Право канады

Государство в Северной Америке.
Территория — 9971 тыс. кв. км. Столица — г. Оттава.
Население — 30,49 млн. чел. (1999 г.); 40% — англоканадцы, 27% — франкоканадцы.
Официальные языки — английский и французский.
Религия — большинство верующих — католики — (45%), а также приверженцы различных протестантских церквей.
В 1605 г. французы основали в Канаде первую европейскую колонию, позднее к колонизации страны приступили и англичане. В 1763 г. в результате Семилетней войны все французские владения в Канаде были переданы Англии. В 1867 г. из четырех колоний была создана федерация Канада с правами доминиона — самоуправляющегося государства в рамках Британской империи. В 1931 г. Вестминстерский статут уравнял в правах Канаду, как и другие доминионы, с метрополией. В 1969 г. установлено равноправие английского и французского языков в стране.
Государственное устройство
Канада входит в состав Содружества, возглавляемого Великобританией. По форме государственно-территориального устройства Канада — федерация, в составе которой 10 провинций (в том числе одна, Квебек, с франкоязычным большинством) и 2 территории. Ряд вопросов федеративных отношений остаются неурегулированными. В 1995 г. проведен референдум о суверенитете Квебека (против суверенитета проголосовало 50,6% избирателей, за — 49,4%). В каждой провинции имеется своя конституция, выборная легислатура, правительство, действует назначаемый центральной властью «по совету провинциального правительства» лейтенант-губернатор. Перечень вопросов, которые провинции могут решать самостоятельно, установлен в законодательном порядке (здравоохранение, социальное обеспечение, использование природных ресурсов на территории провинции, налогообложение).
Конституцию Канады образуют несколько законодательных актов. Важнейшие из них — Квебекский закон 1774 г., Конституционный закон 1791 г., Закон об объединении Канады 1840 г., Закон о Британской Северной Америке 1867 г. и Конституционный закон 1982 г., ставший последним из числа конституционных актов Канады, принятых британским Парламентом, предоставил Канаде право самостоятельно вносить поправки в Конституцию в соответствии с установленной процедурой (ранее они формально подлежали утверждению английским Парламентом) и дополнил ее Хартией прав и свобод.
По форме правления Канада — конституционная парламентская монархия. В соответствии с Конституционным законом 1982 г. главой государства является Королева (Король) Великобритании, которую представляет в Канаде Генерал-губернатор. Его назначает Королева по совету Премьер-министра. Срок его полномочий — 5 лет, но по требованию главы Правительства он может быть отстранен от должности и раньше. Генерал-губернатор утверждает законопроекты, созывает нижнюю палату Парламента и вправе распустить ее до истечения срока полномочий, назначает Премьер-министра и высших должностных лиц. Он решает вопросы внешней политики: ратифицирует международные договоры, производит назначения дипломатических представителей. Ему принадлежит право помилования. Однако деятельность Генерал-губернатора носит во многом формальный характер, поскольку большинство своих правомочий он осуществляет «по совету» Правительства.
Законодательная власть принадлежит Королеве в лице Генерал-губернатора и Парламенту. Парламент Канады состоит из Палаты общин и Сената. Палата общин состоит из 301 депутата и избирается путем всеобщих прямых выборов сроком на 5 лет. В составе Сената — 104 человека, назначаемых Генерал-губернатором пожизненно. Сенаторы представляют интересы тех провинций, от которых они назначены. Законом установлено, что сенатором может быть лицо не старше 75 лет, проживающее в провинции не менее 30 лет и обладающее недвижимым имуществом стоимостью как минимум в 4000 долларов. Палаты обладают равными правами. Парламент должен собираться на сессии не реже одного раза в год. Сессия начинается в октябре-ноябре и продолжается до июля-августа с перерывами на каникулы. Первое заседание открывается Генерал-губернатором, который произносит тронную речь от имени Королевы. В ней излагаются основные направления правительственной политики.
Полномочия Парламента достаточно обширны: он издает законы, принимает бюджет, создает Правительство и контролирует его деятельность, решает вопросы внешней политики. Законопроекты представляются на рассмотрение отдельными депутатами и Правительством (финансовые законопроекты могут вноситься только Правительством). Законопроект проходит 3 чтения. В первом оглашается название билля. Во втором происходит обсуждение законопроекта. Затем он передается в один из комитетов Парламента, где подробно разбирается депутатами. После этого законопроект с внесенными в него поправками проходит третье чтение голосование по законопроекту. Для его принятия требуется простое большинство голосов. Билль, принятый одной из палат, передается на рассмотрение другой. После одобрения обеими палатами он отсылается на утверждение Генерал-губернатора.
Исполнительная власть принадлежит Королеве в лице Генерал-губернатора и осуществляется Правительством — Кабинетом министров. В его состав входят Премьер-министр, министры- главы отдельных министерств и министры без портфелей. Премьер-министр назначается Генерал-губернатором; им становится лидер партии, получившей на последних выборах большинство мест в Палате общин. Он формирует Правительство из числа наиболее видных членов своей партии. Заседания Кабинета проводятся примерно один раз в неделю. Фактически Правительство выполняет все функции Генерал-губернатора: от его имени созывает и распускает Парламент, назначает на высшие государственные должности, вырабатывает основные направления внутренней и внешней политики, руководит армией и федеральной полицией. Оно, кроме того, обладает некоторыми правами Парламента: может во исполнение законов издавать различные распоряжения, касающиеся важнейших вопросов государственной жизни. Правительство обладает исключительной прерогативой вносить на рассмотрение Парламента финансовые законопроекты и представляет подавляющую часть всех прочих законопроектов. Оно ответственно перед Парламентом. Если Палата общин выразит недоверие правительству, оно должно будет уйти в отставку. Премьер-министр может потребовать отставки любого члена Правительства; отставка самого главы Правительства влечет за собой отставку всего Кабинета.
Правовая система
Общая характеристика
Своеобразие современной правовой системы Канады в значительной мере объясняется особенностями ее исторического развития и национального состава населения. Территория будущей Канады осваивалась в XVI-XVIII вв. переселенцами сначала из Франции, а затем и Англии, принесшими правовые нормы и обычаи своих стран. В 1763 г., после длительного англо-французского соперничества, нередко приводившего к вооруженным столкновениям, Канада стала британской колонией, на которую были полностью распространены английские законы. Однако одна из ее провинций Квебек, где преобладали выходцы из Франции, осталась приверженной французскому праву. Значительные особенности в правовой и отчасти судебной системе Квебека, одной из 10 провинций Канады, сохраняются и поныне.
Как и во всех британских колониях, в Канаде утвердилась система английского общего права, по которой решения судов высокого ранга, не только местных, но и британских, получают обязательную силу судебного прецедента. Более того, в Канаде применяются и в известной мере сохраняют самостоятельное значение нормы так называемого права справедливости, вырабатывавшегося в решениях Суда канцлера в Лондоне в XV-XIX вв. и действовавшего параллельно с нормами общего права (после упразднения Суда канцлера в ходе судебной реформы 1873-1875 гг. нормы эти были в Англии включены в систему общего права).
Постановления канадских судов на протяжении долгого времени подлежали обжалованию в Судебный комитет Тайного совета в Лондоне. Эта практика по уголовным делам была отменена в 1933 г., по гражданским — в 1949 г. Однако ранее принятые решения Судебного комитета, истолковывающие английские законы и нормы общего права, действующие в Канаде, по-прежнему обладают обязательной силой. Ныне решающая роль в обеспечении единства системы общего права в стране принадлежит Верховному суду Канады. В свою очередь решения судов провинций обязательны для нижестоящих судебных инстанций.
Законодательная власть в Канаде долгое время принадлежала британскому Парламенту: колониальные власти лишь издавали принятые в метрополии законы, коль скоро они не противоречили местным условиям. С 1867 г., когда Канада получила статус доминиона, стала приобретать самостоятельное значение система собственных законодательных актов, издаваемых канадскими властями. Полномочия последних существенно расширились по Вестминстерскому статуту 1931 г. Однако лишь с изданием Конституционного закона 1982 г., окончательно закрепившего государственный суверенитет страны, было установлено, что ни один последующий акт британского Парламента не будет иметь силы в Канаде.
Федеративное устройство страны предопределяет разграничение законодательной компетенции между Парламентом страны и законодательными собраниями провинций (эти вопросы нередко становились предметом острых конфликтов, особенно в 1960-х гг.). В исключительной федеральной компетенции находятся 27 вопросов, в том числе регулирование экономики, торговли, мореплавания и рыболовства, законодательство по вопросам денежного обращения и банков, патентов и авторского права, брака и развода, уголовного права и уголовного процесса. В компетенции властей провинций находятся вопросы, имеющие местный характер (муниципальные учреждения, налоги на провинциальные нужды и т.п.), а также образование и воспитание, отправление правосудия в провинциях, гражданский процесс.
С 1918 г. в стране функционирует Федеральная комиссия по правовой реформе, среди обязанностей которой — наблюдать за состоянием законодательства и вносить предложения по его совершенствованию. Одновременно была учреждена Постоянная конференция по унификации права в Канаде, которая периодически обсуждает «модельные» проекты законов, рекомендуемых всем провинциям, чтобы преодолеть существенные различия в их законодательстве, в первую очередь по вопросам гражданского и торгового права.
Вновь издающиеся в Канаде законы публикуются в ежегодных сборниках «Статуты Канады» (с 1867 г.), «Статуты Альберты» (с 1906 г.) и т.п. Собрания законов в пересмотренных изданиях (федеральные и отдельных провинций) публикуются, как правило, каждые 10 лет.
Научные исследования в области права ведутся на юридических факультетах 20 университетов, находящихся в крупнейших городах Канады (Монреаль, Оттава, Торонто и др.). На развитие юридической науки и судебную практику заметное влияние оказывают труды английских и американских юристов.
Гражданское и смежные с ним
отрасли права
В сфере гражданского и торгового права на уровне федеральном и провинций (за исключением Квебека) действуют не кодексы, а законодательные акты, регулирующие, как правило, крупные правовые институты. При этом за последние десятилетия обнаруживается тенденция к изданию законов со все более широким предметом регулирования (законодательство о компаниях, о банкротстве и др.). В месте с тем остается немало правовых институтов, которые по-прежнему регулируются в основном нормами общего права (право собственности, ответственность за причинение вреда и др.). В некоторых случаях, например относительно обязательств по договорам, доктрины общего права, воспринятые канадскими судами, лишь дополняются законодательными актами провинций, регулирующими отдельные вопросы.
Брак, семейные отношения, развод и наследование регулируются законодательством как федерации, так и отчасти провинций. В этой области за последние десятилетия происходят весьма существенные изменения. Прежде всего чисто формальные основания для развода были дополнены федеральным Законом о разводе 1968 г. В след за этим во многих провинциях были изданы законы о реформе семейного права (в Онтарио, например, в 1978 г.), которые расширяли имущественную самостоятельность супругов, а также ограничивали свободу завещания и обеспечивали права наследования для пережившего супруга и несовершеннолетних детей.
В сфере регулирования деятельности корпораций и торговли действует ряд актов, принятых по образцу соответствующего английского законодательства, но с учетом опыта американских законов и собственной деловой практики: среди них федеральные законы о корпорациях, банках, страховых компаниях, банкротстве, многие из которых пересматриваются каждые 10 лет. Что касается американской правовой доктрины, то ее влияние особенно заметно в сфере регулирования деятельности страховых компаний.
В Канаде издано немало законодательных актов на уровне федерации и отдельных провинций, преследующих цели предупредить незаконное объединение корпораций и установление монопольных цен (так называемое антитрестовское законодательство, весьма сходное с американским). Эффективность этих законов в значительной мере ослабляется из-за постоянных нарушений, прежде всего транснациональными корпорациями, в которых преобладает американский капитал.
Ряд существенных особенностей имеет гражданское и торговое право в провинции Квебек. Французские законы и правовые обычаи применялись здесь вплоть до 1866 г., когда был принят Гражданский кодекс провинции Квебек (на французском и английском языках). Этот ГК, в целом воспроизводящий структуру Гражданского кодекса Франции 1804 г., включает также книгу, посвященную торговому праву, вопреки распространившейся в XIX в. традиции издания отдельного торгового кодекса. В регулировании некоторых правовых институтов ГК 1866 г. ориентировался не столько на Кодекс Наполеона, сколько на французское право конца XVIII в., унаследованное потомками французских колонистов.
Изменения в ГК 1866 г. последних десятилетий коснулись главным образом норм семейного права и способствовали известному сближению их с федеральным законодательством (расширение прав замужних женщин, детей, рожденных вне брака, и т.п.). Что касается торгового права, то изменения в нем, в значительной мере отражающие концепции американских юристов, производились путем издания дополнительных законов, а не поправок к соответствующему разделу Гражданского кодекса.
Новый ГК Квебека вступил в силу с 1 января 1994 г. Он содержит 3168 статей, сгруппированных по десяти книгам (О лицах; О семье; О наследовании; Об имуществах; Об обязательствах; О привилегиях и об ипотеках; О доказывании; О давности; О гласности прав; О международном частном праве).
Гражданский процесс в большинстве провинций Канады и на федеральном уровне построен на тех же принципах, что в Великобритании и США, и определяется соответствующими законодательными актами и судейскими правилами. Гражданский процессуальный кодекс имеется только в провинции Квебек. Первый ГПК был принят сначала вместе с Гражданским кодексом в 1866 г., затем, в новой редакции, — в 1897 г. Действующий ГПК 1965 г. вобрал в себя, как и его предшественники, основные черты гражданского процесса, соответствующие французской модели, но вместе с тем отразил существенные особенности процедуры разбирательства гражданских дел и правил оценки доказательств, принятых в других провинциях страны.
Трудовые отношения и вопросы социального обеспечения регулируются законодательством и коллективными договорами, заключаемыми между предпринимателями и представителями работников предприятий, а иногда — на общенациональном уровне (например, профсоюзами работников железнодорожного транспорта). Права государственных служащих на образование профсоюзов и заключение коллективных договоров признаны Федеральным законом 1967 г. и последующим законодательством провинций, однако в некоторых провинциях им запрещено проведение забастовок. Федеральный закон 1978 г. разрешает властям вмешиваться в конфликты, связанные с заключением коллективных договоров. Закон о равном праве на труд 1986 г. обязывает предпринимателей принимать на работу определенный процент женщин, представителей национальных меньшинств, лиц с ограниченной трудоспособностью. В 1988 г. внесены поправки в Закон о страховании от безработицы, расширяющие права безработных.
Законодательство предусматривает осуществление различного масштаба мероприятий, направленных на охрану окружающей среды. В 1986 г. прежняя система сравнительно небольших штрафов за промышленное загрязнение природы была заменена введением уголовной ответственности в виде различных сроков лишения свободы и крупных штрафов.
Уголовное право и процесс
В противоположность сфере гражданского права и процесса эта отрасль унифицирована в масштабе всей страны, поскольку с 1774 г. применение английского уголовного права было распространено и на Квебек, а Конституционный акт 1867 г. установил, что вопросы уголовного права и процесса находятся в исключительном ведении федерации. Моделью для первого УК Канады 1892 г. послужил проект Уголовного кодекса для Англии, составленный видным криминалистом Дж. Стифеном (в 1878 г. он был представлен в британский Парламент, но так и не стал законом). УК 1892 г. представлял собой упорядоченное изложение норм английского и канадского общего права, относящихся к основным институтам Общей части уголовного права и видам преступлений (ответственность за некоторые преступления и после принятия Кодекса определялась по нормам общего права, не вошедшим в него). В 1955 г. был издан новый Уголовный кодекс, представляющий собой результат кардинальной переработки прежнего законодательства с учетом опыта его применения судами, а также сравнительного анализа кодексов других государств, в том числе американских штатов. УК 1955 г. запретил применение уголовных наказаний за деяния, не перечисленные в нем, а предусмотренные лишь нормами общего права (единственное исключение оскорбление суда). Вместе с тем он разрешил использовать нормы общего права для истолкования и применения норм Кодекса.
В Кодексе отсутствует формальное деление преступных деяний на фелонии и мисдиминоры, сохранявшееся в Англии до 1967 г. как пережиток уголовного права XVIII в. Однако он сохранил телесные наказания (порки) за вооруженное ограбление, некоторые преступления против личности и половые преступления. Он предусматривает весьма суровые меры, в том числе длительные сроки лишения свободы, за большинство преступлений, а для лиц, признанных «привычными преступниками» или «сексуальными психопатами», превентивное заключение на неопределенный срок.
Наряду с нормами материального уголовного права Кодекс включает нормы уголовного процесса, в том числе относящиеся к определению юрисдикции судов. Ныне готовится его радикальный пересмотр.
Существенную роль в регулировании вопросов не только уголовного, но и гражданского процесса играет также канадский Закон о доказательствах («Закон, относящийся к свидетелям и доказательствам») 1927 г. с последующими изменениями. Смертная казнь в мирное время отменена с 1976 г. Фактически последний смертный приговор был приведен в исполнение в 1962 г.
Судебная система. Органы контроля
Высшая судебная инстанция страны — Верховный суд Канады, созданный в 1875 г. Он состоит из назначаемых пожизненно Генерал-губернатором «в совете» 9 судей, из которых 3 должны представлять Квебек (для принятия решения, как правило, достаточно участия в заседании 5 его членов). Суд рассматривает жалобы на постановления по гражданским и уголовным делам, вынесенные высшими судебными инстанциями провинций и Федеральным судом, и принимает по ним окончательные решения. Жалобы на решения судов по гражданским делам могут быть поданы лишь с разрешения вынесших их судов либо самого Верховного суда, если тот сочтет, что возникший при разбирательстве дела вопрос «выходит за рамки непосредственных интересов тяжущихся». Верховный суд рассматривает жалобы лишь по делам о более тяжких уголовных преступлениях, преследуемых по обвинительному акту, если первоначальный оправдательный приговор был отменен вышестоящим судом либо если при разбирательстве дела возник спор по вопросу права. По просьбе Генерал-губернатора или Правительства Верховный суд может в качестве консультативного органа рассматривать вопросы, связанные с толкованием конституционных актов, проверкой конституционности законов, принимаемых Парламентом и законодательными собраниями провинций, и споры между ними о компетенции.
Федеральный суд Канады, созданный в 1970 г. взамен прежних учреждений, включает в себя судебное отделение (13 судей) и апелляционное отделение (9 судей). Он возглавляется председателем и его заместителем. Весь состав суда назначается пожизненно Генерал-губернатором. В судебном отделении рассматриваются гражданские исковые претензии к федеральным властям и от их имени, споры о гражданстве, жалобы по вопросам налогов, патентов и торговых марок, споры между Федеральным правительством и органами исполнительной власти провинций и др. Это единственный суд в Канаде, деятельность которого ограничивается применением лишь федеральных законов. Все остальные суды применяют как законы федерации, так и законы провинций.
Верховный суд каждой из 10 провинций выступает в качестве суда первой инстанции по наиболее важным гражданским и уголовным делам, а также рассматривает апелляционные жалобы на постановления нижестоящих судов провинций по всем категориям дел. В составе Верховного суда провинции Онтарио, например, председатель и 9 других судей. Он состоит из 2 отделений: Апелляционного суда и Высокого суда правосудия. В качестве апелляционного суда дела слушает коллегия из 3 судей. Дела по первой инстанции рассматриваются одним судьей с присяжными или без них. В некоторых провинциях отделения Верховного суда носят другие названия (например, Суд королевской скамьи).
Суды графств (в некоторых провинциях — округов, в Квебеке провинциальные суды) рассматривают по первой инстанции гражданские дела, как правило, с суммой иска от 300 до 3000 долларов, а также уголовные дела о преступлениях средней тяжести (кражи, автодорожные преступления и др.). Гражданские дела по искам на сумму до 300 долларов рассматриваются в судах по мелким искам (в некоторых провинциях — по мелким долгам). Уголовные дела о наименее тяжких преступлениях, преследуемых в суммарном порядке, а также о некоторых преступлениях, преследуемых по обвинительному акту, рассматриваются магистратскими судами (в Квебеке мировыми сессионными судами). На их долю приходится свыше 90% уголовных дел.
За исключением дел, преследуемых в суммарном порядке и входящих в исключительную компетенцию магистратских судов, обвиняемый в праве требовать, чтобы его дело было рассмотрено с участием суда присяжных. Однако на практике большинство обвиняемых отказывается воспользоваться этим правом. Законодательство предусматривает рассмотрение и некоторых категорий гражданских дел с участием суда присяжных. Жюри присяжных по уголовным делам составляют 12 (в провинции Альберта — 6) человек, и при вынесении вердикта, как правило, требуется их единогласие. По гражданским делам жюри составляют от 5 до 12 присяжных, и решение принимается большинством голосов.
В некоторых провинциях Канады имеются раздельные суды по делам несовершеннолетних (рассматривают обвинения в преступлениях и мелких правонарушениях) и семейные суды (споры о детях, иски об уплате алиментов и т.п.). В других провинциях они объединены в суды, рассматривающие обе категории дел. Согласно принятому в 1982 г. Закону о несовершеннолетних правонарушителях дела об уголовных преступлениях подростков в возрасте 12-18 лет должны рассматриваться в названных судах по правилам процедуры общих судов, с привлечением адвоката и соблюдением других гарантий прав обвиняемого.
В Канаде нет системы административных судов: жалобы на действия административных органов рассматриваются, как правило, общими судами (провинций и федерации) на основании специально изданных законов (например, Закон провинции Онтарио о процедуре судебного разбирательства административных жалоб 1971 г.).
На свои должности все судьи назначаются федеральными властями, за исключением магистратских судей, назначаемых властями провинций. Смещение судьи с его поста может быть произведено Генерал-губернатором лишь по настоянию Федерального парламента.
Расследование уголовных дел проводится главным образом полицией. Обвинение в суде магистратов могут поддерживать частные лица, однако генеральные атторнеи федерации или провинции в праве на любой стадии судебного разбирательства приостановить рассмотрение обвинения, предъявленного частным лицом. Обвинение в судах более высоких инстанций поддерживается представителем генерального атторнея провинции. Им может быть как постоянно выступающий в таком качестве юрист, так и частнопрактикующий адвокат, которому поручается ведение конкретного процесса. Генеральный атторней Канады возглавляет Министерство юстиции; его представители могут поддерживать обвинение в любых судах.
Защиту по уголовным делам и представительство интересов сторон по гражданским делам осуществляют лишь адвокаты, являющиеся членами корпораций юристов соответствующих провинций.
В Канаде пока нет единого федерального омбудсмана, на национальном уровне действуют 2 отраслевых омбудсмана: уполномоченный по вопросам государственных языков (1969 г.) и следователь по делам исправительных учреждений (1973 г.).
В то же время должности омбудсманов были в девяти провинциях страны с 1967 г. (Альберта) по 1977 г. (Британская Колумбия). Процедура их назначения, сроки полномочий и компетенция имеют существенные различия. Омбудсман провинции Альберта назначается лейтенантом-губернатором в совете по рекомендации законодательной ассамблеи на 5-летний срок. Омбудсман провинции Британская Колумбия назначается легислатурой по единодушной рекомендации всепартийного Комитета легислатуры на 6 лет. Омбудсман провинции Онтарио назначается Правительством после обсуждения с оппозиционными партиями сроком на 10 лет. В Квебеке защитник граждан назначается законодательной ассамблеей по предложению Премьер-министра сроком на 5 лет.
Омбудсманы провинций представляют ежегодные и специальные доклады парламенту, публикуемые в СМИ. Омбудсманы вправе проводить расследование и могут направлять по его результатам рекомендации в административный орган, а также обращения в администрацию или органы правосудия с ходатайством о принятии санкций.
Литература
Белоусова Е.В. Правовое положение коренного населения Канады // Правоведение. 1989. N 3.
Бойцова В.В. Омбудсман как защитник фундаментальных личных прав (Новая Зеландия, Великобритания, Канада, Австралия). Тверь, 1994.
Гражданский кодекс Квебека. М., 1999.
Данилов С. Ю., Шило В.Е. Политико-государственный механизм современной Канады. Сравнительно-историческое исследование. М., 1991.
Gall G. L. The Canadian Legal System. 2nd ed. Toronto, 1983.
Hahlo H. R. Two Legal Systems in Canada // Douzieme colloque international de droit comparе. Ottawa, 1976.

Правовая система Канады характеризуется определённым разнообразием. Хотя влияние английского права является преобладающим и оно является общим для данной страны.

Своеобразие правовой системы определяется её историческим развитием. Территория будущей Канады в начале осваивалась переселенцами из Франции, а затем из Англии. Эти страны соперничали за обладание данной территорией. В 1763 году Канада стала британской колонией, на которую были полностью распространены английские законы.

Но одна из провинций — Квебек, где преобладало население французского происхождения, осталась приверженной не английскому, а французскому праву. Значительные особенности в правовой системе Квебека сохраняются и поныне. Квебек — это одна из десяти провинций Канады, где проживает большинство франкоязычных канадцев (их в стране 27%).

Когда Канада стала британской колонией, то в ней естественно утвердилась система английского общего права. В соответствии с ней, решения судов высокого ранга, не только канадских, но и британских, получают обязательную силу судебного прецедента, считаются таким же источником права, как и законодательные нормы, создаваемые Парламентом.

Кроме того, в Канаде применяются и сохраняют в известной мере самостоятельное значение нормы так называемого права справедливости, которые были выработаны в решениях суда канцлера XV — XIX вв. В то время как в Англии эти нормы включены в систему норм общего права.

До 1933 года постановления Канадских судов подлежат обжалованию в судебном комитете Тайного совета в Лондоне. Но ранее принятые решения английских судов, истолковавшие действующие в Канаде английские законы и нормы общего права, по-прежнему, обладают обязательной силой. В настоящее время Верховный суд Канады играет решающую роль в обеспечении единства системы общего права. Но и решения высших судов провинций обязательны для низших судебных инстанций.

Долгое время законодательная власть в Канаде принадлежала британскому Парламенту. В 1982 году с изданием Конституционного закона, окончательно закрепившего государственный суверенитет страны, было установлено, что ни один последующий акт британского парламента не будет иметь силы в Канаде.

В связи с федеративным устройством страны необходимо установить разграничение законодательной компетенции между центром и провинциями, то есть Парламентом страны и законодательными собраниями провинций. В настоящее время в федеральной компетенции находится 27 вопросов, в том числе регулирование торговли, экономики, мореплавания и рыболовства, законодательство по вопросам денежного обращения и банков, патентов и авторского права, брака и развода, уголовного права и процесса. В компетенции властей провинций находятся вопросы, имеющие местный характер. К ним относятся: муниципальные учреждения, налоги на провинциальные нужды, а также образование и воспитание, отправления правосудий в провинциях, гражданский процесс.

В сфере гражданского и торгового прав действуют не кодексы, а законодательные акты по отдельным правовым институтам. Вместе с тем остаётся достаточное количество институтов, которые регулируются в основном нормами общего права.

В сфере регулирования деятельности корпораций и торговли действуют акты, принятые по образцу соответствующего английского законодательства, но с учётом опыта американских законов и собственной деловой практики.

Гражданский процесс построен на тех принципах англо-саксонской правовой системы и определяется соответствующими законодательными актами и судебными правилами. Гражданский процессуальный кодекс имеется только в провинции Квебек.

Уголовное право и процесс Канады унифицирован в масштабе всей страны. В 1955 году издан новый Уголовный Кодекс. Этот Кодекс представляет собой результат переработки прежнего законодательства с учётом опыта применения его судами, а также использование Кодекса других государств, в том числе и американских штатов. УК 1955 года закрепил применение уголовного наказания за деяния, не предусмотренные в нём. Вместе с тем, он разрешил использование норм общего права для толкования и применения положений Кодекса.

Кодекс сохранил определённые пережитки ранее действовавшего права. К ним можно отнести телесные наказания (порки) за вооружённое ограбление, за некоторые преступления против личности и половые преступления. В этом Кодексе сохранились суровые наказания за многие преступления. Для лиц, признанных «привычными преступниками» или «сексуальными психопатами», предусматривается превентивное заключение на неопределённый срок.

Кодекс включает также нормы уголовного процесса, например, о юрисдикции судов. Безусловно, Уголовный кодекс с такими устаревшими положениями вряд ли может соответствовать современным социальным условиям. Поэтому необходим радикальный его пересмотр. Для этого учреждается Постоянная конференция по унификации права в Канаде. Она периодически обсуждает «модельные» проекты законов, рекомендуемых всем провинциям. Это делается для преодоления существенного различия в законодательств провинций.

Издающиеся в Канаде законы публикуются в ежегодных сборниках «Статуты Канады» и «Статуты отдельных провинций». Научные исследования в области права ведутся на юридических факультетах 20 университетов Канады. На развитие юридической науки и судебную практику заметное влияние оказывают труды английских и американских юристов.

Канада является государством с федеративным устройством. В настоящее время Канада состоит из 12 субъектов федерации: десяти провинций и двух территорий. Также в Канаде насчитывается около 5000 муниципальных образований, включая города, села, тауншипы, графства и районы специального обслуживания (special service districts). Федеральному правительству принадлежат полномочия по регулированию вопросов войны и мира, обороны, правопорядка, национального государственного долга и государственной собственности, денежно-кредитной и банковской системы, торговых и коммерческих отношений. Также в компетенцию федеральных органов власти входят вопросы налогообложения на любом уровне государственной власти.

Конституция Канады относит к компетенции органов власти субъектов федерации решение вопросов местного характера (государственные учреждения, образование, юстиция), а также регулирование всех вопросов, связанных с частной собственностью (право собственности и гражданское право). Законодательство не регламентирует полномочия муниципалитетов, предполагая, что органы власти провинций по своему усмотрению делегируют некоторый объем полномочий муниципальным органам власти.

Бюджетная система Канады соответствует федеративной системе органов государственной власти — правительство каждого уровня имеет свой собственный бюджет. Доходная база федерального бюджета состоит из поступлений федеральных налогов, сборов и прочих платежей, а в доходы бюджетов провинций зачисляются налоговые платежи и межбюджетные трансферты, полученные от федерального бюджета.

Начиная с 1962 года, в Канаде действуют соглашения о сборе налогов, которые были заключены со всеми субъектами федерации за исключением Квебека. Согласно этим соглашениям, каждая провинция получила право на долю от поступлений федерального налога на ее территории, единую для всех провинций. Также провинции имеют право повысить ставку федерального налога на своей территории с тем, чтобы перечислить дополнительные налоговые поступления в доходы своих бюджетов. Указанный порядок относится к подоходному налогу с физических лиц и корпораций, налогу на товары и услуги (аналогу налога на добавленную стоимость). В доходы бюджетов провинций зачисляются налоги на природные ресурсы и налог на имущество.

Расходные полномочия органов власти различного уровня также закреплены в конституции. Так, федеральное правительство обязано финансировать: оборону, международные отношения, промышленную политику и научные исследования. Бюджеты провинций обязаны финансировать государственное образование, здравоохранение и муниципальные службы. Оба уровня бюджетной системы несут расходные обязательства в областях совместных интересов: таких как, например, сельское и лесное хозяйство. Также федеральное правительство несет расходы в области социального обеспечения.

Финансовая помощь бюджетам провинций из федерального бюджета выделяется в виде целевых и нецелевых трансфертов. При этом до 1997 года существовало три программы, в рамках которых осуществлялась федеральная финансовая помощь бюджетам нижестоящего уровня: нецелевые трансферты для выравнивания бюджетных доходов, трансферты в рамках финансирования утвержденных программ (Established Programs Financing — EPF) и финансовая помощь в рамках плана финансовой поддержки (Canada Assistance Plan — CAP).

Нецелевые трансферты выделяются бюджетам провинций для выравнивания их доходов. Принцип бюджетного выравнивания закреплен в Конституции. Формула расчета выравнивающих трансфертов построена таким образом, что федеральные средства распределяются между семью провинциями — Ньюфаундленд, Принс Эдвард Айленд, Нова Скотия, Нью Брансвик, Квебек, Манитоба и Саскатчеван. Эти субъекты федерации располагают доходным потенциалом ниже среднего уровня. Доходный потенциал рассчитывается как разность между среднедушевыми поступлениями каждого налога в целом по пяти провинциям, утвержденным в качестве федерального стандарта, и среднедушевыми налоговыми поступлениями на территории провинции. Налоговые поступления при этом рассчитываются по средним ставкам, действовавшим на территории всех провинций. Налоговый потенциал рассчитывается по 33 позициям, включающим прямые и косвенные налоги.

Целевой трансферт для финансирования утвержденных программ выделялся бюджетам провинций с целью расходования полученных средств на здравоохранение и среднее образование. Финансовые ресурсы передавались бюджетам провинций в виде прямых перечислений из федерального бюджета, а также путем передачи в доходы региональных бюджетов части налоговых поступлений федерального бюджета.

Средства в рамках финансирования национальной программы финансовой поддержки выделяются в соответствии с принципом долевого финансирования, а их сумма заранее не определяется. Финансовая помощь выделяется на содержание детских домов, домов инвалидов, прочих учреждений социальной и медицинской помощи, а также напрямую инвалидам, престарелым и безработным. При этом средства целевого трансферта не перечисляются на покрытие капитальных затрат, бремя финансирования которых полностью лежит на бюджетах провинций.

Бюджеты различных уровней в Канаде имеют право привлекать заемные средства в целях финансирования дефицита. При этом для федерального правительства не существует конституционных ограничений на объем привлеченных средств на финансирование как текущих, так и капитальных расходов. Федеральное законодательство не предусматривает ограничений предельного объема заимствований и для органов власти провинций, тем не менее законодательством многих субъектов федерации такие ограничения установлены. Например, нормативные акты провинции Альберта позволяют региональным органам власти привлекать заемные ресурсы на текущие цели в размере, не превышающем прогнозный годовой объем налоговых доходов бюджета провинции.

В Канаде существует несколько источников заемных средств для финансирования дефицита бюджета. Для федеральных органов власти — это внутренний и внешний рынки долговых бумаг, а также кредиты, полученные от Канадской пенсионной программы. Органы власти провинций привлекают средства на внутреннем рынке долговых бумаг и в виде кредитов от Канадской пенсионной программы. При этом последняя имеет право покупать федеральные государственные облигации и облигации органов власти провинций только в случае превышения доходов над расходами на выплату пенсий.

Региональные нормативные акты требуют от муниципальных органов власти, чтобы их бюджеты, в отличие от бюджетов вышестоящих уровней, были сбалансированы по текущим расходам. Таким образом, местные органы власти имеют право привлекать заемные средства только для финансирования дефицита по капитальным расходам. В случае необходимости привлечь дополнительные финансовые ресурсы, органы власти муниципальных образований обязаны, в зависимости от субъекта федерации, либо согласовывать с вышестоящими властями объемы заимствований, либо предоставлять для утверждения в правительство провинций программу заимствований на срок, превышающий цикл бюджетного планирования, либо привлекать ресурсы в пределах лимитов на объем кратко- средне- и долгосрочных займов, установленных законодательством провинции. Органы власти многих провинций оказывают содействие местным бюджетам в получении займов путем организации государственных посреднических институтов или предоставления ссудных средств на условиях долевого финансирования.

Доходная часть федерального бюджета более чем на 90% обеспечивается налоговыми поступлениями. При этом доля прямых налогов составляет более 2/3 доходов, косвенных более 1/4. Ведущее место в доходах федерального бюджета принадлежит подоходному налогу 47%, акцизы 20%, налог с корпораций 14% и социальные взносы 12%.

В Канаде используется децентрализованная модель межбюджетных отношений. Она характеризуется, прежде всего, относительно высокой долей региональных и местных налогов в консолидированном бюджете страны, а также наличием у властей штатов и муниципалитетов полномочий вводить собственные налоги.

В такой крупной стране, как Канада, децентрализация помогает адаптировать социальную политику к местным нуждам, в то же время обеспечивая правительствам провинций доходы, достаточные для поддержания единых стандартов общественных услуг при равных уровнях налогообложения.

Бюджет Канады распределяется так, что максимальную пользу от этих денег получают сами жители. Канада содержит небольшую армию, не тратит деньги налогоплательщиков на поддержание на плаву убыточных предприятий, а численность государственного аппарата настолько мала, что его содержание обходится канадцам гораздо дешевле, чем россиянам.

Эти и другие преимущества хорошо продуманной канадской системы управления экономикой, обществом и государством позволили Канаде создать одну из наиболее гуманных социальных систем. Суть этой системы заключается в том, что государство гарантирует определенный уровень жизни любому человеку, будь он гражданином Канады, постоянно проживающим на территории страны или беженцем.

Собирая подоходный налог по прогрессивной шкале со всего работающего населения, государство оказывает финансовую помощь (WELFARE) всем, кто по какой-либо причине нетрудоспособен или не может найти себе работу. Таким способом Канада исключает на своей земле появление класса людей, находящихся за чертой бедности.

Налоги идут в основном на социальные программы. Канадцы часто называют свою систему социального обеспечения «системой социальной безопасности». Программы помощи рассчитаны на все слои общества, особенно на несовершеннолетних детей, безработных и пожилых людей.

За счет этого государство получило возможность контролировать уровень преступности и предупреждать социальную напряженность, неизбежно возникающую в обществе, в котором живут бедные и отчаявшиеся люди.

Такая социальная политика, в сочетании с высоким уровнем моральной устойчивости и четкой работой правоохранительных органов, позволяет Канаде оставаться одним из самых безопасных государств в мире, в котором уровень преступности невероятно низок, а социальные конфликты практически отсутствуют.

Закон и Я

Мир судей, черных мантий, законов и кодексов, освещенных веками, представляется непосвященным в него людям далеким, торжественным и порой весьма непонятным. О том, как функционирует судебная система Канады, о компетенции и полномочиях федеральных и провинциальных судей, о применении законов при вынесении судебных решений, а также о различных уровнях судебных инстанций Канады, — читайте в данной статье.

*************************************************************************
www.LawyerHelpToronto.com — ответы на все ваши горящие юридические вопросы, а также все номера журнала Закон и Я («Law & Me”). Задайте вопрос юристу позвонив Ambridge Law по тел. ***647-290-0901***
*************************************************************************
Редакция журнала благодарит Верховный Cуд Канады (Supreme Court of Canada) за разрешение на публикацию фотографии членов Верховного Суда, любезно предоставленной для этой статьи и обложки номера. Мы признательны за оказанную нам честь. Надеемся, что чтение статьи доставит вам удовольствие.
Мир судей, черных мантий, законов и кодексов, освещенных веками, представляется непосвященным в него людям далеким, торжественным и порой весьма непонятным.
О том, как функционирует судебная система Канады, о компетенции и полномочиях федеральных и провинциальных судей, о применении законов при вынесении судебных решений, а также о различных уровнях судебных инстанций Канады, — читайте в данной статье.
Наши законы:
Правительство издает законы, а суды занимаются их толкованием и применением. Традиционно, существуют два основных раздела права, контролируемые судами Канады. Гражданское право («Civil Law») сосредоточено на частных правах и средствах судебной защиты в отношении индивидуальных лиц, организаций и бизнеса. Например, это урегулирование споров, касающихся обязанностей сторон и зафиксированных в контрактах.
Уголовное право («Criminal Law») призвано наказывать нарушителей, наносящих вред благополучию, как отдельных граждан, так и всего общества в целом. Воровство, нападение и убийство – самые яркие примеры преступлений, которые заслуживают наказания и осуждения со стороны общества.
Но каким образом судьи узнают, какой закон они должны применять, разбирая то или иное гражданское или уголовное дело? Дело в том, что канадские судьи традиционно обращаются к многочисленным источникам информации для толкования наших законов.
Во-первых, они изучают, что уже было сказано о подобном вопросе в «статутах» («statutes») или «Актах» («Acts)», которые являются частью канадского законодательства. Начиная от Уголовного Кодекса (Crimanal Code) и до Акта о продаже товаров (Sales of Goods Act), существует, без преувеличения, тысячи статутов, которые написали и придали им законную силу федеральные и провинциальные власти. Кроме того, к статуту могут прилагаться специальные «regulations» (нормы), поясняющие действия данного статута. И, наконец, в наших муниципалитетах хранятся тысячи подзаконных актов (by-laws), которые используются в качестве руководства судами и правоохранительными органами.
Для корректного вынесения решений суды также обращаются к основополагающим документам страны и, конечно, к Конституции. Например, Canadian Charter of Rights and Freedoms содержит перечень основных или фундаментальных прав, которые мы, канадцы, ценим и защищаем, такие как свобода самовыражения и право на защиту от необоснованного обыска и задержания полицией.
Официальные документы, а также неписанные традиции и обычаи, формируют нашу Конституцию, начиная с далеких времен Английского периода, знаменитой Конфедерации 1867 года и до настоящего времени. Иногда Конституцию называют Основным законом страны — «Supreme Law of the Land», так как она закладывает основополагающие принципы, на основе которых суды определяют круг полномочий федеральной и провинциальной законодательной власти.
Во-вторых, канадские суды обращаются к аналогичным вопросам судебной практики, по которым уже были вынесены решения другими судьями в прошлом. Это — «судебные прецеденты», которые являются частью «common law» (общего права) и могут уходить своими корнями на сотни лет назад. В большинстве случаев «common law» — это просто руководство здравым смыслом.
Временами канадские суды могут обратиться даже к опыту судебных решений других стран, в особенности, США, Великобритании и Австралии. Обычно это происходит, если наши суды ранее не соприкасались с судебным делом подобного характера.
Судебные прецеденты обладают огромной силой, и судьи часто должны придерживаться той же схемы рассуждений и принятия решений, которой следовали в этом вопросе предыдущие судьи. Особенно это касается ситуаций, когда вышестоящие суды в той же юрисдикции (например, апелляционный суд провинции или Верховный Суд Канады – Supreme Court of Canada), уже когда-то выразили свое мнение по данной проблеме.
А что в Квебеке?
Во всех провинциях, за исключением Квебека, для разрешения диспутов в гражданских судах применяется общее право или судебные прецеденты. В провинции Квебек действует, основанное на европейском опыте, гражданское право.
В гражданских судах Квебека прецеденты имеют силу в большей мере за счет своей разумности, нежели из-за необходимости следования решениям предыдущих судей. Судьи Квебека не обязаны придерживаться опыта предыдущих решений, и рассматривают дела в соответствии с правовыми принципами, зафиксированными в длинном тексте под названием Гражданский Кодекс (Civil Code). Данный Кодекс содержит основные положения или принципы, созданные таким образом, что они могут быть применены к каждой возможной юридической проблеме. Впрочем, на практике, суды Квебека также часто обращаются и к прецедентам.
Структура канадского суда
Наверно временами ваша утренняя газета удивляет вас заголовком о том или ином оспариваемом судебном решении, которое вы сами находите полностью нелогичным или попросту неправильным. Однако, уяснив структуру канадского судопроизводства, вам легче будет понять, когда пора выходить на улицу для выражения протеста, а когда лучше просто подождать, чтобы решение было отменено по апелляции.
Канадская судебная система напоминает пирамиду. На вершине — Верховный Cуд Канады, который является высшей апелляционной инстанцией и имеет решающее слово в толковании законодательства нашей страны. Споры, касающиеся важных национальных или юридических аспектов, решаются на этом уровне. При этом Верховный Cуд может выбирать, какое дело он будет слушать, а какое нет. Верховный Cуд Канады вправе провозгласить закон или какую-либо его часть недействительной, или же потребовать от всех других судов страны следовать определенной линии вынесения решения при взаимодействии с аналогичными делами. И только Act of Parliament или законодательная власть (legislature) может отменить действие толкования Верховного суда.
Уровнем ниже находится апелляционный суд каждой конкретной провинции. Как и Верховный Cуд, апелляционный суд может отказаться от слушания малозначительного или несерьезного дела. Апелляционный суд провинции имеет силу над всеми низшими судами данной провинции. Хотя судьи рассматривают решения, вынесенные в апелляционных судах других провинций, не существует требований, обязывающих следовать решениям апелляционных судов других провинций.
Далее идут суды первой инстанции, где решается большинство гражданских и уголовных дел после соответствующего слушания свидетельских показаний, фактов, и доказательств. В большинстве провинций или юрисдикций существуют специальные суды, занимающиеся решением дел, связанных с незначительными уголовными преступлениями, семейными тяжбами, действиями малолетних правонарушителей, и мелкими гражданскими исками.
Все о судьях:
Судей назначают провинциальные или федеральные власти. В отличие от США, в Канаде судей никогда не выбирают. Основная роль судей – толкование и применение закона. Они наблюдают за порядком в суде и руководят процессом предоставления доказательств. Они выслушивают ходатайства, наблюдают за судом присяжных или выносят решения в процессах без участия присяжных. Также они могут образовывать коллегию для выслушивания апелляционных жалоб низших судебных инстанций.
Полномочия судей:
Судьи могут одобрить закон или же опротестовать его, как противоречащий Конституции. Они ответственны за установление норм, регулирующих деятельность суда, а также норм, применимых к ведению дела. Их полномочие рассмотреть дело зависит от предмета данного спора.
Провинциальнo назначенные судьи:
Провинциальные судьи ограничиваются слушанием дел, связанными с менее серьезными преступлениями и наказаниями (provincial and summary conviction offences) в данной провинции и вынесением приговоров, в том числе, без участия присяжных заседателей. В их компетенции находится и ряд вопросов семейного законодательства. Обычно, провинциальные судьи не занимаются делами, касающимися споров двух частных сторон.
Федеральнo назначенные судьи:
Федеральные судьи, как правило, слушают дела, которые в основном касаются более серьезных преступлений и наказаний. Они ответственны и за процессы по серьезным криминальным делам (indictable offences); гражданским делам, касающихся торговых споров; а также по частным делам, связанных с клеветой, небрежностью, административным правом с участием федеральных заведений. Наряду с этим, в их компетенцию входит рассмотрение споров по контрактным договорам.
Мировой судья (Justice of the Peace):
Мировой судья (JP) – судебный чиновник, являющийся первым контактным и часто единственным лицом, к которому обращаются граждане. Мировой судья обладает юрисдикцией в пределах всей провинции и рассматривает более чем 90 % дел, связанных с провинциальными правонарушениями, включая нарушения, угрожающие экологической безопасности, а также технике безопасности на производстве.
Полномочия мирового судьи:
Мировые судьи обладают широким кругом полномочий. Они рассматривают случаи несоблюдения постановлений местных органов власти, а также слушают дела, связанные с мелкими транспортными нарушениями и неправильной парковкой. Они также могут рассмотреть частную информацию от человека, который хочет подать иск против другого человека. Мировые судьи отправляют судебные повестки и предписания на арест тем, кто обвинен и должен предстать перед судом. Они председательствуют на слушаниях дел, касающихся залогов, и могут определить условия освобождения обвиняемого. Мировые судьи вправе требовать проведения экспертизы психического здоровья и издавать приказы о задержании малолетних.
В следующем номере читайте о том, какую роль разные уровни правительства играют в законодательной системе Канады, и к кому вы можете обратиться, если вы не довольны этой системой.
Elliott Ambridge, B.Com., LL.B.
*****************************************************************************
По любым юридическим вопросам, касающимся семейного, уголовного и наследственного права, звоните в Ambridge Law по тел. ***647-290-0901***. Также полезную информацию о разводе и других легальных вопросах вы можете прочитать в нашем журнале «Закон и Я” («Law & Me”) на нашем вебсайте www.LawyerHelpToronto.com
*****************************************************************************
ВНИМАНИЕ:
Все материалы, опубликованные в журнале «Закон и Я» и на www.torontovka.com имеют исключительно информационный характер. Ни одна из публикаций не претендует на статус официального юридического совета. Без предварительной консультации у профессионального юриста вам не следует действовать или же воздерживаться от какого-либо действия на основании информации, почерпнутой из этих публикаций. Публикации НЕ предусматривают формирования НИКАКИХ отношений по принципу адвокат-клиент.

Поделиться / Share: Последние статьиВас выбрали присяжным заседателем. Готовы ли Вы?

В этой статье я хотел бы ответить на вопрос одного из наших постоянных читателей – Юрия Монтайна, и рассказать вам о гражданской обязанности каждого канадца, важности и вероятности которой не понимаю…

Взрослая азбука развода. Преодолеваем все этапы грамотно. (Журнал № 4)

Каждый из вас участвует в сражении, пытаясь показать свою позицию более правдоподобной и отразить нападения, а также противоречащие вашим показаниям свидетельства другой стороны. Результат этой битвы …

Юридические термины, которые полезно знать (Журнал № 7)

Impairment, Breathalyzer, Bail, Peace Officer, Access, Custody, Justice of the Peace.

«Criminal Record» – как его приобретают и как от него избавляются (Журнал № 7)

Человек, обвиненный в преступлении в соответствии с федеральными законами или нормами (обычно это Criminal Code или Controlled Drugs and Substances Act), сталкивается с риском получения criminal recor…

/ О Канаде / Политика Канады

Общие сведения
Исполнительная власть
Законодательная система
Правовая и судебная системы
Политические партии
Современная внешняя политика Канады
Отношения Канады и США
Отношения Канады и России
Проблема Квебека

В Канаде действует писаная некодифицированная Конституция, то есть Основной закон страны состоит не из одного, а из целой серии актов, принятых в период с 1867 по 1982 г. В их число входят две категории законов: во-первых, акты, создающие отдельные институты федеральной правовой системы и определяющие статус высших государственных органов (например, законы об избирательном праве, Верховном суде и др.), и, во-вторых, законы, определяющие основы государственного строя в отдельных провинциях (Акт об Альберте, Акт о Ньюфаундленде и т.д.).

Юридическая система в Канаде основана на английском общем праве, а в Квебеке — на французском праве. Верховный суд Канады является последней и окончательной инстанцией при рассмотрении апелляций по всем гражданским и уголовным делам. Он состоит из главного судьи и 8 судей, по меньшей мере 3 из них должны представлять Квебек. Члены Верховного суда назначаются генерал-губернатором по представлению премьер-министра Канады.

В провинциях Канады действуют три вида судов. Суды высшей категории включают суды первой инстанции и апелляционные суды; они заслушивают наиболее важные уголовные и гражданские дела. Более низкие инстанции — суды графств и округов. Имеются также специальные суды, рассматривающие дела о наследстве, мелких правонарушениях и исках, а также муниципальные суды, разбирающие нарушения решений местных органов власти. Уголовные дела разбираются судом присяжных.

Добавить комментарий