Правовая характеристика персональных данных

Персональные данные как информация ограниченного доступа

Бундин М.В.,

Информационное право # 1(16)

В статье исследуется правовая основа категории «персональные данные», приводятся пять организационных мер по защите конфиденциальной информации. Предлагается введение в оборот категории «конфиденциальные персональные данные» и уточнение состава субъектов этих правоотношений.

С момента появления персональных данных как категории в российском законодательстве в 1995 г. в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» персональные данные сразу же были отнесены к разряду конфиденциальной информации, т.е. информации ограниченного доступа1. Принятый впоследствии Указ Президента РФ «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»2 также содержит их упоминание в качестве конфиденциальной информации. Действующий ныне Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»3 аналогичным образом говорит о персональных данных в статье об ограничении доступа к информации, однако прямо не называет их в качестве конфиденциальной информации или информации ограниченного доступа, указывая лишь на особый порядок доступа к ним, предусмотренный специальным законом. Федеральный закон «О персональных данных» (далее – Закон), что интересно, также не характеризует персональные данные в целом как конфиденциальную информацию, даже более того, наряду с просто определением «персональных данных» содержит определение «общедоступных персональных данных» – термин, который невозможно логически соотнести с информацией ограниченного доступа.

В ст. 4 Закона содержится определение «конфиденциальности персональных данных», которая заключается в их нераспространении, т.е. недопущении действий, направленных на передачу и ознакомление с персональными данными третьими лицами, их опубликование, размещение в отрытом доступе. Соблюдение конфиденциальности не требуется в случае обработки общедоступных персональных данных и в случае их обезличивания, т.е. утраты всякой связи с субъектом, что не позволяет, по-видимому, их в дальнейшем вообще рассматривать в качестве персональных данных. Следовательно, рассматривать персональные данные в целом как информацию ограниченного доступа вряд ли представляется возможным, скорее, было бы правильным ввести в таком случае в оборот категорию «конфиденциальные персональные данные». В итоге из всей массы персональных данных это позволило бы выделить те из них, на которые законодательством распространяется требование соблюдения конфиденциальности. Исключением из правила следует считать случаи, упомянутые в ч. 2 ст. 1 Закона – персональные данные, составляющие государственную тайну, хранящиеся в архивах, находящиеся в едином реестре индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, обрабатываемые исключительно для бытовых нужд. На часть из них будет распространяться другой режим ограничения доступа – режим государственной тайны. В отношении двух других случаев будут действовать совершенно другие правовые режимы, в рамках которых говорить об ограничении доступа к персональным данным в полной мере невозможно. Законодательство об архивном деле предусматривает общий запрет на доступ к информации о частной жизни лица, его личной и семейной тайне, о чем можно судить на основании п. 3 ст. 25 Федерального закона «Об архивном деле в РФ»4, учитывая, что ни того, ни другого определения законодательно не существует. Сведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются на основании закона общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц (но не в случае индивидуальных предпринимателей) и информации о банковских счетах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей5. Последний упомянутый случай исключения из правового режима конфиденциальности персональных данных, когда речь идет об их обработке для личных бытовых нужд, следует рассматривать как достаточно спорный. Вероятно, в таком случае сложно вести речь о конфиденциальности таких персональных данных в полной мере, но можно говорить о существовании общего требования об уважении прав и свобод субъекта персональных данных, в первую очередь права на уважение частной жизни, личную и семейную тайну, при их обработке, установленного Конституцией РФ в ст. 23 и 24.

Возвращаясь, собственно, к режиму конфиденциальности персональных данных, установленному Законом, следует сказать, что его суть, по аналогии с другими видами информации ограниченного доступа, должна заключаться в установлении особого порядка доступа к ним, их использования и распространения. Но в Законе (ст. 1 9) закреплено лишь крайне общее требование – предпринять организационные и технические меры по охране от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий. Технические меры, которые обязан предпринять оператор, можно считать достаточно определенными, поскольку действуют аналогичные нормативные положения, связанные с защитой иных видов конфиденциальной информации. Такая деятельность по защите конфиденциальной информации осуществляется путем лицензирования и сертификации средств защиты информации Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, на основании соответствующих положений6. Но вот что касается организационных мер, то здесь совершенно отсутствуют какие-либо четкие указания на этот счет. По аналогии с другими категориями информации ограниченного доступа, такими, как государственная тайна7, коммерческая тайна8, служебная тайна (в том числе на основании находящегося на стадии рассмотрения в Государственной Думе РФ проекта Федерального закона «О служебной тайне»9), к таким действиям логически следовало бы отнести:

1. Установление перечня персональных данных.

2. Установление круга субъектов, имеющих доступ к персональным данным.

3. Использование специального грифа и реквизитов, позволяющих в дальнейшем идентифицировать информацию как конфиденциальную, – «Конфиденциально».

4. Учет (регистрация) лиц, фактически получивших доступ к персональным данным.

5. Урегулирование отношений по охране конфиденциальности информации работниками и другими лицами на основании трудовых и гражданско-правовых договоров.

Во всех перечисленных случаях такие действия должны предприниматься своевременно (заблаговременно), и режим конфиденциальности/ секретности будет установлен в отношении информации, исключительно после принятия всех перечисленных мер. В отношении же персональных данных законодатель от такой четкой регламентации действий оператора по неясным причинам отказался. В частности, сформировать перечень персональных данных, обработка которых осуществляется конкретным оператором, представляется вполне возможным. Закон в ст. 5 указывает на то, что персональные данные не должны быть избыточными и превышать объем, необходимый для достижения заранее заявленных целей, а значит, их конкретный перечень можно и нужно сформировать заблаговременно. То же касается персональных данных, обработка которых разрешена на основании закона (персональные данные работников) или содержащихся в договорах между субъектом персональных данных и оператором (обработка персональных данных клиентов, потребителей, абонентов и т.д.). Хоть их обработка не требует соответствующего уведомления органа по защите прав субъектов персональных данных или согласия последнего их также необходимо было бы включить в рассматриваемый перечень. Использование специального грифа также дало бы возможность четкого обозначения той информации, на которую распространяется режим конфиденциальности персональных данных, установленный Законом.

Отдельно стоит рассмотреть проблему охраны конфиденциальности персональных данных в рамках трудовых отношений. По аналогии с другими видами конфиденциальной информации, такие положения необходимо включать в трудовые договоры с работниками, имеющими доступ к конфиденциальным персональным данным. То же касается предупреждения работников о возможной ответственности за передачу, распространение персональных данных, обязанность работников при увольнении передать все носители и другие материальные объекты, содержащие персональные данные, работодателю, обязанность работника сохранять конфиденциальность персональных данных ставших ему известными при исполнении трудовой функции, после расторжения трудового договора и т.д. К сожалению, Закон не содержит ни одного из указанных положений и, более того, в принципе не выделяет работника, т.е. физическое лицо, которое непосредственно при исполнении своих трудовых обязанностей осуществляет эксплуатацию информационной системы, базы/ банка персональных данных и имеет к ним прямой доступ.

Аналогичная ситуация сложилась в вопросе доступа к информационным системам, базам/банкам персональных данных третьих лиц на основании гражданско-правовых договоров, в частности договоров/ о технической поддержке, направленных на обеспечение бесперебойного функционирования информационных систем, баз/банков персональных данных, и других подобных случаях.

Учет данных рекомендаций позволил бы разрешить множество вопросов, связанных с привлечением к юридической ответственности виновных лиц, и в большей степени ее дифференцировать. Поскольку, по аналогии с другими видами конфиденциальной информации, чаще всего субъектом ответственности является специальный субъект, т.е. лицо, имеющее допуск/ доступ к ней на законном основании и принявшее в добровольном порядке на себя обязательства по сохранению конфиденциальности.

Отметим еще один существенный аспект, связанный с охраной конфиденциальности персональных данных. Основным «конфидентом» в отношении персональных данных, на основании Закона следует считать «оператора», а в некоторых случаях третьих лиц, которые получили к ним доступ. При этом сам субъект персональных данных, являясь одним из участников отношений по охране их конфиденциальности, такой обязанности по закону не несет. Более того, он обладает рядом «эксклюзивных прав» – правом доступа к своим персональным данным, включая право требовать их уточнения, а также, что самое главное, вправе в любой момент снять режим конфиденциальности – согласиться на их общедоступность, сообщить их или передать их третьим лицам, другим операторам, и в целом распорядиться ими по своему усмотрению. Однако оператор, как конфидент, предположительно, обязан сохранять иногда конфиденциальность персональных данных, ставших фактически общеизвестными. К примеру, если они стали таковыми без согласия субъекта в результате противоправных действий, предположим, путем публикации в СМИ. В таких случаях требовать дальнейшего сохранения конфиденциальности информации в большинстве случаев было бы просто нелогично, поскольку эта информации стала общедоступной. Общедоступность же персональных данных четко обусловлена двумя условиями – это согласие субъекта или прямое требование закона (например, положения ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»10, предусматривающая идентификацию лица при совершении крупных сделок и передачу этой информации в соответствующие государственные структуры). Следовательно, ввиду отсутствия упомянутых выше двух условий в рассматриваемой ситуации, оператор по-прежнему был бы обязан сохранять их «конфиденциальность», как это ни парадоксально. В противном случае это было бы прямым нарушением прав субъекта, который мог пострадать, если бы информация о его частной или личной жизни, содержащаяся в персональных данных, стала предметом всеобщего обсуждения.

Часть указанных проблем в определении содержания правового режима конфиденциальности персональных данных можно объяснить особенностями природы персональных данных, которая тесным образом связана с правом на уважение частной жизни индивида, личную и семейную тайну. Некоторые российские авторы, например В.Н. Лопатин, в связи с этим прямо указывают на персональные данные как на институт охраны права на частную жизнь11. Такое положение дел объясняет необходимость особого подхода к персональным данным, при их обработке независимо от существования режима ограничения доступа к ним, поскольку их использование не должно нарушать общих фундаментальных прав индивида, таких, как право на частную жизнь, личную и семейную тайну.

Другая часть проблем объясняется тем, что персональные данные в случае наличия требования их конфиденциальности, которая обоснованно презюмируется, в том числе на основании последовательного анализа положений Закона, можно отнести к числу «производных» тайн12 или категорий информации ограниченного доступа. Это, в свою очередь, требует от их обладателя принятия безусловных мер по охране их конфиденциальности, поскольку охраняются в данном случае не его права и интересы, а права и интересы других лиц, в частности фундаментальные права и свободы человека. Поэтому, по мнению авторов, в отсутствие прямого интереса обладателя в защите конфиденциальности персональных данных существует необходимость четкого формулирования его обязанности в этом случае.

Последнее, что стоит отметить при характеристике персональных данных как конфиденциальной информации, связано с их соотношением в таком качестве с другими категориями информации с ограниченным доступом, что может представлять некоторые сложности. С одной стороны, персональные данные связаны с необходимостью защиты частной жизни индивида, сферы, по мнению большинства современных авторов13, едва ли поддающуюся четкому определению, с другой стороны, почти все определения, в том числе и законодательное, характеризуют их как «любую информацию, которая может быть связана с индивидом или идентифицирована с ним», а следовательно, персональные данные могут охватывать практически все сферы жизни индивида. Совершенно очевидно, что ввиду такой сложной природы они могут потенциально охраняться на условиях других режимов конфиденциальности/секретности, в частности на условиях режима государственной тайны, коммерческой тайны, служебной тайны и многих видов профессиональных тайн (врачебной, нотариальной, тайны усыновления и т.д.). На подобный вывод наталкивает анализ целого ряда положений Закона, по смыслу которых персональные данные составляют одновременно: государственную тайну (ч. 2 ст. 1), личную, семейную тайну, тайну частной жизни (ст. 2, 12), врачебную тайну (п. 3–4 ч. 2 ст. 10 и ст. 12), тайну следствия (л. 6 ч. 2 ст. 10), тайну правосудия и оперативно-розыскной деятельности (ст. 11). Вполне очевидно, что за некоторым исключением в отношении такой информации будут действовать одновременно требования законодательства о защите персональных данных и иного специального законодательства.

В заключение выразим общее суждение о некотором несовершенстве российского Закона в части определения персональных данных в качестве информации ограниченного доступа или конфиденциальной, что было отмечено уже и другими авторами, в частности Н.И. Петрыкиной14. В качестве возможных путей совершенствования положений законодательства авторам видится целесообразным сформулировать следующие предложения и выводы.

Во-первых, стоит ввести в законодательную материю понятие «конфиденциальные персональные данные», т.е. персональные данные, на которые, в соответствии законом о персональных данных, распространяется специальный правовой режим ограничения доступа к ним – режим конфиденциальности персональных данных.

Во-вторых, следует выделить в законе о персональных данных основные организационные меры по установлению режима конфиденциальности персональных данных. К таковым мерам следует отнести: установление оператором перечня конфиденциальных персональных данных, обработку которых он осуществляет, определить круг субъектов, которые будут иметь доступ к ним, установить правила использования соответствующих реквизитов на материальных носителях, содержащих конфиденциальные персональные данные.

В-третьих, указать в законе о персональных данных в качестве субъектов отношений по охране конфиденциальности персональных данных, «обладателя» информационной системы, базы/банка персональных данных, и непосредственно «оператора» информационной системы, базы/банка персональных данных, т.е. лицо, которое на основании трудового или гражданско-правового договора осуществляет эксплуатацию, обслуживание такой информационной системы и имеет доступ к персональным данным. Определить особенности их правового статуса и ответственности.

2 См.: Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера: указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 // Справочная правовая система «Гарант» по состоянию на 1 сентября 2008 г. URL: http://www.garant.ru

3 См.: Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Российская газета. 2006. 27 июля.

5 См.: О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федеральный закон 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, ст. 6 (в ред. Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 202-ФЗ) // Правовая система «Гарант» по состоянию на 1 мая 2008 г. URL: http://www.garant.ru

6 См.: Положение о сертификации средств защиты информации. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 608 (с изменениями и дополнениями от 23 апреля 1996 г. № 509; от 29 марта 1999 г. № 342; от 17 декабря 2004 г. № 808); Положение о сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации. Утверждено Приказом Председателя Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации от 27 октября 1995 г. № 199; Положение о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2006 г. № 504 (указанные нормативные документы доступны по официальном электронному адресу Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. URL: http://www.fstec.ru/_razd/_ispo.htm).

7 См.: О государственной тайне: закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1, раздел 3 «Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание» (в ред. Федеральных законов от 6 октября 1997 г. № 131-ФЗ, от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ, от 11 ноября 2003 г. № 153-ФЗ, от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 марта 1996 г. № 8-П, определениями Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2002 г. № 293-O, от 10 ноября 2002 г. № 314-О) // Справочная правовая система «Гарант» по состоянию на 1 сентября 2008 г. URL: http://www.garant.ru

9 См.; О служебной тайне: проект федерального закона, законопроект № 124871 -4, глава 2 «Отнесение сведений к служебной тайне и снятие ограничений на их распространение».

10 См.: О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ // Российская газета. 2001. 7 авг.

11 См.: Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов МА Информационное право. СПб.: изд. «Юридический центр Пресс», 2005. С. 243.

12 См.: О классификации конфиденциальной информации на «первичные» и «производные» тайны см.: Волчинская Е.К. Коммерческая тайна в системе конфиденциальной информации.

14 Петрыкина Н.И. К вопросу о конфиденциальности персональных данных // Правовая система «Гарант» по состоянию на 1 мая 2008 г. URL: http://www.garant.ru.

Правовой режим персональных данных — нормативно установленные правила, определяющие условия доступа, хранения, уточнения, передачи, блокирования, обезличивания и уничтожения персональных данных.

Ст.24 Конституции РФ определяет основу регулирования правоотношений в области персональных данных, устанавливая, что без согласия лица не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о его частной жизни.

Практически во всех законах, содержащих нормы о персональных данных, имеются общие положения об ответственности должностных и иных лиц, владеющих персональными данными, за нарушение режима ограниченного доступа и конфиденциальности в отношении такой информации. Гражданско-правовая ответственность за нарушение нематериальных благ (неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны) предусмотрена в ст.150 ГК РФ. Лицо, чьи неимущественные права нарушены, вправе требовать компенсации морального вреда и возмещения убытков. КоАП содержит состав правонарушения, предусматривающий ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

УК РФ не предусматривает специального состава преступления, объектом которого являются правоотношения по поводу персональных данных, однако соответствующие противоправные действия могут охватываться составами статей о преступлениях в сфере компьютерной информации либо составами должностных преступлений. Противоправные действия в отношении персональных данных могут также квалифицироваться как нарушение неприкосновенности частной жизни либо нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщении. Существенным явлением следует признать принятие ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», который регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, иными государственными органами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами, юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации. ТК РФ включает в себя главу XIV «Защита персональных данных работника». Ст.86 ТК РФ определяет под обработкой персональных данных получение, хранение, комбинирование, передачу или любое использование персональных данных работника. В связи с этим важно подчеркнуть то, что глава XIV ТК РФ должна применяться с учетом ФЗ «О персональных данных».

В ст.11 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» отмечается следующее. 1. Перечни персональных данных, включаемых в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов РФ, информационных ресурсов органов МСУ, а также получаемых и собираемых негосударственными организациями, должны быть закреплены на уровне ФЗ. Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации.

Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

2. Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан РФ. Ограничение прав граждан РФ на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством.

3. Юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.

4. Неправомерность деятельности органов государственной власти и организаций по сбору персональных данных может быть установлена в судебном порядке по требованию субъектов, действующих на основании законодательства о персональных данных.

Порядок доступа граждан и организаций к информации о персональных данных регламентируется ст.14 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

1. Граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами.

2. Владелец документированной информации о гражданах обязан предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается. Ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

3. Субъекты, представляющие информацию о себе для комплектования информационных ресурсов на основании ст.7 и 8 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», имеют право бесплатно пользоваться этой информацией.

4. Отказ владельца информационных ресурсов субъекту в доступе к информации о нем может быть обжалован в судебном порядке.

В качестве цели защиты информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации в ст.20 этого ФЗ указывается защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах. Согласно ст.21 режим защиты информации в отношении персональных данных устанавливается ФЗ.

Прямые указания на защиту персональных данных содержатся в иных ФЗ РФ. Среди них необходимо отметить следующие:

— Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ;

— ФЗ от 10.01.2003 г. № 20-ФЗ «О государственной автоматизированной системе РФ «Выборы»;

— Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ;

— ФЗ «Об актах гражданского состояния»

— ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ (действующая редакция, 2016)

См. также нормативно-методические документы ФСБ

Приказ ФСБ России от 10 июля 2014 года N 378 «Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности»;

Приказ ФСБ России от 9 февраля 2005 года N 66 «Об утверждении положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005)»;

«Инструкция об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну», утвержденная Приказом ФАПСИ от 13 июня 2001 года N 152;

«Методические рекомендации по разработке нормативных правовых актов, определяющих угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении соответствующих видов деятельности», утвержденные руководством 8 Центра ФСБ России (N 149/7/2/6-432 от 31.03.2015).

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

В настоящее время знание положений вышеуказанного закона актуально не только для руководителей организаций всех форм собственности, но и для категории технических работников (например, окончивших оператора ПК курсы). Именно поэтому в должностной инструкции оператора ПК указывается, что он должен знать стандарты делопроизводства, а также руководствоваться в своей деятельности законодательными актами РФ.

Необходимо особо отметить, что действие Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ не распространяется на отношения, возникающие при:

  1. обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных;
  2. организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в РФ;
  3. обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну;
  4. предоставлении уполномоченными органами информации о деятельности судов в РФ в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ».

Целью Федерального закона «О персональных данных» является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Законодательство РФ в области персональных данных

Законодательство РФ в области персональных данных основывается на Конституции РФ, международных договорах РФ и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.

На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы, Банк России, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, правовые акты (далее — нормативные правовые акты) по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных. Такие акты не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных, устанавливающие не предусмотренные федеральными законами ограничения деятельности операторов или возлагающие на операторов не предусмотренные федеральными законами обязанности, и подлежат официальному опубликованию.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Принципы обработки персональных данных

  1. Обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе.
  2. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
  3. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.
  4. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.
  5. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
  6. При обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных.
  7. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Условия обработки персональных данных

Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:

    1. в интересах и с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
    2. для достижения целей, предусмотренных международным договором РФ или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей;
    3. для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица;
    4. осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
    5. осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности СМИ либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;
    6. в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных;
    7. подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.

Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.

Порядок получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных регламентируется ст. 9 закона.

Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением случаев:

    1. персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных;
    2. обработка персональных данных необходима в связи с реализацией международных договоров РФ о реадмиссии;
    3. обработка персональных данных осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 января 2002 года N 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения»;
    4. обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, законодательством РФо пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, о трудовых пенсиях;
    5. обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
    6. обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством РФ сохранять врачебную тайну;
    7. обработка персональных данных членов (участников) общественного объединения или религиозной организации осуществляется соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством РФ, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
    8. обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;
    9. обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством РФ об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, об исполнительном производстве, уголовно-исполнительным законодательством РФ;
    10. обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством;
    11. обработка персональных данных осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством РФ, государственными органами, муниципальными органами или организациями в целях устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Права субъекта персональных данных

    1. Право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным.
    2. Права субъектов персональных данных при обработке их персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, а также в целях политической агитации (только после предварительного согласия субъекта).
    3. Права субъектов персональных данных при принятии решений на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных (запрещено принятие решений на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных).
    4. Право на обжалование действий или бездействия оператора.

Ответственность за нарушение требований закона «О персональных данных»

Лица, виновные в нарушении требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных», несут предусмотренную законодательством РФ ответственность.

Так, ст. 13.11 КоАП РФ устанавливает, что нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет предупреждение или наложение административного штрафа

    • на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей;
    • на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей;
    • на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, установленных настоящим Федеральным законом, а также требований к защите персональных данных, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежит возмещению в соответствии с законодательством РФ. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков.

Добавить комментарий