Правовая этика

УДК 34:174

Лахман Анатолий Георгиевич — канд. юрид. наук, доцент, профессор кафедры гражданского права Дальневосточного института-филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», заслуженный юрист РФ (г. Хабаровск). Тел.: (4212) 32 79 30

A.G. Lakhman

The ethical and the legal culture under the competence of the lawyer

Keywords: ethics, moral, morals, right, sense of justice, ethical and legal culture, competences.

Этическая и правовая культура в компетенции юриста

В статье исследуются вопросы взаимовлияния и взаимосвязи этической культуры, нравственности, морального здоровья с правосознанием и правовой культурой кадров, осуществляющих юридическую деятельность, а также в процессе обучения и формирования компетенций юриста.

Ключевые слова: этика, нравственность, мораль, право,

правосознание, этическая и правовая культура, компетенции.

Юридическая деятельность при всем многообразии ее

профессиональных видов и направлений специализации имеет в качестве базисной основы моральные нормы и нравственные принципы.

Этику, нравственность или мораль обычно определяют как

совокупность исторически сложившихся и изменяющихся норм, принципов, правил поведения, регулирующих отношения людей друг к другу, к обществу, к своей социальной группе, классу, нации и санкционируемых общественным мнением соответствующих социальных сообществ и коллективов .

В словаре русского языка под ред. С.И. Ожегова этика определяется как учение о морали, нравственности и ее классовой сущности, а также как совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы, профессии (партийная, врачебная, судейская этика) .

Из этих и других определений видно, что моральное сознание охватывает широчайший круг общественных отношений, практически все общественно значимые общественные отношения.

Мораль и нравственность — понятия тождественные. Но в учебной и воспитательной деятельности студентов нельзя забывать о том, что нормы морали в сознании человека (общества, класса, социальной группы) и осуществление этих норм в общественных отношениях, в реальной жизни -не одно и то же. Чешский философ Ярослав Энгст обращает внимание на различие между тем, что должно быть с точки зрения требований моральных норм, и тем, что фактически существует. «Мораль как совокупность норм, -пишет Я. Энгст, — всегда отличается от морали как действительного морального уровня общества, хотя между ними и не существует непреодолимой границы» . В обществе всегда существует большая или меньшая разница между моральными нормами, за претворение которых в действительный моральный уровень общества ведется борьба, «…но каждое достижение моральных целей, — подчеркивает Я. Энгст, — будет

сопровождаться постановкой новых, еще более высоких целей» .

В учебной деятельности при формировании профессиональных компетенций юриста нельзя упускать из виду значение моральных ценностей, этической культуры, нравственного здоровья и надежности человеческой личности. Ценностная установка на воспитание в каждом студенте высоких моральных качеств должна пронизывать учебный процесс, всю учебную деятельность учебного заведения, групповую и индивидуальную воспитательную работу со студентами, культурномассовые мероприятия.

В процессе решения стратегических задач модернизации российской экономики, демократии и государства велика значимость соблюдения юридических, этических и поведенческих норм во всех областях общественной и государственной жизни. Переход страны на следующую более высокую ступень цивилизации будет осуществлен в условиях морального здоровья общества ненасильственными методами .

По мере усложнения и развития общественных отношений и решения масштабных задач модернизации страны появляется необходимость, чтобы фундаментальные моральные нормы были общеизвестны и соблюдались всеми гражданами.

Нельзя не подчеркнуть возрастающего значения соблюдения моральных принципов в условиях, когда нравственные отношения становятся более сложными и многосторонними, чем когда-либо раньше.

«… Традиции — это только неоспоримые ценности, которые надо беречь, — говорит Д. Медведев». И далее. «Это межнациональный и межконфессиональный мир, воинская доблесть, верность долгу, гостеприимство и доброта, свойственные нашему народу. А взяточничество, воровство, умственная и душевная лень, пьянство — пороки, оскорбляющие наши традиции. От них следует избавляться самым решительным образом»

Моральные нормы и нравственные принципы отражают то, что должно сложиться в российской жизни и стать достоянием ее культуры. Статья, а затем и Послание Президента Федеральному собранию РФ от 12 ноября 2009

года, отражая современное состояние морального облика отдельных слоев российского общества, мобилизуют граждан России на активное участие в решении сложной проблемы морального здоровья страны .

Забота о моральном здоровье и нравственно-психологической надежности личности должна начинаться с самого детства, быть предметом особого внимания и заботы семьи и школы. Не всегда, к сожалению, нормы и принципы, по которым ныне воспитываются и обучаются наши дети, соответствуют гуманистическим, общечеловеческим ценностям. Так, в 6-м издании учебника «Обществознание» для 10 — 11-х классов образовательных учреждений, допущенного Министерством образования РФ, автор А.И. Кравченко пишет: «Деньги — это ворота в рай. Они открывают простор в мир путешествий, роскошных магазинов, делают доступным элитарное обучение или платную медицину. Под наличие или отсутствие у человека денег выстраиваются наши желания, потребности, интересы, мысли и многое другое, что есть у нас в душе и разуме. Наличие денег делает нас довольными, успокоенными, уравновешенными, их отсутствие ведет к стрессам и отчаянию» .

Удивление вызывают эти обывательские и примитивные поучения педагога, но еще большее удивление и возмущение вызывает безответственность чиновников, допустивших к изданию учебник, пропагандирующий культ денег и наживы как главный смысл жизни.

В Законе «Об образовании» подчеркивается, что процессы образования и воспитания взаимосвязаны, основаны на гуманистическом характере образования, приоритете человеческих ценностей.

Формирование этической культуры и нравственных ценностей у студентов, обучающихся по юридическим специальностям, имеет особое значение в связи с характером, задачами и целями профессиональной юридической деятельности, в которой моральное здоровье и нравственная надежность особо значимы, составляют сущность профессии.

В системе подготовки юридических кадров при изучении учебных дисциплин общекультурного и юридического циклов практикуется проведение мероприятий для привлечения внимания студентов к вопросам этики, морали, нравственности, которые должны быть присущи государственным и муниципальным служащим, сотрудникам силовых ведомств, правоохранительных органов, налоговой и таможенной службы, социальной защиты, прокуратуры, судебной системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В последнее время были приняты меры по очищению органов внутренних дел от недостойных сотрудников. Приняты Законы «О полиции РФ» и «О Следственном комитете РФ». Признано необходимым, чтобы работники силовых структур представляли сведения о своем имуществе и имуществе членов своих семей. Следует жестко укреплять дисциплину, активнее заниматься внутренними расследованиями, добиваться полного соответствия морально-психологических качеств личного состава высоким профессиональным требованиям .

Формирование этической культуры юриста должно осуществляться в органической и системной связи с воспитанием культуры правовой, в основе которой лежит глубокое знание права как науки и системы учебных дисциплин, и с этикой повседневной жизни человека и гражданина.

Между правосознанием (являющимся стержнем, ядром правовой культуры) и моралью, с точки зрения их предмета, очень много общего, в связи с чем провести грань в предмете отражения не так просто, так как мораль и правосознание отражают общественные отношения. Эти идеальные отражения представляют собой правила поведения, которые типичны для членов данной социальной группы и которые в общественном сознании формулируются как нормативные (общие) требования, адресованные к поведению личности .

«Право, — писал видный русский правовед и философ И.А. Ильин (1883 — 1954), — говорит на языке сознания и обращается к сознательным существам, оно утверждает и отрицает, оно формирует и требует для того, чтобы люди знали, что утверждено и что отринуто, и сознавали формулированное требование. Самая сущность, самая природа права в том, что оно творится сознательными существами и для сознательных существ, мыслящими субъектами и для мыслящих субъектов» .

В любом историческом типе права и морали имеются нормы, которые по-разному формулируют одно и то же требование. Например, в социалистической этике и правосознании скупка и перепродажа товаров и иных материальных ценностей с целью наживы — спекуляция — осуждалась общественным мнением и признавалась преступлением, а в рыночной экономической системе спекуляция признается действием правомерным.

Известный российский реформатор А. Столыпин был приверженцем умеренной частной собственности как основы свободного и независимого гражданина и правового государства. «Нельзя создать правового государства, не имея прежде независимого гражданина: социальный порядок первичен и раньше всяких политических программ, — писал А. Столыпин, — А независимого гражданина не может быть без частной собственности» . Не утратило своей актуальности суждение А. Столыпина о том, что «. обладание умеренной собственностью, не подавляющей других, входит в понятие личности, дает ей устояние. А добросовестно выполненный и справедливо оплаченный наемный труд есть форма взаимопомощи людей.» .

Производность права и, следовательно, правовой культуры от экономических отношений К. Маркс отмечал в работе «Критика Готской программы»: «. право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества» .

Формирование у студентов-юристов этической и правовой культуры как важнейшего условия профессиональной компетентности должно осуществляться на строго научной основе, на связи с реалиями и проблемами общественной жизни, личном участии в практике правового обеспечения стратегии модернизации российской экономики, общества, государства,

демократии. Это, в свою очередь, требует повышения качества учебной деятельности, мобилизации всего потенциала модульной организации учебного процесса.

Правовая культура как социальная ценность в системе юридического образования служит базисной интеллектуальной и идеологической основой педагогического механизма (дидактического инструментария)

воспроизводства и передачи норм правового поведения, формирования подлинного устойчивого правосознания . Правосознание питается политическими и правовыми идеями, правовой идеологией, которые сами производны, определяются социальной и экономической природой данного общества.

Власть и силу идеи блестяще выразил К. Маркс: «Идеи, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которые человек может победить, лишь подчинившись им» .

В социальном правовом государстве, к статусу которого стремится Россия, правовая культура выступает естественной средой развития человека. Профессор В.Н. Синюков утверждает, что даже при наличии достаточно дифференцированного законодательства, системы юрисдикционных учреждений правовая культура страны переживает стагнацию. С такой оценкой нельзя согласиться, она необъективна. Слово «стагнация» в переводе с латыни означает — делать неподвижным, останавливать, застой . Правовая культура слишком сложное, многогранное, системное и очень динамичное явление, чтобы в одночасье все ее структуры, звенья, элементы, научный, интеллектуальный и человеческий потенциалы вдруг остановились и застыли в неподвижности, как это представляет себе профессор В.Н. Синюков. У правовой культуры России нет стагнации, но есть проблемы обновления и совершенствования, которые будут решаться в процессе модернизации страны, инновационного обновления ее экономики, демократии, культуры.

Нельзя не согласиться с суждением, что условием развития экономики и прогресса в строительстве правового общества являются и радикальные изменения в правовой культуре, устраняющие препятствия в

воспроизводстве правового сознания . По этим проблемам профессор В.Н. Синюков высказал ряд довольно оригинальных суждений. Процитируем некоторые из них: «В конце 80-х. гг. ХХ века в связи с открытием новых социальных возможностей в общественном развитии в стране в буквальном смысле назревала культурная революция права. Но она не произошла. Ее основные противоречия и задачи не были решены, в том числе в рамках судебной реформы и юридического образования. Нельзя отрицать развития системы права и юридических учреждений в 90-е гг. ХХ в. Однако оно пошло неприемлемым для нашего правосознания этическим путем — через «точечное» повышение благосостояния судей, формирование их замкнутой иерархии независимости от населения, коммерциализацию

юридического образования, непомерное разбухание правоохранительных органов с неизбежной бюрократизацией, деградацией общественной правозащитной функции, снижением уровня доступности юридической помощи населению и культивированием прочих антисистемных явлений» . Представляется, что такая оценка того исторического периода развития страны — объективна.

Моральный статус юристов в России — важнейшая проблема нашей правовой культуры, всего юридического сообщества. Однако наше юридическое образование (особенно в системе негосударственных образовательных учреждений) далеко не всегда формирует адекватную систему ценностей. В современном юридическом образовании, как полагают немало исследователей, значительно снижен моральнонравственный стандарт подготовки к юридической профессии. Такое суждение объективно подтверждается и фактом принятия Указа Президента России от 26 мая 2009 г. «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» , а также суждениями и выводами, которые сделаны в Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ 12 ноября 2009 г.

В России стали расхожими понятия: «черные юристы», «черные риелторы», «рейдерские захваты чужой собственности», «коррупция». Эти крайне негативные и социально опасные явления юридической действительности напрямую связаны с моральными критериями, ценностными ориентациями и нравственными принципами, которые ныне присущи семейному и школьному воспитанию. Это практически личный успех, понимаемый, в основном, как материальное благополучие.

При громадных оборотах «юридической образовательной машины» и даже реальной угрозе занятости в этом секторе рынка труда проблема коррупции стала актуальной даже для судей — элиты благосостояния юридического корпуса. Это значит, что из юридического образования не должна уходить моральная идея служения обществу. Педагогический процесс необходимо выстраивать таким образом, чтобы студенты-юристы осознавали свою профессиональную принадлежность к юридическому сообществу, на какой конкретной работе им не придется трудиться в будущем.

Сегодня еще наблюдаются отрицательные изменения в этических принципах подбора юридических кадров: в юристе больше ценятся

безоглядная принадлежность «команде», корпоративность и конформизм, нежели честность и принципиальность. Далеко не все юристы, в том числе и судьи, следуют в своей профессиональной деятельности принципу: «Платон мне друг, но истина дороже». Через такие «мягкие» неформальные правки социального статуса и социальной миссии юристов происходит «корректировка» правосудия, правоохранительной деятельности и даже законотворчества, что значительно деформирует правовую культуру .

По распространенному мнению, наиболее важная задача юридического образования, особенно в негосударственных вузах, заключается лишь в

выполнении ими правопросветительских функций в общей социализации молодежи. Известный российский криминалист, профессор А. С.

Подшибякин, полагает, что «… обучаясь пусть и в «плохих» юридических вузах, молодежь отвлекается от улицы, занимается делом, повышает свой общий уровень и пусть на недостаточном уровне, но впитывает правовые идеи. Эти юноши и девушки в период обучения проходят этап «социализации», и после окончания даже такого вуза они не совершают преступления по недомыслию и уже могут четко определиться в своих желаниях» .

Позиция профессора А.С. Подшибякина имеет определенные социальные основания, но по большему счету она занижает социальные критерии юридической профессии и юридического образования. Профессор

В.Н. Синюков считает, что «… юридическое образование не может быть институтом правовой адаптации подростков с неустойчивыми социальными установками и сомнительными ценностями.». Да оно таковым и не является. Было бы большим заблуждением думать, что средняя школа поставляет российским вузам неблагополучных в моральном отношении абитуриентов. Подавляющее большинство поступающих в российские вузы студентов — это хорошие ребята, благополучные и воспитанные молодые люди.

Является чрезмерно преувеличенным и категоричным утверждение, что «. обучение праву исходно предполагает моральную зрелость человека, достаточно сформированную личность, так как сами по себе владение юридическими технологиями и информированность о юридических нормах не являются фундаментальным знанием и не формируют профессиональную культуру» . Наоборот, владение юридическими технологиями и знание юридических норм — это как раз то, что есть база профессионального знания, правосознания и правовой культуры.

Профессор А.С. Подшибякин прав, когда пишет: «если человек, особенно за свой счет (или родителей), хочет иметь юридическое образование, ему надо дать такую возможность в интересах и общества, и государства, так как каждый гражданин страны должен знать ее законы» .

Профессор В. Синюков утверждает, что не всякий «знающий законы» должен допускаться обществом до юридической деятельности, получать статус юриста. Смешение разных статусов отрицательно сказывается на правовой культуре, открывая дорогу в госаппарат, правосудие, правоохранительную деятельность людям, не способным выполнять эту важную социальную роль. В этой связи, заметим, что социальная значимость жесткого отбора и комплектования достойными кадрами юрисдикционной системы страны подтверждается фактом принятия Указа Президента РФ от 18.02.2010 г. № 208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» . Указ президента

предусматривает кадровое укрепление органов внутренних дел, а также меры по исключению дублирующих, избыточных и несвойственных милиции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

функций, увеличению стимулирующих выплат сотрудникам органов внутренних дел, и формирование специализированного жилищного фонда.

Не столь уж редки публикации, в которых отмечается, «. что ныне «превращение» в правоведа любого специалиста не составляет проблемы, как не является отсутствие юридического образования препятствием ни к замещению должностей государственной службы, сопряженных с правовой работой, ни (что особенно прискорбно) к получению научных степеней по юридическим специальностям. Специалисты с педагогической, экономической, исторической и другой профессиональной подготовкой, а также депутаты, невзирая на полученные некогда профессии, «ринулись» за юридическими степенями» . Профессор гражданского и уголовного права Московского университета Н.Н. Сандунов по похожему поводу писал: «Скажут: изучение закона есть дело навыка; здравый рассудок, хорошая память, опыт и благородное беспристрастие скоро дадут сие знание; согласен, но в известных жизни летах знание сие не столь легко снискивается, как самолюбие человеческое к собственному своему обману то себе воображает. При всех своих усилиях человек в летах не токмо преклонных, но даже в средних, принявшись за сие знание, далеко не достигнет той степени проницательности, соображения или, так сказать, сметливости и опытности, какие имеет законоведец, с молодых лет прилежавший к сей особенной науке. Сколь ни утончены умственные дарования наши, но они так же, как и физические способности, быв к чему-нибудь особенно наклонены, к тому более обращаться и в том только усиливаться будут» .

«Парадоксально, — рассуждает профессор В. Синюков, — но сам по себе юридизм не требует профессионального образования, однако ему, прежде всего, необходимы этический статус и способность к нравственной и стилевой адаптации в правовой культуре страны» . Это глубокое заблуждение утверждать, что в наше время в условиях глобализации всех сторон общественной жизни можно осуществлять юридическую деятельность, не имея профессионального юридического образования.

Ссылаются на то, что судейская деятельность долгое время не требовала вообще никакой специальной подготовки и до сих пор в некоторых странах, в частности в Англии, мировые судьи магистратских судов и судьи некоторых специальных судов выполняют свои функции без специального юридического образования. Основной критерий их привлечения к судейской деятельности — интерес и способности к общественной деятельности, моральный авторитет среди населения . Но надо помнить, что речь идет об Англии, где действует прецедентное право, и вовсе не значит, что лица, привлекаемые там к судейской деятельности, не обладают правовыми знаниями, и что надо отказываться от юридического образования как основы профессиональной юридической деятельности.

Сугубо субъективным следует считать мнение авторов, считающих, что «. по глубине и обостренности чувства справедливости, равноправия, законности правосознание простых граждан, в целом, значительно выше

правосознания юристов, а полный переход современной России на «образовательный» принцип формирования юридического сообщества во многом объясняет проигрыш в юридическом профессионализме нашего, скажем, судейского корпуса, милиции, даже по сравнению с советским периодом» . Мы убеждены, что «учение свет, а не учение — тьма». А у профессора В. Синюкова, наоборот, правосознание у образованных юристов низкое, а у не образованных простых граждан — высокое. Выходит, чтобы повысить правосознание, надо упразднить юридическое образование. Но профессор В. Синюков не видит как сам себе противоречит, утверждая, что «. образовательный принцип формирования юридического сообщества объясняет проигрыш в юридическом профессионализме», ниже он пишет, что вузы предназначены по своей природе быть не только организациями образования, но и центрами правовой культуры. Сейчас их вторая функция неразвита и сведена к утилитарно-просветительской цели . Как же понимать профессора В. Синюкова: он сторонник или противник

фундаментального высшего профессионального юридического образования в России?

Российские юристы готовятся сразу со школьной скамьи, не имея, кроме общеобразовательной школы, того культурного и профессионального фундамента, который необходим для профессиональной юридической деятельности. Создание такого фундамента — это и есть цель и задача юридического образования, педагогической обучающей деятельности профессорско-преподавательского сообщества российских вузов.

Что касается юридической практики (юридической деятельности) выпускников, то она пока еще рассматривается как институт «доводки» специалиста до практически пригодной кондиции, явным образом подменяя и часто деформируя правосознание выпускников. Поэтому юридическое образование пока еще теряет связь с личностью юриста. Но перемены должны наступить. Они связаны с общим курсом на инновационное обновление юридического образования, использованием в учебном процессе модульной технологии и компетентностной концепции обучения юристов. В этой связи подчеркнем, что в Указе Президента РФ Д. Медведева от 26 мая 2009 г. «О мерах по совершенствованию юридического образования в Российской Федерации» поставлен вопрос о преодолении отрыва педагогического процесса от реальной юридической практики, формировании профессиональных компетенций юриста.

Абсолютно неприемлемо суждение профессора В.Н. Синюкова о том, что «. увеличение юридических познаний делает юриста все более профессионально и социально неадекватным, менее образованным и не способным интегрироваться в культуру данного общества». Но откуда все это? Без особого комментария видно, что профессор В. Синюков бездоказательно и огульно мажет черной краской и юристов, и российское юридическое образование. Абсурдны слова о том, что «… увеличение юридических познаний делает юриста все более профессионально и социально неадекватным, менее образованным и не способным

интегрироваться в культуру данного общества» . Общеизвестно, что юридическая наука и юридические познания самодостаточны и самоценны, они сами — величайшая культурная ценность. Знания вообще (юридические знания в том числе) — самый высоко ценимый интеллектуальный продукт. Критики качества получаемого сегодня юридического образования во многом правы. Но критика должна быть конструктивной и объективной, научно выверенной, не суетливой, не теряющей чувства меры.

Литература и источники:

1. Фарбер, И. Е. Правосознание как форма общественного сознания / И. Е. Фарбер. — М., 1963. — С. 165.

2. Словарь русского языка / составил С.И. Ожегов. — М., 1953. — С.

3. Энгст, Я. Некоторые проблемы научной этики / Я. Энгст. — 1960.

— С. 26, 27.

4. Медведев, Д. А. Россия вперед / Д. А. Медведев // Тихоокеанская звезда. — 2009, 15 сентября и 14 ноября.

5. Медведев, Д.А. Послание Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г. /Д. А. Медведев // Тихоокеанская звезда. — 2009, 14 ноября.

6. Кравченко, А. И. Обществознание : учебник 10 — 11 классы / А. И. Кравченко. — М. : Русское слово, 2003. — С. 58.

С. 166 — 167.

8. Ильин, И. А. О сущности правосознания : соч. в 2 т. / И. А. Ильин.

— Т. 1. — М., 1993. — С. 83 — 84.

9. Солженицын, А. И. Как нам устроить Россию / А. И. Солженицын //Комсомольская правда. — 1990, 18 сентября.

10. Маркс, К. Избранные произведения / К. Маркс, Ф. Энгельс // ГПИ.

— Т. 2. — 1955- С. 15.

12. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. — Т. 1. — С. 118, 17, 18.

13. Стагнация < лат. 81а£раге делать неподвижным, останавливать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— застой // Краткий словарь иностранных слов. Составила С.М. Локшина. -М., 1966. — С. 290.

14. Собр. законодательства РФ. — 2009. — № 22. — Ст. 2698.

15. Подшибякин, А. С. Указ. Соч. — С. 39.

16. Собр. законодательства РФ. — 2010. — № 8. — Ст. 839.

17. Юртаева, Е. А. Система юридического образования в Российской империи /Е. А. Юртаева //Журнал российского права. — 2009. — № 3.

19. Синюков В.Н. Указ. Соч. — С. 7

20. Цвайгерт К., Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права : в 2 т. /К. Цвайгерт, Х. Кетц. — М., 1998. — Т. 1. — С. 309 -310.

Среди ученых распространено мнение, что мораль является производной от религии, что религия — основа морали. Как известно, И. Кант указывал на существование абсолютного Духа, абсолютных и относительных норм, существование высшего и элементарной этики.
Как известно, религия по сравнению с табу, обычаями, традициями, обрядами, ритуалами или мифами значительно позднее явление. Лишь с возникновением две тысячи лет назад новой мировой религии — христианства — человечество получило возможность «упорядочить” свои религиозные соображения, исповедовать одну веру. Появились христианская мораль и христианская этика. Можно сказать, что возникли религиозные нормы, которые не только охватили своим регулированием общественные отношения, но и овладели мыслями, стремлениями людей. Отсюда вывод, что мораль, а впоследствии и позитивное право встали из религиозных норм.
Можно исходить из того, что моральные нормы делятся на абсолютные (высшие, идеальные) и относительные (элементарные, практически-действующие). Под абсолютными моральными нормами (абсолютной моралью) понимаем те правила, которые сложились в процессе развития человеческой цивилизации и являются достоянием всего человечества. Они отражают законы Вселенной, понимание норм естественного права и т.д. Эти моральные нормы безальтернативные.
Суть отношений (элементарных, практически-действующих) моральных норм усматривается в том, что они создаются человеком на основе понимания каждым конкретным человеком добра и зла, направленности и несправедливости, чести, достоинства и т.д.
Происходит это также под влиянием различных внешних, реально существующих факторов: государственных, национальных, политических, экономических, профессиональных и др. В таких нормах отражаются опыт человека, убеждения, социальное положение и т.д. По сути, они являются реализацией абсолютной морали в фактическом общественной жизни человека с определенной их коррекцией.
Относительные моральные нормы, хотя и направлены на персоналии, однако являются альтернативными. А это влечет за собой разную оценку за совершенные действия как со стороны отдельных людей, так и общества в целом. Поэтому возникает проблема выбора критерия моральной оценки.
В связи с этим по относительной морали можно допустить существование по меньшей мере двух сфер: духовно-допустимой и духовно-недопустимого или абсолютно-допустимой и-абсолютно недопустимой. Дело в том, что элементарные моральные нормы — это эволюционное творение человеческого разума, а следовательно, может направляться как в сторону абсолютной духовности, так и бездуховности. Нормы, которые не противоречат абсолютным моральным нормам, является духовно-допустимыми, а те, что противоречат, — духовно-недопустимыми. На основе этого и возникает положительная и отрицательная мораль. Положительная мораль — общечеловеческая ценность как общественная стоимость человеческого творения (обычно в сторону добра). Негативная мораль — также человеческий произведение, но ценность ее назвать трудно.
Следовательно, критерием моральной оценки является абсолютная мораль, абсолютные естественные нормы. Это касается и качества норм позитивного права.
В научной литературе давно ведется дискуссия относительно понятий внешняя, элементарная (рус. «моральность”) и внутренняя, высшее (рус. «нравственность”) нравственность (в русском языке для обозначения обоих понятий применяют один срок — мораль). Распространено, например, утверждение о внутренние и внешние моральные результаты, о несовместимости «нравственности” и «морали”. Отмечается, что слово «нравственность” употребляют для обозначения особенностей поведения. Эти соображения дают основание утверждать, что существует внутренняя характеристика лица относительно моральных норм вообще, с учетом уровня духовности.
Понятно, что «нравственность” — это высшая нравственность, характеризующая свойство, качество и способность человека глубоко осознавать природные законы, а также готовность реализовать их в жизненной практике. В этом случае имеет место исповедование человеком абсолютной духовности, абсолютной морали, высшего чувства правомерности. Это, по сути, сознание человека. Это также внутренние мотивы поведения , безусловное исполнение духовности, несмотря на любые препятствия, трудности, моральные муки. Конечно, своеобразной «инструкции” для высшей нравственности (да и нравственности вообще) есть духовность, нормы естественного права.
О «нравственности”, то это понятие можно трактовать прежде всего как фактическую нравственность, то есть готовность человека к практической реализации абсолютных моральных норм. Следовательно, нравственность — это соблюдение человеком относительных норм морали, общечеловеческих ценностей, связанных с практической жизнью, это преимущественно чувственная свойство человека, характеристика ее общественной природы.
Однако жизненная практика свидетельствует, что человек, как правило, руководствуется несколькими видами нравственности: выше, фактической, деформированной (даже не традиционно двойной, а тройной моралью). Про первые два вида шла речь выше. Относительно проявления деформированной нравственности, то это случается тогда, когда «срабатывает” мораль и «молчит” нравственность (и наоборот): лицо в мыслях таит в себе зло, а снаружи выдает себя за доброе — это уже искусственная, фальшивая нравственность; лицо и в мыслях, и на деле не живет за высшими моральными законами, проявляя определенную безнравственность.
Естественно, что между высшим и фактической нравственностью постоянно происходит диалог сознания, чувств, интеллекта. В зависимости от его результата имеем реальные действия лица в практической жизни.
Следовательно, степень нравственности у каждого человека разный и зависит не столько от интеллекта, сколько от желания, воли, понимание смысла жизни на Земле. То есть каждый человек усваивает и реализует соответствующие моральные нормы. При этом важным является вопрос качества усвоения и использования этих норм в повседневной жизни. Особенно это касается субъекта права, для которого правовая деятельность — служебный долг. Это означает, что специалист должен обладать не только высокой правовой, но и нравственной культурой как общечеловеческой стоимостью. Причем обе культуры органично связаны между собой.
Нравственная культура юриста как часть духовной культуры общества сочетает высокую моральную сознание и культуру поведения. Моральное сознание, разумеется, основывается на законах добра и справедливости, по которым должно жить общество. Юрист, как известно, выступает государственным служащим, к нему с надеждой обращаются граждане при решении правовых вопросов, в регулировании общественных отношений. Эту миссию практически никто другой не выполнит, а потому моральное сознание юриста должна быть ведущей для его правовой, экономической, национальной, политической, информационной и иной культуры.
Культура поведения юриста должна соответствовать его высоком моральном сознании. Имеем в виду не только служебный, но и бытовую поведение.
Юрист всегда и везде должен быть носителем морально-правовых норм, выступать создателем новых моральных ценностей в праве, пропагандировать и доказывать на собственном примере, что надо строить жизнь по моральным законам.
Очень важным и масштабным является понятие «нравственная культура личности”. Нравственная культура характеризует личность с точки зрения ее целостного нравственного развития, сознания и поведения, а также отражает совокупность моральных качеств, присущих людям определенного общества, класса, профессии, которые свидетельствуют об уровне их морального сознания и поведения. Распространено мнение, что нравственная культура личности аккумулирует знания моральных норм, чувства, убеждения, потребности, моральные качества и навыки поведения, этические нормы, которые проявляются в отношениях с другими людьми и др. Но при этом исследователи не учитывают источников морали и высших моральных норм, которые существуют в человеческом сознании.
Нравственная культура юриста, считаем, должна функционировать по принципу опережение общественного развития (состояния нравственной культуры), а не совпадать с нравственной культурой общества.
Нравственная культура юриста — это результат становления собственной гармонии: между достигнутым максимальным уровнем высшей нравственности и активным использованием моральных норм в правовой деятельности. Собственная гармония — прежде всего моральная, которую законодатель сам «конструирует”, причем создание гармонии имеет динамический и императивный характер.
Чтобы полнее понять моральную культуру юриста, рассмотрим необходимость создания моральной гармонии в таких позициях: лицо юриста, служебная деятельность, принятие решения.
Моральная позиция юриста предполагает следующие варианты: сознание-чувства, сознание-поведение, чувства — поведение, сознание — действие. Первый уровень (сознание — чувство) характеризуется возможностью приблизить собственное чувство к уровню сознания в нравственном поле. Здесь фактически «строится” условная стартовая готовность юриста до определенного поведения.
Идеальный вариант заключается в полном соответствии нравственного чувства моральной сознания. Однако такое редко случается на практике. Фактически чувство становится своеобразной материализацией сознания, где часть осознаваемой информации теряется, вследствие чего чувство будто притупляется, отстает от сознания. Этот вариант допустим, но разница между сознанием и чувствами должно быть минимальным и стремится к нулю. Таким образом, сложно выявить противоречия между моральным сознанием и моральными чувствами. Нравственная сущность юриста означает его готовность пожертвовать не ради конкретного дела или человека, а ради утверждения высшей морали (законов Вселенной). Конечно, большинство будет называть такой шаг неразумным, но он является серьезной проверкой на уровень моральных чувств охранника правопорядка.
Особенностью второго уровня градации (сознание — поведение) является фактический переход от морального сознания к морального поведения. Еще Гегель отмечал, что «настоящий моральное состояние есть сознание, которое совершает поступки”. В этом случае нравственная сущность юриста определяется как фактическая действие: преобразование идей высшей морали непосредственно в практику собственной жизни лица. Нравственное чувство может при этом «сработать”, получить незначительный «прикосновение” или вообще быть не «пораженным”. Это зависит от того, человек задумывается над той или иной моральной проблемой, или нет. Понятно, что слишком длительное колебание может негативно сказаться на моральном стоимости поведения, поскольку затрачивается время на определенное взвешивания.
Наиболее реальным и традиционным является третий уровень (чувства — поведение), на котором моральное поведение следует из нравственного чувства. Это означает, что уже произошла определенная «трансформация” сознания в чувство, выработался намерении действовать. Как правило, схема «чувство-поведение” никогда не подводит. Главное, чтобы «сработала” воля, которая является движущей силой в одобренной обществом поведении юриста.
Каждая из трех позиций, которые рассматриваются, имеет свою гармонию, свою ценность. Это свидетельствует о том, что моральное поведение человека является результатом ее высшего морального сознания и чувств.
Отметим, что гармония достигается при условии всестороннего, полного, глубокого познания правоохранителем юридического дела. Схема «сознание-поведение” лучше всего это отражает, однако действие по схеме «чувство — сознание” имеет субъективный характер, когда доминируют определенные интересы, а это может повредить делу, следовательно, познание не будет объективным, что приведет к нарушению гармонии. В познании правового явления наиболее эффективную роль играет моральное сознание юриста, его настрой на выполнение служебного долга.
Гармония в правовом общении достаточно ярко демонстрирует уровень нравственной культуры юриста. Фактически происходит диалог между нравственностью юриста и собеседника (диалог человеческих моральностей). Правовое общение становится способом выражения внутреннего нравственного содержания юриста в его внешних проявлениях, поскольку в этом случае мораль не совсем подвластна імперативам, повелению. Здесь окажутся чувства, без которых общение практически невозможно, и схема «чувство — поведение” будет эффективной. А содержание нравственной гармонии будет заключаться в умении юриста вызвать у собеседника положительную обратную реакцию, необходимую для решения юридического дела.
В принятом юристом решении больше всего оказываются ум, интеллект, удостоверяющих гармонию и дисгармонию в действиях. Ведь уровень нравственной культуры, который оказывается в контакте с гражданином, сводится к условии: сделать кому хорошо, не поступаясь интересами других. Как не нарушить гармонию в таком случае? Это задача нравственной культуры специалиста-юриста. Очевидно, что наиболее эффективно это можно осуществить по схеме «сознание — поведение”. Ведь если юристом овладеют чрезмерные моральные чувства, то регулировать их, принимая окончательное решение, довольно трудно, поскольку личность — это целостная система (весь мир), нарушать которую нельзя. Однако нужно уравновесить эти моральные чувства с помощью сознания, которая реализуется путем принятия справедливого правового решения.
Моральное поведение и нравственная деятельность — разные вещи. Понятие «деятельность” шире, и поведение может не связываться с деятельностью, в том числе профессиональной. Однако постоянное пребывание юриста в нравственном поле, под влиянием собственной моральной культуры не должно создавать существенной разницы между поведением и профессиональной деятельностью.
Важность такого компонента нравственной культуры юриста, как активное использование моральных норм в юридической деятельности, очевидна и подтверждается моральным императивом И. Канта, согласно которому существование морали заключается в ее проявлениях. В практике правового регулирования общественных отношений мораль побуждает к действию и выявляет сущность юриста как человека.
Нравственная культура наиболее приближена к духовной культуры. В этом случае юридической деятельности присущ еще один вид контроля — моральный, который происходит от духовного. В этом убеждают те принципы, на которых основывается нравственная культура юриста, а именно: моральные добродетели, ненасилие, бескорыстие, сознание прощения, терпимость, толерантность, действие по собственной совестью, убеждения.
Относительно моральных добродетелей, то существует мнение, что одни моральные добродетели (вера, надежда, любовь) данные человеку природой, а другие (мудрость, умеренность, справедливость, мужество, сдержанность) приобретаются практикой, длительным трудом. Процесс социализации обязательно имеет и моральную ориентацию.
Понимание юристом своего назначения в обществе, приобретения им высоких моральных качеств способствует тому, что государство морально укрепляется.
Когда речь идет о такой принцип нравственной культуры юриста, как ненасилие, то понимается альтернативность выбора. Важно уважать убеждения и мировоззрение других людей, не навязывать своих взглядов. Этот принцип становится особенно актуальным тогда, когда юрист требует от других особого уважения к себе как к служащего и др. Ведь это моральное и духовное насилие.
Нравственная культура юриста предполагает такт, бескорыстие. Юридическая деятельность призвана восстановить естественную гармонию в правовых отношениях. Познания правовой действительности, принятия справедливого решения с моральной позиции не должно приводить к ожидания материальной или иной вознаграждения. Этот моральный долг не рассчитан на положительную оценку от людей за особые старания, проявления милосерддя, творение добрых дел. Ценность нравственной культуры заключается именно в бескорыстии действия, без расчета даже на благодарность. В противном случае юрист будет руководствоваться фальшивым чувством внутреннего убеждения.
Важный принцип нравственной культуры — анонимность. Речь идет о творении добра без излишнего афиширования благотворительной деятельности. Анонимность в данном случае означает действие по зову совести. Это один из признаков настоящего призвания юриста, его умение молчать, не рассчитывать на комплименты или «аплодисменты”, когда наиболее ценной является истина.
Аналогичный смысл имеет принцип безадресності в моральной культуре, когда главным является стремление творить добро, независимо для кого, а только ради справедливости, ради того, чтобы душа и совесть были чистыми, чтобы утверждалось общее благо.
Сознательное прощения как моральная категория в профессионально-юридической морали не всегда оказывается. Занимая высокое социальное положение, осуществляя правосудие, юрист может считать ненужным просить прощения у участников юридического процесса, думая, что он всегда прав. Однако с умения попросить прощения в случае вины и начинается человеческое в человеке, оказывается ее моральное сознание. При этом извинения не должно сводиться до автоматизма, механичности или даже равнодушия. Это должно быть духовное, искреннее раскаяние за содеянное неумышленное зло, подчеркивающее качественную характеристику нравственного развития и моральной зрелости субъекта права.
Такой принцип нравственной культуры, как терпение и толерантность, вытекает из естественного права. Ведь человек как мікрочастина Вселенной является одновременно и микромиром. Она выполняет определенную функцию в макромире. Поэтому пренебрежение назначением каждого человека для юриста является недопустимым. Законодатель должен выработать в себе такой стереотип профессионального поведения, который бы позволял считаться с сущностью каждого человека, независимо от того, является ли она, например, преступником или потерпевшим. Юрист должен уметь смириться с фактическим положением каждого человека, выработать в себе терпимость к ее деяний, проявлять толерантные отношения во время рассмотрения дела, не отвечать злом на зло.
Только толерантны юридические действия способны уладить те или иные общественные конфликты.
Действуя по собственной совестью, юрист опирается на моральные нормы, закрепленные в законах. Так, в части 3 ст. 323 Уголовно-процессуального кодекса Украины говорится о том, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению. Не вызывает сомнения, что внутреннее убеждение впитывает в себя как совесть, так и нравственное чувство. Однако нам представляется, что лучшим был бы вариант, если бы принцип действия по собственной совестью юрист строил только на моральном сознании. Хотя в некоторой степени это будет профессиональным риском, однако нравственная чистота будет характеризоваться большей вероятностью и гармоничностью. Однако следует заметить, что совесть не должно приводить к вмешательству в частную жизнь другого человека, лишнего донимание ей за неправомерные действия. Нужно стремиться к внутреннего равновесия, ведь и собственная совесть также связано с определенными нравственными переживаниями.
Постоянно актуальным в моральной культуре юриста является убеждение: творить добро никогда не поздно. Это обеспечивает постоянную готовность к тому, чтобы изменить ход мыслей и действий в направлении добра. Именно на таком моральном принципиальные основывается профессиональная деятельность правоохранителя.
Не вызывает сомнения, что нравственная культура играет большую роль в юридической деятельности. Образно говоря, это тот «рабочая лошадь”, который берет весь груз на себя и изо всех сил тянет телегу на протяжении жизни, поскольку именно для этого предназначен. Среди функций нравственной культуры юриста можно выделить следующие: выработка уважения к позитивного права, создание механизма правомерного поведения в юридической деятельности, формирование степени осознания собственных моральных ошибок и путям их исправления, понимание величия человека и стоимости ее жизни, предотвращения нарушения гармонии между духовным и материальным, отдача всех сил, способностей, таланта, энергии для обеспечения правопорядка.
Несмотря на первичность морали относительно позитивного права, юрист как человек высокой культуры должен предоставлять преимущество конституционным, государственным законам, поскольку они имеют официальную общественный вес.
Если речь идет о создании механизма правомерного поведения юриста, то понимается не столько недопущении нарушения закона, сколько наличие жизненных условий, которые могут побудить его к неэффективному использованию этого механизма. Эта функция нравственной культуры заставляет юриста в таких действий, которые бы не противоречили нормам ни положительного, ни естественного права. В этом случае механизмом формирования правомерного поведения выступают совести, благоразумие. Высокая нравственная культура обеспечивает решения сложных вопросов правовым путем.
Нравственная культура дает возможность юристу осознать собственные ошибки и выработать пути их исправления, почувствовать свою моральную ответственность перед народом, перед каждым гражданином, помня о «кредит доверия” ему и о необходимости отстаивать правду.
Противоречие между высокой нравственностью и моралью — это противоречие между идеалом и реальностью, должным и существующим, внешним и внутренним, словам и правами. Мы лишь отметим, что именно высокий уровень нравственной культуры дает возможность юристу свести к минимуму разницу между своей высокой нравственностью и реально существующей в профессиональной практике моралью.
Известно, что юридическая деятельность направлена на решение различных правовых ситуаций. Однако именно нравственная культура помогает законодателю понять, что человек — это уникальное творение природы. Юрист должен иметь большой запас любви к людям, осознавать неповторимость каждой личности, создавать благоприятные правовые условия для защиты самого ценного — жизнь человека.
Нравственная культура юриста ориентирует на то, чтобы в профессиональной деятельности предотвратить дисгармонии между духовным и материальным. Обычно каждое преступление направляется на удовлетворение материальных потребностей, опустошая тем самым душу. Задача нравственной культуры юриста заключается в том, чтобы заполнить этот вакуум моральными ценностями.
Важным признаком моральной культуры, ее функцией является полная отдача способностей, таланта, призвание, любви и энергии для обеспечения цивилизованного правопорядка в государстве. Общество требует юридического обеспечения функционирования моральных норм, поэтому юрист обязан постоянно самосовершенствоваться. Как настоящий учитель отдает свое сердце детям, так и юрист отдает силу своего таланта людям независимо от того, кого он защищает.
Если деятельность правоохранителя осуществляется в соответствии с требованиями высокой нравственности, то его взгляды имеют право на реальное воплощение, а это способствует прогрессу в правовом регулировании. Сосредоточившись на реализации собственных прогрессивных взглядов, юрист не должен бояться быть «белой вороной”, не должен отказываться от собственных взглядов, если он убежден в своей правоте, а действовать по совести, согласно нравственно-духовными убеждениями. Иногда неправомерные действия юриста в прошлом сдерживают его от решительного изменения своего профессионального поведения в позитивном направлении. Однако надлежащий уровень нравственной культуры всегда дает возможность юристу, хотя и с опозданием, но изменить свои взгляды в сторону добра. А это — залог цивилизованного правопорядка.
Сложность правовой деятельности может иногда вызывать у юриста желание не вмешиваться в те или иные правовые ситуации. Преодолеть отчаяние поможет в каждом конкретном случае та или иная функция моральной культуры, благодаря которой всегда появляется надежда на выход из любого положения. То есть в целом функции нравственной культуры способствуют формированию воли и духа, что крайне необходимые для успешной профессиональной деятельности.

Замечание 1

Юридической этикой называют проявление моральных и нравственных принципов применительно к правоохранительной и правоприменительной трудовой деятельности юриста.

Разработку направления судебной этики начал А. Ф. Кони, преподавать, которую он стал в 1902 году, в советское время этика данного направления не изучалась.

Несмотря на то, что применение юридической этики считается необходимым в профессиональной деятельности юриста, она также применима и во внеслужебном поведении специалиста. На представителей юридической профессии распространяются все без исключения высокие требования морали. Так следователь, прокурор, судья и вне исполнения служебной деятельности остаются прокурором, судьей и следователем. Согласно принятому в 2004 году Кодексу судейской этики требования морали вполне определенно распространяются на деятельность судьи во внеслужебное время. Деятельность адвоката, судьи, прокурора и следователя наполнена особенными нравственными ситуациями, которые не пролеживаются в деятельности других профессий. Такие специалисты обязаны следовать требованиям норм морали в любой ситуации и в любое время согласно кодексам профессиональной этики.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Источники норм юридической этики 400 руб.
  • Реферат Источники норм юридической этики 230 руб.
  • Контрольная работа Источники норм юридической этики 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Поводом для принятия решения профессиональных юристов об издании кодексов профессиональной этики послужило возникновение серьезных проблем при исполнении деятельности работников данной сферы.

Кодексы профессиональной этики

  1. «Кодекс судейской этики», был утвержден 19 декабря 2012 года VII Всероссийским съездом судей, пришел он на смену Кодекса судейской этики от 2 декабря 2004 года.
  2. «Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации», от 17 марта 2010 года утвержден Приказом Генеральной прокуратуры РФ.
  3. «Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации». Принят 24 декабря 2008 года Приказом МВД РФ вместо Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.
  4. Кодекс профессиональной этики адвоката» от 31 января 2003 года принят Всероссийским съездом адвокатов.
  5. «Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации» утвержден 11 апреля 2011 года следственным комитетом РФ.

Согласно источникам норм юридической этики нравственные нормы юристов определяют необходимое поведение людей данного специфического рода профессий. Правила этического характера, предъявляемые к юристам должны соответствовать общим требованиям норм морали, их цель дополнить и привести конкретику применительно к обстоятельствам юридической деятельности.

Функции правовой этики:

  • объединение требования этических норм к юристу;
  • анализ взаимоотношений юристов между собой при изучение дела;
  • анализ соблюдения моральных норм в отношениям между юристом и гражданами;
  • повышение престижа специальности юриста с помощью формирования указаний этического направления.

Объяснить повышенные требования норм морали к работникам юридической профессии можно тем, что их деятельность тесно связана с доверием к ним со стороны граждан и ответственными функциями, то есть, от их решения зависит судьба человека, а значит специалисты данной профессии должны иметь на это не только право согласно служебным указаниям, но и моральное право. Именно юрист ежедневно пребывает в общении с людьми, которые зависят от его решения, что подразумевает осторожное отношение к ним. Взаимоотношения между юристом и клиентом обязательно должны быть построены на доверительных отношениях, выражающихся на основе моральных принципов и этического отношения специалиста. Культура юридической этики заключается в высоком моральном поведении юриста его уровне нравственного осознания, убеждения.

Этические требования

Анализ нормативно-правовых актов, которые регламентируют направление юридической деятельности во всех сферах, этических кодексов и положений позволяет нам выделить конкретные этические требования, которые могут быть предъявлены к юристам:

  • достойное отношение к человеку, его жизни и здоровью, чести и достоинству;
  • осознание собственной роли – представитель государственно власти, понимание исполнения основных законных интересов, прав и свобод гражданина страны;
  • быть требовательным к себе и коллегам, уметь признавать собственные промахи и ошибки, помогать коллегам для достижения положительных результатов в служебной деятельности;
  • властные полномочия должны использоваться согласно законодательству в интересах государства, учитывая ценности человека и гражданина;
  • никогда не терять самообладания, уважать права и оберегать достоинство лиц, совершивших правонарушение;
  • охранять тайну и конфиденциальную информацию;
  • к руководителю юридических специальностей выдвигаются дополнительные требования этических норм, а именно следить за положительной морально-психологической обстановкой в коллективе, защищать интересы своих подчиненных от клеветы, оскорблений, насилия и угроз различного характера.

Все вышеперечисленные требования, предъявляемые юридической этикой, характеризуют этическую культуру юристов всех направлений и специальностей. Юристу нужно найти практическое применение указанных требований в его служебной деятельности, поскольку данная профессия требует определенных моральных качеств, так каку именно профессии юридического направления олицетворяют государство, его законность, справедливость.

Замечание 2

Цель регулирования поведения профессиональных юристов заключается в обеспечении общественных интересов граждан, минимизации рисков использования юристами в личных целях своих служебных полномочий, защите юристов от требований, которые не должны возлагаться на их плечи, обоснованности контроля за действиями юристов, поскольку к поведению юриста со стороны общества всегда проявляется повышенный интерес.

Понятие и сущность морали

Мораль— Это специфический способ духовно-практичес­кого освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему. структуру морали образуют эле­менты: Моральное сознание (элемент морали представляющий ее идеальную субъективную строну; субъективный способ бытия нравственных отношений). Моральные отношения (возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер). Моральное поведение, деятельность (нравственно-мотивированные и целенаправленные действия человека). функции морали: 1) регулятивная (регулирует поведение людей); 2) ценностно-ориентирующая (ориентирует человека в мире окру­жающих его культурных ценностей); 3) познавательная (позволяет познавать смысл явлений в результа­те практического освоения); 4) воспитательная; 5) оценочная (позволяет оценивать действительность с позиций добра и зла и т.п.); 6) мотивационная (позволяет человеку оценивать и по возможно­сти оправдывать свое поведение с помощью нравственной мо­тивации); 7) коммуникативная (мораль является средством передачи инфор­мации о ценностях жизни, является формой нравственных кон­тактов людей).

Юридическая этика: структура, предмет и задачи.

Юридическая этика — это совокупность правил поведения работни­ков юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также наука и дис­циплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой об­ласти.

Предмет — проявление морали в про­фессиональной деятельности юриста.

Субъект- специалист, непосредст­венно реализующий в профессиональной практике свое отношение к зако­нотворческой и правоприменительной деятельности.

основные составляющие юридической этики:· судебная, следственная, адвокатская прокурорская, профессиональная этика нотариуса

задачи профессиональной этики юриста :

1) решение проблем, связанных с необходимостью полного, широкого внедрения общих принципов и норм морали в деятельность юриста; 2) всестороннее раскрытие нравственной сущности законов; 3) исследование роли нравственных начал в обеспечении законности в обществе; 4) исследование нравственных отношений участников правовых отношений, взаимосвязи правовых и нравственных отношений; 5) разработка требований, которым должно соответствовать нравственное сознание следователя, прокурора, судьи, адвоката и др 6) изучение проблем, связанных с повышением эффективности нравственного и правового воспитания в современном обществе, а также формирование правовой культуры.

Особенности юридической деятельности и нравственность

Специфика проф деятельности юристов — обусловлена тем, что они вы­нуждены постоянно находиться в пограничной зоне между добром и злом.

При оценке методов работы криминальной милиции (уголовно­го розыска) с точки зрения общепризнанной морали они могут показаться похожими на те, которые свойственны пре­ступнику — лицу глубоко безнравственному. Достаточно перечис­лить методы и приемы оперативной работы такие специфиче­ские ее черты, как конспиративность (скрытность), оперативная комбинация (ложь, дезинформация), моральная маскировка (при­творство), вербовка (склонение к содействию на конфиденциальной основе), скрытое наблюдение и разведка (негласное получение необ­ходимых сведений), внедрение в преступную группу (скрытое выве­дывание чужого замысла под личиной соучастника)1.

Особо остро в деятельности юриста стоит проблема взаимосвязи и взаимозависимости цели и средств. Цель — защита жизни, здоро­вья, чести, имущества граждан, безопасности государства. Известно, то чем выше и благороднее цель, тем больше соблазн использовать все средства для ее достижения, следовать опасному принципу цель оправдывает средства».

Предмет, задачи, специфика профессиональной этики юриста.

Юридическая этика — это совокупность правил поведения работни­ков юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также наука и дис­циплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой об­ласти.

Предмет — проявление морали в про­фессиональной деятельности юриста.

Задачи: внедрение общих принципов и норм морали; разработка проблем регулирования профессиональной деятельности следователей, судей, прокуроров, адвокатов и управления ею в соответствии с нравственными основами судопроизводства; выявление и определение нравственных принципов и норм деятельности юриста; создание учения о его профессиональном долге.

Специфика проф деятельности юристов — обусловлена тем, что они вы­нуждены постоянно находиться в пограничной зоне между добром и злом.

Право и мораль: общие признаки

Как формы общественного сознания мораль и право имеют между собой много сходного, поскольку выполняют одну общую социальную функцию: регулируют поведение людей в обществе. И мораль и право представляют собой совокупность относительно устойчивых правил, норм, принципов, выражающих волю господствующего в обществе класса, + в определенной мере — некоторые представления о справедливом и должном. Эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются (по крайней мере формально) на всех членов общества. Несмотря на то, что нормы права носят писаный характер, а нормы морали в основном живут в общественном сознании, и мораль и право представляют развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений.

8.Основные отличительные черты правового и морального регулирования 1.Право институционально, поскольку правовые нормы создаются определенными институтами, закрепляются законодательством и поддерживаются силой госпринуждения. Мораль регулирует отношения между людьми без опоры на властные и силовые структуры.2) Право обладает внешней обязательностью, является внешним контролирующим фактором поведения человека (как обычай, этикет и т.п.); Моральные нормы, если они по-настоящему усвоены, не нуждаются ни в каком внешнем контроле3) Право носит локальный характер, оно имеет определенную зону своего действия Мораль носит всеобщий, всечеловеческий характер4) Право имеет определенную сферу своего распространения: в частные (личные) отношения право не вмешивается, предоставляя возможность регулировать их с помощью морали5) Право более инертно, поскольку принимаемые законы долго выверяют, взвешивают все формулировки. Мораль гибче реагирует на социальные новшества, т.к. формируется стихийно. Она очень чутко и мобильно выступает индикатором негативных процессов.

Мораль: понятие и функции морали, ее структура и элементы.

Мораль – форма общественного сознания и его реализация на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей и служащая общесоциальной основой его регулирования.
Структура морали:
1. моральное сознание 2. нравственные (моральные) отношения (личности и общества; 3. нравственная (моральная) деятельность – практическая реализация моральных принципов и норм, проявляющаяся в поступках.

Функции:1) Регулятивная – нравственное регулирование взаимоотношений между людьми 2) оценочная – оценка поступков, мотивов, намерений 3) ориентирующая – направляет на определенную систему моральных приоритетов.4) мотивационная – позволяет оценивать поступки, цели и средства. 5) познавательная (информационная) 6) воспитательная 7) коммуникативная 8) идеологическая 9) мировоззренческая

Судебный этикет.

Судебный этикет – это совокупность правил, устоявшихся норм поведения и коммуникации участников судебного процесса. Судебный этикет регулирует только внешние формы взаимоотношений между судом и лицами, занятыми в деле. Исполнение его требований обязательно как для профессионально участвующих в деле юристов, так и для людей вовлеченным в сферу деятельности суда

Основы судебного этикета отражены в ГПК РФ и УПК РФ, федеральном законодательстве, а также кодексах проф и служебной этики.

Основные правила:

-все присутствующие в зале суда при входе судей встают.

— Все участники процесса обращаются к суду, дают ϲʙᴏи показания и делают заявления стоя.

— Все участники процесса, а равно все присутствующие в зале судебного заседания должны беспрекословно подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении порядка в судебном заседании.

-Председательствующему (или составу суда) предоставлено право удалить нарушителя порядка из зала судебного заседания

-во время провозглашения приговора все присутствующие в зале судебного заседания, не исключая состава суда, выслушивают приговор стоя.

— Суд обязан во всех случаях предоставить подсудимому последнее слово, выслушать его без ограничения во времени и без постановки вопросов, а после ϶ᴛᴏго немедленно удалиться в совещательную комнату для постановления приговора.

— Приговор постановляется в условиях тайны совещания судей,

— При оправдательном приговоре, а также в иных случаях, когда подсудимый не лишается ϲʙᴏбоды, находящийся под арестом подсудимый немедленно оϲʙᴏбождается из-под стражи в зале суда

-Все обращения друг к другу при общении судей и участвующих в деле лиц должны производиться в вежливой форме

-Судья, прокурор, адвокат должны заботиться о том, ɥᴛᴏбы их внешний вид, одежда отвечали обстановке, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей месту, где осуществляется правосудие.

Понятие и сущность морали

Мораль— Это специфический способ духовно-практичес­кого освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему. структуру морали образуют эле­менты: Моральное сознание (элемент морали представляющий ее идеальную субъективную строну; субъективный способ бытия нравственных отношений). Моральные отношения (возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер). Моральное поведение, деятельность (нравственно-мотивированные и целенаправленные действия человека). функции морали: 1) регулятивная (регулирует поведение людей); 2) ценностно-ориентирующая (ориентирует человека в мире окру­жающих его культурных ценностей); 3) познавательная (позволяет познавать смысл явлений в результа­те практического освоения); 4) воспитательная; 5) оценочная (позволяет оценивать действительность с позиций добра и зла и т.п.); 6) мотивационная (позволяет человеку оценивать и по возможно­сти оправдывать свое поведение с помощью нравственной мо­тивации); 7) коммуникативная (мораль является средством передачи инфор­мации о ценностях жизни, является формой нравственных кон­тактов людей).

Юридическая этика: структура, предмет и задачи.

Юридическая этика — это совокупность правил поведения работни­ков юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также наука и дис­циплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой об­ласти.

Предмет — проявление морали в про­фессиональной деятельности юриста.

Субъект- специалист, непосредст­венно реализующий в профессиональной практике свое отношение к зако­нотворческой и правоприменительной деятельности.

основные составляющие юридической этики:· судебная, следственная, адвокатская прокурорская, профессиональная этика нотариуса

задачи профессиональной этики юриста :

1) решение проблем, связанных с необходимостью полного, широкого внедрения общих принципов и норм морали в деятельность юриста; 2) всестороннее раскрытие нравственной сущности законов; 3) исследование роли нравственных начал в обеспечении законности в обществе; 4) исследование нравственных отношений участников правовых отношений, взаимосвязи правовых и нравственных отношений; 5) разработка требований, которым должно соответствовать нравственное сознание следователя, прокурора, судьи, адвоката и др 6) изучение проблем, связанных с повышением эффективности нравственного и правового воспитания в современном обществе, а также формирование правовой культуры.

Этическая культура юриста, т.е. его профессиональная этика, — основа правовой этики, ее стержень.

Термин «профессиональная этика » не может быть заменен термином «профессиональная мораль» или «профессиональная нравственность», поскольку профессиональная этика выясняет место профессиональной морали в системе других отношений юриста в обществе, теоретически обосновывает систему профессиональной нравственности юриста.

Нельзя говорить о каких-то особых моральных нормах судей, прокуроров, следователей, адвокатов, нотариусов, юрисконсультов и др., т.е. о таких, которые бы распространялись только на одну специальность. Этическая культура юриста включает общие нормы морали, свойственные каждой юридической профессии. Вместе с тем понятия «этическая культура» и «моральная культура» — взаимозаменяемые понятия с одинаковым содержанием.

Этическая культура юриста — это система моральных требований (принципов и норм) как результата знаний, потребностей, убеждений, проявляющихся в глубоко осознанном моральном поведении юриста при выполнении профессиональных полномочий.

От уровня этической культуры юриста зависит качественное и эффективное выполнение обязанностей; сохранение чести, достоинства, деловой репутации человека, которому оказывается правовая помощь; престиж самого юриста и его коллег, а также юридической профессии в целом.

Структура (уровни) системы моральных требований (принципов и норм), предъявляемых к юристам-профессионалам:

1. моральные требования (принципы и нормы), предъявляемые юристом к своей деятельности и ее результатам;

2. моральные требования (принципы и нормы) во взаимоотношениях юриста с коллегами по работе;

3. моральные требования (принципы и нормы) во взаимоотношениях с людьми (клиентом, подсудимым, подследственным и др.), когда юрист выступает как представитель власти, решает юридическое дело.

Деятельность любого юриста характеризуется ежедневным общением с различными людьми, которые чаще всего находятся в зависимом от него положении, и потому нуждаются в его бережном отношении. Эти отношения обязаны быть построены на нравственных началах (моральных принципах и нормах), выражающихся в моральном сознании и моральном поведении юриста. Только при высоком уровне морального сознания как результата нравственных знаний, убеждений, потребностей, и при действительно высоко моральном поведении можно говорить об этической культуре юриста.

Проанализировав различные номативно-правовые акты, регламентирующие деятельность юриста во всех сферах его деятельности, а также морально-этические кодексы и положения, закрепляющие моральные нормы поведения юристов за рубежом, можно выделить систему конкретных этических требований, предъявляемых к юристам:

· относиться к человеку, к его жизни и здоровью, чести и достоинству, как высшей социальной ценности демократического правового государства;

· осознавать свою роль, как представителя государства, в деле создания условий для реального осуществления основных прав, свобод, законных интересов человека и гражданина, а также их юридической охраны и защиты;

· быть требовательным к себе и к своим коллегам, уметь признавать допущенные ошибки и оказывать помощь другим, с целью достижения положительных результатов при рассмотрении юридического дела;

· использовать предоставленные государством полномочия разумно, строго в рамках закона, с учетом общечеловеческих ценностей. Так, нормы морали обязывают следователя в ходе обыска бережно относится к имуществу обыскиваемых. Использование специалистом научно-технических средств может предотвратить в ряде случаев повреждение имущества;

· не терять выдержки и самообладания, уважать права и тех лиц, которые совершили преступления;

· держать в строгой тайне информацию конфиденциального характера, если раскрытие этих данных не потребуется для установления истины по делу;

· исполнять долг руководителя — защищать своих подчиненных от угроз, насилия, клеветы, оскорбления, жертвами которых они становятся при исполнении служебных обязанностей, а также заботиться о хорошей морально-психологической атмосфере в рабочей группе (коллективе).

Эти и другие этические требования, изучаемые правовой этикой и характеризующие этическую культуру юриста всех специальностей, должны найти практическое применение в его профессиональной деятельности, чтобы в условиях построения правового государства именно эта профессия олицетворяла собой добро, справедливость, законность и другие общечеловеческие ценности.

Добавить комментарий