Правопонимание психологической школы права

Психологическая школа права

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА — одно из наиболее активно развивающихся направлений современной юриспруденции, возникшее на рубеже XX в. одновременно с психологическим направлением в социологии и других общественных науках. Представители П.ш.п.: Г.Тард (Франция),Л. Кнапп. А. Бирлинг, Э. Ленинг (Германия), Росс, Р. Вест. П. Сорокин и др.

В соответствии с учением крупнейшего теоретика П.ш.п. российско-польского социолога и правоведа Л. Петражицкого, основу права образуют не социально-экономические условия жизни общества, а некие явления психики человека или психологические факторы. Речь идет прежде всего об определенных свойствах человека испытывать особую разновидность психических переживаний, которые формируют у него чувства должного как основу правового сознания.

Вообще исследование взаимосвязи между психическими явлениями и правом предполагает как минимум три возможных подхода:

— психическим явлением можно считать само право;

— можно не относить право к числу психических явлений, но говорить о его обусловленности этими явлениями;

— можно считать, что право связано с психическими явлениями каким-либо опосредованным способом.

На основании изложенных подходов и строятся разнообразные концепции права в рамках П.ш.п. Считается, например, что причиной возникновения права является чувство коллективности и соответствующее ему стремление жить в сообществе с другими людьми. чувство солидарности, справедливости и т. д. Наряду с перечисленными, в соответствии с разработанной в 50-е гг. теорией Т. Живановича, основными психологическими факторами права являются чувство мести и чувство меры. Некоторые авторы (например, Дж. Фрэнк) утверждают. что право обусловлено такими психологическими факторами, которые могут быть выявлены в процессе психоанализа (эдипов комплекс, стремление к подчинению отцовской власти и т. п.). В соответствии со взглядами Росса, в основе права лежит интуиция, в результате чего общественные явления есть лишь следствие противоречий в сознании отдельных индивидов. Один из основателей П.ш.п., французский социолог Г. Тард считал, что в основе всех социальных ценностей и норм, в том числе правовых, лежит инстинкт подражания. Многие идеи П.ш.п. в 30-е гг. были восприняты американской социологической юриспруденцией, где они нашли выражение в концепции «свободного судейского усмотрения» как одного из способов реализации правовых эмоций.

В качестве отличительной особенности современных направлений П.ш.п. можно отметить анализ права с точки зрения психологических особенностей различных социальных групп — профессиональных коллективов, семьи, политических группировок и т. п.

Лит.:

История политических и правовых учений. XX в. М., 1995;

Сурия П.С. Юриспруденция. Философия права: Краткий курс. М., Budapest. 1996;

Пешка В. Психологические концепции в современной буржуазной теории права//Критика современной буржуазной теории права. М.,1969.

Жуковская Н.Ю.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Социологическая школа права: основные направления.

Предтечей этой теории явилась «школа свободного права», представители которой (Эрлих и др.) выступали за «живое право народа», основанное не на законе, а на свободном усмотрении судей.

Социологическая школа права, как одно из основных направ­лений буржуазной правовой науки, внешне противоположное абстрактно-нормативному и выступающее с его критикой, сло­жилась в первой третиXX в. первоначально в Европе, а затем получила наибольшее распространение в США. Представители этого направления, пронизанного философией прагматизма и распадающегося на ряд течений (Дж. Дьюи, Р. Паунд, Д. Фрэнк, Левеллин и др.), эклектически охватывают собирательным поня­тием «право» административные акты, судебные решения и при­говоры, обычаи, правосознание судей и иных должностных лиц, правоотношения, а также и юридические нормы, значение кото­рых среди названных правовых средств воздействия на поведение людей всячески принижается.

В представлениях сторонников социологической теории право должно рассматриваться не иначе, как в «действии», в про­цессе применения. «Право, — по утверждению Джона Дьюи, — есть деятельность, посредством которой можно осуществлять вмешательство в другую деятельность». Что касается правовой нормы, то она лишена сколько-нибудь активной роли: «глас во­пиющего в пустыне», «клочок бумаги», «голый стандарт», напол­няемый содержанием в каждом конкретном случае посредством издания индивидуальных административных или судебных актов. Способностью творить право наделяются судьи: «право состоит из норм, которые устанавливает суд, определяя права и обязанности сторон». При этом подчеркивается значение психи­ческого переживания судьей того, что есть право, при разреше­нии конкретного дела.

Несмотря на различные модификации, общее во взглядах юристов-«социологов» на право состоит в том, что все они, так или иначе, понимают под ним совокупность «правовых» отноше­ний, возникающих и существующих независимо от норм; сло­жившийся в жизни «социальный порядок» или «правопорядок», а в конечном счете «фактический образ деятельности правитель­ства, судов и других государственных органов и его должностных лиц».

Не трудно заметить, что подобное понимание права, с одной стороны, приближает его к реальной жизни, юридической прак­тике, на что ссылаются представители социологической школы права, а с другой — теоретически обосновывает и оправдывает административный и судебный произвол.

Психологическая

Данная теория получила свою детальную разработку в XX в. и связана с именами Петражицкого, Росса, Фрейда, Рейснера и др.

Представители данной теории придерживались идеи, что именно психика людей является фактором, определяющим развитие общества, его морали, права, государства.

Наиболее известным сторонником психологической теории являлся Л.И. Петражицкий. По его мнению, правовые феномены появляются в сознании человека, когда он испытывает ощущения, связанные с правами и обязанностями в определенный момент времени. Для их познания необходимы самонаблюдение и внешнее наблюдение чужого психического опыта. Главное различие между правом и нравственностью Петражицкий видел в различии между императивным характером нравственности и императивно-атрибутивным характером права. Императивность предстает в понимании Петражицкого индивидуально-личностным сознанием долга, обязанности. Атрибутивность понимается как сознание своего права, выступающее вовне как притязание. Для нравственности важен момент добровольности в исполнении обязанностей, тогда как для права главное сосредоточено в непременном исполнении обязанностей.

В исследовании функций права Петражицкий выделил организационную и дистрибутивную функции. Организационная функция состоит в наделении одних индивидов правом издавать обя­зательные для других веления и наделении других индивидов обязанностью исполнять эти веления. Дистрибутивная функция заключается в распределении экономических благ, в первую очередь посредством концепции собственности.

Петражицкий распространял действие права на более широкую область, чем это было традиционно принято. Так, он относил к праву спортивные правила, правила гостеприимства и этикета, отношения криминальных групп, возлюбленных и т .д.Право Петражицкий подразделял на позитивное и интуитивное. Если позитивное право обладает единой структурой правил для больших или меньших человеческих сообществ, игнорирует индивидуальные особенности, то содержание интуитивного права индивидуально, разнообразно., права и обязанности позитивного права, по мысли Петражицкого, являются временными и локальным, а права и обязанности интуитивного права — универсальными.

Петражицкий различал более 15 видов положительного права. Помимо официального права (законодательства) он различал книжное право, право религиозно-авторитетных примеров, дого­ворное право, прецедентное право, право юридических пословиц и поговорок и т.д.

Петражицкий выявил три эволюционные тенденции в развитии права:1.Ослабление мотивационного давления права в виде санкций поощрений.

2.Смещение с грубых символов (страх) на более тонкие побудительные мотивы (стимулы прибыли); от эгоистических к смешанным, а затем к альтруистическим мотивам.3.Постепенное усиление требований права.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 14

1. Э.Р. Бирлинг , Л.И. Петражицкий, А. Росс

Психологическая теория: Право есть результат человеческих переживаний. Законы государства зависят от психологии людей. Понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей — правовых эмоций людей

2. Ойген Эрлих, С. А. Муромцев , Роско Паунд

Социологическая школа -основанная на представлениях о праве как реально сложившемся порядке в общественных отношениях; как нормах, отношениях, воспроизводящихся в социальной практике; как инструмента общественных преобразований. Право предстает как социально обусловленный феномен, причины, источники и механизмы действия которого заключены в самом обществе.

ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА. ПРАВО, СПРАВЕДЛИВОСТЬ И СВОБОДА. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА ПРАВО.

Теория естественного права — право у человека возникает от рождения и природы, который обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них.

В наши дни не может быть и речи ни о произвольном возникновении права, ни о неизменности естественно-правовых норм, ни об их практическом первенстве или равенстве с нормами положительного права. Естественное право само создаётся из закономерного процесса истории, развивается вместе с этим процессом и во всяком случае представляет собой не настоящее П., а только идеальное построение будущего и критическую оценку существующего П. Историческая точка зрения устраняет возможность сплошной критики всего бывшего и существующего, предлагая рассматривать все совершающееся с точки зрения закономерности. Но, утверждая закономерность исторического процесса, эта точка зрения не может не различать, в каждый данный исторический момент, старого и нового, отживающего и нарождающегося. Понятие смены эпох и течений, дающей торжество новому над старым, свежему над отжившим, служит основанием к этому различию, а вместе с тем и к критической оценке существующего. Идеальные построения будущего слагаются из нарождающихся элементов существующего, и потому сами по себе они неспособны создать ничего безусловно нового; но они как нельзя более пригодны для того, чтобы сообщить новым течениям ту определённость и силу, которая служит залогом торжества. Естественное П., понятое таким образом, представляет собой постоянно развивающееся идеальное сознание о П., возникающее из жизненных потребностей и содействующее их дальнейшему росту. Оно является той атмосферой, в которой вырабатывается действительное П. Пока сознание не претворилось в форму закона или обычая, оно представляет собой не более как нравственное требование; но и в этом качестве оно действует на существующее П., смягчая его резкости и односторонности. Нравственность находится в постоянном взаимодействии с П.; естественное П., как идеальная оценка действующих форм, есть не что иное, как частное проявление этого взаимодействия. Если современная философия П., в полном согласии с исторической наукой, приходит к восстановлению критических тенденций естественного П., то в указаниях этой науки она черпает подтверждение и для того давнишнего наблюдения, которое открывало в природе человека и общества некоторые неизменные и общие основы правообразования. Сравнительно-историческое изучение правовых институтов показывает, насколько справедлива была старая мысль о существовании общих элементов в правовых системах различных народов. Старые основы естественно-правовой философии вновь возрождаются в современной науке, наделенные всей конкретностью иcторического созерцания и освобожденные от прежней произвольности.


ФУНКЦИИ ПРАВА.

Функции права — основные направления воздействия права на общественные отношения, выражающие его сущность и социальное назначение.

Право, регулируя, охраняет. Право понимается соц.регулятором, инструментом, с помощью которых субъекты права строят свои отношения.

Функции:

1. Регулятивная:

1) Регулятивно-статическая – закрепление общественных связей и порядка (равноправие граждан перед законом и судом)

2) Регулятивно-динамическая – обеспечивает активное поведение людей при использовании субъективных прав или выполнении юрид.обязанностей

2.Охранительная – устанавливая запреты, нормы права охраняют общ.отношения

3.Превентивная (превенция) — предупредительная

4.Информативная

5.Компенсационная (восстановительная)

(1. К общесоциальным относят, в частности:

а) экономическую функцию — например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;

б) политическую функцию — право регулирует деятельность субъектов политической системы;

в) коммуникативную функцию — посредством права обеспечивается связь между объектами управления;

г) экологическую функцию.

2. Специально-юридические функции:

а) регулятивная — выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;

б) охранительная — направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;

в) оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

г) воспитательную функцию — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;

В зависимости от сферы общественных отношений, попадающих под функциональное воздействие права, и внутреннего строения права выделяют:

•общеправовые функции, относящиеся ко всей внутригосударственной системе права, которая объединяет на согласованных началах норм, институты, отрасли права;

•межотраслевые функции, действующие в отношении таких отраслевых семей, как публичное или частное право, материальное или процессуальное право;

•отраслевые, связанные, в частности, с конституционным правом (функция закрепления прав и свобод человека и гражданина), уголовным правом (функция определения деяний, признаваемых преступлениями, и установления наказаний за их совершение);

•функции отдельных норм права, имеющие специфическую направленность, связанную, например, с действием запрещающих норм в уголовном праве; поощрительных норм в трудовом праве, обязывающих — в административном и др.)

ПРИНЦИПЫ ПРАВА.

Принципы права – основополагающие начала, руководящие идеи, выражающие его сущность и назначение.

Выделяют 3 группы принципов:

1. Общеправовые:

-принцип гуманизма

-справедливости

-законности

-демократизма

-равенства перед законом

2. Межотраслевые (для 2-3 отраслей права):

-принцип состязательности (в уголовном и гражд.праве)

-неотвратимости ответственности (для уг. и адм.права)

-равенства сторон (гражданское и семейное право)

Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек: гражданин, юрист, ученый.

Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы.

составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым и несправедливым.

Естественно-правовые взгляды берут свое начало еще в Древней Греции и Древнем Риме (Демокрит, Сократ, Платон). Отражают попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. Данная теория утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека. Благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право. Она концептуально соединяет право и нравственность. Однако, не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности.

Позитивистская теория (Бергб, Шершеневич) возникла в значительной степени как опозиционная «естественному праву». В отличие от естественно-правовой теории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Позитивизм отождествляет право и закон.

Нормативистская теория основана на представлении о том, что право – это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах (Кельзен).

Современное понимание этой теории:

Право – это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах,

Нормы права издаются государством, в них отражается государственная воля, возведенная в закон;

Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения;

Само право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства;

От норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение.

Позитивное: такой подход позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства; обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и индивидуально-властных велений; содействует формированию «нормативного» представления о праве как формально-логической основе правосознания граждан; обеспечивает формальную определенность права, что позволяет четко определить права и обязанности субъектов, фиксировать меры и средства гос. Принуждения; позволяет абстрагироваться от классово-политических характеристик права.

Минусы:отрицание обусловленности права потребностями общественного развития, игнорировании естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм, абсолютизации государственного влияния на правовую систему.

Психологическая теория (Петражицкий) правом признает конкретную психическую реальность – правовые эмоции человека. Последние носят императивно-атрибутивный характер и подразделяются на: переживание позитивного права, установленного государством; переживание интуитивного, личного права. Интуитивное право выступает регулятором поведения человека и поэтому рассматривается как реальное, действительное право.

Положительное: теория обращает внимание на 1 из важнейших сторон правовой системы – психологическую.

Недостатки: односторонний характер, отрыв от объективной реальности, невозможность в ее рамках структурировать право, отличать его от иных социально-регулятивных явлений.

Социологическая теория права (Дюги, Муромцев, Эрлих, Паунд). Рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни. В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются. Они являются признаками права, а само право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешит спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.

Позитивное:общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления; теория доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений; учение подчеркивает роль права как средства социального равновесия, возвышает роль судебной власти.

Отрицательное: отрицание нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права – интереса – самим правом.

Малько А. Теория Г и П. (учебное пособие) 2004г.

Психологическая школа права ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА — направление в юридической науке, возникшее в начале XX в., рассматривающее право как явление психической жизни. Представители этой школы — Л. Кнапп, А. Бирлинг, Э. Ленинг, Л.И. Петражицкий и др.

Согласно теории Л.И. Петражицкого, право не является объективно существующим явлением социальной жизни, а представляет чисто психический феномен, особую разновидность тех переживаний, которые в психологии называются эмоциями. Особенность правовых эмоций состоит в их двойственной природе. Они обладают т.н. императивно-атрибутивной природой в отличие нравственных эмоций, обладающих императивной природой.

Нравственные (императивные) эмоции, или переживания индивида, связаны со «свободными» обязанностями, т.е. такими, на выполнение которых др. сторона, др. лицо не может претендовать. Напр., человек может при виде нищего переживать соответствующую эмоцию, повелевающую ему дать нищему милостыню, но сам нищий не может требовать милостыни как чего-то обязательного, причитающегося ему от данного лица.

Правовые (императивно-атрибутивные) эмоции более сложны: они включают в себя и переживание того, что определенная обязанность не свободна, поскольку соответствующее лицо может потребовать выполнения этой обязанности. Так, должник переживает свой долг кредитору не только как обязанность уплаты по своей воле, но и как признание правомерности требований кредитора.

Все правовые запреты, повеления, дозволения Л.И. Петражицкий рассматривал исключительно как продукт психических переживаний, как своеобразные «эмоциональные фантазмы» (см. подр.: Юридический словарь. — М., 1953).

Добавить комментарий