Правовая идеология понятие

Правовая идеология — это систематизированное, научное выражение правовых взглядов, требований, идей общества.

Правовые идеи или, собирательно, правовая идеология включают:

— представления людей о желаемых правовых нормах, о желаемых законах;

— их отношение к существующим законам, их одобрение или неприятие.

Специфика правовой идеологии, ее отличие от других сфер идеологии заключается в специфике самого права, в его роли как средства общественного порядка, социального регулятора. Разносторонние интересы людей — экономические, национальные и пр. — осознаются ими как интересы правовые. В правовых идеях формулируются намерения людей претворить свои разносторонние интересы в нормы, установить на основе своих интересов и с их учетом определенный порядок в обществе. Правовые идеи включают обращенность к настоящему — отношение к существующим нормам, отношение позитивное или негативное, а также обращенность к будущему — представления о желаемых правовых нормах.

Существенную роль в формировании правовой идеологии играет уровень правовой культуры общества. Уровень правовой культуры — это обобщенный показатель, отражающий место и роль права в жизни общества.

Содержание правовой идеологии

Так, например, Р.К. Русинов и А.П. Семитко пишут: «правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях в обществе», К.Т. Вельский, в свою очередь, отмечает: «Теоретическое правовое сознание (которое, заметим, автор отождествляет с правовой идеологией) представляет собой последовательную систему правовых знаний, выраженных в юридических идеях, понятиях и категориях, направленных на раскрытие сущности и законов развития правовой жизни общества». А.Е. Белканов в своем диссертационном исследовании отмечает, что «образующие систему оценки справедливости правовые идеи представляют собой набор требований, предъявляемых обществом к праву с позиции общественной морали, господствующих в обществе политической идеологии и религии».

Авторы «Марксистско-ленинской общей теории государства и права» полагают, что в структуру правовой идеологии необходимо включать такие элементы, как концептуальные представления о сущности и особенностях права и правового регулирования, о формах и методах проведения правовых установлений в жизнь; концепцию (всю систему взглядов) права в целом; со ведущие идеи, взгляды и принципы. Оригинальность взглядам на структуру правовой идеологии придает следующее утверждение: «…можно выделить другие элементы, которые в конечном итоге соотносятся с правовой идеологией, но непосредственно в идеологию не включаются». Таковыми признаются вопросы структуры правовой нормы, учение об элементах правоотношений и т.д. Разделяя в целом взгляды авторов тома на правовую идеологию, все же заметим, что трудно себе представить характер, способы, интенсивность и формы соотнесения научных элементов с правовой идеологией. Скорее всего, такие «соотносительные связи» отсутствуют, т.к. названные положения науки внеидеологичны, они носят технико-правовой характер.

П.П. Баранов указывает: «правовая идеология представляет собой более высокий, научно-теоретический концептуальный уровень правосознания, более глубокое осмысление людьми правовых явлений общественной жизни». Это «… строй проникнутых внутренним единством научных положений, идей, теорий и учений, характеризующих взятую в развитии правовую систему».

По мнению В.В. Лазарева, правовая идеология «включает в себя концептуально оформленные идеи и понятия о необходимости и роли права, о его обеспечении, совершенствовании, методах и формах проведения в жизнь».

Суммируя тезисы указанных авторов можно отметить, что в современной правовой науке структура правовой идеологии включает следующие элементы:

1. понятия и представления о праве и правовых явлениях общества;

2. юридические идеи, категории, направленные на раскрытие сущности и законов развития правовой жизни;

3. теории и учения, характеризующие взятую в развитии правовую систему;

4. взгляды мировоззренческого порядка, господствующие юридические доктрины и т.д.

Приведенный краткий обзор взглядов на структуру правовой идеологии позволяет заключить, что в основном, авторы связывают ее элементный состав с идеальным, наиболее высоким, т.е. теоретическим уровнем правового сознания, что, по сути, позволяет отождествить структуру правовой идеологии с правовой наукой, содержащей высокие научные доктрины, концепции и идеи.

Общество является одной из наиболее сложных систем. Специфической особенностью бытийствования данной системы является взаимодействие объективных и субъективных ее факторов и компонентов, взаимообусловливающее влияние социальных связей и отношений с личностно-экзистенциальными, духовными составляющими субъектов социально-исторической жизнедеятельности. Эти многообразные духовные составляющие в своем общезначимом виде выражаются в различных формах общественного сознания, где одним из важнейших является общественное сознание. Необходимыми структурирующими компонентами правосознания являются: правовое воспитание, правовая психология и правовая идеология.

Незаменимый фактор формирования правосознания — это правовое воспитание. К.В. Науменко определяет правовое воспитание как «систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры» . А. А. Кваша определяет правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности». «Отсюда, — продолжает автор, — необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем — во внутреннюю потребность соблюдать закон» .

Воспитание плавно перетекает в сознание и формирует его, а вместе они составляют общую правовую культуру граждан. Существуют различные формы общественного сознания, посредством которых люди отражают окружающий мир. Это политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание, а также правосознание как один из наиболее интересных феноменов общественного сознания и результат правового воспитания.

В правосознании отражается действующее право, его история, а также правовые явления жизни общества. В правосознании содержатся оценочные суждения о праве, т.е. это представление о действительном и желаемом праве в их сравнении. Правосознание выступает как один из важных идеологических факторов, который влияет на процесс формирования права в обществе, определяет уровень развития правовой культуры общества. Всякое действующее право несет в себе основные представления о праве, которые сложились в данном обществе. С другой стороны, правосознание — это та духовная атмосфера, в которой происходит реализация права, и чем выше в правосознании степень признания той или иной установленной правовой нормы, тем эффективнее эта норма реализуется. При этом в правосознании всегда происходит процесс сверки ценности, которая присутствует в правосознании, с ценностью, которая заложена в правовой норме. Совпадение

или несовпадение этих ценностей и определяет, в конечном счете, действенность правового регулирования.

Поскольку правосознание является в первую очередь детерминированным социальным фактором, то именно общество в целом и является носителем того правового опыта, который ему исторически сопутствует.

Современный ученый В. Малахов попытался выявить условия понимания природы и содержания правосознания . Правосознание — это сложный феномен, и если дать самое общее определение, то можно указать, что правосознание — это совокупность социально-психологических реакций и чувств, представлений, понятий и идей, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву, правовым отношениям, правовой деятельности людей.

Правосознание — явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое, оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентиров, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях . Это новый этап состояния общественного сознания. Оценка права, существующая в обществе, выражающая критику действующего права и формулирующая определенные надежды и пожелания к правовой сфере, ее изменениям, определяющая, что считать правомерным, а что неправомерным, выражается и оформляется в правовое сознание всего общества как в особом пласте общественного сознания. Но прежде чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.

Важное место в процессе изучения правосознания занимает исследование структуры правосознания. Прежде всего, эту структуру характеризует взаимодействие двух его составляющих — правовой идеологии и правовой психологии.

Правовая психология (обыденное правосознание) — это уровень восприятия права, который основан на чувствах, эмоциях, переживаниях. На него влияют привычки, традиции, предрассудки, убеждения, свойственные отдельным социальным группам. Это исходный уровень правосознания. В реальности она представляет собой внутреннее субъективное отношение к правовым явлениям. Это отношение складывается стихийно и не всегда объективно. Обыденное правосознание очень ограничено, и эта ограниченность обусловлена узостью источника — индивидуального опыта. Поэтому правосознание не может остаться в рамках обыденных представлений об окружающем социальном мире и неминуемо в своем развитии выходит на уровень более широких обобщений, выявления объективных общественных закономерностей, то есть становится теоретическим. Теоретический уровень правосознания, в свою очередь, многослоен. В нем выделяются профессиональное правосознание юристов, собственно юридическая теория и правовая идеология.

Правовая идеология — это систематизированные теоретические представления о праве, которые выражаются в юридических понятиях и категориях. Это высший уровень правосознания.

Идеология (греч. l5soXoy^a, от греч. гбеа — прообраз, идея; и Хоуо<; — слово, разум, учение) — учение об идеях. В общем смысле идеология — это понятие, обозначающее структурированную систему определенных (чаще политических, социальных или общественных) четко сформулированных положений и идей. В более узком смысле идеология — это логическая и психологическая поведенческая основа системы политического управления. Идеология выглядит как система взглядов и идей, политических программ и лозунгов, философских концепций, в которых отображаются и формируются сознание и мысли. Идеология в целом — это понятие, посредством которого традиционно обозначается совокупность идей, мифов, преданий, политических лозунгов, программных документов партий, философско-мировоззренческих концепций. Большинство ученых определяют идеологию как доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы на власть и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственному (В.С. Малицкий).

Значительный элемент иррационализма, необходимо присущий любой идеологии, обусловливает и реальный облик ее творцов: по мысли Г. Лебона, «гениальные изобретатели ускоряют ход цивилизации, фанатики и страдающие галлюцинациями творят историю» . В рамках идеологии содержатся цели и программы активной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений. Ядром идеологии выступает круг идей, связанных с вопросами захвата, удержания и использования политической власти субъектами политики. В 1796 г. Д. де Траси («Элементы идеологии», 1801-1815) впервые употребил термин «идеология» («Ыео1о§1е») для обозначения новой эмпирической науки об идеях, для «анализа ощущений и идей». Данное учение должно было выступать основными принципами для руководства как в науке, так и в социальной жизни. Поэтому он видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права. Де Траси, Дежерандо, П. Кабанис и др. разрабатывали новую дисциплину, опираясь на идеи французских просветителей и энциклопедистов. Их критический пафос стал предметом жестких оценок со стороны Наполеона, назвавшего их «ветрогонами и идеологами, которые всегда боролись против существующих авторитетов». В 1808 г. Наполеон писал: «Ваши идеологи разрушают все иллюзии, а время иллюзий для отдельных людей, как для народов, — время счастья» . Особенностью идеологии является то, что это не наука, хотя она и может включать в себя научные знания. Наука стремится познать мир таким, какой он есть на самом деле. Наука объективна, беспристрастна, а идеология субъективна. Идеологии свойственно стремление к упрощению и стремление выдать одну сторону действительности за всю картину. Упрощенные идеи легче воспринимаются массой, чем сложная система научных доказательств, кроме того, идеология выдвигает привлекательные

(часто нереальные) идеи, которые воспринимаются народом. Каждая идеология стремится к широкому распространению среди населения.

Современные ученые, философы продолжают изучать идеологию. Как отмечает В. Д. Бакулов, «…не подлежит сомнению самая существенная роль идеологии в системе духовно-практической деятельности социальных субъектов и важность выполняемых ею функций. Вместе с тем можно зафиксировать парадоксальную ситуацию, проявляющуюся прежде всего в том, что история осмысления феномена идеологии есть по преимуществу история ее критики, ее определения как одностороннего и искаженного воспроизведения социально-исторической действительности, «фальшивого сознания” и т.п. В самой большой мере это связано с тем, что наряду с обычным, «нормальным” функционированием системы духовно-практической деятельности людей в подавляющем числе случаев в ней возникают сложные трансформации и метаморфозы, проявляющиеся как в неадекватном выражении действительных потребностей и интересов исторических субъектов, так и в практике достижения ими своих целей и задач» .

Появление и развитие идеологии — это не стихийный процесс. С возникновением имущественного неравенства, с образованием государства происходит отрыв общественного сознания от личного и группового внутриплеменного опыта. Возникает господствующее мнение, уже выражающее в виде теоретических концепций интересы новых, более широких общественных образований. Это факт рождения полноценной идеологии. Ее поддерживают и распространяют особые группы людей — специалистов (идеологов): жрецы, философы, советники и др. Теперь уже идеология — это господствующее мнение, и она приобретает геополитический характер. Идеология является столь же древней, как и само общество. С развитием общества, когда шел закономерный процесс увеличения количества и умножения разнообразия социальных образований, соответственно развивалась и усложнялась иде-ология.

Несомненно, что в любом обществе существует некоторое количество ценностных или идеологических систем, отличающихся друг от друга. Доминирует в политическом социуме всегда только одна идеология, которая выражает генеральную линию власти. По мнению В. С. Малицкого, идеология -это определенная система философских, научных, художественных, нравственных, правовых, политических, экономических, социологических знаний и ценностей о мире, обществе, человеке, лежащих в основании формирования и развития общества и личности. Идеология дает представление о месте и роли человека в мироздании, о смысле жизни личности, о лучшем устройстве будущего общества, к которому должны стремиться все граждане мира .

Каждое государство стремится влиять на общественное правосознание, формировать в нем систему ценностей, соответствующих целям и задачам данного государства и общества и выражаемых главным образом в действующем праве. Правовая идеология играет роль главного и активного

элемента в правосознании. Она служит своеобразным ориентиром, планом-программой действий, деятельности различных политических объединений, движений.

Идеология несет в своей структуре некий идеал, противопоставленный наличной социальной реальности, она может быть утопична и даже эсхатологична (Манхейм К. «Идеология и утопия»). Любая идеология всегда неполна, всегда излагает только часть породившего ее философского учения, всегда связывает эту часть с привычными для народа представлениями.

Как правило, созданием и продвижением идеологии занимается целая структура государственного аппарата: необходимо создавать идеологические идеи, распространять их среди населения, укоренять в сознании существующих и последующих поколений, обновлять идеологию и поддерживать. Помимо этого, чаще всего, специальными органами и службами и даже силовыми структурами производится борьба с идеями, противоречащими государственной идеологии.

Правовая идеология частично трансформируется в государственную и в этом своем качестве она отображается в проведении единой государственной политики. Государственная идеология, как правило, ненавязчиво, но систематически доводится до широких категорий граждан по радио и телевидению, средствами искусства, во время спортивных мероприятий и даже через рекламу. К числу идеологических аппаратов государства можно отнести: религиозный; образовательный; семейный; юридический; политический; профсоюзный; коммуникационный; культурный.

Особую значимость в правовой идеологии имеет юридическое закрепление ее в законодательстве. Законодательное закрепление позволяет легитимировать правительству свою деятельность по принуждению общества к подчинению своей идеологии и ее принятия обществом. Предполагается согласие населения с деятельностью правительства, в том числе его согласие с идеологией и ее основной идеей. Любая правовая идеология всегда опирается на какую-то идею, теорию, мировоззренческую концепцию. И от того, как она будет выражена в правовой идеологии и закреплена в праве — будет зависеть дальнейшее развитие не только правосознания и правовой культуры общества, но и целого государства.

Рассматривая идеи, лежащие в основе идеологии, необходимо помнить, что любая идея не должна и не может стать целью. Она служит средством для проведения государственной политики и влияния на правовую психологию. Конечной целью, как правило, становится закрепление определенного государственного строя, режима, отношений собственности, формы государства и адекватное и полное их принятие обществом. Идеология определяется общественным бытием, но обладает по отношению к нему относительной самостоятельностью. Анализ реального исторического процесса показывает, что идеология выполняет самые значительные социальные функции, вырабатывая соответствующие интересам определенного класса типы мышления и поведения. Правовая идеология выступает неотъемлемым

структурным компонентом правосознания, во многом определяющим его специфику, природу и детерминирующим влияние на жизнедеятельность человеческого социума.

Научная дискуссия

Взаимодействие идеологии и права в государственном управлении

В.Б. Исаков

В любой дискуссии важно договориться об исходных понятиях. Что такое идеология? Будем исходить из понимания идеологии как особой формы общественного сознания. Что это за форма? В чем ее особенности? Прежде всего — в функциях идеологии, в числе которых:

— духовная консолидация общества (с помощью идеологии общество сплачивается вокруг определенных идей, что особенно важно в периоды войн и кризисов);

— целеполагание (идеология служит обоснованию целей общества, государства, личности);

— оценочная функция (идеология оценивает актуальное состояние общества и действия власти).

Идеологии принадлежит ключевая роль в поддержании «социального гомеостазиса» — равновесия социальной стабильности и социальных изменений. Но она же выступает и мощнейшим фактором в нарушении этого равновесия.

Одна из важнейших задач идеологии — дать ответы на вопросы о миссии общества, государства, личности, подсказать каждому человеку ответы на вопросы о его собственной миссии. Идеологию можно назвать одной из «духовных оболочек» общественной жизни, обеспечивающих гармонизацию (или конфликт) отношений общества, государства и личности.

В современном обществе идеология стала сферой гигантского «духовного производства», в котором можно выделить творческую часть (производство новых идей и образов) и техническую часть (упаковку, транспортировку, рекламу, распространение идеологической продукции).

По степени распространенности идеологии и ее влияния на общественную жизнь следует разграничивать следующие общества:

— идеократические (безраздельное господство одной моноидеологии, поддерживаемой государством: Северная Корея, фашистская Германия, СССР);

* В рубрику вошли материалы научного семинара «Проблемы современного государственного управления в России», который ежемесячно проходит по инициативе Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования.

— клерикальные (Иран, арабские страны);

— переходные, эклектические (Восточная Европа, Россия);

— плюралистические (Западная Европа, США).

При этом идеологический плюрализм означает не прекращение идеологической борьбы, а только то, что государство сознательно уходит с площадки идеологической борьбы, перестает официально поддерживать какую-либо конкурирующую идеологию.

На сегодняшний момент складывается впечатление, что вектор общественного развития ведет от идеократического и моноидеологического общества — через идеологическую эклектику — к идеологическому плюрализму. Но это — на текущем историческом отрезке. Нельзя исключить, что в перспективе ситуация изменится, и будущая глобальная идеология вновь покончит с идеологическим плюрализмом.

Далее, идеологический плюрализм вовсе не означает «конца идеологии». Он предполагает существование идеологического концепта особого типа — «общенародной» или «общенациональной» идеологии, часто определяемой как «идеология национальных интересов», или «идеология национального согласия». Особенности этой идеологии таковы:

— эклектична по содержанию;

— популистски ориентирована;

— находится вне борьбы «традиционных» политических идеологий;

— находится (хотя бы внешне) вне борьбы классов;

— призвана поддерживать социальный мир и консенсус элит;

— призвана объяснять и оправдывать действия власти;

— призвана консолидировать общество для решения задач внутренней и внешней политики.

Особенность исторического момента — активное формирование идеологии глобального общества, которая реально создается на основе идеологии национальных интересов США. Идеология глобального общества не нуждается в ярких и сильных конкурирующих национальных идеологиях, поскольку они являются препятствиями для глобальной идеологической и политической консолидации вокруг США. Она создает предпосылки для возрождения идеологического тоталитаризма и диктата «общечеловеческих ценностей».

Россия/СССР до конца 1980-х гг. была типичным идеократическим обществом. Господство моноидеологии в этом обществе поддерживалось институтами культуры и воспитания (школа и дошкольное воспитание, СМИ, кино, театр), охраны правопорядка (милиция, органы безопасности), а также правом.

Приведем в порядке иллюстрации несколько конкретных примеров отражения советской идеократии в Конституции СССР 1977 года.

Преамбула Конституции СССР 1977 года (извлечение): «…Развитое социалистическое общество — закономерный этап на пути к коммунизму.

Высшая цель Советского государства — построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление. Главные задачи социалистического общенародного государства: создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и их преобразование в коммунистические, воспитание человека коммунистического общества, повы-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

шение материального и культурного уровня жизни трудящихся, обеспечение безопасности страны, содействие укреплению мира и развитию международного сотрудничества.

Советский народ, руководствуясь идеями научного коммунизма и соблюдая верность своим революционным традициям. закрепляет основы общественного строя и политики СССР, устанавливает права, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели социалистического общенародного государства и провозглашает их в настоящей Конституции».

Статья 6 Конституции СССР 1977 года: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.

Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР».

Статья 50 Конституции СССР 1977 года: «В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам СССР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.» (курсив мой — В.И.).

Статья 51 Конституции СССР 1977 года: «В соответствии с целями коммунистического строительства граждане СССР имеют право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов… » (курсив мой — В.И.).

В последнем примере отчетливо видно, что права и свободы человека, ценности наивысшего порядка, были законодательно подчинены «целям коммунистического строительства». Правами и свободами граждане СССР наделялись лишь постольку, поскольку это соответствовало «целям укрепления и развития социалистического строя», как их понимала и формулировала тогдашняя руководящая элита. Таким образом, законодательство того периода отражало и закрепляло на конституционном уровне глубокую деформацию во взаимоотношениях личности и общества, которая не могла не сказаться на перспективах данного общественного строя.

Распаду СССР предшествовала эрозия коммунистической идеологии: «Р. Дебре один из первых на Западе предсказал распад Советского Союза. Такой вывод он сделал на основании того, что заметил, как СССР утратил способность, в отличие от первых десятилетий, производить символы, формировать воображение людей с помощью фильмов, музыки, песен, звезд кино и т.д. В соревновании с Америкой, считал Дебре, советские руководители не поняли, что танковые дивизии не могут конкурировать с рок-н-роллом. Последний — сильнее»1. Коммунистическая идеология была развенчана, осмеяна и дискре-

1 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. — М.: Юристъ. — 2002. — С. 347.

дитирована, потеряла поддержку значительной части населения, прежде всего интеллигенции. Разрушение духовного идеологического обруча, стягивавшего «идеологическую крепость», привело к тому, что эта крепость в конечном итоге рухнула.

В современной России предпринята попытка сломать идеократическую традицию и создать общество и государство идеологического плюрализма. Покажем на конкретных примерах реализацию принципа идеологического плюрализма в действующей Конституции Российской Федерации:

Статья 13 Конституции Российской Федерации 1993 года (помещена в главе 1 «Основы: конституционного строя»):

«1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Часть 3 Статьи 29 Конституции Российской Федерации 1993 года:

«Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».

Часть 2 Статьи 30 Конституции Российской Федерации 1993 года:

«Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем».

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что духовное развитие в Российской Федерации идет в русле общемировой тенденций — движения от моноидеологии к идеологическому плюрализму и данная тенденция имеет в настоящее время мощную законодательную поддержку, в том числе на конституционном уровне. Однако реальное формирование общества идеологического плюрализма в России идет крайне противоречиво и сопровождается рядом негативных моментов.

1. На смену дискредитированной и разрушенной коммунистической идеологии не пришла иная общенародная идеология. В общественном сознании возник вакуум, заполняемый идеологическим мусором, мифами, суевериями, обломками различных идеологий. Россия превратилась в поле соревнования духовных течений (в том числе тоталитарных) за умы и души людей.

2. Крах господствующей идеологии и поражение в холодной войне породили «идеологический шок» — отказ государства от активного формирования внятной общенародной идеологии, идеологии национальных интересов, идеологии национального возрождения и т.п., а также «идеологическое разоружение» — свертывание институтов идеологической борьбы.

3. Отсутствие национальной идеологии на первых порах показалось даже удобным: можно не обосновывать идеологически политические решения, не

ставить крупных целей, а стало быть, не отвечать за их достижение и т.д. Приобрел популярность подчеркнуто неидеологический «технократический» способ постановки целей (удвоение ВВП).

4. Ведущая политическая партия страны не основывается на какой-либо идеологии и в итоге выглядит как сборище карьеристов, безыдейная политмас-совка, призванная с энтузиазмом поддерживать очередное «судьбоносное решение».

5. Единственная попытка власти выработать собственную государственную идеологию вылилась в путаную концепцию «суверенной демократии», в содержании которой просматривается всего один понятный тезис: «У вас своя демократия, у нас своя — и отстаньте от нас!»

6. В условиях отсутствия четкого идеологического вектора ведущие национальные СМИ занимаются тем, что добивают остатки коммунистической идеологии и пытаются «растворить», «затереть» элементы русской культуры и русской национальной идентичности. Фактически ими решается задача — сформировать из россиянина «глобального общечеловека» с менталитетом «среднеамериканского идиота».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Отсутствие национальной идеологии — одна из причин неверия в Россию, которое поразило российскую экономическую и политическую элиту. Популярный сегодня тренд: нажить (или наворовать) деньги в России — вывезти их за границу — вывезти туда же семью — выехать самому. По данным информированного эксперта, Россия неоднократно обращалась за экстрадицией лиц, но ни разу не потребовала возвращения незаконно вывезенных капиталов.

8. Отсутствие национальной идеологии привело к «потере лица» на международной арене. СССР был «мировым брендом», нынешняя Россия — выглядит просто «одной из территорий». Отсутствие национальной идеологии приводит к тому, что Россия проигрывает значимые позиции в международном общественном мнении (военный конфликт с Грузией, газовый конфликт с Украиной).

9. Чем дальше, тем очевиднее, что отказ от идеологии национальных интересов ведет страну в тупик. Мобилизовать общество на великие цели может только великая идеология: без великой идеологии бессмысленно и мечтать о великой стране.

Несмотря на «идеологическую стерильность» российского руководства и отсутствие внятной национальной идеологии, Россия отнюдь не застрахована от новой разрушительной идеологической атаки. Посмотрим на ситуацию глазами своих геостратегических противников. По каким направлениям может быть предпринята (отчасти — уже идет) идеологическая атака против России?

В области внешней политики:

1. В России возрождается имперский дух. Россия — угроза соседям и всему миру.

2. В России угнетаются национальные меньшинства. Она была и остается тюрьмой народов.

3. В России нарушаются права человека. В ней не соблюдаются общепризнанные нормы международного права.

4. В России формируется «русский фашизм».

5. Россия использует против своих соседей и всего Запада «энергетическое оружие» с целью дестабилизировать их экономическое развитие и добиться необоснованных преимуществ.

6. В России не обеспечена охрана ядерного оружия и ракетных технологий, которые расползаются по миру и попадают в руки экстремистов и государств-изгоев.

7. Россия невосприимчива к техническому прогрессу. Промышленный рост в России — это «грязный рост», создающий мировую экологическую угрозу.

8. Россия была и навсегда останется «на краю цивилизации», в оппозиции всему «цивилизованному человечеству».

В области внутренней политики:

1. Несмотря на объявленные «реформы» и провозглашенные «национальные проекты», российская бюрократия не смогла решить ни одной серьезной проблемы.

2. Центральная бюрократия обескровливает регионы России — отбирает львиную долю ресурсов, ничего не давая взамен.

3. Регионы имеют законное право свободно распоряжаться «своими» природными ресурсами.

4. Ряд регионов России мог бы успешнее развиваться без России, без угнетающего влияния федерального центра (Калининградская область могла бы стать одной из республик Прибалтики, Дальний Восток — войти в состав АТЭС и т.д.).

5. В России возрождается православный фундаментализм. Иным религиям в России места нет.

6. Российская элита предала Россию и ее народ: имущество, капиталы и семья — давно за границей и основные интересы — там же.

Таковы основные векторы, по которым, на наш взгляд, может быть предпринята идеологическая атака на Россию, причем как извне, так и изнутри.

Есть ли у современной России шанс для формирования позитивной национальной идеологии? На какой основе она может быть сегодня сформирована? На мой взгляд, при отсутствии иных авторитетных объединяющих идеологических документов роль «кодекса национального согласия» может выполнить Конституция Российской Федерации, в которой содержится множество позитивных объединяющих идей:

— многонациональность народа России (Преамбула);

— идея общей исторической судьбы народов России (Преамбула);

— приоритет прав и свобод человека, их высшая ценность (Преамбула, статья 2);

— обеспечение гражданского мира и согласия (Преамбула);

— исторически сложившееся государственное единство (Преамбула, статья 4);

— равноправие и самоопределение народов (Преамбула, статья 5);

— уважение к предкам (Преамбула);

— любовь и уважение к Отечеству (Преамбула);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— вера в добро и справедливость (Преамбула);

— суверенитет и независимость России (Преамбула, статья 4);

— народовластие (статья 3);

— недопустимость присвоения власти (статья 3);

— незыблемость демократических принципов (Преамбула, статья 3);

— разделение властей (статьи 10,11);

— местное самоуправление (статья 11, глава 8);

— идеологическое многообразие (статья 13);

— многопартийность (статья 13);

— светский характер государства (статья 14);

— обеспечение благополучия и процветания как цель государства (Преамбула);

— ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями (Преамбула);

— народ России — полноправная и ответственная часть мирового сообщества (Преамбула, статья 15).

Создание сильной национальной идеологии, способной объединить народ и противостоять враждебным идеологическим течениям, — труднейшая задача. Однако Конституция Российской Федерации показывает основные «векторы», по которым может вестись эта работа.

Задачи социальной и экономической модернизации России требуют формирования адекватной этим задачам «идеологии модернизации» — объясняющей, поддерживающей, направляющей и защищающей происходящие и намечаемые преобразования. Призывы к «технологическому обновлению», «инновационному развитию» не могут заменить цельной и сильной идеологии модернизации. Такая идеология пока отсутствует, и даже неясно, из каких элементов она может сформироваться. Длительное ожидание «модернизационного рывка» неизбежно приведет к тому, что российскому обществу и государству потребуется уже не модернизация, а мобилизация.

Идеология находится в определенных взаимоотношениях с другими формами общественного сознания — прежде всего наукой и верой. Идеология опирается на науку, черпает из нее материал, но это разные сферы общественного сознания. Идеология сама по себе научным знанием не является, равно как и наука по своей природе не может быть идеологией. В демократическом обществе наука и идеология активно взаимодействуют, однако автономны и независимы. В тоталитарном обществе наука является служанкой идеологии, что постепенно размывает и разрушает науку как особую форму общественного сознания. В СССР тотальный диктат идеологии привел к ощутимому отставанию не только в сфере общественных наук (социология, политология), но и в сфере естественных наук (генетика, кибернетика).

Идеология и вера близки по механизму функционирования и могут подменять друг друга. Вера может превращаться в идеологию (крестовые походы), но и идеология может превращаться в веру, приобретать черты верования. Вызывает озабоченность, что гуманистическая и рациональная по своей природе идеология прав человека приобретает все больше черт «гражданской религии» (догматизм, непререкаемость, иррациональная вера в «естественные права» и т.д.).

В условиях идеологического вакуума, возникшего в духовной жизни России, может возникнуть искушение навязать православие в качестве новой «национальной идеи». На мой взгляд, подобная попытка, если она будет предпринята, обернется катастрофой и для России, и для церкви. Не стоит забывать, что и прежняя Конституция СССР 1977 года, и ныне действующая Конституция РФ

1993 года твердо стоят на позициях отделения церкви от государства и школы — от церкви. Приведем конкретные примеры:

Статья 52 Конституции СССР 1977 года: «Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.

Церковь в СССР отделена от государства и школа — от церкви».

Статья 14 Конституции Российской Федерации 1993 года:

«1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

С избранием нового патриарха заметно активизировались попытки внедрить курс основ православной культуры в школьную учебную программу и в образовательный стандарт средней школы. Подобное решение, если оно будет принято, вызовет противостояние, которое объективно не усилит, а ослабит позиции православия (и других религий) в духовной жизни общества. Не обращая внимания на некоторую полемическую заостренность, следует в целом поддержать позицию десяти академиков, выраженную в их Открытом письме Президенту России (извлечение): «С нарастающим беспокойством мы наблюдаем за все возрастающей клерикализацией российского общества, за активным проникновением церкви во все сферы общественной жизни. Конституция Российской Федерации провозглашает светский характер нашего государства и принцип отделения церкви от системы государственного образования. Мы обращаемся с этим письмом к Вам как к высшему должностному лицу нашей страны, являющемуся гарантом соблюдения основных положений Конституции. Верить или не верить в Бога — дело совести и убеждений отдельного человека. Мы уважаем чувства верующих и не ставим своей целью борьбу с религией. Но мы не можем оставаться равнодушными, когда предпринимаются попытки подвергнуть сомнению научное Знание, вытравить из образования «материалистическое видение мира», подменить знания, накопленные наукой, верой. Не следует забывать, что провозглашенный государством курс на инновационное развитие может быть осуществлен лишь в том случае, если школы и вузы вооружат молодых людей знаниями, добытыми современной наукой. Никакой альтернативы этим знаниям не существует»2.

Полагаю, что идеология, знание и вера должны сохранять между собой уважительный и доброжелательный нейтралитет. Нужно найти форму и формулу добрососедства и мирного сосуществования между ними, которая, в свою очередь, должна найти отражение и закрепление в российском законодательстве.

2 Кентавр. Приложение к «Новой газете». — № 3. — 22 июля 2007 года. ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Это, казалось бы, вполне органичное направление духовного обоснования права, его смысла и предназначения, особенно в условиях начальных традиционных, застойных цивилизаций (когда долгие века и тысячелетия господствовали цивилизации традиционного типа, где доминируют власть и ритуальная церковная идеология). Именно в этике с того времени и до наших дней находит достаточное основание и поддержку характерная для права во всех его разновидностях категория справедливости – соразмерности, меры, а также сама возможность принуждения людей к соблюдению каких-то единых правил, норм.

Этическое обоснование права, лежащее в основе идеологии права, по ряду исходных сторон имеет общечеловеческое значение. Оно в том или ином виде характерно для всех исторических эпох и стран, в принципе для всех мировоззренческих и идеологических систем.

На первых фазах развития цивилизации и в не меньшей степени в теократических, иных религиозных обществах (средневековья и нынешнего времени) этическая интерпретация права нашла свое воплощение в религи­озных представлениях, придавших такой интерпретации значение веры, святости, непогрешимости, порой непререкаемой догмы.

Ряд юридических систем традиционных восточных обществ, в том числе мусульманского права, традиционно-индусского, китайского права, слились с религиозно- этическими верованиями, с господствующими религиозно-философскими представлениями, да и в целом оказались неотделимыми (и внешне слабо отдифференцированными) от институтов духовной жизни данной традиционной цивилизации.

Религиозно-этическое обоснование действующих законов, правосудных учреждений и их решений совпало, как это нередко бывает в истории, с потребностями власти, господствующих политических сил. Такое обоснова­ние с этих позиций выразилось в определенной правовой идеологии и имело в основном апологетический характер: оно безупречно, без какой-либо аргументации оправдывает и даже возвеличивает любое угодное власти (и цер­кви) законодательное, административное или судебное решение; или же дает безусловное основание его блокирования или корректировки, уточнения, отмены во имя верности догме.

И с этой точки зрения инквизиционный процесс, средневековые юридические порядки, православное оправдание имперского своеволия – вся юридическая практика и действительность той поры представляют собой соединенный продукт и политических реалий соответствующих традиционных цивилизаций, и религиозно-этических верований тогдашних эпох (к тому же, как будет отмечено дальше, с привлечением в условиях средневековья духовного потенциала естественного права).

Универсальное, хотя в действительности и ограниченное, значение для права общих этических (религиозно-этических) начал привело к тому, что постепенно утвердилось и со временем стало общезначимым, очевидным, мнение о приоритете этики над правом, в частности о том, что право представляет собой всего-навсего некий «минимум морали».

И еще такой существенный момент. Отмечая в этике и в религии значение некоторого «общего знаменателя» для понимания и объяснения смысла и предназначения права, нужно принимать во внимание, что этические, в том числе религиозно-этические верования, обосновывающие юридические установления и порядки теократических и иных религиозных обществ, стали предпосылкой для идеологии права – той ориентации духовно-интеллектуального объяснения права, когда оно «выводится» из метаюридических категорий, мировоззренческих систем и связывается с политико-властными реалиями данного времени. К этому нужно добавить, что такого рода духовно-интеллектуальные формы так и оставались в пределах этики и религии, не образовывали особых, самостоятельных ветвей знаний, особых наук.

И в заключение нашего рассмотрения основных типов правопонимания необходимо проанализировать взаимодействие философии и идеологии права, поскольку идеология также задает определенное видение права. Может ли это видение рассматривать как новый тип правопонимания? Попытаемся ответить на этот вопрос.

Представители: Августин Блаженный(354–430),Фома Аквинский(1225-1274).

Философия и идеология права. Философия (поскольку на деле реализуется ее суть и предназначение), как и всякая наука, призвана строиться безотносительно и независимо от политики, практических целей, тех интересов, во имя которых могут быть использованы философские положения.

От философского подхода к явлениям действительности нужно отличать подход, характерный для идеологии. Последняя, используя данные философии и других отраслей знаний, в том числе политического профиля, связывает свое содержание с определенной группой заданных интересов и идей, которые начинают жить по своей (этической, религиозно-этической, этатической, этнической, классовой, групповой или даже индивидуально-личност­ной) логике. Отсюда в идеологии всегда есть моменты абсолютизации, произвольного выбора и возвеличения идей, их ориентации на обслуживание определенных практических, политических, идейных задач – то, что в марксистском обществоведении и в политической практике социалистических стран откровенно и с гордостью именовалось «партийностью», служением классам, социальным группам, нациям, неким возвышенным идеалам.

В то же время нужно видеть, что идеология занимает свое существенное место в духовно-интеллектуальной жизни, в ее соотношении с практикой, с политикой. Вне определенного идеологического подхода (а отсюда и «вхождения в политику») мировоззренческие взгляды в современных условиях не могут получить достаточного общественного признания и тем более должной практической реализации. Так что в практической жизни наука и идеология тесно переплетены, взаимопроникают. Это и объясняет то обстоятельство, что философия, иные отрасли знаний в определенных своих сторонах и проявлениях выступают также и в качестве идеологии (и это требует того, чтобы в любой науке достаточно точно и строго те или иные положения виделись и оценивались в качестве «строго научных» и «идеологических»).

Различие и вместе с тем переплетение, взаимопроникновение философских и идеологических начал, характерных для всякой гуманитарной науки, в сферах знаний, относящихся к праву, имеют существенные особенности.

Соотношение права и идеологии. Здесь можно выделить два наиболее важных момента.

Первый момент заключается в том, что правовая идеология, как правило, тесно связана с государственной и партийной политикой и поэтому довольно четко отделяется от науки права как таковой. Тем более что по своей основе данные первичного звена юридических знаний – юридической догмы, как и данные всякой иной технико-юридической науки, вообще имеют «отстраненный» от идеологии характер. Они могут быть только использованы на идеологическом уровне, что и практиковалось, например, в советском правоведении.

Наиболее близко примыкают к идеологии те варианты философии права, которые замыкаются разработками, не выходящими за рамки данной универсальной философской системы (например, гегелевской, марксистской). По всем данным, исторические корни идеологии права следует видеть в этических (религиозно-этических) объяснениях права, а также в таких направлениях философско-правовой мысли – что характерно для гегелевской или марксистской философии, – когда соответствующие разработки прямо «выводятся» из той или иной философской системы.

Внеидеологический характер первичных юридических знаний, тем более их трактовка в качестве «формалистики» и «схоластики» побудили ряд теоретиков при попытках формирования философии права уйти в сферу метаюридических категорий – обстоятельство, повлекшее за собой разрыв в науке, формирование «философии права» и «социологии права», резко противостоящих исходной ступени юридических знаний, дисциплине будто бы невысокого науковедческого статуса – юридическому позитивизму.

И второй принципиально важный момент, характеризующий соотношение науки права и идеологии.

Философия права, которая ищет опору в едином потоке философской мысли (одновременно в реальных процессах развития позитивного права), по своим итоговым положениям может произвести впечатление весьма идео­логизированной сферы, так как эти итоговые положения, как мы увидим, прямо связывают право с высшими социальными и духовными ценностями.

В действительности же, однако, картина здесь иная. Указанные положения, опирающиеся главным образом на естественно-правовые воззрения, являются выражением специфической логики права, заложенной в непосредственно «правовом материале», его направленности на социальные и духовные ценности высокого порядка.

Заключение

Объект философии права– право как социальное явление (единый с общей теорией государства и права).

Более точным будет утверждение, что философия нрава изучает «мир права» («правовую реальность» как философский аналог юридического понятия «правовая система») в его всеобщности и целостности, его смысловое содержание.

Предмет философии права – внеюридические (предельные) основания права, т.е. познавательные, ценностные, социальные и антропологические основания права.

Мы согласны с утверждением, что основной вопрос философии права: «что есть право?» будет выглядеть как вопрос о смысле права.

Для его решения следует анализировать главные вопросы философии права:

1) об основании справедливости и ее критериях (задача, в рамках которой право соотносится с моралью);

2) о нормативной (обязывающей) силе права (задача, в рамках которой определяется соотношение права и власти);

3) о природе и функциях позитивного права (задача, в рамках которой выясняется характер правовых норм и обеспечивается оправдание позитивному праву).

Аналогично общей философии, можно выделять разделы философии права.

Правовая онтология определяет природу (сущность, бытие) права.

Правовая аксиология — определяет, какие ценности являются правовыми, какова их природа, их соотношение и отношение к другим, неправовым ценностям.

Правовая гносеология устанавливает, можно ли познать право. Ее задача заключается в том, чтобы оценить эффективность эмпирического познания права.

Правовая антропология рассматривает человека как правовое существо и человеческие основания права.

Правовая логика – устанавливает основные логические правила правового мышления и особенности их применяются в сфере права.

Добавить комментарий