Правоспособность иностранных граждан

О проекте / МЧП / МЧП — лекции / Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства

Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства. Национальный режим.

Согласно статьям 1196 – 1197 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданская дееспособность, а также гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом, который является правом той страны или государства гражданство которой данное физическое лицо имеет. Признание в Российской Федерации физического лица частично не дееспособным или же полностью недееспособным подчиняется исключительно российскому праву.

Относительно же объёма дееспособности и правоспособности, статьёй 1196 устанавливается, что иностранцы, а также лица, не имеющие гражданства, пользуются в Российской Федерации той же гражданской правоспособностью, что и сами граждане РФ (кроме таких случаев, которые устанавливаются законом). В качестве правовых ограничений для иностранцев можно выделить такие: ограничения в приватизации муниципального или государственного имущества, несение воинской службы, запрет занимания ряда государственных должностей и пр.

Установив для иностранцев национальный режим, Основами законодательства также были предусмотрены некоторые изъятия из вышеперечисленных правил по сравнению с правоспособностью граждан РФ. К примеру, в состав экипажа морских и воздушных судов обязаны входить исключительно граждане РФ. Данное ограничение правоспособности иностранцев, кроме перечисленных случаев, возможно согласно распоряжению Правительства РФ в порядке реторсии (ответная мера) для граждан тех государств или стран, в которых имеют место определённые ограничения правоспособности граждан РФ.

Гражданская правоспособность лиц, которые не имеют гражданства, однако проживающих на территории РФ полностью аналогична правоспособности иностранцев. Согласно пункту первому статьи 160 лица, не имеющие гражданства, пользуются гражданской правоспособностью в том же самом объёме, что и граждане РФ. Таким образом, им как и иностранцам предоставлен национальный режим. При этом законами РФ могут устанавливаться и отдельные изъятия.

Лицам не имеющим гражданствам, а также иностранцам гарантируются те же свободы и права, которые предусмотрены законами РФ (в том числе в сфере личных и имущественных отношений). Вместе с этим на них ложится обязанность соблюдать все требования, диктующиеся указанными законами.

Национальный режим означает возложение на иностранных граждан тех же правил, что и на граждан РФ. Обычно он устанавливается по международным договорам (к примеру, в 1883 по Парижской конвенции), а также источникам национального права (к примеру, по Конституции). Данное предоставление национального режима иностранцам не обуславливается наличием взаимности.

Интересное:

Оглавление
Введение 3
1. Объем правоспособности иностранных граждан в Российской Федерации 4
2. Изъятия из предоставления прав иностранным гражданам 8
3. Задача 13
Заключение 15
Список использованных источников и литературы 16
Введение
Вопросы гражданско-правового статуса иностранцев на территории конкретного государства издавна являлись краеугольными в международном частном праве. Иностранный гражданин — это лицо, имеющее особую правовую связь — гражданство — с определенным государством. В связи с этим на гражданина любого государства, находящегося вне пределов юрисдикции своего отечества, распространяется по крайней мере два правопорядка: своего государства и иностранного, на территории которого лицо находится.
Если раньше законодательством отдельных государств предусматривалась возможность лишения физического лица в судебном порядке всех его гражданских прав, то есть предания его так называемой гражданской смерти, то в настоящее время принцип недопустимости отказа в признании определенного гражданско-правового статуса индивида получил свое нормативное воплощение не только на национальном, но и на международном уровне.
В Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и это означает, что в обоснование защиты нарушенных прав и свобод лицо может ссылаться, а судебное учреждение обязано применить нормы, зафиксированные в соответствующих международных документах и иным образом закрепленные в международном праве.
Конституция РФ закрепляет в отношении иностранцев принцип национального режима: иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ . При этом важно заметить, что национальный режим предоставляется иностранным гражданам в нашей стране в безусловном порядке.
1. Объем правоспособности иностранных граждан в Российской Федерации
Правовая доктрина большинства других стран, включая РФ, обычно определяет гражданскую правоспособность физического лица как его способность быть носителем гражданских прав и обязанностей, допускаемых объективным правом данной страны. Правоспособность присуща любому человеку как биосоциальному индивиду и не зависит от его умственных способностей или состояния здоровья. Она возникает с момента рождения конкретного физического лица и прекращается с его смертью или после объявления в установленном порядке данного человека умершим на основании презумпции безвестного отсутствия в течении определенного законом срока.
«Каждый человек, где бы он ни находился, – подчеркивается в т. 16 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., – имеет право на признание его правосубъектности».
В современном международном частном праве существует два основных подхода к определению нормативной основы правоспособности иностранцев. Примером первого из них могут служить, в частности, положения ст. 1196 ГК РФ 2001 г., которая предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом.
Это означает, что гражданская правоспособность иностранца в России в принципе определяется законодательством Российской Федерации, а не его личным законом. Поэтому в нашей стране иностранец может стать обладателем тех прав, которых он не имел на своей родине. Вместе с тем, с другой стороны, в России могут не приниматься во внимание некоторые из гражданских прав иностранцев, предоставленных им отечественным законодательством.
Статья 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года исходит из следующего:
1. каждому, кто законно находится на территории того или иного государства, принадлежит право, в пределах этой территории, право на свободное перемещение и свободу выбора места жительства;
2. каждый человек имеет право покидать любую страну, где он находится, включая свою собственную;
3. упомянутые права не могут предметом каких-либо ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в Пакте другими правами.
Положения Пакта образуют основу для решения соответствующих вопросов в национальном законодательстве, включая статью 27 и ч. 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, закрепила общие положения правового статуса иностранцев.
Практика международного обращения выдвигает на первый план задачу совершенствования правовых начал, на которых строится правовой статус иностранцев и лиц без гражданства. Применительно к российскому законодательству речь идет, прежде всего, о национальном режиме – основном для этой категории лиц.
Национальный режим означает приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в правах и обязанностях к гражданам страны – пребывания.

Особенности определения правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства в

Российской Федерации

Н.С. Караиван

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Вопросы гражданско-правового статуса иностранцев, находящихся на территории иностранного государства, всегда занимали центральное место в науке и практике международных частноправовых отношений. В международном частном праве физические лица классифицируются, как правило, на три группы: собственные (отечественные) граждане, граждане иностранных государств (иностранные граждане) и лица без гражданства. В последние годы становится все более актуальным выделение в отдельную категорию еще одной группы лиц — беженцев. Особенности правового статуса физических лиц определяются государствами в зависимости от категории, к которой они относятся.

Иностранным гражданином в России признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Иностранные граждане дифференцируются на лиц, постоянно проживающих в РФ и временно пребывающих на ее территории. Лицом без гражданства считается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Иностранные граждане, равно как и лица без гражданства, входят в число субъектов международных частноправовых отношений, т.е. являются участниками гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом, имеющими определенные права и обязанности. Под иностранным элементом подразумеваются имущественные

отношения, где субъектом выступает сторона, имеющая иностранное гражданство (подданство); субъекты принадлежат одному государству, а объект находится за границей; возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим фактом, имеющим место за границей.

Объем правомочий, которыми обладают данные категории лиц как субъекты трансграничных отношений, определяется через две основные категории: правоспособность и дееспособность.

Согласно общему правилу, гражданская правоспособность физического лица — это способность иметь гражданские права и нести обязанности. Она возникает с момента рождения такого лица и прекращается его смертью (ст. 17 ГК РФ). При определении гражданской правоспособности физического лица необходимо руководствоваться его личным законом. Данное положение закреплено в ст. 1196 ГК РФ. При этом стоит помнить, что иностранные граждане и лица без гражданства на территории РФ обладают равной правоспособностью с российскими гражданами, за исключением случаев, предусмотренных законом. Это означает, что независимо от пола, расы, национальности, религиозного мировоззрения и прочих факторов, они могут, например, иметь в собственности имущество, обладать имущественным и личными неимущественными правами наравне с российскими гражданами. Все правила, что установлены гражданским законодательством РФ, распространяются на них в равной степени. В некоторых случаях российский законодатель предполагает дифференцированный подход в определении право- и дееспособности иностранных граждан на своей территории. Подобного рода особенности правового положения данной категории субъектов возникают из специальных двусторонних соглашений РФ. Например, договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства», в соответствии с которым, например, на граждан Республики Беларусь не распространяется установленный порядок при-

влечения иностранной рабочей силы, их принимают на работу как россиян.

Личный закон используется в форме национального закона (закон гражданства) или закона места жительства (закон домицилия). Существует и смешанный подход в определении личного закона физического лица.

Личный закон физического лица в форме закона гражданства предполагает то, что правоотношения, в которых участвует иностранный гражданин, регулируются правом того государства, гражданством которого он обладает.

Личный закон в форме места жительства предполагает, что правоотношения, в которых участвует иностранный гражданин или лицо без гражданства, регулируются законом той страны, на территории которой это лицо постоянно проживает или находится, т.е. имеет место жительства.

Выбор личного закона физических лиц осуществляется по усмотрению законодателя. В большинстве европейских стран применяется личный закон в форме закона гражданства. В странах с системой общего права (Англия, США, Канада) отдают предпочтение личному закону в форме места жительства. Российская Федерация и ряд других стран придерживаются иного подхода — смешанной системы определения личного закона физического лица.

Так, согласно п. 1 ст. 1195 ГК РФ личным законом физического лица считается право страны, гражданством которого это лицо обладает. При этом российское право является также личным законом для иностранного гражданина, постоянно проживающего на ее территории. В случае, если лицо является бипатридом, т.е. обладает двойным гражданством, то личным законом такого лица тоже признается российский закон. Подобное правило действует в отношении лиц без гражданства, имеющих место жительство на территории РФ (ст. 1195 ГК РФ).

Существует ряд исключений из принципа определения право- и дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства по личному закону в РФ. Во-первых, это касается сделок, совершаемых иностранными гражданами

и лицами без гражданства на территории РФ: иностранный гражданин, заключая в России сделки, не вправе ссылаться на объем правомочий, которым он обладал в своем государстве.

Во-вторых, именно российским правом определяется гражданская дееспособность иностранцев (лиц без гражданства) в отношении обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в Российской Федерации.

И, наконец, в-третьих, российский законодатель подчинил собственному праву решение вопросов о признании в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, а также об объявлении их умершими.

Новеллой российского гражданского законодательства является определение личного закона беженца. Согласно п. 6 ст. 1195 ГК РФ личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище. Данное положение является исключительным и отражает тот факт, что в силу особых обстоятельств, при которых беженцы были вынуждены покинуть страну своего гражданства или постоянного проживания, их связь с данной страной утрачивается, и определяющим для правового положения таких лиц в целом становится право принявшей их страны. Именно законодательство принявшей страны определяет само понятие беженца, условия, при которых лицо может получить статус беженца, в том числе объем право- и дееспособности лиц, получивших такой статус. Норма, регулирующая правовой статус беженцев на территории РФ, очень важна для поддержания стабильности как среди граждан РФ, так и среди самих лиц, получивших этот статус. В сложившейся политической ситуации данный вопрос стоит крайне остро в международном сообществе. Проблемой становится определение гражданского статуса сотен тысяч беженцев из Сирии и других горячих точек Ближнего Востока, наделения их объемом правомочий, регулирования их прав и обязанностей с учетом международных требований без нанесения урона собственному правопорядку. Российская Федерация,

в отличие от стран Европы, сумела урегулировать вопрос о правовом положении беженцев соответствующей нормой гражданского законодательства.

Личный закон определяет, право какой страны применимо к тому или иному лицу, в то время как объем прав различных категорий участников трансграничных отношений регулируется национальным правовым режимом, режимом наибольшего благоприятствования и специальным (преференциальным) режимом.

Необходимо проанализировать именно национальный режим, который, в отличие от других правовых режимов, имеет большее значение в трансграничных отношениях с участием физических лиц и не закрепляется в каких-либо международных договорах, а существует на основании взаимности. В соответствии с национальным режимом и ст. 1196 ГК РФ законодатель уравнивает в гражданских правах иностранных и отечественных граждан. Принцип национального режима для иностранных граждан действует как общий принцип права. Он закреплен в ст. 62 Конституции РФ: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Однако, несмотря на общие подходы в отношении национального режима, российский законодатель предусматривает изъятия из него. Такие изъятия устанавливаются, как правило, федеральным законодательством. В качестве примера можно привести невозможность для иностранных граждан занимать определенные должности в России, введение различного рода ограничений для иностранных граждан и лиц без гражданства в экономическом секторе страны, определенные ограничения прав иностранцев присутствуют в земельных правоотношениях. В соответствии с Постановлением Правительства РФ ограничение правоспособности иностранных граждан в отдельных случаях возможно в порядке реторсии, т.е. ответной меры в отноше-

нии граждан тех государств, которые каким-либо образом ограничивают гражданскую правоспособность российских граждан.

В сложившейся политической ситуации в мире каждому государству очень важно определить личный статус всех категорий субъектов трансграничных отношений на своей территории, возможность и способы их участия в гражданском обороте своего государства, их правовую связь и функционирование в рамках международного пространства. В Российской Федерации законодатель регулирует этот вопрос при помощи норм международного частного права, в частности, таких категорий, как личный закон, принцип национального режима, взаимность и реторсии. Положения, охваченные данными категориями, определяют, какое право стоит применять к иностранным гражданам и лицам без гражданства на территории РФ, регулируют их объем правоспособности. Личный закон в РФ носит ряд особенностей в определении правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства и предполагает применение в их отношении преимущественно собственно права, в отличие от большинства европейских государств.

Принцип национального режима предназначен обеспечить реализацию прав как иностранных граждан на территории РФ, так и российских граждан за рубежом, поэтому крайне важно его легальное закрепление в законодательстве страны.

Нельзя не сказать о проблеме статуса беженцев, которая представляет сейчас актуальную тему не только для России, но и для всего европейского сообщества в целом. Определение понятия и правого статуса беженца имеет не только юридический, но и экономический характер, т.к. миграция данных категорий граждан неизменно отражается на любой национальной экономической системе, а отсутствие юридически грамотного толкования их правового статуса только усугубляет экономическую ситуацию в стране. В настоящее время проблема миграции затронула преимущественно европейские страны, но и в России он приоб-

ретает все большее значение. Не желая или откладывая по каким-либо причинам решение проблемы определения правового положения лиц, признанных беженцами, принявшая страна рискует допустить ущемление прав данной категории лиц и нанесение ущерба собственному правопорядку. Россия — одна из немногих стран, сумевшая урегулировать в рамках собственного законодательства данный вопрос и определить статус беженцев, что, безусловно, является реальным преимуществом ее законодательства перед законодательствами других государств.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ануфриева А., Скачков Н. Иностранные физические лица: правовое положение в России // Российская юстиция. 2000. № 6,7.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Международное частное право. Постатейный комментарий к разделу VI / Под ред. П.В.Крашенинникова. М., 2014.

3. Бирюков П.Н. Вопросы международного частного права. Воронеж, 2002.

4. Дмитриев Ю.А., Корсик К.А. Правовое положение иностранцев в РФ. М., 2007.

5. Звеков В.П. Международное частное право М., 2000.

6. Международное частное право: уч. пособие / Под ред. Н.И.Марыше-вой. М., 2012.

7. Богуславский Н.М. Международное частное право: Учебник. М., 2011.

8. Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: Учебник. М., 2013.

Добавить комментарий