Правотворческая процедура в юридической технике

Правотворческий процесс непосредственно обусловлен формулированием воли законодателя, предполагающим ясность ее изложения в правовом документе, доступность, однозначность, четкость и беспробельность юридического текста. Тем самым важно использовать в таком процессе специальные начала и положения, определяющие процесс закрепления в юридическом документе сути и целей его составителей, то есть правотворческую (юридическую) технику. Она представляет собой совокупность сложившихся правил и приемов разработки, оформления и систематизации нормативного материала.

Поскольку принятие законов было и остается наиболее заметной составляющей правотворческой функции государства, зачастую в качестве альтернативы применяют понятие «законодательная техника». Для обозначения процедур, связанных с принятием индивидуальных правовых актов в процессе реализации права, используется понятие «правоприменительная техника».

На практике правотворческая техника во многом проявляется в деловых обыкновениях, сложившихся в различных странах в процессе создания актов высшей юридической силы, или в обычаях и традициях. В теории она становится учением, существенный вклад в становление которого вложили юристы Древнего Рима, Англии (У. Блекстон, И.Бентам), Германии (Р.Иеринг, Г.Век, Г.Хане), Франции (Ф.Жени, С.Дабэн), России (М.М.Сперанский, П.И.Люблинский, М.А.Унковский). В современном законодательстве правила и приемы юридической техники оформляются специальными нормативными актами (законами, положениями, регламентами).

В юридической технике широко используются достижения не только отечественного, но и сложившегося столетиями мирового правотворческого опыта. Его реализация способна повысить эффективность действующего законодательства, снизить уровень пробельности в праве и число юридических коллизий, способствовать повышению правовой культуры правоприменителя и общества в целом. В силу этого правотворческий процесс должен основываться на устоявшихся правилах и отвечать утвердившимся в юридической теории и практике требованиям.

Среди принциповправотворческой техники выделяют:

— соответствие положений акта целям правового регулирования, ведущее к предвидению последствий введения этих положений и согласованию последствий с целями, ради которых правовой акт принимается;

— логическая непротиворечивость нормативных положений, предполагающая последовательность их изложения и взаимосвязь между собой;

— определенность юридической формы, исключающая недомолвки, двусмысленность положений, неоднозначность формулировок, неадекватность понятий;

— ясность и доступность юридического языка, требующие единства терминологии, тождественность их употребления в разных правовых актах;

— конкретность положений, предполагающая отсутствие декларативных или лозунговых норм, размывающих суть и назначение правового акта;

— устойчивость общепринятых понятий и выражений, ведущая к использованию в нормативных положениях апробированной терминологии;

— компактность юридических формулировок, исключающая применение чрезмерно громоздких фраз или чересчур детализированных положений;

— системность, учитывающая положение нового акта в системе действующего законодательства.

К основным средствамправотворческой техники относятся юридический язык, юридические конструкции, правила оформления нормативного акта, правотворческого процесса и систематизации законодательства.

· Юридический язык как совокупность грамматических, логических и иных приемов и способов, определяющих понятийное содержание правового акта, сложен и динамичен. С его помощью достигается точное и адекватное выражение воли законодателя в текстуальной форме (логические, стилистические и языковые приемы).

Юридическому языку свойственны собственные средства закрепления смыслового значения правового акта, в том числе:

а) закономерности организации и оформления текста.Нормативные грамматические предложения как основная языковая единица правового текста, образованная из слов и устойчивых словосочетаний, подчиняются внутренним закономерностям, среди которых:

— безличный характер содержания, предполагающий его нейтральность,

неадаптированность к конкретной юридической ситуации, к конкретным лицам;

— адекватность грамматической формы нормативности положений правового акта(констатирующие, повествовательные и утвердительные предложения, исключающие вопросительные или восклицательные формы);

— отсутствие перегрузки простых предложений однородными членами,

— недопустимость использования несвойственных природе правовых норм соединительных союзов (в их числе «а», «но», «чтобы», «не то», «хоть» и др.).

б) правовая полисемия, которая предполагает уточнение мысли законодателя и выражается в многозначности как результате группировки разных значений в пределах одного слова на основе их связи и схожести (понятие «правовой акт» в законодательстве может быть представлено как правомерный и противоправный акт, нормативный правовой акт, индивидуальный правовой акт, акт официального толкования).

в) правовая синонимия,учитывающая взаимозаменяемость слов и сочетаний, что обогащает язык текста, детализируя волю законодателя. С учетом требований к точности и ясности юридического текста для его единообразного понимания и применения важно обращать внимание на то, что в законотворчестве недопустимо использование:

— квазисинонимов (т.е. слов, не состоящих в синонимическом родстве, например, «письменное заключение» и «экспертиза»);

— слов неточного оценочного содержания («запрос» и «иск»);

— синонимических излишеств, бессистемно используемых в тексте закона и снижающих своим обилием эффект восприятия его положений.

г) правовая антономия, основанная на приемах правового регулирования, которые используют взаимоисключаемость, противоположность значения слов («право» и «обязанность», «правомерное поведение» и «правонарушение»);

д) правовая паранонимия, позволяющая разделять близкие по написанию, но противоположные по смыслу слова и понятия (классовый и классный, диктант и диктатор, в т.ч.);

е) архаизмы как названия существующих в реальной действительности предметов и явлений, вытесненных другими словами активной юридической лексики. В случае использования архаизмов следует убедиться, насколько они общеизвестны или общеприняты. Специалисты обращают внимание на:

— архаизмы в праве, т.е. слова, привнесенные в право иными сферами общественных отношений («доля», «фискал», «мануфактура»);

— правовые архаизмы, представляющие собственное правовое наследие («купчая», «стража», «поруки»);

ж) иноязычная лексика,занимающая в современных правовых системах активные позиции; однако законодателю не следует перегружать юридический текст заимствованиями из иного права, учитывая при этом и ресурсы отечественного языка;

з) профессиональная лексика, не имеющая статуса общеупотребимой и чаще всего представляющая собой словарь профессиональной терминологии для специалистов в обращении друг с другом;

и) просторечная и жаргонная лексика, считающаяся разновидностью разговорно-бытовой речи, которая, тем не менее, проникает и в законодательство («волокита», «наперсток», «торговля с рук»);

к) правовая аббревиатура, котораяявляется сокращениями, образованными из первых букв слов, входящих в словосочетание. Ее активно используют в законодательных текстах для сокращения слов в целях экономии и удобства произношения («ЕС», «РФ», «МИД»). Применяя аббревиатуру, необходимо обращать внимание на неповторяемость сокращений в иных сферах общественной жизни, их эстетичность, произносимость, а также на то, чтобы они не ущемляли чье-либо моральное, политическое или национальное достоинство

· Юридические конструкции представляют собой правила построения нормативного материала на основе выделения взаимодействующих элементов правового акта. Их значение возрастает с объемом принимаемого акта и особенно при разработке закона. Юридические конструкции являются средством правотворческой техники, которое заключается в моделировании и определенном логическом построении правового акта. Правила юридической конструкции требуют выбора правовой модели, которая создается путем абстракции (идеализации) будущего акта.

Юридические конструкции необходимы при задании формулирования нормы акта как общеобязательные правила поведения. Такими заданиями могут быть:

— избрание определенного вида нормативного акта (конституционный закон, закон о ратификации международного договора и т.п.);

— определение правотворческого органа (народ непосредственно, парламент, президент, правительство, администрация региона, мер города);

— выбор предмета правового регулирования (определенные общественные отношения или правовое поведение участников отношений), который определяет однородность нормативного материала, включаемого в правовой акт;

— анализ действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих сходные правоотношения и виды правового поведения;

— разработка схемы будущего нормативного акта, его составляющих частей.

Правила юридических конструкций требуют:

— включения в нормативный акт однородного и взаимосвязанного правового материала, построенного на его сочетаемости и последовательности (кодифицированные акты, регулирующие определенные сферы общественных отношений);

— размещения в нормативном акте вначале норм материального права, а затем – процессуального права (Кодекс об административных правонарушениях);

— размещения в нормативном акте вначале норм общего характера, а затем – конкретизирующих.

Обычно применяются абстрактныйи казуистическийспособы конструирования нормативных актов. Первый из них характеризуется использованием обобщенных родовых понятий, что свойственно, например, конституционным нормам, устанавливающим «неотчуждаемые и прирожденные» права человека, которые присущи всем без исключения. Казуистический способ предусматривает на фактические обстоятельства, конкретизирующие применяемые юридической нормой правила поведения.

Юридические конструкции разделяют:

а) по силе обобщенияна:

— общеправовые, которые распространяются на всю систему позитивного права и определяют ее характер и содержание (например, юридическая конструкция закона как источника права);

— межотраслевые, которые моделируют правовые явления на уровне, присущим нескольким отраслям права (например, юридические конструкции состояний правоспособности и дееспособности, форм вины физического лица в совершении правонарушения в уголовном или административном праве);

— отраслевые, присущие отдельно уголовному, гражданскому, административному и иным отраслям права;

— подотраслевые, служащие моделью, например, актов, характерных банковскому праву как подотрасли финансового права;

— институциональные, которые моделируютюридические нормы на уровне правовых институтов отдельных отраслей.

б) в зависимости от происхожденияна:

— собственные как юридические конструкции, «обязанные» своим происхождением конкретным законам;

— рецепированные как заимствованные юридические конструкции, апробированные в иных отраслях внутригосударственного или международного права;

— экспериментальные как юридические конструкции, используемые в качестве образца (модельные законы или рекомендательные законодательные акты) или прототипа будущей законодательной модели;

— унификационные как юридические конструкции, предназначенные для обеспечения гармонизации национального законодательства с требованиями межгосударственных союзов.

Выводя правила юридических конструкций, обратим внимание еще на одну их сторону, подмеченную знаменитым немецким юристом Рудольфом Иерингом (1818-1892). Говоря о законах юридической конструкции, он подчеркнул (помимо непротиворечивости и последовательности закона) эстетическую составляющую права и обозначил закон юридической красоты: «Чем проще конструкция, тем более совершенна она, т.е. тем она нагляднее, прозрачнее, естественнее». Из этого закона вытекает четко прослеженное Иерингом прагматическое следствие: «Конструкции, производящие впечатление натянутого, сложного, должны с самого начала вызывать в нас справедливое недоверие».

· Правила оформления нормативного акта, которые требуют не только четко отработанной терминологии, но и соответствующих внешних формальных атрибутов источника права, к которым отнесены:

а) официальные реквизитыкак обязательные данные, указывающие на предназначение источника, без которых невозможно его существование как нормативного правового акта:

— наименование вида акта (органический закон, конституционный закон, кодекс, закон субъекта федерации и т.п.);

— заголовок, определяющий, в частности, предмет его регулирования, что является обязательным элементом акта и составной частью поискового образца юридического документа;

— наименование правотворческого органа, принявшегонормативныйакт, поскольку от его уровня (народ непосредственно, парламент, президент, правительство, администрация региона, мер города) зависит юридическая сила правовых установлений;

— порядковый номер и дата принятия акта, помогающие его идентифицировать и занять определенное ему место в иерархии источников права;

— подписи официальных должностных лиц, вводящие нормативный акт в процедуру обретения юридической силы.

б) рубрикация (структурная организация) нормативного акта, классическая модель которого включает:

— преамбулу, обычно содержащую мотивы принятия акта, его цели и задачи;

— заключительные и переходные положения, устанавливающие положения, связанные с введением нормативного акта в действие (в частности, сроки вступления в силу отдельных частей акта, определение его вероятной обратной силы, а также отмена данным актом действия иных нормативных правовых актов);

— приложения (например, тезаурус – определения вводимых данным актом в законодательство юридических, технических и других специальных терминов).

· Правила правотворческого процесса включают в себя определенные процедуры подготовки, оформления и введения в действие правовых актов. Они чаще всего содержатся в специальных положениях, регламентах либо фиксируются правовыми обыкновениями (неписанными соглашениями, основанными на сложившихся традициях и обычаях). Правотворческий процесс предполагает наличие специальных стадий (этапов), ведущих к появлению нового нормативного акта. Подробнее стадии будут рассмотрены в главе XV на примере создания законодательного акта.

· Правила систематизации законодательства предполагают процедуры оформления деятельности субъектов права (как органов публичной власти, так и иных) по упорядочению и приведению правовых актов в согласованные системы. Систематизация законодательства и ее основные компоненты излагаются в главе XV.

Контрольные вопросы по теме

· В чем сходство и особенности правообразования и правотворчества?

· Знаете ли Вы иные, помимо упомянутых в тексте, известные памятники правотворчества?

· Каковы основные функции правотворческой деятельности?

· Что включает в себя принцип научной обоснованности правотворческого процесса?

· Возможно ли непосредственное участие народа в правотворчестве?

· Для какого государственно-организованного общества характерн санкционированное правотворчество?

· Есть ли различия между понятиями «правотворческая техника” и «законодательная техника”?

· Назовите основные требования к построению нормативного грамматического предложения

· В чем отличия между правовыми архаизмами и архаизмами в праве?

· Раскройте внутреннюю структуру (рубрикацию) Конституции РФ

Дополнительная литература к теме

Губаева Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. М., 2004

Денисов Г.И. Юридическая техника: теория и практика //Журнал российского права. 2005. № 8

Ерыгина В.И. История партийного нормотворчества в России //История государства. 2008. № 5

Кашанина Т.В. Юридическая техника: Учеб. М., 2008

Минюк Н.В. Законотворчество как форма выражения правовой политики //Государство и право. 2007. № 6

Иеринг Рудольф фон. Юридическая техника. М., 2008

Проблемы юридической техники: Сб. статей. /Отв. ред. В.Н. Баранов. Н.Новгород, 2000

Скурко Е.В. Правотворчество и формирование системы законодательства РФ в условиях глобализации. Актуальные проблемы (По материалам «круглого стола») //Государство и право. 2007. № 4

Тенилова Т.Л. Время и законодательная техника //Юридическая техника: Ежегодник. № 2. Н.Новгород, 2008

Чевычелов В.В. Юридическая конструкция (проблемы теории и практики): Дисс. …канд. юрид. наук. Н.Новогород, 2005

Чухвичев Д.В. Законодательная техника: Учеб. пособие. М., 2006

Правовые процедуры

Юридическая деятельность не мыслима без соблюдения специальных правовых процедур.

Процедура (с франц. и лат. — обеспечивать продвижение чего-либо, установленный порядок) как общесоциальное явление имеет следующие признаки:

— ориентирована на достижение конкретного социального результата;

— состоит из последовательно сменяющих друг друга актов поведения, ступеней деятельности;

— создает модель развития, движения какого-либо явления, закрепляемую на нормативном уровне;

— имеет иерархическое строение, находится в динамике и развитии;

— имеет служебный характер, так как является средством реализации главного для нее общественного отношения.

Юридическая процедура — это нормативно-установленный порядок осуществления юридической деятельности, который четко изложен и закреплен в законах, подзаконных нормативно-правовых актах и направлен на реализацию норм материального права и основанных на них материальных правоотношений, охраняемых от нарушений правовыми санкциями. Например, процедура принятия закона парламентом, порядок оформления пенсии, заключение брака и т.д.

Правильное понимание юридической процедуры предполагает ее соотношение с юридическим процессом. Понятие «юридический процесс” шире понятия правовой процедуры, так как реализуется через конкретные правовые процедуры.

Главная цель правовой процедуры — реализация основной , то есть материальной юридической нормы, основанного на ней материального основного правоотношения.

Так, правовая процедура толкования Конституции РФ в деятельности Конституционного Суда РФ складывается из следующих стадий:

1) внесение специального запроса в Конституционный Суд РФ уполномоченных субъектов;

2) предварительное изучение вопроса судьями;

3) подготовка дела к слушанию;

4) рассмотрение запроса в открытом заседании Конституционного Суда РФ;

5) принятие итогового решения на закрытом совещании судей;

6) опубликование решения Конституционного Суда России.

Внутригосударственное значение правовых процедур заключается в том, что граждане могут использовать предоставленные им права и свободы.

Выделяют следующие виды правовых процедур:

1) законотворческие;

2) судебные;

3) административные.

Как правило, в рамках юридического процесса осуществляется контрольнонадзорная деятельность.

Таким образом, юридический процесс представляет собой совокупность правовых процедур, направленных на достижение общей цели.


Акты применения права.

Правоприменение – специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов МСУ по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий.

Применение права– властная де­ятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Применение права имеет следующие признаки:

· осуществляется органами или должностными лица­ми, наделенными функциями государственной власти (субъекты правоприменения);

· имеет индивидуальный характер;

· направлено на установление конкретных правовых последствий (субъективных прав, обязанностей, ответ­ственности);

· реализуется в специально предусмотренных процес­суальных формах;

· завершается вынесением индивидуального юридичес­кого решения;

· его основания регулируются законодательством.

Обстоятельства, требующие обязательного правоприменения:

· совершение правонарушения;

· обязательный контроль со стороны государства (нотариальное удостоверение, государственная регистрация);

· регулирование взаимоотношений в государственных органах (назначение или снятие с определенной должности);

· возникновение спора о праве, когда стороны не могут прийти к соглашению.

Стадия установления фактической основы дела – стадия установления истины – исследуются факты и обстоятельства, предусмотренные нормой права и являющиеся юридически значимыми. Фактические обстоятельства многообразны: при совершении преступления – лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторож­ность) и другие обстоятельства; при возникновении граж­данско-правового спора – обстоятельства заключения сдел­ки, ее содержание, действия, совершенные для ее испол­нения, взаимные претензии сторон. Фактические об­стоятельства относятся к прошлому, подтверждаютсядоказательствами – материальны­ми и нематериальными следами прошлого, зафиксирован­ными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия). Эти документы отражают юридически значимую фактическую ситуацию. Доказательства должны отвечать требованиям:


· относимости (имеют отношение к делу);

· допустимости (установлены (допускаются) процессуальными нормами);

· полноты (наличие всех доказательств).

Стадия юридической квалификации – юридическая оценка фактических обстоятельств – какая норма может быть применена в данном случае. Поиск происходит путем срав­нения фактических обстоятельств реальной жизни и юриди­ческих фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации.

Стадия вынесения решения по делу – оформление юридического документа – обязательные реквизиты правоприменительного акта:

· Его наименование, Место и время принятия, Название органа или должностного лица, принявшего данный акт; Подписи соответствующих должностных лиц, необходимые печати.

Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового регулирования. Юридические нормы и возникающие на их основе субъек­тивные права и юридические обязанности обеспечены воз­можностью государственного принуждения, однако, послед­няя, реализуется по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти решения могут быть исполнены в принудительном порядке. Возможность принудительного исполнения актов при­менения права обусловливает их особенности и предъявляе­мые к ним требования обоснованности и законности.

Стадия исполнения правоприменительного акта, контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым результатом – проверяется правильность установленных фактов, юридической квалификации, действий правоприменителя, определяется порядок исполнения правоприменительного акта, круг лиц, ответственных за исполнение решения. На этой стадии государство вправе вмешаться в правоприменительную деятельность для защиты правопорядка, режима законности и справедливости. На ней же реализуется принятое решение.

Акты правоприменения (АП) – итог выражения правоприменительной деятельности, закрепление решения компетентных органов по конкретному юридическому делу.

По характеру регулятивного воздействия на общественные отношения АП бывают:

· Исполнительные – констатируют возникновение конкретных прав и обязанностей субъектов в связи с их правомерным поведением;

· Правоохранительные – издаются в профилактических целях или для охраны норм права от возможных нарушений (акты следственных, судебных, прокурорских органов).

По субъектам-правоприменителям: Акты главы государства, Правительственные акты, Акты юрисдикционных органов, Органов государственного управления.

По форме: указы президента ненормативного характера, приказы, протоколы, решения и т.д.;

По способу принятия (процедуре): коллегиальные и единоначальные;

По юридическому значению:

· Основные – решения суда по гр. делам, приговоры, решения органа социального обеспечения о назначении пенсии;

· Вспомогательные – протоколы осмотра мест происшествия, очной савки, постановления суда о назначении медцинской экспертизы и др.;

По способам выражения: Акты-документы; Акты-действия (удаление свидетеля из зала суда); Акты-символы (дорожные знаки);

По характеру действия: Однократные (штрафы); Длящиеся (выплата пенсии, исполнение приговора суда);

Различия между АП и НПА:

· АП характеризует конкретное единично правоотношение, НПА – общие общественные отношения;

· НПА – источник права, АП – сам принимается на основе действующих норм права;

· НПА – распространяет свое действие на неопределенное число фактов, лиц, а АП – на точно установленных лиц, фактов, действий;

· АП характеризуется единовременным действием, НПА – рассчитан на неопределенное время и многократные реализации.

Общее между АП и НПА:

· издаются государственными органами и полномочными должностными лицами и представляют собой государственно-властное предписание;

· обязательны для исполнения и обеспечены государственным принуждением;

· имеют определенную форму, которая должная соответствовать требованиям юридической техники.

Понятие, общие черты, виды и классификация форм государственного управления

Тема 12. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Форма государственного управления внешнее выражение деятельности органов государственного управления и их должностных лиц, осуществляемое в рамках их компетенции по разрешению стоящих задач и вызывающее определенные последствия.

Общие черты форм государственного управления:

1) являются способом внешнего выражения деятельности органов государственного управления и их должностных лиц;

2) зависят от содержания деятельности органов государственного управления и их должностных лиц;

3) оказывают влияние на содержание деятельности органов государственного управления и их должностных лиц;

4) обусловлены реализацией задач и функций субъектов государственного управления в рамках их компетенций;

5) требуют юридической регламентации в большинстве случаев;

6) выбор форм управленческой деятельности обусловлен спецификой стоящей цели, предопределяет наиболее эффективный вариант деятельности;

7) влекут за собой определенные последствия.

В зависимости от порождаемых последствий формы управленческой деятельности бывают правовые (влекут определенные юридические последствия) и неправовые (влекут наступление последствий неюридического характера).

По содержанию выделяют правотворческие, правоприменительные, договорные и иные юридически значимые формы управленческой деятельности.

По целенаправленности формы делятся на внешние (формы реализации полномочий органов исполнительной власти (органов государственного управления)) и внутренние (формы внутриорганизационной (внутриаппаратной) работы по организации самого субъекта управления, по поддержанию его в работоспособном состоянии).

По способу выражения выделяют словесные (излагаемые при помощи знаковых единиц языка как в письменном, так и устном виде) и конклюдентные (излагаемые при помощи неязыковых знаков, телодвижений, дорожных знаков, дорожной разметки) формы управленческой деятельности.

Правотворчество – деятельность органов и должностных лиц государственного управления, осуществляемая в установленных формах, в пределах компетенции по выработке правовых норм.

Правотворчество отвечает принципам демократизма, законности, научности, своевременности, профессионализма, плановости.

Стадии правотворческой деятельности:

• решение субъекта правотворческой деятельности о необходимости разработки проекта нормативного правового акта;

• подготовка проекта нормативного правового акта, предварительное обсуждение, доработка;

• обсуждение проекта нормативного правового акта в правотворческом органе;

• принятие или утверждение проекта нормативного правового акта;

• опубликование (доведение до адресатов) принятого нормативного правового акта.

Правоприменение – деятельность уполномоченных субъектов государственного управления в установленном процессуальном порядке по разрешению индивидуальных конкретных дел с вынесением правоприменительных актов.

Стадии правоприменительной деятельности:

• установление и анализ фактических обстоятельств управленческого дела (определение круга юридических значимых фактов, сбор и процессуальное оформление добытых фактов (доказательств), исследование полученных фактов, установление их допустимости и истинности);

• юридическая квалификация управленческой деятельности (выбор юридической нормы, проверка действенности нормы, толкование нормы);

• разрешение дела по существу, принятие индивидуального акта (подготовка дела к рассмотрению, непосредственное рассмотрение дела, вынесение акта применения, доведение принятого решения до адресатов);

• пересмотр дела (факультативная стадия, в рамках которой акт правоприменения может быть обжалован заинтересованными сторонами или опротестован прокурором);

• исполнение принятого решения (воплощение решения, содержащегося в правоприменительном акте, в поведение участников управленческих отношений).

12.3. Административный договор: понятие, признаки, виды

Административный договор – это основанное на нормах административного права соглашение, принимаемое на основе согласования воль сторон между двумя или более субъектами управленческих отношений, одним из которых является орган государственного управления либо его законный представитель.

Признаки административного договора:

• является разновидностью правового договора;

• основывается на нормах административного права;

• его правовая база содержится в Конституции и действующем законодательстве;

• заключается между двумя и большим числом субъектов;

• одним из его участников выступает орган государственного управления либо его законный представитель;

• является результатом взаимного согласования мнений его участников;

• рассчитан на определенный срок действия;

• заключается в соответствии с установленной процедурой;

• не допускается в одностороннем порядке отказ от исполнения договорных обязательств одним из его участников;

• несоблюдение его условий влечет наступление негативных юридических последствий;

• целью является реализация публично-правовых интересов его участников;

• обеспечивается при помощи системы правовых средств.

По предметному критерию среди административных договоров выделяют: договор о компетенции (разграничении полномочий и предметов ведения), договор обеспечения государственных нужд (государственный заказ), договоры по управлению объектами государственной собственности, контракты (трудовые соглашения) с государственными служащими, финансовые и налоговые соглашения, договоры о совместной деятельности и сотрудничестве, договоры об оказании некоторых услуг государственных органов и органов местного самоуправления частным лицам (коммунальных услуг, по благоустройству, по обеспечению занятости населения), инвестиционные соглашения, договоры о сотрудничестве (об обмене информацией, о совместной деятельности и т. д.).

Исходя из юридических свойств можно назвать правоустановитель-ные (формируются новые правовые, в том числе административно-правовые, нормы), правоприменительные (разрешают индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления) договоры.

По характеру взаимоотношений субъектов бывают договоры между субъектами, не обладающими контрольными, надзорными или иными полномочиями по отношению друг к другу, и договоры, в которых один из субъектов обладает какими-либо специальными полномочиями в отношении контрагента.

По целенаправленности административные договоры делятся на договоры, регулирующие действия субъектов, подчиненных сторонам соглашения; договоры, регулирующие согласованные управленческие действия самих контрагентов; договоры «смешанного» типа.

В зависимости от круга субъектов договоры могут заключаться между субъектами управленческой деятельности, между субъектами исполнительной власти и иными государственными (муниципальными) органами, между государственными и негосударственными организациями, между государственными (муниципальными) органами и их служащими, между субъектами управления и гражданами.

В зависимости от числа субъектов существуют двусторонние и многосторонние договоры.

16. Korkunov N.M. Ukaz i zakon. SPb.: Tip. M.M. Stasjulevicha, 1894. 416 s.

19. Laptev V.V. Akcionernoe pravo. M.: Kontrakt: Infra-M, 1999. 254 s.

20. Marchenko M.N. Problemy obshhej teorii gosudarstva i prava: ucheb. posobie. 2-e izd. M.: TK Velbi: Prospekt, 2007. 752 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Nashic A. Pravotvorchestvo: teorija i zakonodatel’naja tehnika. M.: Progress, 1974. 256 s.

22. Nesterenko I.A. Pravotvorchestvo v Rossijskoj Federacii. M.: Juniti-Dana, 2011. 272 s.

23. Obshhaja teorija gosudarstva i prava / pod red. M.N. Marchenko. T 2. M.: Zercalo, 2002. 528 s.

24. Petrazhickij L.I. Teorija prava i gosudarstva v svjazi s teoriej nravstvennosti. T. 1. SPb.: Tip. «Slovo», 1907. 656 s.

25. Pigolkin A.S. Teoreticheskie problemy pravotvorcheskoj dejatel’nosti v SSSR: avtoref. dis. … d-ra jurid. nauk. M., 1972. 34 s.

26. Polenina A.V. Zakonotvorchestvo v Rossijskoj Federacii. M.: Izd-vo IGiP RAN, 1996. 146 s.

27. Pravotvorchestvo v SSSR / pod red. A.V. Mickevicha. M.: Jurid. lit., 1974. 313 s.

28. Rad’ko T.N. Problemy teorii gosudarstva i prava. M.: Prospekt, 2015. 125 s.

29. Sinjukov S.V. Mehanizm pravotvorchestva: dis. … kand. jurid. nauk. Saratov, 2013. 241 s.

32. Trubeckoj E.N. Lekcii po jenciklopedii prava. M.: Tip. A.I. Mamontova, 1917. 227 s.

34. Shitkina I.S. Lokal’noe (vnutrennee) normotvorchestvo // Predprinimatel’skoe pravo. № 3. 2005. S. 11-16.

35. Shmakova N.S. Vedomstvennoe pravotvorchestvo: ponjatie i formy: dis. … kand. jurid. nauk. M., 2006. 337 s.

Материал поступил в редакцию 29 марта 2015 г.

Corporate law-making: definition and factors of influence

KOZYREVA, Anna Borisovna — postgraduate student of the Department of Theory of State and Law of the Kutafin

Moscow State Law University.

142515, Russia, Moskovskaya oblast, Pavlovo-Posadskiy rayon, d. Terenino, d. 2/1a.

Добавить комментарий