Правоприменительные акты

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Акт применения права – это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Правоприменительные акты имеют ряд особенностей:

1. Они издаются компетентными органами или должностными лицами. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права.

2. Строго индивидуальны, т.е. адресованы определенным лицам, издаются применительно к строго определенному случаю.

3. Акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности, ответственность.

4. Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.

Акты применения права могут быть классифицированы:

I. По субъектам принятия:

1. акты органов государственной власти

2. органов государственного управления

3. контрольно-надзорных органов

4. судебных органов

5. органов местного самоуправления

II. По характеру правового воздействия:

1. регулятивные — направлены на организацию исполнения содержащихся в нормах права предписаний применительно к конкретной ситуации, лицу. Акт регистрации брака, присвоение воинского звания;

2. охранительные – обеспечивают реализацию санкций охранительных норм, устанавливая меры юридической ответственности.

III. По значению в правоприменительном процессе:

1. вспомогательные (определение суда о назначении экспертизы);

2. основные (решение суда).

IV. По форме:

1. имеющие вид отдельного документа (приговор, решение суда);

2. имеющие форму резолюции на других материалах дела (утверждение прокурором обвинительного заключения);

3. устный вид.

Акты применения права должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.

Требование обоснованности – должны содержать глубокую и всестороннюю мотивировку. Требование относится к фактической стороне дела, к логическим выводам о доказательствах.

Требование законности – строгое соответствие нормативно-правовым актам, на основе которых они принимаются; должны издаваться в пределах компетенции соответствующего органа, должностного лица.

Требование целесообразности – выражается в соблюдении принципов справедливости, эффективности, учета материального положения сторон, индивидуализации ответственности и т.д.

Правоприменительный акты имеют четкую структуру и состоят их четырех частей.

Вводная часть содержит наименование акта, место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение.

В описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения.

Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию, указание на процессуальные нормы.

В резолютивной части формулируется решение по делу.

  1. Толкование права: понятие, виды толкования по объему.

Толкование – особый вид деятельности государственных органов, должностных лиц, граждан и их объединений, направленной на раскрытие смыслового содержания правовых норм и на выявление содержащейся в них государственной воли.

Толкование – не обычный мыслительный процесс, а интеллектуально-волевая деятельность. Он включает в себя два самостоятельных компонента: уяснение и разъяснение.

Уяснение – процесс понимания, осознания содержания норм «для себя».

Разъяснение – объяснение, доведение усвоенного содержания для других.

В юридической литературе высказывались различные точки зрения по поводу указанных элементов. Одни ученые рассматривали толкование только как уяснение, другие сводили его исключительно к разъяснению. Кроме того, предпринимались попытки определить среди двух компонентов главный. Вместе с тем, по мнению ученых Корельского и Перевалова, подобная постановка вопроса представляется некорректной. Уяснение и разъяснение – две диалектически связанные стороны единого процесса. Прежде чем разъяснить содержание нормы другим, интерпретатор должен уяснить ее содержание для себя.

Необходимость толкования в праве вызывается возможными противоречиями между его формой и содержанием. Содержание права находит свое выражение в нормативно-правовых актах, которые не всегда правильно выражают волю законодателя из-за низкого уровня юридической техники, недостатков технического порядка. В подобном случае толкование – условие познания подлинного содержания юридических предписаний.

Толкование права необходимо также в силу противоречий между формальным характером правовых норм и динамикой общественных отношений. В силу формальной определенности правовые предписания остаются неизменными, стабильными и до их изменения. В то же время общественная жизнь изменяется постоянно. Нередко закон применяется в существенно изменившихся по сравнению с моментом его издания условиях.

Толкование выполняет следующие функции:

1. Познавательная функция – в ходе толкования субъекты познают право, содержание правовых предписаний.

2. Конкретизационная функция – при толковании правовые предписания зачастую конкретизируются, уточняются с учетом конкретных обстоятельств.

3. Регламентирующая функция – толкованием в форме официального разъяснения как бы завершается процесс нормативной регламентации общественных отношений.

4. Правообеспечительная функция – акты толкования издаются для обеспечения единства и эффективности правоприменительной практики.

5. Сигнализаторская функция – толкование нормативных актов позволяет обнаружить их недостатки технического и юридического характера.

Важное значение имеет толкование норм права по объему. Суть методов толкования норм права по объему заключается в определении степени соответствия содержания нормы права ее текстовому оформлению и выражению.

В том случае, когда при рассмотрении нормы права обнаруживается, что смысл и содержание нормы полностью совпадает с ее текстовым оформлением и выражением, когда смысл ее усваивается буквально, говорят о буквальном толковании. Например, в ст. 37 Закона РФ о банках и банковской деятельности сказано, что «вкладчиками банка могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства». Здесь словесное выражение и действительное содержание по объему совпадают, субъекты данного правоотношения перечислены полностью.

Однако в правотворческой практике нередко имеют место случаи, когда такого соответствия не бывает. При этом возможны два варианта.

1. Текстовое выражение и оформление нормы права, ее словесная формулировка оказываются шире ее логического смысла и содержания. В данном случае необходимо использовать метод ограничительного толкования. Например, ст. 32 Конституции РФ предусмотрено, что «граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Очевидно, что в данном случае термином «граждане» обозначаются лишь взрослые, дееспособные люди. Здесь имеет место случай, когда буква закона гораздо шире его смысла и когда требуется его ограничительное толкование.

2. Буква закона может быть уже его логического смысла. В данном случае необходимо использовать метод расширительного толкования нормы права.

Способы толкования.

Способы толкования – это совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания правовых актов.

В юридической науке и практике различаются следующие способы толкования:

1. грамматический

2. логический

3. систематический

4. историко-политический

5. специально-юридический

6. телеологический

7. функциональный

Грамматическое толкование заключается в грамматическом, лексическом и синтаксическом анализе текста нормы или статьи нормативно-правового акта. При этом особое внимание обращается на структуру текста, расстановку знаков препинания, на смысловое значение в данном тексте общеупотребительных слов и терминов, юридическую терминологию.

Логическое толкование – это толкование правового акта по его смыслу с использованием законов логики. Применяется для выяснения логического смысла правовых предписаний.

Систематическое толкование – заключается в уяснении смысла нормы права путем сопоставления ее с иными нормами. Благодаря систематическому способу, можно выявить юридическую силу правовой нормы, сферу ее действия, принадлежность к определенной отрасли, институту права.

Историко-политическое толкование. Основной смысл и содержание его сводится к выяснению социально-политической ситуации, в которой принималась данная норма, к установлению социально-политических мотивов ее издания, к определению основных целей и намерений законодателя. Историческое толкование, особо отмечалось в дореволюционной литературе, есть «уяснение содержания данного закона по сопоставлению его с другим, ранее существовавшим». Такое понимание историко-политического толкования сохраняет свое значение и в настоящее время.

Специально-юридическое толкование. Выражение властной воли законодателя осуществляется не только с помощью общеупотребительных слов, но и специфических требований. При этом используются различные юридико-технические средства и приемы, учитываются различные способы, методы и типы правового регулирования. Это обусловливает потребность в специальных юридических знаниях, которые интерпретатор применяет при толковании норм.

Телеологическое толкование – направлено на установление целей издания правовых актов. Так, в преамбуле указа Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю» закреплено, что данный акт принят «в целях обеспечения защиты конституционных прав граждан на землю». С учетом названных целей субъекты права и должны толковать и применять положения указа, исходя из приоритетной защиты интересов граждан.

Функциональное толкование. В некоторых случаях для уяснения смысла нормы недостаточно брать во внимание только ее формальный анализ и общие условия реализации. Иногда интерпретатор должен учитывать условия и факторы, при которых реализуется норма. Особенно это касается оценочных терминов («уважительные причины», «существенный вред», «крайняя необходимость»).

Правоприменительный акт — один из видов правовых актов. Он определяется в юридической науке как известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов примененияправа вытекает из их названия — они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.

Наиболее характерные признаки (специфика) правоприменительных актов заключаются в следующем:

1) они имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы). Этим они отличаются от НПА;

2) являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;

3) не содержат в себе правовойнормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение — не создавать, а применять нормы права;

4) выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;

5) исчерпываютсяоднократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;

6) обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

Большинство правоприменительных актов объективируются в форме письменных документов и, как правило, имеют определенные реквизиты. Зачастую требования к оформлению правоприменительных актов закрепляются в нормативных правовых актах . По структуре такие акты могут состоять из:

• четырех частей (вводной, описательной (констатирующей), мотивировочной и резолютивной (приговор или решение суда);

• трех частей — вводной, описательной, резолютивной (характерно для административных протоколов);

• двух частей — вводной и резулютивной (акты-разрешения на совершение определенных действий).

Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.). Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

Виды правоприменительных актов. Акты применения норм права отличаются большим разнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям.

1. По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.

2. По субъектам их издания — на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.

3. По юридической природе — на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные.

4. По последствиям — на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).

5. По форме выражения — на письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте); акты-документы и акты-действия. Акты-действия, в свою очередь, могут быть подразделены на словесные (распоряжение или резолюция руководителя подчиненному совершить определенное действие) и конклюдентные, или молчаливые: разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, символы, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину, затормозить, свернуть в сторону), если требования будут нарушены. Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность (А.Д. Черкасов).

6. По названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д. Нередко они совпадают с названиями нормативных актов. Важно, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения.

Следует отметить, что среди правовых актов есть такие, которые содержат в себе как признаки индивидуальной определенности, так и черты нормативности, в силу чего их трудно отнести только к тем или другим. Например, приказ министра обороны о призыве на воинскую службу очередных новобранцев, равно как и приказ о демобилизации отслуживших свой срок военнослужащих, является, с одной стороны, правоприменительным актом, поскольку он применяет в данных случаях соответствующие нормы Конституции РФ и Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. <*>, а с другой стороны, такой приказ относится к сотням и тысячам субъектов индивидуальных и коллективных (военкоматов всех уровней) и тем самым регулирует довольно обширный пласт общественных отношений. А это уже — свойства нормативного акта.

Так что деление правовых актов на нормативные и ненормативные, в частности акты применения норм права, в какой-то мере условно, не абсолютно. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду при определении юридической природы того или иного правового документа. Тем не менее указанные выше разграничительные признаки между нормативными и правоприменительными актами остаются в силе.

1. Юридическая ответственность — охранительное правоотношение, одной из сторон которого выступает государство в лице соответствующих государственных органов и должностных лиц, а другой стороной является правонарушитель. Сторонники этого подхода – проф. В.К. Бабаев, проф. С.А. Комаров, проф. А.В. Малько, и др.

2. Юридическая ответственность — обязанностьлица, совершившего правонарушение, претерпевать последствия своего деяния. Представитель данной позиции проф. В.И Червонюк.

3.Юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения, т.е. юридическая ответственность трактуется как реализация санкциинормы права. Так, проф. О.Э. Лейст определял юридическую ответственность как применение к лицу, совершившему правонарушение, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией.

4. Юридическая ответственность — наказаниеза правонарушение. Данной позиции проф. Н.С. Малеин.

5. Юридическая ответственность — осуждающая оценкагосударства в качестве реакции на совершенное правонарушение (П.А. Варул, В.В. Луць и др.).

6. Юридическая ответственность — отчет в своих действиях, как необходимость предстать перед обществом в лице соответствующих государственных органов и отчитаться за совершенное деяние (проф. В.А. Тархов).

Тест по теории государства и права

Выберите правильный ответ:

1. Укажите, что характеризует общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как явлений общественной жизни, их взаимосвязь и взаимовлияние :

а) предмет теории государства и права;

б) систему науки теории государства и права;

в) методологию государства и права.

2. Форма правления — это :

а) совокупность приемов и методов осуществления

государственной власти;

б) способ организации верховной власти в стране;

в) территориальное строение государства.

3. Какая форма государственного устройства позволяет иметь свои органы власти в центре и в регионах?

а) унитарное;

б) федерация;

в) конфедерация.

4. Политический режим — это :

а) территориально-политическое деление государства;

б) совокупность политических партий и организаций,

действующих в государстве;

в) совокупность методов, способов и средств осуществления

государственной власти.

5. Выберите из перечисленного признак, характеризующий демократический политический режим :

а) подавляется личность и ее права, отсутствует разделение

властей и независимое правосудие;

б) свобода действий различных политических партий,

профсоюзов, иных объединений;

в) управление обществом осуществляется одним лицом либо

группой лиц, не представляющими интересов большинства

общества.

6. Функции государства — это :

а) направление деятельности органов государства;

б) цели и задачи государства;

в) основные направления деятельности государства.

7. Государственные органы по принципу разделения властей классифицируют на :

а) высшие и местные;

б) законодательные, исполнительные, судебные;

в) правотворческие, правоприменительные, правоохранительные.

8. Определите, каково соотношение понятий социальная норма и норма права?

а) это тождественные понятия;

б) социальные нормы – это часть норм права;

в) нормы права – это часть социальных норм.

9. Каково назначение гипотезы юридической нормы?

а) указывает на правовые последствия;

б) определяет круг субъектов правоотношения;

в) указывает на фактические обстоятельства, при которых норма

вступает в действие.

10. Укажите признак, отличающий закон от иных нормативных

актов :

а) издается в определенном порядке;

б) имеет общеобязательный характер;

в) обладает высшей юридической силой.

11. Какая разновидность норм права определяет меры

юридической ответственности?

а) регулятивные;

б) охранительные;

в) специального действия.

12. Судебный прецедент широко распространен в

а) Великобритании;

б) России;

в) Германии.

13. Укажите, в каком соотношении находятся понятия законотворчество и правотворчество :

а) тождественные понятия;

б) правотворчество – вид законотворчества;

в) законотворчество – вид правотворчества.

14. Может ли быть ограничена дееспособность граждан?

а) может быть ограничена с согласия самого гражданина;

б) не может никогда;

в) может быть ограничена в судебном порядке.

15. Деликтоспособность — это :

а) способность быть субъектом правоотношений;

б) способность нести юридическую ответственность за

совершенные правонарушения;

в) способность быть носителем юридических прав и

обязанностей.

16. Нормативно-правовой акт вступает в силу :

а) со времени указанного в самом акте или специальном акте о

введении его в действие;

б) по истечении определенного срока;

в) с момента его принятия Государственной Думой в первом

чтении.

17. Принцип обратной силы означает, что предписания нормативного акта :

а) распространяется на отношения, возникшие в результате его

издания;

б) не распространяется на те отношения, которые возникли и

существовали до его издания;

в) распространяется на те отношения, которые возникли и

существовали до его издания.

18. Укажите основное отличие акта применения права от нормативного акта :

а) властность предписания;

б) порождения юридических последствий;

в) индивидуально-конкретный характер.

19. Выберите, что из указанного является актом правоприменения :

а) приговор суда по конкретному делу;

б) конституция;

в) указ Президента нормативного характера.

20. Укажите отличительный признак официального толкования :

а) имеет обязательный характер;

б) научно обоснован;

в) письменно закреплен.

21. Соотнесите понятия законодательство и система права :

а) тождественные понятия;

б) система права – это часть законодательства;

в) законодательство – это часть системы права.

22. Выберите в перечне институт права :

а) гражданское право;

б) гражданство;

в) административное право.

23. Аналогия права применяется :

а) при обнаружении пробела в праве, когда нет аналогичной нормы;

б) для создания нового нормативно-правового акта;

в) при обнаружении пробела в праве.

24. Укажите, к какому виду правонарушений относится нарушения водителями транспортных средств правил дорожного движения?

а) Дисциплинарный проступок;

б) преступление;

в) административный проступок.

25. Определите, что является объектом посягательства при совершение кражи?

а) украденная вещь;

б) право собственности на вещь;

в) лицо у которого украли вещь.

26. К субъективной стороне правонарушения относят :

а) лицо совершившее правонарушение;

б) отношение окружающих к проступку;

в) психическое отношение субъекта правонарушения к совершенному

деянию и его последствиям.

27. К какому виду юридической ответственности относится наказание в виде лишения свободы?

а) административной;

б) дисциплинарной;

в) уголовной.

28. Выберите из указанного вид дисциплинарного взыскания, применяемый администрацией предприятия к работнику, нарушившему трудовую дисциплину:

а) лишение премии;

б) выговор с замечанием в трудовую книжку;

в) строгий выговор.

29. Соотнесите понятия законность и правопорядок :

а) это тождественные понятия;

б) правопорядок – это часть законности;

в) законность – это часть правопорядка.

30. К какой правовой системе относится национальная система права Франции?

а) романо-германской;

б) англо-саксонской;

в) мусульманское право.

Ключ правильных ответов к тесту.

1 – а

2 – б

3 – б

4 – в

5 — б

6 – в

7 – б

8 – в

9 – в

10 – в

11 – б

12 – а

13 – в

14 – в

15 – б

16 – а

17 – в

18 – в

19 – а

20 – а

Понятие

Процесс применения права состоит из трех основных стадии: установление фактических обстоятельств дела; выбор и анализ нормы права; принятие решения и доведение его до исполнителей.

Каждая стадия складывается из определенных действий. Так, при установлении и анализе фактических обстоятельств дела определяется круг юридически значимых фактов; осуществляется сбор и процессуальное закрепление добытых фактов; проводится исследование фактов, т. с. устанавливается их достоверность; происходит оценка фактов с точки зрения их истинности или ложности.

При выборе и анализе нормы права решается вопрос о том, какая норма права должна быть применена в данном случае. Проверяется правильность текста нормативного правового акта (опечатки, пропущенные слова и т. д.); проверяется подлинность нормы и ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц; уясняется смысл и содержание нормы права; изучаются акты официального толкования юридической нормы.

Стадия принятия решения состоит из нескольких действий и имеет сложный характер. Это творческий процесс, результатом которого является письменный акт, в котором излагаются обстоятельства дела, их анализ, оценка и государствен но-властное веление. Субъект правоприменения осуществляет подготовку проекта правоприменительного акта, его проверку на соответствие правовым предписаниям, выносит (издаст) акт правоприменения. После вынесения этого решения оно доводится до сведения заинтересованных лиц. Если есть необходимость, то этим лицам разъясняются порядок и последствия обжалования решения.

Акты применения права, или правоприменительные акты, составляют особый и наиболее распространенный вид правовых актов, они имеют двойственную природу: обладают свойствами, присущими нормативным правовым актам, и одновременно принципиально отличаются от них, имеют свое лицо, свою специфику как самостоятельный элемент механизма правового регулирования.

Правоприменительный акт — это индивидуальный правовой акт, изданный на основании правовых норм и юридических фактов, определяющий права и обязанности конкретных субъектов.

Структура

Правоприменительные акты, воплощенные в форму письменного документа, подразделяются на отдельные структурные части. Ими являются: вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части.

Вводная часть включает в себя наименование акта (приговор, решение, постановление, приказ и т. д.), место и дату его принятия, наименование органа или должностного лица, издавшего акт, указание на разрешаемую правовую коллизию.

Описательная часть содержит описание фактов, имеющих отношение к рассматриваемой правовой коллизии.

Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих имевшие место факты, их юридическую квалификацию, разъясняет смысл применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

Резолютивная часть содержит решение по делу, обязательное для участников правовой коллизии (об установлении прав и обязанностей сторон, включая обязанность претерпеть определенные санкции за совершенное правонарушение).

Виды

Правоприменительные акты могут быть классифицированы по самым различным основаниям.

В зависимости от субъектов, применяющих право, они подразделяются на акты органов законодательной власти, акты органов исполнительной власти, акты органов правосудия, акты контрольно-надзорных органов.

По отраслевой принадлежности выделяют акты применения норм административного права, акты применения норм гражданского права, акты применения норм уголовного права и т. д.

По характеру решения правоприменительные акты подразделяются на запрещающие, обязывающие, управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).

По значению в правоприменительном процессе они подразделяются на основные (например, приговор суда) и вспомогательные (например, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому).

По целям правоприменения выделяют правоустановигель- ные акты (например, разрешение на право хранения и ношения охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия) и правоохранительные акты (например, постановление по делу об административном правонарушении).

По способу выражения выделяют правоприменительные акты-документы, акты-действия и акты-символы.

По наименованию все правоприменительные акты подразделяются на приказы, постановления, указания, представления, резолюции, указы президента о награждении, помиловании, протоколы, решения, разрешения, предупреждения, предписания, приговоры.

Акт применения права — это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Акты применения права многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям:

— По субъектам принятия они делятся на акты органов государственной власти, органов государственного управления, контрольно-надзорных органов, судебных органов, органов местного-самоуправления.

— По способу принятия данные акты систематизируются на принятые коллегиально и единолично.

— По характеру правового воздействия акты применения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные акты обеспечивают реализацию диспозиций регулятивных норм и властно подтверждают или определяют права и обязанности сторон; охранительные — реализацию санкций охранительных норм, устанавливая меры юридической ответственности.

— По значению в правоприменительном процессе они могут быть вспомогательными (например, определение суда о назначении экспертизы) и основными (решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии и т.д.).

— По форме акты применения делятся на имеющие вид отдельного документа (приговор суда, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому), форму резолюции на других материалах дела (утверждение прокурором обвинительного заключения, резолюция о передаче материалов проверки в следственные органы), а в наиболее простых случаях — устный вид (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте).

Акты применения должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.

Требование обоснованности относится к фактической стороне юридического дела, к логическим выводам о доказательствах, подтверждающих или опровергающих выводы о фактах.

Требование законности охватывает юридические аспекты дела и включает четыре момента:

1) соблюдение компетентным органом или должностным лицом, рассматривающим дело, требований подведомственности, подсудности и т. д.;

2) строгое соблюдение всех процессуальных норм, регулирующих сбор доказательств, процедуру рассмотрения и т.д.;

3) правильную юридическую квалификацию и применение именно той нормы, которая действует в данном случае;

4) вынесение решения по делу в строгом соответствии с предписаниями диспозиции (санкции) применяемой нормы.

Требование целесообразности вторично по отношению к требованию законности.

Правоприменительные акты — документы юрисдикционного характера имеют четкую структуру и состоят из четырех частей.

Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение, постановление и т.д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.

В описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия.

Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

В резолютивной части формулируется решение по делу (о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности, об установлении юридического факта и т.д.).

ВЕНГЕРОВ:

Эти акты теория разграничивает с нормативно-прановыми актами. Действительно, они имеют своим адресатом индивидуального, персонифицированного субъекта. У них специальные внешние атрибуты, свидетельствующие о том, какой правоприменитель и когда их принял. Эти акты имеют внешние, формальные реквизиты – печати, штампы, подписи, подтверждающие их юридическое значение.

Как правило, это письменные документы, хотя с использованием ЭВМ появились и так называемые машинные документы на технических носителях информации. Однако следует учитывать, что правоприменительные акты независимо от носителей являются официальными, т.е. принятыми в соответствии с компетенцией того или иного органа, в соответствии с полномочиями должностного лица.

Правоприменительные акты классифицируются по правоприменителям, их компетенции, полномочиями. Различают правоохранительные акты суда, прокуратуры, органон МВД и т.п. По характеру актов различают приговор суда, приказ руководителя, постановление инспекции и т.п.

Правоприменительный акт — один из видов правовых актов. Он определяется в юридической науке как известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права вытекает из их названия — они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.

Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.). Он должен также иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

Виды правоприменительных актов.

По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.

По субъектам их издания — на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.

По юридической природе — на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные.

По последствиям — на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).

По форме выражения — на письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте); акты-документы и акты-действия. Акты-действия, в свою очередь, могут быть подразделены на словесные (распоряжение или резолюция руководителя подчиненному совершить определенное действие) и конклюдентные, или молчаливые: разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, символы, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину, затормозить, свернуть в сторону), если требования будут нарушены. Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность (А.Д. Черкасов).

По названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д. Нередко они совпадают с названиями нормативных актов. Важно, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения.

НЕРСЕСЯНЦ:

Решение по делу представляет собой акт применения права, определяющий конкретные права и обязанности субъектов рассмотренного отношения.

Правоприменительный акт носит индивидуальный (персонально определенный) характер, обязателен для исполнения, при необходимости – посредством мер государственного принуждения.

Правоприменительный акт может быть выражен в письменной форме (в виде самостоятельного письменного документа или письменной резолюции на другом документе), устно (наложение штрафа на месте), посредством официальных знаков (жесты регулировщика и т.д.).

Классификация правоприменительных актов по различным группам может быть осуществлена по разным основаниям – по субъектам, принявшим соответствующие акты, по их регулятивно-правовому характеру и т.д.

Правоприменительные акты различных государственных органов и должностных лиц имеют официальные (законодательно определенные) типовые наименования, например:

— распоряжение Президента РФ или Правительства РФ;

— приказ министра или руководителя предприятия, учреждения;

— постановление следователя или прокурора по вопросам предварительного следствия;

— письменное указание прокурора органам дознания и предварительного следствия в связи с возбуждением и расследованием ими уголовных дел;

— определение суда по вопросам судебного разбирательства дела;

— решение суда по гражданским делам;

— приговор суда по уголовным делам и т.д.

Акты применения права.

Правоприменительный акт (акт применения права) – это индивидуальный правовой акт государства, изданный на основании юридических фактов и правовых норм, определяющий права и обязанности конкретных субъектов.

Правоприменительные акты состоят из нескольких частей:

1. Вводная часть – включает наименование акта (приговор, решение, постановление, приказ и т.д.), место и дату его принятия, наименование органа или должностного лица, издающего акт, указание на разрешаемую правовую коллизию.

2. Описательная часть – содержит описание фактов, имеющих отношение к рассматриваемой правовой коллизии.

3. Мотивировочная часть – включает анализ доказательств, подтверждающих имевшие место факты, их юридическую квалификацию, разъясняется смысл применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

4. Резолютивная часть – содержит решение по делу, обязательное для участников правовой коллизии (об установлении прав и обязанностей сторон, включая обязанность претерпеть определенные санкции за совершенное правонарушение).

Виды правоприменительных актов.

Акты применения права могут быть классифицированы по следующим основаниям:

— По субъектам принятия они делятся на акты органов государственной власти, органов государственного управления, контрольно-надзорных органов, судебных органов, органов местного самоуправления.

— По способу принятия – на коллегиальные и единоличные.

— По значению в правоприменительном процессе – на основные (например, приговор суда) и вспомогательные (например, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому).

— По целям – правоустановительные (например, разрешение на право хранения и ношения охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия) и правоохранительные (например, постановление по делу об административном правоонарушении).

Добавить комментарий