Право стран латинской Америки

В области частного права правовые системы латиноамериканских стран можно объединить в две группы. В первую группу следует отнести правовые системы, которые практически полностью восприняли Французский гражданский кодекс и ограничились лишь его

переводом. Сюда можно отнести Гражданские кодексы Гаити (1825 г.), Боливии (1830/1975 гг.), Доминиканской республики (1845/1884 гг.) и, с некоторыми оговорками, Мексики (1870/1884, 1928/1932 гг.). Вторую группу составляет Гражданский кодекс Чили (1855 г.), который, несмотря на значительные заимствования из ГК Франции, подобно Гражданскому кодексу Аргентины, представляет собой вполне самостоятельное и оригинальное творение южноамериканского законодательства.

Что отличает латиноамериканское право от романо-германской системы? Это прежде всего сфера публичного права. Если, завоевав государственную независимость, страны Латинской Америки в поисках модели частного права обратили взоры к Европе, то конституционный образец они нашли в США. Конституции этих стран заимствовали американскую форму правления – президентскую республику и другие конституционные институты. У молодых государств Латинской Америки и не было иного выбора. Конституция США была в то время единственной писаной действующей Конституцией. Восприятие американского конституционного образца и дает основание говорить о дуализме латиноамериканского права, о соединении в нем европейской и американской моделей. С последней связано особое внимание конституций латиноамериканских стран к институту судебного контроля за конституционностью законов, дополненное использованием таких процедур (например, ампаро, заимствованное в испанском праве), которых не знает американская модель судебного конституционного контроля.

Четыре латиноамериканских государства являются федерациями – Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, и, характеризуя право этих стран, следует учитывать разграничение компетенции между федерацией и ее членами. Можно сказать, что основная компетенция принадлежит федерации.

Ученые-юристы подчеркивают, что при изучении политической системы латиноамериканских стран во многих отношениях не следует отождествлять юридические формы с социальными реалиями. Очевидно, это общее для всех стран положение в отношении латиноамериканских стран звучит особенно остро уже хотя бы потому, что в жизни этих стран значительное место занимают периоды военных режимов, чрезвычайных положений и т.п.


Латинская Америка сегодня освобождается, по-видимому, от пассивного подражания иностранным политико-правовым моделям. Усиливается тенденция учреждения и развития государственно-правовых и общественно-политических институтов местного, нацио-

нального происхождения. Тексты конституций стали конкретно и более гибко учитывать изменяющиеся социально-экономические условия, а также политическую обстановку в мире вообще и в Латинской Америке в частности.

Усиливается региональное и одновременно взаимное правовое влияние стран Латинской Америки. Бразилия стремится к региональной интеграции с целью образования Латиноамериканского Содружества Наций.

Литература

1. Жидков О.А. История государства и права стран Латинской Америки. М., 1967.

2. Орлов AS. Законодательные органы стран Латинской Америки. М., 1998.

3. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 1993.

4. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996.

5. Тихонов А.А. Система источников права в буржуазных странах Латин ской Америки // Источники права. М., 1985.

6. Цвапгерт К., Кётц X. Сравнительное правоведение в сфере частного права. М., 1988.

7. Черняев В.А. Развитие законодательных источников в странах Латин ской Америки: Авторсф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1973.

8. David R. Le droit compare: Droit d’hier, droit de demain. P., 1982.

9. Ecler P. A Comparative Survey of Anglo-American and Latin American Law. N.Y., 1950.

10. Garro P. Unification and Harmonization of Private Law in Latin Amer ica // Amcr. J. Comparat. Law. 1992. Vol. 3.

12. Karst K., Rosenn K. Law and Development in Latin America: A Case-book. L, 1975.

К какой правовой семье отнести современное японское право? С одной стороны, стремительное экономическое разви тие Японии дает основание предположить, что было бы разумно причислять ее правовую систему к правовой семье, основанной на европейских источниках, а не к дальневосточной правовой семье, С другой стороны, многочисленные японские кодексы, скроенные по образцу континенталыюю европейского права, оставались мертвой буквой в условиях правовой действительности этой «раны. Создается, однако, впечатление, что в сегодняшней Японии начинает постепенно ослабевать традиционное пренебрежение к статутному праву и отрицание всех форм судебного решения споров. А это означает, что принадлежность японского права К дальневосточной правовой семье вызывает все большие сомнения.


К. Цвайгерт, X. Кётц, немецкие компаративисты

Правовые системы стран Латинской Америки заимствовали у романо-германского типа правовой системы следующее:

1) основной источник права — нормативно-правовой акт;

2) деление права на отрасли: гражданское, уголовное и др.;

3) кодификацию отраслей права.

Кодификация права началась в XIX в. Гражданские кодексы стран Латинской Америки испытали влияние ГК Франции в разной степени. Французский оригинал положен в основу кодексов Гаити (1825 г.), Боливии (1830—1975 гг.) Доминиканской Республики (1845—1884 гг.), в меньшей степени — Мексики (1870—1884 гг., 1928—1932 гг.). Гражданский кодекс Чили 1855 г. заимствовал ряд положений ГК Франции. В целом он базировался на институтах и категориях испанского права. Его создатель Андрее Белло использовал также традиционные институты римского права и идеи немецкого ученого Савиньи.

В структурном отношении чилийский ГК более совершенен, чем французский, поэтому он служил образцом для ГК Эквадора (1860 г.), Колумбии (1873 г.), а также Венесуэлы (1862 г.) и Уругвая (1868 г.). Результатом оригинального южноамериканского законотворчества, как и ГК Чили, является Гражданский кодекс Аргентины 1867 г. Его основу составляет ряд источников: ГК Франции, чилийский ГК, испанские законы, научные труды французских и других авторов, в частности бразильца Тексейера де Фрейтаса о кодификации и систематизации права — «consolidation». Образцами ГК Бразилии 1916 г. послужили ГК Франции, Португалии, Италии и особенно Германии.

В XX в. старые кодексы были модернизированы, а иногда заменены новыми. Как правило, это происходило после принятия конституций (например, Конституции Мексики 1917 г.). Большинство старых кодексов «обросло» подзаконными актами;

4) делегированное правотворчество (акты правительственной власти) как важный источник права;

5) разграничение законодательной компетенции между федерацией и её субъектами в федеративных государствах (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика). Законодательной компетенцией наделены субъекты федерации в тех вопросах местного значения, которые не отнесены к федеральной компетенции;

6) обычай как источник права второстепенного, вспомогательного характера. Однако не во всех странах его роль одинакова. Например, в Аргентине по сравнению с Уругваем обычаю уделено больше внимания;

7) судебный прецедент, который либо слабо признаётся, либо вовсе не признаётся в качестве юридического источника права.

У англо-американского типа правовой системы (в частности, его американской группы) заимствовано следующее:

1) в качестве конституционного образца — Конституция США 1787 г. и закреплённая в ней республиканско-президентская форма правления. Не все признаки американской Конституции нашли воплощение в жизни этих государств. Верховенство и высшая юридическая сила конституции утвердились. Однако конституция во многих латиноамериканских странах стабильна. Например, в Венесуэле за 168 лет поменялось двадцать конституций, в Боливии за 152 года — двадцать одна;

2) ряд конституционных институтов США. Так, взят за основу институт судебного контроля над конституционностью законов, который был дополнен только рядом специфических процедур. Например, процедурой ампаро, характерной для испанского права;

3) конституционность закона. Как и в США, конституционность закона вправе проверяться любым судом;

4) принципы построения и функционирования американской судебной системы, особенно Верховного суда. Вместе с тем американская модель несколько видоизменена с учётом национальных особенностей.

Таким образом, дуализм латиноамериканского права состоит в том, что в сфере публичного права (прежде всего конституционного) за основу взята американская система, в сфере частного права (гражданского и др.) — романская.

Однако было бы неправильным считать правовые системы этой группы стран полностью лишенными национальной самобытности, игнорирующими нормы-обычаи. Тексты законов, включая и основной — конституцию, учитывают особенности национального государственно-правового развития, современное социально-экономическое положение. В Мексике, Перу, Гватемале сохранены остатки общинного землевладения. Лицо, будучи по закону собственником земли, фактически выступает представителем общины, в интересах которой, в соответствии с обычаем, используется земля.

Латиноамериканские правовые системы стремятся к интеграции друг с другом. Ведущая роль в этом процессе принадлежит Бразилии, ратующей за образование Латиноамериканского содружества наций.

Временем ликвидации колониального строя и создания независимых государств в Латинской Америке стал XIX в. Это создание стало следствием ожесточенной борьбы, которую вели отряды повстанцев против испанской и португальской колониальной администрации.

В 1818 году национальный конгресс в Сантьяго провозгласил независимость государства Чили. В 1821 году войска повстанцев под руководством Хосе де Сан-Мартина освободили Перу, передав власть в руки национального конгресса. В это же время войска под руководством Симона Боливара освободили от испанских войск Венесуэлу, Эквадор, будущую Колумбию и будущую Боливию. В результате была образована Республика Колумбия (в современной литературе — Великая Колумбия), существовавшая до 1830 г. и распавшаяся затем на Венесуэлу, Колумбию, Эквадор и Панаму.

Двадцать восьмого сентября 1821 г. была провозглашена независимость Мексики, а в следующем году — независимость Бразилии.

К 1826 году, когда война за независимость в основном закончилась, в Латинской Америке образовалось десять независимых государств. После того как независимости в 1828 г. добился Уругвай, все бывшие испанские и португальские колонии в Америке, за исключением Кубы и Пуэрто-Рико, стали независимыми. В новых государствах провозглашались демократические права свободы граждан.

Венесуэла стала первым государством, в котором была предпринята попытка построить независимую конституционную систему. В 1810 году после восстания в Каракасе была образована правительственная хунта, сместившая колониальных чиновников. В 1811 году Конституционное собрание провозгласило независимость Венесуэлы. В том же году была принята Конституция Венесуэлы.

Согласно конституции Венесуэла становилась федерацией, состоящей из провинций. Федеральное правительство получило право решать все внешнеполитические вопросы, собирать налоги, обеспечивать внутренний порядок.

Законодательным органом был двухпалатный конгресс. Нижняя палата избиралась народными выборщиками на основе имущественного ценза от каждой провинции на четыре года. Верхняя палата избиралась провинциальными законодательными собраниями на шесть лет.

Судебную власть осуществляли пожизненно назначаемые судьи Верховного суда и судебных трибуналов.

Первая глава конституции закрепляла приоритет Римской католической церкви, признавая католичество исключительной религией Венесуэлы.

Специальная глава посвящалась правам человека. Она состояла из четырех частей:

  • 1) суверенитет народа;
  • 2) права человека в обществе;
  • 3) обязанности человека в обществе;
  • 4) обязанности общества.

Конституция провозглашала неприкосновенность частной собственности, объявляя право на собственность одним из основных прав человека.

Конституция устанавливала свободу слова и печати, декларировала отмену персональных привилегий, устанавливала презумпцию невиновности, отменяла пытки и работорговлю.

Свое действие данная конституция прекратила с падением Первой Венесуэльской республики в 1812 г.

В Бразилии на долгое время утвердилась монархическая форма правления как результат переселения в страну в начале XIX в. королевской династии Португалии, спасавшейся от французов. Конституция 1824 г. наделяла императора исполнительной и «сдерживающей» властью. Он назначал сенаторов, мог распускать палату депутатов и отстранять судей, назначал и увольнял министров.

Законодательная власть осуществлялась Генеральной ассамблеей, которая состояла из пожизненно назначаемого сената и избиравшейся на четыре года палаты депутатов.

На практике император правил почти как абсолютный монарх. В стране сохранялось рабство и помещичье землевладение.

В 1889 году в Бразилии произошло антимонархическое восстание и установлена республика. Конституция 1891 г. провозгласила образование федеративного государства — Соединенных Штатов Бразилии.

К числу полномочий федерации конституция отнесла право осуществлять внешние сношения, чеканить монету, устанавливать пошлины на импорт.

Система федеральных органов была построена по образцу США. Законодательную власть получил Национальный конгресс, состоявший из двух палат. Главой государства и главой исполнительной власти стал избираемый президент.

Каждый штат имел свою конституцию и свою систему государственных органов, мог устанавливать свои пошлины на экспорт и обладал исключительным контролем за эксплуатацией природных богатств.

Конституция также отменяла дворянские титулы, смертную казнь, провозглашала политические права.

Конституция Мексики 1824 г. была составлена под влиянием Конституции США и идей европейского конституционализма. Мексика стала федерацией. Президент и судьи Верховного суда избирались на четыре года законодательными собраниями штатов. Законодательную власть осуществлял конгресс.

Мексиканская конституция закрепила упразднение инквизиции, отмену подушного налога, запрещение пыток, провозгласила равенство индейцев с белыми. Вместе с тем сохранялось церковное и помещичье землевладение.

В 1845 году США аннексировали мексиканскую провинцию Техас, а затем объявили Мексике войну и отторгли от нее половину территории, включая Калифорнию.

В 1854—1857 годах в Мексике произошла буржуазная революция, результатом которой стало принятие конституции (1857).

Конституция Мексиканской республики 1857 г. запретила рабство, осудила долговое рабство, установила принцип незыблемости частной собственности, предусмотрела свободу выбора профессии, свободу передвижения, свободу обучения, уничтожение монополий. Также в конституции говорилось о праве граждан на свободу слова, свободу объединений, о праве носить оружие.

Конституция отменила провозглашение католической религии в качестве государственной, объявила свободу печати и петиций.

Мексика по данной конституции провозглашалась демократической федеративной республикой, состоявшей из суверенных во внутренних делах штатов. Вводилось разделение властей. Законодательный орган — конгресс — состоял из одной палаты и собирался на сессии два раза в год. Президент избирался на четыре года и наделялся большими полномочиями.

В 1859 году был принят Декрет о национализации церковных иму- ществ. В соответствии с данным документом все церковные имущество поступало в распоряжение нации. Одновременно упразднялись все монашеские ордена на территории республики.

В этом же году был принят Декрет о гражданском браке. Брак, по этому декрету, представлял собой гражданский договор, заключаемый перед лицом гражданской власти. Гражданский брак объявлялся нерасторжимым до смерти одного из супругов.

Конституция Боливии 1826 г. провозгласила разделение властей. Наряду с традиционной триадой, предусматривалась также избирательная власть. Избирательными правам пользовались только мужчины, умеющие читать и писать. В то время число грамотных в Боливии не превышало 10% населения.

Законодательная власть осуществлялась конгрессом, состоявшим из трех палат: трибуната, сената и цензоров. Трибуны, избиравшиеся на четыре года, решали вопросы войны и мира, налогов и финансов. Сенаторы, избиравшиеся на восемь лет, должны были разрабатывать кодексы, устанавливать судебные и административные должности. Цензоры, занимавшие свои должности пожизненно, наблюдали за исполнением конституции и нравами.

Исполнительную власть возглавлял избираемый конгрессом пожизненный президент. В ее состав входили вице-президент и министры, назначаемые президентом. Вице-президент возглавлял правительство, скреплял своей подписью все акты президента.

Также конституция устанавливала судебную систему и прогрессивные принципы судебного процесса.

Конституция устанавливала равенство граждан перед законом, провозглашала политические права и свободы. К ним относились свобода слова, отмена предварительной цензуры, право собственности. Католицизм провозглашался государственной религией.

В 1829 году данная конституция была отменена.

Политическая борьба в Чили приводила к частой смене конституционных законов. Одним из них стала конституция, принятая в 1833 г. Имея внешнюю демократическую оболочку, она закрепляла интересы помещиков и католического духовенства. Чили провозглашалась единой и неделимой республикой. Конгресс, являвшийся законодательным органом и заседавший три месяца в году, состоял из двух палат. Палата депутатов избиралась прямыми выборами на три года, сенат избирался косвенными выборами на шесть лет. При этом для депутатов обеих палат устанавливался имущественный ценз. Избирательными правами наделялись грамотные мужчины с 21 года.

Президент избирался многостепенными выборами на пять лет с правом переизбрания. Он объявлялся главой нации, должен был поддерживать порядок в стане, обеспечивать безопасность, гарантировать соблюдение конституции и законов. Президент наделялся правом назначать министров, послов, других должностных лиц. При президенте создавался Государственный совет, в который входили министры, судьи, генералы и высшее духовенство.

Конституция сохраняла традиционные феодальные формы землевладения и действие старого испанского частного права.

Конституция Аргентины 1853 г. установила «федеративную республиканскую представительную форму правления». Каждая провинция получила право на свою конституцию. В то же время было установлено единство таможен и тарифов единство мер, весов и денежной системы страны. Конституция провозглашала неприкосновенность частной собственности, свободу предпринимательской деятельности, охрану авторского права.

Конституция отменяла рабство, телесные наказания и пытки, провозглашала политические права и свободы.

Органом законодательной власти был двухпалатный конгресс. Исполнительную власть возглавлял президент, который избирался непрямым путем на шесть лет. Президент имел право созывать сессии конгресса, участвовать в разработке законов, назначать высших чиновников. Он мог ввести осадное положение и на время его действия приостановить конституционные гарантии. С рядом поправок данная конституция действовала до 1949 г.

В течение XIX в. в странах Латинской Америки установились режимы, для которых было характерно сочетание внешнего демократизма и сохранения ряда феодальных пережитков, прежде всего в сфере землевладения.

Развитие права латиноамериканских государств происходило по европейским образцам. Гражданский кодекс Чили 1855 г. был составлен с учетом опыта Гражданского кодекса Франции. Позднее на его основе были составлены и приняты Гражданский кодекс Эквадора (1860), Венесуэлы (1862), Уругвая (1868), Колумбии (1873). Гражданский кодекс Аргентины 1869 г. также составлен под влиянием французского права. Ранее, в 1859 г., был принят Торговый кодекс Аргентины.

Гражданский кодекс Бразилии был принят только в 1916 г. Его структура свидетельствует о значительном влиянии Германского гражданского уложения. Также его составители использовали гражданские кодексы Франции, Португалии, Италии и Швейцарии.

  • Жидков О.А. Избранные труды. М.: Норма, 2006. С. 199.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Сравнительное правоведение»

Список рекомендуемой литературы:

Доронина Н.Г. Унификация права стран Латинской Америки / Н.Г. Доронина // Законодательство и экономика. — 2002. — №10. — С.73-85.

Жидков О.А. Избранный труды / О.А. Жидков; отв. ред. Г.И. Муромцев, Е.Н. Трикоз. — М.: Норма, 2006. — 608 с.

Жидков О.А. История государства и права стран Латинской Америки / О.А. Жидков — М.: Наука, 1967. — 175 с.

Малько А.В. Сравнительное правоведение: учебно-методический комплекс / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. — М.: Норма, 2008. — 352 с.

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира / А.Х. Саидов; РАН, Ин-т государства и права. — М., 1993. — 148 с.

Чиркин В.Е. Формы государства в буржуазных странах Латинской Америки / В.Е. Чиркин, А. А. Тихонов, С. В. Рябов. — М.: Наука, 1982. — 193 с.

Шебанова Н.А. Правовое регулирование деятельности предприятий с участием иностранного капитала в странах Латинской Америки / Н.А. Шебанова // Советское государство и право. — 1989. — N 5. — С.122-127.

Страницы:123

Эта информация о Мексике будет полезной и для общего развития, и при сдаче экзамена на натурализацию (при получении гражданства Мексики).

Государственное устройство Мексики

По форме государственно-территориального устройства Мексика — федерация, в состав которой входят 31 штат и столичный федеральный округ.

Конституционное развитие Мексики в отличие от большинства латиноамериканских государств характеризуется относительной стабильностью. Согласно Конституции 1917 г. (действует с последующими изменениями) по форме правления Мексика – президентская республика.

Политический режим – либеральный (сочетает элементы демократии и бюрократического авторитаризма). Институционно-революционная партия (ИРП) основана в 1929 г. и до 2000 г. бессменно находилась у власти. После выборов 2000 г. к власти пришла ПАН (в блоке с другими партиями), опирающаяся на идеологию неолиберализма в экономике и неоконсерватизма в политике. Однако, после 2000 г. формально ни одну из политических партий в Мексике нельзя считать абсолютно правящей.

Законодательная власть принадлежит двухпалатному Национальному конгрессу: Сенат – 128 человек, избираемых на 6 лет (половина сенаторов избирается каждые 3 года), Палата депутатов – 500 депутатов, избираемых на 3 года: 300 – по мажоритарной системе относительного большинства по униноминальным избирательным округам, остальные – по системе пропорционального представительства, посредством региональных списков, голосование по которым производится по полиноминальным избирательным округам.

Главная функция конгресса состоит в принятии законов и декретов по вопросам, отнесенным к компетенции федерации. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики; депутатам и сенаторам Национального конгресса; законодательным органам штатов.

В 1993 г. Конгресс принял поправку к Конституции, которой была отменена норма о том, что если партия наберет 35% голосов избирателей, ей автоматически предоставляется большинство мест. Данная поправка не позволяет ни одной партии получить в Нижней палате Конгресса более 315 мест. Поправки к основному закону страны принимаются только в случае, если за них проголосует минимум 325 депутатов. Таким образом, ни одна из партий не может изменить Конституцию только своими голосами.

Любые проекты законов и декретов, обсуждение которых не входит в исключительную компетенцию той или иной Палаты, обсуждаются последовательно в обеих Палатах. Законопроект, одобренный той Палатой, в которую он был внесен, направляется для обсуждения в другую. Если другая Палата его одобрит, он направляется исполнительной власти, которая при отсутствии возражений немедленно опубликовывает его. Проект закона или декрета, отклоненный исполнительной властью полностью или частично, возвращается с замечаниями в Палату, от которой он исходил. Далее процедура повторяется. При этом проект станет законом или декретом, если наберет в каждой из палат 2/3 общего числа голосов. Далее его публикует исполнительная власть.

Проект, целиком отклоненный одной Палатой, возвращается в другую (от которой он исходил) с соответствующими замечаниями. Если после повторного обсуждения он принимается абсолютным большинством присутствующих членов, то возвращается в Палату, которая его отклонила; последняя снова его рассматривает и, одобрив таким же большинством голосов, направляет исполнительной власти; если же проект не получает одобрения Палаты, то не может быть внесен вновь в течение той же сессии.

Конгресс также имеет полномочия: принимать в федерацию новые штаты, образовывать в границах уже существующих штатов новые; устанавливать налоги, необходимые для покрытия бюджетных расходов; определять принципы, на основе которых исполнительная власть может выпускать займы под обеспечение государства, утверждать такие займы, подтверждать государственный долг; утверждать и упразднять федеральные должности, определять, увеличивать или уменьшать должностные оклады; объявлять войну, учитывая предоставляемые исполнительной властью данные; объявлять амнистию осужденным судебными органами федерации. Конституция закрепляет за конгрессом, его палатами и другие полномочия.

В полномочия Палаты представителей входит: утверждать федеральный бюджет; наблюдать за точным исполнением ведомством Контролера казначейства своих функций; назначать руководителей и других служащих ведомства Контролера казначейства; рассматривать обвинения, предъявляемые государственным должностным лицам, указанным в Конституции, в связи с совершением ими должностных преступлений; одобрять назначение членов Высокого суда Федерального округа, предоставляемых Президентом Республики.

К исключительной компетенции Сената относится: анализировать внешнюю политику, утверждать международные договоры и дипломатические соглашения, заключаемые исполнительной властью федерации; утверждать произведенные Президентом назначения послов, дипломатических представителей, генеральных консулов, высших должностных лиц казначейства, полковников и других высших чинов национальной армии, флота и военно-воздушных сил; уполномочивать Президента направлять национальные войска за пределы территории страны, разрешать иностранным войскам проход через государственную территорию и флотам держав пребывание в мексиканских водах свыше одного месяца; давать согласие на использование Президентом Республики национальной гвардии за пределами соответствующих штатов, определяя необходимую потребность в вооруженной силе; провозглашать в случае отсутствия всех конституционных властей в штате необходимость назначения временного губернатора; выступать в качестве жюри присяжных для вынесения приговора политическим судом о правонарушениях и упущениях государственных должностных лиц, действующих в ущерб основным общественным интересам и нарушающих свои служебные обязанности; одобрять назначения членов Верховного суда федерации, представляемых Президентом Республики, а также удовлетворять заявления об отпуске или отставке.

Обе Палаты имеют право создавать комиссии для расследования деятельности федеральных министерств, административных департаментов и предприятий с преобладающим государственным участием.

В период между сессиями Конгресса действует Постоянная комиссия в составе 39 членов, из которых 15 являются депутатами и 14 – сенаторами, назначенными соответствующими Палатами на последнем заседании перед закрытием сессии. Палаты из числа своих членов для каждого члена Постоянной комиссии назначают по одному заместителю.

Постоянная комиссия, кроме полномочий, специально предусмотренных Конституцией, вправе: давать согласие на использование национальной гвардии; принимать в надлежащих случаях присягу при вступлении в должность Президента Республики, членов Верховного суда Республики и членов Высокого суда Федерального округа; принимать в период между сессиями Конгресса федерации законопроекты и предложения, направляемые в Палаты, и передавать их для заключения в комиссии Палаты, чтобы рассмотреть на ближайшей сессии; созывать по своей инициативе или по предложению исполнительной власти внеочередные сессии Конгресса или одной Палаты, для чего в обоих случаях необходимо 2/3 голосов присутствующих членов; одобрять назначения членов Верховного суда федерации и членов Высокого суда Федерального округа, представленных Президентом Республики, а также удовлетворять заявления об отпусках членов Верховного суда; утверждать произведенные Президентом Республики назначения послов, дипломатических представителей, генеральных консулов, высших должностных лиц казначейства, полковников и других высших чинов национальной армии, флота, военно-воздушных сил в порядке, установленном законом.

Глава государства и правительства – Президент, избираемый на 6-летний срок без права переизбрания. Президент Республики является стержневой фигурой в конституционном механизме государственной власти Мексики.

В качестве главы исполнительной власти Президент руководит всем государственным аппаратом, назначает и увольняет высших должностных лиц федерации и федерального округа, возглавляет вооруженные силы. Ему предоставлено право законодательной инициативы, и практически подавляющее большинство законопроектов, обсуждаемых и утверждаемых Конгрессом, исходит от исполнительной власти. Президент обладает правом вето, которое не получило распространения в Мексике потому, что в фактически сложившейся системе связей Конгресса и Президента последний имеет возможность полностью контролировать законодательный процесс. Президент вправе вводить чрезвычайное положение, приостанавливать действие конституционных гарантий, реализовывать возможность федеральной интервенции во внутренние дела штатов. Он издает в случаях, прямо указанных Конституцией, или согласно полномочиям, данным ему Конгрессом, декреты, имеющие силу закона.

Президент осуществляет исполнительную власть через федеральную администрацию, действующую на основании издаваемого Конгрессом Органического закона. В состав федеральной администрации входят министерства, возглавляемые государственными секретарями (министрами), и административные департаменты.

Все постановления, декреты, решения и приказы Президента должны быть скреплены подписью государственного секретаря или главы административного департамента, к ведению которых относится данный вопрос; в противном случае указанные акты не подлежат исполнению.

Государственные секретари и главы административных департаментов при открытии каждой очередной сессии Конгресса предоставляют ему отчет о положении дел в своих ведомствах. Каждая из палат может вызвать государственного секретаря и главу административного департамента для получения информации по обсуждаемому закону или по какому-либо другому рассматриваемому вопросу, относящемуся к их ведомству или деятельности.

В штатах законодательная власть принадлежит палатам представителей, а исполнительная — губернаторам (избираются на 6 лет).

Страницы:123

Добавить комментарий