Правопорядок и общественный порядок

Законность, правопорядок и общественный порядок: понятие, соотношение и общая характеристика

Проблемы законности, правопорядка и общественного порядка в теоретическом плане исследованы еще слабо, хотя и написано немало трудов в этой области и защищено огромное количество диссертаций. Среди слабо изученных проблем следует назвать концептуальные проблемы четкого определения понятий законности, правопорядка и общественного порядка, характеристики разных позиций роли законности и правопорядка в жизни общества, соотношения законности и правопорядка в условиях развивающихся демократических институтов, уточнения принципов, требований и гарантий законности, проблемы правового закона и правовой законности в историческом и современном аспектах. Рассмотрим некоторые из этих проблем.

Начнем с проблемы более четкого определения законности, правопорядка и общественного порядка в современных условиях.

Теоретики государства и права по-разному трактуют понятие законности, а отсюда возникает немало проблем в науке, на практике и в жизни людей.

Одни ученые утверждают, что законность – это принцип государственной и общественной жизни, представляющий собой систему требований неуклонного соблюдения законов и их действительной реализации государством, всеми его органами, общественными организациями, коммерческими фирмами, должностными лицами, гражданами. Другие как бы им возражают, доказывая, что законность – деятельность, направленная на практическое претворение в жизнь этого основополагающего принципа, и ее следует рассматривать как организационное условие реализации права и обеспечения правопорядка. Третьи предлагают законность понимать в двух смыслах – в широком и узком. В широком смысле законность рассматривается как господство законов в общественной жизни, т.е. как правовой режим (порядок), при котором нормы права осуществляются всеми участниками правовых отношений. В узком же смысле законность понимается как принцип деятельности государственных органов. Четвертые констатируют, что исторически законность возникла как требование государственной власти соблюдать законы. Обосновывается, что еще с античных времен каждый класс, приходящий к власти, создавал новое право и соответственно новое законодательство. Завоевав власть, правящий класс добивался обеспечения соблюдения и исполнения законов. Суждения о необходимости соблюдать законы были классическими – говорили, что закон суров, но, зато, это закон. Законность рассматривалась как противовес беззаконию и произволу властей. При этом сторонники этой точки зрения различали произвол социальный и юридический. Социальный произвол в правотворческой деятельности означает, что законодательство находится в противоречии с объективными закономерностями развития общества, когда юридические законы вступают в коллизию с социальными отношениями, задерживают прогресс, дестабилизируют ситуацию в обществе. Юридический произвол – это метод государственного управления, который противостоит законности. Его суть заключается в том, что действия органов исполнительной власти вступают в конфликт с действующим законодательством.

Таким образом, для одних законность – это принцип государственной и общественной жизни, для других – это господство законов в обществе, для третьих – метод деятельности государственных органов, для четвертых – требование государственной власти соблюдать закон. Как нам думается, сегодня на проблему понятия законности необходимо смотреть шире и под законностью понимать не только принцип, метод или режим, или некое формальное соответствие деятельности участников общественных отношений предписаниям норм права. Понятие законности в современных условиях, когда во всем мире и в России увеличивается число правонарушений и негативных правовых явлений, необходимо, прежде всего, связывать с правовыми законами и правовой законностью (признаваемыми населением, одобряемыми).

Если говорить о верховенстве закона и господстве принципа законности в правовом государстве, то имеются в виду не всякий закон и нс всякая законность, но только – правовой закон и правовая законность – в их противоположности и противостоянии к неправовому (правонарушающему, произвольному) закону и соответствующей законности.

При условии, что право отождествляется с законом, то реализация любого закона (в том числе и произвольного) автоматически дает в итоге «правопорядок». Такому правопорядку, как и соответствующему законодательству и законности, не хватает, правда, объективного правового качества. И сегодня многие авторы, характеризуя законность как точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями, неизменно добавляют, что результатом соблюдения требований законности является правопорядок. При этом ясно, что под «правопорядком» по существу в подобных трактовках на самом деле имеется в виду законопорядок. Таким образом, с позитивистских позиций, отождествляющих право и закон, почти невозможно развить согласованное и непротиворечивое учение о правовом законе, правовой законности и правовом порядке. Это возможно лишь с позиции научного правопонимания, опирающегося на ту или иную концепцию различения права и закона (позитивного права в целом).

На наш взгляд, исходной основой для правового порядка могут быть не всякие, а лишь правовые законы. Правовая законность основана на правовых законах, а неправовая – наоборот. Реализация неправового закона, сколь бы точной, неуклонной и всеобщей она ни была, никак не может породить правового порядка. В то же время, в каком бы смысле ни воспринималась законность, суть ее сводится, прежде всего, к необходимости строгого и неуклонного соблюдения, исполнения и применения правовых законов всеми без исключения гражданами, государственными органами, учреждениями, организациями.

Любые законы и иные правовые акты, принятые в установленном законодательством порядке, должны соблюдаться всеми, без исключения, участниками правоотношений. Неправовые законы должны соблюдаться, исполняться и применяться – ибо в противном случае в обществе наступит хаос, смута, революции, – и в тоже время граждане должны эти законы нс только исполнять, но и осуждать и правовыми способами и приемами добиваться их скорейшей отмены либо изменения их реакционной, антинародной сущности.

Следовательно, в современных условиях законность можно рассматривать как бы в двух ракурсах или аспектах. Во-первых, законность – это, и в самом деле, как отмечалось выше, принцип государственной и общественной жизни, требование строгого, точного и неуклонного соблюдения и исполнения правовых законов всеми гражданами, должностными лицами, учреждениями, организациями. Во-вторых, законность – это неуклонное соблюдение, исполнение не только правовых законов, но и всех правовых норм и предписаний, т.е. как правомерное поведение. Любая законность органически связана с законодательством, не может без нее существовать. Они возникли вместе. Право является важнейшим элементом правового регулирования и в этом смысле законность вытекает из права. Субъекты права соблюдают, исполняют нормы права. Поэтому содержание этих норм определяет содержание законности. Словом, законодательство служит предпосылкой законности и не является атрибутом законности.

Требования закона и требования законности несколько отличны друг от друга и по своей направленности. Если первые преимущественно отвечают на вопрос, что требуется соблюдать, то вторые отвечают на вопрос, как соблюдать. Законность включает в себя не только «должное», но и «сущее». В силу этого законность образует связующее звено между законодательством и правопорядком. Она проникает как в первое, так и во второе: с одной стороны, основные требования законности находят закрепления в законодательстве, а с другой стороны, реализуясь, они создают тот строй общественной жизни, который мы называем правопорядком.

Необходимо также четко различать законность и правопорядок и видеть их тесную взаимосвязь и взаимодействие. Эти различия зависят от сторон законности: предметной («носители» законности – то, что должно соответствовать правовым требованиям); субъектной (состав субъектов, на которых распространяется обязанность соблюдать правовые нормы и право требовать такого соблюдения от других лиц); нормативной (круг правовых норм, обязательных для исполнения). Изменение этих сторон и определяет различный объем ее содержания в конкретных исторических условиях, повышение или снижение ее роли в жизни того или иного общества.

Содержание законности в значительной степени зависит от состава ее субъектов. Большинство теоретиков государства и права связывают само понятие законности с деятельностью всех участников общественных отношений, т.е. государства, его органов, общественных и иных организаций, должностных лиц и граждан. Однако существует мнение, которое значительно сужает этот состав, исключая из него граждан, а в некоторых случаях и общественные организации. По, на наш взгляд, такое исключение кого-либо из состава субъектов законности создает иллюзию необязательности исполнения ими всех правовых норм. Происходит сужение сферы законности, и она из общесоциального, политико-правового превращается в явление значительно более узкое, связанное с деятельностью ограниченного круга субъектов. Такое сужение круга субъектов законности разрушает идею ее всеобщности, обязательности правовых предписаний, равенства всех перед законом, что на деле приводит к размыванию режима законности.

Нормативная сторона законности определяется характером и содержанием правовых норм, соблюдение и исполнение которых образует это понятие. Большинство ученых и практиков связывают законность с необходимостью соблюдения всех правовых норм. Однако есть мнение, что смысл законности заключается в исполнении только норм, сформулированных в законах. На наш взгляд, принятие этой позиции означало бы исключение из сферы законности обязательности соблюдения подзаконных нормативных актов, что неизбежно приведет к ослаблению режима законности в любой стране, а в Российской Федерации, где строится правовое государство тем более.

В этом контексте правопорядок охватывает весь комплекс общественных отношений, которые регулируются и охраняются правом. Речь идет о правовых отношениях, которые возникают, изменяются и прекращаются при постоянном участии норм права и в соотношении с ними. Такие отношения одновременно являются объектом регулирования и правовой охраны. Правовая охрана, о которой в данном случае говорится, распространяется не только на правопорядок в собственном смысле, но и на более широкий по своим масштабам порядок общественных отношений, т.е. на общественный порядок.

Общественный порядок выступает как наиболее общая система общественных отношений, состоящих из структурных подразделений, элементов и подсистем. Он охватывает все общественные отношения, которые регулируются не только нормами права, но и моралью, нормами этики, социальными правилами. В условиях действия демократических институтов в обществе правовые нормы являются основным регулятором общественных отношений. Они регулируют отношения, возникающие в процессе производства и распределения, охраняя различные формы собственности. Этим объясняется центральное положение юридических норм в системе социальных норм, их ведущая роль в укреплении общественного порядка, его цементирующим звеном.

Теоретики государства и права сегодня обсуждают как само понятие «общественный порядок», так и соотношение его с правопорядком и законностью. И если при определении понятия общественного порядка в широком смысле ученые пришли к какому-то единому мнению, то в отношении понятия общественного порядка в узком смысле единства нет, то поиск общепризнанного, приемлемого понятия общественного порядка в более узком понимании важен по той причине, что это дает возможность четко установить сферу деятельности, например, правоохранительных органов.

Общественный порядок и правопорядок соотносятся так же, как и система действующих в обществе социальных норм в целом с одним из их видов – правовыми нормами. Общественный порядок в широком смысле выступает как понятие родовое, а правопорядок – как видовое. Наряду с правопорядком можно выделить и разные виды общественного порядка, например, порядки, возникающие под воздействием норм нравственности или норм общественных организаций. Взаимодействуя друг с другом, они образуют единую систему социально-регулируемых отношений – общественный порядок в широком его понимании. Отсюда сам правопорядок можно определить как вид общественного порядка, который формируется под воздействием норм права. Его охрана охватывает не все области общественного порядка, а лишь ту его часть, которая связана с действием правового регулирования.

Правопорядок имеет целью правовое регулирование, именно для его достижения издаются законы и другие нормативно-правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности. При этом важно иметь в виду, что, во-первых, нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности; во-вторых, укрепление законности закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка; конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности, которое, в свою очередь, определяется рядом обстоятельств, рассматриваемых ниже.

Законность – это принцип, режим, способ и т.д. государственной и общественной жизни, представляющий собой систему требований строгого и неуклонного соблюдения законов, иных нормативных правовых актов реализации государством, всеми его органами, общественными организациями, коммерческими структурами, должностными лицами, гражданами. К признакам законности можно отнести: всеобщность требования соблюдать и исполнять законы, иные нормативные акты; осуществление всех функций государства исключительно на основе законов при строгом соблюдении должностными лицами предусмотренных законодательством прав и свобод личности, гарантии от необоснованного привлечения граждан к ответственности; решительное пресечение и предупреждение любых правонарушений, от кого бы они не исходили.

Правопорядок – это вид общественного порядка, который образуется под воздействием права. Его охрана охватывает не все сферы общественного порядка, а лишь ту его часть, которая попадает под действие правового регулирования и правовой охраны в обществе. Правовая охрана распространяется не только на правопорядок в прямом смысле, но и на общественный порядок в целом. Общественный порядок выступает в этом случае как наиболее общая система охраняемых правом общественных отношений, состоящих из собственных структурных элементов. Правопорядок при этом относится к общественному порядку как часть к целому.

  • Теория государства и права / под ред. Μ. М. Рассолова. – М.: Закон и право, 2004. – С. 450–453.

Понятия «законность» и «правопорядок» близки друг другу; они обычно употребляются в одном ряду. Но все же между ними есть четкая грань. Правопорядок — результат законности, характеризующий степень осуществления её требований. Если законность представляет собой режим общественно-политической жизни, который вводит известные требования, то правопорядок — это уже фактическое состояние упорядоченности общественных отношений, та нормальная жизнь, которая наступает в результате реализации требований законности. Режим законности, выраженный в виде системы политико-правовых требований, на уровне правопорядка, как бы материализуется в системе реальных, да к тому же фактически осуществляемых, правовых отношений.

В правовой сфере трудно найти явления более взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Это привело к тому, что долгое время различие между ними не проводилось, и они употреблялись как равнозначные понятия. Сходство и различие во взаимодействии важно проследить, ибо это имеет огромное практическое значение, как для укрепления законности, так и упрочения правопорядка. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что при анализе и описании законности и правопорядка очень важно учитывать те социальные связи и отношения, в которых они исследуются.

В правовой системе общества есть три категории, соотношение которых целесообразно проследить. Их внутренние взаимосвязи настолько сложны и многообразны, что трудно уловить зависимости и провести различие. Такими категориями являются право, законность и правопорядок. Они имеют много общего, слишком высока степень их взаимопроникновений и зависимостей. Свойства этих категорий переходят из одного в другое качество анализируемых явлений. Так, например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой — их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось выполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось.

Эти категории формируются на одних принципах, взаимосвязаны с государственной властью, у них единое государственно-волевое содержание и интересы. Они связаны с правами, свободами и обязанностями, ответственностью граждан, субъектов права, имеют формальную нормативную определенность и т.д. Но это не отрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, определяющих их качественную самостоятельность.

  • 1. Право, законность, правопорядок — различные по содержанию и характеру категории:
    • -право — установленная законом государственная воля и интересы, их объективированная форма, имеющая нормативную определенность;

законность — качественная сторона правовой деятельности субъектов права и их поведения; свойство метода, принципа, режима;

правопорядок — состояние правовой жизни общества, упорядоченная система правовых отношений и их свойств.

2. Они выступают различными этапами реализации воли и интересов власти и народа:

право — начальный этап, как оформление воли и интересов в обязательные для всех правила, их объективирование;

законность — реализующееся право, правовое качество нормативных и правореализационных актов, процесса их реализации;

правопорядок — претворенное в жизнь право, реализованные воля и интересы государственной власти и народа.

Различен уровень развития правовой материи: начальный момент, движение и конечный результат.

3. Они несут различную правовую функциональную нагрузку. Право, законы — юридическая основа правопорядка, законность — средство его установления, правопорядок — результат осуществления права и законности, упорядочивающий социальную жизнь.

Право и законность — своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность — есть и правопорядок. Нет законности — есть беззаконие, произвол, анархия. Поэтому прочность и совершенство правопорядка находятся в прямой зависимости от законности, от этого качества нормотворческого и правореализационного процесса.

Правопорядок — это основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.

По сути, правопорядок представляет собой реализованную законность, проявляющаяся в системе урегулированных правом отношений. Как видно, основой правопорядка служит право, а условием его достижения — законность.

Поскольку социальное назначение права — регулирование общественных отношений, обеспечение их государственной упорядоченности, то правопорядок можно рассматривать и как цель такого регулирования, и как его итог, т.е. реально достигнутая правовая урегулированность общественных отношений.

Основные признаки правопорядка

  • — это порядок, складывающийся в системе общественных отношений;
  • — он определяется правовыми нормами;
  • — устанавливается вследствие соблюдения законности;
  • — представляет собой упорядоченность, необходимую организованность общественной жизни;
  • — обеспечивается государством посредством различных мер правового воздействия.

В юридической литературе выделены следующие принципы правопорядка: определенность, системность, единство, устойчивость, государственная гарантированность.

Определенность правопорядка заключается в полном соответствии регулируемых правом общественных отношений требованиям формально определенных правовых норм. Этим правопорядок принципиально отличается от отношений, складывающихся под воздействием иных социальных норм (норм морали и др.).

Системность правопорядка предопределяется системой самого права, результатом действия которого он является. Правопорядок — не случайная совокупность не связанных между собой отношений отдельных субъектов права, а именно система отношений (экономических и др.), организуемых, закрепляемых, охраняемых государством посредством права.

Единство правопорядка, как и единство законности, должно иметь место в масштабе всей страны. Недопустимо существование различных правопорядков в разных регионах (областях, районах, городах) единого государства. В то же время недопустимые различия в правопорядке на местах не следует смешивать с учетом региональных особенностей, прямо предусмотренным действующим законодательством.

Устойчивость правопорядка. При использовании гарантий законности и юридических средств охраны правопорядка он приобретает такое важное качество, как стабильность. Тем не менее, опасность дестабилизации имеет место, особенно в периоды национальных конфликтов и др.

Государственная гарантированность. Реализация правовых предписаний, соблюдение законности и в конечном счете, обеспечение правопорядка, охрана его от нарушений обеспечиваются государством. Не случайно одной из функций государства (именно государства, а не отдельных его органов, скажем, правоохранительных) является охрана правопорядка.

Различают понятия «правопорядок» и «общественный порядок».

Общественный порядок — это система общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения всеми субъектами существующих социальных норм (как правовых, так и неправовых: норм морали, религиозных, корпоративных и т.д.), обеспечивающих упорядоченность, согласованность и динамичность всех сфер жизнедеятельности людей. С этой точки зрения, правопорядок — это составная часть общественного порядка, это процесс соблюдения, исполнения, использования и применения законов, и подзаконных актов, это итог воплощения законности в реальные общественные отношения.

Существует понимание общественного порядка в широком и в узком смысле. В широком, можно сказать — в научном, его понимании, общественный порядок охватывает все общественные отношения, регулируемые социальными нормами, вне зависимости от пространственных их характеристик. В узком смысле общественный порядок понимают как порядок отношений только в общественных местах (улицы, парки, кинотеатры, дискотеки и т.п.). Такая трактовка связана с административно-правовой и уголовно-правовой охраной порядка в общественных местах.

Кроме этой сферы, государство, его органы не могут и не должны переходить те границы в общественном порядке, за которыми находятся нравственные, сугубо личные отношения людей.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4

Общественный порядок- система общественных отношений, которая складывается под воздействием всех социальных норм: обычаев, традиций, морали, религиозных, корпоративных предписаний и правовых норм.

Правопорядок- часть общественного порядка, которая складывается под воздействием правовых норм и составляет ядро общественного порядка.

В результате реализации требований законности общественные отношения упорядочиваются, устанавливается порядок, основанный на праве — т.е. правопорядок.

Если правопорядок основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых но и всех иных социальных норм действующих в обществе. Правопорядок представляет собойчасть общественного порядка как устойчивой системы общественных отношений, сложившейся в результате действия всех социальных регуляторов, а не только права. Соотношение заключается в том что правопорядок и общественный порядок характеризуются организованностью и упорядоченностью общественных отношений. Общественный порядок не следует понимать узко, то есть как порядок отношений в общественных местах. Проф. В.В. Лазарев понимает общественный порядок как «определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участ­никами общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их обоснованных интересов, общественное и личное спокойствие». Общественный порядок обеспечивается силой общественного воздействия. Но это не означает, что его состояние безразлично для государства. С одной стороны важнейшей частью общественного порядка является правопорядок. С другой – состояние общественного порядка обуславливает во многом состояние правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок не оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается принудительной силой государства. Можно выделить различия: у них разная нормативная основа; они по разному обеспечиваются, правопорядок опирается на принуждение, то общ. порядок на силу общ. мнения; при нарушении правопорядка (юр.санкции) и общ. порядка (меры морального характера) возникают разные последствия.

83. Понятие, структура и виды правового сознания.

Правосознание — совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций и переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву и к другим правовым явлениям. Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как его осознают и каким хотят видеть в идеале.

Структура правосознания состоит из двух элементов:

-идеологии — система правовых идей, взглядов, теорий. Особенность правосознания в том, что оно отражает право во всех его состояниях в проявлениях, что и отличается от других видов идеологии.

-психологии-чувства, эмоции, переживания связанные с восприятием права и всех производных от него явлений. Психологические моменты пронизывают весь процесс реализации права, механизм правового регулирования, юр. практику. Субъекты права-люди, им свойственны все психологические состояния.

Виды правосознания:

По степени общности правосознание подразделяется на:

-массовое, когда определенные правовые взгляды получают широкое распространение.

-групповое, отражает правосознание определенных социальных слоев населения (студенчества, школы)

-индивидуальное, представляет собой суждение о праве отдельной личности. У каждого конкретного человека представления о праве могут быть неверными, отсталыми или деформированными. Впрочем и групповое сознание, как правило не идеальное.

По глубине отражения правосознание делится на :

-научное (доктринальное), наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, т.к. о правовой систем квалифицированно судят ученные, приводя аргументы, статистику, обоснование.

-профессиональное, близко к научному. Это суждение о праве юристов (судей, прокуроров, т.е. с высшим образованием), ценность их мнений в доказательности, компетентности, убедительности.

-обыденное, первичный уровень правосознания, знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой информации. В тоже время вырабатываются правовые привычки, субъект соблюдает законы потому, что так воспитан.

Взаимосвязь права и правосознания: Сам термин правосознание состоит из права и сознания. Понятие «правосознание» прямо отвечает на вопрос: как право воспринимается, осознается, оценивается субъектом, как субъект к нему относится. Не будь права, не было бы правосознания. Правосознание в российском обществе неоднородно, противоречиво, во многом деформировано.

84. Понятие, структура (элементы) и функции правовой культуры.

Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.

Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры:

1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;

2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека;

3) правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.

Правовую культуру общества отличают следующие черты: 1) уровень совершенства законодательства; 2) правовая активность населения государства; 3) уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования; 4) соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал; 5) эффективность работы правоприменительных органов государства.

Правовая культура личности состоит из следующих элементов:

1) знание, а вместе с этим и понимание права;

2) отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека;

3) уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей;

4) правовая психология;

5) правовая идеология.

В правовой культуре личности также выделяют три категории, которые находятся в неразрывной связи, представляют единое целое, такие как: 1) идейно-теоретические правовые представления. Это система мнений на реальное или желаемое право, его явления, на правовую жизнь в целом; 2) позитивные правовые чувства, которые представляют собой правовое чувство, которое наряду с настроением, психологическим настроем, а также традициями в сфере действия права представляют социально-правовую психологию. Положительное ее проявление и выступает элементом правовой культуры; 3) творческая деятельность человека в области права.

Правовую культуру социальных групп отличают следующие черты: 1) знание, почитание права и законодательства; 2) соблюдение законности; 3) наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть; 4) наличие умений по эффективному обеспечению прав и свобод граждан; 5) правовое обучение и воспитание граждан; 6) способность правильно и быстро составлять, оформлять нужные юридические документы.

Функции правовой культуры:

1. познавательная (освоение правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права; тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества);

2. регулятивная (направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создания устойчивого правопорядка);

3. коммуникативная (способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей, реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства);

4. прогностическая (охватывает тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы);

5. ценностно-нормативная (проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах).

⇐ Предыдущая1234

Реализация основных задач, стоящих перед любым государством, осуществляется при помощи функций государства. Для выполнения своих функций государство создает всевозможные органы государственной власти. Для реализации задач в сфере охраны правопорядка, безопасности государством создаются исполнительные органы власти, которые и призваны реализовывать функции государстве в данной сфере.

Под органами обеспечения правопорядка и безопасности в РФ понимают специально созданные государственные органы, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и законных интересов человека и гражданина, борьба с правонарушениями и их предупреждение.

Для всех органов обеспечения правопорядка и безопасности в РФ характерными чертами являются:

1. Общее руководство органами обеспечения безопасности и правопорядка осуществляет Президент РФ. Непосредственное руководство и контроль выполнения мероприятий по обеспечению правопорядка и безопасности возложен на Правительство РФ;

2. Каждый государственный орган в сфере обеспечения безопасности и правопорядка наделен всевозможными полномочиями в той или иной сфере деятельности;

3. Основной задачей всех органов обеспечения правопорядка и безопасности является борьба с преступностью и другими правонарушениями, которые создали угрозу безопасности личности, обществу и государству;

4. Деятельность любого органа, обеспечивающего правопорядок и безопасность в государстве, определена нормативно правовыми актами.

Все органы, осуществляющие обеспечение правопорядка и безопасности в РФ, имеют следующую систему органов:

• Совет безопасности РФ;

• органы внутренних дел и внутренние войска МВД РФ;

• органы Федеральной службы безопасности РФ;

• органы Службы внешней разведки РФ;

• органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков;

• органы Федеральной службы охраны;

• таможенные органы Федеральной таможенной службы Министерства экономического развития и торговли РФ;

• Министерство юстиции РФ.

Сове́т безопа́сности Росси́йской Федера́ции (СБ РФ) — совещательный орган, осуществляющий подготовку решений президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности. Совет безопасности обеспечивает условия для реализации президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности. Полномочия Совета и его секретаря были существенно расширены в соответствии с указом президента Российской Федерации № 590 от 6 мая 2011 года.

Статус и полномочия Совета безопасности России

Зал заседаний Совета безопасности

Законодательное решение о создании Совета безопасности было принято одновременно с учреждением поста президента РСФСР: законами «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 года и соответствующими поправками к конституции от 24 мая 1991 года. 25 июля 1991 года была сформирована подготовительная комиссия по созданию Совета безопасности. Статус Совета и порядок его формирования были установлены соответствующим разделом закона России «О безопасности» от 5 марта 1992 года. В связи с вступлением в силу новой Конституции Российской Федерации статус Совета безопасности должен был быть определён Федеральным Законом в пределах, не противоречащих ей. После его принятия ключевые статьи предыдущего закона (о составе СБ и порядке назначения в его состав) были признаны недействительными указом президента от 24 декабря 1993 года № 2288.

После принятия закона России «О безопасности» 3 июня 1992 года указом президента был создан Совет безопасности России и утверждено первое положение о нём.

Полное название:

Совет безопасности РСФСР (август — декабрь 1991 года);

Совет по делам Федерации и территорий (25 декабря 1991 года — 3 апреля 1992 года);

Совет безопасности Российской Федерации (с 3 апреля 1992 года);

Основным документом, определяющим статус СБ, является Положение о Совете безопасности Российской Федерации, утвержденное указом президента России от 6 мая 2011 года №590. До этого действовали положения о СБ, утвержденные соответственно указами от 7 июня 2004 года №726, от 2 августа 1999 года № 949 и от 10 июля 1996 года № 1024, ещё раньше — положение о СБ от 3 июня 1992 года.

В соответствии с законом 1992 года заседания Совета безопасности должны проводиться на регулярной основе не реже одного раза в месяц; в случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Повестку дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях определяет председатель Совета по представлению секретаря Совета.

Совет безопасности России разрабатывает важнейшие концептуальные документы и вопросы внутренней и внешней политики России в области обеспечения национальной безопасности, а именно:

рассматривает стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения;

ведёт подготовку проектов прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка.

Решения Совета безопасности принимаются на его заседаниях постоянными членами простым большинством голосов от их общего количества и вступают в силу после утверждения председателем Совбеза.

Добавить комментарий