Правообразование и правотворчество

Правотворчество и систематизация нормативных актов.

Правотворчество — это правовая форма деятельности государства с участием гражданского общества (в предусмотренных законом случаях) по установлению (санкционированию), изменению, отмене юридических норм. Правотворчество выражается в формировании, систематизации, принятии и обнародовании нормативно-правовых актов.

Главное назначение правотворчества — установление новых правовых норм. Изменение и отмена устаревших правовых норм содействует утверждению новых и, следовательно, они входят в его состав как вспомогательные проявления правотворчества.

Признаки правотворчества:

1) осуществляется государством непосредственно либо с его предварительного разрешения, а также гражданским обществом (народом) и его субъектами;

2) состоит в создании новых норм права либо в изменении или отмене действующих норм;

3) получает завершение в письменном акте-документе, который называется нормативно-правовым актом;

4) происходит в соответствии с правовым регламентом, т.е. с процедурой, которая устанавливается правовыми нормами;

5) имеет конкретно-целевую и Организационную направленность.

Правотворчество нельзя сводить к закоyотворчеству.

Законотворчество является исключительной монополией представительных высших органов государства либо народа (гражданского общества) в предусмотренных законом случаях. Законотворчество — важная составная часть правотворчества, заканчивающаяся принятием законов. Результат правотворчества — все нормативно-правовые акты: законы, указы, распоряжения, решения и др. Они появляются на свет вследствие сложной деятельности высших государственных органов, органов местного самоуправления, местной государственной администрации, коммерческих и некоммерческих организаций, трудовых коллективов.

Правотворчество — одно из важных направлений функционирования гражданского общества и государства, одна из правовых форм («оболочек») их деятельности. Его следует отличать от правообразования.

Правообразование — все формы и средства возникновения, развития и изменения права, в том числе и Правотворчество.

Правообразование — это весь процесс формирования права, который в своем развитии проходит 3 этапа:

1 этап – это возникновение общественных отношений нуждающихся в правовом регулировании. На этом этапе нет правотворчества, но правообразование уже началось.

2 этап – связан с осознанием необходимости правового регулирования данных общественных отношений. На этом этапе также правотворчества еще нет, но формируется уже правосознание.

3 этап правообразовнаия связан с правотворчеством. На этом этапе устанавливаются необходимые нормы права. Правотворчество заключительный этап правообразования.

Правотворчество — понятие более узкое, чем Правообразование, оно — часть правообразования, его самостоятельная и решающая стадия (высший уровень). Инициативу, предложение о необходимости принятия того или иного закона нельзя считать правотворчеством, хотя с инициативы может начаться Правотворчество. Обсуждение проекта конституции населением — это не Правотворчество, но может привести к нему.

Правотворчество начинается тогда, когда принято государственное решение о подготовке проекта нормативно-правового акта, например, закона.

Главным отличием правотворчества от правообразования является то, что творчество права осуществляется государственными органами или с их санкционирования, разрешения.

Правотворчество — прежде всего форма властно-волевой деятельности государства, формального нормативного закрепления меры свободы и справедливости, включающая в себя исследование, обобщение и систематизацию типичных конкретных правоотношений, возникающих в гражданском обществе, и направленная на создание нормативно-правового акта.

Правообразование — форма возникновения и бытия права в широком правовом поле: до правотворчества, рядом с ним, в виде правотворчества, после правотворчества, в процессе реализации права. Правообразование происходит и вне правотворчества государства, в рамках гражданского общества — в правосознании,конкретных правоотношениях, правомерном поведении, в правовых теориях, судебных прецедентах и т.д. Правообразование питает Правотворчество новыми правовыми идеями, правилами поведения, конкретными решениями, соглашениями, которые исследуются, обобщаются, систематизируются государством, а затем формулируются в нормах права, внешне выраженных в нормативно-правовых актах.

Можно выделить следующие уровни правообразования:

1) гносеологический — отражает процесс возникновения и развития права в форме правосознания;

2) материальный — выражает формирование права в виде конкретных правоотношений, правомерного поведения;

3) институциональный — отражает существование права как системы правовых норм.

Последний уровень правообразования является уровнем правотворчества

1. Понятие правообразования и правотворчества

2. Общая характеристика этих процессов

3. соотношение этих процессов

Право – явление динамичное, развивающееся, обновляющееся. Процесс обновления правовых норм идет постоянно. В существующий массив норм вносятся изменения, дополнения, какие-то нормы утрачивают силу, какие-то правила вводятся впервые.

Правообразование – это социальный процесс формирования права, который на своем заключительном этапе смыкается с юридически оформленным процессом правотворчества.

Правотворчество – особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей интересов общества.

Понятием правообразования охватывается не только процедура оформления нормы в НПА, но и процесс формирования (вызревания права в обществе).

Правообразование, формирование права – более широкое и многоаспектное понятие, по отношению к которому правотворчество является лишь заключительным этапом.

Таким образом, в правообразовании мы можем выделить два этапа – социальный процесс формирования права, и юридический процесс оформления нормы в официальных источниках права.

1. Формирование права. Формирование нормы в обществе.

Изначально право формируется естественно-исторически, до и независимо от деятельности законодателя или иного субъекта правотворчества. Оно формируется в обществе и обнаруживает себя

а) в виде обыкновений, т.е. установившихся в обществе правил поведения, требующих для придания им юридической обязательности признания со стороны государства (например, время оплаты услуги до, во время оказания или после оказания услуги. В одних случаях достаточно обычая, в других законодательная норма. Бытовые услуги, Железнодорожный транспорт, троллейбус, маршрутное такси и т.д.)


б) в виде социальной потребности в урегулировании со стороны государства путем формулирования нормы в НПА. (например норма о возрасте получения паспорта не с 16, а с 14 лет).

2. Юридическое (официальное) правотворчество — процесс официального закрепления государственной воли в нормах права.

Правотворчество начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового регулирования (осознание необходимости нормативного регулирования должно вызреть в обществе (например, ПИВО, ТАБАК)), общего представления о юридическом предписании, которое следует издать (требуется ли ЗАПРЕТ, ОГРАНИЧЕНИЕ или РАЗРЕШЕНИЕ и т.д.), а заканчивается разработкой и принятием юридической нормы.

Правотворческий процесс: субъекты правотворчества, виды и формы.

Правотворчество – особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей интересов общества.

К числу субъектов правотворческой деятельности относятся:

— Федеральное Собрание РФ. – принимает законы и иные акты по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ. Правотворчество осуществляется в соответствии с процедурой, предусмотренной регламентом Государственной Думы и Советом Федерации.

— представительные органы субъектов Федерации. – в соответствии со своей компетенцией, предусмотренной Конституцией и Федеративным договором.

— Президент (указы как нормативного, так и индивидуального и оперативного характера),

— Правительство (правомочно решать вопросы государственного управления.Акты нормативного характера издаются обычно в форме постановлений).

— министерства, государственные комитеты и ведомства РФ (в пределах порученных им сфер управления.Нормативный характер имеют обычно инструкции и постановлений)

— Президенты, Правительства, министерства, государственные комитеты и ведомства республик, входящих в состав РФ

— главы администраций соответствующих административно-территориальных образований

— администрации объединений, предприятий, учреждений — в пределах своей компетенции.

Виды

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такиевиды, как:

  • непосредственное правотворчествонарода в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);
  • правотворчествогосударственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);
  • правотворчествоотдельных должностных лиц (например, Президента, министра);
  • правотворчество органов местного самоуправления;
  • локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);
  • правотворчествообщественных организации (например, профсоюзов).

В различных государствах в правотворческой деятельности есть какобщее, так иособенное. Говоря об общности правотворческой деятельности различных государств, следует обратить внимание прежде всего па общность ее целей, заключающихся в стремлении законодателя каждой страны создать на своей территории единую и эффективную систему права.

Особенно это проявляется, в частности, в наличии у стран своих видов правотворческой деятельности, в существовании различной процедуры принятия и вступления в силу пормативно-правовых актов и т. д.

Так, в Великобритании правотворческая деятельность осуществляется в таких ее формах, как:

  • законодательная деятельность парламента, принимающего законы (статуты);
  • правотворческая деятельность судебных органов, создающих прецеденты (судебная практика);
  • правотворческая деятельность центральных органов государственного управления и местных органов государственной власти (самоуправления), издающих свои собственные нормативно-правовые акты и имеющих дело с правовыми обычаями.

В странах романо-германской правовой семьи правотворческая деятельность осуществляется иначе. Имеются свои особенности и у других правовых систем.

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

1. законотворчество (правотворчество высших представительных органов — парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);

2. делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента, по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа);

3. подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам — президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах. Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

Формы правотворчества.

1. непосредственное правотворчество народа, проводимое в форме всенародного голосования — референдум. Имеется такое понятие как плебисцит- это опрос населения (чаще всего по вопросам о территориях).

Референдум проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению.

Вопрос о референдуме как правотворческом акте является довольно спорным. По технологии своего проведения он практически не отличается от плебисцита, т.е. всенародного опроса общественного мнения по вопросам особой важности. Разница лишь в юридическом значении результатов референдума как обязательного решения.

Такая процедура не содержит гарантии прав меньшинства, что существенно отличает ее от процедуры выборов. Выборные технологии предусматривают обеспечения представительства в выборном органе не только большинства и именно поэтому законодатель может выражать общую волю, а не только волю какой-то части общества, пусть и большинства.

Поэтому в законодательстве ряда стран существуют ограничения на проведение референдумов в ситуациях, когда заранее ясно, что корпоративные интересы будут доминировать над общими (например, групповой интерес того или иного этноса в вопросе о границах национально-территориальных образований, интересы различных слоев населения в вопросах о налогах и т.д.)

2. государственное правотворчество — непосредственная правоустановительная деятельность полномочных особых государственных органов.

Правотворческая деятельность государства осуществляется в разных видах и формах. В каждой стране существуют свои особенности этой деятельности.

В Вееликобритании, например, допускается судебная правотворческая деятельность.

В результате правотворчества государственных органов формируется система законодательства. Является наиболее распространенным в РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Правообразование

ПРАВООБРАЗОВАНИЕ — социально обусловленный процесс формирования (фактического складывания) права, складывающийся под влиянием комплекса разнородных причин объективного и субъективного характера. Это «процесс фактического складывания и признания тех или иных общественных отношений и взаимосвязей людей и их объединений в качестве «нормальных» и «правильных» (с точки зрения господствующих в данном обществе материальных жизненных отношений и соответствующих им идей, ценностей и т.п.), процесс социально-исторического формирования общих критериев, правил, масштабов, образцов и стандартов этой «нормальности» и «правильности» и в конечном счете их кристаллизация в соответствующие нормы поведения, действия и взаимоотношения людей. Правообразование с указанной точки зрения «есть процесс становления права как формы» (В. С. Нерсесянц). Это объективная сторона правообразования. Правообразование, можно сказать, в этом смысле есть создание правовых норм помимо участия законодателя; это стихийная деятельность социального субъекта, в процессе которой формирующийся правообразующий интерес находит выражение в фактических правовых нормах (т.е. нормах, которые по своим объективным характеристикам уже приобрели правовую окраску, нормативность, но еще не получили государственно-правового признания и в силу этого не обладают свойством формально-юридической определенности).

Однако правообразование в действительности не означает, что право формируется «самопроизвольно», без участия социального субъекта. И в том случае, когда речь идет об объективном правообразования, и в случае, когда право есть следствие («продукт») специализированной деятельностью государства, право создается людьми, совокупным субъектом — индивидами, общностями людей, обществом в целом. В правообразовании поэтому следует выделять две стадии: 1) стадия объективного правотворчества, в которой главным действующим лицом является совокупный общественный субъект (социальная группа, общность людей, общество в целом). На этой стадии формируется и получает фактическое (не юридическое) выражение в соответствующей форме правообразующий интерес; 2) стадия правообразования с участием специализированных правотворческих органов. На этой стадии правообразующий интерес должен быть обнаружен и «объявлен» всеобщим интересом, т.е. выражен официально в правотворческом акте. Можно сказать, что правообразование есть процесс формирования, обнаружения и юридического закрепления правообразующего интереса.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

рассматривается как разновидность уголовного наказания, одна из форм освобождения от наказания или его отбывания, особый порядок применения назначенного наказания .

Автор не считает необходимым вдаваться здесь в подробный анализ аргументов, перечисленных точек зрения. Вместе с тем полагаем возможным присоединиться к точке зрения тех ученых, которые рассматривают условное осуждение как освобождение от отбывания наказания. Думается, такой подход методически вполне оправдан. При определении юридической природы условного осуждения необходимо исходить не только из факта освобождения осужденного от назначенного по приговору наказания в виде лишения свободы, но и из характера принуждения, карательных элементов, которым подвергается условно осужденный.

Неприменение к виновному назначенного наказания, даже в условиях осуществления за ним в последствии контроля не может считаться ни чем иным, как освобождением от отбывания наказания. Совершенно определенно высказались по этому поводу многие ученые правоведы. Изучение практики назначения условного наказания показало, что расширение применения этого вида уголовной ответственности произошло, в том числе и за счет лиц, ранее совершавших преступление .

Как показывает практика, если рецидив преступлений в течение установленного испытательного срока допускают 2,6-3,9% условно осужденных, то среди ранее судимых лиц той же категории этот показатель почти вдвое больше. Анализ уголовной статистики показывает, что рецидив преступлений в период испытательного срока допускают 2,6-3,9% условно осужденных, а их удельный вес от общего числа лиц, совершивших преступления повторно составляет 4,7-5,8%. В общепринятых отчетах государственной статистики не предусмотрено отражение показателей повторности за пределами испытательного срока, однако в ходе настоящего исследования для более глубокого изучения преступности среди условно осужденных такие сведения были получены посредством специальной обработки статистических карточек на лицо, совершившее преступление. Полученные результаты свидетельствуют, -несмотря на то, что контингент осужденных условно включает в себя значительное число ранее судимых и лиц, привлеченных к ответственности за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, повторная преступность в их среде отмечается реже, чем в среде освободившихся из мест лишения свободы.

Список использованной литературы:

1. Кобец П.Н.Особенности личности рецидивиста в условиях России второго десятилетия XXI столетия Сборник конф. НИЦ Социосфера. 2013. № 45.

2. Кобец П.Н. Совершенствование механизма института условного осуждения в современной России. Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2009. № 4.

© П.Н. Кобец, 2015

УДК 34.01

Л.Т.Назаркулова

К.ю.н.,доцент Западно-Казахстанского государственного университета имени М.Утемисова, г.Уральск, Республика Казахстан

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПРАВООБРАЗОВАНИЯ И ПРАВОТВОРЧЕСТВА

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы соотношения правотворчества и правообразования. Обосновывается, что правотворчество являются частью правообразования.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Ключевые слова

Правообразование, правотворчество, правовая норма.

В условиях формирования правового демократического государства, расширения правовых начал в жизни общества важная роль отводится вопросам «рождения» права, генетическому анализу правовых явлений, исследованию искомых социально-правовых закономерностей, связанных с процессом образования (формирования) права. Глубокое исследование таких закономерностей позволит создать фундаментальную основу для проявления общесоциальной сущности права путем юридического обеспечения в процессе упорядочения общественных отношений гармоничного сочетания интересов социальных групп, личности и общества. На основе глубокого изучения социальных и правовых закономерностей должна строится и правотворческая политика. Актуальность указанных вопросов также обусловлена произошедшими в последние десятилетия в фундаментальной науке методологических сдвигов, дающих возможности применения новых методологических ориентиров, подходов.

Отметим, что в юридической науке вопросам механизма формирования и развития права уделялось внимание неоднократно. Тем не менее многие вопросы научного осмысления правообразования не получили должного развития. Так, пока еще отсутствует единство в определении категории правообразования, нет общего подхода к проблеме содержания (объема) данного понятия, нет однозначного суждения о том, какие процессы охватываются в процессе правообрразхования (объективные или субъективные, естественносоциальные или сознательные, планомерно-рациональные), имеет место смешение терминов (правообразование, правотворчество, правоустановление).

Прежде чем рассмотреть понятие правообразования, обратимся к такому дискуссионному вопросу, как соотношение объективного, спонтанного и субъективного, сознательного начал в процессе формирования права. Традиционно правообразование рассматривается как объективный, стихийный, спонтанный процесс формирования права в обществе, не зависящий от воли и желания отдельных людей, но обусловленный социальными потребностями, уровнем развития общества. В противовес ему правотворчество рассматривается как исключительно субъективный, организованный, целенаправленный процесс, его результаты обусловлены правосознанием правотворца.

Вместе с тем современные достижения методологии науки позволяют более углубленно рассмотреть данные процессы. Один из таких новых методологических подходов, содержащих в себе значительный потенциал, вносящий немало новых идей и представлений в понимание развития, является синергетический подход. Синергетику в самом общем смысле можно определить как научное знание о саморазвивающихся системах, динамике нелинейных систем/1/.

С позиций синергетики в саморазвивающихся системах проблема соотношения «искусственного» и «естественного» решается иначе. Здесь уже нет четкого, категоричного противопоставления естественного (возникающего без вмешательства человека) искусственному (возникающему в результате вмешательства человека в ход естественных процессов). Согласно синергетике саморазвивающиеся системы обладают множеством потенциальных вариантов развития. В результате сознательной (или подсознательной) деятельности субъектов происходит актуализация одной из возможностей развития системы. В результате этого возникают новые состояния данной системы, как один из нескольких вероятных сценариев развития системы, а субъект становится «соучастником» естественного процесса эволюции. Отсюда реализация одного из возможных сценариев предстает и как «искусственно созданная, и как результат естественного развития»/2/.

Право — это сложная, саморазвивающаяся открытая система. Правообразование — это также сложный, многоплановый, разноуровневый, саморазвивающийся, системный феномен. С позиций синергетии правообразовательный процесс можно рассматривать как соразвитие (коэволюцию)/3/ естественносоциального (спонтанного) начала и искусственного, субъективного, сознательного (исходящего от государства, законодателя) начала. Нормы права создаются в результате такого синергетического взаимодействия, единства двух начал, сил, приводящих в движение сложноорганизованный правообразовательный механизм. Данные два начала в правообразовании являются двумя неотъемлемыми частями одного и того же процесса, они взаимодополняют, взаимоуравновешивают друг друга: спонтанное,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

объективное начало обеспечивает приток в систему права естественных, созданных самой социальной жизнью «правовых новаций»/4/, моделей, стандартов правового поведения, а искусственное, субъективное начало направляет стихию правовой жизни в определенное русло/5, С.24-25/. При этом если в рамках естественно-социального (спонтанного) начала правовые новации формируются под непосредственным воздействием обыденного правосознания, то искусственное, субъективное начало зиждется, прежде всего, на научно-теоретическом и профессионально-юридическом правосознании. Исходя из этого данную часть правообразования можно также охарактеризовать как планомерно-рациональное начало.

Учитывая изложенное, при исследовании вопроса о соотношении объективного, спонтанного и субъективного, сознательного начал в правотворчестве нам более близка позиция Трофимова В.В., обосновывающего комплексный подход, но при этом проводящего различие между двумя основными типами правообразования, «которое сводится, в главном, к степени осознания людьми того факта, что в процессе своей деятельности они формируют правила правового поведения в обществе. В первом случае степень этого осознания невелика, и поэтому нормы права вырабатываются как бы сами собой, выражая устоявшиеся модели поведения, которые оказываются наиболее удобными, привычными и укрепляющими основания данной социальной системы. Во втором случае речь идет о сложном, требующем высокоточной организации интеллектуальном (рационально-организованном) процессе актуального конструирования права как регулирующего средства…Его отличие от правообразования спонтанного типа в том, что рациональное начало выходит, в данном случае, на передний план. Оперируя разумом, субъект правотворчества либо старается надлежащим образом понять и реально отобразить те модели правового поведения (взаимодействия), которые сложились объективным образом и их необходимо лишь правильно зафиксировать в нормах и текстах нормативных актов, либо принимает ответственные правовые решения, которые рассчитаны на моделирование неких новых, ранее не существовавших общественных отношений»/5, С. 25-26/. По мнению данного автора, планомерно-рациональный путь формирования права состоит из пяти основных стадий: складывание правообразующих закономерностей, возникновение юридически значимых социальных интересов, формулирование правовых идей, юридизация права (собственно правотворчество) и социализация права (адаптация права к реальным условиям социальноправовой жизни)/5, С.17/.

Исходя из этого и следует выделить такие аспекты определения правообазования как одновременно спонтанного (общесоциального) и планомерно-рационального процесса формирования системы правовых норм, обеспечивающих упорядоченность общественных отношений. Планомерно-рациональная часть правообразования это и есть правотворчество. Тем самым правотворчество является частью правообразовательного процесса, основывающаяся на научном и профессиональном правосознании. А.Нашиц правильно отмечает: «Правотворчество более, чем какая-либо другая форма практической правовой деятельности, связано с наукой»/6, С. 16/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из этого можно сформулировать следующий критерий эффективности правотворчества: нормы права должны формулироваться законодателем не произвольно, а реально отражать социальные правообразующие факторы, соответствующие правовые интересы и правовые идеи. Поэтому и правовую норму не следует рассматривать исключительно как продукт правотворческой воли, но и как одновременно результат естественно-исторического развития общества, и творение разума и воли законодателя человека.

Список использованных источников.

2. См.: Степин B.C. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. — 2003. — № 8. — С. 5 — 17.

3. См.: Данилов-Данильян В.И. Возможна ли «коэволюция природы и общества» // Вопросы философии. -1998. — №8. -С. 15 — 25.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

5. Трофимов В. В. Правообразование в современном обществе : теоретико- методологический аспект. Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора юридических наук. СПб., 2011. 50 с.

6. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М., 1974.

© Назаркулова Л.Т. 2015г.

УДК 342

Д.М. Никитаев

Студент 3 курса Юридический институт Московский городской педагогический университет г. Москва, Российская Федерация

О НЕКОТОРЫХ ПОЛНОМОЧИЯХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ В ФИНАНСОВОБЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ

Аннотация

Статья посвящена анализу отдельных полномочий органов власти города Москвы в финансовобюджетной сфере. В целях реализации эффективной финансовой политики в столице автор предлагает принятие закона города Москвы об органах, осуществляющих финансовую деятельность.

Ключевые слова

Финансовая деятельность, полномочия органа власти, город Москва, финансовые органы,

финансовая деятельность.

«Среди субъектов Российской Федерации Москва имеет особенное значение, так как одновременно является субъектом Федерации, городом федерального значения и столицей Российской Федерации» . Согласно Уставу города Москвы органы государственной власти города и органы местного самоуправления действуют на основе разграничения предметов ведения, функций и полномочий. Отдельную группу полномочий органов государственной власти города составляют полномочия в области финансовой деятельности .

В целях экономического, социального и культурного развития столицы, в интересах её населения органы власти города осуществляют регулирование бюджетного процесса и бюджетной системы города Москвы; устанавливают налоги и сборы, реализуют различные социально-экономические программы.

Так, Московская городская Дума принимает бюджет города, осуществляет контроль за его исполнением, контроль за исполнением бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью города Москвы. Кроме того Московская городская Дума назначает Председателя Контрольно-счетной палаты города Москвы, его заместителя и аудиторов и освобождает их от должности.

Правительство города Москвы обладает широкими полномочиями в области финансовой деятельности: организует и осуществляет управление собственностью, осуществляет контроль за ее эффективным использованием; разрабатывает для представления в Московскую городскую Думу проект бюджета города Москвы, обеспечивает его исполнение; организует контроль за эффективным расходованием средств бюджета города Москвы, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы на очередной финансовый год и плановый период; осуществляет государственные заимствования и управление государственным долгом города; принимает меры по использованию в интересах города возможностей финансового и фондового рынков; принимает решение о расходовании средств резервного фонда, предусматриваемого в бюджете Москвы; обеспечивает проведение

Правотворчество и процесс образования права

Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Это процесс создания и развития действующего права как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм, регулирующей общественные отношения. Правотворчество — это специальная, имеющая официальное значение деятельность по установлению правового регулирования. Правотворчество осуществляется на основе следующих принципов: демократизм, законность, гуманизм, научный характер, профессионализм, тщательность и скрупулезность подготовки проектов, техническое совершенство принимаемых актов.

Необходимо различать правотворчество и процесс образования права. Правообразование включает в себя научный анализ, оценку действительности, выработку взглядов и концепций о будущем правовом регулировании, максимальный учет предложений и замечаний партий, общественных движений, отдельных граждан и их объединений, специалистов-практиков и ученых. Правообразование — это процесс формирования государственной воли в законе, правотворчество же охватывает деятельность компетентных органов по выработке и принятию нормативных актов.

Основными факторами, определяющими формирование права, являются материальные условия жизни общества, обусловленные равноправным существованием различных форм собственности, свободой предпринимательства (экономические факторы). Под политическими факторами понимают влияние на формирование права политической обстановки в стране, характера взаимоотношений различных слоев общества и групп населения, уровня активности политических партий, движений и общественных объединений. Принципиальное значение при создании новых юридических норм имеет степень заботы общества и государства о личности, ее интересах и потребностях, об охране и обеспечении ее прав и свобод (социальные факторы). Велика роль национальных факторов, под которыми понимаются взаимоотношения, формы сотрудничества между нациями и народностями. Международное положение государства, уровень взаимоотношений с другими государствами и международными организациями также оказывает существенное влияние на правотворчество (внешнеполитические факторы). Идеологическая база права, правосознание граждан и общества в целом, степень его внедрения в общественное сознание, правовые идеи, направленные на дальнейшее развитие законодательства (идеологические факторы) также имеют существенное воздействие на формирование права. Под организационно-волевыми факторами понимают юридическое оформление государственной воли через деятельность органов, правомочных издавать нормативные акты.

Виды правотворчества

Критериями выделения видов правотворчества служат: 1) субъекты правотворчества, т.е. орган или лицо, которые вправе принять тот или иной акт. Их правомочность обусловлена нормативными актами; 2) процедуры принятия правотворческих актов (законодательный процесс, индивидуальное или коллективное решение); 3) формы нормативных правовых актов (законы, подзаконные акты).

По названным основаниям выделяют следующие виды правотворчества:

  1. законотворчество;
  2. правотворчество органов исполнительной власти;
  3. правотворчество органов местного самоуправления;
  4. непосредственное правотворчество граждан;
  5. договорное правотворчество;
  6. локальное правотворчество.

Рассмотрим особенности названных видов правотворчества.

Законотворчество — это процесс создания законов. Существует несколько видов законотворчества, которые выделяются в зависимости от видов законов, которые принимаются в результате этой деятельности:

  1. принятие закона Российской Федерации;
  2. принятие федерального конституционного закона;
  3. принятие федерального закона;
  4. принятие закона субъекта Российской Федерации.

Особенность законотворчества состоит в процедуре, которая разделяется на ряд стадий.

Подзаконное правотворчество осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти. На уровне субъектов Российской Федерации также осуществляется правотворчество данного вида. Подзаконное правотворчество не имеет стадий, однако может иметь процедуры согласований. Каждый орган сам определяет порядок подготовки, согласований, рассмотрения проектов актов, их принятия и подписания.

Президент России на основе Конституции и законов издает указы, причем они могут быть как нормативного, так и ненормативного (индивидуального, оперативного) характера. Правительство правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению федерации. Правительство по вопросам своей компетенции издает постановления.

Министерства, государственные комитеты, ведомства, будучи центральными органами государственного управления, руководят порученными им сферами управления. Их полномочия в области издания нормативных актов определены законами, актами Президента и Правительства. Министерства как органы единоличного руководства издают приказы и инструкции, а государственные комитеты как коллегиальные органы — постановления. Нормативный характер носят, как правило, инструкции и постановления.

В пределах своих полномочий издают нормативные акты органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

Основы правотворчества органов местного самоуправления заложены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Более детальное регулирование этого вида правотворчества осуществляется законами субъектов о местном самоуправлении, уставами органов местного самоуправления.

Издавая нормативные акты, органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органы или непосредственно, исходя из интересов населения, на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов.

Непосредственное правотворчество граждан осуществляется посредством референдума. Регулирование этого процесса осуществляется Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации о референдуме. На уровне местного самоуправления непосредственным народным правотворчеством является принятие решений сходов или собраний граждан, местные референдумы.

Прямое правотворчество граждан характеризуется рядом признаков:

а) оно проводится по инициативе групп граждан, населения;
б) в референдуме участвуют избиратели, чья воля является правообразующим источником решений;
в) итоги референдума не подлежат какому-либо утверждению и обладают высшей юридической силой;
г) подготовка и проведение референдума возлагаются на государственные органы, избирательные комиссии или комиссии референдума, чьи права и обязанности подчинены достижению главной цели — обеспечению полного и свободного народного волеизъявления.

На всенародное голосование может быть поставлен текст законопроекта, по которому гражданам предлагается высказать свое мнение.

Договорное правотворчество — это деятельность государственных органов по заключению публично-правовых договоров. Особенность этого вида — согласование интересов сторон, добровольность.

Примером нормативного договора является также Федеративный договор, явившийся правовой базой для создания Российской Федерации на новой основе. Он содержит нормы о распределении компенсации между государственными образованиями Российской Федерации, о предметах исключительного ведения Федерации и ее субъектов, а также их совместного ведения. Практикуется заключение соглашений и по экономическим, политическим и иным вопросам между федерацией и отдельными ее членами, между субъектами федерации.

Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» дает определение соответствующего вида договора, его принципам, определяет его предмет и порядок заключения.

Примером нормативного договора является коллективный договор. В соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 года «О коллективных договорах и соглашениях», коллективный договор ~ это правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические, профессиональные отношения между работодателем и работниками. Коллективный договор заключается на предприятиях, в их структурных подразделениях, наделенных правами юридического лица, независимо от формы собственности, вневедомственной принадлежности и численности работников.

Локальное правотворчество — это создание актов различных коллективов, организаций, регулирующих их деятельность, внутреннюю организацию, права и обязанности членов этих сообществ. Примерами могут быть положение о премировании, правила внутреннего трудового распорядка и т.п. акты.

Законодательный процесс, его содержание и стадии

Процесс создания нормативного акта складывается из отдельных стадий его подготовки, рассмотрения, утверждения и обнародования (оглашения). Характерными чертами такого процесса в России являются дальнейшее укрепление демократических основ создания правовых норм, гласности и профессионализма, учет общественного мнения, повышение внимания к качеству и теоретической обоснованности принимаемых законодательных решений, широкое привлечение научной общественности к их выработке и обсуждению.

Первый этап правотворчества — предварительное формирование государственной воли (подготовка проекта). Этот этап начинается с принятия решения о подготовке проекта и находит воплощение в утвержденных планах правоподготовительных работ, принятие которых осуществляется в правотворческой практике Российской Федерации и ряда других государств. Кроме того, относительно законопроектов такое решение может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения Правительству РФ либо иному органу или их совокупности разработать проект конкретного акта. Законопроект может быть подготовлен по инициативе Президента РФ, Правительства Российской Федерации, других органов и лиц, обладающих правом законодательной инициативы.

Вторая стадия законодательного процесса — предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта. До начала подготовки проекта важно выявить общественную потребность в нормативном регулировании соответствующей сферы общественных отношений. Прежде всего, определяется, каково фактическое состояние той области жизнедеятельности общества (экономики, политики, социальной сферы), к которой относится предлагаемый акт, существо вопроса, который должен быть решен в проекте, а также общая цель предлагаемого правового регулирования.

Проекты нормативных актов готовятся как с целью решения новых вопросов, возникших на практике и требующих правового регулирования, так и для устранения имеющихся в законодательстве пробелов, устаревших предписаний и противоречий, множественности актов по одним и тем же вопросам.

На данном этапе осуществляется сбор информации о действующем законодательстве по теме проекта, анализируется его состояние, практика применения. Разработка проектов без увязки с действующими актами усугубляет и без того уже довольно разбалансированную и внутренне противоречивую систему законодательства. Вот почему по каждому проекту перед началом его разработки целесообразно подготовить справку о действующем нормативном материале по соответствующему вопросу. Велика польза сбора сведений о зарубежном законодательстве по теме проекта.

Анализ состояния законодательства по вопросам, относящимся к теме проекта, помогает ответить на вопрос, можно ли ограничиться внесением изменений и дополнений в ранее принятые акты или действительно необходимо подготовить новый акт. Заранее должны быть определены возможные последствия действия акта: экономические, экологические и другие, а также «просчитаны» возможные затраты материальных, финансовых и иных ресурсов, необходимых для решения вопроса, доходы, издержки и т.п.

На начальной стадии работы над проектом вырабатываются основные положения будущего акта, которые должны обеспечить решение поставленных задач, достижение требуемых результатов, а также устранение недостатков действующего по данному вопросу законодательства. Для законопроекта и проекта другого важного акта в ряде случаев необходима и разработка его научной концепции.

Следующая стадия — подготовка первоначального текста проекта. Для выработки важных и сложных проектов обычно образуются комиссии, включающие представителей заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов.

В подготовке проектов обязательно участие юридических подразделений органов и организаций, разрабатывающих проект. Такое участие обеспечивает высокую юридическую культуру проекта, правильное его оформление и соблюдение правил законодательной техники, стыковку с действующим регулированием по теме проекта.

Все законопроекты обычно предварительно рассматриваются на заседаниях комитетов законодательного органа, которые по профилю своей деятельности заинтересованы в его принятии.

Подготовленные проекты подвергаются всесторонней правовой, финансовой, экологической и иной специализированной экспертизе. Такая экспертиза должна способствовать повышению качества подготавливаемых нормативных решений, эффективности правотворческой работы.

Важнейшие проекты могут быть вынесены на всенародное обсуждение. Повысить действенность всенародных обсуждений могла бы, в частности, публикация в печати не только самого проекта, но и комментариев к нему, интервью по наиболее актуальным и острым вопросам, затрагиваемым в проекте. Очень важно обеспечить максимальный учет предложений, высказываемых в ходе обсуждения. Должен быть отлажен механизм учета и анализа поступающих предложений.

После проработки замечаний и предложений проект окончательно отрабатывается и редактируется.

Затем наступает второй этап правотворческой процедуры, когда работа над проектом вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом.

Второй этап — это возведение государственной воли в закон, то есть придание ей формы. Этот этап начинается с внесения проекта в официальном порядке в законодательный орган. Правом официального внесения законопроектов в высший представительный орган страны (право законодательной инициативы) пользуются определенные полномочные органы, организации и лица, обычно предусмотренные в конституции. Так, например, в соответствии со ст. 104 Конституции Российской Федерации, правом законодательной инициативы обладанэт Президент РФ, Правительство РФ, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, Совет Федерации, законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации, а также Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Верховный Суд РФ по вопросам их ведения.

Проект закона представляется вместе с объяснительной запиской, содержащей обоснование необходимости его принятия, развернутую характеристику целей, задач и основных положений будущего закона и его места в системе действующего законодательства, а также ожидаемых последствий его применения. При представлении проекта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат, прилагается финансово-экономическое обоснование. Прилагается справка о том, изменения, дополнения или отмены каких актов потребует принятие нового закона.

Следующая стадия правотворческого процесса, свойственная коллегиальному правотворческому органу, включение проекта в повестку дня заседания. Затем идет обсуждение и официальное принятие проекта.

Рассмотрение законопроектов осуществляется, как правило, в трех чтениях, если законодательным органом применительно к конкретному проекту не будет принято иное решение. Практика проведения нескольких чтений законопроекта позволяет более детально, внимательно и всесторонне рассмотреть проект, внести в него необходимые поправки и обеспечить тем самым принятие более продуманного законодательного решения.

При первом чтении законопроекта заслушиваются доклад инициатора законопроекта и содоклад ответственного комитета. Затем депутаты обсуждают основные положения законопроекта и высказывают предложения и замечания в форме поправок, рассматривают предложения об опубликовании при необходимости законопроекта для всенародного обсуждения. В случае принятия закона в первом чтении обычно устанавливается срок его подготовки ко второму чтению.

Рассмотрение внесенных поправок к проекту и подготовка его ко второму чтению осуществляется ответственным комитетом или другим органом, которому поручена доработка проекта.

При втором чтении с докладом выступает председатель или заместитель ответственного комитета. Он сообщает о поступивших поправках, высказывает отношение комитета к поправкам. Обсуждение проводится постатейно, по разделам и в целом.

В результате второго чтения законодательный орган либо принимает закон, либо отклоняет его, либо возвращает на доработку.

На голосование ставится отдельно каждая статья, раздел или глава проекта. Статья (раздел или глава) принимается за основу, затем на голосование ставятся все поступившие в письменном виде поправки. Если предложено внести несколько поправок в одну и ту же статью проекта, то вначале обсуждаются и голосуются те из них, принятие или отклонение которых позволит решить вопрос о других поправках.

Когда обсуждены все поправки, статья (раздел или глава) утверждается в целом с принятыми поправками. Затем проект утверждается в целом. Порядок подсчета голосов четко устанавливается регламентами законодательного органа.

В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации предусмотрена процедура третьего чтения. В соответствии с Регламентом Государственной Думы, принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет Государственной Думы для устранения возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимоотношений статей и редакционной правки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Проект может быть принят только целиком.

В Регламенте Государственной Думы предусмотрен порядок повторного рассмотрения федеральных законов, отклоненных Советом Федерации, а также повторного рассмотрения тех из них, которые отклонены Президентом Российской Федерации.

В принятии закона в Федеральном Собрании Российской Федерации участвует также и вторая палата — Совет Федерации. Для некоторых законов ее участие является обязательным (например, о ратификации и денонсации международных договоров), а для остальных — факультативное. Так, если Совет Федерации в течение 14 дней не принял закон к рассмотрению, это расценивается как молчаливое согласие и закон передается на подпись Президенту Российской Федерации.

Официальное опубликование принятого закона — заключительная стадия законодательного процесса. Опубликование осуществляется в специальных органах. Так, например, федеральные конституционные и федеральные законы публикуются в Собрании законодательства Российской Федерации, Российской газете и Парламентской газете.

Опубликование является условием действия законов (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Ведомственные акты, издаваемые министерствами, государственными комитетами и иными учреждениями, публикуются в издаваемых этими органами бюллетенях (если таковые имеются), а также в официальном порядке рассылаются в подчиненные органы, учреждения, организации. Акты местных органов самоуправления публикуются в соответствующих бюллетенях, а также развешиваются на видных местах.

Юридическая техника

Законодательная техника — это система базирующихся на практике нормотворчества и теоретически обоснованных правил и приемов подготовки наиболее совершенных и целесообразных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и легкую обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов.

Из приведенного определения следует, что законодательная техника охватывает целый ряд процедур правотворческой деятельности: определение предмета закона, выбор формы, структуры акта, языковые и иные требования к его содержанию и оформлению.

Важнейшей проблемой законодательной техники является определение предмета проекта закона. Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, которые должны обладать двумя обязательными свойствами: 1) они должны нуждаться в соответствующем регулировании; 2) по своей природе они могут быть предметом правового регулирования.

Предмет закона могут составлять лишь те общественные отношения, которые носят существенный характер. Закон отражает устойчивое в явлениях, в развитии, и в этом смысле есть противоречивое единство устойчивости и изменчивости.

Реальное выяснение и уяснение предмета проекта возможно лишь на основании глубокого изучения существующего правового материала. Особое значение при определении предмета проекта следует уделить непосредственному анализу живой социальной практики. Только такой подход позволит стать закону выразителем общественных интересов. Тонко и ярко описал это требование к подготовительной работе Ж.-Ж. Руссо: «Подобно искусному архитектору, который прежде чем возвести здание, обследует и изучает почву, чтобы узнать, сможет ли она выдержать его тяжесть, мудрый Законодатель не начинает писать законы наудачу, он испытует предварительно, способен ли народ, которому он их предназначает, им подчиняться».

Непосредственно связан с определением предмета закона выбор его формы. Трудности, возникающие при решении этого вопроса, имеют различные причины, основная из которых связана с многообразием видов правовых актов и, одновременно, отсутствием нормативного закрепления их классификации.

При выборе формы проекта автору следует учитывать федеративное устройство России, обусловившее трехуровневое деление правового регулирования: предметы ведения Российской Федерации, совместного ведения Федерации и ее субъектов, ведения субъектов. Решение этого вопроса содержится в ст. ст. 71-73 Конституции Российской Федерации.

Законодательная техника включает ряд рекомендаций по структуре нормативных правовых актов, которые имеют особенности для разных актов. Остановимся на законе.

Каждый закон должен иметь название, что позволяет сразу определить его предмет, круг регулируемых им общественных отношений. Название закона должно быть сформулировано кратко, но при этом отражать его основное содержание.

Название закона, регулирующего определенный круг общественных отношений, отличается от названия закона, изменяющего ранее принятые нормативные акты. В первом случае кратко указывается его основное содержание; во втором — приходится перечислять или воспроизводить полностью названия актов, которые новым законом изменяются.

Преамбула представляет собой вводную часть закона, в которой излагаются мотивы его принятия, задачи и цели. В преамбуле раскрываются причины принятия и направленность закона, политическое, экономическое или социально- культурное его значение. Наличие преамбулы не является необходимым.

Основной частью закона является его нормативно-правовое содержание, содержащее предписания, дозволения и запрещения. Нормативно-правовое содержание закона излагается в логической последовательности с разбивкой на статьи, которые в свою очередь делятся на пункты с цифровым обозначением либо на части, каждая из которых начинается с красной строки.

Статьи закона, параграфы, главы и разделы закона должны быть снабжены специальными подзаголовками, лаконично выражающими их суть, что позволяет быстро сориентироваться с предметом закона и легко найти в нем необходимую статью.

В большинстве случаев нормативно-правовая часть закона постатейно в соответствии со схемой «если-то», вслед за которой указываются те невыгодные последствия (санкции), которые наступают при неисполнении или нарушении статьи. Следует, однако, заметить, что невыгодные последствия (санкции) отнюдь не всегда содержатся в данной статье, они могут быть указаны в другой статье закона или даже в ином нормативном правовом акте.

Федеральные конституционные, федеральные законы, а также Законы РФ подписываются Президентом Российской Федерации, после чего они официально публикуются.

Опубликование закона и вступление его в силу происходит в соответствии с Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания».

Особый раздел законодательной техники — это язык закона. Право воздействует на волю и сознание людей при помощи языковых средств. Именно язык служит средством передачи информации о содержании правовых предписаний. Языковое воплощение нормативного правового акта придает воле законодателя цельность, законченность формы, обеспечивает удобства для изучения и применения. Нормативный правовой акт — это письменное литературное произведение, и к нему предъявляются такие же требования, как и к любому другому произведению книжнописьменной речи. Нормативный акт представляет собой один из подвидов официально-делового произведения наряду с другими актами-документами, имеющими юридическое значение.

При изложении законодательной мысли в форме нормативного акта используются языковые средства, выработанные специально для данной сферы правотворчества, т.е. употребляемые преимущественно или даже исключительно в данной области. Это дает основание выделить язык законодательства как самостоятельный стиль литературного языка, который обусловлен особыми социальными задачами, стоящими перед правом, специфическим способом отображения предмета и характеризуется специальными композиционными и стилистическими средствами, особым словарным составом языка для выражения мысли законодателя.

Выделим наиболее яркие особенности языка закона:

  • официальный характер, документальность внешнего языкового выражения мысли законодателя;
  • ясность и простота языка законодательства;
  • максимальная точность выражения языка.

Можно выделить следующие требования к терминологии закона: использование терминов с четким и строго очерченным смыслом; употребление слов и выражений обычно в более узком или специальном значении по сравнению с тем, какое они имеют в общелитературном языке; использование слов и выражений в прямом и первичном их значении; отказ от двусмысленных и многозначных терминов; единство применяемой терминологии по всему законодательству или по крупным его разделам, которые выражается в первую очередь в том, что один и тот же термин в различных нормативных актах и разные правовые понятия не следует обозначать одним и тем же термином.

Законодательная техника содержит требования к стилю изложения: логическая последовательность и стройность изложения мысли законодателя, ее смысловая завершенность; единообразие способов изложения однотипных формулировок, хотя содержательно, с точки зрения информативности, они могут быть различными.

Соблюдение указанных условий повысит качество принимаемых актов с точки зрения совершенства их формы, послужит устойчивости нормативных актов.

Добавить комментарий