Правоприменительный характер

Применение права: понятие и признаки.

Применение права – это властная деятельность уполномоченных на то государственных или иных органов, состоящая в рассмотрении конкретного юридического вопроса, дела и вынесения по нему индивидуального решения, обязательного для его адресатов.

Применение права отличается от других форм реализации (соблюдения, исполнения, использования) следующими признаками:

— оно осуществляется уполномоченными на то органами государства и в пределах их компетенции;

— правоприменение имеется там, где рассматривается конкретное юридическое дело, и по нему выносится решение индивидуального конкретного характера (указ президента о награждении, приговор суда);

— указанное решение является обязательным для субъектов, которым оно адресовано и для них органов, которые должны его исполнять;

— правоприменительная деятельность носит властный характер, который проявляется не только в обязательности указанного решения для его адресатов, но и в обязательности требований правоприменителя к лицам, так или иначе причастным к рассмотрению дела (обязательность явки свидетеля в суд, ответчиков, экспертов);

— применение права регламентировано процессуальными нормами, определяющими последовательность и порядок совершения тех или иных действий в ходе правоприменения.

Стадии процесса применения норм права (в качестве дополнения).

Применение права – сложная последовательная деятельность, осуществляемая в рамках нескольких этапов, стадии.

Первая стадия – установление фактической основы дела – фактические обстоятельства, должны быть проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью.

Вторая стадия – установление юридической основы дела – правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение, проверяет подлинность текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, квалифицирует деяния.

Третья стадия – решение дела – выносится правоприменительный акт.

Акты применения норм права: понятие,

структуры, виды.

Акт, применения права – это официальный правовой документ компетентного органа, должностного лица или организации, изданный на основе правовой нормы в отношении конкретного лица (лиц), дополнительно определяющий их права и обязанности.

Правоприменительные акты обладают рядом существенных признаков:

1.- это важные обязательные к исполнению правовые предписания;

2 -всегда имеют соответствующую форму, несоблюдение которой может повлечь их отмену или потерю юридической силы. Они имеют название (приговор, приказ) и другие атрибуты: наименование органа их издавшего, дату, подпись, бланк.

Как правило каждый правоприменительный акт по содержанию состоит из следующих частей:

— вводная часть;

— описательная часть;

— мотивировочная часть;

— итоговая часть.

3. правоприменительные акты всегда индивидуально – определены, т.е. относятся к конкретному адресату;

4. акты однократного действия. Их действие начинается с момента принятия, и заканчивается моментом исполнения;

5. данные акты обеспечены гарантией государственного принуждения в случае их неисполнения (сходства с нормативным актом).

Правоприменительные акты можно классифицировать по различным основаниям:

2. В зависимости от субъектов принятия – это могут быть акты:

— органов государственной власти;

— органов управления;

— судебных органов;

— контрольно – надзорных органов;

— органов местного самоуправления;

— уполномоченных организаций.

3. В зависимости от места в правоприменительном процессе они делятся на:

— основные (приговор);

— вспомогательные (назначение экспертизы).

4. В зависимости от формы принятия правоприменительные акты делятся на:

— письменные;

— устные (приказ, командира военной части военнослужащему);

5. По названию (по форме) могут быть:

— указы;

— распоряжения;

— приказы;

— постановления;

— приговоры;

— решения;

— резолюции;

— протоколы.

Имеются акты – символы, акты – знаки (запрет стоянки въезда), акты действия (задержание и привод в отделение милиции гражданина).

5. В зависимости от основных организаций, осуществляемых правом, акты делятся на:

— регулятивные – издаются для закрепления, оформление, подтверждения правомерных действий;

— охранительные – принимаются в целях профилактических правонарушений, охраны правопорядка, защиты прав и свобод граждан.

6. В зависимости от предмета правового регулирования:

— уголовно – правовые;

— гражданско-правовые;

— трудовые и т.д.

Сложные формы правоприменения. Пробелы и коллизии в праве

В стадии формирования правовой основы в процессе правоприменения могут возникнуть помехи из-за наличия в законодательстве пробела, который представляет собой отсутствие конкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования.
Существуют два условия пробельности: 1) фактические обстоятельства должны находится в сфере правового регулирования; 2) должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства.
Пробелы в праве следует отличать от случаев полной неурегулированности социальной сферы, которая может быть ликвидирована лишь путем правотворческой деятельности.
Отличительная черта пробела в праве в том, что те фактические обстоятельства, в отношении которых отсутствует конкретное нормативное предписание, в общем и целом правом урегулированы, законодатель выразил здесь свою волю через урегулирование аналогичных обстоятельств, через общие нормы права, общие и отраслевые правовые принципы. Таким образом, пробелы — это своего рода «пропуски” в правовом пространстве, которые нежелательны и, в идеале, должны быть исключены из общего правила адекватного правового регулирования социальной сферы.
С точки зрения причин возникновения пробелов в законодательстве пробелъностъ может быть первоначальной и последующей.
Первоначальная (субъективная) имеет место в том случае, когда обстоятельства, требующие правового урегулирования, уже существовали, но законодатель их упустил, не охватил формулировками нормативно-правового акта.
Последующая (объективная) пробельность является следствием появления новых отношений в предмете правового регулирования в результате развития регулируемой социальной сферы, то есть той сферы, на которую законодатель в целом уже распространил свою волю. Таким образом, в каком-то смысле образование последующих пробелов в законодательстве -явление закономерное, хотя в таких ситуациях в полной мере себя должно проявлять правовое прогнозирование.
Пробелы должны своевременно устранятся и преодолеваться. Устранить пробелы в праве, как и случаи полной правовой неурегулированности можно только с помощью правотворческого процесса путем принятия законодателем новой нормы. Однако в силу системности права, тесного взаимодействия элементов системы права, пробел в праве можно преодолеть еще в процессе реализации права, а именно — в процессе правоприменения, так как здесь новых норм не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством применения аналогии закона и аналогии права. Некоторые авторы в качестве еще одного способа называют субсидиарное применение права.
Проф. С. С. Алексеев пишет, что «восполнение пробелов в праве — это специфическая форма (метод) применения действующего права, при котором юридическое дело решается, в соответствии с волей законодателя, не нашедшей, однако, выражения в конкретных юридических предписаниях”.
Аналогия закона (думается, что правильнее в этом случае говорить об аналогии правовой нормы) предполагает соблюдение ряда условий:
а) наличие общей правовой урегулированности данного случая;
б) отсутствие адекватной юридической нормы;
в) существование аналогичной нормы, то есть нормы, в гипотезе которой указаны обстоятельства, аналогичные тем, с которыми столкнулся правоприменитель.
Сходство юридических фактов как раз и позволяет задействовать диспозицию аналогичной нормы.
Аналогия права представляет менее точный прием решения юридического дела по аналогии и предполагает соблюдение следующих условий:
а) наличие общей правовой урегулированности данного случая;
б) отсутствие адекватной юридической нормы;
в) отсутствие аналогичной нормы.
В литературе отмечается, что в этой ситуации правоприменитель должен в решении юридического дела исходить из общих начал и смысла законодательства. На практике это означает использование принципов — общих, межотраслевых, отраслевых, принципов институтов, которые закреплены в праве и, так или иначе, отражают закономерности предмета и механизма правового регулирования.
Применение аналогии права при наличии аналогичной нормы, как и применение аналогичной нормы при наличии адекватной, будет ошибкой правоприменителя.
Субсидиарное применение права — это та же аналогия правовой нормы (аналогия закона), но принадлежащей другой — родственной отрасли права. Такое возможно, например, между нормами гражданского права и семейного, административного и финансового права. Думается, субсидиарное правоприменение это разновидность аналогии закона. Понятно, что субсидиарное применение не имеет смысла, если аналогичная норма имеется в той же отрасли права.
Применение аналогии допустима только в гражданском судопроизводстве и категорически недопустима в сфере уголовного судопроизводства.
Другой причиной, усложняющей процесс правоприменения являются юридические коллизии, представляющие собой противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения.
Они, внося в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством. Выделяют:
1) объективные причины коллизий. Например, в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы устаревают, другие появляются, не всегда отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними и т.д.
2) субъективные, например, недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативных актов и пр.
Виды коллизий:
1) иерархические (вертикальные): а) между Конституцией и всеми иными актами (разрешается в пользу Конституции); б) между законами и подзаконными актами (разрешается в пользу законов как актов большей юридической силы); в) между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации (если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст.76 Конституции РФ действует он; если последний принят вне пределов своего ведения, тот действует общефедеральный акт); г) между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий более высокой юридической силой); между внутригосударственными и международными актами (применяется международные акты);
2) горизонтальные: между общим и специальным актом (если они приняты одним органом, то применяется последний; если они приняты разными органами, то действует первый);
3) временные: между актами одного и того органа, но изданные в разное время (применяется акт позже принятый);
4) пространственные: между актами, действующими на разных территориях (применяется тот или иной акт в зависимости от конкретной ситуации или акт вышестоящего органа или в судебном или административном порядке или применяется коллизионное право).
Возможные способы устранения коллизий: принятие нового акта, отмена старого акта, внесение изменений в действующие акты, систематизация законодательства, референдумы, а способы разрешения коллизий: деятельность судов, переговорный процесс через согласительные комиссии, толкование и т.д.

В теории права наиболее обоснованным и распространенным является подход к правоприменению как особой форме реализации права. Согласно этому подходу, применение права — это властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом. Применение норм права осуществляется применительно к конкретным жизненным случаям путем вынесения индивидуальных решений в отношении индивидуально-определенных лиц.

Особый статус этой формы реализации права обусловлен тем, что в отличие от использования, исполнения и соблюдения, лицо не может самостоятельно реализовать свое право. Воплотить правовые предписания в жизнь можно только посредством государственно-властной деятельности уполномоченных органов или должностных лиц. Для возникновения прав и обязанностей в каждом отдельном случае требуется издание уполномоченным органом государства властного индивидуального акта, касающегося конкретного лица (приговор или решение суда).

Применение права либо предшествует возникновению правоотношений, либо обеспечивает их реализацию. Особенность правоприменительной деятельности выражается в том, что она выступает не только государственной формой реализации права, но и в качестве способа, обеспечивающего различные формы реализации права. Так, принятие уполномоченным орган решения о назначении пенсии позволяет лицу, в отношении которого принято такое решение, реализовать свое право на получение пенсии.

К основаниям применения права можно отнести следующие случаи, когда:

— возникает спор о праве и стороны не могут прийти к согласованному решению (например, наследники не могут решить вопрос о том, кому же должны принадлежать личные вещи наследодателя);

— ненадлежащим образом исполняются обязанности;

— субъективные права и юридические обязанности не могут быть реализованы без государственно-властного веления, требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми (назначение пенсии, признание гражданина безвестно отсутствующим, применение меры в виде заключения под стражу и т.д.);

— необходимо за совершенное правонарушение установить конкретную меру юридической ответственности лица или определить другие меры государственного принуждения;

— имеются препятствия для осуществления прав и обязанностей (например, истребовать свою вещь из чужого владения можно путем подачи виндикационного иска);

— в процессе осуществления органами государства или органами местного самоуправления исполнительно-распорядительной деятельности при решении вопросов назначения конкретных лиц на государственные должности, организации и ликвидации структурных звеньев органа, выделении финансов, помещений и других материальных благ, проведении каких-либо мероприятий и др.

Специфика правоприменения раскрывается в присущих ему признаках:

· государственно-властный характер этой деятельности. Применение права всегда обращено вовне, к другим субъектам и обязательно для них. При этом властный орган не всегда становится стороной возникающего правоотношения;

· осуществляется только специально уполномоченными на то субъектами (компетентными органами, должностными лицам);

· осуществляется в «чужом» интересе (граждан, юридических лиц). В качестве последствий правоприменительной деятельности выступает определенный материально обусловленный результат в виде предписания индивидуального, персонифицированного характера;

· применение права носит подзаконный характер, т.е. осуществляется на основе норм права и в пределах установленных законом полномочий компетентного органа, применение права осуществляется в закрепленных действующим законодательством процедурно-процессуальных формах;

· связано с рассмотрением и разрешением юридически значимых дел, осуществляется в отношении индивидуально-определенного лица и конкретных жизненных обстоятельств;

· обеспеченность и охрана решений правоприменительных органов принудительной силой государства.

Правоприменение включает и исполнение обязанности, и осуществление права со стороны государственных органов, т.е. полномочные субъекты одновременно исполняют обязанности и осуществляют права. Следует отметить, что права субъектов правоприменения в отношении граждан являются в то же время их обязанностями по отношению к государству (например, возбуждение уголовного дела при обнаружении признаков преступления);

Одним из самых проблемных вопросов в области применения права является вопрос о субъектах правоприменительной деятельности. Можно выделить два основных подхода к данной проблематике. Согласно первому подходу, нормы права применяют только компетентные государственные органы и уполномоченные их представители. Согласно второму — правовые нормы применяют как государственные органы, их должностные лица, так и общественные организации и граждане.

Трудно принять идею о том, что отдельные граждане применяют правовые нормы. Ибо применение права является властной деятельностью органов государства, их должностных лиц и, в исключительных случаях, уполномоченных общественных организаций. Однако это никак не исключает и не может исключить самого факта участия граждан в применении норм права. В осуществлении правоприменения помимо государственных органов и их должностных лиц «в том или ином социально-правовом качестве выступают и другие участники, правовая активность которых выступает важным компонентом как объективной, так и субъективной сторон правоприменения». Граждан следует рассматривать не как субъектов, а как участников правоприменения, то есть как лиц, участвующих в правоприменительной деятельности в целях реализации представленных им нормативными актами прав и возложенных на них обязанностей, но самостоятельно право не применяющих.

Правоприменение может осуществляться в двух формах: в форме правоприменительного процесса и правоприменительной процедуры. Необходимость различения процедуры и процесса исходит из того, что «наличие той или иной процессуальной формы всегда означает существование соответствующего судопроизводства». Согласно части 2 статьи 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством судопроизводства – конституционного, гражданского, административного и уголовного. Это означает, что в современном праве есть всего четыре процессуальных формы. Иные порядки правоприменительной деятельности – не процессы, а процедуры.

Указанные формы правоприменительной деятельности имеют свои особенности. Правоприменительный процесс осуществляется на основе процессуальных норм. Правоприменительная процедура – на основе процедурных норм отраслей материального права (например, в области трудового права: прием на работу, поощрение, взыскание, предоставление отпуска и т.д.). Основным источником регламентации процессуальной формы правоприменительной деятельности является закон. Это объясняется особой важностью регулируемых отношений. Процедурная же форма правоприменения регламентируется как законами, так и подзаконными нормативными правовыми актами. При этом зачастую правоприменение осуществляется в соответствии с предписаниями ведомственных нормативных актов.

Кроме того, субъекты процессуального производства строго ограничены, ими могут быть только органы, наделенные специальными полномочиями (прокурор, органы внутренних дел и т.д.), и только суд является субъектом всех форм процессуального производства. Субъекты процедурного производства более многочисленны, ими могут быть все государственные органы. Исключение составляет лишь суд. Ни Конституционный Суд, ни суды общей юрисдикции, ни арбитражные суды не осуществляют правоприменение в процедурной форме.

Виды правоприменения

Правоприменительную деятельность можно классифицировать по различным основаниям:

— по органам, осуществляющим правоприменение;

— по отраслям материального права, вызывающим соответствующий вид правоприменения и т.д.

Наибольшее теоретическое и практическое значение имеет классификация правоприменения в зависимости от выполняемых им функций, решаемых задач.

Применение права направлено на решениедвух основных задач:

1) организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальны актов;

2) охрана от правонарушений.

В связи с этим традиционно выделяют две формы правоприменительной деятельности: оперативно-исполнительная и правоохранительная деятельность.

Оперативно-исполнительная правоприменительная деятельность (правонаделительная) заключается в реализации норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе этих норм. Устанавливаются конкретные участники, они наделяются субъективными правами, на них возлагаются юридические обязанности.

Правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, решение дел о правонарушениях, применение правовых санкций или отказ от их применения, а также принятие специальных мер по предупреждению правонарушений в будущем. Данная деятельность осуществляется судом и иными компетентными органами.

В связи с широким и многообразным назначением правоохранительной деятельности ее подразделяют на:

— контрольно-надзорную деятельность;

— деятельность по обеспечению исполнения норм права (правообеспечение);

— деятельность по разбирательству правовых споров и дел о правонарушениях;

— деятельность по исполнению (реализации) государственного принуждения.

В зависимости от органов, осуществляющих правоприменение, формы правоприменения, его целей выделяют следующие типы правоприменения:

1) судебный;

2) управленческий (правоприменитель находится в служебном или организационном отношении с адресатами решения, заинтересован в связи со служебным положением в вынесении решения, решение выступает как средство управления);

3) административный (правоприменитель не находится в служебном или организационном отношении с адресатами решения, имеет место в случае правонарушений, конфликтов, жалоб и заявлений, цель – осуществление юрисдикционных функций государства в отношении граждан и организаций).

В общественной жизни очень часто возникает необходимость государственного вмешательства в обеспечение реализации субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений. Речь идет о правоприменительной деятельности по реализации предписаний юридических норм. Сущностью правоприменительной деятельности является разрешение юридически значимых дел. Действия правоприменяющего органа (должностных лиц) призваны содействовать реализации предусмотренных законом прав и обязанностей субъектов правоотношений.

Применение права необходимо в тех случаях, когда:

— закон должен действовать с учетом тех или иных конкретных обстоятельств, требующих установления и контроля со стороны государства в лице его властных органов (например, при назначении пенсии, выдаче паспорта, расторжении брака);

— есть спор о праве, правах и обязанностях;

— не исполняются обязанности, имеются препятствия в осуществлении права и при иных правонарушениях, в особенности уголовно наказуемого деяния.

Можно выделить следующие основания для осуществления правоприменительной деятельности.

1. Правоприменительная деятельность начинается тогда, когда возникает необходимость содействия компетентного органа государственной власти в реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Например, для того чтобы реализовать конституционное право на труд, необходимо официальное решение администрации предприятия, учреждения, организации о принятии на работу конкретного гражданина; чтобы учиться в высшем учебном заведении, нужно решение ректора о зачислении абитуриента в вуз; для получения пенсии по достижении пенсионного возраста или же пособия по инвалидности необходимо решение органов социального обеспечения и т.д. Во всех этих случаях мы видим, что для реализации этих прав необходимо решение конкретного компетентного органа (должностного лица).

2. Правоприменительная деятельность органов государственной власти (должностных лиц) необходима тогда, когда имеются препятствия к осуществлению субъективных прав и юридических обязанностей. Например, если собственнику имущества создают препятствия для реализации им права владения, пользования, распоряжения своим имуществом, то он имеет право обратиться в компетентный орган государственной власти, чтобы восстановить свое нарушенное право.

3. Правоприменительная деятельность необходима тогда, когда совершено правонарушение, за которое законодательством предусмотрена юридическая ответственность и нужно определить меру юридического взыскания к виновному лицу, совершившему правонарушение. Например, при совершении уголовно наказуемого деяния меру наказания определяет только суд на основании наличия состава преступления; к лицам, совершившим административное правонарушение, меры административного взыскания применяют только компетентные органы государственной власти (должностные лица), предусмотренные административным законодательством.

4. Правоприменительная деятельность необходима тогда, когда правоотношения должны пройти контроль со стороны соответствующего органа государственной власти. Например, регистрация сделок нотариальными органами, нотариальное оформление завещания, регистрация устава общественной организации в Министерстве юстиции, налоговый контроль за финансовой деятельностью предприятия или организации и т.п.

5. Правоприменительная деятельность имеет место тогда, когда возникает спор о праве и необходимо разрешить конфликт между сторонами (например, имущественный спор между участниками правоотношений может разрешить только суд).

6. Правоприменительная деятельность необходима также тогда, когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и квалифицировать их как юридически значимые (например, признание лица безвестно отсутствующим).

Применение норм права осуществляется компетентными органами государственной власти (должностными лицами) в форме оперативно-исполнительной и правоохранительной деятельности. Под оперативно-исполнительной деятельностью понимают организацию выполнения предписаний юридических норм. Регулирование общественных отношений, обеспечение субъективных прав и юридических обязанностей органы государственной власти осуществляют путем принятия индивидуально-правовых актов. Например, издание приказа о приёме на работу, выдача свидетельства о регистрации брака, решение о зачислении абитуриента в вуз и т.д.

Под правоохранительной деятельностью понимают действия компетентных органов государственной власти, направленные на охрану общественных отношений, регулируемых юридическими нормами. Правоохранительная деятельность юрисдикционных органов (суда, прокуратуры, органов внутренних дел и др.) направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка.

Во всех этих случаях требуются установление и анализ конкретных обстоятельств и такое понимание и применение закона, при котором нередко приходится рассматривать и решать сложные юридические вопросы.

Конкретный жизненный случай, в отношении которого осуществляется применение закона, именуется юридическим делом (с юридической стороны «делом» называется также совокупность документов, комплектуемая «в одной папке» в ходе применения закона к данному случаю).

Давайте рассмотрим характерные признаки применения норм права.

Во-первых, правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные государственные органы (должностные лица, наделённые полномочиями) или общественные органы и организации по поручению государства. Например, органы законодательной власти, судебные, прокурорские органы и органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, администрация предприятий и учреждений, командир воинской части, профсоюзный комитет. Отдельные же граждане, не являющиеся должностными лицами, специальных полномочий не имеют, и, следовательно, не могут заниматься правоприменительной деятельностью.

Во-вторых, правоприменение – один из важнейших видов государственной деятельности. Оно существует наряду с законодательной, правоохранительной и другими видами государственной деятельности и имеет государственно-властный характер. Это означает, что акты, издаваемые в процессе правоприменения, являются юридическими, их неисполнение влечет за собой государственное принуждение. Например, таковой является деятельность суда по осуществлению правосудия или следователя по рассмотрению уголовного дела.

В-третьих, содержание правоприменительной деятельности выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов) или актов применения. Эти акты относятся к определённым жизненным случаям и адресуются конкретным лицам. Например, решение администрации муниципального образования о выдаче конкретному гражданину ордера на квартиру, приговор суда в отношении лица, совершившего преступление и др.

В-четвёртых, применение норм права осуществляется в строго установленном законом порядке. Особо важное значение такой порядок имеет при применении норм уголовного и гражданского права, обеспечивая последовательное проведение законности, глубокое и всестороннее рассмотрение обстоятельств конкретного юридического дела.

В-пятых, правоприменительная деятельность осуществляется в специально установленных законом формах. К ним, в частности, принято относить следующие:

— конкретизация – это такая ситуация, когда правоотношение не может возникнуть без властного решения компетентного органа, который должен конкретизировать имеющиеся у субъекта права и юридические обязанности (например, назначение пенсии, лицу, имеющему право на её получение);

— контроль – имеются в виду случаи, когда содержание правоотношения должно подвергаться проверке со стороны компетентного органа (например, выдача лицензии);

— разрешение споров – субъекты права имеют свои собственные интересы и порой видят всё только со своей позиции, поэтому споры о праве – ситуация обыденная;

— наложение санкции – данная ситуация встречается, когда нарушена норма права, умалено чьё-то субъективное право, и его надо защитить путём привлечения нарушителя к юридической ответственности.

| следующая лекция ==>
Понятие и формы реализации права | Принципы правоприменения

Дата добавления: 2018-06-28; просмотров: 1141;

Добавить комментарий