Право как социальный регулятор всегда

УДК 340.12:

ХАЛТУРИН Анатолий Николаевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 30 научных публикаций, в т. ч. одной монографии

ПРАВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ РЕГУЛЯТОР

В статье право рассматривается как один из социальных регуляторов общественных отношений. Автор предлагает наиболее общую характеристику правового механизма регулирования социальных отношений в совокупности его фундаментальных понятий и категорий: предмет, методы, способы, модели правового регулирования. Социально-философский аспект предполагает рассмотрение права в его социальной интерпретации. Общественная природа права проявляется в его социальных функциях, основной из которых называется интегративная. Эвристической ценностью обладает современная концепция права как гармонии интересов. В статье представлена динамика исследования социальных функций права в синхронической и диахронической перспективе. Изыскания «социального» в праве в ракурсе истории права дополняются современными фундаментальными теориями социально-философского дискурса. «Социальность» права наиболее отчетливо отражается в предложениях по поводу формирования корпуса специального права для северных территорий и северных народов. Особенности северной среды требуют создания системы особых правил и норм под названием «Северное право». Ярким свидетельством социальной природы права является исторический проект по формированию местного права, которое должно содержать принципы ведения северного хозяйства, основанные на требовании возобновляемости используемых природных ресурсов. Современная концепция аборигенного права выражает настойчивые требования времени по формированию корпуса этноориентированного права в его социальной интерпретации. В заключение автор предлагает рассматривать в качестве социального регулятора нормы и традиции обычного права, рожденного в социально-нормативной сфере традиционной культуры.

Ключевые слова: правовое регулирование, социальные функции права, социальная природа права, «Северное право», обычное право, аборигенное право.

В самом общем плане социальное регулирование понимается как воздействие на деятельность людей со стороны общества через его общественные институты. Выделяют стихийные

регуляторы, социальные нормы и акты индивидуального регулирования .

Система социального регулирования имеет множество концептуальных подходов — рели-

© Халтурин А.Н., 2015

гиозный, классовый, бихевиористский и кибернетический. Согласно религиозному подходу, регулирование есть следование религиозным заповедям и другим правилам, предписанным определенными религиозными конфессиями. Классовый подход видит в регулировании направляющее влияние интересов господствующих классов. Для бихевиаризма регулирование есть следование конкретным правилам поведения, установленным социальным институтом. Кибернетическое регулирование предполагает создание специальных норм, выполнение которых придает объекту регулирования определенное запрограммированное необходимое состояние.

Систему социальных регуляторов составляют нормативные и ненормативные регуляторы. К ненормативно-регулятивной системе следует относить ценностный, директивный и информационный регуляторы, а также институт предсказаний. Социальную нормативно-регулятивную систему образуют такие регуляторы, как правовой и моральный, юридико-технический и нормативно-технический, корпоративный, деловой обычай (деловое обыкновение), правовой обычай («обычное право»), прецедент, доктрина, а также религия в форме канонического права .

Действующие в обществе нормы подразделяются на социальные и технические. Если технические нормы устанавливают отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой, то социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, т. е. социальную жизнь, они указывают пределы возможного и должного в поведении человека .

Таким образом, социальные нормы регулируют в сущности своей различные виды взаимодействия людей в различных сферах общественного бытия, а социальное регулирование есть целенаправленное воздействие общества на взаимодействующие стороны.

Правовое регулирование является одним из вариантов социального регулирования, который осуществляется при помощи специальных норм права, создаваемых обществом.

Предмет правового регулирование составляют: 1) отношения людей по обмену ценностями; 2) отношения по властному управлению обществом; 3) отношения по обеспечению правопорядка.

В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия: метод децентрализованного регулирования (сфера отраслей частноправового характера) и метод централизованного, императивного регулирования (публично-правовые отрасли).

К способам правового регулирования традиционное российское правоведение относит управомочивание, обязывание и запрет, а также принуждение и превенцию.

В отечественной юридической теории и практике различают две модели правового регулирования — общедозволительную («дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе») и разрешительную («запрещено все, кроме прямо разрешенного») .

Таким образом, если фундаментом «социального» является взаимодействие людей, то сущностью «регулирования» следует считать совокупность методов установления, осуществления и совершенствования этого взаимодействия. Правоведение ставит ударение в этом словосочетании на термине «регулирование», социология и социальная философия — на праве как социальном явлении, т. е. на взаимодействующей сущности социального.

Для того чтобы понять сущность «социального» в праве, необходимо обратиться к категории его социальных функций.

Современные исследователи права предлагают различные системы социальных функций. В.Н. Кудрявцев и В.П. Казимирчук выделяют интегративную, регулятивную, коммуникативную и охранительную функции . Другая группа правоведов выделяет основные социальные функции (экономическая, политическая и воспитательная) и неосновные функции (экологическая, социальная (в узком смысле этого слова), информационная) . В.В. Лапаева относит к категории социальных функций интегративную, функцию социали-

зации и функцию социального контроля .

По общему мнению правоведов, на этапе эволюционного развития общества важнейшей социальной функцией выступает интегратив-ная функция, регулирующая процессы согласования интересов различных классов, слоев, групп населения.

Известный немецкий правовед и философ права Рудольф фон Йеринг увидел в праве прежде всего социальную борьбу интересов. В связи с этим социальной функцией права Р. Йеринг считал функцию обеспечения и защиты интересов всех индивидов в обществе, поскольку совместная деятельность граждан представляется как закономерное, вольно или невольно соблюдаемое объективное требование социальной реальности. «Никто не существует только ради самого себя, — утверждает Р. Йеринг, — никто не может в жизни обойтись самим собою, всякий живет, сознательно или бессознательно, с помощью и вместе с тем для других» .

Об онтологической взаимосвязи права и интереса размышлял известный российский правовед Н.М. Коркунов. Для Н.М. Коркунова в отличие от Р. Йеринга право есть не совмещение, а разграничение интересов. Социальная сущность права как сферы разграничения интересов заключается в столкновении целей и интересов индивидов, общества, государства. «Субъекты сталкивающихся между собой интересов, — писал Н.М. Коркунов, — противопоставляются друг другу как самоцельные личности, из коих ни одна не признается средством для других. В таком случае не может быть безусловного подчинения интересов одного интересам другого, а осуществлению интересов каждого должна быть отграничена известная сфера, или другими словами, интересы эти для возможности их совместного неосуществления должны быть так или иначе разграничены. <. > Нормы разграничения интересов определяют границу между правом и неправом и суть юридические нормы» .

Современная концепция права как гармонии интересов, обладающая определенной эвристической перспективой, представлена социологи-

ческой юриспруденцией американского правоведа Роско Паунда. Цель права заключается в примирении и гармонизации интересов сталкивающихся сторон, которые разделяются на: а) публичные (интересы государства); б) индивидуальные (интересы личности, интересы членов семьи и субстанциональные); в) общественные (интересы общей морали, общей безопасности, защиты общественных ресурсов от расточительства, общего прогресса, защиты человеческой жизни и др.). Право Р. Паунд представлял как социальную инженерию, т. е. деятельность юристов по установлению рационального порядка в обществе .

Об интегративной функции права размышлял Т. Парсонс. В частности, он выделял в качестве фундаментальных два условия эффективности функционирования правовой системы: социальная институционализация права и ин-тернализация содержания правовых норм и связанных с ними ожиданий. Под интернализацией Т. Парсонс понимал органическое включение индивидами в собственную духовную жизнь выработанных обществом норм. Интернализа-ция является основой процесса социализации -социального воспитания индивида, в ходе которого он впитывает сложившиеся в обществе представления о добре и зле, справедливом и несправедливом, культурные и нравственные ценности, в т. ч. правовые нормы. Интернали-зация ценностей и норм обеспечивает возможность реализации социальной солидарности, которая, согласно Парсонсу, является главным фактором интеграции .

Оригинальную теорию «социального права» предложил французский социолог и правовед русского происхождения Жорж Гурвич.

Сущность теории заключается в том, что социальное право является автономным правом всеединства, с помощью которого происходит самоинтеграция всякой активной тотальности. К существенным признакам социального права Ж. Гурвич относил:

а) общей функцией социального права является объективная интеграция некоей тотально-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сти посредством устроения единства общения его членов;

б) социальное право непосредственно порождается той самой тотальностью, которую оно интегрирует;

в) социальное право регламентирует внутреннюю жизнь данной тотальности;

г) право принимает непосредственное участие в правоотношении неразобщенной на элементы тотальности;

д) социальное право проявляется в виде «социальной власти», как правило, не связанной с безусловным принуждением;

е) осуществление примата неорганизованного права по отношению к организованному, делающее недопустимыми любые иные формы выражения, кроме основанных на равноправном сотрудничестве ассоциаций;

ж) субъект, к которому обращено организованное социальное право, представляет собой сложную коллективную личность.

Любая социальная целостность, любая социальная группа, по словам Ж. Гурвича, способны породить не только свое собственное социальное право — право интеграции, но и собственный порядок индивидуального права — право координации .

В современной литературе неоднократно звучали предложения о назревшей необходимости формирования комбинированного вида права, содержащего нормы по поводу регулирования социальных отношений по территориальному признаку или в отношении специального субъекта (например, этноса или группы этносов). Приведем некоторые из высказанных гипотез и пожеланий.

О необходимости создания в России специального права для северных территорий высказались экономисты в сфере региональной политики В.Н. Лексин и Е.Н. Андреева. В известной монографии авторы считают, что неопровержимая осо-бость северной среды при всех ее внутрисредо-вых различиях требует именно системы особых правил и норм под названием «Северное право».

По замыслу авторов «Северное право представляет собой свод общероссийских законов

и местных распорядительных актов, подтверждающих действие на всей территории Севера общерегулятивных государственных законов, добавляющих новые (как правило, более жесткие и развернутые) нормы и правила…» .

Для пришлого населения авторы предлагают разработать своеобразный «Северный кодекс поведения», в котором следует совместить идеологию запрета с идеологией компромисса, т. е. договора по поводу запрета.

Ярким свидетельством социальной природы права является проект А.В. Журавского о формировании в начале XX века «самоедского права» как права местного, как «права кочующих полярных инородцев Российской империи». По мнению исследователя, «самоедское право» должно содержать принципы ведения северного хозяйства, основанные на требовании возобнов-ляемости используемых природных ресурсов. Главную опасность, заявляет Журавский, представляют не природные катаклизмы, а способы хозяйствования «вхожих оленеводов (зырян, ижемцев, русских)», которые разрушают природную среду и тем самым ставят самоедов на грань выживания.

«Самоедское право» должно содержать, прежде всего, нормы государственного права, запрещающие и/или ограничивающие использование разрушающих способов освоения природной среды — тундры, морского побережья, озер и лесов: 1) запрет перегонять стада оленей в летний период по ягельным, лесным (боровым) и тундровым урочищам; 2) запрет охоты на оленей-дикарей; 3) временное ограничение на промысел «норников, крестоватиков и, вообще, песцов»; 4) запрет ловли куропатки варварскими способами (силками, давилками и т. п.); 5) требование одновременного «зареза оленей» в ярмарочных пунктах в присутствии должностных лиц администрации; 6) запрет «вырубки леса для каких бы то ни было целей в предельной полосе полярных лесов, в тундровых приречных лесных островах, как равно и рубка одиночно стоящих тундровых деревьев»; 7) запрет ловли неводом рыбы менее трех фунтов в тундровых озерках малых размеров; 8) ограничение на промысел

гагачьего пуха на островах Северного океана (и Белого моря) и т. д. .

По своему содержанию «Самоедское право» есть свод правовых обычаев, наиболее рационально регулировавших воспроизводство природных ресурсов как основы этнобытия самоедов и других полярных инородцев, которые А.В. Журавский предлагает инкорпорировать в российское законодательство.

Наиболее ярко и отчетливо социальная природа права отразилась в памятниках обычного права. Правовой обычай вне его социальности практически не воспринимается. Социальная обусловленность правовых обычаев никем из правоведов еще не оспаривалась. В качестве примера социальной направленности обычно-правовых норм приведем лишь «Старинный морской Устав новозе-мельских промышленников», который представлял собой свод правил и норм обычного права, предписывающих конкретные формы поведения в наиболее часто встречаемых на промыслах ситуациях. О социальных характеристиках обычного права свидетельствуют названия статей: 11. О нелишении в промысле пая больных и умерших; 13. О вывозе людей с разбитых судов; 15. О приворачивании на знаки; 21. О вывозе с моря промыслов с разбитых судов на судах же и т. д.

Приведем лишь Заключение: «По сему уставу хозяева, отпускатели и кормщик с товарищи не отменно поступать должны; ибо хотя кому вывоз людей и промыслов покажется досаден, но иногда может случиться и по самому тому от других еще большей требовать помощи, ибо ходящему по морю без страха и взаимной помощи, пробыть не можно. Для того все в дружном спомоществовании быть должны, а если кто по оным пунктам исполнять не будет, надеясь на свое нахальство или хозяйское могутство, тому да воздаст праведный бог морским наказанием» .

С социальными проблемами интеграции коренных малочисленных народов в современное общество связывает Ю.В. Попков и аборигенное право.

Квинтэссенцией аборигенного права является особый правовой статус коренных малочисленных народов:

1. Официальное закрепление за коренными народами правового статуса, отличного от статуса других народов, означает признание их права на реализацию особого пути развития, в основе которого лежат ценности традиционного образа жизни.

2. Правовой статус есть фрагментация общего правового поля, закрепляющего обособление системы жизнедеятельности коренных народов.

3. Правовой статус есть признание мировым сообществом и доминирующим обществом отдельных государств равенства коренных народов среди остальных субъектов общественного развития.

4. Правовой статус базируется на исконном праве коренных народов на самоуправление и на земли традиционного природопользования.

5. С помощью официально признанных особых правовых норм коренные народы имеют возможность сохранять ценности традиционной культуры (как правило, в форме неотрадиционализма) и в то же время осваивать атрибуты современного общества, к числу которых принадлежит и само право. Если традиционная культура — способ адаптации народов Севера к экстремальным природно-географи-ческим условиям, то особый правовой статус -необходимое условие адаптации к современным социальным условиям.

Специфика интеграции коренных народов в современное общество, заключает Ю.В. Попков, опирается на их особый правовой статус и осуществляется преимущественно на базе ценностей не доминирующего, а традиционного общества, что создает условия для сохранения их этнической самобытности .

В заключение полагаю целесообразным сформулировать ряд выводов по существу предложенного исследования.

1. Социальное регулирование предстает как совокупность механизмов воздействия обще-

ства на деятельность людей, среди которых право несет основную социальную нагрузку.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Социальный смысл права выражается в его социальных функциях, главенствующей из которых на эволюционном этапе развития общества является интегративная, призванная соединить интересы отдельных разрозненных элементов в единую социокультурную систему.

3. «Социальность» рассматривается в качестве квинтэссенции права во многих западно-

Список литературы

европейских правовых учениях: в концепции социального права Ж. Гурвича, в концепции «социальной инженерии» Р. Паунда, в теории интеграции Т. Парсонса и т. д.

4. Проекты «Самоедского права» А.В. Жу-равского, «Северного права» и «Северного кодекса» В.Н. Лексина и Е.Н. Андреевой, аборигенного права Ю.В. Попкова выражают настойчивые требования времени по формированию корпуса этноориентированного права в его социальной интерпретации.

1. Теория государства и права / под ред. С.С. Алексеева. М., 2005. 496 с.

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. 3-е изд. М., 2000. 528 с.

3. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2001. 776 с.

4. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995. 297 с.

5. Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. М., 2003. 592 с.

6. Лапаева В.В. Социология права. М., 2011. 336 с.

7. Цель в праве Рудольфа фон Йеринга. СПб., 1881. Т. 1. 425 с.

8. Лекции по общей теории права Н.М. Коркунова. Кн. 1. Понятие права. СПб., 1914. 417 с.

9. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений. М., 2005. 495 с.

10. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. Ростов н/Д., 2001. 480 с.

11. Гурвич Г.Д. Философия и социология права: избр. соч. / пер. М.В. Антонова, Л.В. Ворониной. СПб., 2004. 848 с.

13. ЖуравскийА.В. Самоедское право. Материалы для законодательных предположений. Архангельск, 1908. 30 с.

14. Озерецковский Н. Описание моржовых промыслов // Арханг. губерн. вед. 1846. № 41. С. 623-627.

15. Озерецковский Н. Описание моржовых промыслов // Арханг. губерн. вед. 1846. № 42. С. 638-640.

16. Попков Ю.В. Коренные малочисленные народы Севера в глобальном и региональном контексте // ЭКО. 2011. № 9. С. 71-88.

1. Teoriyagosudarstva iprava . Ed. by S.S. Alekseev. Moscow, 2005. 496 p.

2. Vengerov A.B. Teoriya gosudarstva i prava . 3rd ed. Moscow, 2000. 528 p.

4. Kudryavtsev V.N., Kazimirchuk VP. Sovremennaya sotsiologiya prava . Moscow, 1995. 297 p.

5. Teoriya gosudarstva i prava . Ed. by V.K. Babaev. Moscow, 2003. 592 p.

6. Lapaeva V.V. Sotsiologiya prava . Moscow, 2011. 336 p.

7. Tsel’vpraveRudol’fa fon Yeringa . St. Petersburg, 1881. Vol. 1. 425 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

философия. социология. политология

10. Kas’yanov V.V., Nechipurenko V.N. Sotsiologiyaprava . Rostov-on-Don, 2001. 480 p.

Khalturin Anatoly Nikolaevich

Institute of Social, Humanitarian and Political Sciences, Northern (Arctic) Federal University

named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia)

LAW AS A SOCIAL CONTROL MECHANISM

Право — особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым предает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид — становятся правовыми. По сравнению с другими общественными регуляторами, право — наиболее эффективный, властно-принудительный и вместе с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности. Правовые отношения можно определить в самом общем смысле как общественные отношения, урегулированные правом.

Право не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. «Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения… «Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности». Есть правоотношения, которые существуют только, как правовые и в другом качестве существовать не могут.

Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и др. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в «чистом виде», представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создает, «творит» общественные отношения, порождая новые связи.

Право регулирует далеко не все, и лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей, это прежде всего отношения собственности, власти, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечение порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются от части (например, помимо материальных прав, в семье есть и сугубо личные).

Все общественные отношения можно подразделить на три группы: Марченко М.Н Теория государства и прав. Москва: Издательство Московского университета 2011.С.172.

  • 1)регулируемые правом, выступающие в качестве правовых;
  • 2)не регулируемые правом, не имеющие юридической формы;
  • 3)частично регулируемые. В последнем случае надо иметь в виду, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимость во многих случаях не возникает

По своему содержанию право состоит из норм, нормативных предписаний, определяющих необходимые признаки типичных жизненных ситуаций и общие правила поведения оказавшихся в них субъектов. Нормативность позволяет удовлетворить отмеченную К. Марксом общественную потребность «охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена».

История правовой мысли уже давно связывает сущность права с волей. Однако для одних право — это воля господствующего класса, для других право является свободным выражением воли индивидов. В любом случае право является своеобразной формой обозначения и защиты интересов субъекта от конкурирующих интересов. Будучи основой волевого устремления субъекта, именно интерес как осознанная потребность становится решающей правообразующей силой, что подтверждается действительностью. Всякая нормативная абстракция, для того чтобы стать действенной и справедливой, должна изменяться по содержанию, отвечая требованиям своего времени, а толчком к таким изменениям становятся интересы реальных участников общественных отношений, потребности практики.

Всякое право по своей сущности является сбалансированной волей общества. Волей, определяющей наиболее целесообразный порядок регулирования и развития социально значимых отношений. В ней должны найти необходимое сочетание общественный, государственный и индивидуальный интересы. Причем в конкретных предписаниях, в зависимости от специфики регулируемых отношений, удельный вес этих интересов может весьма существенно изменяться. В одних (конституционных) может преобладать общественный или государственный, в других (купли-продажи) — индивидуальный интерес. При нарушении необходимого паритета этих интересов снижается эффективность правового регулирования, а при их противопоставлении право превращается в свою противоположность — в узаконенный произвол.

Таким образом, баланс интересов означает учет интересов общества, государства и отдельных личностей при доминирующих значений общественного интереса, потому что благодаря его приоритету поддерживается целостное состояние общественной системы и стимулируется достижение общей цели — благополучие всех субъектов

права. Свобода воли одного субъекта должна быть согласована и ограничена свободой воли других заинтересованных субъектов. По своей сути этот баланс отражает соотношение политических сил в обществе, а по содержанию он выражается в паритете прав и обязанностей будущих участников регулируемых отношений. Поэтому источник юридической силы правового предписания состоит не столько в принудительном его осуществлении и полномочиях правотворческого органа, сколько в степени согласования воль субъектов права, направленных на достижение определенных юридических последствий.

Для того чтобы приобрести всеобщее значение, общеобязательные юридические свойства, общественная воля должна быть выражена в форме официального юридического акта, установленного государственной властью и содержащего формализованные предписания, определяющие границы внешней свободы субъектов права. Ведь юридическое регулирование не терпит аморфности и неопределенности в правовых предписаниях. С помощью письменных документов стало возможным достижение предельной точности и ясности фиксации фактов, имеющих юридическое значение. Причем каждый государственный орган в границах своих полномочий вправе принимать лишь определенные формы юридических актов (законы, указы и т. д.).

Принятые правовые предписания адресуются не конкретному индивиду, а неопределенно большому количеству лиц, выделенных родовыми свойствами субъекта (истец, ответчик, студент, несовершеннолетний и т. п.). Они обязательны для исполнения ими под страхом наказания за нарушение.

Нормативные предписания действуют на поведение людей не изолированно, а взаимодействуя и дополняя друг друга. Право в целом представляет собой согласованную, непротиворечивую и взаимообусловленную систему расположенных по юридической силе правовых норм. При нарушении системных свойств возникают различного рода коллизии, пробелы и конфликтные ситуации.

Оно осуществляется путем воздействия на субъектов с помощью летально определенных и взаимно корреспондирующих субъективных прав и юридических обязанностей. Именно они моделируют, направляют и определяют механизм поведения субъектов. Предоставительно-обязывающее содержание правовых предписаний, при котором использование предоставленного права обеспечивается выполнением соответствующей обязанности, отличает их от иных социальных норм.

Будучи единственным официальным представителем всего общества, государство выявляет, закрепляет и обеспечивает баланс наиболее важных индивидуальных, групповых и общественных интересов. За ним устанавливается монопольное право на правотворчество. Доминирующая роль государства вовсе не означает подчиненность права государству или несовместимость его содержания с естественными правами и свободами личности. Решающая роль государства проявляется не только в правотворчестве и в правоприменении, но и в различных формах обеспечения реализации права. Обычно в юридической литературе отмечается, что специфическим признаком права является его обеспеченность государственным принуждением. Действительно, этим свойством право отличается от иных социальных регуляторов.

Однако было бы неверным связывать обеспечение права только с государственным принуждением. Его абсолютизация принижает значимость права как меры свободы человека, способного в рамках общественно необходимых границ и ориентиров инициативно преобразовывать окружающую действительность, создавая материальные, духовные и социальные ценности. Ведь основное назначение права состоит в предупреждении и преодолении критических состояний на основе справедливой, на началах равенства, организации общественной жизни. Принуждение используется лишь в крайнем случае. Прежде всего, оно обеспечивается комплексом организационных, экономических, информационных, воспитательных и иных мер, способствующих должной реализации правовых предписаний в жизнь.

Никаким принуждением не добьешься, реализации правового акта, если не выделены необходимые материальные средства.

Кроме внешних, необходимо выделить внутренние факторы, обеспечивающие реализацию правовых установлений (самообеспечение нрава). К ним относятся различного рода правовые стимулирующие средства (поощрения, рекомендации и т. д.). Устанавливая их, государство оценивает определенное поведение как наиболее благоприятное не только для личности, но и для государства. Такое психологическое воздействие со стороны права сказывается на потребностях, интересах, мотивах и установках человека, меняется ценностная ориентация личности. Кроме того, внутреннее стимулирование определенной деятельности дополняется внешней поддержкой со стороны заинтересованных сообществ. Для адресатов законодательно закрепляются определенные льготы внешнего характера.

Таким образом, право можно определить как систему общеобязательных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают баланс индивидуальных и общественных интересов и регулируют социально значимые общественные отношения путем предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей.

Право в конечном счете есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование социальных связей.

Право как социальный институт функционирует наряду с государственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения.

Функции права — это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Имеются в виду методы воздействия права на общественные отношения, которые отражают его сущность и природу, необходимость самого данного явления. Право придает действиям лиц необходимую организованность, согласованность, устойчивость, уверенность.

Функция права в ее классическом понимании представляет собой единство двух моментов:

  • а) роли (назначения) права в обществе;
  • б) основных направлений его воздействия на общественные отношения.

Подобный подход к понятию функции права, предложенный Т.Н. Радько, синтезирует, в сущности, взгляды ученых, которые данную категорию сводят к одному из вышеуказанных компонентов. Так, некоторые авторы при определении функций права акцентируют внимание на их «ролевом» аспекте. По мнению Ю.Г. Ткаченко, под функциями права следует понимать конкретную роль (действие) права по организации общественных отношений. В.Д. Филимонов указывает, что «функции права — это социальная роль, которую оно выполняет в организации (упорядочении) общественных отношений, определяемая направленностью и методом их правового регулирования».

Фактически так же определяет функции права Марченко М.Н Теория государства и прав. Москва: Издательство Московского университета 2011.С.175. М.И. Байтин: по его мнению, это «наиболее существенные направления и стороны воздействия права на общественные отношения, в которых раскрывается общечеловеческая и классовая природа и социальное назначение права».

Данные определения функций права, очевидно, претендуют на полноту отраженного в них понятия, поскольку содержат одновременно обе сущностные характеристики функций права — роль (назначение) права в обществе и основные направления воздействия права на общественные отношения.

Если под функцией права понимать только его социальное назначение, пишет Т.Н. Радько, то подобное понятие будет носить слишком общий характер. При понимании функции права только как направления правового воздействия на общественные отношения упускается из виду направляющий момент этого воздействия.

Вместе с тем представляется, что приведенные выше определения функций права также далеко не исчерпывают собой содержания данного понятия. В них не учтен тот основной момент, который проистекает из философского понимания функции.

Функция как научная категория в ее философском понимании представляет собой «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений», деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит; вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечет изменение другого, при этом второй объект также называется функцией первого, а также «явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления».

В философской литературе можно встретить и такой взгляд на функцию, когда она понимается как форма воздействия предмета, вещества или явления на другие предметы, вещества, явления. С помощью понятия «функции права» можно познать социальное назначение права в обществе, его динамику. Главное предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинтересованы общество, государство, иные субъекты.

Поэтому, раскрывая содержание какой-либо функции права, необходимо постоянно иметь в виду связь назначения права с направлениями его воздействия и наоборот — предопределенность последних назначением права. Собственно функция права — это реализация его социального назначения. Что же следует понимать под социальным назначением права и правовым воздействием?

Социальное назначение права формируется, складывается из потребностей общественного развития. В соответствии с потребностями, социальными необходимостями общества создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану. Причем то или иное назначение права выступает тем отчетливее, нагляднее, чем острее ощущается потребность (необходимость) именно в соответствующей его социальной роли — закрепить, защитить или направить развитие определенных общественных отношений.

Направление воздействия — наиболее существенный компонент функции права, оно является своего рода ответом права на потребности общественного развития, результатом законодательной политики, которая концентрирует эти потребности и трансформирует их в позитивное право.

По мнению В.Н. Синюкова, определение функций права через назначение (роль) и направления воздействия (регулирования) имеет два недостатка. Во-первых, такая трактовка предполагает некоего субъекта осуществления функций, который наделен разумом и волей, а поэтому может осуществлять деятельность в известных направлениях. Под этим субъектом ученый понимает не само право, а человека — законодателя, правоприменителя, гражданина. Во-вторых, «этой исходной неточностью, — отмечает автор, — обусловлен и второй недостаток данной трактовки. Строя теорию функций «на субъекте»… мы фактически описываем ее лишь в категориях этого субъекта, теряя сразу несколько этапов, предшествующих его деятельности, которые часто выступают подлинными детерминантами правового регулирования». В связи с этим он полагает, что значение функций заключается «не столько в описании действий субъекта, сколько в выявлении и отражении зависимостей между правовым компонентом общественных отношений (и внутри него) и иными их компонентами. В итоге мы должны увидеть закономерности функционирования права, то есть образ его взаимодействия (в определенных пределах, формах, методах) с различными социальными переменными по мере изменения экономических и социально-политических условий в обществе». Раскрывая понятие «функция права», следует обратить внимание и на соотношение таких категорий, как «правовое воздействие» и «правовое регулирование».

Правовое воздействие Иванников И.А. Общая теория государства и права: Ростов-на-Дону 2006.С.219. — это не только чисто нормативное, но и психологическое, идеологическое влияние права на чувства, сознание и действия людей. К формам правового воздействия относятся, например, информационное и ценностно-ориентационное влияние права, стимулирующее и мотивационное влияние (посредством правосознания, правотворчества, законности и т.д.). Правовое регулирование — это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правовых отношений, правовых предписаний и др.) упорядочение общественных отношений. Правовое регулирование является одной из форм правового воздействия и соотносится с последним как часть и целое. Существование различных форм правового воздействия позволяет более четко проводить различие между собственно юридическим воздействием права (правовое регулирование) и неюридическим (информационное и ориентационное).

Таким образом, правовое воздействие гораздо шире правового регулирования, в связи, с чем необходимо четко разграничивать данные понятия. Понятие «функция права» охватывает оба названные виды воздействия. Функция права Иванников И.А. Общая теория государства и права: Ростов-на-Дону 2006.С.220. — это проявление его имманентных, специфических свойств. В функции аккумулируются такие свойства права, которые вытекают из его качественной самостоятельности как социального феномена. Функция права вытекает из его сущности и определяется назначением права в обществе. Функции — это «свечение» сущности права в общественных отношениях. В то же время, будучи проявлением имманентных свойств сущности, функции не сводятся к ним и не являются простой их «проекцией». Нельзя механически связывать функции и сущность права. Как явление всегда содержит момент независимости от сущности, так и функция права имеет определенную степень независимости от его сущности.

Функция права — это такое направление его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость существования права как социального явления. В этом смысле можно сказать, что функция характеризует направление необходимого воздействия права, т.е. такого, без которого общество на данном этапе развития обойтись не может (регулирование, охрана, закрепление определенного вида общественных отношений). Функция выражает наиболее существенные, главные черты права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития. Функция права представляет, как правило, направление его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм.

Постоянство как необходимый признак функции характеризует стабильность, непрерывность, длительность ее действия. О постоянном характере функции права можно говорить в том смысле, что она постоянно присуща праву. Но это не означает, что неизвестным остается механизм и формы ее осуществления. Они изменяются и развиваются в соответствии с потребностями практики. Без реализации функций не может решаться ни одна из задач, стоящих перед правом. Функции всегда направлены на их решение. Поэтому можно сказать, что определенные задачи «требуют» и соответствующих функций. Анализ функций права как единой целостной системы позволяет не просто сгруппировать, упорядочить знания при изучении отдельных функций. Такой анализ дает приращение знаний, позволяет глубже, полнее понять содержание каждой из функций. Известно, что возможности познания остаются малоэффективными, если они ограничиваются уровнем единичности, если за отдельными элементами они не стремятся выявить их систему.

В реальной жизни функции права не существуют изолированно друг от друга, они тесно взаимосвязаны между собой. Ни одна из них не может быть изучена достаточно глубоко и полно без выяснения ее взаимодействия с другими функциями, т.е. без того, чтобы изучить ее в системе.

Выделяют две группы функции права.

  • 1. К общесоциальным относят, в частности:
    • а) экономическую функцию — например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;
    • б) политическую функцию — право регулирует деятельность субъектов политической системы;
    • в) коммуникативную функцию — посредством права обеспечивается связь между объектами управления;
    • г) экологическую функцию.
  • 2. Специально-юридические функции:
    • а) регулятивная выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;
    • б) охранительная направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;
    • в) оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.
    • г) воспитательную функцию — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;

В зависимости от сферы общественных отношений, попадающих под функциональное воздействие права, и внутреннего строения права выделяют:

  • — общеправовые функции, относящиеся ко всей внутригосударственной системе права, которая объединяет на согласованных началах норм, институты, отрасли права;
  • — межотраслевые функции, действующие в отношении таких отраслевых семей, как публичное или частное право, материальное или процессуальное право;
  • — отраслевые, связанные, в частности, с конституционным правом (функция закрепления прав и свобод человека и гражданина), уголовным правом (функция определения деяний, признаваемых преступлениями, и установления наказаний за их совершение);
  • — функции отдельных норм права, имеющие специфическую направленность, связанную, например, с действием запрещающих норм в уголовном праве, поощрительных норм в трудовом праве, обязывающих — в административном и др.

Все рассмотренные функции права обеспечивают в жизни общества нормативные начала, выражая многосложный процесс правового регулирования и правового воздействия.

Одна из главнейших функций права — регулирова­ние социальных отношений. Правовое регулирование определяется как воздействие на социальное поведе­ние индивидов, общественные отношения, социальные процессы, системы, придающее им социально необхо­димое, желаемое состояние, определяемое правовой нормой. Регулирование осуществляется на основе пра­вила (нормы), которое может спонтанно формировать­ся в самоорганизующейся системе.

Социологию права интересуют те сферы жизнедея­тельности общества, которые подвергаются социаль­ному регулированию, а также вопрос, почему один вид общественных отношений регулирует право, другой — мораль, а третий — религия; почему один закон охва­тывает все социальное пространство, а другой — только один его фрагмент и т.д. Социальное регулирование распространяется на такие сферы, как брачно-семей-ная, трудовая, обрядово-культовая, политическая, экономическая и др. Важное значение имеет регулиро­вание отношений собственности — общественной, госу­дарственной, групповой, семейной, частной, личной, ин­теллектуальной. Социальное регулирование осуществ­ляет распределение социальных ролей в обществе, оп­ределяет социальную подчиненность, иерархию, орга­низацию и функционирование власти и т.п. Согласно мнению известного российского правоведа С.С. Алек­сеева, рассмотрение права сквозь призму выполняе­мой им функции социального регулятора позволяет «увидеть в нем социальное образование, обеспечиваю­щее такую непрерывную динамику функционирования общества, при которой достигается постоянное и ста­бильное воспроизводство и, следовательно, сохранение и утверждение (своего рода «увековечение») выражен­ных в праве социальных ценностей, условий и механиз­мов функционирования общества»1.

1 Алексеев С.С. Восхождение кправу. Поиски и решения. М, 2001. С. 55.

Способы социального регулирования поведения лю­дей можно по характеру свести в три основные груп­пы: побуждения, понуждения, принуждения.

Побуждение — метод социального регулирования, обращенный к психологической сфере (чувствам, при­вычкам, эмоциям) человека, убеждающий в полезнос­ти, выгодности определенного поведения, распределении тех или иных социальных ролей. Акцент делается на авторитете, а не на насилии. Понуждение — метод ре­гулирования, основанный главным образом на матери­альном стимулировании (поощрении, вознаграждении или лишении соответствующих имущественных благ, привилегий), когда та или иная выгода определяет желаемое поведение. Наконец, принуждение — это способ воздействия, когда социально необходимое или желае­мое поведение достигается с применением насилия, т.е. лицам, отклоняющимся от установленных правил по­ведения, причиняются физические или психические страдания. Такой метод регулирования основывается на возможности (угрозе) государственного или обще­ственного принуждения, а в случае необходимости и реализации этой угрозы.

В социальном регулировании, как правило, задей­ствованы все эти методы в различных комбинациях, или может использоваться каждый метод в отдельнос­ти. Они позволяют достаточно гибко регулировать по­ведение индивидов и социальных групп в обществе.

Важное место в социальном регулировании занима­ют структуры и способы контроля за результатами воз­действия на общественные отношения и процессы. В ка­честве контролирующих инстанций могут выступать высшие государственные органы законодательной или исполнительной власти, общественные организации, средства массовой информации, специализированные контрольные организации (например, налоговая инспек­ция, аудиторские организации, институт уполномочен­ного по правам человека и т.д.).

Социальное регулирование может осуществляться в правовых (отдельные законы, кодексы), моральных (кодексы чести, этика предпринимательства), эстети­ческих (мода, стиль), орг?низационно-технических(пра-вила безопасности, стандарты), централизованных (ди­рективы, программы) формах.

Таким образом, в обществе существует множество регулятивных систем и методов воздействия, которые учитывают всю многогранность и сложность социаль­ного бытия.

Рассмотрим систему социальных регуляторов и место права в этой системе.

В ней прежде всего можно выделить нормативные и ненормативные регуляторы. К нормативным регулято­рам относятся правовой, моральный, религиозный, юридико-технический и нормативно-технический, груп­повой (корпоративный) регуляторы и деловой обычай (деловое обыкновение). Разновидностью правового ре­гулятора являются правовой обычай («обычное пра­во»), прецедент, доктрина (в некоторых странах). Сово­купность нормативных регуляторов образует соци­альную нормативно-регулятивную систему, оказываю­щую воздействие на поведение индивидов в обществе.

К ненормативной регулятивной системе относится ценностный, директивный и информационный регуля­торы, а также такой своеобразный регулятор, как со­циальный институт предсказаний. Ценностный регуля­тор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценно­стей, социально-психологических установок, стерео­типов, штампов. Он проявляется как в культуре различ­ных этно-национальных общностей, среди отдельных социальных, профессиональных, половозрастных групп, так и всего общества в целом.

Директивный регулятор наиболее широко применял­ся в управлении социальными процессами политичес­ким руководством социалистических государств; общая директива определяла решение важной социально-экономической задачи.

Информационным регулятором социальных процес­сов может выступать определенная информация, рас­пространяемая СМИ и которая может оказывать боль­шое психологическое воздействие на индивидов.

Социальный институт предсказаний выступал в каче­стве регулятора еще с глубокой древности (институт про­рочества, мантики и т.п.). В настоящее время он исполь­зуется в выборных технологиях, всяких предварительных рейтингах и опросах, чтобы убедить избирателей в «пре­допределенной» победе того или иного кандидата.

Вся совокупность нормативных и ненормативных ре­гуляторов в социальном регулировании представлена на нижеприведенной схеме1.

1 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — 3-е изд. М., 2000. С. 303.

Право, во всяком случае, на формальном уровне, одинаково защищает и оберегает интересы всех членов общества. Поэтому оно выступает в роли регулятора всей социальной системы в целом. Кроме того, право в современном обществе является своего рода метарегу-лятором социальной жизни, поскольку в силу своего всеобщего характера регулирует действие других ре­гуляторов. Правовое общество, то есть общество, где право в полной мере стало всеобщим регулятором, характеризуется его доминированием над всеми дру­гими социальными регуляторами. Этому состоянию общества соответствует такой уровень развития пра­восознания, когда правовой способ разрешения разно­образных социальных конфликтов признается единствен­но возможным. В противоположность этому в обще­ствах переходного типа, не достигших стадии правово­го государства, ситуация иная, что обусловлено дли­тельным господством традиционно иного соотношения права и морали как социальных регуляторов.

Так, в России процесс формирования правовой куль­туры развивался в рамках оппозиции права и морали, причем побеждала, в отличие от западноевропейских тра­диций, мораль. В представлениях наиболее блестящих русских мыслителей этот факт отразился в полной мере. У Б.Н.Чичерина право олицетворяет и ограничивает за­коном внешнюю, социальную свободу человека, а вот внутренняя его свобода регулируется нравственностью и религиозной верой. М.М. Ковалевский исходил из тре­бований общественной солидарности и вытекающей из нее идеи долга, который и определяет все личные права. Н.М. Коркунов отделял право от нравственности, как инструментальные отношения, регулирующие столкно­вения общественных интересов и права и обязанности субъектов, вступающих в правоотношения1. Л.И. Пет-ражицкий считает, что неразвитое правосознание явля­ется причиной многих недостатков русского характера. Отечественная юриспруденция подходила к праву с точки зрения общечеловеческих ценностей, выработанных ци­вилизацией, на основе которых в принципе возможно создание идеала общественного устройства. Особое зна­чение придавалось положению о том, что человеческой природе изначально присущи определенные этические принципы, исконные правовые начала, выполняющие в обществе регулирующую функцию. Поэтому право пред­ставало как нравственность.

1 Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода // Государство и право. 1998. №8. С. 114.

Современные юристы (в частности, В.С. Нерсесянц) приходят к иным теоретическим выводам, в частности, обосновывая методологический принцип, состоящий в том, что «закон (позитивное право) должен быть право­вым, но не моральным, религиозным и т.д. Морализа­ция закона столь же ошибочна и вредна, как и узаконе­ние (огосударствление) морали». А вот представители философии права (Э.Ю. Соловьев) поддерживают ис­тинно российскую традицию: «Правосознание нельзя понимать как простое отражение господствующих за­конов и установлений, как повседневную «юридичес­кую компетентность». Правосознание существует до и независимо от наличных законоуложений. Оно облада­ет достоинством правовой совести, активным, нормо-логическим, идеально-критическим темпераментом «ес­тественного права»1.

1 Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода. С. 116.

Согласно последним исследованиям, на настоящий момент нет оснований утверждать, что россияне без­мерно привержены правовым принципам социальной жизни, правовому государству. Выбирая между ста­билизацией общественных отношений в стране любы­ми средствами, с одной стороны, и незыблемостью прин­ципов права — с другой, 59,1% опрошенных отдают предпочтение первому и только 14,5% — второму. За стабилизацию общественных отношений даже в ущерб законности и гражданских свобод выступает прежде всего старшее поколение. Однако и молодое не стре­мится отстаивать принципы права, а замыкается в рамках «безучастия». Ограничить граждан в правах, по мнению опрошенных, можно:

а) соблюдая приоритет интересов государства;

б) в интересах других людей;

в) в интересах следственных органов;

г) в случае военных действий;

д) в борьбе со стихийными бедствиями.

Таким образом, опрошенные признают приоритет права государства по сравнению с правами граждан, то есть по сути приоритет права управленческой струк­туры. Иначе говоря, граждане сами признают право­мочность ущемления своих прав государством1.

Приведенные данные красноречиво говорят сами за себя. Ответы опрошенных показывают недостаточную степень развития правосознания.

1 Русанова Н.М.. Правовые установки и правовое поведение россиян // Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб., 2000. С. 103.

1. Понятие и классификация социальных норм.

2. Понятие и признаки права.

3. Функции права.

4. Принципы права.

Понятие и классификация социальных норм

Все действующие в обществе нормы принято подразделять на две группы – социальные и технические. Такое разграничение происходит, главным образом, по предмету регулирования. Социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, а технические нормы – отношения между человеком и внешним миром, природой, техникой; это отношения типа «человек и машина», «человек и орудие труда». Особенностью второй группы взаимосвязей (отношений) является то, что на другой, по отношению к человеку, стороне – неодушевленные предметы. Технические нормы определяют приемы и способы обращения с естественными и искусственными объектами, технологические процессы.

Социальные и технические нормы помимо предметов регулирования различаются также по их содержанию, конструкции, способам фиксации, степени общности, формальной определенности и некоторым другим параметрам. Общее у технических и социальных норм то, что они имеют дело с человеческой деятельностью, а различия – в объектах и методах регулирования. Некоторые технические нормы получают закрепление в правовых актах и таким образом приобретают юридическую силу, их называют технико-правовыми.

Социальные нормы регулируют поведение человека в обществе и представляют собой определенные образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения.

Социальные нормы прошли сложный процесс становления, тесно связанный с формированием человеческого общества. Как отмечает В.С. Нерсесянц, появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа. Историческое развитие, смена различных форм общественной жизни неизбежно сопровождались существенными изменениями и в системе социального регулирования: отмирали одни и возникали другие виды социальных норм, изменялись соотношение и формы взаимодействия социальных регуляторов (правовых, моральных, религиозных, политических и др.).

В качестве общих признаков социальных норм можно назвать следующие:

— Социальность – социальные нормы определяют, каким может или должно быть поведение субъекта с точки зрения интересов общества.

— Нормативность – социальные нормы действуют как определенные стандарты поведения, имеют общий характер – сформулированы в виде общей модели поведения; их адресаты определены не поименно, а путем указания типовых признаков (пол, возраст, вменяемость, партийная или религиозная принадлежность и т.п.); они рассчитаны на многократное применение, т.е. вступают в действие всякий раз, когда возникает предусмотренная нормой типовая ситуация.

— Сочетание объективности и субъективности – социальные нормы складываются закономерно, исторически, в связи с тем, что общество представляет собой сложный социальный организм и нуждается в регулировании внутренних процессов. В то же время возникновение и конкретное содержание социальных норм связано с волей и сознательной деятельностью людей. «Они не могут возникнуть, не пройдя, не преломившись через общественное сознание: необходимость тех или иных социальных норм должна быть осознана обществом».

— Культурная обусловленность – социальные нормы соответствуют характеру социальной организации, уровню развития общества, типу культуры. Они изменяются вслед за изменениями общественных отношений.

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью общественных отношений. Поэтому классифицировать их можно по различным основаниям.

В зависимости от сфер жизни общества, в которых действуют социальные нормы, они подразделяются на политические, экономические, религиозные и др.; в зависимости от способа образования выделяют спонтанные и директивные нормы; по характеру воздействия на социальную среду – прогрессивные и регрессивные, функционирующие и нефункционирующие; по структуре – простые и сложные и т.д.

Однако наиболее распространенным является подразделение всех норм в зависимости от социальной направленности. С этой точки зрения выделяют:

— правовые нормы;

— моральные нормы;

— религиозные нормы;

— нормы обычаев, традиций;

— семейные нормы;

— корпоративные (нормы организаций и объединений);

— эстетические нормы;

— правила этикета, корректности, приличия, обрядов и ритуалов.

Таким образом, можно констатировать, что в обществе присутствует нормативный плюрализм. При этом, как справедливо заметил И.Ю. Козлихин, «нормативные системы, существующие в обществе, могут носить как комплементарный, так и конкурирующий характер. Но, как правило, если общество не находится в состоянии аномии и хаоса, одна из них является ведущей, той, которая обеспечивает социальную солидарность, т.е. осуществляет интегративную функцию. Таковой может являться не только правовая нормативная система, но и традиционная, моральная, религиозная, идеологическая и т.д.».

2. Понятие и признаки права

Сформулировать определение права как социально-политического явления весьма сложно, и к концу ХХ века нет дефиниции, которая была бы общепризнанной. Проблемы определения понятия права традиционно относятся к числу наиболее важных в отечественной и зарубежной юридической науке проблем.

Обобщив наиболее известные на сегодняшний день точки зрения можно сделать вывод о том, что право – это нормативное выражение исторически сложившегося порядка общественных отношений между свободными и равными субъектами, отклонения от которого могут быть устранены средствами государственного принуждения.

Основываясь на неразрывной связи права с государством, которое обеспечивает его функционирование и реализацию властно-принудительными средствами, часто приходят к выводу, о том, что право порождается государством. Этому заключению способствует и тот факт, что государство официально санкционирует часть норм и даже издает их в процессе своей законотворческой деятельности. В таком случае появляется основание для определения права как совокупности юридических норм, изданных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.

Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.); во-вторых, выделяют право в специально-юридическом смысле, как юридический инструмент, связанный с государством.

Право (в этом сугубо юридическом смысле) – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Нормативное понимание права не единственное. От него отличается так называемое широкое понимание права, сторонники которого включают в понятие права не только нормы, но и другие правовые явления, круг которых у разных авторов неодинаков. Одни из них полагают, что понятием права охватываются нормы права и правоотношения; другие – нормы права, правоотношения и правосознание; третьи понимают под правом нормы права и их применение; пятые – нормы права и правопорядок; шестые – нормы права, принципы права, правотворчество, основные права и обязанности граждан, которые предопределяют правовой статус гражданина, правопорядок; седьмые – принципы права, нормы права, конкретизирующие положения, вырабатываемые судебной, арбитражной и административной практикой в процессе толкования и применения юридических норм, акты применения права и правоотношения; восьмые – юридическую надстройку определенной общественно-экономической формации; девятые – саму общественную жизнь и т.д.

Для большинства сторонников данного направления характерно смешение права либо со взятыми в различных сочетаниях отдельными правовыми явлениями, либо с такими более объемными, комплексными правовыми образованиями, как юридическая надстройка, правовая система, механизм правового регулирования.

На наш взгляд нормативное понимание права имеет явное преимущество. В юридической литературе справедливо указывается на то, что «именно с позиции нормативного понимания права разрабатывается теория правоотношения, правотворчества и правоприменения, теория юридических фактов и фактического состава, проблемы ответственности, эффективности правовых норм, раскрываются противоречия правовой надстройки, исследуются взаимосвязь и взаимодействие государства, права и экономики, права и других явлений жизни общества… А на основании такого исследования возможны и научно обоснованные рекомендации, направленные на совершенствование всей системы правового регулирования». По большому счету именно этого недостает работам большинства сторонников широкого понимания права. Кроме того, данный (широкий) подход не способствует выработке четкого категориального аппарата правоведения.

Можно сформулировать следующее базовое определение: Право – это система исходящих от государства общеобязательных, формально определенных, гарантированных принудительной силой государства правил поведения общего характера, являющихся регулятором общественных отношений и основывающихся на принципах естественного права.

Право, как один из социальных регуляторов, всегда есть определенные нормы, или правила поведения. Несомненно, писал по этому поводу Е.Н. Трубецкой, что любое право «выражает собою правило поведения». В каком бы смысле мы ни употребляли слово «право» «мы всегда подразумеваем под ним что-то такое, против чего не следует посягать, чего не должно нарушать». С этим словом «в нашем уме всегда связывается то или другое поведение, предписание каких-либо положительных действий или воздержания от действий».

Кроме того, право всегда есть некая совокупность, а точнее система норм. «Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная система вполне определенных правил поведения».

Право как специфический, отличный от других, социальный регулятор обладает следующими признаками:

— Общезначимость — право регулирует и охраняет наиболее важные для абсолютного большинства членов сообщества общественные отношения. Именно высокая социальная значимость этих отношений позволяет рассматривать их в качестве общезначимых. Общезначимость означает, что все члены общества непременно должны выполнять требования, содержащиеся в нормах права. Общеобязательность нормы права возникает вместе с ней. Г. Кельзен вполне резонно считал, что «норма права представляет собой правило поведения, согласно которому то или иное лицо (группа лиц) должно действовать в каком-то определенном направлении, независимо от того, желает ли оно вести себя таки образом или нет». Общеобязательность права в цивилизованном, правовом государстве распространяется не только на «рядовых» граждан, должностных лиц, различные негосударственные органы и организации, но и на само государство.

— Публичность — право принимается от имени всего общества и распространяет свое воздействие на всех членов сообщества, не зависимо от их участия в правотворческой деятельности и внутренней психологической оценки, значимости устанавливаемых при помощи права правил поведения.

В мире существует множество систем социальных норм. Но только правовые нормы исходят от государства, все остальные создаются и развиваются негосударственными – общественными, партийными и иными организациями. Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через свои уполномоченные на то правотворческие органы, или же опосредованно, путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственными органами или организациями.

— Формальная определенность — правовые предписания выражаются в определенных государством формах (в форме правовых обычаев, прецедентов, договоров, нормативно-правовых актов и т.д.) и, как правило (на современном этапе развития общества), имеют письменное закрепление.

— Обеспеченность системой государственных гарантий — государство, установив общезначимые правила поведения (нормы права) обеспечивает их реализацию путем создания условий, с наличием которых связывается наибольшая эффективность правового воздействия. Важнейшей гарантией реализации права является его обеспеченность мерами государственного принуждения.

Смысл «утверждаемой связи между нормами права и принуждением, — пояснял Л.И. Петражицкий, — сводится к тому, что не исполняющий добровольно своей юридической обязанности по праву может или же должен быть подвергнут принудительным мерам». В связи с этим обращается внимание на два вида государственного принуждения: физическое и психическое. Под физическим принуждением понимаются предусмотренные законом меры, состоящие в применении физической силы для поддержания правопорядка, в том числе репрессивные меры, например заключение в тюрьму, смертная казнь и т.п. Что же касается психического принуждения, то здесь на первом плане стоит страх «подвергнуться тем мерам, которые предусмотрены правом на случай неисполнения». Именно страх психически принуждает «граждан сообразовывать свое поведение с требованиями права». Государственное принуждение активно применяется при нарушениях норм права. Во всех остальных случаях постоянно сохраняется лишь потенциальная возможность его использования.

— Санкционированность — за нарушение требований правовых предписаний государством определяются меры юридической ответственности, предполагающие применение к нарушителям наказаний, вид и размер которых определяется в законодательном порядке.

Функции права

Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отношения, в рамках которых выражается социально-юридическая природа права. Функции права непосредственно связаны с его действием, с реализацией свойств официально-властного регулятора общественных отношений.

«Осуществление права, — пишет Л.С. Явич, — это способ его бытия, существования, действия, выполнения им своей главной социальной функции. Нельзя понять право, если отвлечься от механизма его реализации в жизни общества».

В юридической литературе нет однообразия в определении функций права. Можно выделить четыре основных подхода к определению данного понятия. Ряд авторов предлагают определять функции права как результат воздействия правового средства на соответствующие участки социальной действительности. Другие под функциями права понимают конкретную роль (действие) права по организации общественных отношений. Третья группа авторов отрицает возможность использование термина «основные направления» для формирования понятия «функции права» на том основании, что вряд ли можно найти критерий разграничения «основного» и «неосновного». Предлагается заменить данный термин указанием, что функция права воздействует на общественные отношения в специфических, различных по сфере, направлениях. Четвертая группа авторов утверждает, что под функцией права следует понимать назначение права для определенного вида общественных отношений, отождествляя тем самым понятия «функции права» и «назначение права».

Употребляя термин «основные направления», по нашему мнению, становится возможным выделить из разнообразных направлений правового воздействия те, в которых проявляется внутренняя целостная специфическая природа права, разграничить главные, основные направления правового воздействия от неосновных направлений, которые не являются для права существенными. Поэтому функции права следует определять как основные направления правового воздействия на общественные отношения, обусловленные сущностью и социальным назначением права.

Функции права тесно связаны с его целями и задачами. Цель в праве представляет собой идеальное выражение объективной закономерности, идеальную силу, которая побуждает к должному поведению людей и является ближайшей причиной определенного направления этого поведения. Задачи права, обычно, указывают на те ближайшие вопросы, проблемы, решение которых необходимо для достижения цели. Задача права – это внешний (определяющий) по отношению к функции права фактор, в соответствии с которым осуществляется ее реализация. Цели и задачи права конкретизируются в его функциях. Они приобретают определенное значение при классификации функций права, поскольку именно цели и задачи права указывают на те основные направления, на которые нацелено правовое воздействие, активность права.

Многообразие форм воздействия права на различные общественные отношения обусловливает наличие множества функций права. Функции права в наиболее общем виде можно подразделить на общесоциальные и специально-юридические.

К общесоциальным функциям права следует отнести: ценностную, познавательную, информативную, коммуникативную и др.

Ценностная функция права означает определение и закрепление при помощи права наиболее значимых для общества ценностных критериев (жизнь, здоровье, социально-политическая стабильность, собственность и т.д.).

Познавательная функция права предполагает использование юридических средств и методов в процессе познания окружающей действительности. В данном случае знакомство с правом позволяет уяснить содержание общезначимых правил поведения, с тем, чтобы в дальнейшем уметь их правильно реализовать.

Информативная функция права позволяет говорить о праве как о мощнейшей информационной системе содержащей в себе сведения самого различного плана и прежде всего информацию о правилах возможного, должного, недопустимого поведения. При этом в абсолютном большинстве случаев право несет в себе информацию открытого характера. В частности, в соответствие с законодательством России, не может вступить в юридическую силу закон не опубликованный в средствах массовой информации (Российской газете, Собрании законодательства РФ).

Коммуникативная функция права характеризует право как связующий элемент, при помощи которого осуществляется общение между людьми, общественными организациями, государствами. К примеру, именно с помощью права устанавливаются социально-юридические контакты в сфере гражданского права и процесса, уголовного процесса и т.д.

К специально-юридическим функциям права относятся регулятивные и охранительные функции.

Сущность регулятивной функции заключается в определении и формальном закреплении стандартов общезначимого поведения, ориентируясь на которые субъекты самостоятельно, либо с помощью компетентных государственных органов, реализуют свои позитивные интересы.

Регулятивная функция в свою очередь складывается из статической и динамической функций.

Регулятивная статическая функция права предполагает использование правовых средств и методов для обеспечения стабильности социально-политической системы. Данная функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. Право, в данном случае, прежде всего, юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства или силам, стоящим у власти. Например, в ст.8 Конституции говорится о том, что «в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства». В данном случае, основной задачей правового регулирования является сохранение стабильности сложившегося в пределах государственной территории единого экономического пространства. Реализация статической функции права осуществляется в формах непосредственной реализации: использования возможностей, исполнения обязанностей, соблюдения запретов.

Динамическая функция предполагает использование правовых средств и методов для внесения позитивных изменений в сложившуюся ситуацию. К примеру, в ст. 40 Конституции говорится о том, что в России «Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим… жилье предоставляется бесплатно из государственных… фондов в соответствии с установленными законом нормами». Таким образом, при помощи права могут вносится изменения в устоявшийся общественный порядок.

Сущность охранительной функции заключается в недопущении нарушения установленного при помощи юридических норм правопорядка, своевременном выявлении и пресечении правонарушений, привлечении к юридической ответственности правонарушителей. Иными словами, охранительная функция выражается в направлениях правового воздействия, нацеленных на охрану господствующих нормальных общественных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, противоречащих интересам данного общественного строя. Следовательно, непосредственным объектом охранительной функции выступают не те отношения, которые нужны обществу, а те, от которых общество хочет избавиться. Основным свойством этой функции является установление в нормативных предписаниях запретов совершать нежелательные обществу действия, состав правонарушений и юридических санкций, применяемых к лицам, нарушающим нормы права.

Охранительная функция, в свою очередь складывается из профилактической и оперативной.

Профилактическая функция предполагает использование правовых средств и методов в целях недопущения возможных, однако еще не совершенных правонарушений. Профилактическая функция может осуществляться как в отношении всех субъектов права (важнейшей задачей правового режима законности является недопущение фактов противоправного поведения со стороны всех без исключения членов сообщества); так и в отношении определенных социальных групп, представители которых наиболее склонны к совершению правонарушений (лица, освободившиеся из мест лишения свободы, «трудные подростки», лица склонные к злоупотреблению алкоголем и т.д.).

Оперативная функция предполагает использование правовых средств и методов для выявления и пресечения правонарушений, привлечения к юридической ответственности правонарушителей, осуществления правосудия, исполнения наказаний. В отличие от профилактической функции, реализуемой в отношении неперсонифицированного круга лиц, оперативная функция осуществляется в персонифицированном порядке, т.е. в отношении конкретных лиц (правонарушителей).

Принципы права

Принципы права – это основные исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Принципы права выражают главное, основное в праве, тенденции его развития, то, на что право должно быть ориентировано, устремлено.

Принципы выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

Общеправовые принципы:

— справедливость;

— формально-юридическое равенство граждан;

— гуманизм;

— демократизм;

— единство прав и обязанностей;

— сочетание убеждения и принуждения.

Названные принципы действуют во всех без исключения отраслях права.

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют:

— принцип неотвратимости юридической ответственности;

— принцип состязательности и гласности судопроизводства;

— принцип недопущения обратной силы закона.

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся:

— принцип равенства сторон в имущественных отношениях – в гражданском праве;

— презумпция невиновности — в уголовном процессе;

— презумпция виновности — в гражданском процессе и т.д.

Анализ сущностного содержания принципов права не только помогает определить общее направление правового воздействия, но и может быть положен в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, в процессе применения аналогии права).

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Если само право — это социально-регулятивная система, то регулирует она прежде всего и главным образом поведение человека, то, как он действует, как должен действовать. Вот почему теория права традиционно обращается прежде всего к характеристике поведения, вырабатывая критерии, которые позволили бы оценить конкретное поведение. Ведь именно поведение выступает итогом, результатом реализации права, и только эти оценки могут ответить на вопрос — соответствует ли поведение правовым требованиям или, напротив, отклоняется от этих требований, правомерно ли оно или противоправно… Таким образом, юридический интерес к поведению — это также одно из важных направлений в познании права как целостного социального института. Теория права при этом выделяет и формулирует только то, что органично связывает поведение с правовым воздействием, с регулятивной природой права.

На первом месте при этом оказывается проблема мотивов поведения: участвуют ли в формировании этих мотивов правовые требования или их природа знает иные, может быть, более глубокие пласты, причины. Конечно, это область знания не только теории права. Здесь она основательно пересекается с другими науками, и прежде всего — с психологией. Теория права в этой области во многом использует современные наработки именно психологии, особенно — социальной психологии.

Современный научный уровень знания последовательно связывает мотивы поведения с интересами, определяя последние как объективные или субъективные потребности жизнедеятельности субъектов права. Различают личные, общественные, государственные, национальные и иные интересы.

У физических лиц интерес всегда формирует те или иные личностные установки, предрасположенности, штампы, ценностные ориентиры, цели, способы их достижения и иные сознательные и эмоциональные стороны поведения, которые знать и учитывать особенно важно при правоприменении.

Эти установки могут формировать различные стереотипы поведения личности. Например, прагматические, когда всё поведение субъекта права оценивается, «пропускается» сквозь призму выгодности или пагубности «для себя». Одной из психологических форм такого поведения является эгоизм и его крайние проявления в виде эгоцентризма. Вместе c тем эгоизм может формировать мотивы предприимчивости, деловитости, карьерности (a не только карьеризма), что в общем не заслуживает негативной оценки.

В свою очередь, иные установки могут формировать мотивы, определяющие поведение, полезное для «ближнего», для общества, так называемые альтруистические мотивы. Альтруизм, так же как и эгоизм, имеет различные уровни и формы проявления и также определяется в конечном счёте осознанными или «прочувствованными» интересами. Одна из древних альтруистических форм — это установка на самопожертвование для помощи тому, кто в этом нуждается‚ во имя общественных идеалов и целей.

Добавить комментарий