Правоспособность в римском праве

5. Правоспособность и дееспособность физических лиц. Понятие и содержание правоспособности и дееспособности

Правоспособность (caput) — способность иметь права, быть субъектом права, а следовательно, получать законную защиту со стороны всех институтов римского государства. Правоспособный субъект — persona.

1. Элементы правоспособности:

• статус свободы (status libertatis) — все население делилось на свободных и рабов;

• статус гражданства (status civitatis) — население делилось на римских граждан и неграждан;

• статус главы семьи, фамилии (status familiae) — делились на никому не подвластных («отцов семейства») и подвластных.

2. Правоспособность возникала следующими способами:

• естественным путем — рождением: необходимо, чтобы был выход ребенка из утробы матери; чтобы младенец вышел живым (независимо от состояния, продолжительности жизни и того, как он себя проявит, — движением, криком); чтобы младенец был доношен; наличие «образа человеческого»;

• искусственным путем, например при освобождении раба римским гражданином он становился вольноотпущенником и приобретал правоспособность.

3. Статус свободы и статус главы семьи могли быть установлены с помощью судебного процесса по частным искам; были выработаны специальные иски

Конец ознакомительного фрагмента.

Jus conubii — это право вступать в брак, влекущий за собой юридические последствия по исконному римскому праву; в такой брак могли вступать только полноправные римские граждане. Jus commercii — право участвовать в гражданском обороте, распоряжаться имуще­ством, заключать сделки.

Правоспособность признавалась возникшей в момент рождения человека, удовлетворявшего указанным выше требованиям, и прекращалась со смертью его.

Однако юристы установили правило, в силу которого зачатый, но еще не родившийся ребенок признавался субъектом прав во всех случаях, когда это соответствовало его интересам.

«Зачатый ребенок охраняется наравне с уже существующими во всех случаях, когда вопрос идет о выгодах зачатого» (D. 1. 5. 7).

Следует помнить, что регламентация и объем римской правоспособности не были постоянными в истории римского права.Вместе с развитием римского общества и государ­ства стирались правовые различия отдельных групп свобод­ного населения (плебеев, и патрициев, например), а в 212 г. н. э. император Каракалла даровал права римских граждан всему свободному населению империи и таким образом было достигнуто формальное равенство всех свободных людей, в том числе и в области частного права.

В римском праве не проводилось различие между право­способностью и дееспособностью так полно, как в современ­ном праве.Но и там не за каждым лицом признавалась спо­собность совершать действия с юридическими последствия­ми. Прежде всего, дееспособность человека зависела от воз­раста, то есть ставилась в зависимость от возможности сознавать свои действия. Дети до 7 лет считались полностью недееспособными; дети от 7 до 14 лет—частично дееспособными. Они могли совершать сделки, которые вели к одному лишь приобрете­нию имущества, действия направленные на прекращения права или установления обязанностей, требовали разрешения опекуна. Молодые люди с 14 лет (а женщины с 12) и до 25 лет в принципе считались дееспособными они могли уже совершать завещания и вступать в брак, но им дозволялось обратиться к претору с просьбой о реституции, кроме того за лицами не достигшими.

Расточители, душевнобольные, замужние женщины, а также бесчестные лица ограничивались в дееспособно­сти.

Бесчестие могло быть следствием, совершения преступления или отдельных частных правонарушений, занятия позорной профессией и др.

Охарактеризуйте правовое положение рабов

caput habere значило быть правоспособным .

Отдельный человек для обладании полной правоспособностью во всех областях политических, семейных и имущественных отношений должен был удовлетворять трояким требованиям: а) в отношении свободы: быть свободным, а не рабом(status libertatis); б) в отношении гражданства: принадлежать к числу римских граждан, а не чужеземцев(status civitatis); в) в семейном положении (status familiae): не быть подчиненным власти главы семьи (patria potestas).

Отпадение или изменение одного из этих состояний, capitis deminutio (римское юридическое выражение, означавшее умаление правоспособности римского гражданина в зависимости от изменения его состояния (status)) влекло за собою и прекращение, либо изменение объема или содержания правоспособности.

Полная правоспособность человека в области частноправовых отношений, в свою очередь, складывалась из двух элементов: a) ius conubii — право вступать в регулируемый римским правом брак, создавать римскую семью, б) ius commercii — право быть субъектом всех имущественных правоотношений и участником соответствующих сделок.

Правоспособность признавалась возникшей в момент рождения человека, удовлетворявшего указанным выше требованиям, и прекращалась со смертью его.

Intestabilitas поражала лицо, которое было свидетелем или весовщиком при совершении соответствующих гражданских сделок (mancipatio, nexum, testamentum per aes etlibram) а затем отказывалось подтвердить совершение такой сделки или ее содержание. В более позднее время intestabilitas поражала также лиц, виновных в составлении и распространении пасквилей (carmen famosum).

Она заключалась в лишении права быть свидетелем и прибегать к помощи свидетелей при совершении гражданских сделок, права весьма важного в древнейшие времена, когда совершение большей части важнейших сделок требовало участия свидетелей. С постепенным исчезновением старых формальных сделок intestabilitas утратила свое значение.

Infamia заключалась в том, что римские магистраты не допускали к осуществлению тех или иных публичных функций лиц с сомнительной репутацией. Цензор был вправе вычеркнуть то или иное лицо из списка сенаторов, из всаднических центурий и т. п. Консул, руководя выборами в магистраты, мог отказать в выставлении кандидатуры лица, опорочившего себя по мнению консула. Претор мог не допускать то или иное лицо к выступлению на суде. В то время как контроль цензоров и консулов отпал с падением республики, преторская infamia стала прочным институтом гражданского права. Она либо наступала непосредственно, infamia immediata, в связи с определенными обстоятельствами (удаление из состава легионов за недостойное поведение, двойное обручение и т. п.), либо являлась результатом обвинения лица в некоторых процессах, в которых обвинение показывало преступность или недобросовестность этого лица. Если иски подпадали под определение actiones famosae, infamia была в этих случаях mediata. Как infamia immediata, так и infamia mediata, влекла за собою лишение права выступать в суде в качестве представителя за других (procurator), а также права быть опекуном, быть избранным на общественные должности.

Turpitude представляла собой умаление чести, связанное с занятием некоторыми профессиями, например, актера и др., и влекла за собою также некоторые ограничения гражданской правоспособности.

Опека (tutela) устанавливалась над несовершеннолетними и женщинами; попечительство (cura) — над безумными, расточителями, лицами, не достигшими 25 лет.

Различие между опекой и попечительством состояло в том, что опекун придавал юридическую силу сделкам подопечного формальным актом до совершения такой сделки. Попечитель выражал свое согласие неформально иногда и после совершения сделки.

Опека и попечительство устанавливались только над лицами sui iurris, т.е. не находившимися ни в чьей власти.

Опекунами и попечителями не могли быть неграждане, женщины (кроме матери и бабушки при известных условиях), немые, глухие, неполнолетние, лица духовного звания, солдаты, муж в отношении жены, кредиторы и должники подопечного, лица заинтересованные и враждебные, расточители и др.

Pater familias (отец семейства, домовладыка) — отец семейства, лицо, имеющее над другими родительскую власть. Этим именем назывался всякий, кто сам не состоял под родительской властью, независимо от того, имел ли он семью или нет.

Patria potestas власть римского домовладыки (отца семьи) над детьми, в число которых включаются и дети детей, т. e. внуки, правнуки и т. д. Характерная черта — строгость полномочий, принадлежащих домовладыке по отношению к детям. До императорского времени он имел право принять новорожденного сына, дочь, внука и т. д. под свою власть и защиту, в свой дом, или выбросить на произвол судьбы за порог дома; в последнем случае он мог настаивать и на том, чтобы другие не подбирали покинутого ребенка. Право это не распространялось лишь на перворожденных сыновей и дочерей, которые должны были быть воспитаны.

Persona sui iuris — это лицо, которое никому не подвластно. Практически в древнейшую эпоху таковым являлся только господин большой патриархальной семьи. Persona sui iuris обладает полным объемом гражданских прав, которые состоят из трех статусов — status libertatis, status civitatis, status familiae.

Persona alieni iuris «лицо чужого права» —, означало человека, находившегося во власти другого, человека несамостоятельного в политическом или гражданском отношении, — в противоположность sui iuris, самостоятельного, не зависящего от чужой власти.

К разряду alieni juris по римскому праву относились рабы, женщины, дети, даже и совершеннолетние, но не эмансипированные.

matrimonium cum manu mariti характеризовался установлением власти мужа, в силу чего жена поступала под власть мужа или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом.

matrimonium sine manu mariti оставлял жену подвластной прежнему домовладыке либо делал ее самостоятельным лицом. Со временем брак sine manu полностью вытеснил форму брака cum manu mariti.

Dos — ad matrimonii onera sublevanda, особое приданое передаваемое мужу, в целях облегчения бремени семейных расходов.Dos устанавливалась либо paterfamilias жены (dos profecticia), либо самою женой, если она до брака была persona sui iuris, либо третьим лицом (dos adventicia).

Существовало, однако, и другое имущество, выполнявшее такую же штрафную функцию, но уже в интересах жены. Это была donatio ante nuptias предбрачный дар, который в праве Юстиниана мог устанавливаться также и во время брака — donatio propter nuptias, и представлял собою не что иное как сумму, обыкновенно приблизительно равную сумме dos, которую муж обязывался выплатить жене в случае развода по его инициативе или вине. Таким образом, этих в случаях жена получала как подлежавшую возвращению dos, так и donatio propter nuptias. В этом заключалось и своеобразие этой последней, которая в действительности вовсе не была дарением: она не лишала мужа права собственности на соответствующее имущество в течение брака и не лишала его права собственности вообще, если брак не прекращался разводом по почину или по вине жены.

Peculium — в Древнем Риме часть собственности в пользовании:

отца семейства (pater familias), у подвластного, рабовладельца, у раба или землевладельца, у колона.

Источником пекулия мог быть дар владельца, труд самого зависимого или дары и наследства от третьих лиц. Формально пекулий находился в собственности владельца, но практически, пекулий, произведённый собственным трудом раба, обычно мог быть использован им для выкупа из рабства.

По традиционному праву, отец семейства был ответственен за сделки подвластного, совершённые в пределах пекулия только с его согласия (actio quod iussu), но преторский эдикт возлагает на него ответственность независимо от наличия согласия.

Позднее стали различать три вида пекулия:

от отца (peculium profecticium), добытый собственной деятельностью на военной (peculium castrense) или гражданской (peculium quasi-castrense) службе.

Patria potestas предполагала рождение сына или дочери в римском браке. Над детьми, рожденными вне брака, она могла быть установлена путем узаконения, legitimatio. Однако legitimatio возникла лишь в период империи и допускалась только в отношении liberi naturales, т. е. детей, рожденных от конкубината. Постепенно сложились три способа legitimatio: a) legitimatio per oblationem curiae, т. е. путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом; б) legitimatio persubsequens matrimonium, т. е. путем последующего брака родителей; в) путем издания специального императорского указа.

Arrogatio (в отношении persona sui iuris) в древнейшие времена производилась в народном собрании при участии pontifex maximus и в присутствии как усыновителя, так и усыновляемого. После расследования обстоятельств дела pontifex maximus предлагал народному собранию rogatio об усыновлении. Таким образом каждая arrogatio была iussus populi, т. е. законом. Ввиду этого усыновлять и быть усыновляемыми в этой форме могли только лица, которые имели право участвовать в народных собраниях. К числу таких лиц не принадлежали ни женщины, ни несовершеннолетние.

Adoptio (в отношении persona alieni iuris) совершалась так же, как emancipatio, путем использования правила законов XII таблиц о троекратной mancipatio. Paterfamilias трижды манципировал подвластного доверенному лицу, которое после первых двух манципаций освобождало подвластного от mancipium, после чего подвластный возвращался под власть paterfamilias. После третьей mancipatio, прекращавшей patria potestas, выступал усыновитель и предъявлял к доверенному лицу, у которого подвластный был in mancipio, vindicatio lilii. В результате начинавшегося таким образом фиктивного процесса претора addicit усыновляемого усыновителю. Для adoptio дочери или внука достаточно было одной mancipatio. Юстиниан заменил эту сложную процедуру простым заявлением перед судом.

paterfamilias мог сам положить конец своей власти над сыном или дочерью путем emancipatio. Формой emancipatio служило использование правила законов XII таблиц о том, что троекратная манципация подвластного прекращает отцовскую власть: paterfamilias трижды манципировал подвластного доверенному лицу, которое трижды отпускало подвластного на волю. После первых двух раз подвластный возвращался под власть paterfamilias, после третьего он становился persona sui iuris.

В VI веке необходимость в этих формальностях отпала: были допущены emancipatio per rescriptum principis (так называемая emancipatio Anastasiana), emancipatio посредством заявления перед судом (так называемая emancipatio Iustinianea). После emancipatio отец сохранял право на пользование половиной имущества сына.

Правовое положение рабов. Рабами становились военнопленные, нередко даже члены родственных Риму латинских племен. Вторым источником рабства была долговая кабала. Рабами становились свободные ранее граждане, ставшие неоплатными должниками. Незначительную роль в первый период развития римского права играл такой источник рабства, как рождение от рабыни. Кроме того, некоторых свободных обращали в рабство за преступления. Это было уголовное рабство. Рабов приобретали и за деньги, т. е. путем купли-продажи. Как общая тенденция, должно быть отмечено постепенное увеличение числа рабов. Развивается торговля рабами. В середине IV в. до н. э. был установлен налог на отпуск рабов на волю. По свидетельству Тита Ливия, консул Гней Манлий в лагере под Сутрием небывалым способом провел в трибутных комициях закон об уплате 5 % каждым, кого отпускают на волю.

Что касается юридического положения рабов, они всегда считались вещами — servi res sunt, т. е. рабы суть вещи. Этот принцип римского права имел силу уже в древнейший период, хотя тогда он, может, и не достаточно сознавался, и не был, вероятно, сформулирован с такой четкостью, как в период действия преторского права. Раб не считался субъектом права. Он был его объектом, т. е. не признавался лицом (servi pro nullis habentur). Поэтому они не могли служить в армии и не платили налога. Раб не имел права на создание семьи. Если своими действиями раб наносил ущерб третьим лицам, то господин мог выдать его потерпевшему, в порядке так называемого нокзального иска (actiones noxales) (иска о возмещении ущерба). Но тем самым господин как бы ограничивал пределы и размеры собственной ответственности за действия раба. Господин был вправе наказывать раба, вплоть до лишения жизни (ius vitae as necis). Что касается имущественного положения раба, то всякая вещь, находившаяся в его обладании, считалась принадлежащей господину. Нередко господин предоставлял рабу небольшой земельный участок, скот или мастерскую, даже других рабов, под условием уплаты рабом какого-то оброка. Такое имущество, вверенное господином рабу, именовалось пекулием (peculium). Господин мог в любой момент отобрать пекулий. Для того чтобы уплатить оброк, раб должен был что-то продавать со своего участка. Поэтому римское право начинает признавать за действиями раба известную юридическую силу. Рабы нередко совершали сделки в качестве судоводителей и капитанов. Конечно, выгоды от таких сделок получал господин раба. Убыток также ложился на господина. Стали допускать даже иски рабов к господам (actio de peculio), в пределах стоимости пекулия. Государственные же рабы получили право распоряжаться по завещанию половиной предоставленного им пекулия.

Гай говорит, что все правовые нормы относятся «либо к лицам, либо к вещам, либо к действиям» (Д. 1. 5. 3).

Лицо (persona – маска)- субъект или участник правоотношений.

В Риме субъектами имущественных правоотношений признавались главным образом физические лица. Институт юридического лица возник поздно и разработан был слабо. Юридические лица участвовали в обороте в узком спектре правовых отношений.

Для того, чтобы признаваться носителем гражданского права, или, технически выражаясь, субъектом гражданского права, нуж­но иметь особую способность, именуемую правоспособностью. Оп­ределение правоспособности и есть: способность иметь гражданские права и обязанности.

Не все лица по римскому праву обладали правоспособностью. Граж­данское общество в Риме делилось в первую очередь на сво­бодных и рабов. Последние не имели прав на имущество; напротив, они сами входили в состав имущества как его объекты.

Рабы суть вещи, говорили римляне. Рабы не рассматривались, как лица не являлись персоной. (Новеллы. 17,1 § 2) есть любопытное выражение: servi quasi пес personam habent — букв, «рабы как бы не имеют лица». Варрон (I в. до н. э.) делит орудия на немые (повозки), издающие нечленораздельные звуки (скот), одаренные речью (рабы). Следует отметить, что в период республики за некоторыми сделками рабов стали признаваться юридические последствия в связи с практиковавшимся выделением рабу господином имущества в непосредственное управление (так называемый пекулий).

В современной теории права проводится различие между понятием правоспособность и дееспособность и римляне различа­ли эти понятия, только не употребляли соответствующих терминов — мы раз­личаем «правоспособность», способность иметь права и обязаннос­ти, и «дееспособность», способность действовать — конечно, с юри­дическими последствиями, т.е. осуществлять свою правоспособность. Можно сказать, что правоспособность и дееспособность в известном смысле находятся в таком же соотношении, как возможность и дей­ствительность: то, что возможно, не всегда есть в действительнос­ти, но что есть в действительности, то, очевидно, возможно. Право­способен теперь всякий, но не всякий дееспособен.

Полная правоспособность (caput)римского гражданина из трех ста­тусов:

Полная правоспособность слагалась из трех элементов:

1) состояние свободы—status libertatis,

2) состояние гражданства — status civitatis,

3) семейное положение — status familiae.

Статус свободы вводился для противопоставления свободных и рабов:

» Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди — или свободны или рабы. Далее, из свободных людей одни — свободнорожденные, другие вольноотпущенные. Свободнорожденные суть те, которые родились свободными; вольноотпущенные — это те, которые отпущены на волю из законного рабства» (I.1.9-11).

Статус гражданства необходим был для противопоставления римлян неримлянам; Семейный статус вводился для противо­поставления самостоятельных глав семейств подвластным членам.

Следует особенно остановиться на семейном статусе. По status familiae, римские граждане делились на personae sui iuris, букв, лица «своего права», т. е. самостоятельные лица, и personae alieni iuris, лица «чужого права», несамостоятель­ные, подвластные. Persona sui iuris — это и есть paterfamilias, домовладыка, глава патриархальной семьи. Самостоятельностью (в юридическом смыс­ле) пользуется только домовладыка; только он — persona sui iuris. Поэтому-то в понятие правоспособности и входит составным элемен­том status familiae.

Различие personae sui iuris и personae alieni iuris сказывалось в области имущественных прав в том, что persona alieni iuris, то есть лицо, состоящее под властью другого, в принципе не может иметь собственного имущества, не может приобретать для себя. Однако его приобретательные акты не считаются недействительными; они име­ют силу, но только эти приобретения поступают в имущество его домовладыки. Но это не означает, что подвластные и явля­лись представителями домовладыки. Дело в том, что представитель, когда он продает, покупает, сдает в наем, снимает и т. д., совершает эти юридические действия от имени и за счет представляемого; представитель выражает волю совершить сделку так, чтобы послед­ствия шли в пользу представляемого; а подвластный приобретал все для домовладыки, независимо от того, имел ли он именно такую волю или, наоборот, совершал сделку с тем, чтобы приобрести иму­щество для себя.

Конечно, потребность гражданского оборота требовали увеличения правоспособности подвластных, и юристы стали постепенно признавать ответственность самих подвластных по заключенным ими в интересах paterfamilias сделкам, а претор установил дополнительную ответственность paterfamilias по тем же сделкам. То есть постепенно вводятся ограничения прав домовладыки в отношении имущества детей. Однако полная гражданская правоспособность признается и в праве Юстиниана только за personae sue iuris.

Таким образом, для об­ладания полной правоспособностью надо было отвечать трояким требованиям: быть свободным, быть римским граж­данином, быть главой семьи.

Утрата и ограничение правоспособности: каждое изменение в каком-нибудь статусе обозна­чалось как capitis deminutio, уменьшение правоспособности, различались различные степени capitis deminutio:

1) полная потеря правоспособности как следствие утраты свободы (capitis deminutio maxima)

2) частичная – средняя утрата правоспособности – применялась к лицам, которые сохранили свободу, но потерявшие права римского гражданства (capitis deminutio media)

3) минимальна утрата правоспособности (capitis deminutio minima) – в следствие изменения положения в семье (усыновление).

То есть — лишение свободы сопровождалось полной утратой правоспособности;

— лишения гражданства – утратой части прав;

— изменения в семейном статусе приводило к ограничение или расширению прав.

Обладаение статусами, лежаими в основе правоспособности могла быть предметом спора. Для защиты правоспособности были выработаны специальные иски – статусные иски(иск о признании лица вольноотупущенником).

Современному термину «правоспособность» в Древнем Риме соответствовало слово caput.

Полная правоспособность во всех областях слагалась из трех основных элементов:

  • в отношении свободы: быть свободным, а не рабом;

  • в отношении гражданства: принадлежать к числу римских граждан, а не чужеземцев;

  • в семейном положении: не быть подчиненным власти главы семьи (patria potestas).

В области частноправовых отношений полная правоспособность человека складывалась только из двух элементов:

  • права вступать в регулируемый римским правом брак, создавать римскую семью (ius conubii);

  • права быть субъектом всех имущественных правоотношений и участником соответствующих сделок (ius commercii).

Правоспособность признавалась возникшей в момент рождения человека, удовлетворявшего указанным выше требованиям, и прекращалась со смертью его.

Однако юристы установили правило, в силу которого зачатый, но еще не родившийся ребенок признавался субъектом прав во всех случаях, когда это соответствовало его интересам. «Зачатый ребенок охраняется наравне с уже существующими во всех случаях, когда вопрос идет о выгодах зачатого» (D. 1. 5. 7).

В частности, исходя из постановлений Законов XII таблиц, за зачатым, но еще не родившимся ребенком признавали право наследования в имуществе отца, умершего во время беременности матери (D. 38. 16. 3. 9).

Правоспособность обозначалась словом caput. Быть правоспособным означалось caput habere.

Отдельный человек, обладавший полной правоспособностью во всех областях политических, семейных и имущественных отношений должен был удовлетворять трояким требованиям:

  • а) в отношении свободы: быть свободным, а не рабом;

  • б) в отношении гражданства: принадлежать к числу римских граждан, а не чужеземцев;

  • в) в семейном положении: не быть подчиненным власти главы семьи.

Таким образом, правоспособность определяется трояким состоянием:

  • а) состояние свободы – status libertatis;

  • б) состоянием гражданства- status civitatis;

Отпадение или изменение одного из этих состояний, влекло за собою прекращение либо изменение объёма содержания правоспособности.

Полная правоспособность человека в области частноправовых отношений, в свою очередь, складывалась из двух элементов:

  • а) ius conubii-право вступать в регулируемый римским правом брак, создать римскую семью;

  • б) ius commercii – право быть субъектом всех имущественных правоотношений и участником соответствующих сделок.

Правоспособность признавалась возникшей в момент рождения человека, удовлетворявшего указанным выше требованиям, и прекращалась со смертью его.

Однако юристы установили правило, в силу которого зачатый, но ещё не родившейся ребёнок признавался субъектом прав во всех случаях, когда это соответствовало его интересам. Зачатый ребёнок охраняется наравне с уже существующими во всех случаях, когда вопрос идёт о выгодах зачатого — говорили они. В интересах детей ещё в древности была сформулирована правовая функция: «Posthumus pro nato habetur» — «Ребенок, родившийся после смерти отца, считается родившимся до его смерти». В частности исходя, из постановлений законов XII таблиц, за зачатым, но ещё не родившимся ребёнком признавали право наследия в имуществе отца, умершего во время беременности матери. С другой стороны, открытое, но ещё не наследником наследство рассматривается как «продолжение личности умершего» — лежачее наследство продолжает личность умершего. Поэтому и рабы не являлись полностью дееспособным, были вправе в интересах наследственной массы совершать юридические действия, как бы продолжая осуществлять правоспособность умершего. Так, оставаясь на всех стадиях своего развития правом рабовладельческого общества, римское право признавало правоспособными только свободных людей. Рабы были не субъектами, а объектами прав. Их правовое продолжение в принципе не отличалось от положения вещей. В тоже время рабы всегда занимали особое положение в ряду объектов прав: неуклонное поведение принципа «рабы суть вещи» оказывалась иногда, особенно с развитием гражданского отбора, не согласным с интересами рабовладельцев, нередко стремившихся использовать не только физические силы, но и умственную энергию, и личную предприимчивость рабов. Поэтому допускались некоторые отступления от этого принципа. В период республики за несколькими сделками рабов стали признаваться юридические последствия в связи с практиковавшимся выделением рабу господином имущества в непосредственное управление. Идеологическим обоснованием отступлений от общего принципа «рабы суть вещи» служило учение юристов периода империи о том, что рабство, институт и т.е. известный всем народам древнего мира, чуждо, началам естественного права. Следующей категорией были чужеземцы, которые в римском праве противопоставлялись гражданам и соответственно не обладали всей плотной правоспособности, которая была присуща римским гражданам. Не каждый свободный человек был в Риме правоспособным, некоторые свободные люди были в известные периоды римской истории вовсе не правоспособны. В древнейшие времена полная правоспособность во всех областях отношений политических, семейных и имущественных признавались только за римскими гражданами. Свободный чужеземец не имел не только политических прав, но правоспособности в сфере частного права: он не признавался субъектом ни семейных, ни имущественных прав и обязанностей. Более того, чужеземец рассматривался в принципе как враг, имущество которого могло быть в любой момент захвачено римским гражданином, а сам он обращён в рабство. Но полное бесправие чужеземцев рано пришло в противоречие с интересами развивавшегося гражданского оборота, особенно с развитием внешней торговли Рима. В сфере внешней торговли римскому гражданину приходилось в договоры с чужеземцами, искать способы разрешения споров, которые возникали из таких договоров и т.д. и в первоначальный принцип бесправия чужеземцев был внесён ряд изъятий. По мере развития гражданского оборота, особенно международной торговли, свободные чужеземцы, не принадлежащие к лицу latini, также постепенно переходят из положения hostes в положение peregrini, т.е. лиц за которыми признаётся правоспособность, но правоспособность отличная по содержанию и объёму от римской правоспособности. Не имея политических прав, peregrinus может быть участком семейных и разнообразных имущественных правоотношений, но специфически римские правовые институты, как римский брак, mancipatio и т.д., ему закрыты. Не подведомственны и частноправовые споры переговоров. Для разрешения этих споров учреждён особый магистрат – praetor peregrinus. Выработанные им правовые положения, развитые и дополненные юристами, постепенно и образовали ius gentium как систему частноправовых норм, регулировавших отношения перегринов между собой и римскими гражданами. Первоначальное положение peregrini было присвоено населению civitates foederatatae, т.е. жителям тех из чужеземцев общин, с которыми Рим состоял (после войны или не зависимо от неё) в договорных отношения. В дальнейшем в такое же положение были поставлены и peregrini dediticii, жители общин, сдававшихся на милость Рима победителя в войне. После названых выше законов Julia и Platia Papiria категория перегринов утратила прежнее значение для Италии, а после изданного в 212 г. эдикта о гражданстве для всей империи в целом: перегринами стали считаться только пребывающие на территорию римского государства наподданные Рима, варвары, славяне, германцы и т.д. Кроме того, в положение переговоров ставились и подданные Рима, совершившие определенные преступления, а так же до VI в. До н.э. отпущенные на волю рабы, наказанные клеймением во время пребывания в рабстве. Потребности международного торгового отбора обусловили глубокое проникновение начал iuris gentium в систему римского частного права. Став, по существу, гражданским правом международного торгового оборота античного мира, римское право вынуждено было постепенно признать равноправие товаровладельцев, не зависимо от их национальности и подданства. На смену национальной исключительности, которым было пропитано право древнейшего Рима, в период империи пришёл окончательно закрепленный кодификацией Юстиниана принцип равенства гражданской правоспособности всех свободных людей. Оставаясь условием политической правоспособности, которая не играет, однако, сколько-нибудь важной роли в период доминанта, status civitatis перестал быть условием правоспособности в сфере частного права.

Субъект права имено­вался в римском праве persona. Правоспособность обозначалась словом caput. Быть правоспособным значило caput habere.

Отдельный человек для обладании полной правоспособностью во всех об­ластях политических, семейных и имущественных отношений должен был удовлетворять трояким требованиям: а) в отношении свободы: быть свобод­ным, а не рабом; б) в отношении гражданства: принадлежать к числу римских граждан, а не чужеземцев; в) в семейном положении: не быть подчиненным власти главы семьи (patria potestas).

Таким образом, caput определялся трояким состоянием: а) состоянием свободы — status libertatis; б) состоянием гражданства — status civitatis; в) та­ким семейным состоянием, status familiae, в силу которого данное лицо не подчинялось власти домовладыки. Отпадение или изменение одного из этих состояний, capitis deminutio влекло за собою и прекращение, либо изменение объема или содержания правоспособности.

Полная правоспособность человека в области частноправовых отноше­ний, в свою очередь, складывалась из двух элементов: a) ius conubii — право вступать в регулируемый римским правом брак, создавать римскую семью, б) ius commercii — право быть субъектом всех имущественных правоотношений и участником соответствующих сделок.

Правоспособность признавалась возникшей в момент рождения челове­ка, удовлетворявшего указанным выше требованиям, и прекращалась со смертью его.

Однако юристы установили правило, в силу которого зачатый, но еще не родившийся ребенок признавался субъектом прав во всех случаях, когда это соответствовало его интересам.

Qui in utero est, perinde ас si in rebus humanis esset custoditur, quotiens de commodis ipsius partus quaeritur (D. 1.5.7). — Зачатый ребе­нок охраняется наравне с уже существующими во всех случаях, когда вопрос идет о выгодах зачатого.

В частности, исходя из постановлений законов XII таблиц, за зачатым, но еще не родившимся ребенком признавали право наследования в имущест­ве отца, умершего во время беременности матери (D. 38. 16. 3. 9).

С другой стороны, открытое, но еще не принятое наследником наследст­во («лежачее наследство») рассматривалось, как «продолжение личности умершего» — hereditas iacens sustinet personam defuncti, лежачее наследство продолжает личность умершего (ср. D. 41. 1. 34). Поэтому рабы были вправе в интересах наследственной массы совершать юридические действия ex per­sona defuncti, как бы продолжая осуществлять правоспособность умершего.

Пассивная завещательная правоспособность. Пассивная завещатель­ная правоспособность также не совпадала с общей. Прежде всего можно бы­ло составить завещание в пользу раба своего или чужого. Если раб был назна­чен наследником в завещании господина, то такое назначение должно было сопоовождаться а позднее предполагалось неразрывно связанным с осво­бождением раба, который в то же время не имел права не принять наследст­ва Он явился heres necessarius, необходимым наследником.

Если раб был до открытия наследства отчужден господином, он принимал наследство по приказу нового собственника, который и становился приобре­тателем этого наследства. Если раб был к моменту открытия наследства осво­божден из рабства, он являлся наследником в собственном смысле слова и был в праве принять наследство или отречься от него. Таким образом пассив­ная завещательная правоспособность рабов служила прежде всего интересам рабовладельцев: в одних случаях она давала господину необходимого наслед­ника т.е. лицо которое обязано было принять на себя ответственность по долгам наследодателя, в других случаях она ставила господина в такое же по­ложение как если бы он сам был назначен наследником. Единственным слу­чаем в котором пассивная завещательная правоспособность служила непо­средственно интересам раба, был случай, когда раб был до открытия наследства освобожден из рабства: в этом случае он оставался наследником и был вправе по своему усмотрению принять наследство или отречься от него.

Указанные в п 241, как не имеющие активной завещательной правоспо­собности, intestabiles и еретики не имели и пассивной завещательной правоспособности.

По плебисцу lex Voconia (169 г. до н.э.) воспрещено было назначение женщин кроме весталок, наследницами граждан, внесенных в ценз в качест­ве обладателей имущества стоимостью в 100 тысяч сестерций и выше. Это бы­ла мера направленная против расточительности со стороны женщин высших общественных слоев. С отпадением ценза эта мера утратила практическое значение.

Существенное значение имело действовавшее долгое время запрещение назначать наследниками incertae personae, т. е. не вполне определенных лиц, с чем связывалось запрещение назначать наследниками postumi, т.е. лиц, еще не зачатых к моменту составления завещания. Однако и цивильное право допустило в дальнейшем назначение наследниками всех sui postumi, т. е. могу­щих родиться детей наследодателя, а преторское право признало законным и назначение наследником postumus alienus.

По тем же соображениям не допускалось назначение наследниками тех объединений которые представляли собою в Риме зачатки юридических лиц, за которыми лишь в отдельных случаях была признана testamenti factio passiva.

Добавить комментарий