Право в системе социального регулирования

Социальное регулирование- это упорядочивание общественных отношений с помощью социальных норм.

Для регулирования общественных отношений исторически возникают и действуют социальные правила, опосредующие поведение людей, взаимодействие между собой их различных сообществ, организаций.
Посредством определенных образцов, стандартов поведения, т.е. норм, государству гораздо легче управлять обществом, а людям — строить взаимоотношения между собой.
нормы принято подразделять на социальные и технические.
Социальные нормы — правила поведения в обществе, отражающие потребности людей, направленные на регулирование социально значимого поведения.
Технические нормы — стандарты поведения, складывающиеся на основании отношений между людьми и техникой, природой, т.е. взаимоотношения человека с неодушевленным предметом. Это способы обращения с искусственными и естественными объектами, не связанными с законами природы, и способные повлечь неблагоприятные последствия при несоблюдении данных норм.
Правоотличается от других социальных норм по уровню своей связи с государством, поскольку оно им формируется, создается и обеспечивается возможностью государственного принуждения.
К социальным нормам относятся обычаи, мораль, религиозные нормы, политические, корпоративные и др.
Соотношение права и обычая. Обычаи тесно связаны с правом, ибо исторически право как система норм произрастала именно из обычаев, и этот процесс является постоянным, так как правовые нормы формируются из традиций, базируются на них. Обычаи тесно связаны с моралью, культурой, обладая устойчивостью и опираясь на общественное мнение.
Обычаи могут быть как правовыми, т.е. санкционированными государством, так и неправовыми — которые тесно переплетены с нормами морали, нравственностью. Существуют обычаи, связанные с религией, выражающиеся в различных ритуалах, церемониях и обрядах, нарушение которых влечет общественное порицание.
Правовой обычай — это обычай, который охраняется и защищается государством, приобретая тем самым юридическую силу. Правовые обычаи не должны противоречить действующему законодательству.
Неправовых обычаев достаточно много, и те из них, которые имеют прогрессивный характер, право поддерживает, к другим относится «безразлично», так как они не причиняют вреда, с третьими — ведет борьбу, стремясь их вытеснить (распитие спиртных напитков, некоторые местные традиции горских народов — калым — выкуп невесты; кровная месть и др.)*(89).
Соотношение права и морали.
Мораль — это совокупность правил поведения, основанных на добре и зле, чести и достоинстве, регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, окружающей действительности.
Мораль тесно связана с правовыми нормами, поскольку они действуют в одной сфере, выступая регулятором общественных отношений. Право достаточно часто основано на нормах морали, что позволяет судить о характере правовых норм. Мораль оценивает поведение, поступки людей, их цели и мотивы, и в случае неисполнения норм морали следует общественное порицание, осуждение.
Мораль создается людьми, а право создается государством. Неисполнение правовых норм влечет за собой возможность государственного принуждения. Право опирается на государственный аппарат, охраняется и обеспечивается государством, и следовательно, правовые нормы носят общеобязательный характер. Нарушение моральных норм не влечет юридической ответственности и санкций со стороны государственных органов.
Соотношение права и религиозных велений.
Религиозные нормы — это социальные нормы, основанные на различных вероисповеданиях и имеющих обязательную силу для исповедующих ту или иную религию.
Вера в сверхъестественное существо, в Бога, существует столько же лет, сколько и человек. Еще во времена первобытного строя, люди, не зная обоснования природных явлений, ссылались на их божественное происхождение.

34. Понятие, функции и сущность права.
Пра́во — один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения.

Внутренние функции права:

К внутренним функциям права принято относить регулятивную и охранительную функцию.

1. Регулятивная функция отражает важнейшую характеристику права как социального регулятора, созданного с целью упорядочивания общественных отношений.

Итак, регулятивная функция права представляет собой воздействие права на общество и общественные отношения с целью их упорядочивания. Она определяет варианты и меру дозволенного поведения в рамках общественных отношений.

Регулятивная функций права неоднородна и включает в себя регулятивную нормативную функцию и регулятивную динамическая функция.

Регулятивная нормативная функция представляет собой правовое воздействие средствами нормативного закрепления правил поведения и регламентации функций и полномочий отдельных субъектов права.

Регулятивная динамическая функция представляет собой правовое воздействие посредством правоприменения с целью упорядочивания общественных отношений.

2. Охранительная функция призвана охранять общественные отношения от преступных посягательств и от нежелательных с точки зрения государства воздействий. Важной характеристикой охранительной функции является ее превентивная составляющая, направленная на недопущение правонарушений.

Охранительная функция реализуется в рамках общественных отношений посредством установления запретом, санкций, юридической ответственности за совершения противоправных действий.

Внешние функции права:

К внешним функциям права принято относить: экономическую, политическую, воспитательную, историческую, контролирующую и информационную функции права.

· Экономическая функция права призвана упорядочивать общественные отношения в сфере экономики, распределения экономических благ, установлением государственной политики в экономической сфере.

· Политическая функция права, которая регламентирует и упорядочивает общественные отношений в сфере осуществления властных полномочий.

· Воспитательная функция права участвует в формировании государственной идеологии, вырабатывает у субъектов правовых отношений мотивов к правомерному поведению и веру в силу и справедливость права.

· Историческая функция права призвана аккумулировать и обобщать исторический опыт народа и корректировать право на основе этих выводов.

· Контролирующая функция права призвана ограничивать и не допускать негативное с точки зрения общества поведение.

· Информационная функция права призвана доносить до общества информацию о праве, степени дозволенного поведения и возможные санкции за нарушение установленных правовых норм.

Сущность права заключается в том, чью волю оно выражает. В теории права принято выделять: 1. Классовый подход к сущности права 2. Общесоциальный подход к сущности права 3. Диалектический подход к сущности права

⇐ Предыдущая123

В любом обществе исторически складывается и действует система регуляторов. Действие этой системы принято называть социальным регулированием.

Социальное регулирование представляет собой упорядочивание общественных отношений, определяющее правила поведения в обществе.

Причём выделяют как нормативные, так и ненормативные регуляторы.

Нормативное регулирование – упорядочивание общественных отношений, осуществляемое посредством общих правил поведения; это регулирование посредством норм, т.е. общеобязательных, неоднократно действующих, конкретно-неопределённых правил.

Соответственно, для нормативного регулирования характерно:

— — общеобязательность, то есть распространение его действия, обязательности его правил поведения на всех кому данное регулирование адресовано;

— — неоднократность, применение общих правил поведения не к одной ситуации, а к целому кругу аналогичных общественных отношений;

— — неопределённость, означающая, что нормативное регулирование не имеет конкретного адресата, оно распространяется на круг субъектов.

Систему нормативного регулирования составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, технические нормы и т.п.

Ненормативное регулирование – упорядочивание общественных отношений, осуществляемое с помощью конкретно адресованных, индивидуально-определённых предписаний; осуществляется с помощью ценностного, директивного и информационного регуляторов.

Его основные черты:

— — адресовано конкретному субъекту права, зачастую субъект его наименование и характерные черты фиксируются в тексте ненормативного предписания;

— — такое регулирование непосредственно определяет вариант поведения конкретного субъекта и осуществляется в определенной жизненной ситуации.

«Выделяют три вида ненормативных регуляторов – ценностный, директивный и информационный…. Ценностный регулятор – определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы ценностей….

Директивный регулятор – способ воздействия на общественные отношения с помощью индивидуально адресованного приказа, указания….

Информационный регулятор – воздействие на общество с помощью СМИ….

Ненормативные регуляторы могут, как способствовать действию нормы, так и тормозить, блокировать её».

По предмету регулирования принято различать технические и социальные нормы. Охарактеризуем их.

Технические нормы регулируют отношения между человеком и внешним миром (природой, техникой) – биологические, санитарные, технологические, экологические.

Технические нормы указывают, как человек должен общаться с орудиями труда, как нужно реагировать на воздействие сил природы. Назначение технических норм в правильном использовании сил природы, техники наиболее экономным и экологически безвредным способом.

Разумеется, технические нормы нельзя отождествлять с законами природы как объективно существующими, устойчивыми, повторяющимися связями между явлениями. Первые создаются людьми, вторые не зависят от воли человека.

Социальные и технические нормы помимо предметов, различаются по их содержанию, конструкции, способам фиксации, степени общности, формальной определенности и некоторым другим параметрам. Среди технических норм есть такие, которые получают закрепление в правовых актах и таким образом приобретают юридическую силу. Их называют технико-правовыми. Например, правила противопожарной безопасности, железнодорожного движения, строительных работ, стандартов, энергоснабжения, хранения взрывчатых веществ и т.п. Некоторые из них снабжены санкциями. Действуют они в основном в материально – производственной и управленческой сферах.

Подобные нормы, не теряя своего организационно-технического характера, приобретают качественные признаки правовой нормы: они исходят от государства, выражают его волю, обеспечиваются возможностью государственного принуждения, закрепляются в специальных нормативных актах, регулируют хотя и специфические, но весьма важные отношения.

Остальные технические нормы, в частности, действующие в бытовой сфере, не опосредуются правом и, следовательно, за их нарушение не наступает никакой юридической ответственности (например, требования по эксплуатации различных домашних приборов). В случае выхода их строя по причине неправильного обращения и нанесению ущерба человек сам себя «наказывает».

Социальные нормы – это правила поведения людей и социальных организаций в обществе.

Большую часть лекции мы посвятим именно их характеристике.

Выделим основные признаки социальных норм:

1. Социальные нормы есть правила поведения в обществе. Именно они определяют, как должен вести себя человек (социальный институт – адресат нормы) в обществе. Показывают основные цели, направления развития и интересы общества. Они регулируют социальные сферы, которые включают в себя людей и общественные отношения между людьми и их коллективами.

2. Меры свободы индивида, устанавливающие пре­делы (границы) его поведения, свободы. В рамках данных границ адресат социальных норм свободен, имеет возможность самостоятельно выбрать вариант своего поведения.

3. Объективность. Социальные нормы складывают­ся исторически, закономерно, под давлением социальной необходимости. Они возникают как результат нормативного обобщения, нормативной фикса­ции устойчивых повторяющихся общественных связей и актов взаимодейст­вия между людьми. В то же время следует учитывать значение субъективного фактора в ста­новлении социальных норм, так как они отражают волю и сознание человека.

4. Обязательность. Социальные нормы всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер.

5. Процедурность.Заключается в наличии процедурных форм, детально регламентирован­ных порядков реализации, действия социальных норм.

6. Каждый нормативный регулятор имеет меха­низмы обеспечения реализации своих предписаний. В качестве таких механизмов можно выделить: государственный, общественный, групповой и т.п.

7. Системность присуща как отдельным нормам, так и их совокупности, означает, что, во-первых, нормы зачастую состоит из ряда элементов (например, гипотеза, диспозиция, санкция), и, во-вторых, отдельные нормы объединяются между собой и в тесном контакте друг с другом упорядочивают общественные отношения.

8. Социальным нормам присуща общая цель – упорядочивание общественных отношений.

Функции социальных норм. Их анализ достаточно условен и даётся лишь в учебных целях.

— Регулятивная функция – социальные нормы упорядочивают, регулируют поведение людей в обществе.

— Охранительная функция – охраняют, защищают общество от нежелательных (социально-вредных) явлений с целью нормального функционирования общества.

— Оценочная функция – социальные нормы служат основанием оценки поведения в обществе.

— Воспитательная функция – направлена на передачу социальными нормами знаний, информации об окружающей нас действительности, об обществе.

Подводя итог, стоит ещё раз указать, что социальные нормы, к коим относится и право, наряду с техническими нормами и ненормативными регуляторами существуют в обществе, упорядочивая его. Под социальными нормами следует понимать правила поведения людей и социальных организаций в обществе.

⇐ Предыдущая123

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Общество позволяет достичь определённой упорядоченности, стабильности, согласованности в жизни людей (т.е. порядка) при помощи социального регулирования.

Порядок в обществе – необходимое условие его нор­мальной жизнедеятельности. Это урегулированность, стабильность, слаженность, согласованность обществен­ных отношений, определенная гармония во взаимодействии людей. Но общество всегда будет характеризоваться внутренней противоречивостью, т.к. люди не одинаковы, каждый человек имеет свои собственные интересы, систему ценностей, собственное мнение по различным вопросам. Поэтому порядок в обществе характеризуется не отсутствием конфликтов, а наличием специальных процедур их разрешения, позволяющих обществу существовать и развиваться.

Таким образом, в обществе создаются нормы, правила, определяющие:

1. требуемое, т.е. должное или возможное поведение людей. Определяются границы допустимого поведения людей.

2. порядок реализации установленных прав и обязанностей. Недостаточно только наделить правами и обязанностями. Нужно обеспечить возможность их фактической реализации.

3. порядок мирного, цивилизованного, во-первых, разрешения споров и конфликтов, во-вторых, возмещения причинённого вреда, в-третьих, привлечения к ответственности

Общественный порядок есть следствие урегулированности, упорядоченности социальных отношений.

Регулировать (в социально жизни) – значит определять, каким должно быть поведение людей, чтобы общество могло существовать и развиваться как единая система.

Существование и развитие социального регулирования, его место и значение в обществе характеризуются рядом закономерностей.

Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует своей меры социального регулирования. Если объём и интенсивность регулирования меньше требуемой меры, то неизбежны стихийность, неорганизованность, подрывающие общественный порядок. Наоборот, излишняя, т. е. сверх меры, регламентация ведёт к заорганизованности, к ограничению инициативы и саморегулирования. Эта мера зависит от уровня зрелости общества, наличия и остроты в нём противо­речий, от степени развития общественного сознания и культуры, прочности сложившихся традиций и т.д.

Во-вторых, по мере развития социума в общественном регулировании изменяется соотношение социального и психобиологического (природного) факторов человеческого поведения. Роль социального фактора постепенно возрастает.

В-третьих, с усложнением социальной жизни её регулятивные механизмы количественно и качественно изменяются, появляется целая система регулятивных норм.

Социальное регулирование – это воздействие на поведения людей путём установления для него определённых рамок с помощью норм, правил в целях обеспечения порядка в обществе.

Целью социального регулирования является обеспечение порядка в обществе, упорядочение общественных отношений, разрешение споров и конфликтов. Социальное регулирование определяет направления дальнейшего развития, формирования общественных отношений.

Различают два основных вида социального регулирования (которые составляют его структуру):

Индивидуальное регулирование – это упорядочение поведения людей при помощи разовых персональных индивидуальных решений, относящихся к отдель­ным случаям, к конкретным лицам. Используется такой социальный регулятор как «акты индивидуального регулирования».

Нормативное регулирование – упорядочение поведе­ния людей при помощи общих правил поведения, которые распространяются на неопределённый круг лиц (на всех, на любого, на каждого). Используется такой социальный регулятор как «социальные нормы».

Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Посредством общих правил достигается единый порядок в обществе. А индивидуальное регулирование позволяет конкретизировать отношения между чётко персонально определёнными субъектами с учётом их интересов.

Индивидуальное регулирование изначально лежит в основе развития общественных отношений, так как до создания общего правила люди, вступая в новые общественные отношения, вырабатывают компромиссные индивидуальные решения, на основе обобщения и анализа которых создаётся общая норма. И уже после сформирования общей нормы члены общества получают ориентир для выстраивания общественных отношений. В процессе реализации созданных норм выявляются недостатки в регулировании и общие нормы корректируются.

Таким образом, создание норм исходит из необходимости в регулировании общественных отношений.

Цивилизация выработала множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни и деятельности. Среди них моральные, правовые, политические, этические, корпоративные, религиозные, привычки, традиции, нравы, обряды, деловые обыкновения, приличия, …

Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов (регуляторов). Регуляторы – это те факторы, которые оказывают воздействие на общественные отношения и их участников, с помощью которых осуществляется социальное регулирование.

В их числе выделяют следующие:

1. так называемые «стихийные» регуляторы как непосредственное проявление естественных законов природы и общества. Факторы стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общемирового масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т.п. Это, например, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения и т.д. В своём стремлении к порядку общество и государство стремятся взять под свой контроль данные факторы, однако это удаётся далеко не всегда. (не зависят от воли людей)

2. социальные нормы как регуляторы – это общие правила поведения, распространяющиеся на неопределённый круг лиц, связанные с сознанием людей (формируются по воле людей). К ним относятся нормы морали, религии, обычаи, политические, экономические нормы, нормы права и др.

3. акты индивидуального регулирования, выступающие в виде решений целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга; персональных решений. (формируются по воле людей). Например, условия трудового договора, признание лица виновным в совершении преступления, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя и т.п.

Указанные факторы могут играть в обществе как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Причём целенаправленную функциональную направленность стабилизации имеют, прежде всего, социальные нормы.

Добавить комментарий