Право государственной и муниципальной собственности

Субъекты права государственной и муниципальной собственности. Субъектами государственной собственности являются государство (Российская Федерация в целом), а также государственные образования — субъекты РФ, к которым относятся республики, края, области, автономные округа, автономная область, а также города федерального значения. Все они перечислены в ст. 65 Конституции РФ. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта регулируются специальным федеральным конституционным законом (Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»*(224)).

Субъектами муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения*(225)). Все муниципальные образования регистрируются в государственном реестре муниципальных образований*(226).

Основы разграничения полномочий указанных субъектов в сфере управления принадлежащей им собственностью установлены в Конституции РФ. В частности, федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации (п. «д» ст. 71 Конституции РФ). В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также разграничения государственной собственности (пп. «в» и «г» ст. 72 Конституции РФ). Вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения ее субъекты обладают всей полнотой государственной власти; в частности, в их ведении — государственная собственность субъектов РФ и управление ею (ст. 73 Конституции РФ). Муниципальная собственность, а также владение, пользование и распоряжение ею находятся в ведении муниципальных образований (ч. 1 ст. 130, ст. 132 Конституции РФ).

3.Содержание права государственной и муниципальной собственности.

В содержание права государственной собственности отдельными учеными включались как самостоятельные правомочия — управление и контроль.

По мнению С.М. Корнеева, управление не образует самостоятельного правомочия, а представляет собой синтез распоряжения и пользования, а владение включает в себя учет имущества, установление правил его хранения и осуществление государственного контроля за его использованием.

На разносторонний характер содержания права собственности указывал и В.П. Мозолин, предложивший новый вариант концепции разделенной государственной собственности. С его точки зрения «юридические правомочия собственника… подходят лишь для раскрытия содержания права хозрасчетной собственности (т. е. прав предприятия — И.А.). В отношении же права общегосударственной собственности они не всегда применимы. Основным правомочием в этом случае служит правомочие административно-организационного характера, направленное на обеспечение эффективного использования государственной собственности в интересах социалистического общества». Им охватываются «действия по созданию благоприятных условий хозяйствования… и осуществлению контроля».

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Практика строительства органов местного самоуправления идет по пути разграничения правомочий собственности от правомочия по управлению и даже «распоряжению» объектами муниципальной собственности. Права собственности подавляющее большинство уставов муниципальных образований закрепляет за муниципальными образованиями, а вот полномочия по управлению и распоряжению предоставляются главам администрации, администрациям муниципальных образований, их структурным подразделениям.

Публичный характер субъективного права муниципальной собственности предопределяет его субъектную неопределенность. Муниципальное образование в гражданском обороте составляет некий «идеальный субъект», никогда не появляющийся перед своим контрагентом «лично».

Реализация субъективного права муниципальной собственности таким образом возможна только теми способами, которые дают нам образ субъекта этого права. Критериями, позволяющими определить присутствие такого «образа» в отношениях гражданского оборота, выступают имя и интерес.

От имени и в интересах муниципального образования действуют органы местного самоуправления (представительные и исполнительные), реализуя правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом. Однако реализация этих правомочий осуществляется ими не обязательно и не главным образом в гражданско-правовых формах, каковыми служат разнообразные сделки, но в специфических формах управления и контроля. Эти способы принято называть непосредственным осуществлением права муниципальной собственности.

Непосредственная хозяйственная деятельность — производство и реализация товаров, сбыт и снабжение, оказание иных услуг — не дело государства либо органов местного самоуправления. Органы власти заниматься хозяйственной деятельностью не должны. Властная государственная деятельность и коммерческая работа по оказанию услуг и извлечению прибыли не могут совмещаться в одном лице, не должны осуществляться одной организацией. Даже при добросовестном отношении к делу и отсутствии заведомых злоупотреблений такое совмещение двух различных видов деятельности деформирует каждую из них, о чем свидетельствует опыт распространенного в прежней административно-командной системе так называемого управления на хозрасчете (учреждения Госснаба и им подобные). Такое совмещение если не прямо поощряет, то во всяком случае создает благоприятные условия для злоупотреблений властью.

Отсюда следуют два вывода: 1) государственные органы и органы местного самоуправления не должны получать доход или извлекать для себя иную выгоду из осуществления властных полномочий и 2) они также не должны осуществлять наряду с властными полномочиями какую-либо деятельность, направленную на извлечение дохода или иной выгоды. Согласно п. 2 ст. 7 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-I запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

К непосредственным способам осуществления права муниципальной собственности относятся формы прямой демократии. В случаях, предусмотренных законом и уставами муниципальных образований, правомочия собственника осуществляется населением непосредственно.

Осуществление права государственной или муниципальной собственности означает реализацию собственником гарантированных законом возможностей удовлетворения определенных потребностей и законных интересов за счет принадлежащего ему имущества, составляющих содержание субъективного права собственности.

Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Одновременно он несет и бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону или иным правовым актам и не нарушающие прав и охраняемых законом интересов других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК).

В частности, органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Они, представляя интересы собственника, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (п. 3 ст. 209 ГК).

Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу — доверительному управляющему (п. 4 ст. 209 ГК).

Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 211 ГК).

Право государственной или муниципальной собственности осуществляется различными способами. Способы осуществления права государственной и муниципальной собственности зависят от того, закреплено ли имущество за унитарным предприятием, учреждением либо находится в государственной (муниципальной) казне.

Широкое распространение в 90-х годов прошлого века получил такой специальный способ осуществления права государственной собственности, как приватизация государственных и муниципальных предприятий на основании Закона РСФСР от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР». Всего за период 1991—1994 гг. по приватизации предприятий было принято более 150 законодательных и нормативных актов. В ходе массовой приватизации с использованием приватизационных чеков к 1 июля 1994 г. создано 12 тыс. акционерных обществ из 14,5 тыс. предприятий, подлежащих акционированию.

В итоге в Российской Федерации 70% промышленного потенциала перешло в частные руки. Около 40 млн россиян стали акционерами-собственниками. Приватизация государственного и муниципального имущества получила закрепление в ст. 217 ГК. Указанная статья носит общий характер и предусматривает приватизацию не только предприятий, как это было ранее, но и государственного и муниципального имущества вообще. В частности, в абз. 1 ст. 217 ГК говорится, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Примечательно, что в соответствии с ч. 2 ст. 217 ГК при приватизации государственного и муниципального имущества применяются предусмотренные Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности только в том случае, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Федеральный закон от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации”» в ст. 26.12 закрепил порядок управления и распоряжения имуществом субъекта Федерации. Он предполагает, что органы государственной власти субъекта Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Федерации. Причем эта деятельность должна соответствовать Конституции РФ, федеральным законам и издаваемыми в соответствии с ними нормативным правовым актам Президента РФ и Правительства РФ, а также соответствовать конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Федерации.

Кроме того, органы государственной власти субъекта Федерации вправе передавать имущество субъекта Федерации во временное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать это имущество, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами, а также с принятыми в соответствии с ними законами субъекта Федерации.

Порядок и условия приватизации имущества субъекта Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Федерации в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. Доходы от использования и средства от приватизации имущества субъекта Федерации поступают в бюджет соответствующего субъекта Федерации.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 1 ст. 51 Закона о местном самоуправлении).

При осуществлении правомочий собственника органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Однако они должны соответствовать федеральным законам. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

В соответствии со ст. 54 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета. Размещение муниципального заказа осуществляется, как правило, на конкурсной основе. Исключение составляют случаи, когда размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса котировок цен на товары, работы и услуги, или случаи закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя.

Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа определяется в уставе муниципального образования, а также устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Не быть жадным – уже богатство, нс быть расточительным – доход.

Цицерон

Понятие права государственной и муниципальной собственности

В соответствии с Конституцией РФ Россия является федеративным государством. Это означает, что территория РФ состоит из территорий ее субъектов, обладающих государственностью. Другими словами, на территории РФ сосуществуют два уровня государственных образований:

  • 1) Российская Федерация;
  • 2) субъекты РФ, к которым относятся республики в составе Российской Федерации, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения.

Отечественное гражданское право признает указанные государственные образования самостоятельными субъектами имущественного оборота, способными от своего имени приобретать гражданские права и нести обязанности, отвечать по своим обязательствам, быть истцом и ответчиком в суде.

Соответственно, Российская Федерация и субъекты РФ, наряду с гражданами и юридическими лицами, могут быть собственниками имущества, права которых закрепляются и защищаются с помощью норм права.

Право государственной собственности – это совокупность правовых норм (правовой подинститут), закрепляющих принадлежность имущества государственным образованиям (Российской Федерации, субъектам РФ).

В Российской Федерации принят такой способ решения проблем местного значения, как местное самоуправление. Местное самоуправление – это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной территории по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения. Другими словами, государство позволяет населению определенной территории (городских, сельских поселений, городских округов) самостоятельно определять варианты разрешения местных проблем, для чего на указанных территориях, называемых муниципальными образованиями, проводятся местные референдумы, выборы, собрания, образуются муниципальные органы. Суть местного самоуправления заключается в автономности, самостоятельности населения и, соответственно, органов местного самоуправления от государственных органов. Поэтому муниципальная власть не является разновидностью государственной власти, органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов.

Для самостоятельного решения вопросов местного значения муниципальные образования должны обладать определенным имуществом, принадлежащим им на праве собственности. Поэтому отечественный правопорядок признает муниципальные образования самостоятельными субъектами имущественного оборота и собственниками имущества.

Право муниципальной собственности – это совокупность правовых норм (правовой подинститут), закрепляющих принадлежность имущества муниципальным образованиям (городским и сельским поселениям, городским округам).

Государственные и муниципальные образования являются публичными, осуществляющими публичную власть на определенной территории. Поэтому как собственники имущества они во многом похожи, им свойственны одни и те же особенности, что, конечно, не исключает и некоторых отличий, вызванных различным уровнем и масштабом территории. Поэтому права государственной и муниципальной собственности имеют много общего и традиционно рассматриваются вместе.

В чем же заключается своеобразие государства и муниципального образования как собственника?

1. Государство или муниципальное образование не могут сами прийти в суд для защиты своих прав. Они нс могут также сами продать свое имущество, отдать его в аренду. Невозможно и непосредственно использовать свое имущество, ведь государство – не человек.

Поэтому от имени Российской Федерации и субъектов РФ, муниципальных образований права и обязанности собственника осуществляются, соответственно, органами государственной власти и местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной нормативноправовыми актами.

Субъектами права государственной и муниципальной собственности выступают именно соответствующие публично-правовые образования в целом, но не органы государственной власти. Точно так же не является субъектом права государственной или муниципальной собственности народ (население) соответствующей территории, ведь государство и народ – не тождественные понятия.

Не каждый государственный или муниципальный орган может осуществлять полномочия собственника от имени соответствующего публично-правового образования. Действительно, было бы странным, если бы Конституционный Суд РФ вдруг решил продать находящиеся в государственной собственности ледоколы. От имени государственного и муниципального образования правомочия собственника могут осуществляться только теми государственными и муниципальными органами, которые обладают соответствующими властными полномочиями. Обладание данными полномочиями определяется в нормативно-правовом акте, закрепляющем статус соответствующего органа власти. Например, основные полномочия Правительства РФ закреплены в Конституции РФ, полномочия министерства – в положении о соответствующем министерстве, утвержденном Президентом РФ или Правительством РФ. Именно строгая определенность органов, правомочных распоряжаться государственной и муниципальной собственностью, во многом позволяет сгладить противоречие, о котором говорилось выше.

Управление федеральной собственностью осуществляется Министерством экономического развития РФ, Центральным банком РФ, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и др.

2. Круг объектов государственной собственности гораздо шире, чем круг объектов, которые могут находиться в собственности других субъектов.

В государственной собственности может находиться любое имущество, в том числе ограниченное в обороте и изъятое из оборота.

Сам смысл категории имущества, изъятого из оборота, заключается именно в требовании принадлежности данного имущества исключительно государству. К такому имуществу относятся отдельные виды вооружений, ядов, наркотиков, недра, природные лечебные ресурсы (в естественном, недобытом виде) и др.

Круг объектов муниципальной собственности является более ограниченным. В самом деле, навряд ли органы местного самоуправления нуждаются для решения местных проблем в обладании, например, оружием массового поражения. С другой стороны, в муниципальной собственности могут находиться некоторые виды имущества, ограниченного в обороте, например стрелковое оружие органов полиции.

3. Все имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными и муниципальными юридическими лицами – унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (см. 6.5). Это «распределенное» государственное или муниципальное имущество составляет базу для участия этих организаций в обороте в качестве самостоятельных юридических лиц. Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов государства или муниципального образования, так как предприятия и учреждения как юридические лица не отвечают по долгам учредившего их собственника – государства или муниципального образования. Этим имуществом данные организации отвечают по собственным долгам.

Другая часть – имущество, не закрепленное за унитарными предприятиями или учреждениями («нераспределенное» государственное или муниципальное имущество) составляет государственную или муниципальную казну соответствующего публично-правового образования. В казну прежде всего входят средства соответствующего бюджета, а также имущество Алмазного фонда, Вооруженных сил, некоторые виды имущества, изъятого из оборота, некоторые памятники культуры. Государственная или муниципальная казна является базой для участия соответствующего публично-правового образования в имущественном обороте. Именно средства казны (а в основном бюджетные средства) могут служить объектом взыскания по долгам государственного или муниципального образования.

  • 4. Государство и муниципальное образование и, соответственно, государственные и муниципальные органы не могут использовать имущество по своему усмотрению. Имущество публичных образований должно использоваться в публичных интересах. Конкретные направления расходования основной части государственного и муниципального имущества – средств соответствующего бюджета определяются в законе о бюджете, принимаемом представительным органом.
  • 5. Государству и муниципальному образованию присущи некоторые способы приобретения и прекращения права государственной и муниципальной собственности, недоступные для других субъектов права.

Прежде всего, речь идет о таких способах приобретения права собственности, как:

  • а) налоги и иные обязательные платежи (сборы, пошлины). Налог – это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж юридических и физических лиц, установленный законодательным органом власти в пользу государственного или муниципального образования, обеспечиваемый государственным принуждением и не носящий характера наказания. Цель взимания налогов – пополнение бюджета и, соответственно, финансирование деятельности государства по осуществлению своих функций;
  • б) национализация – принудительное изъятие имущества, прежде всего недвижимого, из частной собственности в собственность государства на основании специальных законодательных актов. В соответствии с Гражданским кодексом РФ при этом бывшему собственнику должна быть выплачена компенсация, возмещены другие убытки;
  • в) реквизиция – изъятие государством имущества у собственника с выплатой ему стоимости имущества в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и при иных обстоятельствах чрезвычайного характера;
  • г) конфискация – принудительное и безвозмездное изъятие имущества у собственника по решению суда или арбитражного суда.

Праву государственной или муниципальной собственности присущ также специфический способ прекращения – приватизация государственного и муниципального имущества.

Приватизация – это индивидуальный юридический акт, влекущий переход права собственности на определенное имущество от государства или муниципального образования к частным лицам (физическим или юридическим, кроме унитарного предприятия) и являющийся формой сокращения государственного (муниципального) предпринимательства.

В основе приватизации лежит «разгосударствление», т.е. переход права собственности на определенное имущество от публичного образования к частным лицам.

6. Государство (Российская Федерация) само осуществляет правовое регулирование отношений собственности граждан и юридических лиц, определяет объем их прав и обязанностей, защищает или отказывает в защите тем или иным их притязаниям, связанным с деятельностью в имущественной сфере. И не всегда государство отказывается от искушения с помощью правовых норм поставить себя в более выгодное положение по сравнению с другими собственниками. Этот аспект всегда следует иметь в виду, анализируя изменения в законодательстве.

Однако на сегодняшний день в Конституции РФ закреплен принцип равенства всех форм собственности. Данное положение означает отказ государства от одностороннего и однонаправленного использования властных рычагов при разрешении имущественных споров с частными лицами. Другими словами, в имущественных отношениях государство ставит себя в равное положение с другими собственниками. Интересы государства защищаются в той же мере, что и интересы частных лиц. Поэтому любые нарушения прав собственника со стороны государства могут быть обжалованы в суде.

Это надо запомнить

  • 1. Право государственной собственности – это совокупность правовых норм (правовой подинститут), закрепляющих принадлежность имущества государственным образованиям (Российской Федерации, субъектам РФ).
  • 2. Право муниципальной собственности – это совокупность правовых норм (правовой подинститут), закрепляющих принадлежность имущества муниципальным образованиям (городским и сельским поселениям, городским округам). Муниципальная собственность не является разновидностью государственной.
  • 3. От имени Российской Федерации и субъектов РФ, муниципальных образований права и обязанности собственника осуществляются органами государственной власти и местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной нормативно-правовыми актами.
  • 4. В государственной собственности может находиться любое имущество.
  • 5. Государственное и муниципальное имущество состоит из двух частей: казны и имущества, распределенного между унитарными предприятиями и учреждениями. Именно казна является базой для участия государства в имущественных отношениях.
  • 6. Имущество публичных образований должно использоваться в публичных интересах.
  • 7. Публичным образованиям свойственны специфические способы приобретения (налоги, национализация, реквизиция, конфискация) и прекращения (приватизация) собственности.
  • 8. Право государственной и муниципальной собственности защищается равным образом с правом частной собственности.

Право государственной собственности

Определение 1

Государственная собственность — это вид собственности, который включает в себя средства и продукты производства, находящиеся в собственности государства в полном или частичном объеме.

Если рассматривать государственную собственность в качестве экономической категории, то стоит отметить, что государственная собственность представляет собой конкретные отношения в социуме, которые возникают в результате использования имущества, которое принадлежит нашему государству.

В состав государственной собственности входят:

  • объекты, являющиеся основой национального богатства;
  • объекты, необходимые для обеспечения деятельности федеральных органов власти (казначейство, валютный фонд и др.);
  • оборонные производственные объекты (космические и авиационные и др.);
  • объекты отраслей промышленности, которые поддерживают жизнедеятельность домохозяйств.

Пределы реализации имущественных прав устанавливаются законом, государственными и местными программами приватизации. Различные природные ресурсы, которые не являются собственностью граждан нашей страны, не принадлежат каким-то муниципальным образованиям, можно считать собственностью государства.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Право государственной и муниципальной собственности 440 руб.
  • Реферат Право государственной и муниципальной собственности 250 руб.
  • Контрольная работа Право государственной и муниципальной собственности 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Стоит отметить, что права собственника на то или иное имущество могут осуществлять те лица или определенные органы, которые отмечены в статье 125 Кодекса нашей страны. Государственное имущество может быть закреплено за теми организациями и учреждениями, которые находятся в распоряжении государства.

Финансовые средства и иное государственное имущество, не принадлежащее государственным организациям, формируют казну нашей страны, казну какого-то конкретного автономного округа, края. Передавать имущество государства в собственности федерации можно только лишь в том порядке, который закреплен законом нашей страны. Стоит отметить, что право государственной собственности можно рассматривать как в объективном, так и в субъективном смысле.

Если рассматривать право собственности государства в объективном смысле, то можно заметить, что это право является некой системой норм, правил, которые указывают на принадлежность какого-то конкретного имущества нашей стране. К тому же, право государственной собственности в объективном смысле отражает систему норм, которые способны контролировать и регулировать отношения по владению, использованию и распоряжению имущества какими-то конкретными лицами или же отдельными органами государства.

Можно рассмотреть право государственной собственности в качестве отдельного института права нашей страны. Стоит отметить, что право имеет межотраслевой характер. К тому же, в нем содержатся нормы гражданского права, которые имеют огромное значение для людей и всего государства в целом. Нормы гражданского права указывают на тот статус, который имеют субъекты и объекты собственности государства. К тому же, именно нормы гражданского права указывают на правовую систему тех организаций и предприятий государства, которые обладают определенным имуществом.

Если же рассматривать право собственности государства в субъективном смысле, то можно отметить, что такое право представляет собой возможность каких-то определенных субъектов права собственности государства иметь, пользоваться, передавать в распоряжение другим субъектам имущество, но при этом придерживаясь того порядка, который закреплен законом в нашей стране.

Право муниципальной собственности

Определение 2

Муниципальная собственность — это имущество, которое находится в распоряжении какого-то конкретного города, села или много муниципального образования.

Владение какой-то конкретной собственностью от имени муниципалитета осуществляется местными органами власти. Различные органы государства или же какие-то определенные должностные лица не могут владеть и распоряжаться муниципальным имуществом.

Муниципальная собственность состоит из следующих объектов:

  • жилые и нежилые фонды, находящиеся в ведении местной администрации;
  • организации, занимающиеся ремонтом и строительством, а также обслуживающие муниципальную собственность, городскую инженерную инфраструктуру, городской пассажирский транспорт и внешнее благоустройство;
  • иные предприятия, которые находятся под контролем местной администрации;
  • различные организации или иные объекты, которые направлены на обеспечение и поддержание здравоохранения, образования и др. (такое имущество обязательно должно быть зарегистрировано в реестре муниципального имущества).

Владение и распоряжение муниципальной собственностью может осуществляться органами местного самоуправления и лицами, указанными в статье 125 Кодекса нашей страны. Стоит отметить, что право собственности города, муниципального образования, села можно рассматривать как в объективном, так и в субъективном смысле.

Если рассматривать право муниципальной собственности в объективном смысле, то можно заметить, что право представляет собой некую систему правил, норм, которые регулируют и контролируют отношения, связанные с владением и передачей имущества. К тому же, право собственности села, города, муниципального образования отличается своим междисциплинарным характером. носит междисциплинарный характер.

Итак, в статье 130 Конституции нашей страны сказано, что местное самоуправление в нашей стране представляет собой независимое, полностью самостоятельное решение каких-то возникших вопросов самим населением. Получается, что люди, проживающие, например, в каком-то определенном городе, в руках которого сосредоточено какое-то конкретное имущество, самостоятельно решают все вопросы, связанные с владением, распоряжением или передачей данного имущества.

У местного самоуправления можно выделить экономическую основу, которой считается то имущество, которое принадлежит конкретному муниципальному образованию.

Если же рассматривать право собственности города, села, муниципального образования в субъективном смысле, то стоит отметить, что оно представляет собой возможность иметь, использовать, передавать какое-то конкретное имущество от одного субъекта другому, но соблюдая правила и пределы, которые закреплены законом в нашей стране.

Все финансовые средства и другие объекты, которые находятся в распоряжении муниципальных организаций, формируют казну города, села или какого-то конкретного муниципального образования.

Наиболее распространенным способом реализации права как государственной, так и муниципальной собственности является передача этой же собственности различным предприятиям и учреждениям:

  • на основе оперативного управления (любая государственная или муниципальная организация может применять имущество, которое есть у нее в распоряжении, для достижения каких-то конкретных целей и задач собственной деятельности, а также для реализации целей собственника этого имущества);
  • на основе хозяйственного распоряжения (любая государственная или муниципальная организация не может выставлять на продажу, сдавать в аренду, залог или вносить недвижимое имущество в виде вклада в бюджет хозяйственных сообществ без согласия собственника.

Что касается движимого имущества, то все эти действия могут быть совершены в том случае, если в законе нет никаких ограничений по этому поводу.

Отраслевая принадлежность права государственной и муниципальной собственности . Нормы, относящиеся к праву собственности, можно найти в законах и иных правовых актах самой различной отраслевой принадлежности — Конституции РФ, Гражданском кодексе, законах об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов и множестве других. Это дало основания утверждать, что нормы о праве собственности составляют комплексное правовое образование. В противовес этой точке зрения были выдвинуты две другие, причем диаметрально противоположные. Одна из них, наиболее обстоятельно изложенная Н.Д. Егоровым, сводится к тому, что нормы о праве собственности по своей юридической природе являются гражданско-правовыми, а потому целиком входят в состав гражданского права как отрасли права. Другие ученые отстаивают государственно-правовую природу, по крайней мере тех норм, которые составляют институт права государственной собственности. Именно вокруг этого института и развернулась главным образом полемика относительно отраслевой принадлежности норм о праве собственности. К числу сторонников государственно-правовой природы норм о праве государственной собственности относятся, в частности, В. С. Якушев и М. И. Брагинский.

Решая этот вопрос, нельзя сбрасывать со счетов, что важнейшие нормы о праве собственности сосредоточены в Конституции РФ. Именно в этих нормах закреплены признаваемые в Российской Федерации формы собственности, основные принципы регулирования и охраны отношений собственности, определена компетенция Российской Федерации и ее субъектов в части установления правового режима важнейших объектов права собственности (в первую очередь государственной собственности). Оно и понятно. Отношения собственности во всяком обществе являются основополагающими. Между тем государственное право и призвано как раз к тому, чтобы закреплять и регулировать отношения, составляющие основу государственного и общественного строя. Ссылка на то, что указанные нормы Конституции по своей отраслевой принадлежности являются гражданско-правовыми, неубедительна. Если следовать этой аргументации, то пришлось бы значительную часть норм Конституции растащить по отраслевым квартирам и от нее мало что осталось бы как от целостного и к тому же фундаментального акта всей системы российского права. С другой стороны, и в актах гражданского законодательства мы находим прямые указания на то, что отношения собственности составляют предмет гражданско-правового регулирования (см., например, п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 2 ГК). Напомним также, что раздел II ГК называется «Право собственности и другие вещные права». В этом разделе развиты и конкретизированы многие конституционные установления о праве собственности. Дело, однако, не только в этом. Право государственной и муниципальной собственности реализуется в правоотношениях самой различной отраслевой принадлежности, а не только гражданско-правовых. Ясно, например, что, когда Правительство Российской Федерации принимает решение о передаче какого-либо предприятия, здания, сооружения или иного имущества из федеральной собственности в собственность субъекта федерации или в муниципальную собственность, то реализация права федеральной собственности происходит в рамках государственно-правового отношения . Когда же принимается решение о преобразовании государственного предприятия в казенное, реализация права федеральной собственности протекает в рамках административно-правового отношения. Вследствие указанных обстоятельств есть достаточные основания, чтобы совокупность норм, составляющих право собственности в объективном смысле, отнести к комплексным правовым образованиям, включающим нормы самой различной отраслевой принадлежности. Как мы в дальнейшем увидим, такой

подход применительно к праву государственной и муниципальной собственности особенно оправдан.

Добавить комментарий