Правова культура

Правовая культура: сущность и структура

Культура как социальное явление включает множество аспектов – антропологический, материальный, психологический, эстетический и др. В курсе «Философия права» культура исследуется в нормативном, аксиологическом и социальнофилософском аспектах.

Нормативная парадигма культуры предполагает рассмотрение ее как образа жизни общества, детерминированного социальными нормами, в первую очередь моральными и правовыми.

Современная аксиологическая парадигма понимает под культурой систему материальных и духовных ценностей, процесс их производства, распределения и потребления. В этом аспекте культура означает явление, формируемое человеческим творчеством, т.е. деятельностью по созданию ценностей. К высшим ценностям человеческой жизнедеятельности относятся общественные идеалы (истина, благо, красота, справедливость), научные достижения, произведения искусства, правовые установления, религиозные воззрения; личностные источники мотивации поведения (добродетели) и личностные ценности.

Социально-философская парадигма отдает приоритет культуре как результату сознательного творчества, направленного на создание комфортных, гуманных условий человеческой жизнедеятельности. Именно социально-философская модель культуры позволяет адекватно определить правовую культуру как один из аспектов культуры вообще. Социально-философская модель вбирает онтологический, гносеологический, аксиологический, феноменологический, деятельностный, диалектический и другие методологические подходы,

Традиция связывать культуру с развитием человека берет начало в философии Нового времени. Именно в эту историческую эпоху воспитание и образование (просвещение) начинают рассматриваться как средства формирования культуры. Просветители XVII–XVIII вв. видели в культуре качественно новое состояние общества, которому свойственны, во-первых, развитое просвещенное сознание; во-вторых, особое, «обходительное» поведение его членов; в-третьих, совершенное законодательство. Следовательно, можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что в период, когда религиозная регламентация общественной жизни постепенно утрачивает силу, правовая культура обретает гуманистические характеристики. Конечно, были и другие факторы, повлиявшие на формирование правовой культуры,– появление протестантской этики, зарождение капиталистических отношений, нуждавшихся в защите собственности и жизни не только словом, но и узаконенной нормой.

В социально-философском смысле правовая культура рассматривается как особое общественное явление, свидетельствующее о качестве правового состояния общества; как способ организации и развития жизнедеятельности человека через правовые нормы, юридические законы и цивилизованность общества. В гносеологическом плане правовая культура характеризуется знанием социальными субъектами своих прав и обязанностей, действующих юридических законов. Наконец, в деятельностном ключе правовая культура выражается в неукоснительном исполнении законов, гуманистической направленности правоохранительной и правоисполнительной деятельности государства, в широком интеллектуальном и волевом пространстве правотворческой деятельности субъектов права.

Правовая культура – сложная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и компонентов, качественные характеристики которых не совпадают с качественными характеристиками всей системы. В этом отношении представляется актуальным рассмотрение структуры правовой культуры. В общем виде она выражает и отражает структуру правовой сферы общественной жизни. В силу многогранности жизни структура правовой культуры тоже весьма многогранна. Ее можно рассматривать по разным основаниям:

  • – по элементам выделяют вещно-процессуальную, духовную и человеческую составляющие;
  • – по сфере существования различают теоретическую и практическую культуру. Теоретическая культура представляет собой, прежде всего, научную деятельность, направленную на разработку юридической науки, развитие юридического образования. Практическая культура выражается в правотворчестве, правоприменении и правоисполнении, в практической деятельности, поведении, поступках людей;
  • – по носителям правовая культура может быть личностной, групповой или общественной (народной). В социальнофилософском подходе к культуре доминирует гуманистический угол зрения, т.е. культура рассматривается сквозь призму жизнедеятельности человека. Он главный субъект, производитель, носитель и потребитель культуры. Более того, такой угол зрения позволяет «приравнять» человека (с его отношением к природе, другим людям, обществу и самому себе) к культуре: каков человек, такова и культура, равно как и наоборот. В культуре фиксируется и то, что разделяет, различает людей в социальном пространстве и социальном времени (на этой основе выделяются национальные культуры, культуры исторических эпох), и то, что их объединяет, связывает (поэтому мы говорим об общечеловеческой культуре, о преемственности культуры). Объединяющим основанием культуры служат такие общечеловеческие ценности, как свобода, справедливость, истина, благо, красота, трудолюбие, милосердие, честность, скромность и др.

Носителем правовой культуры выступает также народ, ибо, говоря словами И. А. Ильина, правовая культура живет правосознанием народа, которое и определяет ее содержание. Правовая культура личности и правовая культура народа – явления взаимообусловленные уже потому, что главное в содержании правосознания народа – отражение и выражение подлинно человеческого, духовного.

Духовность – глубинное и неотъемлемое качество культуры – выражается во всех формах общественного сознания, в том числе и в правосознании, как на личностном, так и на групповом (общественном) уровне. Это качество охватывает все ценности человечества и человека – истину, добро, красоту, свободу, справедливость, ответственность, долг и др. На основе духовности формируется, по убеждению И. А. Ильина, Родина как «духовное единство народа» и государство как «духовное объединение людей».

Правовая культура с развитым правосознанием опирается на государство. Граждане должны ощутить на собственном опыте, исходя из прав и свобод, духовную силу государства. А государство призвано обеспечивать – путем создания и исполнения законов – укрепление справедливости, свободы и правопорядка в обществе. Из этой взаимосвязи следуют два важных вывода. Первый – правовая культура определяется тем, насколько государство учитывает правосознание народа. Если жизненно правосознание, то государство и правовая культура развиваются, крепнут; если разлагается, мутится правосознание, государство слабеет, а то и гибнет, гибнет правовая культура. Второй – правосознание должно «поспевать» за стремлением (если таковое есть) государства укрепить правопорядок, поднять уровень правовой культуры. Если народное правосознание даже после демократических реформ остается авторитарным, становление правового государства и упрочение правовой культуры затруднены.

Тоталитарное государство не создает правовой культуры. В условиях тоталитаризма правовую культуру детерминирует политика правящего класса, клана, властной элиты, народ не имеет важнейшего права – свободы, а значит, его жизнедеятельность осуществляется в рамках не правового законодательства, а произвола. В таких условиях мышление и поведение народа определяет рабская покорность и бездумная исполнительность или нигилизм и бунтарский дух.

Непременное требование развития правовой культуры – «качество» политической идеологии. Там, где существуют политический произвол, политические распри, политическая нетерпимость, там и законы принимаются несправедливые, нежизненные, антигуманные, с двойным стандартом. Это подрывает доверие к праву и не позволяет развиваться правовой культуре, без которой произвол, беззаконие, продажность должностных лиц становятся повседневной реальностью.

Правомерное поведение может быть определено уровнем правосознания. Под уровнем правосознания понимают отношение лица к действующему праву и новым законам, к ситуации в стране вообще. Правосознание связано с уровнем нравственности человека.

Понятие правовой культуры

Определение 1

Правовая культура — это уважительное отношение к нормам права на базе определенного уровня правосознания.

В узком смысле слова правовая культура понимается как система нормативных отношений между людьми и организациями, которая сформировалась в процессе социального взаимодействия. Данная система регулируется фиксированными нормами, которые обязательны для исполнения и охраняются государством.

В широком смысле правовая культура представляет из себя совокупность знаний о праве, убеждений и установок человека и гражданина, которые реализуются им в трудовом процессе, формируют отношение человека к материальным и духовным ценностям в обществе, создают основу для его законопослушной деятельности.

Выделяют специальный и обыденный уровень правовой культуры. Специальный уровень в правовой культуре представлен такими явлениями как

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Правовая культура 410 руб.
  • Реферат Правовая культура 230 руб.
  • Контрольная работа Правовая культура 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • право,
  • юриспруденция,
  • система охраны общественного порядка,

Обыденный же уровень правовой культуры отражен в

  • морали;
  • нравственности;
  • общественном мнении.

Замечание 1

Право и мораль объективно необходимы человеку в обществе для нормального существования. Как и политика, право и мораль регулируют отношения государства, социальных группам и отдельных людей, по этой причине их действие может быть распространено на все сферы в общественной жизни страны.

Правовая культура имеет несколько элементов, среди которых выделяют

  • право;
  • правосознание индивида;
  • правовые отношения в обществе;
  • законность и порядок в государстве;
  • законотворческая, правоприменительная и иные виды деятельности в области функционирования государства и права.

Право берет свое начало из обычая и тесно переплетается с моралью и религией. В различные эпохи имели место разные формы правовой культуры. Сегодня правовая культура базируется на общеправовых принципах равенства, свободы, справедливости всех граждан страны.

Государство обязано сбалансированно сочетать права и обязанности всех людей, находящихся на его территории. Должно быть исключено самоуправство и своеволие. Каждый может выражать свою волю и вести себя в пределах, установленных законом.

Замечание 2

Свобода одного индивида заканчивается там, где начинается свобода другого.

Особенности правовой культуры

Культура — это всегда цивилизованный образ жизнедеятельности общества, система ценностей членов этого общества (интеллектуальных, духовных, психологических и др.) Особенность правовой культуры как одной из видов культуры вообще заключена в специальной форме своего существования – в праве.

Правовая система в государства не может существовать без правовой культуры. Понимание человеком роли государства и права в жизни своей страны, его готовность следовать в своих действиях нормативным установкам, уважение к ценностям права — все это относится к особенностям правовой культуры.

В любом обществе, в любом государстве индивидами создается своя правовая культура. Если такая культура представляет из себя истинно правовую, то она воплощает в себе все прогрессивное и ценное. Такая культура содействует совершенствованию общества и государства, улучшению качества и эффективности норм в действующем праве, поднятию уровня дисциплины и законности в обществе, усиливает деятельность по защите прав, и свобод граждан и организаций.

Основные подходы к понятию культуры:

1. Антропологические (культура – совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от того, что создала природа)

2. Социологические (культура – совокупность всех духовных ценностей)

3. Философские (культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека)

Правовая культура – совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере.

Виды правовой культуры: общества; социальной группы; личности.

Показатели правовой культуры общества:

1. Уровень правосознания граждан и должностных лиц, их убежденность в следовании предписаниям правовых норм

2. Уровень совершенства законодательства (научная обоснованность, эффективность, справедливость)

3. Уровень законности и правопорядка

4. Уровень работы правоприменительных, в том числе правоохранительных, органов, достаточная материальная их оснащенность

5. Уровень развития юридической техники

6. Уровень правотворческой и правореализующей культуры

Показатели правовой культуры личности:

1. Знание и понимание права

2. Уважение права в силу личного убеждения

3. Привычка поступать в соответствии с законом

4. Правовая активность

Структура профессиональной культуры юриста: правовая культура; этическая (нравственная культура); политическая культура.

Содержание профессиональной культуры юриста:

1. Профессиональное значение правовых, политических и нравственных норм, принципов и т.д.

2. Профессиональное отношение к нормам права и практике их применения (солидарность с ними, убеждение в справедливости, необходимости)

3. Профессиональное умение, приемы и навыки (применительно к методике, тактике и технике)

4. Привычка соблюдать закон

5. Профессиональный этикет

6. Научная организация труда

Основные этапы воспитания профессиональной культуры юриста:

1. Приобретение знаний

2. Формирование системы убеждений и ценностных ориентаций

3. Формирование навыков и привычек поведения

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 18

Правовая культура — совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

Виды правовой культуры

В зависимости от носителя правовой культуры различают три ее вида:

-правовая культура общества;

-правовая культура личности;

-правовая культура группы.

Правовая культура общества

Это разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

ФУНКЦИИ:

Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития.

Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом.

Ценностно-нормативная функция. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.

Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности.

Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него.

Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы.

Правовая культура личности

Это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

Правовая культура личности предполагает:

1. наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);

2. превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);

3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, т.е. поступать правомерно — в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное — активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности — это ее позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта.

Правовая культура складывается из ряда взаимосвязанных элементов:

Уровень правосознания и правовой активности граждан

Этот элемент выражается в степени освоения (выражения знания и понимания) права гражданами, должностными лицами, направленности на соблюдение запретов, использование прав, исполнение обязанностей. Каждый субъект призван: осмыслить, что право представляет собой ценность в сфере общественных отношений; знать право, понимать его смысл, уметь истолковать те или иные положения закона, выяснить его цель, определить сферу действия; уметь применять в практической деятельности добытые правовые знания, использовать закон для защиты своих прав, свобод и законных интересов; уметь вести себя в сложных правовых ситуациях и т.д.

Уровень (объем) знания права зависит от того, является ли гражданин профессиональным юристом, работником правотворческой или правоприменительной сферы или он занимается иной деятельностью.

Для профессионала-юриста необходимо доскональное знание правовых предписаний. Гражданин — не юрист — использует минимум правовых знаний, который требуется для его работы, поведения в быту, семье. Это, прежде всего, знания принципов права, основных норм конституционного права (права и свободы, избирательная система и др.), трудового, семейного, гражданского, предпринимательского права, понимание единства прав и обязанностей, ответственное отношение к осуществлению того и другого. Должны быть в общем виде известны гражданину нормы, предусматривающие и регулирующие юридическую ответственность и общий порядок привлечения к ней, возраст, с которого наступает юридическая и, прежде всего, уголовно-правовая ответственность, для коммерсантов — гражданско-правовая ответственность.

Имеется такой феномен правовой культуры как презумпция знания закона, что означает предположение (условность) о знании лицом закона, принятое с целью нормального функционирования всей правовой системы и выступающее в качестве непременного требования правовой культуры. Поэтому каждый гражданин должен быть заинтересован в правовой культуре. Наличие даже обширных юридических знаний у граждан, должностных лиц еще не говорит о высоком уровне правовой культуры, ибо необходимо не только знать право, но и проявлять правовую активность.

Правосознание.

Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем спецификой восприятия является то, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т. п.

Таким образом, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.

На основе правовых установок и ценностных ориентации, сопоставления своего поведения с правовыми установками осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.

Структура правосознания

-Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.

-Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.

-Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.

-Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).

-Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

Виды правосознания

Индивидуальное — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.

Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.

Массовое — правосознание обширных масс людей.

Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

Уровни правосознания по глубине отражения правовой деятельности

Обыденное правосознание — правосознание обывателя, ориентирующегося на свой житейский юридический опыт. В данном случае человек руководствуется простой логикой.

Теоретическое (научное) правосознание — формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания и закономерностей в социально-правовой сфере.

Профессиональное правосознание — это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юриста.

Функции правосознания

Познавательная функция — определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.

Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.

Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.

Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.

Правосознание и право

Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь проявляется как во влиянии правосознания на право, так и наоборот — во влиянии права на правосознание. Прежде всего, это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии — стадии правотворчества. Оно заключается в том, что именно правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений. Определяющее значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативно-правовых актов.

Не в меньшей степени правосознание влияет и на соблюдение законов. Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению его уровня, приближению индивидуального правосознания к общественному. Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности.

Правосознание играет важную роль и при решении компетентными органами конкретных юридических дел в процессе применения правовых норм. В настоящее время без наличия соответствующей нормы права правосознание не может быть основанием при принятии решений по юридическим делам, и тем более когда речь идет о привлечении к уголовной ответственности, то есть оно не используется в качестве источника права.

В свою очередь происходит воздействие права на правосознание. Оно проявляется в том, что право способствует внедрению в сознание членов общества прогрессивных правовых идей, принципов и представлений о праве. Положенные в основу определенного законодательного акта прогрессивные идеи и представления сначала могут принадлежать отдельным представителям общества, обладающим высоким уровнем правовой осведомленности. Приняв форму закона или иного акта, эти идеи становятся достоянием всего общества, они широко распространяются, воспринимаются и осознаются всеми членами общества.

Право оказывает влияние на формирование правосознания и в процессе его реализации, особенно в форме применения. Деятельность по применению права судов, органов внутренних дел, прокурорских и других органов, основанная на законности, справедливости и гуманности, способствует становлению и развитию у людей положительных правовых чувств, утверждению высокого уровня правосознания. Если же в процессе этой работы допускаются грубые ошибки, произвол, беззаконие, то это вызывает возмущение, подрывает силу права, в саму идею справедливости. Таким образом, правосознание играет важную роль в правотворчестве, совершенствовании и реализации норм права. Право, юридическая практика, в свою очередь, активно воздействуют на формирование правосознания членов общества.

Формы (источники) права.

Форма (источник) права — это внешнее выражение права.

Основные формы (источники) права:

1.Правовой обычай;

2.Нормативно-правовые акты государственных органов;

3.Правовой договор;

4.Судебный прецедент (решение суда по конкретному делу).

1.Правовой обычай — санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения. Помимо правового обычая существует и неправовой обычай.

Правовой обычай имеет юридическую силу, санкционирован государством, обеспечивается государственным принуждением.

Неправовой обычай — не имеет юридической силы, обеспечивается лишь общественным мнением.

Правовой обычай возник на переходном этапе от первобытнообщинной, догосударственной организации общества к государственной.

2. Нормативно-правовые акты — выражение в письменной форме решения компетентных государственных оранов, в которых содержатся нормы права (Согласно Конституции РФ- Федеральное собрание- принимает законы и постановления; Президент РФ-издает указы и распоряжения; Правительство РФ — издает постанвления и распоряжения; Субъекты РФ принимают законы и иные номативно- правовые акты.

3. Правовой договор — содержит в себе правила общего характера, нормы поведения, обязательными для всех, в отличие от общих договоров, заключаемых в сферах хозяйственной деятельности, торговли, обмена товарами. (Правовой договор имеет место, например, во взаимоотношениях между государствами и государственными образованиями (Субъектами Федерации)).Федеративный договор от 31 марта 1992 года на основании которого строятся взаимоотношения между субъектами РФ в настоящее время.

Нравственно-правовая культура — это продукт нравственной и правовой деятельности личности.

Под правовой культурой понимается «обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правого развитии субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека» .

Правовая культура — неотъемлемая часть общей культуры народа, которая базируется на ее началах, является отражением уровня ее развития, менталитета народа. Она развивается в постоянном взаимодействии с политической, эстетической, экономической и другими видами культуры. Но, все эти виды культуры объединяет общность задачи — создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности в соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает ее права, социальную защищенность, уважение ее достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических процессов .

Правовая культура личности — это обусловленная правовой культурой общества система правовых знаний, умений и навыков, определяющих степень прогрессивно-правового развития личности и обеспечивающих ее правомерное поведение. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но это более высокая и емкая форма правосознания, так как включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение .

Основу правовой культуры личности составляет правовая образованность, включая правосознание и правовое мышление, правомерное поведение; умение и навыки пользоваться ими; подчинение своего поведения требованиям юридических норм. При этом, наиболее высокий уровень правосознания общества возможен только тогда, когда правовое мышление и правомерное поведение станет элементом культуры каждого человека. Ведущий себя культурно субъект предпочитает лично знакомиться с правовым актом (законом, приказом, договором и т.п.), выбрать нужные юридические средства, возможности и действовать сообразно правовым требованиям .

Нравственная культура личности представляет собой совокупность и меру развитости нравственного сознания и мировоззрения, нравственных качеств, полноту и последовательность их проявления в саморегуляции, в поведении, общении и деятельности личности. Структуру нравственной культуры личности составляют :

  • а) развитость нравственного сознания (нравственные знания о добре; чести и т.д.; нравственные чувства и эмоции, нравственная воля, нравственные ценности);
  • б) развитость нравственного мировоззрения (нравственные идеалы, нормы и принципы, нравственные ориентации и интересы, убеждения и верования);
  • в) совершенство нравственных качеств (человеколюбие, уважительное отношение к людям, сострадание, сочувствие, справедливость, совестливость, доброта, честность, достоинство, чувство и понимание долга, ответственность и другие);
  • г) последовательное проявление нравственных качеств, соблюдение норм и принципов морали.

Нравственно-правовая культура личности — важнейший показатель того, насколько требования нравственности, влияние общества воплотились в сознании человека и его делах, поведении и поступках. Она выражается в нравственных и правовых идеях человека, его политическом развитии, в его нравственно-правовых отношениях .

Выделяют структурные компоненты нравственно-правовой культуры :

  • — нравственность, которая проявляется в способе регуляции человеком действий в обществе с помощью норм;
  • — правовая грамотность, которая проявляется в знакомстве человека с правовыми основами государства, видами права и нормами, регулирующими отношения людей на основе закона. Однако, знание юридических норм не всегда становится решающим действенным мотивом и стимулом правильного поведения;
  • — гражданская сознательность, которая проявляется в понимании сущности и общественного значения правовых норм, направленных на защиту интересов демократического общества и его граждан;
  • — дисциплинированность, которая проявляется в законопослушании, само-организованность, которая проявляется в умении человека управлять своими чувствами, вниманием, поведением.

Таким образом, нравственно-правовая культура включает в себя системную характеристику правовых и нравственных явлений, и прежде всего, овладения моралью и правом в его общественно-значимой деятельности: знание общих моральных принципов, способность осознать их, сделать их своими прочувствованными убеждениями, реальное умение следовать им в повседневной жизни, которая проявляется в его поведении и поступках человека

Нравственно-правовая культура юриста как специалиста неотделима от нравственно-правовой культуры общества, а уровень культуры общества существенно зависит от профессиональной культуры юриста.

Добавить комментарий