Правоотношения по социальному обеспечению

Наряду с рассмотренными материальными социально-обеспечительными правоотношениями нормы права социального обеспечения регулируют и иные отношения. В данном случае речь идет о процедурном и процессуальном правоотношениях.

Процедурные правоотношения по социальному обеспечению – это урегулированные нормами права социального обеспечения отношения гражданина (семьи) с органом, устанавливающим право гражданина (семьи) на соответствующий вид социального обеспечения, либо юридические факты, возникающие в связи с необходимостью их установления или подтверждения.

Как следует из приведенного определения, процедурные правоотношения по своему характеру неоднородны. Хотя они объединены главной целью – обслуживание материальных социально-обеспечительных правоотношений, они все же имеют разное предназначение.

Субъектами процедурного правоотношения являются, с одной стороны, гражданин (семья), а с другой – соответствующий орган. Причем граждане как субъекты данных правоотношений выступают двояко. Рассмотрим на примерах.

Гражданин знает о том, что у него скоро возникнет право на трудовую пенсию. Он заранее готовит все необходимые документы. В день, когда у него возникло право на пенсию, он обращается в пенсионный орган. Работники данного органа, принимая документы, убедились в том, что они представлены в полном объеме и оформлены в соответствии с законодательством. Это значит, что гражданин является правообладателем в полном объеме своих пенсионных прав. На основании заявления установленного образца ему назначается соответствующая пенсия. В данном случае пенсионный орган установил (подтвердив) пенсионное право обратившегося гражданина. С этого момента считается, что гражданином выполнена требуемая процедура для пенсии. (Он уже перестает быть субъектом данного процедурного правоотношения.) Он ждет ее выплаты. С первой выплаты пенсии гражданин находится непосредственно в материальном пенсионном правоотношении с пенсионным органом.


Следовательно, второй субъект – пенсионный орган – выступает в качестве органа, определяющего право на пенсию (право-определяющего органа). Применяя соответствующие нормы права, он выступает также как правоприменительный и правоисполнительный орган.

Проанализируем другой случай в нашем примере. Этот же гражданин, зная о возникновении предстоящего права на пенсию, не собрал все нужные документы, скажем, о трудовом стаже за отдельный период. Они не сохранились из-за пожара в его доме. Не сохранился и архив организации, в которой он работал в тот период, а сама организация ликвидирована по причине банкротства. Законодательство не лишает его возможности обращения за назначением пенсии. Он обращается в пенсионный орган с заявлением об установлении пенсии. Его заявление с имеющимися документами работники этого органа принимают и оказывают ему соответствующую помощь в подтверждении данного периода. В этом случае пенсионный орган, принимая необходимые меры по установлению стажа лица, устанавливает сам юридический факт. Значит, этот орган как субъект процедурных отношений выступает в качестве правоустанавливающего юридический факт органа. Он также является одновременно правоприменительным и правоисполнительным органом. Таким образом, основанием возникновения пенсионного правоотношения любого его вида является комплекс следующих юридических фактов: 1) заявления гражданина (семьи) о назначении и выплате пенсии определенного вида. Оно доказывает его волеизъявление реализовать свое право на пенсию; 2) наличия у гражданина (семьи) всех юридических фактов для права на данный вид пенсии. Такие факты по каждому виду пенсии разные и их количество тоже различно; 3) вынесение решения о назначении пенсии соответствующего вида и размера.

Отсюда вытекает следующее – объектами процедурных правоотношений являются юридические действия обязанного субъекта по подтверждению юридических фактов и установлению права на соответствующий вид социального обеспечения, в любом случае завершающиеся принятием акта применения права.

Содержание процедурных правоотношений составляют права и обязанности их субъектов. Граждане имеют право требовать от компетентного органа совершения необходимого юридического действия, обязанность этого органа выполнить такие действия в установленные законом сроки и порядке.

Процессуальные отношения всегда возникают по поводу защиты нарушенного права в связи с обращением граждан со спором или жалобой на действия соответствующего органа (должностного лица). Особенностью таких отношений является то, что они регулируются в подавляющем большинстве случаев нормами гражданского процессуального и (или) административного права, а не нормами права социального обеспечения.

Круг субъектов из числа граждан аналогичен тому, какой существует в материальных правоотношениях. Другими субъектами являются органы, компетентные рассматривать споры и жалобы по вопросам социального обеспечения. К ним относятся вышестоящие органы социального обеспечения, судебные органы.

Контрольные вопросы и задания

1. Каково общее понятие правоотношений, регулируемых нормами права социального обеспечения?

2. Какие существуют критерии классификации социально-обеспечительных правоотношений?

3. Определите субъекты правоотношений в области социального обеспечения.

4. Что является объектом правоотношений по социальному обеспечению?

5. Каково содержание социально-обеспечительных правоотношений?

6. Что является основанием возникновения, изменения и прекращения пенсионных правоотношений?

7. Какие юридические факты вызывают возникновение правоотношений по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами?

8. Приведите классификацию правоотношений по поводу обеспечения граждан пособиями и компенсационными выплатами.

9. Что собой представляют правоотношения по поводу предоставления гражданам натуральных выдач по системе социального обеспечения?

10. Какие юридические факты вызывают возникновение и прекращение правоотношений по поводу предоставления гражданам натуральных выдач?

11. Охарактеризуйте объекты процедурных и процессуальных отношений, регулируемых нормами права социального обеспечения.

Все материальные отношения делятся на следующие виды:

1. материальные отношения в связи с денежной формой обеспечения

2. материальные отношения в связи с «натуральной формой обеспечения»

Материальные отношения этого вида классифицируются на группы:

1. пенсионные отношения

2. общественные отношения по поводу пособий

3. общественные отношения по поводу компенсаций

Каждая из указанных групп классифицируется на виды, поскольку нет в праве социального обеспечения единого правоотношения, в котором гражданин мог бы реализовать право на все виды социального обслуживания.

Пенсионные отношения делятся на виды в зависимости от вида пенсий:

2) по поводу пенсии по старости

3) по поводу пенсии по инвалидности

4) по поводу пенсий по случаю потери кормильца

5) по поводу пенсий за выслугу лет

Правоотношения по поводу пособий столько, сколько видов пособий. Пособия по системе социального обеспечения делятся на:

· ежемесячные

· периодические

· единовременные

В связи с этим правоотношения по поводу пособий по сроку их действий являются пособиями с определенным сроком (в отличие от пенсионных отношений, которые являются правоотношениями с неопределенным сроком).

В отличие от пенсионных субъектами правоотношений по поводу пособий являются не только трудоспособные граждане, но и полностью нетрудоспособные.

Если пособия по временной нетрудоспособности предоставляются работникам, временно утратившим трудоспособность, то такие виды пособия как по безработице, гражданам, имеющим детей, на погребение предоставляются полностью трудоспособным гражданам.

Круг субъектов из числа граждан в этих правоотношениях значительно шире субъектов пенсионных правоотношений. К их числу относятся

1. граждане, у которых наступили поствакциональные отношения,

2. медицинские работники и работники, имеющие право на пособие, если они заразились ВИЧ инфекцией,

3. граждане, которые пострадали в связи с привлечением для борьбы с терроризмом (см. ФЗ «О борьбе с терроризмом).

Вторым субъектом этих правоотношений обязанным предоставить социальное обеспечение в виде пособий выступают различные государственные органы:

1. органы службы занятости, обеспечивающие безработного пособием по безработице

2. органы социальной защиты населения, которые обеспечивают пособиями на детей граждан, имеющих несовершеннолетних детей

3. пособия на погребение в случае смерти пенсионера или неработающего человека

4. работодатель, на которого возложены обязанности назначать и выплачивать пособия:

· по временной нетрудоспособности;

· женщинам по беременности и родам;

· в связи с рождением ребенка;

· за время отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет

· погребение в случае смерти работника, либо несовершеннолетнего члена его семьи

Содержанием правоотношений по поводу пособий являются совокупность прав и обязанностей его субъектов:

· права гражданина на получение конкретного вида социального пособия в установленном законом размере и порядке

· соответствующее этому праву обязанность компетентного органа.

В отличие от пенсионных отношений основанием возникновения правоотношения несложные, а простые юридические составы (1-2 юридических факта).

Прекращение правоотношений чаще всего по истечению срока получения пособия по закону:

· выздоровление ребенка

· окончание отпуска по беременности и родам

· трудоустройство безработного

В некоторых случаях данные правоотношения, возникнув сразу прекращаются, поскольку гражданин реализовал право на пособие. Это касается правоотношений возмещающих в связи с единовременными пособиями (на погребение, на рождение ребенка — произошла реализация права); смерь получателя пособий (юридические факты).

Правоотношения по поводу компенсационных выплат.

Это новый вид правоотношений в системе права РФ. Компенсации все введены в новом законодательством РФ, их не было в советском праве. Название «компенсационные выплаты» часто не соответствует его целевому значению. По общему правилу, компенсация должна возместить убытки, расходы гражданина. На самом деле законодатель именует компенсации и выплаты, которые представляются гражданину с целью материальной поддержки.

Нормы права социального обеспечения живут и действуют лишь в правоотношениях сферы данной отрасли.

Все правоотношения по социальному обеспечению — это система конкретных юридических связей субъектов права социального обеспечения.

Правоотношение — это урегулированное нормами права общественное отношение, т.е. предписанное нормами права правомерное поведение субъектов права в определенных отношениях.

Правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права социального обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект — гражданин (семья) — реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект — орган социального обеспечения — обязан обеспечить эту реализацию.
Все социальное обеспечение граждан производится через вступление их в соответствующие правоотношения (юридические связи) с органами социального обеспечения. Они являются субъектами данных правоотношений.

Правоотношения по социальному обеспечению имеют претензионно-обеспечительный характер, когда один субъект — гражданин (семья) — правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида социального обеспечения, а другой субъект — орган социального обеспечения — обязан его предоставить. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них и права и обязанности, но право по обеспечению — на стороне гражданина (семьи), а обязанности по его предоставлению — у органа социального обеспечения.

Классификация правоотношений по социальному обеспечению

Все правоотношения по социальному обеспечению следует классифицировать по следующим основаниям:

1. по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения:

  • процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказ в нем;
  • основные материальные правоотношения по выплате уже назначенных пенсий, пособий, социальных компенсаций и оказанию социальных услуг действиями в натуральном виде;
  • процессуальные правоотношения по разрешению споров о социальном обеспечении.

или же:

  • для назначения вида обеспечения;
  • для получения вида обеспечения;
  • для рассмотрения спора о социальном обеспечении;

2. по видам социального обеспечения:

  • пенсионные;
  • по поводу пособий и иных социальных выплат;
  • по оказанию бесплатной медицинской помощи, бесплатному и льготному лекарственному обеспечению;
  • по бесплатному и льготному социальному обслуживанию.

3. по срокам правоотношений:

  • длящиеся постоянно;
  • до конкретного определенного срока (т.е. периодические);
  • разовые (единовременные);

4. по формам социального обеспечения:

  • государственное социальное страхование;
  • социальное обеспечение из государственного и муниципального бюджета;
  • дополнительные виды добровольного страхования.

Правоотношения по социальному обслуживанию являются одним из видов правовых отношений по социальному обеспечению. В основе правоотношений по социальному обслуживанию лежат основанные на норме права экономические отношения по предоставлению социальных услуг гражданам, нуждающимся в их предоставлении, поэтому основными правоотношениями по социальному обслуживанию являются материальные правоотношения. Процедурные и процессуальные правоотношения, регламентированные нормами права, обеспечивают реализацию прав граждан на социальное обслуживание.

В зависимости от видов обеспечения можно выделить правоотношения:

  • • по социальному обслуживанию на дому;
  • • полустационарному социальному обслуживанию;
  • • стационарному социальному обслуживанию;
  • • предоставлению срочных услуг;
  • • обеспечению протезно-ортопедическими изделиями;
  • • обеспечению специальными транспортными средствами, а также другие правоотношения.

Субъектами правоотношений по социальному обслуживанию являются, с одной стороны, поставщик социальных услуг — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание, с другой — получатель социальных услуг — гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги.

К числу поставщиков социальных услуг следует отнести уполномоченные органы государственной власти РФ, уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ, иные уполномоченные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица, предоставляющих социальные услуги.

Приказом Минтруда России от 17 апреля 2014 г. № 258н утверждена примерная номенклатура организаций осуществляющих социальное обслуживание. В зависимости от формы социального обслуживания социальные услуги оказывают организации, осуществляющие стационарное социальное обслуживание, полустационарное социальное обслуживание, на дому, срочные социальные услуги.

Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» установлены специальные виды учреждений социального обслуживания для детей. К ним относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В таких учреждениях оказывается помощь детям-сиротам, детям, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей, которых не установлено, детям одиноких матерей (отцов), детям безработных, беженцев, вынужденных переселенцев и детям семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства.

Получателями социальных услуг могут быть как отдельные граждане, так и семьи.

Следует выделить следующие категории граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг:

  • 1) инвалиды (в том числе дети-инвалиды);
  • 2) граждане пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;
  • 3) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, безнадзорные и беспризорные дети, несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении, дети, подвергшиеся жестокому обращению в семье (психическому или физическому насилию);
  • 4) малообеспеченные;
  • 5) граждане без определенного места жительства, в том числе лица, не достигшие возраста двадцати трех лет и завершившие пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • 6) женщины, подвергшиеся психическому или физическому насилию;
  • 7) граждане, оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных бедствий, катастроф, пострадавшие в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, беженцы и вынужденные переселенцы и т.д.);
  • 8) другие категории граждан, нуждающиеся в предоставлении социальных услуг.

К нуждающимся в предоставлении социальных услуг относятся семьи:

  • 1) находящиеся в социально опасном положении (семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними), или в состоянии внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
  • 2) имеющие в своем составе ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • 3) малообеспеченные;
  • 4) состоящие из одних пенсионеров (семьи, в состав которых входят пожилые и инвалиды, одинокие супружеские пары и др.);
  • 5) оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных бедствий, беженцы и вынужденные переселенцы и т.д.);
  • 6) имеющие в своем составе детей-инвалидов, детей с отклонениями в умственном, физическом и психическом развитии, а также другие категории семей, нуждающихся в социальных услугах.

Органы государственной власти РФ, органы государственной

власти субъектов федерации наделены полномочиями в сфере социального обслуживания по созданию специальных служб и управлению государственной системой социальных служб, а также непосредственно осуществляют мероприятия в сфере социального обслуживания. Так, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, а органы образования, социальной защиты населения и органы здравоохранения обеспечивают воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Объектом правоотношений являются социальные услуги, предоставляемые гражданину (семье), нуждающемуся (-йся) в социальном обслуживании.

В качестве оснований, когда гражданин (семья) может быть признан нуждающимся в социальном обслуживании, устанавливают обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности и которые и есть юридические факты, являющиеся основаниями возникновения и изменения правоотношений по социальному обслуживанию, в том числе:

  • 1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • 2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка- инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • 3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • 4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • 5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
  • 6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • 7) отсутствие работы и средств к существованию;
  • 8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта РФ признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Социальные услуги гражданам (семьям) предоставляются на основании индивидуальной программы. Индивидуальная программа является документом, составляемым уполномоченным органом субъекта РФ, в котором указываются форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы. Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя носит рекомендательный характер, а для поставщика социальных услуг является обязательной.

Прекращение правоотношений по социальному обслуживанию происходит, когда у гражданина (семьи) получающих социальные услуги отпали обстоятельства, которые ухудшали или могли ухудшить условия его жизнедеятельности. Например: восстановление у инвалида способности к самообслуживанию и самостоятельному передвижению; разрешение внутрисемейного конфликта; обеспечение жильем лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и другие.

Субъекты правоотношений по социальному обслуживанию наделяются определенными правами и обязанностями, при этом объем прав и обязанностей зависит от вида правоотношений.

Получатели социальных услуг имеют право на: уважительное и гуманное отношение; получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг; выбор поставщика или поставщиков социальных услуг; отказ от предоставления социальных услуг; защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством РФ; участие в составлении индивидуальных программ; обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно- гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход; свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время; социальное сопровождение.

Получатели социальных услуг обязаны: в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта РФ предоставлять сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг; своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг; соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату.

Поставщики социальных услуг вправе: направлять в соответствующие органы государственной власти, а также органы местного самоуправления запросы и получать от указанных органов информацию, необходимую для организации социального обслуживания; отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг и в иных случаях, предусмотренных законодательством; быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг; получать в течение двух рабочих дней информацию о включении их в перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг; предоставлять гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, дополнительные социальные услуги за плату.

Поставщики социальных услуг обязаны: осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством; предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями; предоставлять срочные социальные; предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно; использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством РФ о персональных данных требованиями о защите персональных данных; предоставлять уполномоченному органу субъекта РФ информацию для формирования регистра получателей социальных услуг; осуществлять социальное сопровождение; обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы; предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети «Интернет» и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания; выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания; обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время; обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг; исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальное обслуживание.

Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению

Правоотношения по социальному обеспечению – общественные отношения, урегулированные нормами права, возникающие между гражданами и органами государства, местного самоуправления, организациями и гражданами-работодателями, по поводу предоставления гражданам материального и иных видов обеспечения в случае наступления социальных рисков.

Признаки правоотношений по социальному обеспечению:

  • 1) правоотношения имеют волевой характер;
  • 2) урегулированы правом;
  • 3) складываются между обязанными (органы государства, местного самоуправления, организации и граждане-работодатели) и уполномоченными (граждане) субъектами;
  • 4) возникают по поводу материального и иных видов обеспечения;
  • 5) возникают на основе юридических фактов.

Существуют различные классификации правоотношений по социальному обеспечению.

Основная классификация проводится по видам обеспечения (по объекту правоотношения): пенсионные, по предоставлению пособий (обеспечению пособиями), компенсационных выплат, по медицинской помощи, социальному обслуживанию, предоставлению мер социальной поддержки. Данные виды правоотношений содержат более мелкие единицы классификации – подвиды. Например, пенсионные правоотношения подразделяются на правоотношения по поводу предоставления пенсии по старости, инвалидности, случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальной пенсии.

По сроку действия правоотношения по социальному обеспечению могут быть длительными (выплата пенсии, пособий), в том числе пожизненными, и единовременными (кратковременными) (к примеру, выплата единовременного пособия).

Предпосылками возникновения правоотношений по социальному обеспечению являются правосубъектность сторон и юридические факты.

Субъекты, объекты и содержание правоотношений по социальному обеспечению

Субъекты правоотношений по социальному обеспечению в зависимости от своей роли в распределительных отношениях подразделяются на субъекты, имеющие право на социальное обеспечение, и субъекты, обязанные его предоставить.

Субъекты – граждане, имеющие право на социальное обеспечение, представлены различными группами: несовершеннолетние, инвалиды (включая детей-инвалидов), лица, достигшие пенсионного возраста, лица, получающие пенсии по возрасту, по случаю потери кормильца, нетрудоспособные граждане, лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации, утратившие возможность к самообслуживанию и др.

Граждане обладают таким юридическим свойством, как правосубъектность, т.е. предусмотренная нормами права способность лица быть участником правоотношений.

Первый элемент правосубъектности – правоспособность. В теории права под правоспособностью понимается предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

По мнению В. Ш. Шайхатдинова, «правоспособность граждан в области социального обеспечения представляет собой общественно-юридическое качество – способность лица быть участником отраслевых правоотношений. Она выступает в качестве предпосылки, условия приобретения участником правоотношения субъективного права на какой-либо вид социального обеспечения. Поэтому элементами правоспособности являются права на пенсию, пособие, медицинскую помощь и др.»

Социально-правовая правоспособность является составной частью общеправовой правоспособности, возникает у каждого гражданина с момента рождения и прекращается с его смертью или признанием его умершим.

Вторым элементом правосубъектности выступает дееспособность (предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности). Граждане могут обращаться в соответствующие органы с целью приобретения прав (за назначением пенсий, пособий, предоставлением мер социальной поддержки, защитой нарушенных прав), а также нести ответственность за свои неправомерные действия. Возраст наступления дееспособности в законодательстве о социальном обеспечении не определен, поэтому встречаются различные варианты приобретения дееспособности. Ее появление может совпадать с появлением, во-первых, трудовой праводееспособности (возникновение права на пособие по временной нетрудоспособности, трудовую пенсию по инвалидности и др.), во-вторых, гражданско-правовой праводееспособности (право на государственные пособия гражданам, имеющим детей). Кроме того, в отношении отдельных групп субъектов социального обеспечения установлены специальные нормы о дееспособности (например, у лица, достигшего 14-летнего возраста, возникает право самостоятельного обращения за назначением пенсии). Нормами законодательства о социальном обеспечении может быть установлен и повышенный возраст дееспособности. Так, медицинская стерилизация может быть проведена гражданину не моложе 35 лет.

Из вышесказанного делаем вывод, что правоспособность является условием для существования субъективного права либо обязанности, а дееспособность характеризует степень самостоятельности приобретения прав и обязанностей.

К субъектам, обязанным предоставлять обеспечение, относятся: Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы, Фонд обязательного социального страхования РФ и его территориальные органы, федеральные и территориальные органы Фонда обязательного медицинского страхования РФ, органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, иные органы государственной власти, местного самоуправления, организации, работодатели – физические лица. Указанные субъекты, за исключением работодателей – физических лиц, являются юридическими лицами.

Правосубъектность юридического лица складывается из правоспособности и дееспособности, возникающих одновременно, с момента регистрации юридического лица (госоргана). Правосубъектность лиц, обязанных предоставлять обеспечение, является специальной, выступает в виде компетенции, т.е. суммы прав, обязанностей и полномочий. Специальная правосубъектность осуществляется в материальных правоотношениях, а в процедурных правоотношениях проявляется административно-правовая правоспособность юридического лица.

Объект правоотношений по социальному обеспечению – материальные блага и услуги, адресованные гражданину, по поводу которых возникают правоотношения.

Конкретными объектами правоотношений по социальному обеспечению выступают пенсии, пособия, компенсационные выплаты, меры социальной поддержки, социальное обслуживание, медицинская помощь.

Содержание правоотношений – субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами (участниками) правоотношения.

Содержание правоотношений по социальному обеспечению представляет собой совокупность субъективных прав и юридических обязанностей граждан и уполномоченных органов по поводу получения и предоставления социального обеспечения.

В правоотношениях по социальному обеспечению субъективные права граждан включают правомочие требовать у уполномоченных органов предоставления конкретных видов обеспечения в установленные сроки, в определенных законом размерах. В свою очередь, у уполномоченных органов существуют соответствующие праву граждан обязанности: выплата пенсий, пособий, их перерасчет, индексация, предоставление медицинских услуг и др.

Граждане несут обязанность по предоставлению надлежаще оформленных документов, извещению уполномоченных органов о наступлении обстоятельств, влекущих изменение, прекращение, приостановление предоставления обеспечения.

Организации-работодатели и работодатели – юридические лица обязаны выдавать надлежаще оформленные документы для назначения пенсий, пособий и др., сообщать в уполномоченные органы о приеме на работу и т.п.

Уполномоченные органы вправе потребовать от граждан предоставления необходимых документов, сообщения сведений, явки на экспертизу, соблюдения режима и пр.

Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению выступают юридические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают правовые последствия. К числу таких обстоятельств могут относиться как события, независящие от воли людей (рождение ребенка, достижение определенного возраста, наступление нетрудоспособности), так и действия, совершаемые по воле (обращение за пенсией, пособием).

Особенностью отношений по социальному обеспечению является их сложность, поэтому для возникновения, изменения, прекращения правоотношения недостаточно одного юридического факта, а требуется наступление юридического состава – комплекса разнородных, самостоятельных юридических фактов, имеющих самостоятельное правовое значение. Возникновение правоотношений по социальному обеспечению является результатом взаимодействия всех элементов юридического состава.

Возникновение правоотношений по социальному обеспечению связывается с наступлением таких обстоятельств, как наличие страхового стажа определенной продолжительности, достижение определенного возраста, наступление временной нетрудоспособности, инвалидность, беременность, рождение ребенка, смерть кормильца, факт иждивения, потеря источника средств существования. На возникновение данных правоотношений влияют также причины инвалидности, размер заработка, факт подачи заявления в уполномоченный орган, вынесение решения уполномоченным органом о предоставлении обеспечения и др.

Правоотношения могут возникать только при наличии полного юридического состава, предусмотренного нормами права. Так, для возникновения правоотношения по обеспечению пенсией по старости требуется наличие страхового стажа не менее пяти лет, достижение пенсионного возраста, подача заявления в Пенсионный фонд РФ, вынесение этим Фондом решения о предоставлении пенсии.

Изменение правоотношений могут повлечь такие юридические факты, как увеличение продолжительности стажа, увеличение заработка, изменение группы инвалидности, состава семьи, нарушение режима содержания в лечебно-профилактических учреждениях и др.

Прекращение правоотношений по социальному обеспечению следует из смерти пенсионера, восстановления трудоспособности, истечения срока выплаты и др.

Добавить комментарий