Правовая культура личности

Правовая культура — это часть общей культуры, различают правовую культуру личности и правовую культуру общества.

Правовая культура личности — это уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Она включает в себя правовые знания, представления и убеждения, позволяющие отличить верное и допустимое пове­дение от неверного и недопустимого.

Кроме того, правовая культура включает в себя поведение, соответствующее юридическим нормам, соблюдение прав дру­гих людей и добросовестное выполнение своих обязанностей. Правовая культура предполагает наличие таких нравственных личностных качеств, как совестливость, справедливость, чест­ность, чувство собственного достоинства, доброта. Она характе­ризуется определенным уровнем правовой активности, благода­ря которой личность приобретает и развивает правовые знания и умения.

Ведущий себя культурно (активно) человек предпочитает лично ознакомиться с правовым актом (законом, приказом, договором и т.п.), выбрать нужные юридические средства и воз­можности и действовать сообразно правовым требованиям, считая их социально значимыми.

Следовательно, не всякого человека, знающего и понимаю­щего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знание юридиче­ских правил сочетается с потребностью соблюдения их предпи­саний, кто следует им в своей деятельности.

Правовая культура общества — это достигнутый уровень развития правосознания и правовой активности общества. Она проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности государственных органов и должност­ях лиц.

Современная правовая культура — это правовая культура гражданского общества и правового государства, которые выс­шей ценностью признают права и свободы человека, соблюдают и защищают их. И сам человек осознает свои права и свободы, (пути их правовой защиты, уважает права и свободы других лю­дей.

Высокий уровень правовой культуры предполагает вовлече­ние широких слоев населения в деятельность, связанную с правом, высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности, соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве, высокое качество правоприменительной деятельности.

Функции правовой культуры:

— познавательная;

— регулятивная;

— нормативно-ценностная;

— коммуникативная;

— прогностическая.

Познавательная функция правовой культуры заключается в Освоении правового наследия прошлых эпох и достижений, оте­чественного и зарубежного права. Такие знания необходимы для того, чтобы внести свой посильный вклад в улучшение жизни нашего общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка: следуя правовым и другим социальным нормам, мы обеспечиваем соблюдение предписаний, де­лающих нашу жизнь более стабильной.

Нормативно-ценностная функция правовой культуры со­стоит в том, что, совершая определенные поступки, человек со­поставляет их с образцами поведения. В результате одни наши поступки получают одобрение, другие — подвергаются критиче­скому анализу.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает взаимодействие людей. Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосре­дуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает основные направления правотворчества и реализации прав, про­блемы укрепления законности, правопорядка, правовой активно­сти населения и другие изменения правовой системы.

Итак, можем отметить следующие черты современной пра­вовой культуры:

— определяющее значение прав и свобод человека и гражда­нина в правовой организации общества;

— утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку;

— правовую активность граждан в осуществлении своих прав;

— активную законотворческую, правозащитную и правопри­менительную деятельность всех звеньев государства.

Правовой нигилизм (от лат. nihil — ничто, ничего) — недо­оценка роли права или даже его отрицательная оценка, неуваже­ние к праву, пренебрежительное к нему отношение. Он приво­дит к различным правонарушениям, например, к умышленному нарушению законов, массовому несоблюдению правовых норм, нарушению прав человека — это антипод правовой культуры. Правовой нигилизм бывает личностным и государственным, особенно в странах, где слабо развиты право и правовые тради­ции.

Гражданское общество заинтересовано в повышении уровня правосознания и правовой культуры, для чего необходима про­думанная система правового образования.

Содержанием понятия «правовое образование» являются следующие элементы:

— правовое обучение — передача, накопление и усвоение пра­вовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях;

— правовое просвещение — распространение правовых идей среди населения средствами массовой информации, созданием компьютерных баз данных, например «Гарант», «Консультант-Плюс» и т.д.;

— юридическая практика — передача юридической информа­ции, знаний посредством участия граждан в правоприменитель­ной деятельности и т.п.;

— самовоспитание — самообразование, собственный анализ правовых явлений.

Теперь рассмотрим, что входит в понятие правовой культуры личности в рамках обыденного аспекта, в процессе повседневности. Ранее мы отмечали, что нормативные установления приобретают статус правовых юридических норм, когда они становятся социально и массово значимы. Однако степень владения людьми этими нормами, выраженная в правосознании, может быть разной и зависит от уровня образования, социальной и профессиональной принадлежности, культурных традиций, степени социальной активности людей и т.п.

Приобщение к элементам правового воспитания начинается с самого детства, освоение «багажа» правовых знаний сопровождается процессом правовой социализации. Правовая культура личности предполагает теоретическую компетентность в основных сферах жизни общества (в каждой из которых, кстати, человек играет определенную роль). Выделим три наиболее существенных сферы, где знание правовых норм имеет наиболее важное для человека значение: профессиональная деятельность, сфера политической жизни, а также решение процедурных вопросов в повседневной коммуникации.

Вместе с теоретической компетентностью правовая культура личности определяется через соответствующий образ действий. Именно поведение является критерием правовой социализации человека.

Если иметь в виду, что в отличие от норм морали правовые нормы имеют более жесткую структуру, содержащую три необходимых элемента: установленного правила в определенном тине ситуаций, условия его применения и меры его принудительного обеспечения, то можно утверждать, что право – это установленный в обществе масштаб свободы и ответственности. Однако если учитывать, что социальное положение и природные данные у людей разные, то получается, что право – это равный масштаб свободы и ответственности, применяемый в условиях социокультурной неоднородности и динамизма.

Американский исследователь Р. Мертон проанализировал связь характера преступлений с явлениями, возникающими как результат напряжений и противоречий социальной жизни. В современных обществах традиционные стандарты и нормы разрушаются, не будучи заменены новыми. А когда в определенных областях социальной жизни нет ясных стандартов поведения, возникает аномия (ценностный вакуум), в обществе появляются тревожность, страх перед неопределенностью. Когда принятые нормы вступают в конфликт с социальной реальностью, то в поведении индивидов возникает напряженность. Мертон выделяет пять возможных реакций на напряжение, возникающих в связи с несоответствием социально одобряемых ценностей и ограниченности средств их достижения:

  • 1. Конформисты придерживаются общепринятых ценностей и средств их реализации, при этом не имеет большого значения, добились они успеха или нет. Это большинство населения.
  • 2. Инноваторы продолжают придерживаться социально принятых ценностей, но используют околозаконные или незаконные средства. Это преступники, достигшие благосостояния с помощью противозаконных действий.
  • 3. Ритуалисты продолжают следовать принятым стандартам, хотя ощущение смысла ценностей, направлявших их действия, уже утрачено. Правила выполняются ради них самих, без цели, как бы помимо воли. Это люди, посвятившие себя утомительной и неинтересной работе, без перспектив и с незначительным вознаграждением.
  • 4. Ретриатисты отвергают мировоззрение соперничества, тем самым не принимая ни доминирующих ценностей, ни санкционированных средств их достижения.
  • 5. Бунтари отвергают существующие ценности и нормы их достижения, но активно желают утвердить новые ценности и преобразовать социальную систему. С этой целью они вступают в радикальные политические группировки.

В условиях правовой неопределенности формируется явление правового нигилизма. На бытовом уровне он проявляется в рассогласованности между официальными заявлениями и необходимостью укрепления законности, борьбы с мафией и организованной преступностью, коррупцией и т.п. В то время как законы, которые могли бы это обеспечить, не принимаются, что углубляет конфликт между практикой, реальным опытом людей, уровнем ожиданий и возможностью реализовать лозунг правового государства. Снижается уровень надежды на правовые институты. Все это провоцирует заказные убийства, рэкет, теневую экономику, «черные» зарплаты, умышленные банкротства, ограбление людей при помощи фондов и банков, коррупцию.

Следует отметить, что, несмотря на огромный исследовательский интерес к проблеме преступности и девиантности (социального отклонения) в любых ее формах, ни одна из теорий не дает исчерпывающего их объяснения. Так, исследователи отмечают, что преступность в современном мире становится образом жизни. Причины этого разнообразны. Например, члены ряда американских преступных группировок крадут не ради материальной выгоды, а из-за неприятия респектабельного общества, т.е. по тем же причинам, по которым занимаются драками и вандализмом.

Исследования, проведенные в юношеских преступных группировках, формирующихся в субкультурных сообществах, где шансы на легальное достижение успеха малы (например, в сообществах этнических меньшинств), показывают, что если группировки действуют в криминальных районах, эта субкультура помогает индивиду пройти путь от детской кражи до взрослой преступной жизни. В районах, не охваченных организованной преступностью, наиболее распространена форма драк и вандализма, т.е. это своеобразная форма социализации индивида.

  • См.: Комачков В. И. Правовая культура // Морфология культуры. Структура и динамика: учеб. пособие для вузов. М.: Наука, 1994. С. 108.

1. Знание и понимание права.

2. Уважение права на основе собственных идей, принципов, представлений, а также чувств и эмоций.

3. Правовая активность, готовность к реализации прав и исполнению обязанностей.

Правовая культура юриста — это правовая культура личности, которая включает в себя помимо собственно правовых представлений и эмоций еще и нравственные основы деятельности, а также определенные политические воззрения.

Содержание профессиональной культуры юриста:

  1. отношение и понимание принципа справедливости как нравственного и правового принципа;
  2. знание права, правовых норм и сущности правовых явлений;
  3. отношение к праву как к универсальному регулятору, восприятие принципов законности, обоснованности и целесообразности в профессиональной деятельности;
  4. профессиональное умение (профессиональная техника, методика);
  5. профессиональная этика;
  6. умение основываться на научных исследованиях и достижениях.

Правовой нигилизм.

Правовой нигилизм —неприятие роли и назначения права в обществе, отрицательное отношение к правовой форме организации общественных отношений.

Правовой нигилизм может быть теоретический (идеологический),когда ученые или политики концептуально, используя определенную систему доказательств, утверждают о ненужности права или об отрицательной роли права и отдельных правовых явлений в жизни общества.

Правовой нигилизм может быть практический, когда определенные политики, государственные деятели, представители различных социальных групп на практике стараются бороться с правом, насаждать иные способы и меры регулирования общественных отношений, поступать не в соответствии с правом, а вопреки ему.

Когда правовой нигилизм осуществляется на уровне государственной политики, это приводит к произволу государственных органов и как следствие к многочисленным жертвам и репрессиям.

5. Правовое воспитание.

Правовое воспитание —это целенаправленный процесс воздействия на сознание личности, заключающийся в передаче правового опыта, правовых знаний , идеалов и принципов с целью формирования высокого уровня правовой культуры в целом.

Данное определение — это правовое воспитание в узком смысле слова. Правовое воспитание в широком смысле слова — это правовое формирование, которое заключается в процессе приобретения индивидом правовых знаний и представлений под воздействием самых разных факторов окружающего мира.

Правовое воспитание — это многогранный процесс, который включает в себя как правовое обучение, то есть формирование знаний о праве, правовых нормах, принципах, других правовых явлениях, так и формирование определенного отношения к праву, ценностных правовых установок, восприятие правовых идеалов, правового мировоззрения.

Система правового восприятия включает в себя субъектов (воспитателей), объекты (воспитываемых) и систему средств и методов воспитания (правовоспитательные мероприятия).

Воспитываемыми выступают граждане, в том числе не только добропорядочные, но и совершившие правонарушение.

Воспитатели — это различные лица: преподаватели в школах и вузах, работники предприятий и учреждений, работники правоприменительных органов. Их основной признак — наличие высшего юридического образования и правового опыта.

Главная цель воспитания как целенаправленной деятельности — донесение до воспитуемых роли права как универсального регулятора общественных отношений, функций и значения права.

Главные принципы правового воспитания:

1. стремление к объективности, беспристрастности;

2. принцип научности — использование научных достижений в процессе правового воспитания.

Воспитание юриста.

6. Приобретение профессионалом знаний и умений по научной организации труда, использование в юридической практике научных достижений.

5.Формирование системы убеждений и ценностных ориентаций.

4. Приобретение знаний и представлений, входящих в профессиональную этику юриста.

3. Приобретение профессиональных знаний, касающихся реализации и применения права, юридической техники, юридического формализма.

2.Приобретение конкретных юридических знаний о системе права, о правовом регулировании, о юридических нормах и т.д.

1.Приобретение основных знаний о принципах права, сущности права, о назначении и роли права в обществе.

Правовое сознание находит свое воплощение в правовом поведении. Правовое поведение – это вид социального поведения личности по отношению к существующим в обществе правовым нормам.

Правовое поведение – это социально значимое поведение как отдельных индивидов, так и коллективов индивидов, подконтрольное их сознанию, воле, и предусмотренное правовыми нормами.

Правовое поведение влечет за собой юридическую ответственность.

Признаками правового поведения являются:

1) Социальная значимость любого правового поведения.

2) Правовым поведением можно назвать только сознательное поведение взрослого вменяемого человека.

3) Такое поведение регламентировано правовыми нормами

4) Правовое поведение граждан регулируется непосредственного государством в лице его ПО.

Правовое поведения включает в себя правомерное и неправомерное поведение.

Правомерное поведение согласуется с существующими в обществе нормами права. Может быть следующих видов:

1) Объективно правомерное поведение. Это поведение имеет место тогда, когда человек соблюдает нормы, потому что он согласен с ними и считает их правильными, верными.

2) Ситуационно правомерное поведение. Имеет место в том случае, когда человек соблюдает правовые нормы, в том случае, когда существует достаточно высокая степень вероятности наказания.

3) Законопослушное поведение. Имеет место в том случае, когда человек выполняет все правые нормы независимо от своих внутренних убеждений.

По степени активности правомерного поведения выделяют следующие виды:

1) Социально активное правовое поведение. Человек стремится выполнять правовое предписание как можно лучше.

2) Привычное поведение. Правовое поведение входит в привычку.

3) Конформистское поведение. Говорит о низкой степени активности. В этом случае человек соблюдает правовые предписания, потому что стремится быть как все остальные.

4) Маргинальное поведение. Человек в силу низкой социальной ответственности находится на гране между правомерным и неправомерным поведением.

Важность правомерного поведения состоит в том, что люди сознательно подчиняются законам, государство старается поддерживать такое поведение, оно считается наилучшим, общественно полезным.

Неправомерное поведение имеет 2 вида:

1) Ситуативно-случайное. Имеет место быть, когда совершается какое-либо деяние не соответствующее правовым нормам.

2) Обусловленное неправомерное поведение. Какие-либо неправомерные деяния совершаются сознательно.


С правовым поведением тесно связана правовая культура.

Правовая культура – это специфический социальный институт, выполняющий функции формирования у людей политического и правового сознания, ценностно-нормативных установок, а, следовательно, и правового поведения.

Правовая культура на основе существующих в обществе знаний, представлений формирует легитимные и общепринятые образцы поведения. Данные образцы поведения или стереотипы регулируют деятельность социальных субъектов.

Функции правовой культуры:

1) Познавательно-преобразовательная. Данная функция подчинена задачам формирования правового государства, формированию справедливости, а также объединению личных интересов и общественных.

2) Аксиологическая. Связана с возможностью оценивать правовые нормы, явления, процессы, а также дает возможность формировать критерии такой оценки.

3) Регулятивная. Обеспечивает функционирование общества, динамичное развитие, гармоничное развитие общественных отношений, а также ограничивает поведение людей определенными рамками.

4) Коммуникативная обеспечивает взаимодействие людей в правовой сфере, а также передачу информации между поколениями.

Субкультура – это культурно-специфическая группа компактная, изолированная от остальных. Она отличается от базовой культуры общества по определенному ряду признаков. Таких как: язык, форма одежды, обычаи, нравы, религия, бытовой уклад, отношение к искусству.

К современном мире к субкультурам относят:

1) Различные молодежные субкультуры

2) Криминальная субкультура

3) Различные религиозные секты

Криминальная или деликвентная субкультура – культура преступного мира. Совокупность определенных культурных, материальных ценностей, регламентирующих, упорядочивающих их деятельность.первоначально такая культура возникает в местах лишения свободы и распространяется несколько шире за пределы.


Живучесть любой субкультуры объясняется сплоченностью и четкой передачей культурного наследия от поколения к поколению.

Криминальная субкультура базируется на дефектах правосознания, к которым относят недостаточную информированность, неправильную информированность, правовое бескультурье, нигилизм и т.д.

Понятие правовой культуры личности

Определение 1

Правовая культура личности является качественным правовым состоянием личности, которое включает знание и понимание индивидом права, его уважение, его действия в соответствии с правовыми нормами.

В ее структуре выделяются следующие элементы:

  • идеологический, который включает в себя знание и понимание правовых норм, а также их применение на практике;
  • психологический, заключающийся в уважении к праву;
  • поведенческий элемент, выражающийся в правовом поведении.

Правовая культура личности выражает степень и характер прогрессивно-правового развития личности, которое обеспечивает ее правомерную деятельность.

В связи с этим, в правовую культуру личности входит:

  • наличие актуальной правовой информации;
  • процесс превращения информации и правовых знаний в правовые убеждения, правомерное поведение;
  • готовность действовать, имея руководством правовые знания и правовые убеждения, поступая правомерно, т.е. соответственно закону.

Правовая культура личности характеризуется уровнем правовой социализации отдельной личности общества, степенью усвоения и использования личностью правовых начал, заложенных в государственной и социальной жизни. Подразумевается знание и понимание права, суждения о нем, активная работа по укреплению законности и правопорядка.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Правовая культура личности 450 руб.
  • Реферат Правовая культура личности 280 руб.
  • Контрольная работа Правовая культура личности 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Содержание правовой культуры

К содержанию правовой культуры личности относится:

  • правосознание и правовое мышление;
  • правомерное поведение;
  • их результаты.

Правовая культура личности (общая, профессиональная) способствует процессу выработки культурного стиля правомерного поведения, формирующегося в зависимости от следующих факторов:

  • степень усвоения и проявления ценностей правовой культуры общества;
  • специфика профессиональной деятельности.
  • индивидуальная неповторимость творчества отдельной личности.

Культурный стиль правомерного поведения характеризует постоянство соблюдения ключевых правовых принципов в своем поведении, специфика решения жизненных проблем (выбор варианта поведения в границах, установленных правом и нормами).

Социально-активное правомерное поведение заключается в деятельности, связанной с реализацией правовых норм на основании осознания их ценности и убеждения в необходимости их применения на практике. Его характеризует осознанная и целенаправленная деятельность личности ради достижения социально полезного результата. Центральный критерий подобного поведения представляется в присутствии определенных позитивных результатов. Социально-правовую активность определяет высокий уровень правосознания, глубокая правовая убежденность, сформированная самостоятельность, сознательно принятая на себя готовность по использованию предоставленных правом возможностей.

В целом препятствий, которые стоят на пути формирования и проявления правовой активности личности, достаточно много: различные деформации общества в правовой сфере, обшироное распространение правового нигилизма и юридической неграмотности населения, «непопулярность» правоприменяющих субъектов и их деятельности. Наиболее очевидные из перечисленных явлений, и потому распространенные активные формы правомерного поведения следует рассматривать и оценивать в контексте процессов, которые происходят в государстве и обществе.

Замечание 1

Очевидно, что правомерное поведение – это законопослушное поведение. За счет него право действует. Значительная роль в обеспечении законности отводится отношению к праву, различным правовым нормам, и следование им.

Добавить комментарий