Правотворчество юридическая техника

Правотворчество — это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Виды правотворчества:

— непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (голосования)

— правотворчество госуд. органов (парламент, правительство)

— правотворчество отдельных должностных лиц (президент, министр)

— правотворчество органов местного самоуправления

— локальное правотворчество (предприятия)

— правотворчество общественных организаций (профсоюзы)

В зависимости от значимости правотворчество разделяют на:

— законотворчество (правотворчество высших представительных органов — парламента)

-делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, а именно правительства осуществляемая по поручению парламента)

-подзаконное правотворчество (Президент, Пр-во, минис-ва, ведомства, губернаторы).

Принципы правотворчества — это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм; это ориентир для органов, творящих право

Правотворчество — это процесс целенаправленного формирования и юридического закрепления государственной воли в источниках права.

В результате правотворчества праву придается качество формальной определенности.

Правотворчество включает деятельность по:

· изданию новых нормативно-правовых актов;

· их совершенствованию, изменению, переработке;

· отмене действующих нормативно-правовых актов.

Признаки правотворчества:

· Сознательно-волевой характер.

· Объективно-исторический характер.

Признаки правотворчества отражают сочетание субъективного и объективного факторов в правотворчестве. Право создается людьми, наделенными волей и сознанием, имеющими определенный жизненный опыт, правосознание, культурный уровень. На правотворчество влияют личные и групповые интересы, задачи, потребности законодателя. Существует мощный политический институт лоббирования выгодных с позиций отдельных социальных групп нормативных актов.

Несмотря на влияние субъективных факторов, право не создается законодателем произвольно, исключительно по собственному усмотрению.

Право отражает объективные закономерности общественных отношений. В нормах права находят выражение потребности общества на определенном историческом этапе. Попытки волюнтаристски, произвольно устанавливать нормы права ведут к негативным последствиям. В лучшем случае это будет просто недействующее право, например закон о ветеранах. В худшем — реальный вред общественным отношениям.Вспомните пример со ст. 199 УК РФ, в которой ранее была предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов «иным способом».

Рассмотрим принципы правотворчества.

Принцип демократизма. Издание нормативно-правовых актов предполагает учет общественного мнения, публичное и гласное обсуждение законопроектов, социологический анализ реализации действующих норм. Последнее позволяет оценить эффективность и качество правотворческого процесса. Демократизм правотворчества предполагает активное участие партий, массовых движений, предпринимательских структур, объединений граждан в создании законодательства, их инициативу, свободное, широкое и деловое обсуждение предполагаемых законодательных решений.

Принцип актуальности и своевременности. Правотворчество должно быть оперативным. С одной стороны, законодатель должен чутко реагировать на изменения ситуации в стране, не позволяя нормам права устаревать, переставать адекватно отражать потребности общества. Законодателю необходимо создавать правовые нормы на перспективу, действовать на опережение, задавая обществу нормативные программы развития, стимулируя позитивные изменения в различных сферах жизни. Именно с такой целью в Конституции России закреплены определения Российской Федерации как правового, социального, демократического государства.

Принцип научности правотворческого процесса. Правотворчество — специализированная деятельность, требующая особых знаний и навыков, прежде всего юридических. Она требует высокой квалификации в сфере правоведения, знания приемов и принципов юридической техники, правовой терминологии, умения их использовать в правотворческом процессе. Правотворчество должно опираться на научный отечественный и зарубежный опыт в этой сфере, на результаты научного изучения современного состояния действующего права и тенденций его развития, на идеи, концепции и практические рекомендации юридической науки. Последствия несоблюдения данного принципа являются тяжелейшими. В данном случае можно привести пример всё с тем же многострадальным Уголовным кодексом РФ. В 1996 г. при его принятии возобладали политические амбиции коммунистического большинства в Государственной Думе, и проект УК РФ, разработанный группой учёных и практиков, созданной по инициативе Президента РФ, был отвергнут. По этой причине УК РФ 1996 г. сразу же подвергся шквалу критики со стороны правоприменителей. Он за шесть лет применения претерпел множество изменений, а в декабре 2003 г. была принята фактически его новая редакция, которая соответствует именно проекту президентской группы, отвергнутому в 1996 г.

Принцип соблюдения баланса публичных и частных интересов.

Регулируя общественные отношения, правовые нормы должны обеспечивать баланс публичных и частных интересов. Например, нормы, устанавливающие ставки налогообложения, должны, с одной стороны, гарантировать наполнение доходной части бюджета, а с другой — сохранить для налогоплательщика стимулы к приобретению имущества, получению прибыли, осуществлению предпринимательской деятельности. В данном случае Россия также имеет горький опыт. Налоговое законодательство создавалось в условиях постоянного острого экономического кризиса. Оно преследовало цели обеспечить доходную часть бюджета. При этом интересы предпринимателей просто игнорировались, что вызвало уход значительной части бизнеса «в тень». Это также имеет свои негативные последствия. За время нахождения «в тени» предприниматели получили огромный опыт противостояния фискальным органам, который они продолжают а5тивно использовать даже после либерализации налогового законодательства. Действует принцип: «Зачем отдавать своё кровное даже в незначительном количестве, если его можно вообще не отдавать»

Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:

1. законодательная инициатива. Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;

2. подготовка законопроектов. Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;

3. обсуждение законопроекта. Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;

4. принятие закона. Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;

5. опубликование закона. Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.

Юридическая техника — совокупность методов, средств и приёмов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативно-правовых актов для обеспечения их совершенства.

Виды юридической техники:

1. правотворческая техника — средства создания нормативно-правовых актов (законов, подзаконных актов);

2. правоприменительная техника — средства создания правоприменительных актов (решений и приговоров суда, приказов и распоряжений);

3. интерпретационная техника — средства создания актов нормативного толкования (постановлений высших федеральных судов и иных компетентных органов).

Приемы (способы) юридической техники

По степени обобщения конкретных показателей:

— абстрактный — при формулировании нормы права используется обобщающая формулировка;

— казуистический- при формулировании нормы права последовательно перечисляются условия, при которых она действует.

По способу изложения элементов юридической нормы:

  • прямой — гипотеза, диспозиция и санкция изложены в одной статье нормативного правового акта;

  • отсылочный — отдельные элементы нормы (или гипотеза, или диспозиция, или санкция) изложены в других конкретных статьях конкретного закона и к ним сделана отсылка или она подразумевается;

  • бланкетный — разновидность отсылочного, но отсылка делается в общей форме, чаще всего путем упоминания соответствующих правил, инструкций, иных законодательных актов.

  1. система права.

Система права — это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной дифференциации на отрасли и институты.

«Система права» и «правовая система» понятия не тождественные. Система права, как указывалось, характеризует внутреннюю структуру права, его структурные элементы, а также их соотношение и взаимосвязь. Правовая система — понятие более широкое, включающее в себя элементы правовой жизни страны. Правовая система — совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Правовая система — это вся правовая действительность данного государства. Структура правовой системы включает в себя право, правовую идеологию, правосознание, юридическую практику и др. Кроме того, правовая система — есть комплексное образование, охватывающее все правовые явления. Основными элементами правовой системы являются: система права, система законодательства, правовые отношения, правовая политика, правовая культура, правосознание, правовые понятия и принципы, правовые учреждения, правотворческие органы и др. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что правовая система и система права соотносятся как целое и часть; данные понятия различаются по объему и имеют разные структурные элементы.

Отрасль права – совокупность юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенные сферы (род) общественных отношений

Институт права — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определённую разновидность общественных отношений.

Правовой институт — совокупность правовых норм, регулирующих одну сторону (участок) качественно однородных общественных отношений.

Правовые институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные и т. д.

По этому же признаку они делятся на материальные и процессуальные.

Помимо этого правовые институты подразделяются на простые (отраслевые) и сложные (межотраслевые, комплексные).

По своему содержанию институты права бывают:

  • простые;

  • сложные.

Простой институт включает юридические нормы одной отрасли права. Таковы, например, институт прекращения брака в семейном праве (ст. 16-17 Семейного кодекса РФ (СК РФ)), институт залога в гражданском праве (ст. 334-358 ГК РФ), проведения игр и пари (ст. 1062 ГК РФ).

Сложный, или комплексный, институт права представляет собой совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отношения.

Виды институтов:

  • в зависимости от характера — институты материальные (институт подряда) и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела);

  • в зависимости от сферы распространения — отраслевые (институт наследования) и межотраслевые (институт частной собственности);

  • в зависимости от функциональной роли — регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности).

Все отрасли права по назначению делятся на две разновидности -материальные и процессуальные.

Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (конституционное, гражданское, уголовное право и др.).

Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права (уголовно- процессуальное, гражданско-процессуальное право и др.).

Процессуальное и материальное право соотносятся, как форма и содержание. Процесс есть форма жизни закона. Процессуальное право представляет собой системы норм, регламентирующих правовые процедуры при разрешении споров или при определении ответственности за правонарушения. В России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный, конституционный.

По предметному единству отрасли делятся:

— на основные — в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское, уголовное и др.). Основные отрасли еще называются первичными или фундаментальными. Эти отрасли складывались в длительном историческом процессе правового развития общества, яапяются изначальными и восходят к древности;

— вторичные — они складывались в разное время в рамках фундаментальных отраслей (семейное, выделившееся из гражданского права, уголовно-исполнительное, выделившееся из уголовного права). Методы правового регулирования вторичных отраслей сохраняют черты преемственности с методами основных отраслей права;

— с 40-х годов XX в. в юридической литературе высказывается идея о сложении в системе права комплексных отраслей права.

Комплексные отрасли состоят из норм и институтов, входящих в различные отрасли права. У таких отраслей отсутствует собственный метод правового регулирования.

Примером комплексной отрасли права является хозяйственное право. Его концепция была предметом длительных дискуссий в 60-80-е годы XX в. Участники дискуссий стремились доказать или опровергнуть тезисы о существовании такой самостоятельной отрасли права. Противники концепции хозяйственного нрава считали, что его нельзя представить как какой-то целостный правовой комплекс, поскольку в его состав входят обширные блоки различных отраслей права. Помимо хозяйственного права к комплексным отраслям права относят иногда сельскохозяйственное право, право природопользования.

Пo регулируемым отношениям (в сфере государственной власти или в сфере частных интересов) право делится на публичное и частное.

Публичное право — это подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие публичный (общегосударственный) интерес. Оно регулирует те отношения, в которых одним из субъектов права выступает государство в липе его компетентных органов.

Частное право представляет собой другую подсистему права, регулирующую отношения, обеспечивающие частные интересы (лично-имущественные, брачно-семейные), автономный статус и инициативу частных собственников и юридических лиц в их имущественной деятельности и личных взаимоотношениях.

Деление права на публичное и частное восходит к античной древности. Авторы деления права на публичное и частное — римские юристы. Они сами отмечали условность этого деления, ибо государство так или иначе может принимать или принимает участие и в частном праве. В современных условиях государство все активнее вторгается в регулирование экономических отношений. Это является свидетельством того, что «частная жизнь» потеряла свой сугубо автономный характер.

Отметим, что в Советском государстве концепция частного права вообще не признавалась. Все отрасли права считались публичными.

Краткая характеристика некоторых отраслей права

Среди всех отраслей системы российского права ведущее положение занимает конституционное право. Это объясняется спецификой общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования данной отрасли.Предметом правового регулирования являются отношения, возникающие по поводу формирования и развития основ конституционного строя, закрепления прав и свобод человека и гражданина, функционирования государственных органов и местного самоуправления. Нормы конституционного права являются исходным нормативным материалом для других отраслей права, которые функционируют на основе конституционных предписаний. Преобладающим методомявляется императивный. Главный нормативный акт этой отрасли — Конституция (Основной закон) РФ, которая является актом прямого действия. Другие источники — федеральные конституционные законы, конституции и уставы субъектов Федерации и др.

Административное право. Предметом отрасли являются общественные отношения в сфере управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, должностных лиц. Особенностью этих общественных отношений является то обстоятельство, что одной из сторон здесь всегда выступает государственный орган или должностное лицо. Нормы административного права определяют структуру и компетенцию министерств, ведомств, их управлений, отделов, порядок деятельности различного рода предприятий, учреждений и т. д. Основнойметод — императивный. Основные нормативные акты — Конституция РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.

Гражданское право. Предметом его регулирования являются отношения в сфере имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений. Эти отношения складываются между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Гражданское право — наиболее крупная отрасль права, регулирующая отношения хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, а также гражданские правовые отношения по вопросам владения, пользования и распоряжения собственностью, ее приобретения и отчуждения и т. д.

Особенностью гражданско-правовых отношений является то обстоятельство, что их участники пользуются автономией в выборе вариантов поведения, т. е преобладающий метод, используемый в отрасли, — диспозитивный. В силу большого нормативного объема гражданское право дифференцировалось. Отдельные комплексы норм гражданского права обособились сначала в правовые институты, а затем и в отдельные отрасли:

  • земельное право;

  • авторское право;

  • предпринимательское право;

  • изобретательское право;

  • патентное право и др.

Некоторые авторы считают эти комплексы правовых норм не отраслями, а подотраслями права.

К источникам гражданского права относятся: Конституция РФ, ГК РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, законы о собственности, о предприятиях и т. д.

Трудовое право. Предмет — общественные отношения, складывающиеся в процессе трудовой деятельности. Нормы дайной отрасли регулируют отношения рабочих и служащих в процессе трудовой деятельности (вопросы организации труда и его оплаты; рабочее время и время отдыха; прием на работу и увольнение; заключение трудовых соглашений; заключение коллективных договоров и др.).

Основной метод — диспозитивный. Основными источниками трудового права являются Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, другие законы и подзаконные акты.

Финансовое право. Предмет данной отрасли составляют общественные отношения в сфере денежного обращения, банковских операций, формирования бюджета, взимания налогов и т. д. Субъектами указанных отношений выступают все юридические и физические лица. Нормы финансового права тесно связаны с конституционным и административным правом. Основной метод — императивный. Основные источники — Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ. законы о государственном бюджете, законы о банковской деятельности и др.

Земельное право. Предмет — общественные отношения в сфере землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением. Основной метод — диспозитивный. Источники — Конституция РФ, Земельный кодекс РФ и другие нормативные акты.

Уголовное право. Предмет — общественные отношения, охраняемые уголовным законом, складывающиеся в связи с совершением гражданами преступления. Уголовное право объединяет юридические нормы, обеспечивающие охрану общественного и государственного строя, различных форм собственности, личности и прав граждан, поддержание правопорядка в стране. Данные нормы формируют понятие преступления, цели наказания и порядок его применения, освобождения от уголовной ответственности и наказания. Система норм уголовного права образуется из двух частей: Обшей и Особенной. Метод- императивный. Основной нормативный акт — УК РФ.

Уголовно-процессуальное право. Предмет — отношения, возникающие по поводу осуществления уголовного судопроизводства (расследование преступления, отправление правосудия). Уголовно- процессуальное право регулирует деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношений с гражданами при расследовании, судебном разбирательстве и разрешении уголовных дел. Нормы уголовно-процессуального права устанавливают цели и задачи уголовного судопроизводства, права и обязанности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, определяют круг и правовое положение участников уголовного процесса.

Метод — императивный. Основным нормативным актом в этой отрасли является Уголовно-процессуальный кодекс.

Гражданское процессуальное право. Предмет — общественные отношения, складывающиеся при рассмотрении дел судами в сфере гражданского судопроизводства. В гражданском судопроизводстве разрешаются дела по спорам, возникающих из гражданских, семейных, и трудовых правоотношений.

Нормы гражданского процессуального права формируют цели, задачи, права и обязанности суда при отправлении правосудия по гражданским делам; определяют подведомственность и подсудность рассматриваемых споров, правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства. Метод — императивно-диспозитивный. Главный нормативный акт — Гражданский процессуальный кодекс РФ

Юридическая техника — это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясностей, двусмысленности.

Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

Техническими средствами являются юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.). В качестве юридических конструкций выступают те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п.

К техническим правилам относятся:

1) ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов;

2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;

3) последовательность в изложении юридической информации;

4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

Технические приемы — это способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурная организация правового акта (вводная часть — преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).

Юридическая техника подразделяется на следующие виды:

законодательная (правотворческая);

систематизация нормативных актов;

учет нормативных актов;

правоприменительная.

Все виды юридической техники играют исключительно важную роль и используются на разных этапах механизма правового регулирования — от издания нормативных актов до принятия на их основе правоприменительных актов. Различные виды юридической техники, все вместе организуя и конструируя правовой материал, создают условия для рационализации юридической деятельности, для оптимизации процесса правового упорядочения общественных отношений.

Юридическая техника – это совокупность правил, способов и приемов которые используются при подготовке, оформлении и систематизации нормативных и индивидуальных правовых актов. Исходя из этого определения можно выделить 2 основных вида юр-ой техники. Во 1ых правотворческая техника, во 2ых техника индивидуальных правовых актов. Правотворческую технику составляют правила, средства и приемы которые используются при подготовке, оформлении и систематизации НПА. Разновидностью правотворческой техники является законодательная техника. 2ой вид – техника индивидуальных правовых актов – это совокупность правил, средств и приемов которые используются при подготовке и оформлении индивидуальных правовых актов (актов применения права, индивидуальных договоров и тп.). Содержание юр-ой техники складывается из 3х основных элементов: 1. правила юр-ой техники 2. средства юр-ой техники 3. приемов или способов юр-ой техники. Правила юр-ой техники – подразделяются на 3 категории или части: 1ую составляют правила относящиеся к внешнему оформлению НА. Каждый НА должен иметь заголовок указывающий на вид НА. Должно быть название (о чём), место и время принятия, нередко регистрационный номер и подпись официальных лиц. 2ую категорию составляют правила относящиеся к содержанию и внутренней структуре НА. 3ая категория правил – правила относящиеся к изложению самих норм права. Средства юр-ой техники – подразделяются на общие и специальные. К общим средствам юр-ой техники относят терминологию т.е. это язык который является государственным. Терминология подразделяется на общеупотребительную (лит-ый язык), но есть и специальная юр-ая терминология (выраж-ся юр-ой наукой).

Ю.А. Тихомиров

Тихомиров Юрий Александрович—доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, первый заместительдиректора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

Юридическая техника — инструмент правотворчества и правоприменения

Правовые акты служат эффективным средством налаживания отношений и решения задач, вводят легальный режим общения внутри страны и в международных делах. Но нужно учитывать стремительное и масштабное развитие правовой сферы общества, которое приводит к резкому увеличению нормативно-правового массива. С законами и иными правовыми актами повседневно соприкасаются граждане и их объединения, государственные органы и хозяйствующие субъекты. Однако качество актов остается невысоким, и в немалой степени из-за явной недооценки юридической техники. В результате в процессе правотворчества и правоприменения возникает много юридических коллизий. К сожалению, государственные служащие, депутаты, специалисты и эксперты по-прежнему не владеют приемами юридической техники, и их этому почти не обучают. Неслишком преуспела и юридическая наука. Между тем в конце XIX — начале XX века ученые-юристы уделяли серьезное внимание законодательной технике как одному из классических элементов права. Вспомним книгу Р. Иеринга «Юридическая техника», изданную в Санкт-Петербурге в 1905 г. и являющуюся частью более крупного труда о римском праве 1883 г. По его мнению, «то, что должно каждого профана убедить в его невежестве… составляет юридический метод… он именно и создает юриста». В субъективном смысле «техника» означает юридическое искусство отделки правового материала, в объективном — механизм права.

В литературе по теории права законодательная техника традиционно рассматривается в контексте правотворчества, в качестве одного из его элементов. Одни ученые-юристы трактуют ее как систему правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов1. Другие определяют так: совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в контексте источников права и правотворчества, объектом ее является текст нормативного документа, в отношении которого законодатель затрачивает интеллектуальные усилия2. Иногда различаются средства изложения содержания правовых юридических предписаний,

приемы формулирования норм или положений правовых актов, средства и приемы построения правовыхактов3. Законодательная техника признается важным фактором оптимизации и эффективности законодательства4.

Следует обратить внимание на специфику юридико-технологических приемов в разных отраслях законодательства. Их различение обусловлено неодинаковым объектом и методами правового регулирования. К примеру, в конституционном законодательстве больше применяется норм-дефиниций, норм-целей и норм-принципов, а сами нормы нередко состоят лишь из диспозиций. В гражданском и уголовном законодательстве традиционной является строгая и детальная структуризация институтов и норм.

С сожалением приходится отмечать необоснованное разнообразие способов юридической техники, используемых законодательными и исполнительными органами на федеральном и региональном уровнях. Есть, к примеру, Методические указания по юридико-техническому оформлению законопроектов, подготовленные в 2003 г. ГГПУ Президента РФ, Правовыми управлениями Аппарата Государственной Думы и Аппарата Совета Федерации, Правовым управлением Правительства РФ, Министерством юстиции РФ. Для подготовки собственныхактов названные структуры используют свои правила или справочники. Так поступают и в регионах. Например, составлен «Словник юридических терминов» из Устава и законов Ямало-Ненецкого автономного округа. В организациях и учреждениях встречаются свои правила для подготовки не только локальных, но и иных правовых актов. Думается, нужно разработать по линии Министерства юстиции РФ общие правила юридической техники, обязательные для всеобщего использования. Подтверждением правильности этого вывода служит «Справочник по нормотворческой технике», который подготовлен Министерством юстиции ФРГ и переведен на русский язык в 2002 г.

О чем идет речь? В своих научных разработках автор дал определение юридической техники и ее признаков5. Юридическая техника есть система правил познавательно-логического и нормативноструктурного формирования правового материала с целью подготовки текста правового акта. Эти правила можно разделить на шесть взаимосвязанных групп: познавательно-юридические, норма-

тивно-структурные, логические, языковые, документально-технические, процедурные. Каждая группа, в свою очередь, состоит из совокупности конкретных правил, предусматривающих определенные действия и использование приемов.

Следуя нашей концепции, Т.В. Кашанина выделяет содержательные правила, правила логики, структурные правила, языковые правила, формальные (реквизитные)требования, процедурные правила. Причем весьма оправданно рассмотрение того, как применяются эти правила на каждом этапе жизни акта (правотворчество), опубликование, систематизация, интерпретация, реализация6.

Познавательный элемент означает определение предмета законодательного регулирования, выбор и анализ процессов, явлений и отношений, которые могут быть объектом законодательного воздействия. Для законодательно регулируемых отношений характерны высокая значимость для общества, государства и гражданина, стабильность, первично-нормативное регулирование, предопределенность Конституцией, правомочность субъекта законодательной деятельности.

С этим связан и правильный выбор формы правового акта, с учетом его места в правовой системе и классификационных признаков, как официальных, так и доктринальных7.

Познавательный аспект подготовки закона связан с его концепцией. Это аналитическая нормативная модель с вариантами правового поведения, с примерной структурой акта, его связями с другими актами, возможными последствиями и оценкой эффективности действия. Замена концепций объяснительными записками и т. п. внешне упрощает процесс законотворчества, но реально его обесценивает.

Интеллектуальный концентрат будущего закона должен быть выражен в его концепции. Этому способствует реализация постановления Правительства РФ от 2 августа 2001 г. «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов». Разработка научных концепций является важнейшей задачей. Имеется в виду не только анализ и оценка концепций отдельных федеральных законов, чем занято и Министерство юстиции РФ, но и иных — прежде всего научных концепций развития законодательства в целом и его отраслей, четыре издания которых уже опубликованы. Это могут быть концепции правового обеспечения ускоренного развития отдельных экономических и иных комплексов, правового обеспечения государственных реформ, разделов социально-экономических программ Правительства РФ, правового регулирования государственных и иных институтов в рамках национальных проектов. Главное при этом — оценить возможные правовые варианты достижения цели для изменения ситуации втой или иной сфере социально-экономического развития. Слабые концепции не дают такой возможности.

Очень нужна классификация, содержащая единообразный перечень юридических терминов,

правил и приемов составления текста закона и иного правового акта. Применительно к законопроекту можно привести некоторый набор правил.

Довольно часто понятия и термины получают признание вданном законе. Нужно ли это? Традиционно в рамках системы континентального права, к которой принадлежит преимущественно российское право, каждый закон не сопровождается набором собственных понятий. Они заложены в конституциях, кодифицированных актах и научных доктринах. У нас же, напротив, наблюдается явное увлечение дефинициями. Более правильно, во-первых, вводить нормативные понятия только в базовых законах (кодексах); во-вторых, добиваться строгой внутренней связи между нормами-дефинициями и главами, статьями закона; в-третьих, обеспечивать последовательное и правильное применение основных норм-дефиниций в других законах и иных актах.

Текст законопроекта должен излагаться общепринятым юридическим языком с использованием устоявшейся иунифицированной системы терминов. Юридическийтермин —это используемое в законодательстве слово или словосочетание, которое является обобщенным наименованием специального понятия, применяемого в различных областях государственной жизни, экономике, науке и т. п. и имеющего точный и определенный смысл, функциональную устойчивость и однозначность. Основными терминологическими эталонами при разработке законопроектов являются термины, используемые в Конституции РФ, федеральных конституционных законах, а также в кодексах и иных кодификационных актах.

В процессе подготовки законопроектов необходимо использовать толковые словари русского литературного языка, терминологические словари действующего законодательства, базы данных автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству, юридические и другие энциклопедии и словари, а также юридическую литературу. При использовании терминов следует исходить из общепринятых определений, содержащихся в энциклопедиях и словарях, если в законодательстве не определено более точное, специальное значение. В случае разночтений следует пользоваться рекомендациями юридической литературы.

В процессе подготовки законопроектов надо стремиться к простоте и доступности используемых в законе терминов, использовать общеизвестные словосочетания, не нанося ущерба полноте и точности выражения смысла нормы права.

Правовая норма формулируется на основе конкретной системы понятий, отражающих ту область отношений, которая подлежит законодательному регулированию. Используются три группы понятий:

а) общеупотребимые понятия, отражающие определенные экономические, социальные и иные явления и отношения;

б) правовые понятия, отражающие нормативные потребности правового регулирования;

в) специальные понятия, относящиеся к предмету законопроекта.

В целях точного и недвусмысленного отражения в юридических терминах обозначаемых правовых понятий следует использовать общепринятые и понятные словосочетания и стандартные языковые обороты, традиционно употребляемые в письменной речи и имеющие строго определенное истолкование. Иное их понимание должно быть специально оговорено в самом законопроекте.

Не следует придавать одному термину несколько значений, а также допускать необоснованную замену терминов, если определенный термин признан устоявшимся и вполне приемлем. Нельзя использовать многозначные слова, получающие различные значения в разных ситуациях употребления, употреблять двусмысленные и нечетко сформулированные термины, допускающие разное истолкование, жаргонные слова, не прошедшие общественную апробацию термины и иные языковые нововведения, а также образные языковые средства (эпитеты, метафоры, образные сравнения, гиперболы и т. д.), способные иметь множество смысловых оттенков. Вредны канцеляризмы, слова и обороты бюрократического стиля.

Не следует перегружать законопроекты употреблением специальных терминов. Термины, обозначающие узкоспециальные понятия, используемые в области техники и производства, разного рода профессионализмы целесообразно применять в специальных сферах законодательного регулирования, где они оправданы и допустимы.

В законодательном тексте не допускается использование слов или выражений, совпадающих или близких по значению, но различающихся по оттенкам значения, по стилистической или экспрессивной окраске (синонимов). В ограниченных пределах, специально оговоренных законодателем, допускаются нейтральные синонимы (Российская Федерации и Россия).

Следует избегать использования слов с разным значением, но одинаковым написанием (омонимов).

Требование единства использования терминологии относится как к тому или иному конкретному закону, так и ко всем актам, развивающим и конкретизирующим его положения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нужно учитывать, что в различных отраслях законодательства одни и те же термины могут обозначать не совпадающие понятия, если правовые нормы, в которых они используются, не перекрещиваются в процессе применения, регулируют различные сферы отношений и не создают помех для юридической практики. Если значения юридического термина, используемого в разных отрас-ляхзаконодательства, не совпадают по смыслу, то каждой отрасли законодательства следует давать его самостоятельное определение.

Иностранные термины необходимо использовать с учетом международно-правовых доктрин, в

соответствии с международно-правовыми стандартами. В случае отсутствия таковых использование иноязычных терминов допускается, если они общеупотребимы, понятны и отсутствует эквивалент в русском языке. Международно-правовые иноязычные термины, предусматриваемые в международном договоре Российской Федерации, могут использоваться в законопроектах, если решение о согласии Российской Федерации на обязательность для нее такого договора выражено в форме федерального закона. Термин, которому в международном договоре Российской Федерации придается специальное значение, используется в законопроекте в том же значении. Обращение в этом случае к семантико-правовому эквиваленту, следствием которого могут быть не соответствующие международному договору понимание и применение такого термина, не допускается.

В целях единообразного и правильного применения законодательства в текст законопроекта вводятся правовые определения используемых основных терминов для обеспечения смысловой полноты содержания правовых норм и исключения двусмысленности в их толковании.

В законодательном тексте определения юридических терминов должны быть краткими, обозначать существенные, качественные признаки предметов, явлений, имеющие прямое отношение к их юридической характеристике.

Юридическому понятию должно даваться в законе единственное определение, включающее признаки, существенные для применения правовой нормы. Наличие в соответствующей области законодательства нескольких не совпадающих по содержанию определений недопустимо. Нормативная дефиниция необходима также для понятий, которые должны восприниматься с учетом целей закона в более узком и существенно ином значении по сравнению с общеизвестным, а также если термин не используется широко в литературном языке.

Законодательные определения (дефиниции) могут быть сформулированы:

а) в виде самостоятельной статьи, помещаемой в начале закона (основные понятия, используемые в настоящем законе);

б) посредством развернутой характеристики термина при первом его упоминании в законе;

в) в скобках, после первого употребления термина;

г) с помощью тире или выражения «то есть».

Нельзя помещать определения терминов в

преамбуле закона, а также в примечаниях к статьям, в том числе и подстрочных. Термины, используемые в законе, должны определяться в тексте самого закона. Недопустимо помещение определений терминов в иныхактах, развивающих и конкретизирующих положения закона.

Элементом законодательной техники является нормативная структуризация текста закона. Имеется в виду четкая последовательность операций. К ним следует отнести действия по выработке ком-

позицииакта, установлению его составных частей, формулированию названий (заголовков) правовых предписаний (норм), использованию отсылок и других форм «юридических связок», определению способов и порядка вступления акта в силу, отмены и изменения других правовых актов.

Весьма важен вопрос об отсылках в законодательстве. С их помощью обеспечиваются системные связи между нормами и актами. На практике, к сожалению, допускается немало ошибок в определении видов отсылок. Сделаем по этому поводу следующие пояснения.

Допустимы отсылки к нормам самого закона, когда нужно обеспечить связь между его общими и конкретными, специальными положениями. Отсылки к правовым актам более высокой юридической силы оправданы тогда, когда надо выявить правообразующий источник данного закона. Возможны отсылки к международным актам, ратифицированным и одобренным Россией и накладывающим на нее обязательства, требующие для их исполнения принятия внутригосударственных актов. Отсылки к актам низшей юридической силы оправданы тогда, когда необходимо удлинить «правовую связь» и определить основания издания нового закона или дать поручение принять подзаконный акт.

По своему объему отсылки могут быть сделаны к конкретному закону в целом либо его части, к закону в широком смысле, к законодательству. Они касаются как действующих, так и предполагаемых правовых актов. Причем во всех случаях нужно соблюдать меру, не допуская ошибок в выборе их вида, а также избыточности или игнорирования, недооценки.

Особое значение имеет формирование и использование специфического юридического языка — четкого, строгого и структурированного. Это облегчает единообразное «технологическое» построение текста правового акта и его понимание и применение. И отрадно, что есть специальные работы по данному вопросу8. Думается, на их основе нужно разрабатывать специфические языковые правила для разных видов правовых актов — законов, правительственных, ведомственных и локальных актов, технико-юридических актов, международно-правовых актов. Тогда удается реально упорядочить «оборот» и восприятие многообразных по содержанию и форме правовых актов.

Подчеркнем главное: подготовка правового акта не является механическим делом. Это сложный познавательный процесс внутри всей правовой системы. Преодолению противоречий может способствовать признание и использование юридических корреляций как отражение взаимовлияний и зависимостей. Внешние корреляции характеризуют воздействия социальной среды. Для всей нормативной системы это влияние ценностей, сознания и поведения людей, действий или бездействия публичных и иных институтов, перемен политического курса и социально-экономических изменений. Нормы не выступают как неподвиж-

ные единицы, поскольку меняется отношение к ним и соответственно реальный удельный вес в регулировании общественных отношений.

Внутри правовой системы действуют собственные корреляции: а) роль закона ведет к снижению объема подзаконных актов; б) сужение сферы гос-регулирования влечет расширение сферы локального нормотворчества; в) правовая децентрализация уменьшает объем централизованного правотворчества; г) соблюдение иерархии правовых актов позволяет правильно использовать их для решения взаимосвязанных задач; д) заключение международных договоров исключает внутреннее правотворчество вопреки их содержанию; е) преувеличенное внимание публичных и иных институтов к подготовке и принятию актов сопровождается недооценкой их реализации (особенно в низовых звеньях); ж) нормы-принципы и нормы-цели имеют приоритет переддругими нормами.

Использование подобных корреляций позволяет вводить своего рода юридические формулы действий в правовой сфере и исключать тем самым множество произвольных действий.

И все же неизбежным спутником правотворчества и правоприменения являются юридические ошибки. Содержательные ошибки возникают вследствие неизбежных трудностей и противоречий процессов правотворчества и правоприменения как познавательных процессов. Отрицательно сказывается недостаточная обоснованность проектов законов и иных актов, а также действий по их реализации. К их числу можно отнести: а) неверное установление предмета правового регулирования; б) произвольное определение способов регулирования; в) неверное закрепление характера и объема полномочий субъектов права;

г) несбалансированность норм, институтов и правового поведения; д) ошибки в расчетах и обоснованиях; е) сохранение возможных юридических пробелов; ж) недооценка возможных юридических коллизий; з) неправильное отношение к правоприменению; и) допущение коррупционных проявлений и иных нарушений законности; к) поспешные или запоздалые изменения текста актов; л) нарушения баланса законов и подзаконных актов; м) ложные «юридические образы» субъектов права.

Как уже говорилось, особое значение имеет соблюдение требований к подготовке концепции закона, установленных постановлением Правительства РФ от 2 августа 2001 г., поскольку они обеспечивают правильный выбор правовых целей и способов их достижения и переход к новому «правовому состоянию». Иначе неизбежны поверхностность и правовая инфляция.

Другая группа юридических ошибок охватыва-еттехнико-юридические ошибки, связанные с неверными способами составления текстов правовых актов. В результате нарушается требование использования системы технико-юридических приемов и затрудняется понимание, толкование и применение актов, наконец, корректное юридичес-

кое общение между гражданами, органами и организациями, а также государствами. В круг юридико-технических ошибок включаются:

а) неверный выбор формы правового акта и соответственно юридического способа решения вопросов;

б) нарушение системных связей между материальными и процессуальными нормами, разными частями правового акта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) произвольное использование юридических понятий и терминов;

г) описательность и неумелое формулирование юридических норм;

д) неправильное оформление проекта закона или иного акта;

е) неверные способы ссылок и отсылок в тексте акта;

ж) несогласованные наборы юридическихтре-бований в разных госорганах;

з) нарушение требований юридического языка;

и) неверное использование примечаний, приложений;

к) нарушение процедуры имплементации международно-правовых норм.

Приведенная типология юридических ошибок служит прочным ориентиром при подготовке проектов законов и иных правовых актов и реализации принятых актов и предотвращает возможные нарушения законности. Причины и виды юридических ошибок нужно изучать и рассматривать их как возможное побочное явление правотворчества и правоприменения.

Таким образом, по нашему мнению, в области юридической техники надо разрешить комплекс вопросов. Нужно разработать и утвердить постановлением Правительства РФ «Общие правила

—————— «■»- «

юридической техники»; ускорить принятие Федерального закона «О нормативных правовых актах», в котором должны быть базовые нормативные характеристики правовыхактов; обновить Классификатор правовых актов. Требуется ввести обучение государственных служащих и депутатов основам юридической техники; расширить изучение юридической техники в вузах. Будут полезны справочники и пособия по данной тематике.

Примечания

1. См.: Общая теория права. — М., 1995. — С. 216 — 218.

2. См., напр.: Теория государства и права. — М., 1997. — С. 312—314.

3. См.: Алексеев С.С. Общая теория права. — М., 1982. — Т. 2. — С. 267—289.

5. Законодательная техника. — М., 2000.

6. Кашанина Т.В. Юридическая техника: Учебник. — М., 2007.

7. См.: Тихомиров Ю.А. Правовые акты / Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. — М., 1999.

В.Н. Карташов

Карташов Владимир Николаевич—доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Ярославского государственного университета

Юридическая технология или юридическая техника? Некоторые методологические аспекты исследования

В более ранних работах мы уже исследовали многие элементы данной проблемы, что избавляет нас от обстоятельного анализа разнообразных точек зрения по поводу понятия, структур, видов технологии в философских, политических, экономических, юридических и иных науках и от пространных ссылок на большинство исторических и теоретических источников1. Поэтому сразу перейдем к изучению тех вопросов, которые представляются наиболее актуальными и важными в научном, методологическом, методическом и прикладном аспектах.

Технология представляет важнейшую часть юридической практики. Последняя понимается как особая разновидность деятельности компетентных органов, должностных и физических лиц, направленная на издание (толкование, реализацию, систематизацию ит. п.) юридических предписаний, взятых в единстве с накопленным и внешне выраженным опытом (социально-правовой памятью)2.

Любую юридическую практику мы рассматриваем в качестве особого духовно-материального производства (это ее существенное свойство, глав-

78. Правотворческая техника: понятие, виды и содержание.

Правотворческая техника — совокупность правил, средств и приемов, которые используются при подготовке, оформлении и опубликовании НПА.

Правотворческая техника — вид юр. техники (это совокупность правил, способов и приемов которые используются при подготовке, оформлении и систематизации нормативных и индивидуальных правовых актов).

Законодательная техника в широком смысле = правотворческой технике.

Законодательная техника в узком смысле — совокупность правил, средств и приемов, которые используются при подготовке, оформлении и опубликовании законов. Законодательную технику в узком смысле надо различать как вид правотворческой техники. :

1. правила правотворческой техники: внешнее оформление НА, содержание и сторона НА, изложение норм права в НА, опубликование НА;

3. приемы, способы правотворческой техники: форма изложения (нормативный и повествовательный), от степени обобщенности нормативного материала (абстрактный и казуистический), от степени полноты изложения правовых норм (прямой, ссылочный, бланкетный).

Добавить комментарий