральный конституционный закон о Правительстве).

Президент РФ может также уволить Правительство при наличии определенных юридических фактов, предусмотренных Конституцией РФ: при отказе Правительству в доверии или при выражении ему недоверия.

Министры также несут ответственность перед Президентом РФ. «Силовые» министры, министр иностранных дел, некоторые другие руководители служб и ведомств подчинены ему непосредственно и несут ответственность только перед ним. Остальные министры также ответственны перед Президентом РФ, хотя их деятельностью непосредственно руководит премьер-министр и Правительство в целом. Президент неоднократно увольнял отдельных министров из состава Правительства, объявлял выговоры заместителям министров.

Председатель Правительства также объявлял публичные замечания отдельным министрам.

Контроль парламента в отношении Правительства РФ в определенных формах применяется, но ответственность Правительства перед парламентом имеет ограниченный характер. Во-первых, перед Советом Федерации Правительство ответственности не несет. Совет Федерации не вправе отказывать Правительству в доверии и даже ставить этот вопрос. Во-вторых, ответственность Правительства перед Государственной Думой из-за альтернативного полномочия Президента РФ (права уволить или не увольнять при вотуме недоверия) не безусловна. Государственная Дума не может уволить Правительство в отставку даже при двух вотумах недоверия. Это прерогатива Президента. Кроме того, как говорилось выше, вотум недоверия только тогда имеет юридическое значение, когда он внесен дважды в течение трех месяцев. В противном случае он считается недействительным.

Акты и действия Правительства могут быть обжалованы в суд. Так, в 1998 г. Верховный Суд РФ, который организационно обеспечивает деятельность судов РФ, обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой по поводу того, что Правительство РФ (Министерство финансов РФ) не выделяет запланированных средств из бюджета для работы судов. Обжаловались в Конституционный Суд РФ некоторые акты Правительства, затрагивавшие конституци-онные права личности.

Конституционно-правовая ответственность правительства

Конституции России и зарубежных стран предусматривают меры конституционно-правовой ответственности правительства перед главой государства и парламентом.

Отставка правительства является конституционно-правовой санкцией за неудовлетворительную деятельность органа исполнительной власти. Такие конституционные нормы направлены на обеспечение контроля за деятельностью правительства со стороны других высших органов государственной власти и применяются в рамках системы сдержек и противовесов.

Конституция Российской Федерации предусматривает следующие формы конституционно-правовой ответственности Правительства РФ:

  1. отставка (ответственность перед Президентом России);
  2. недоверие (ответственность перед Государственной Думой).

Глава государства может принять решение об отставке Правительства РФ в соответствии со ст. 117 без каких-либо конституционных оснований и после выражения недоверия Правительству РФ Государственной Думой.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству России, во-первых, по собственной инициативе, во-вторых, если вопрос о доверии Правительству ставит его Председатель.

Решение об отставке высшего федерального органа исполнительной власти даже в случае выражения ему недоверия нижней палатой парламента принимает Президент РФ. Указанные конституционные нормы, с одной стороны, ограничивают парламентский контроль в России, с другой стороны предоставляют главе государства слишком широкие конституционные полномочия в механизме сдержек и противовесов.

Анализ норм Конституции России, регулирующих парламентскую ответственность Правительства РФ, позволяет определить следующие особенности конституционного института парламентского контроля за исполнительной властью в России.

В Конституции России отсутствуют конкретные основания для конституционно-правовой ответственности Правительства РФ.

Решение Государственной Думы о выражении недоверия Правительству РФ не влечет его безусловной отставки. Окончательное решение принимает Президент РФ.

Применение конституционно-правовой санкции в виде отставки Правительства РФ осуществляет только Президент РФ.

Другое основание отставки Правительства — это инициатива Президента в принятии такого решения. Возможные причины для отставки Правительства по инициативе Президента в Конституции и других федеральных законах не предусмотрены.

Отдельное основание отставки Правительства РФ — постановка Председателем Правительства РФ перед Государственной Думой вопроса о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

По сути, это основание является политическим и юридическим способом давления на Государственную Думу со стороны Правительства РФ и Президента РФ.

Конституционно-правовую ответственность правительства часто называю политической ответственностью правительства и его членов перед парламентом или главой государства. По сути, это недоверие по политическим мотивам. Политическая ответственность перед парламентом имеет место только при парламентарных и смешанных формах правления, политическая ответственность перед главой государства — при некоторых смешанных и президентской формах правления.

Можно выделить две основные формы парламентского недоверия — вотум недоверия и резолюция порицания. Обе имеют одинаковые последствия — правительство уходит в отставку либо глава государства распускает парламент, назначает выборы, и вновь избранные депутаты решают вопрос о доверии министрам. Наконец, возможны одновременно и отставка правительства, и роспуск парламента.

Вотум доверия либо недоверия выносится по инициативе самого правительства, которое обращается к парламенту за поддержкой. Поставив вопрос о доверии, кабинет министров предлагает парламенту одобрить правительственную политику, проект бюджета или какой-либо законопроект, имеющий принципиальное значение.

Резолюцию порицания парламент принимает по инициативе депутатов, которые не согласны с программой правительства, недовольны проводимой политикой.

Резолюцию порицания вправе предложить не отдельный депутат, а достаточно представительная группа народных избранников (в Испании — не менее 10%, в Португалии — 1/4 депутатов). Обычно правительство имеет определенный промежуток времени между обсуждением проекта резолюции порицания и голосованием по ней. В течение этого срока, который обычно составляет 48 часов и более, правительство имеет возможность повлиять на позицию депутатов.

Недоверие может быть выражено не только всему составу правительства, правительственной программе, но и отдельным, скомпрометировавшим себя министрам (например, в Польше).

Политическая ответственность перед главой государства имеет место обычно в виде смещения правительства или министра.

В большинстве странах предусмотрена солидарная конституционно-правовая ответственность правительства за проводимую политику. В отставку уходят все члены правительства.

В качестве примера конституционного регулирования парламентской ответственности правительства и его членов можно привести часть 1 ст. 111 Конституции Республики Хорватии. «Правительство ответственно перед Президентом Республики и Палатой депутатов Собора Республики Хорватии», в соответствии со ст. 98 Президент Республики вправе смещать с должности Председателя Правительства без каких-либо ограничений.

Конституция Франции предусматривает ответственность Правительства перед Национальным собранием (ст. 49) в форме вынесения резолюция порицания или вотума недоверия по программе правительства или декларации об общей политике.

Конституция Французской Республики устанавливает два вида резолюции порицания:

а) резолюция порицания общего характера (в виде неудовлетворительной оценки деятельности правительства без конкретных конституционных оснований),

б) резолюция порицания в качестве отказа в доверии Правительству в связи с голосованием по какому-либо акту.

Конституция предусматривает сложные условия по началу процедуры внесения резолюции порицания, срокам и количеству в течение сессии. Так, инициатива резолюции порицания общего характера должна быть подписана не менее чем десятой частью депутатов Национального собрания, и голосование по ней может состояться только через 48 часов с момента внесения. Принимается резолюция порицания простым большинством голосов. Депутат Национального собрания не может подписывать более трех резолюций порицания в течение одной и той же внеочередной сессии.

Вотум недоверия как форма конституционной ответственности Правительства Франции перед Национальным собранием инициируется премьер-министром после обсуждения этого вопроса в Совете министров.

Конституционно-правовую (политическую) ответственность следует отличать от других видов юридической ответственности членов правительства, обладающих иммунитетом от судебного преследования.

В тех странах, где за членами правительства признается в той или иной мере иммунитет от судебного преследования, лишение этого иммунитета производится парламентом, после чего возможна обычная установленная законом ответственность.

Например, в Австрии членам Федерального правительства может быть предъявлено обвинение в совершении виновного правонарушения в ходе их официальной деятельности. Такое обвинение предъявляется Национальным советом в присутствии большинства его членов. Негативно оценить политика, выразить ему недоверие и уволить в отставку можно по той простой причине, что его образ действий не устраивает парламент, не соответствует целям депутатов, или же потому, что в парламенте изменился состав партийной коалиции, и даже по подозрению в неблаговидных поступках.

Во Франции члены Правительства несут уголовную ответственность за должностные преступления и проступки в соответствии с уголовным законом перед Судом правосудия Республики.

Правительство РФ в системе государственной власти России.

Лекция № 18.

Тема: «Правительство Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти»

Правительство РФ нельзя рассматривать лишь в качестве тех­нического органа по исполнению федеральных законов или указов Пре­зидента РФ. Правительство самостоятельно должно формировать поли­тику в сфере исполнительной власти и нести ответственность за ее реа­лизацию.

Правительство несет коллеги­альную ответственность, всем своим составом независимости от степе­ни ответственности каждого его члена.

Формирование Правительства начи­нается с назначения его Председателя. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы (ст.111 Конституции РФ). Стабильность и последовательность политики Пра­вительства обеспечивается поддержкой большинства в парламенте.

В случае временного отсутствия Председателя Правительства РФ его обязанности исполняет один из его заместителей. В случае освобождения от должности Председателя Правительства Президент РФ вправе до назначения нового Председателя Правительства поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей Председателя Правительства на срок до двух месяцев.

Согласно ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 12 и 32) глава государства непосредственно и через федеральных министров руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвра­щения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Правительство РФ принимает постановления и распоряжения. Постановления имеют нормативный характер. Распоряжения принимаются по оперативным и иным текущим вопросам деятельности Правительства и не имеют нормативного характера. Правительственные акты подписываются Председателем Правительства РФ. Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суде.

Одним из принципов реализации конституционных полномочий Правительством РФ является непрерывность его деятельности.

Непрерывный срок деятельности Правительства в одном составе не может превышать четыре года, поскольку с избранием нового Президен­та прежнее Правительство слагает свои полномочия. Этот срок может быть и меньше, в случаях досрочного прекращения исполнения Прези­дентом своих полномочий или отставки Правительства.

Ответственность Правительства является конституционно-правовой. Она наступает, как правило, без наличия в действиях Правительства состава правонарушения, а вследствие неэффективности его деятельно­сти, расхождения взглядов на проведение политического курса и др.

Правительство несет конституционно-правовую ответственность, как перед Президентом, так и перед Государственной Думой. В России оно несет коллективную (солидарную) ответственность. Правительство рас­сматривается как команда единомышленников, проводящая общий по­литический курс. Отрицательная оценка деятельности одного из членов Правительства означает распространение этой оценки на все Правительство. Освобождение от должности Председателя Правительства влечет за собою отставку всех его членов.

Президент РФ может отправить Правительство РФ в отставку в лю­бое время и по любым основаниям и даже без таковых. Это конституци­онное право главы государства не конкретизировано ни в Конституции РФ, ни в конституционном законодательстве.

Конституция РФ предусматривает два варианта постановки и ре­шения вопроса о доверии Правительству: по инициативе Государ­ственной Думы (ч. 3 ст. 117) либо по инициативе Правительства (ч. 4 ст. 117).

Правительство может по собственной инициативе подать в отставку. Возможны и иные основания отставки всего Прави­тельства, например, вследствие прекращения исполнения полномочий Председателем Правительства (ст. 7 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).

В соответствии с Конституцией РФ порядок отставки и освобожде­ния от должности заместителей Председателя Правительства, федераль­ных министров, являющихся членами Правительства, совпадает с по­рядком их назначения, т. е. Президент освобождает от должности ука­занных лиц по предложению Председателя Правительства (п. «г» ст. 83).

Полномочия правительства

Полномочия правительства как высшего органа исполнительной власти общей компетенции достаточно широки. Они охватывают важнейшие вопросы государственной жизни, традиционно относящиеся к полномочиям исполнительной власти, исходя из границ между исполнительной, законодательной и судебной властями.

Полномочия:

· формирование государственного аппарата и руководство

его деятельностью (направление и координация деятельности аппарата через министерства, департаменты и другие ведомства);

· участие в законодательной деятельности (использование делегированного законодательства, проявление законодательной инициативы);

· исполнение законов (активные действия правительства по претворению обязывающих предписаний законов, самостоятельная нормотворческая деятельность);

· составление и исполнение бюджета (здесь инициатива и полномочия всецело принадлежат правительству);

· осуществление внешней политики (контролирует и направляет деятельность всех органов, осуществляющих внешнеполитические функции, комплектует дипломатический и консульский аппарат, определяет контингенты вооруженных сил, руководит деятельностью органов внешней разведки, ведет международные переговоры, заключает международные договоры и соглашения);

· полномочия в условиях чрезвычайного положения (во многих странах действует специальное законодательство (Великобритания, США, ФРГ и т.д.).

Глава правительства

Названия главы правительства бывают различны, однако в большинстве стран он именуется премьер-министром (Великобритания, Франция). В других странах глава правительства назы-вается председателем Совета министров (Италия), председателем

Правительства (Испания, Чехия), министром-председателем (Бол-

гария), федеральным канцлером (Германия и Австрия).

Глава правительства наделен большими полномочиями:

· устанавливает число министерских постов, формирует правительство, осуществляя назначение и смещение его членов;

· вносит на рассмотрение парламента законопроекты;

· докладывает парламенту об общем состоянии государственных дел и внешних сношений;

· осуществляет контроль и наблюдение за различными отраслями управления;

· организует проведение в жизнь законов, ведение государственных дел;

· руководит внешней политикой, заключает договоры;

· организует гражданскую службу;

· составляет бюджет и вносит его на рассмотрение парламента;

· издает правительственные указы;

· принимает решения о всеобщих и частных амнистиях, смяг-

чении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах. По общему правилу, министры, как члены правительства,должны подчиняться главе правительства. В последние годы отмечается усиление роли премьер-министра и ограничение коллегиальности в его работе.

9. Ведомства и их руководители

Ведомство — это государственный орган исполнительной власти специальной компетенции, то есть специализированный в определенной сфере государственного управления, обладающий именно в этой сфере установленными властными полномочиями. Номенклатура ведомств различна и зависит от национальных традиций. Ведомства могут быть:

· правительственные (их руководители входят в состав правительства):

1. министерства;

2. департаменты;

3. секретариаты;

4. государственные комитеты (в социалистических странах).

В составе министерств (и аналогичных им органов) иногда создаются крупные самостоятельные подразделения с разными наименованиями, возглавляемые государственными секретарями или иными должностными лицами подобного ранга.

· неправительственные (руководители в состав правительства не входят):

1. комиссии;

2. комитеты;

3. советы;

4. агентства;

5. бюро и т.д.

Эти ведомства могут быть, как подчинены правительству, так и быть независимыми (вспомогательные органы при парламентах).

Члены правительств в большинстве случаев именуются министрами (от лат. minister — подручный, служитель). Для руководителей ведомств, особенно правительственных, а также иных членов правительств часто устанавливаются определенные привилегии и иммунитеты (для глав правительств, разумеется, тоже и в первую очередь).

Устанавливается для них иногда и несовместимость с определенными публичными функциями и частными занятиями.

В странах с парламентарной формой правления, как правило, члены правительства должны быть парламентариями или даже

депутатами только нижней палаты (Великобритания, Индия, Германия), а при смешанных формах правления характерна несовместимость членства в правительстве с парламентским мандатом (Болгария, Австрия, Франция, США).

Ответственность правительства и его членов

Надо различать политическую ответственность правительства и его членов перед парламентом или главой государства (ответственность за политику) и юридическую их ответственность за правонарушения.

Политическая ответственность перед парламентом имеет место только при парламентарных и смешанных формах правления, по литическая ответственность перед главой государства — при не-

которых смешанных и президентской формах правления, а ответственность за правонарушения — при любых.

Формы политической парламентской ответственности:

· отказ в доверии;

· вотум недоверия парламента;

· ответственность за неисполнение бюджета (неутверждение парламентом отчета об исполнении бюджета влечет в нормальных условиях отставку правительства).

Политическая ответственность перед главой государства имеет место обычно в виде смещения правительства или министра.

Во многих странах ответственность правительства за проводимую политику — солидарная: при неодобрении этой политики в отставку уходят все члены правительства, даже если кто-то из них в чем-то с этой политикой не соглашался. Выносить такие разногласия на общий суд нельзя; если такое случится, это влечет отставку соответствующего члена правительства.

Ответственность за правонарушения (в тех странах, где за членами правительства признается иммунитет от судебного преследования, лишение этого иммунитета производится парламентом, после чего возможна обычная установленная законом ответственность):

· государственная измена;

· должностные правонарушения

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • • правовые основы ответственности Правительства РФ;
  • • понятие и виды юридической ответственности Правительства РФ;

уметь

  • • выявлять системные связи между правовыми источниками, регулирующими ответственность Правительства РФ;
  • • правильно применять полученные знания при разрешении коллизий нормативных правовых актов;
  • • критически оценивать нормы права, действующие в сфере ответственности Правительства РФ;
  • • применять полученные теоретические знания к конкретным ситуациям, связанным с ответственностью Правительства РФ;
  • • составлять проекты юридических документов по привлечению к ответственности органов Правительства РФ;

владеть

• общекультурными, профессиональными и научно-исследовательскими компетенциями.

В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве

Российской Федерации» Правительство РФ является органом государственной власти РФ, осуществляющим исполнительную власть Российской Федерации. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство РФ в своей деятельности руководствуется рядом принципов, в том числе верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, ответственности.

Ответственность Правительства, перечень применяемых мер ответственности обусловлены особенностями правового статуса Правительства РФ.

Мнения ученых

«…У Правительства РФ в рамках нынешней Конституции РФ 1993 года нет реальных возможностей проводить самостоятельную от Президента РФ политику». Ответственность 11равительства «наступает, как правило, без наличия в действиях Правительства России состава правонарушения, а вследствие неэффективности деятельности Правительства России, расхождения взглядов на проведение политического курса».

Вопрос о единстве взглядов по поводу проводимого президентом и правительством политического и экономического курса уже возникал в новейшей Российской истории и закончился отставкой вице-премьера, министра финансов РФ. «Любой сомневающийся в курсе президента, правительства или любой человек, который имеет свой жизненный план, вправе обратиться ко мне с заявлением, но это нужно делать открыто. Любую безответственную болтовню мне придется пресекать, и я буду принимать все необходимые решения вплоть до 7 мая следующего года», – сказал Д. А. Медведев, предложивший до этого вице-премьеру, министру финансов Алексею Кудрину подать в отставку, если он не согласен с Президентом.

На примере ответственности Правительства РФ очень сильно проявляется взаимосвязь юридической и политической ответственности, негативной (ретроспективной) и позитивной ответственности.

Мнения ученых

«…»Прямая” обязанность Председателя Правительства РФ, закрепленная в части 1 статьи 112 Конституции РФ, означает не только должное поведение, но и получение позитивного результата в форме представления оптимальной, реальной, вписывающейся в систему органов государственной власти, структуры федеральных органов. В противном случае Президент РФ вправе поставить вопрос о конституционной ответственности Председателя Правительства в форме отрицательной оценки представленного документа», – пишет Н. М. Колосова.

Можно выделить следующие меры ответственности:

  • – отставка Правительства;
  • – отставка Председателя Правительства;
  • – отставка члена Правительства;
  • – отмена решения Правительства.

В ст. 35 Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ» предусмотрены основания отставки Правительства РФ и сложения им своих полномочий. И в том и в другом случае речь идет о прекращении полномочий. В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

О сложении полномочий Правительства РФ в Конституции РФ (ст. 116) и в Законе говорится только в контексте вступления в должность вновь избранного Президента РФ. Предусматривается, что решение о сложении Правительством РФ своих полномочий оформляется распоряжением Правительства РФ в день вступления в должность Президента РФ. Очевидно, что речь не идет о применении мер ответственности.

Во всех остальных случаях употребляется термин «отставка Правительства РФ», причем основаниями отставки могут быть как обычная правомерная деятельность, так и правонарушения.

Отставка Правительства РФ. Отставка Правительства РФ возможна в следующих случаях.

1. Заявление Правительства РФ об отставке (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ). В этом случае нет состава правонарушения, применение мер юридической ответственности не наступает.

Пример

  • 12 сентября 2007 г. на встрече в Кремле Михаил Фрадков обратился к Президенту России Владимиру Путину с просьбой об отставке Правительства. Фрадков обосновал свое решение уйти в отставку «приближающимися крупными политическими событиями в стране и своим желанием предоставить Президенту России полную свободу выбора решений, включая кадровые». Путин не отказал.
  • 2. Решение Президента РФ об отставке Правительства РФ (ч. 2 ст. 117 Конституции РФ). В этом случае необходимо исследовать фактические обстоятельства – при наличии признаков правонарушения речь может пойти о применении мер ответственности.

Пример

На 17 августа 1998 г. Правительством РФ, возглавляемым С. В. Кириенко, было принято решение, повлекшее дефолт. 23 августа 1998 г. объявили об указе Президента РФ, которым правительство Кириенко было отправлено в отставку.

  • 12 мая 1999 г. без объяснения причин Президент РФ Б. Н. Ельцин отправил в отставку правительство Е. М. Примакова.
  • 3. Выражение Государственной Думой недоверия Правительству РФ (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ).

Мнение ученых

Некоторые ученые рассматривают выражение Государственной Думой недоверия Правительству РФ как меру ответственности. «…Негативная оценка деятельности Правительства есть своеобразная реакция парламента, она «отягощает” Правительства и Президента необходимостью свежих действий; она также «отягощает” парламент тем, что необоснованность его требований либо несогласие с ними главы исполнительной власти может повлечь досрочное прекращение полномочий самого парламента».

В Федеральном законе от 5 ноября 1994 г. № 36-ФЗ «О порядке рассмотрения и утверждения федерального бюджета на 1995 год» «было установлено, что в случае неучета Правительством России рекомендаций сводного заключения комитетов и комиссий Государственной Думы по отклоненному в первом чтении Закону о федеральном бюджете Государственная Дума, повторно отклонив законопроект, могла выразить недоверие Правительству. Таким образом, с одной стороны, конкретизирован случай применения конституционной нормы о недоверии (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ), а с другой – впервые игнорирование Правительством России позиции Государственной Думы по концепции федерального бюджета квалифицировано законом как ненадлежащее поведение», – пишет В. А. Виноградов.

Однако следует обратить внимание на то, что даже в случае выражения недоверия окончательное решение принимается Президентом РФ, который может распустить Государственную Думу. Таким образом, выражение недоверия скорее следует рассматривать как предупредительную меру, как меру пресечения.

Н. М. Колосова выделяет предупредительные меры конституционной ответственности, к которым относит неудовлетворительную оценку деятельности органов государственной власти.

4. Отказ Государственной Думы в доверии Правительству РФ (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ).

Пример

«21 июня 1995 года, через пять дней после захвата Буденновска бандой Шамиля Басаева, Государственная Дума, будучи практически полностью оппозиционной исполнительной власти, вынесла вотум недоверия правительству России большинством в 241 голос.

За недоверие правительству тогда проголосовали фракции ЛДПР, КПРФ, Аграрная партия, «Яблоко”, Демократическая партия и «Новая региональная политика”. Президент Борис Ельцин отказался отправить правительство в отставку, имея в соответствии с конституцией право не реагировать на однократное вынесение вотума о недоверии правительству. Однако уже на следующий день вопрос о доверии правительству был поставлен премьер-министром Виктором Черномырдиным. Если бы депутаты, которые рассматривают инициативу о вынесении вотума недоверия в течение 10 дней, подтвердили бы свое решение от 21 июня, президент должен был бы выбрать между отставкой правительства и роспуском Думы.

Тем не менее, Ельцин предложил компромисс – он освободил от должностей министра внутренних дел Виктора Ерина и министра по делам национальностей Николая Егорова, а также главу ФСБ Сергея Степашина и губернатора Ставропольского края Евгения Кузнецова. Вновь рассмотрев вопрос о доверии кабинету Виктора Черномырдина 1 июля 1995 года, депутаты не смогли вынести вотум недоверия – такое решение поддержали лишь 193 депутата».

Процедура привлечения к ответственности. Решение об отставке Правительства РФ во всех случаях принимается Президентом РФ, который вправе принять ее или отклонить. Причем фактически Президент РФ может принять такое решение в любое время и по любым основаниям, отставка может быть не связана с результатами деятельности Правительства.

Пример

24 февраля 2004 г. Владимир Путин объявил об отставке правительства, возглавляемого Михаилом Касьяновым. «В соответствии со статьей 117 Конституции России мною принято решение об отставке правительства. Данное решение не связано с оценкой итогов деятельности прежнего состава правительства, которую, в целом, считаю удовлетворительной. Оно продиктовано желанием еще раз обозначить свою позицию в вопросе о том, каков будет курс развития страны после 14 марта 2004 года», – заявил Президент.

На примере ответственности правительства можно увидеть проявление позитивной ответственности.

Отставка Председателя Правительства РФ. Правительство РФ – коллегиальный орган, однако освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ.

Мнения ученых

«Правительство России рассматривается как команда единомышленников, проводящая общий политический курс. Отрицательная оценка деятельности одного из чле-

нов Правительства России означает распространение этой оценки на все Правительство России».

Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ:

  • – по заявлению Председателя Правительства РФ об отставке (в этом случае нет ответственности);
  • – в случае невозможности исполнения Председателем Правительства РФ своих полномочий (в определенных случаях это может рассматриваться как применение мер юридической ответственности).

Президент РФ уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания об освобождении от должности Председателя Правительства РФ в день принятия решения.

Отставка члена правительства. Согласно ст. 9 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» члены правительства освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Конкретные основания отставки в Законе не указаны. Однако анализ норм действующего законодательства, правоприменительной практики позволяет выделить следующие основания отставки:

  • – собственное желание (данное основание не влечет применение мер ответственности, хотя может быть использовано как средство избегания применения мер ответственности);
  • – неудовлетворительная оценка результатов работы;

Так, Указом Президента РФ от 17 октября 2012 г. № 1411 был освобожден от занимаемой должности министр регионального развития О. М. Говорун. Средства массовой информации связывали это решение с публичной критикой со стороны В. В. Путина и выговором, полученным за неисполнение указов Президента РФ.

Указом Президента РФ от 6 ноября 2012 г. № 1484 «О Сердюкове А. Э.» он был освобожден от занимаемой должности. Как сказал В. В. Путин во время беседы с С. К. Шойгу, А. Сердюкова уволили с целью объективности расследования деятельности Минобороны.

– нарушение ограничений и запретов, налагаемых на членов Правительства.

В ст. 10–11 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» дается перечень ограничений и запретов и обязанностей, связанных с пребыванием в составе Правительства РФ. Члены Правительства обязаны представлять в налоговые органы сведения о доходах, расходах и об имуществе членов Правительства РФ, их супругов и несовершеннолетних детей. Кроме того, члены Правительства РФ не вправе:

  • – быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и депутатами выборных органов местного самоуправления;
  • – замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, за исключением случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ;
  • – заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы (члены Правительства РФ обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства на время своего пребывания в составе Правительства РФ находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций);
  • – заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (причем эта деятельность не должна финансироваться из иностранных источников);
  • – быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти;
  • – использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;
  • – получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ;
  • – получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;
  • – принимать без разрешения Президента РФ почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств;
  • – выезжать в служебные командировки за пределы РФ за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
  • – входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений;
  • – открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Мнения ученых

«Свое конкретное выражение позитивная правовая ответственность… получает в тех правовых обременениях, которые носят характер исключения той или иной правовой возможности из общего правового статуса субъекта. Причем такое исключение не является следствием противоправного поведения, как это имеет место в случае с ретроспективной ответственностью, а обусловлено абсолютно ординарными, одобряемыми государством и обществом действиями носителя специального правового статуса».

Отмена решения Правительства РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 115 Конституции РФ постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ,

федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

Пример

Указом от 17 марта 1995 г. № 283 Президент РФ отменил Постановление Правительства РФ от 19 декабря 1994 г. № 1402 «О праве использования оружия работниками Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации» как противоречащее ст. 4 и 24 Закона РФ «Об оружии».

Важно обращать внимание на причину отмены. По смыслу вышеприведенной конституционной конструкции речь идет именно о незаконности акта, т.е. нарушении им норм права – налицо наличие правонарушения.

Мнения ученых

«…ряд авторов (М. А. Краснов, Д. Т. Шон) не относят отмену незаконных актов к конституционным санкциям, так как нет ограничений или ущемлений материального или юридического характера для тех, кто их издал. Следует поддержать позицию их противников (И. С. Самощенко, Т. Д. Зражевская, В. О. Лучин и др.), которые признают отмену незаконных актов одной из мер конституционной ответственности.

Отмена актов содержит жесткий, категорический императив и лишает акт всех его юридических свойств. Отмена может устранять все правовые последствия действия такого акта с момент его принятия. Другими словами налицо восстановление ущемленных конституционных правоотношений».

Следует отличать отмену решения Правительства РФ от приостановления, признания решения незаконным или неконституционным. Последние следует относить скорее к мерам пресечения противоправности; применение мер ответственности может наступать в случае, если в установленные сроки выявленная незаконность не устранена.

Добавить комментарий