Право древних афин

Древнейшим источником афинского права являлся естественный обычай. Обычное право впервые было записано в 621 г. до н. э. при архонте Драконте. Эвпатриды стремились ограничить пережитки родового строя и, прежде всего, кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкосновенность. Необходимостью являлось ограничение власти архонтов, произвольно толковавших обычай.

Законы Драконта, относящиеся к VII веку до н. э., считаются древнейшей систематизацией афинского права. Даже в древности говорили, что они написаны кровью. Известны они своей непомерной жестокостью; укравшие овощи и плоды несли то же наказание, что и отцеубийцы, — смертную казнь. «Когда Драконта спросили, — пишет Плутарх, — почему он за большую часть преступлений назначил смертную казнь, он, как говорят, отвечал, что мелкие преступления, по его мнению, заслуживают этого наказания, а для крупных он не нашел большего».

Тем не менее, эти законы ограничивали власть архонтов. Еще одним немаловажным шагом вперед было то, что принцип ответственности по правилам талиона был отменен.

Шагом вперед было и то, что по законам Драконта убийство рассматривалось как причинение материального ущерба, но теперь оно квалифицировалось как антиобщественное деяние. Впервые вводится понятие умысла и неосторожности. Наказания за крупные и мелкие преступления были одинаковы — смертная казнь.

В начале VI в. до н.э. и позже одним из основных источников гражданского права было законодательство Солона. При Солоне законы Драконта были отменены, за исключением нескольких постановлений об убийстве. С тех пор афинское право оставалось несистематизированным. Значительная часть его была, как и в прежние времена, неписаным обычаем. Производя суд, гелиэя могла создавать каждый раз новую — норму, руководствуясь убеждением.

В V — IV в. до н.э. все большее значение приобретает закон, т. е. постановление народного собрания.

Основным источником афинского права в период расцвета демократии был закон. Его строгое соблюдение признавалось непременным элементом демократии. В гражданской присяге молодого афинянина говорилось: «И я буду слушаться власти… и повиноваться установленным законам… и если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но буду защищать их один и вместе со всеми».

После того как Греция была завоевана Филиппом Македонским (отцом Александра), Афины и многие другие полисы потеряли свою независимость. Тем не менее каждый город имел собственное право, во многом отличавшееся от права других городов. Как бы ни рассматривались судебные споры, они должны были решаться на основе местного права.

Когда в результате объединения Греции под властью Македонской монархии аттический (афинский) язык стал господствующим, оттеснив другие диалекты, законы и указы стали писаться на этом языке и притом по одной и той же «общей форме».

Публиковались декреты на специальных стелах — вертикально поставленных каменных досках — или на табличках. Хранились они в здании городского управления. Можно было заметить, пишет историк эллинизма В. Тарн, что, чем декреты были незначительнее по своему содержанию, тем они были многословнее.

С этого же времени появляются в Греции настоящие, то есть профессиональные, юристы, поскольку требовалось знание права всех основных ее городов, а это было делом нелегким.

Имущественные правоотношения достигли в древних Афинах высокой степени развития. Собственник имущества имел ничем не стесненное право распоряжения землей, скотом, рабами и прочим своим добром. Широкое распространение денежных отношений, особенно ростовщичества, позволяло накоплять большие состояния.

В IV веке до н. э. самым богатым человеком в Греции считали некоего Дифила. У него было 160 талантов. Средним состоянием было приблизительно 1/5-1/4 таланта.

Частная собственность, возведенная в ранг цсвященной и неприкосновеннойц, охраняется самыми суровыми мерами. Воровство наказывается, как правило, смертной казнью. Термин «священный и неприкосновенный» возник в Древней Греции. Он был применен первоначально к тем городам и храмам, которые добились признания их земли и собственности неприкосновенными во время войны, свободными от ареста и пр.

Особую разработку получают обязательственные правоотношения, главным образом способы обеспечения займов: залоги (в том числе ипотека), задаток, поручительства третьих лиц и т. д.

В Афинах сравнительно высокого уровня достигла частная собственность, хотя она и носила на себе следы своего происхождения из коллективной общинной собственности. В интересах общества в целом частная собственность ограничивалась. Это выражалось в том, что на собственников государством налагались значительные повинности. Практиковались частные конфискации имущества.

Энергично защищалась собственность на раба, который, как и везде, считался «говорящим орудием», не имевшим даже собственного имени, а только кличку.

О широкой свободе распоряжения собственностью и владением свидетельствует наличие разного вида сделок: договора товарищества, купли-продажи, найма, ссуды, займа, личного найма и подряда, поклажи и т. д. В одном из законов говорилось: «Каждый может отдать свое имущество любому гражданину, если он не лишился рассудка, не выжил из ума от старости или не попал под влияние женщины».

Брак считался разновидностью договора купли-продажи, причем невеста рассматривалась как объект сделки. Вступление в брак считалось обязательным, уклонение от женитьбы расценивалось как забвение культа предков. К холостякам относились как к больным. Нарушение супружеской верности не имело для мужа юридических последствий. Супругу разрешалось иметь в своем доме наложницу. После отца господином женщины был муж. Женщина не могла от собственного имени заключать сделки. Застигнув на месте преступления любовника жены, оскорбленный супруг мог безнаказанно убить его.

Разрешался брак между дядей и племянницей, братом и сестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины. При наличии сыновей дочь не получала наследства. Власть домовладыки была весьма значительной. Отец при малейшей непочтительности к себе со стороны детей мог лишить их наследства.

В уголовном праве заметны пережитки родового строя. В ряде случаев признавалась кровная месть. Дела об убийстве, как правило, возбуждались родственниками. За убийство можно было откупиться. Обвинение могло носить характер частного или публичного. Афинскому уголовному праву были известны следующие виды преступлений:

Государственные преступления (государственная измена, оскорбление богов, обман народа, внесение в народное собрание противозаконных предложений, ложный донос по делам о политических преступлениях).

Преступления против личности. Помимо убийств, сюда следует отнести: причинение увечья, нанесение побоев, клевету, оскорбление.

Преступления против семьи (дурное обращение детей с престарелыми родителями, опекуна с сиротами, родственников с дочерьми-наследницами).

Имущественные преступления. При краже, если таковая совершалась ночью, преступника дозволялось убить на месте преступления.

Уголовное право Афин по сравнению с гражданским правом было менее развито. Ранее всего это проявляется в пережиточном сохранении институтов и представлений доклассовой эпохи, особенно кровной мести.

Дела о ранениях, увечьях, оскорблениях, кражах, а также все дела об убийствах и прелюбодеяниях могли быть предметом рассмотрения в суде не иначе как по заявлению заинтересованной стороны.

Оскорбление и даже убийство посла считались преступлениями против религии: личность посла находилась под защитой богов.

Среди государственных преступлений наиболее тяжкими считались: государственная измена, покушение на демократический строй правления и безбожие. Виновные в этих преступлениях наказывались смертью.

Строго различались убийства умышленное, которое влекло за собой смертную казнь, и неосторожное, или случайное, наказанием за которые было изгнание из государства.

Крайне разнообразны применявшиеся судами наказания. Среди них четвертование, разрывание деревьями и животными, осуждение на голодную смерть. Самым гуманным было, по-видимому, отравление — способ, которым был казнен философ Сократ.

Древнегреческий драматург Эсхил перечисляет в трагедии «Эвмениды» наказания: «Тут храм — не место лобное, где плетью бьют, Выкалывают очи, рубят головы, Камнями поражают, четвертуют, рвут, Скопят, увечат, с долгим воем корчатся Посаженные на кол…».

Тюремное заключение было только предварительным. Тюрьмами, как об этом пишет Плутарх, служили подземелья, куда не проникал ни свет, ни воздух, без окон и дверей.

Широко применялись бесчестящие наказания, лишение прав гражданства.

В некоторых полисах, например Гортине (О.Крит), прелюбодея увенчивали венком из шерсти в знак его распущенности (намек на козлоногих сатиров). Он лишался, кроме того, имущества и гражданских прав.

В числе наказаний встречались: смертная казнь; продажа в рабство; телесное наказание; лишение свободы; штрафы; конфискация; атимия, т. е. бесчестье (лишение некоторых, либо всех гражданских прав).

В наказании видели главным образом страдание, мучение. Страх перед мучением — главное, что должны внушать человеку закон и суд. В этом — путь к справедливости. Эсхил в трагедии «Агамемнон» пишет: «Страданьем учит нас правды суд по божьи жить».

Определение наказания зависело от тяжести преступления, а также таких характеристик участия в преступном деянии, как покушение, приготовление, подстрекательство, соучастие. Афинскому уголовному праву хорошо известно понятие смягчающих вину обстоятельств. Все это было показателем относительно высокой юридической культуры, немыслимой без тех успехов, которых достигли в Афинах философия, искусство, науки. В известном деле Ореста, убившего из мести мать, хор, непременный участник древнегреческой трагедии, упрекает Аполлона в том, что это он подстрекал сына убить мать: «Единый ты преступник».

Рассмотрению дела в афинском суде предшествовало предварительное следствие. Обвинитель и обвиняемый могли давать показания, требовать допроса свидетелей, представлять вещественные доказательства. Показания запечатывались в специальный сосуд и в таком виде представлялись в суд.

Основным элементом судебного следствия были речи сторон. Стороны обычно требовали прочтения показаний, данных на предварительном следствии, или оглашения соответствующего закона. «Прочти показания такого-то», «Прочти закон», — говорили они секретарю суда.

Составить судебную речь было непросто. Адвокатуры в нашем понимании не было. Следовало даже скрывать помощь квалифицированного лица. Однако она была неизбежной.

Написанную кем-либо речь заучивали наизусть. Требовалось, чтобы она была лишена ненужных украшений, насыщена фактами, а главное — логическими заключениями. Считалось признаком правоты и искренности закончить речь до истечения регламента, предоставив оставшееся время противнику.

Свои показания стороны давали под присягой. Судьи-присяжные выслушивали доводы сторон и свидетелей. Председательствующий делал заключение и напутствовал судей. Присяжные могли принять любое решение. Так, в случае с Орестом они избирают оправдание, хотя самый факт преступления никем не отрицался. Их убеждение, свободное от посторонних влияний, должно было основываться на «испытании улик», на доказательствах. При этом они могли входить в оценку качества самих показаний. Не исключено, что при неясности дела сомнение толковалось в пользу обвиняемого.

Об этом свидетельствует так называемая Гортинская правда (составлена на о. Крит в V в. до н.э.), сохранившая сведения о правовых институтах, присущих всему греческому миру той эпохи. Так, в случае спора о рабе предписывается судьям: «Если же один будет спорить, что это свободный, а другой, что это раб, тогда пусть будет преимущество за тем, кто будет утверждать, что это свободный».

Вначале решался вопрос о виновности лица («виновен» — «невиновен»).

Если вердикт присяжных был обвинительным, приступали к определению меры наказания. Голосование было тайным. При равном счете голос председательствующего давал перевес. Особой торжественностью отличался процесс в ареопаге. Здесь все дышало стариной. Судили ночью, чтобы судьи не видели лиц (недаром богиню правосудия Фемиду изображали с завязанными глазами). Присягали на освященных внутренностях животных. Камень, на котором стоял обвинитель, назывался камнем непрощения, камень обвиняемого — камнем обиды. Приговор постановлялся на третий день. До его обнародования обвиняемый мог избавить себя от наказания, добровольно покинув Афины.

Вторым крупным центром древнегреческой цивилизации стали Афины. Этот полис объединил 12 поселений-центров 4-х крупных племен в 9-8 вв. до н.э.

Каждое племя состояло из 50-90 семей, которые формировались во фратрии. Фратрии складывались в филы – территориальные единицы.

Свободные граждане Афин в это время делились на:

Эвпатридов –v представителей высшей земельной аристократии;

геоморов –v землевладельцев,

демиургов –v ремесленников,

Рабы еще не занимали существенной прослойки.

Управление племенами осуществлялось царями-басилеями, власть которых не была наследственной, и советом пританов. Пританы осуществляли судебную власть и объявляли о военной мобилизации.

Родовой строй в форме военной демократии стал разрушаться под влиянием товарно-денежных отношений, классообразования. Прежнее равенство в полисе было подорвано долговой кабалой, в которую чаще попадали крестьяне-общинники. Их земли переходили в собственность эвпатридов, которые занимали все высшие государственные должности в полисе.

Постепенно власть басилея уменьшалась, было отменено пожизненное занятие этой должности. Полномочия басилея перешли к коллегии архонтов из 9 чел., которые избирались на 10 лет, затем на 1 год. Все полномочия архонтов были строго фиксированы.

Затем совет родовой знати («Совет мудрейших») заменил ареопаг, который стал контролировать народное собрание, деятельность коллегии архонтов, принимать решения по военным, жреческим и судебным делам.

После окончательного упразднения должности басилея Афина фактически стали аристократической республикой.

Во второй половине 7 в. до н.э. в Афинах была учреждена тирания. С правлением тирана Драконта (приблизительно в 621 г. до н.э.) связывается появление писаного законодательства, то есть была проведена кодификация норм обычного права.

Законодательство Драконта

— По большинству преступлений санкция – смертная казнь, т. образом, упразднялась кровная месть и ответственность по принципу талиона.

— Была усовершенствована судебная система, что препятствовало самоуправству аристократии,

— Гарантировалась юридическая защита права частной собственности. Посягательство на чужую собственность также каралось смертной казнью (жестокая охрана нового института классового общества от коллективистских обычаев родового строя) и др.

Однако, несмотря на проведенные антиаристократические реформы, положение основной массы населения оставалось тяжелым, так как земля находилась в руках эвпатридов.

Социальные противоречия в Афинах в конце 7 в. до н.э. достигли такой остроты, что возможным было открытое военное противостояние аристократии и демоса. В этой ситуации главным архонтом был избран эвпатрид Солон (594 г. до н.э.), который снискал уважение в среде демоса.

Реформы Солона в области экономики:

— Меры по улучшению водоснабжения на сельской территории Аттики,

— введен максимум земельного владения (ограничивалась концентрация земельной собственности),

— снята монополия государства на торговлю оливками и разрешен вывоз за пределы Афин с целью наживы (направлено на развитие предпринимательства), поощрялось любое занятие ремеслом, вывоз зерна был запрещен, что снизило цены на хлеб,

— введена более удобная система мер и весов,

— введена экономия расходов: запрещались дорогостоящие погребения, многочисленные жертвоприношения и т.д.,

важнейшая реформа:

— была проведена сисахфия, то есть «стряхивание бремени», долги прощались, земли должны были быть возвращены владельцам. Это резко ударило по родовой аристократии, потому что именно с помощью этих мер она увеличивала свои земельные наделы.

— Запрещалось обращение в рабство за долги, самозаклад,

— был ограничен размер ссудного процента,

реформирование социальной структуры афинского общества:

— все свободные жители были разделены на 4 разряда в зависимости не от сословия, а от величины земельного дохода:

1. 500 мер дохода – пятисотники,

2. 300 – «”- — всадники,

3. от 200 — зевгиты,

4. менее 200 мер — феты.

Принадлежность к разряду выражалось в определенном наборе прав и обязанностей.

В области государственного управления

— повысилась роль народного собрания, теперь оно обсуждало важные государственные дела, принимало законы, то есть превратилось в полномочный и важный государственный орган.

— были созданы новые органы: Совет 400 (булэ) по 100 чел. от каждой филы и гелиэя (новый судебный орган из 6 тыс. афинян). Булэ предварительно обсуждал вопросы, выносимые на народное собрание.

Полномочия гелиэи:

— проверяла отчеты должностных лиц,

— разбирала конфликты между гражданами,

— рассматривала вопросы о внесении антизаконных законопроектов по требованию отдельных граждан.

Таким образом, Солоном были заложены основы полисной демократии.

Реформы Солона не могли сразу устранить все противоречия афинского государства. Эвпатриды были недовольны реформами, а также крестьяне, вернувшиеся из-за пределов Аттики — бывшие должники, — которые так и не смогли получить обратно земельные наделы.

В этих условиях власть захватил тиран Писистрат (560-527 гг. до н.э.). Были проведены большие общественные работы по благоустройству Афин, что обеспечило работу многим нуждающимся. Вводится институт разъездных судей, что укрепило законность и правосудие.

После свержения тирании начались новые политические преобразования, осуществленные Клисфеном (конец 6 в. до н.э.):

1. деление граждан по родам окончательно отменялось. Вместо четырех фил были созданы 10 территориальных. Низовая административно-территориальная единица – «дем» во главе с демархом. В его обязанности входило: набор ополченцев, избрание по жребию в Совет 500, в гелиэю, запись новорожденных,

2. совет 400 (булэ) был преобразован в Совет 500 по 50 человек от каждой филы,

3. был создан новый орган – коллегия стратегов из 10 человек по 1 из каждой филы – орган исполнительной власти. К ней перешли полномочия в области военных дел и финансов. Значение архонтов и ареопага (чисто аристократические органы) упало,

4. была введена процедура остракизма (голосование на черепках).

Традиции и прежние родовые обычаи были вытеснены законом. Решения народного собрания и Совета 500 имели высшую юридическую силу.

Достижением греческой политической мысли и полисного мировоззрения была выработка понятия «гражданин». Гражданин наделялся гражданскими и политическим правами, как основой основ его жизнедеятельности.

Последующие реформы принадлежат Периклу (5 в. до н.э.):

Зевгиты иv феты могли уже не только голосовать в народном собрании, но и занимать почти все государственные должности,

Старыйv способ выборов путем голосования все чаще заменялся жеребьевкой, в основе которой лежало признание за любым афинским гражданином права занимать любой пост в государстве (за исключением стратегов, так как это были военные должности и необходимы были специальные познания; их выбирали),

Была введенаv оплата за труд должностным лицам из государственной казны, чтобы рядовые граждане смогли занимать ответственные должности. Например, оплачивалась работа в гелиэе, Совете 500, архонтов,

Государственный строй Афин

В 5 в. до н.э. при Перикле Афинское государство управлялось народным собранием (экклесией), которое юридически обладало всей полнотой верховной власти. Оно собиралось через каждые 10 дней.

Все органы Афинского государства были подчинены народному собранию:

— Совет 500 (булэ),

— гелиэя,

— ареопаг,

— коллегия стратегов,

— архонты и др.

Каждому афинскому гражданину предоставлялось право контроля государственной системы: он мог подать жалобу на противозаконие, мог обжаловать любое из поступивших в народное собрание предложений или уже принятых постановлений и законов.

Если после рассмотрения жалобы в гелиэе, она признавалась справедливой, обжалованный закон отменялся, лица, виновные в его проведении привлекались к уголовной ответственности. Если жалоба признавалась необоснованной, то сам жалобщик подвергался крупному штрафу.

Булэ состоял из 500 членов по 50 от каждой филы, избираемых на 1 год. Выборы проходили с помощью жребия. Совет был рабочим органом экклесии: готовил повестку дня, предварительно обсуждал законопроекты, проекты мирных договоров, бюджет.

Ареопаг был органом чисто аристократическим, реформаторы-демократы не тронули этот орган, урезав только его полномочия.

Одной из самых авторитетных правительственных коллегий в Афинах была коллегия 10 стратегов, возглавлявших военную организацию государства. В условиях постоянных войн в 5-4 вв. до н.э. они сосредоточили в своих руках руководство ключевыми вопросами государственной политики. Они избирались открытым голосованием из числа лиц, имеющих специальную военную подготовку, способных к командованию.

Кроме указанных государственных органов и должностных лиц, в Афинах была учреждена полиция, состоявшая из рабов. Полицейская служба казалась афинянину столь унизительной, что предпочитал дать арестовать себя вооруженному рабу, но не заниматься самому таким позорным занятием.

Кандидатуры на все государственные должности подвергались процедуре докимасии – проверке умственных, физических, моральных, деловых качеств.

Принципы замещения государственных должностей:

1. выборность,

2. срочность,

3. возмездность,

4. подотчетность,

5. коллегиальность.

Систему власти отличали простота управления, отсутствие бюрократизма, гласность, участие демоса в управлении делами полиса, его информированность в вопросах внутренней и внешней политики. Формула закона начиналась словами: «Совет и народ решили!».

При всем положительном, Афины имели рабовладельческий характер. Фактически демократия существовала лишь для полноправных афинских граждан.

Таким образом, Афины являлись демократической республикой по форме организации власти, а по классовому типу относились к рабовладельческому государству.

Обычай долгое время считался основным источников права. Первая кодификация обычного права была проведена Драконтом в 621 г. до н.э. Плутарх о его законах: «Преступление мелкое заслуживает смертной казни, за крупное – не нашел более серьезного наказания».

Институт частной собственности использовался широко, но полис следил за тем, чтобы не было концентрации земельных владений у одного собственника.

Право Афин гарантировало защиту интересов собственника на владение, пользование, распоряжение вещью, предоставляло ему возможность обращаться в суд с иском о защите такого права.

Форма договора строго не определялась: договор мог быть устным и письменным.

Практика знала договоры купли-продажи, найма, ссуды, займа, поклажи, подряда. Раб считался объектом права, «говорящим орудием».

Брачно-семейные отношения.

Афинянки вели замкнутый образ жизни, не имели политических прав, были лишены имущественной самостоятельности, полностью зависели от отца, братьев, затем – мужа.

В семье сильна власть домовладыки. Брак считался разновидностью договора купли продажи между женихом и отцом невесты. Невеста рассматривалась как объект сделки.

Вступление в брак считалось обязательным, безбрачие осуждалось, холостяков ограничивали в правах, относились как к больным. Юноши выбирали жен из бедных семей, что отвечало идее равенства.

Запрещались браки единоутробных детей. Муж мог взять другую жену, если от первой не было детей 10 лет. Если отец не признавал ребенка, его просто выбрасывали. С согласия старейшин села допускалось детоубийство.

Жена могла добиться развода, подав ходатайство архонту. Для мужчин бракоразводный процесс был упрощен.

Более независимое положение занимали гетеры.

Преступления и наказания

Наиболее тяжкие преступления:

— государственная измена,

— обман народа,

— внесение противозаконных предложений в народное собрание,

— оскорбление богов, безбожие, кража имущество из храма,

— убийство,

— клевета и оскорбление.

Наказания:

— самое тяжкое наказание для граждан – лишение гражданских и политических прав (атемия),

— убийство, самоубийство,

— конфискация имущества,

Телесным наказаниям афинских граждан не подвергали, только рабов и метеков.

Судоразбирательство имело следующие стадии:

· предварительное расследование,

судебное· разбирательство,

стадия· вынесения решения или приговора.

Мера наказания предлагалась участниками процесса. Высшей судебной и апелляционной инстанцией являлась гелиэя.

Причина – соперничество двух наиболее значительных греческих полисов Афин и Спарты за влияние в Элладе. С этого периода начинается упадок, крушение классической полисной цивилизации.

Пелопонесская война (431-404 гг. до н.э.) длилась с перерывами 27 лет. Это была война 2-х крупных группировок греческих государств: Делосского морского союза во главе с Афинами и Пелопонесского союза во главе со Спартой. Таким образом, противостояние 2-х государств носило всеобщий для Эллады характер.

Гибель многих афинян во время войны вызвала недовольство в полисе. Недовольные демократическим режимом олигархи в 411 г. до н.э. совершили политический переворот в Афинах.

Власть перешла к особому Совету 400 – самым богатым афинским рабовладельцам. Народное собрание созывалось теперь только по их усмотрению. Радикальные олигархи вообще выступали против его созыва.

Затем ненадолго был восстановлен демократический режим, возобновлена выдача государственных пособий беднейшим гражданам. Однако военные неудачи привели к сдаче Афин Спарте и передаче власти «тридцати тиранам» — радикальным олигархам.

«30 тиранов» назначили совет в составе 500 человек и ограничили число полноправных граждан до 3 тыс. Деятельность правительства свелась к террору, направленному против демократов. Вспыхнула гражданская война.

После военного поражения Афины потеряли былое могущество, пришли в упадок и со временем (338 г. до н.э.) стали частью македонской империи.

Для Спарты победа в Пелопонесской войне означала конец самоизоляции, началось втягивание в общегреческие товарно-денежные отношения. Земельные наделы (клеры) стали объектом сделок, число безземельных увеличивалось, а сотрапезников уменьшалось. Спартанская «община равных» двигалась к закату, ее политическая и общественная структура не выдержала напора новых общественных отношений. Большинство спартиатов погибло в войне. Спарта утратила свою самостоятельность, подпала под власть персов, затем македонцев, а с 146 г. до н.э. – Рима.

Правовое положение населения.

Если говорить в общем, то возникают те же 4 группы:

1) Общинная знать.

2) Рядовые общинники.

3) Чужаки.

4) Рабы.

На основе их формируются сословия. Принадлежность к сословию наследственна. Общинники свободны с точки зрения права. В результате имеют право субъекты. То есть статус свободы есть. Только общинники имели право собственности на землю. Поэтому общинники, будучи собственниками земли являлись членами общины. Понятия общинники и гражданин равны. Чужаки так же как и общинники свободны, то есть имели правосубъектность, но в коллектив общины не входят, а значит не входят в общины. Они не имеют статуса гражданства. Относятся к неполноправным свободным.

Рабы – это объекты права, которые не обладают правосубъектностью. Они формируют сословия не свободных. Формировались классы – это группа людей, которые отличаются по 4 признакам. Общинная знать формирует класс эксплуататоров и т.д.

Когда общество достигает стадии развитого, выделяется средний слой, который будет относиться к классу эксплуататоров.

Теперь формируются 4 социальные группы, которые формируют 3 класса и сословия. Данная социальная структура была усложнена появлением варн. Сложились 4 варны: 1) Брахман. Брахманы были собственниками земли, выступали как организаторы. Получали прибавочный продукт. Часть общинной знати – жрецы. 2) Кшатрии. Производительным трудом не занимались. Кшатрии. 3) Вайшьи. Выступали собственниками средств производства. В Законах Ману фиксируется деление вещей на движимые и недвижимые имущества. Раз появилась категория недвижимого имущества, то в отличии, от другого периода, возникает единый неразрывный комплекс. Появление недвижимого имущества, дом не рассматривается как самостоятельный объект сделки. Земля находилась в собственности. Они являются собственниками домов. Они выступают собственниками земли под домами. Варны дваждырожденных являлись собственниками земли. Слой – рядовых общинников. В отличие, от дваждырожденных 4-ая варна была единожды рожденным. Они не имели права собственности на дом и землю – это шудры. Они свободные, но статусом гражданства не обладали.

Дополнительно надо прочитать параграф в учебнике Омельченко.

А мы рассмотрим в Спарте и в Риме. Образование первых государств. Процесс Синойкизма, образования общины государства Аттика. Когда 12 общин Аттики начали объединяться. В основных чертах к началу 8 века закончилось объединение. Центром объединения стала одна из общин – Афины, вокруг которого произошло объединение. Завершение процесса Синойкизма связано с именем Басилея, которого звали Тесей.

Реформы Тесея. Процесс Синойкизма проходил на протяжении 10 веков. Если отбросить легендарную основу, можно говорить о том, что Тесей в основных чертах завершил этот процесс. В связи с тем, что произошло объединение 12 общин в единую – большую общину. Была проведена реформа органов управления. Вместо 12 Басилеев теперь была создана должность Басилея Аттики. В каждой общине был свой Басилей, то теперь он был Басилеем всей общины. Вместо 12 советов знати, создается 1 и вместо 12 народных собраний создается 1 народное собрание. До вот этой реформы, социальные группы в разных общинах назывались по-разному. Возникает 4 группы: 1) Общинная знать. Называлась по-разному. В некоторых Аристо (лучшие). В других Агата (благородный). В третьих, Поликлеры (многонадельные). Все эти термины указывают, что слой знати формировался из лучших общинников. 2) Рядовые общинники обозначались термином Какой (низкий). 3) Чужаки. Которые назывались Аклеры (не имеющие надела). Или второй термин Феты (батроки). 594 год – реформы Салона. Самых бедных общинников потом будут называть этим термином. Сами чужаки будут обозначаться Метеки (чужаки). 4) Рабы. Назывались Дулос (рабы).

После завершения Синойкизма потребовались единые термины, которые обозначали. Введение новых терминов приписывается Тесею, а слой уже был сформирован. Вместо этой кучи терминов, он вводит единый термин Эвпатриды (дети благородных отцов). Новый термин, который стал обозначать общинную знать. Единый во всех 12 общинах. Для рядовых он придумал Демиурги (работающих на народ). Категория общинников, которые занимались ремеслом. Кроме этого, приписывался Геомуры (земледельцы). Функции развития ремесла от государственного сектора экономики перешла к общинному. К рядовым общинникам стал применяться термин Демос (народ). В широком значении, народ – это все общинники. Народом называли только граждан общины.

Возникают сословия и классы. Те, кто входили в общину, являлись полноправными и свободными. Они обладали наибольшим комплексом прав и являлись свободными. Термин Демос обозначал сословие полноправно-свободных. Чужаки также являлись свободными, то есть являлись субъектами права. Как и везде, они должны были найти покровителя. Покровители назывались Проксен. Раз чужаки не являются общинниками, то община никаких гарантий защиты их жизни, имущества не давал. Чтобы этого не произошло, существовал этот гостепреимец. Они были свободные, но неполноправные. Чужаки, (Метеки) находились под судом Архонта Полимарха (Главнокомандующего). Раз они находятся под судом военных, то рассматривались как покоренное население. Рабы, в Греции, как и везде, рассматривались как имущество и не имели никаких прав. Хозяин мог выделить долю для имущества для ведения хозяйства. В Греции такой раб назывался раб на Апофоре. Доходы, имущество и т.д. находились у хозяина, но раб имел относительную самостоятельность на хозяйство, чтобы раб кормился. Долю рожая хозяин забирал, а другую оставлял. Соответственно, рабы не могли совершать сделки. Если возникала потребность совершить сделку, то юридически сделка заключалась с господином раба. Если возникали проблемы, то вторая сторона предъявляла претензии не рабы, а господину. Рабы не могли защищать свои интересы в суде. Закон не защищает жизнь и здоровье раба. В случае причинения вреда рабу, возмещение получал господин, а не раб, то есть потерпевшим являлся господин. На поздних этапах существования права существовал запрет на жестокое обращение с рабами. Пресекается излишняя жестокость господина. Рабы в брак не вступали, а лишь вступление в половую связь с разрешения господина. Это видно из того, что дети, рожденные таким способом, считались внебрачными детьми.

Чтобы определить правовое положение рабов. Чтобы быть субъектом права надо быть свободным. А для этого нужна правосубъектность, которая состоит из правоспособности и дееспособности. Имеют права и обязанности рабы. Мы не можем говорить, что у рабов есть обязанность. Юридически это означает, что они не являются субъектами права. Это видно по Салической Правде. Они не должны иметь дееспособностью, но в Древности, люди видели, что раб лучше соображал, поэтому за рабами признавалась ограниченная дееспособность, которые приносят пользу господину. Это – работа по хозяйству. Если господину не хочется идти на рынок, то может дать рабу деньги, чтоб носил. Раб не имеет всех элементов правосубъектности, значит не является свободным.

Формируется 3 класса: 1) Эксплуататоров. Общинная знать. Они собственники средств производства, организаторы и т.д. Это признаки класса эксплуататоров. 2) Рядовые общинники – неэксплуатируемые мелкие производители. Они ведут хозяйство сами. 3) Эксплуатируемые производители – чужаки и рабы.

С развитием общества в 5-4 векам до н.э. – греческое общество вступает в стадию развитого. Признаком развитого общества является появление среднего слоя. Из верхушки рядовых общинников выделяется средний слой. Это явление не единичное, а массовое. Наиболее удачливые расширяют производство. И рядовой общинник переходит на положение члена знати, но уже эксплуатируют сами. То есть отдельного среднего класса нет.

Теперь о древней Спарте.

Тот же самый механизм Синойкизма. Античная Спарта была основана греками Дарийцами. Когда они основали 4 поселения, которые объединились в город Спарту. Это было Спартанским вариантом возникновения государства. Первоначально там жили только греки Дарийцы и завоевали всю область Лаконии. Жители самого города Спарты получили название Спартиаты (граждане Спарты). То население Лаконии, которое завоевывали были Греками Арийцами. В основном население Лаконии было местным, но исследователи указывают, что жители Лаконии была небольшая часть Дарийцев и живут. Судьба жителей Лаконии сложилась двояко. Одна из их общин (Аниклы) спартиатами не была так и покорена, поэтому в конце 9 века Дарийцы приняли Аниклов в качестве 5 области. Важно, что эти граждане Аникл получили абсолютно одинаковый правовой статус, то есть стали спартиатами. Это те, кого они вообще покорить не смогли. Те жители, которые признали добровольно власть спартиатов – получили статус Периэки (живущие вокруг). Живущие на территории Лаконии. Периэки жили на всей территории Лаконии, в горных районах тоже. Та часть местного населения, которая упорно сопротивлялась, получила название Илоты. Происходит от названия Гелос. Означает, что Гелос была общиной, настолько упорно сопротивлявшаяся, что когда они ворвались в город они почти всех порезали. Если истолковать по смысле, то это те, кто упорно сопротивлялись как гелосцы. На западе располагалась область Месения. Они стали завоевывать Месению Было 2 Месенские войны. Там ситуация такая же.

Ликург, в связи с угрозой Илотов, провел преобразования, которые привели, не сразу, к усилению единства среди граждан Спарты (Лакедемона). Земельная реформа и реформа против роскоши. Земельная реформа проводилась на рубеже 9 веков до н.э. Еще до того, как Месения оказалась под властью Спарты. На момент проведения реформ было около 9 тыс. семей. В источниках говорится, что Ликург уговорил спартанцев о том, чтобы объединить все земли, поделить их. И впредь хранить имущественное равенство. Он разделил земли самого города Спарты на 9 тыс. клеров по числу семей спартиады. И земли Лаконии на 30 тыс. участок по числу семей Периэков.

Какое же право имели Спартиаты, включая все земли. Здесь не этническое отличие, а социально-экономическое и правовое. Какое же право получили спартиаты? Есть 3 точки зрения, что: Спартиаты имели право пользования, владения и

Право пользования: Можем ли мы об этом говорить? Права на чужие земли означали, что земля остается в обладании собственника, а эмфитевт получает только право пользования этой землей, при этом собственник не отстраняется от пользования этой земли. Но по источникам земли были отданы во владение, то есть ни в коем случае нельзя говорить о праве пользования. Обладание имеет ввиду: 1) Держание. Вещь получает на основании договора. Держатель вещи отдает или все плоды или часть. Он признает права другого лица на эту вещь. В случае спора о земле, вещь в суде будет защищать собственник, а не держатель. Мы видим, что Спартиаты относятся к вещи, как к своей. Никому плоды не отдают и т.д. То есть нельзя говорить о держании. 2) Владение. Как минимум эти земли отдаются во владение. Владение может быть законным и незаконным. Какой же из этих видов у спартиат. Сторонники, прав владения аргументируют свою точку зрения тем, что земля в Спарте не могла отчуждаться, или делиться. Каждый надел спартиата имел 70 мединов зерна на мужчины и 12 на женщину. Это минимум для выживания. Эти наделы нельзя было делить. Надел признавался неделимым. Надел наследовал старший сын. Младшие сыновья получали выморочные наделы. Те наделы, наследники которых погибли. Тее младшие сыновья, которые не доставалось даже выморочной земли, лишались гражданских прав и становились Гипомейоны (опустившиеся). Это бывшие спартиаты, которые не получили надел и они лишались гражданских прав. Возникает вопрос. Сторонники этой точки зрения говорят, что продать нельзя и знать не собственность, а владение. Но средний участок составлял 10-15 гектаров. И на этом участке работала порядка 7-8 семей Илотов. Как нам считать этих спартиатов. Больше владельцев или меньше. Средние крупные чиновники землю получали в службу. То, что земля передается по наследование, то это говорит о праве собственности. Наследование является основанием для возникновения права собственности. Хотя община, как коллектив земельных собственников серьезно ограничило права собственника. Это сделано, чтобы спартиаты не занимались скупкой земель, а занимались военным делом. По реформам Ликурга было запрещено обогащаться. Это нужно, чтобы достичь единство среди спартианцев. Для достижения единства перед угрозой восстания Илотов. По подсчетам исследователей, Илотов было 200 тыс. населения. Перед угрозой потери земель и изгнании с территории Лаконии. Договор, который заключала Спарта, в последнем пункте указывалось, что в случае их восстания, Спарта будет помогать. С 7 лет начиналось общественное воспитание. Брачный возраст был завышен до 30 лет. Это говорит о чрезвычайных мерах, которых общество должно предпринять, чтобы не быть выгнанным с земли. ОТ роскоши они не сразу отказались. До 7 века, окончания второй Месенской войны порядки еще полностью не утвердились. Исчезает золото и серебро. Меняется на железные монеты. В интересах общества в целом права земельных собственников были сильно ограничены. У них осталось только наследование земли. Фактически, хотя они и собственники, распоряжение практически отсутствовало.

Спартиаты имели право собственности на землю, строения, насаждения, движимого имущества. Предметы домашнего быта. Спартиаты могли заключать сделки, но заниматься торговлей и ремеслом, как торговлей, им было запрещено. Они могли заниматься только военным делом. Они могли защищать свои интересы в суде. В Спарте правоотношении регулировались обычаями и устными нормами (Ретрами). Защищалась жизнь, здоровье и имущество Спартиата. Законодательного регулирования правоотношений не было. Они могли вступать в брак по достижении 30 лет. Все меры были направлены на усиление военной мощи.

Правовое положение Спартиат. Есть или нет свобода? Являются или нет субъектами права. Своими действиями по достижении определенного возраста приобретать права и принимать обязанности. Могли совершать сделки. Несли самостоятельную юридическую ответственность. Они обладают всеми элементами правосубъектности То есть были свободными. Теперь вопрос и о гражданстве? Афинский демос считались гражданами. Если бы признали, что они не являлись собственниками земли, то являлись бы не общинниками. Поэтому мы можем говорить о праве собственности. Но ограниченном. Они общинники – то есть граждане. Все это граждане или нет. Это все граждане или нет? Или только знать? Они не занимаются производительным трудом. Их землю обрабатывают Илоты. Рядовыми общинниками они не являются. Они являются общинной знатью. Но выглядят очень бедно. Военное дело является их наследственным занятием.

До 30 дет дети отдавались в лагеря. Почему они так жестоко дисциплинировались? Угроза восстания Илот. Отсюда жесткие ограничения.

Следующая категория периэки. Живущие вокруг. Они жили на всей территории Лаконии, кроме самого города Спарты. Везде, кроме самой Спарты. Местное население Лаконии и Месении, которые добровольно признали власть спартиатов – получили статус, чтобы выявить статус, надо вспомнить реформы Ликурга. Ликург уговорил спартанцев объединить все земли, разделить и хранить имущественное равенство. Здесь идет речь о разделе общинной земли. 30 тыс. земель получили периэки. И спартиаки и периэки обозначены одним термином лакедемоняне (то есть спартанцами). Периэки получили 30 тыс. наделов из земель общины. Они получили в обладание, относились как к своей. Они платили налоги на общие нужды. Они эту землю обрабатывали сами, своим трудом, кроме этого периэки занимались ремеслом, изготавливали лучшее оружие в Греции, занимались торговлей, в отличии спартиатов. Поэтому у них находились морские суда. Помимо земли они имели в собственности дома. Периэки без всяких ограничений могли заключать сделки. Соответственно, жизнь периэков защищалась. Эфоры (высшие должностные лица) мог отправить периэка на смертную казнь. В этот период суд не был отделен от администрации. Эфор – это должностное лицо, которое принимает судебные решения. В Спарте защищалось имущество периэка. Например, спартанское войско вернулось с похода, чтобы защитить имущество. Периэки могли вступать в брак. Дети, рожденные от этого брака, получали статус периэка. В Риме существовал запрет на браки между патрициями и плебеями. Знать не хочет смешивать с простолюдинами кровь.

Периэки в самом городе Спарта должности не занимали, но на местах у них была система самоуправления. Поэтому, у себя в общинах они могли занимать должности. Гармосты – это те, кто наводят порядок. То есть должностные лица, осуществлявшие надзор за обществом. Периэки могли занимать военные должности. Они занимали дипломатически посты. Архагеты, которые правили общиной, считались Архагетами спартанцев, а не спартиат. Когда умирал этот Архагет, в похоронной процессии шли спартиаты и периэки. Илоты не участвовали в этой процессии. Спартиаты и периэки хранились вместе, в отличии от илотов. Спартиаты и периэки вместе формировали общинное ополчение.

Пока спартиатов было много (они каждый раз сокращались, так как они погибали в боях, и те, кому не досталось земли, становились чужими), в фаланги включались 5 тысяч лакедемонян. В основном ставили молодых. Когда количество уменьшилось, на 10 периэков стало приходилось 6 спартиатов.

Есть или нет статус свободы? Свободный – это субъект права. Субъектом может быть лицо, имеющее правосубъектность – это способность и возможность лица нести права и обязанности и своими действиями приобретать эти права и обязанности. Периэки имеют права и несут обязанности. Дееспособность есть, так как могли нести права и обязанности. Могли заключать сделки, то есть была сделкоспособность как элемент дееспособности. Это означает, что они имеют статус свободы.

Статус гражданства. Периэки участвовали в органах местного самоуправления, но на народных собраниях они не проявлялись. Наличие политических прав является признаком гражданства. Нельзя переносить реалии буржуазного права на добуржуазное. Демос должности занимать не могли до тех пор, пока они не добились этого права, пока не установилась демократия. Во все странах, везде слой знати возникает как слой, который занимается управлением. Раз они собственники земли, на них ограничение не распространялось. Раз они собственники земли, то они являются общинниками и имеют статус гражданства.

Следовательно, они относятся к сословию полноправных свободных. Они назывались лакедемоняне. Когда греки выезжали за пределы Спарты, их называли гражданами Спарты. Периэки это все граждане или часть? Это рядовые общинники.

Следующая категория населения – это илоты. Илоты. Это название от самой долго сопротивлявшейся общины. Илот добровольно власть не признавал – получил статус илота. Илоты, после завоевания забрали право собственности на землю. Надел спартиат обрабатывали илоты, внося назначенную подать. Эта подать составляла половину урожая. По условиям Греции – это была ненормальная подать, так как накануне реформ Салона, задолжавшие общинники работали за 1/6 урожая, то есть гексаморы. Это вызывало огромное недовольство. За половину никто добровольно не согласился бы. Илоты были этим недовольны. Пытались убегать с земли, поэтому им запрещалось покидать земли, на которых они работают. Прикрепление к земле было в Древней Ассирии. Прикрепляли к земле в Спарте, в 4 веке свободных арендаторов, которые назывались колоны. Прикрепление к земле было и в феодальный период. В некоторых странах прикрепления к земле вообще не было. Прикрепление к земле не является исключительно феодальным институтом. Прикрепление к земле является проявлением внеэкономического принуждения, когда людям невыгодно работать на этих условиях. В связи с этим, илоты могли стать неодамодами. Стать неодамодом означало, что илоты могли покинуть свой участок. Илоты образовывали общины, но не общины собственников земли, а держателей земли. Илоты имели в собственности орудия труда, скот, деньги т.д. Половина урожая была в их собственности. Илоты могли заниматься ремеслом, торговлей.

Вопрос с защитой их прав стоит следующим образом. В обычной жизни просто так убить илота было очень сложно. Каждый год должностные лица Спарты объявляли илотам войну. Войну объявляли только свободным. Соответственно, эта война происходила: Проводились так называемые криптии. Она заключались в том, что молодые спартиаты, проходившие военное обучение, объединялись в отряды, уходили в труднодоступные земли, где изучали тактику и стратегию ведения военных действий и т.д. Во время этих криптий им дозволялось вести наблюдение за илотами. Выявлять опасных и т.д. Это делалось для военной подготовки, и им надо научиться убивать. С одной стороны, илоты общиной не защищаются, но в интересах спартиатов, невыгодно всех убивать. Надо уничтожать только опасных.

Илоты вступали в брак. Они вступали в брак, образовывали семью. Рождали детей. Мы видим, что илоты выступают субъектами права. Их имущество по наследству передается детям. Аналогично они подвергаются смертной казни за мятеж. Они выступают субъектами процессуальных действий. Мы видим, что илоты имеют права и несут обязанности. Они своими действиями могут приобретать права и нести обязанности. Они являются дееспособными. Значит сделкоспособные и деликтоспособные. Следовательно, они свободные люди. У них нет статуса гражданства. Илоты ни одного признака объекта прав не имеют, поэтому они не рабы. Илоты были бесправные свободные.

Исследователи полагают, что рабы в Спарте в небольшом количестве были. Они назывались дулос. По реформам Ликурга, который установил запрет на роскошь, установил равенство имущественное. И обладание рабом влекло неравенство. С другой стороны, спартиаты изымались из семьи, и жили в жестких условиях, чтобы их воспитать. Если у них будут рабы, то это не отвечает требованиям спартанского образа жизни. Рабы этому мешают. Это противоречит. Поэтому, после реформ Ликурга не было рабов. В качестве работников использовали только илотов.

Когда начинались военные действия, илотов отправляли впереди фаланги с легким вооружением. И затем, когда они чуть покидались, разбегались. Они использовались в качестве вспомогательного подразделения.

Рабы заново появились в 4 веке, в появление кризиса Ликургской реформы. Спарта победила Грецию и получила огромную контрибуцию. И у спартиат обнаруживалось стремление к обогащению. Рабы сначала появились в рядах рядовых общинников. Именно рабы появляются в хозяйствах спартиатов. После чего Ликургов строй был разрушен. Землю стали продавать на окраинах, затем нагло и т.д. Это привело к нарушению имущественного равенства. Ликургов строй разрушился, это привело к тому, что Спартанский строй был разрушен. Филипп 2 и Александр, а затем римляне разгромили спартанцев.

Рабы формируют сословие несвободных.

Спартиаты формируют класс эксплуататоров. Рядовые общинники мелких не эксплуатируемых общинников. Илоты и рабы – эксплуатируемых. Это самое обыкновенное рабовладельческое общество. Права общинника ограничиваются правами гражданской общины как верховного собственника земли. В Спарте эти ограничения самые огромные. Если социальная структура рабовладельческая, то способ производства рабовладельческий.

Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему рабовладельческого права, отличавшую от Спарты и других государств и оказавшую заметное влияние на правовые системы других государств. Особенность правовой системы Афин заключалась в том, что обычай, мононормы долгое время считались основным источником права. Закон и обычай практически отожествлялись. Впоследствии стали признавать приоритет законов, постановлений народного собрания над обычаями. Источником права являлись религиозные установления, нравственные предписания.

Впервые право было кодифицировано при правлении архонта Дра- конта в 621 г. до н.э. Это были первые писаные нормы, но до нас они не дошли. Почти за все преступления, по законам Драконта, предусматривалась смертная казнь. Нарушителей божественного (справедливого) порядка после казни запрещалось хоронить.

Драконт включил ряд новых существенных положений, которые отражали новую ситуацию в стране. Отменялась кровная месть, вводились новые правила судопроизводства. Законы оформляли права частной собственности, устанавливая при этом суровое наказание за посягательство на частную собственность. Из сообщений древних авторов известно, что они санкционировали ряд правовых обычаев, устанавливали жесткие наказания. Так, смертной казнью каралось не только святотатство или умышленное убийство, но и кража овощей, праздность.

Однако по мере демократизации Афинского государства смягчались его законы. Народ взял на себя функцию законотворчества

В начале VI в. до н.э. в Афинах большая законодательная работа была проведена Солоном. Законы Солона не ограничивались нормами государственного устройства, а содержали в себе нормы и гражданского и уголовного права. В V—IV веках до н.э. законы становятся главным источником права.

Если раньше законы считались данными от бога, то теперь они творились людьми и были направлены на то, «чтобы жить счастливо».

Осознание всеобщего блага как цели государственной правовой жизни означало отход от божественной предначертанное™ права, переход к идее его целесообразности.

Сохранение общественной морали и спокойствия было, пожалуй, важным предметом законов Солона. Запрещалось дурно говорить об умершем, равно как и порочить живого. Впредь это рассматривалось как оскорбление личной чести и наказывалось штрафами (в пользу как семьи потерпевшего, так и казны). Вводились ограничения на излишние роскошества, осуждалась нескромность (например, излишне эмоциональное причитание женщин на похоронах).

Афинскому праву было известно деление имущества на видимое и невидимое. К первому относились земля, рабы, скот, ко второму — деньги, драгоценности. Среди вещных прав известны были владение и собственность. В афинском праве владение понималось как фактическое обладание имуществом и собственностью. Самого же понятия права собственности как абсолютного права лица еще не было. Частная собственность не достигла высокого уровня развития, она считалась производной от государственной. Собственник имущества имел ничем не стесненное право распоряжаться землей, скотом, рабами и пр. Частная собственность охранялась суровыми законами.

Государству принадлежали рудники, шахты, военный флот и т.д. Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на «видимое» (земля, дом, рабы) и «невидимое» (деньги, драгоценности). Наиболее важные договоры заключались, как правило, в письменной форме. В Афинах весьма широко практиковался залог недвижимости (ипотека), т.е. залог земли с оставлением ее в собственности должника. В случае неуплаты долга она переходила в собственность кредитора. Институт ипотеки, возникший в Греции, в дальнейшем оказал заметное влияние на римское право.

Обязательственные отношения возникали либо из договора, либо из деликта (правонарушения). Неисполнение договорных обязательств до реформы Солона влекло личную ответственность должника, которому грозила кабала. В качестве средств обеспечения договорных обязательств сохраняются задаток, залог и поручительство. Афинскому праву были известны различные виды договоров: купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, товарищества, поручения. Обязательства, вытекающие из деликтов, возникали в случае причинения имуществу любого вреда. Обычаи и законы исходили из понятия широкой право- и дееспособности афинских граждан в имущественных отношениях. В одном из законов говорилось: «Каждый может отдать свое имущество любому гражданину, если он не лишился рассудка, не выжил из ума от старости или не попал под влияние женщины».

В отличие от стран Древнего Востока в Афинах имущественные отношения, гражданский оборот получили гораздо большее развитие. Однако в законах нет детальных предписаний о правах собственника.

В афинском праве получили развитие семейно-брачные отношения. Вступление в брак в Афинах считалось обязательным, уклонение от женитьбы расценивалось как забвение культа предков. К холостякам относились как к больным. Официально признавалась моногамная семья. Обычай разрешал брак между дядей и племянницей, между братом и сестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины.

Брак сопровождался договором жениха с главой семьи невесты, платой за невесту, но приданым невеста снабжалась не всегда.

Развод для мужчины не составлял сложности, для женщины был весьма затруднен. Нарушение супружеской верности не имело для мужа негативных юридических последствий. Муж мог привести в дом наложницу. Прелюбодеяние женщины рассматривалось как преступление: мужу дозволялось убить застигнутого врасплох любовника жены. Большой штраф полагался за изнасилование женщины, которое рассматривалось как покушение не на личность, а на общественную мораль.

Общественное мнение не осуждало мужчин, которые подолгу пребывали вне семьи, в кругу себе равных, в обществе гетер. Последние занимали своеобразное место в афинской жизни. Они обладали значительной свободой и независимостью, достигали такого уровня культуры и образованности, который был абсолютно недоступен замужним женщинам, и часто завоевывали уважение умнейших людей того времени.

К слабому полу относились высокомерно и даже презрительно. Афинянки были вынуждены вести замкнутый образ жизни, они не имели политических прав, были лишены имущественной самостоятельности, полностью зависели от отца, братьев. После смерти отца господином женщины был муж, а в случае его смерти — совершеннолетний сын. Женщина не могла от своего имени заключать сделки. При наличии сыновей дочь не получала наследство.

Цель брака диктовалась общегосударственными и частными интересами. Рождение ребенка считалось семейным праздником.

Власть отца в семье, до Солона, была очень сильной. Согласно обычаю, обедневшие родители могли рассчитывать на помощь своего сына. С другой стороны отец мог отречься от сына, лишив его наследства, изгнать из дома, если тот не оказывал ему уважения. До реформ Солона отец мог продать детей в рабство, мог искалечить и даже убить.

Древнеафинское право знало наследование имущества по закону и завещанию. Преимущество в получении наследства имели сыновья.

Афинскому праву известны государственные преступления, преступления против семьи, личности, собственности. Преступления были классифицированы. С наибольшей суровостью карались измена, обман народа, оскорбление богов, кража храмового имущества, умышленное убийство. Серьезными прегрешениями считались святотатство, внесение противозаконных предложений в народное собрание, а также клевета. Особую группу составляли воинские преступления (дезертирство, трусость, уклонение от воинской повинности.

Применявшиеся судами наказания были разнообразными: смертная казнь, атимия (бесчестье), лишавшая осужденного политических прав (на участие в народном собрании, занятие государственных должностей).

Карались штрафом те, кто сочинял ложные доносы, занимался клеветой, шантажом. Должностные лица, уличенные во взяточничестве, хищении, могли откупиться штрафом в десятикратном размере.

Осужденный к смертной казни мог сам исполнить приговор, избрав яд, меч, веревку. Самым гуманным было, по-видимому, отравление, так был казнен философ Сократ.

Грабители, разбойники могли быть проданы в рабство. Ночного вора разрешалось убивать на месте. Однако последний мог избежать наказания, уплатив стоимость украденной вещи или вернув ее владельцу. Наказанию могли подвергаться статуи, камни, бревна, животные, если они были причиной смерти человека.

Суд. Исторически первым судом был суд базилевса. Позднее судебные функции перешли к ареопагу и народному собранию и еще нескольким судебным коллегиям, созданных для отдельных категорий дел. Был введен остракизм («суд черепков»). Остракизм представлял собой форму тайного голосования, при котором каждый голосующий писал на черепке имя человека, казавшегося ему опасным для существующего строя. Признанный опасным подвергался изгнанию сроком на 10 лет без конфискации имущества. В дальнейшем остракизм нашел широкое применение в политической борьбе.

Судоразбирательство могло начаться при поступлении заявления от полноправного афинского гражданина. Интересы несовершеннолетних и женщин представлял домовладыка, раба — его хозяин. Потерпевший или истец должен был позаботиться о явке свидетелей.

Судопроизводство знало следующие стадии процесса: предварительное расследование, судебное разбирательство, вынесение приговора, и последнее слово осужденного. Вначале брались объяснения от обвиняемого (ответчика), опрашивались свидетели, исследовались доказательства. Затем оглашались жалоба истца и возражения ответчика, стороны произносили речи, в ходе которых оглашались документы и свидетельские показания. По окончании судебного следствия присяжные решали вопрос о виновности. На приговоры и судебные решения допускалась апелляция.

Время для разбирательства в суде равнялось 9,5 часов, в пересчете на воду для клепсидр (водяных часов). Клепсидра запускалась, когда предоставлялось слово. Обычно подсудимые добивались снисхождения, слезно упрашивали судей внять их просьбе и мольбе, взывали к жалости, приводили в суд своих плачущих детей, скорбящих родных, друзей, знакомых.

Процессуальная форма особенно тщательно соблюдалась, если подсудимому грозили смертная казнь, заключение в тюрьму, изгнание из Афин, конфискация имущества. Мера наказания предлагалась участниками процесса. Высшей судебной и апелляционной инстанцией считалась гелиэя. Ее вердикты, как правило, пересмотру или отмене не подлежали. Законы поощряли самостоятельное ведение дел в суде, поэтому официальных защитников- помощников не существовало. Если государственный процесс истец проигрывал трижды, то он считался лишенным общественного доверия.

Форма разбирательства была обвинительная, поэтому обязанность доказывания лежала на участниках. Помимо клятвы, показаний под пыткой или текста законов самым важным свидетельством считалось письменное, потому что его трудно подвергнуть изменению.

Все заботы по ведению процесса ложились на самого гражданина. Адвокатов не было. Судьи голосовали по внутреннему убеждению. Они давали обещание судить по законам, не принимать даров лично или через посредство кого бы то ни было.

Стороны тщательно скрывали помощь других лиц при подготовке к судебному разбирательству и вынуждены были заучивать написанные им речи наизусть. Судебное расследование заканчивалось голосованием. Если вердикт присяжных был обвинительным, приступали к определению меры наказания. Приговор оглашался лишь на третий день. Это давало возможность обвиняемому покинуть Афины, избавив себя от наказаний. На судебное решение допускалась апелляция в гелиэе.

Голосование было тайным, с помощью белых и черных камешков. Если случалось, что за и против обвинения голосовали поровну (при одном судье, уклонившемся от голосования), то обвиняемого не судили, а отпускали.

Правовые воззрения древних греков оказали большое влияние на процесс становления права в соседних государствах.

Вопросы и задания для самоконтроля и размышления

1. Охарактеризуйте законы Солона. Какую роль они сыграли в дальнейшей

жизни Афин?

  • 2. В чем своеобразие права и правосудия в Афинах?
  • 3. Как назывался и как действовал высший судебный орган в Афинах?
  • 4. Как осуществлялся судебный процесс в Афинах?
  • Ликург, вводя законы в Спарте, добился того, что перед ними испытывали страхдаже самые влиятельные люди. Спартанцы гордились своим законопослушанием, полагали его величайшим благом. Правонарушение в Спарте сразу влекло наказание.Спартанские законы устанавливали равноправие, не позволяли кичиться богатством.Рождение мальчика — будущего воина было высшим предназначением семьи, поэтомубрак являлся долгом, причем мог заключаться по жребию. Такие чувства, как любовьи симпатия, высмеивались. Уголовные преступления карались изгнанием из числа равных, чего спартанец боялся больше смерти.

Добавить комментарий