Право общего природопользования

Общее природопользование является общедоступным, то есть не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных государственных органов, а также юридических или физических лиц, за которыми природные объекты закреплены в пользование. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов. При этом, однако, в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами.

В земельном законодательстве прямо не предусматривается общее землепользование. Однако в составе земель поселений выделяются рекреационные территориальные зоны, на которых осуществляется право общего землепользования. Землями общего пользования в значительной степени являются земли лесного фонда, правовой режим которых определяется земельным законодательством.
Категорию земельных участков общего пользования вводит также Гражданский кодекс РФ. В соответствии со ст. 262 граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Кроме того, если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) устанавливается Земельным кодексом РФ (ст. 23). При этом выделяется частный и публичный сервитут.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Новацией Земельного кодекса РФ является то, что установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Публичные сервитуты могут устанавливаться, в частности, для:

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора воды и водопоя;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке водном объекте в установленные сроки и в установленном порядке.

В соответствии с Земельным кодексом РФ сервитут может быть срочным или постоянным.

Закон «О недрах» также закрепил право общего пользования ресурсами недр. Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. Закон при этом оговаривает условие о том, чтобы общераспространенные полезные ископаемые не числились на государственном балансе, а работы по сооружению подземных сооружений проводились без применения взрывных работ.
Земельный кодекс РФ также допускает возможность использования собственниками земельных участков и землепользователями в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды (ст.ст. 40, 41).

Достаточно полно и четко право общего пользования водами и лесами выражено в лесном и водном законодательстве.

Лесной кодекс РФ широко регулирует пребывание граждан в лесах: граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. При этом на них возлагается обязанность соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
Запрещается также осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу РФ, красные книги субъектов РФ, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; безопасности граждан при выполнении работ. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным ст. 11 Лесного кодекса, не допускается.

Общее водопользование традиционно предусматривается российским водным законодательством. Этот вид водопользования тесно связан с выделяемыми Водным кодексом РФ водных объектов общего пользования. Согласно ст. 6 поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Кодексом. Соответственно, каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. При этом использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, установленными Правительством РФ. Правила использования водных объектов для личных и бытовых нужд устанавливаются органами местного самоуправления.

Законодательством РФ и субъектов РФ на водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также иные запреты. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется жителям соответствующих поселений органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

Для общего пользования предназначается и полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса). Ее ширина составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, ширина береговой полосы которых — пять метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Право общего пользования водными биоресурсами регулируется Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» применительно к любительскому и спортивному рыболовству (ст. 24). Любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, если иное не предусмотрено законом. При этом любительское и спортивное рыболовство может осуществляться как с условием возвращения добытых (выловленных) водных биоресурсов в среду их обитания, так и без этого условия. В прудах, обводненных карьерах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, любительское и спортивное рыболовство осуществляется с согласия их собственников, а на рыбопромысловых участках — с согласия пользователей рыбопромысловыми участками.

Таким образом, регулируя право общего природопользования, законодательство ограничивает его пределами, связанными с удовлетворением при этом собственных нужд.

& 1. Общая характеристика права пользования природными

Объектами.

Природопользование понимают как совокупность всех форм воздействия человечества на природу, включая ее охрану, освоение и преобразование.

По экологическим последствиям для человечества и природы природопользование подразделяют на две формы.

Первая форма — рациональное природопользование. Оно представляет сознательно регулируемую, целенаправленную деятельность, проводимую с учетом законов природы, обеспечивающую потребность общества в природных ресурсах, экологически благоприятной природной среде для здоровья и жизни человека, сохранение природных богатств в интересах настоящего и будущих поколений людей, равновесие между экономическим развитием и устойчивостью природной среды. Обязательным условием рационального природопользования является осуществление надлежащих мер по решению экологических проблем.

Вторая форма природопользования — нерациональное природопользование. Оно представляет деятельность, нарушающую законы природы. В результате ее ухудшается качество природной среды, происходит ее деградация, истощение природных ресурсов, подрывается естественная основа жизнедеятельности людей.

Природопользование характеризуется, кроме того, как отрасль знаний, изучающих опыт и вырабатывающих научно-обоснованные рекомендации по оптимизации воздействия человечества на природу.

В юридическом смысле «природопользование» — понятие собирательное, объединяющее его различные формы, виды, их подвиды. Природопользование основывается, прежде всего, на отношениях собственности, существующих между людьми по поводу природных благ. Это — в первую очередь, производственно хозяйственные отношения. Экологическое право занимается изучением реализации права природопользования в различных его формах и в пределах, в которых природопользование воздействует на природу, а также изучением природоохранительных мер.

Природопользование является институтом экологического права как отрасли права, науки и законодательства, включая поресурсовое законодательство.

Например, понятие использования водных объектов определяется как получение различными способами пользы от водных объектов для удовлетворения материальных и иных потребностей граждан и юридических лиц, а понятие водопользования (пользование водными объектами) как юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов.

Аналогично определено пользование животным миром, это — юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц по использованию объектов животного мира.

Поэтому право природопользования представляет собой совокупность установленных законодательством норм и правил, обусловливающих деятельность физических и юридических лиц по использованию земли, ее недр и других природных объектов для удовлетворения текущих и перспективных экономических, экологических и иных жизненно важных интересов и потребностей граждан, общества и государства.

Право природопользования характеризуют трояко. Первое — как объективное, т.е. как совокупность нормативных правовых актов и правовых норм о природопользовании, которые обязательны и действуют до их изменения или отмены в установленном законом порядке. Второе — как субъективное, т.е. как совокупность прав и обязанностей субъектов права природопользования. Третье- как правоотношение природопользования, которое служит механизмом реализации объективного и субъективного права природопользования.

Роль права природопользования состоит в том, что посредством его реализуются правомочия государства и других собственников на землю и правомочия других субъектов отношений природопользования, касающихся земли и иных природных ресурсов. Таким путем обеспечивается взаимодействие между этими субъектами, лучшее использование природных ресурсов, реализуется экономическая, экологическая, культурная, оздоровительная, воспитательная, эстетическая и другие формы права природопользования.

При характеристике права природопользования необходимо принять во внимание распространение этого права не на все формы, виды и разновидности пользования природой, а лишь на доступные правовому регулированию и нуждающиеся в нем. В предмет права природопользования не входят, например, пользование атмосферным воздухом для дыхания, пользование солнечной энергией для удовлетворения физиологических потребностей человека. Правовое понятие (природопользование) имеет узкое значение, по сравнению с философским или естественно- научным, и касается лишь основных видов природных объектов (земля, ее недра, воды и т.д.).

& 2. ВИДЫ ПРАВА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.

Основными классифицирующими признаками видов права природопользования являются различия по целям использования природных объектов и по субъектам права природопользования.

В зависимости от классификационных признаков выделяют следующие виды права природопользования.

По признакам неотъемлемости естественного права человека и гражданина на благоприятную природную среду жизни и в зависимости от объекта природы выделяют право общего природопользования. Реализация его гражданином не нуждается в особом разрешении.

По признаку обязательности получения особого разрешения компетентного государственного органа гражданином или хозяйствующим субъектом выделяют право специального природопользования.

По признаку цели природопользования различают право природопользования в сельском хозяйстве, промышленности и энергетике, осуществляемое для нужд науки, транспорта, обороны и других целей. Причем эти цели сформулированы укрупнено, а перечень их оставлен открытым путем указания на использование природных объектов также «для иных целей».

По признаку способа (условий) природопользования различают право природопользования, осуществляемое с изъятием или без изъятия природного ресурса из природной среды. Эти виды права природопользования предусмотрены водным и лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире и иным законодательством.

По признаку обеспечения минимально возможного экологически отрицательного антропогенного воздействия при использовании одного природного объекта на другой и на природную среду в целом различают право комплексного природопользования. Этот вид права природопользования установлен законом.

По признакам осуществления права природопользования собственником индивидуально обособленного природного объекта (земельного участка, части водного объекта и т.д.), принадлежащего ему на титуле права собственности, право природопользования считается непосредственным видом природопользования.

По признаку предоставления собственником в пользование индивидуализированного природного объекта право природопользования считается первичным видом. По признаку предоставления такого объекта не собственником- пользователем его право природопользования им является вторичным видом.

По признаку срочности (времени) право природопользования может быть бессрочным, то есть постоянным, или временным (долгосрочным или краткосрочным).

По признаку субъекта права природопользования выделяют право природопользования граждан, обладающих общей правоспособностью и дееспособностью в области природопользования, и юридических лиц, обладающих специальной правоспособностью и дееспособностью в этой области.

По предметно- отраслевому признаку правового регулирования природопользования выделяют право землепользования, право недропользования, право водопользования, право пользования лесами и растительностью вне лесов, право пользования животным миром, право пользования атмосферным воздухом, право пользования атмосферным воздухом, право пользования особо охраняемым природными территориями, право пользования космическим пространством и объектами.

Эти виды права пользования природными объектами, а также другие, которые получают развитие или будут развиты в законодательстве, представляют в своей совокупности право природопользования. В свою очередь они подразделяются на виды и их разновидности в различных отраслях права и законодательства и международных договорах.

Так, в результате приватизации сложились три установленных законом формы права землепользования граждан и их коллективов. Первая основанная на предоставлении (приобретении) право частной, общей долевой или общей совместной собственности на землю. Вторая- основанная на предоставлении земли в пользование. Третья -основана на передаче земли в аренду. В земельном праве и законодательстве различают множество видов права землепользования. В их число входят такие виды права землепользования, как сельскохозяйственное, крестьянских (фермерских хозяйств), населенных пунктов, граждан и т.д.

Видами права пользования недрами законодательно установлены предоставление их для регионального геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов (геологические заповедники, заказники, памятники природы т.д.) и другие виды.

& 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПО ПОЛЬЗОВАНИЮ

ПРИРОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ

Право природопользования тесно связано с экономикой, является правовой формой содержания экономических отношений природопользования. Одновременно праву природопользования присущи собственная форма и содержание, между которыми существует неразрывная связь. Изучение их имеет важное значение для правильной характеристики права природопользования.

Содержание права природопользования понимается как совокупность основанных на законе и взаимосвязанных между собой правомочий владения и пользования природными объектами, которыми наделяют в установленном порядке граждан и юридических лиц.

Владение и пользование являются двуединым правомочием, поскольку пользоваться природным объектом можно только при условии одновременного владения им. Правомочие владения служит предпосылкой осуществления любого природопользования. Формами его проявления являются, например: право на огораживание полученного в пользование земельного участка, установление порядка пользования либо запрета на пользование им иными лицами.

Правомочие природопользования представляет основанную на законе возможность хозяйственной эксплуатации или иного использования природного объекта путем извлечения из него полезных свойств, его потребления для производственных или личных нужд. Правомочие природопользования проявляется в правах и обязанностях по использованию природного объекта.

Объем и состав прав и обязанностей, входящих в содержание права природопользования, которыми наделяются конкретные природопользователи по использованию предоставляемых им природных объектов, множественностью их целевого назначения, различным статусом субъектов права природопользования. Между отдельными конкретными видами прав и обязанностей в области природопользования имеются существенные различия.

Основным общим правом землепользования, например, является право самостоятельного хозяйствования на земле. К этой категории прав относится право собственников и владельцев земельных участков по своему усмотрению в их границах осуществлять в установленном порядке без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых (песок, глина и т.д.), не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Основными общими правами пользователей недр являются использование предоставленного им участка недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии; самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие законодательству; использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией и действующим законодательством; использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии; ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода; проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией; обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была представлена.

Водопользователи по своему усмотрению осуществляют принадлежащее им право пользования водным объектом. Вмешательство со стороны органов исполнительной власти в деятельность водопользователей, связанную с использованием водных объектов, запрещается, за исключением случаев, предусмотренных Водным кодексом и иными законами. Аналогичные права защиты имеют все природопользователи, независимо от того, каким природным объектом они пользуются.

Пользователь животным миром осуществляет принадлежащее ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, представляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.

Обязанности, входящие в содержание права природопользования, по их значению для природопользователей можно свести к двум основным видам — позитивным и негативным.

Позитивные обязанности предписывают совершать определенные действия. Примерами их являются обязанности рационально использовать природные объекты в соответствии с их целевым назначением; применять экологически совместимые технологии; осуществлять природоохранные мероприятия; своевременно и правильно производить плату за пользование природными объектами и загрязнение окружающей природной среды.

Негативные обязанности состоят в запретах осуществлять определенные действия. Примерами их могут быть запрещение ухудшения состояния окружающей природной среды на территории в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности, несоблюдение установленного порядка природопользования, нарушения прав и законных интересов третьих лиц.

Права и обязанности, входящие в содержание права природопользования, подразделяют на общие, предназначенные для всех или большинства природопользователей, и специальные, предназначенные для отдельных определенных видов использования природных объектов.

Важное значение в числе природопользователей не собственников имеет пользование природными объектами в соответствии с целями предоставления их в пользование. Это право является одновременно также обязанностью природопользователей — не собственников. Каждый природопользователь имеет право на возмещение причиненного ему ущерба и вместе с тем обязан возместить ущерб, причиненный им другим субъектом права.

К общим правам природопользователей можно отнести право на выброс и сброс вредных веществ и на захоронение отходов. Однако осуществление данного права допускается на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды.

Общими обязанностями природопользователей являются несовершенные действия, нарушающие законы, права и законные интересы других природопользователей, пользование предоставленными природными объектами в соответствии с установленными законом нормами и правилами, — в том числе экологическими.

К рассматриваемой категории обязанностей относятся общие экологические требования, которые необходимо выполнять при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и осуществлении другой деятельности. В соответствии с ними юридические лица и граждане обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.

Юридические и физические лица должны обеспечивать соблюдение установленных нормативов качества окружающей природной среды на основе соблюдения утвержденных технологий, внедрения экологически опасных технологий и производств, надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов, проведения мероприятий по охране природных объектов и воспроизводству природных ресурсов.

Общей обязанностью всех природопользователей является выполнение заключений, постановлений, представлений и иных законных решений органов государственного управления, в том числе специально уполномоченных на то органов государственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Одной из основных обязанностей природопользователей по законодательству об охране окружающей природной среды является ведение совместно с государственными природоохранными органами и органами государственной статистики количественного и качественного учета природных ресурсов и вторичного сырья и определение их экологической и экономической оценки.

По водному законодательству, например, водопользователь обязан вести в установленном учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систематическое наблюдение за водными объектами и их водоохранными зонами и представлять указанную информацию бесплатно и в установленные сроки в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда. По подземным водным объектам информация должна представляться также и в государственный орган управления использованием и охраной недр.

Запрещается или в установленном порядке признаются неправомерными действия природопользователей так же, как и органов государственной власти, нарушающие антимонопольные требования законодательства.

Основные специальные права природопользователей установлены законодательством и зависимости от вида природопользователя и целевого назначения природного объекта, предоставляемого в пользование, и субъекта права природопользования. К числу этих прав можно отнести, например, следующие.

Некоторые категории субъектов права природопользования (колхозы, совхозы и т.д.), ведущие хозяйственную деятельность, наделены правами, являющимися в большинстве случаев одновременно и обязанностями, по внутрихозяйственному управлению закрепленными за ними природными объектами.

Это управление представляет собой, в основном, распределение и перераспределение природных объектов, передаваемых первичными природопользователями во вторичное пользование, учет и контроль в случаях, непосредственно предусмотренных законом.

Предприятия и организации — природопользователя при обращении в органы государственной власти и управления имеют право на получение от них на договорной основе информации о состоянии окружающей природной среды.

Специальные обязанности, предусмотренные законом, можно показать на следующих примерах. Такие природопользователи, как предприятия и организации, обязаны, например, разрабатывать и проводить мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей среды. Временный землепользователь обязан привести нарушенный им участок земли в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Специальной обязанностью является рекультивация земель, то есть приведение земельных участков в состояние, пригодное для сельскохозяйственных или иных нужд, земельных участков по окончании использования их для строительства, добычи полезных ископаемых.

Правомочия природопользователей на осуществление определенной деятельности, входящие в содержание права природопользования, могут быть ограничены в порядке, установленном законом. Это делается для обеспечения соблюдения прав и законных интересов других природопользователей и граждан, а также интересов общества и государства. Природопользователи при реализации предоставленных им правомочий не имеют права осуществлять свою деятельность вне пределов установленных ограничений.

Ограничения прав и обязанностей природопользователей могут вводится при необходимости в том порядке, установленном законом, для обеспечения экологической безопасности населения, охраны окружающей природной среды и ее отдельных объектов. Ограничения могут устанавливаться вплоть до запрета отдельных видов природопользования.

Общее природопользование является общедоступным, т.е. не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных государственных органов, а также юридических или физических лиц, за которыми природные объекты закреплены в пользование. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов. При этом, однако, в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами.

В земельном законодательстве прямо не предусматривается общее землепользование. Однако в составе земель городов (ст. 76 Земельного кодекса РСФСР) предусмотрен такой вид земель, как

земли общего пользования в городах, поселках и сельских населенных пунктах, которые состоят из земель:

используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки и т.п.);

служащих для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, пляжи, водоемы и т.п.);

полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов;

других земель, служащих для удовлетворения нужд города.

Каждый соответственно осуществляет свое право общего землепользования на названных землях.

Землями общего пользования в значительной степени являются земли лесного фонда, правовой режим которых определяется земельным законодательством.

Категорию земельных участков общего пользования вводит также новый Гражданский кодекс РФ. В соответствии со ст. 262 граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, состоящих в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Кроме того, если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику. Эта норма касается, к примеру, ситуаций пребывания граждан у берегов водоемов, что, очевидно, необходимо для реализации права общего водопользования, на дорогах и т.д.


Можно в целом считать, что существует общее право прохода и проезда по любым землям, если это не запрещено и не влечет за собой ущерба для землепользования, хотя в законе и нет такого ясно выраженного правила.

Закон «О недрах» также закрепил право общего пользования ресурсами недр. Согласно ст. 19 собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. Закон при этом оговаривает условие о том, чтобы общераспространенные полезные ископаемые не числились на государственном балансе, а работы по сооружению подземных сооружений проводились без применения взрывных работ.

Земельное законодательство также допускает возможность использования собственниками земельных участков и землепользователями в установленном порядке для нужд хозяйства имеющихся на земельном участке общераспространенных полезных ископаемых, торфа, пресных подземных вод (ст. 52 Земельного кодекса РСФСР).

Достаточно полно и четко право общего пользования водами и лесами выражено в лесном и водном законодательстве.

Статья 21 Лесного кодекса РФ устанавливает лесной публичный сервитут, в соответствии с которым граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Статья 86 более широко регулирует пребывание граждан в лесах: граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Так, запрещается сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу РФ и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья.

Осуществляя право свободного пребывания в лесах, граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур, засорение лесов, уничтожение и разорение муравейников и гнезд птиц, а также соблюдать другие требования законодательства России.

В то же время пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья могут быть ограничены в порядке, определяемом законодательством субъектов РФ, в том числе в интересах пожарной безопасности лесов, ведения орехово-промыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, а в государственных природных заповедниках, национальных парках, природных парках и на других особо охраняемых природных территориях — в связи с установленным на них режимом лесопользования.

Общее водопользование традиционно предусматривается российским водным законодательством. В соответствии со ст. 86 Водного кодекса РФ общее водопользование представляет собой использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств. Оно может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование. Общее водопользование реализуется в целях забора воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, плавания на маломерных плавательных средствах, водопоя скота.

Однако общее водопользование предполагает обязательное соблюдение правил охраны жизни людей на водных объектах, а также условий, устанавливаемых органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора и другими государственными органами управления использованием и охраной природных ресурсов в пределах их компетенции.

Органы местного самоуправления устанавливают места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота, а также определяют иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территориях городских, сельских поселений и других муниципальных образований. О запрещении купания и иных подобного рода условиях осуществления общего водопользования население оповещается через средства массовой информации, специальными информационными знаками или иными способами. К сожалению, решение о запрещении купания все чаще принимается по санитарным соображениям из-за высоких уровней химического и биологического загрязнения водоемов.

Водный кодекс РФ выделяет как самостоятельную разновидность водных объектов объекты общего пользования (ст. 20). Водные объекты общего пользования — это объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. Для общего пользования предназначается, однако, не весь водоем, а лишь полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник). При этом каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств. Ширина бечевника не может превышать 20 метров.

Общее водопользование на обособленных водных объектах, находящихся в муниципальной собственности, допускается на условиях, установленных соответствующими органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. Орган местного самоуправления обязан объявить в установленном порядке об условиях общего водопользования или о его запрещении на водном объекте, находящемся в муниципальной собственности.

Общее водопользование на обособленных водных объектах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, допускается на условиях, установленных собственником по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, в соответствии с законодательством РФ. Собственник обособленного водного объекта обязан объявить об условиях общего водопользования или о его запрещении.

Если условия общего водопользования или его запрещение не объявлены, то общее водопользование осуществляется в соответствии с водным законодательством РФ. Порядок объявления условия общего водопользования и его запрещения устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ.

Федеральный закон «О животном мире» прямо не предусматривает права общего пользования животным миром. Более того, ст. 33 устанавливает, что объекты животного мира могут предоставляться юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Однако Положением о лицензировании деятельности по организации спортивного и любительского лова регулируется лицензионный порядок лова лишь ценных видов рыб, водных животных и растений. Спортивный и любительский лов видов, не отнесенных к ценным, не в целях извлечения доходов осуществляется свободно.

Право общего природопользования в определенной степени осуществляется в рамках сервитутного права, регулируемого Гражданским кодексом РФ и Водным кодексом РФ. Так, ст. 274 ГК РФ предусматривает возможность установления сервитута, т.е. права ограниченного пользования чужим земельным участком. Таким правом обладает, однако, ограниченный круг лиц. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут при этом носит в основном целевой характер. Он может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим его установления, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего его установления.

Водный сервитут выступает в формах публичного и частного водных сервитутов (ст. 43 Водного кодекса РФ). Публичный водный сервитут дает право каждому пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Частный водный сервитут устанавливает право заинтересованных лиц на ограниченное пользование водными объектами, предоставленными в долгосрочное или краткосрочное пользование. Данный вид сервитута может устанавливаться либо в силу договора между водопользователем и субъектом сервитута, либо на основании судебного решения. Частный водный сервитут не является формой реализации права общего водопользования, так как предоставляется на основе договора или решения суда.

Публичные и частные водные сервитуты также носят целевой характер. Они могут устанавливаться в целях:

забора воды без применения сооружений, технических .средств и устройств;

водопоя и прогона скота;

использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств и др.

Теоретические сведения

Классификация природопользования в зависимости от необходимости разрешения на использование природных ресурсов

Общее и специальное природопользование

Объектом права природопользования признается индивидуально определенная часть природного ресурса (например, земельный участок, водный объект, участок лесного фонда), обособленная физически (путем установления ее границ на местности, «в натуре»), а также юридически (в документе, оформляющем приобретение права природопользования, например, свидетельстве о праве собственности на земельный участок, договоре аренды участка лесного фонда и др.).

В большинстве случаев в законодательстве они конкретизированы применительно к определенному виду природопользования – землепользованию, водопользованию, пользованию недрами и т.д. Соответственно, объектом права землепользования являются земля (земельный участок), водопользования – воды (водный объект), пользования недрами – недра (участок недр) и т.д.

Разделение производится в зависимости от значимости объектов использования для общества, от влияния процесса использования на состояние природной среды, от порядка и условий пользования и т. п.

1.1. Общее природопользование

Общее природопользование является общедоступным и правона него возникает у граждан с момента рождения в силу их бытия, их естественных и неотъемлемых прав.

Правообщего природопользования как гарантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно природной средой предполагает использование природы в качестве места, условия и средства жизни каждого человека. Оно непосредственно вытекает из Конституции РФ и конкретизируется в нормах текущего законодательства (лесного, водного и т.д.).

Осуществляется данное право без каких-либо специальных разрешений. Тем не менее, нормативные акты содержат положения, закрепляющие и конкретизирующие право общего природопользования (например, Гражданский кодекс, Земельный кодекс, Закон «О животном мире» и т. д.) и устанавливают пределы, условия и ограничения общего природопользования.

Общее природопользование не связано с извлечением выгоды и получением доходов, предназначено для удовлетворения личных потребностей человека. В рамках права общего природопользования человек может использовать природные ресурсы лишь для собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности. Это прямо предусмотрено водным и лесным законодательством.

Например, пользование атмосферным воздухом; водопользование без применения технических устройств, влияющих на состояние вод (для питья и культурно-бытовых нужд), не требует специального разрешение; нахождение на территории природных объектов (леса, лесопарки, водоемы и др.); пользование государственными и муниципальными землями для отдыха, лесами – для сбора дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, для наблюдения и фотосъемке животных и т. д.

1. В земельном законодательстве право общего землепользованияпрямо не предусматривается. Однако в составе населенных пунктов (п. 12 статья 85 «Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий» Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 27.12.2019) в состав различных территориальных зон могут включаться земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами. В составе земель населенных пунктов выделяются также рекреационные зоны, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами (п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ), которые используются для отдыха граждан и туризма.

3. Право общего пользованияресурсами недрзакрепляет статья 19 «Права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в целях использования для собственных нужд имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод»закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 27.12.2019) «О недрах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.02.2020).

4. Право общего лесопользования устанавливает пункт 1Статьи 11 «Пребывание граждан в лесах» Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 27.12.2018). Статья 11 «Пребывание граждан в лесах».

Специальное и комплексное природопользование

Под специальным природопользованиемв науке экологического права понимают такое природопользование, которое осуществляется соответствующими субъектами на основе разрешения компетентных государственных органов, связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц и сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на окружающую среду.

Выделяют две формы специального природопользования: комплексное природопользование и собственно специальное пользование природными ресурсами(землей, недрами и т. п.).

Под комплексным природопользованием понимается использование одного или нескольких природных ресурсов одновременно с учетом экологической ситуации в регионе, где осуществляется комплексное природопользование с целью минимизировать отрицательное воздействие этой деятельности на окружающую среду и обеспечить наиболее рациональное использование природных ресурсов территории.

Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т. д.) и в случаях, предусмотренных законом, также и договора.

Виды специального природопользования: пользование недрами, рубка леса, промышленный забор природной воды, сброс сточных вод и др.

Специальное водопользованиепредставляет собой использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств. Оно осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование. Исключение составляют случаи использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. При этом виды специального водопользования определяются в особом перечне специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Право специального недропользованиянашло отражение в ст. 6-9 Закона РФ «О недрах». Указанный Закон четко выделяет виды пользования недрами, права на которые субъекты предпринимательской деятельности (в том числе юридические лица и граждане других государств) приобретают с момента получения лицензии на пользование недрами.

Право специального пользования объектами животного мирапредусмотрено статьёй 36 «Предоставление животного мира в пользование»Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О животном мире».

Разновидностью права специального водопользования, пользования атмосферой и недрами является предоставление прав соответствующим хозяйствующим субъектам на удаление отходов производства и потребления в окружающую среду. Пользование водными объектами для сброса сточных вод регулируется ст. Водного кодекса РФ, атмосферой – для выброса загрязняющих веществ предприятиями и иными стационарными источниками – статьями Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».

2. Классификация природопользования в зависимости от вида используемого природного объекта, природного ресурса

Землепользование

Водопользование

Водопользование осуществляется с предоставлением или без предоставления водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных целей.

Виды водопользования устанавливает статья 38 «Виды водопользования» Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 02.08.2019).

Лесопользование

Виды использования лесов устанавливает статья 25 «Виды использования лесов» Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 27.12.2018)

2.5. Пользование объектами животного мира (в частности водными биологическими ресурсами) устанавливает статья 34 «Виды и способы пользования животным миром» Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О животном мире».

Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:

– охота;

– рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;

– добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам;

– использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;

– изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;

– извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;

– получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового

2.5.1. Отношения в областиохоты и сохранения охотничьих ресурсов регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 18.02.2020) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 12 «Виды охоты») и Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 18.02.2020) «О животном мире».

2.5.2. Отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Федеральным законом «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 18.02.2020)»О животном мире».

2.7. Пользование воздушным пространством (использование атмосферного воздуха) устанавливаетстатья 11 «Использование воздушного пространства»Воздушного кодекса Российской Федерации» от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 18.02.2020).

Приложение Б

Добавить комментарий