Правовая культура — это часть общей культуры, различают правовую культуру личности и правовую культуру общества.
Правовая культура личности — это уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Она включает в себя правовые знания, представления и убеждения, позволяющие отличить верное и допустимое поведение от неверного и недопустимого.
Кроме того, правовая культура включает в себя поведение, соответствующее юридическим нормам, соблюдение прав других людей и добросовестное выполнение своих обязанностей. Правовая культура предполагает наличие таких нравственных личностных качеств, как совестливость, справедливость, честность, чувство собственного достоинства, доброта. Она характеризуется определенным уровнем правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания и умения.
Ведущий себя культурно (активно) человек предпочитает лично ознакомиться с правовым актом (законом, приказом, договором и т.п.), выбрать нужные юридические средства и возможности и действовать сообразно правовым требованиям, считая их социально значимыми.
Следовательно, не всякого человека, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знание юридических правил сочетается с потребностью соблюдения их предписаний, кто следует им в своей деятельности.
Правовая культура общества — это достигнутый уровень развития правосознания и правовой активности общества. Она проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности государственных органов и должностях лиц.
Современная правовая культура — это правовая культура гражданского общества и правового государства, которые высшей ценностью признают права и свободы человека, соблюдают и защищают их. И сам человек осознает свои права и свободы, (пути их правовой защиты, уважает права и свободы других людей.
Высокий уровень правовой культуры предполагает вовлечение широких слоев населения в деятельность, связанную с правом, высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности, соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве, высокое качество правоприменительной деятельности.
Функции правовой культуры:
— познавательная;
— регулятивная;
— нормативно-ценностная;
— коммуникативная;
— прогностическая.
Познавательная функция правовой культуры заключается в Освоении правового наследия прошлых эпох и достижений, отечественного и зарубежного права. Такие знания необходимы для того, чтобы внести свой посильный вклад в улучшение жизни нашего общества.
Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка: следуя правовым и другим социальным нормам, мы обеспечиваем соблюдение предписаний, делающих нашу жизнь более стабильной.
Нормативно-ценностная функция правовой культуры состоит в том, что, совершая определенные поступки, человек сопоставляет их с образцами поведения. В результате одни наши поступки получают одобрение, другие — подвергаются критическому анализу.
Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает взаимодействие людей. Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.
Прогностическая функция правовой культуры охватывает основные направления правотворчества и реализации прав, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.
Итак, можем отметить следующие черты современной правовой культуры:
— определяющее значение прав и свобод человека и гражданина в правовой организации общества;
— утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку;
— правовую активность граждан в осуществлении своих прав;
— активную законотворческую, правозащитную и правоприменительную деятельность всех звеньев государства.
Правовой нигилизм (от лат. nihil — ничто, ничего) — недооценка роли права или даже его отрицательная оценка, неуважение к праву, пренебрежительное к нему отношение. Он приводит к различным правонарушениям, например, к умышленному нарушению законов, массовому несоблюдению правовых норм, нарушению прав человека — это антипод правовой культуры. Правовой нигилизм бывает личностным и государственным, особенно в странах, где слабо развиты право и правовые традиции.
Гражданское общество заинтересовано в повышении уровня правосознания и правовой культуры, для чего необходима продуманная система правового образования.
Содержанием понятия «правовое образование» являются следующие элементы:
— правовое обучение — передача, накопление и усвоение правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях;
— правовое просвещение — распространение правовых идей среди населения средствами массовой информации, созданием компьютерных баз данных, например «Гарант», «Консультант-Плюс» и т.д.;
— юридическая практика — передача юридической информации, знаний посредством участия граждан в правоприменительной деятельности и т.п.;
— самовоспитание — самообразование, собственный анализ правовых явлений.
Теперь рассмотрим, что входит в понятие правовой культуры личности в рамках обыденного аспекта, в процессе повседневности. Ранее мы отмечали, что нормативные установления приобретают статус правовых юридических норм, когда они становятся социально и массово значимы. Однако степень владения людьми этими нормами, выраженная в правосознании, может быть разной и зависит от уровня образования, социальной и профессиональной принадлежности, культурных традиций, степени социальной активности людей и т.п.
Приобщение к элементам правового воспитания начинается с самого детства, освоение «багажа» правовых знаний сопровождается процессом правовой социализации. Правовая культура личности предполагает теоретическую компетентность в основных сферах жизни общества (в каждой из которых, кстати, человек играет определенную роль). Выделим три наиболее существенных сферы, где знание правовых норм имеет наиболее важное для человека значение: профессиональная деятельность, сфера политической жизни, а также решение процедурных вопросов в повседневной коммуникации.
Вместе с теоретической компетентностью правовая культура личности определяется через соответствующий образ действий. Именно поведение является критерием правовой социализации человека.
Если иметь в виду, что в отличие от норм морали правовые нормы имеют более жесткую структуру, содержащую три необходимых элемента: установленного правила в определенном тине ситуаций, условия его применения и меры его принудительного обеспечения, то можно утверждать, что право – это установленный в обществе масштаб свободы и ответственности. Однако если учитывать, что социальное положение и природные данные у людей разные, то получается, что право – это равный масштаб свободы и ответственности, применяемый в условиях социокультурной неоднородности и динамизма.
Американский исследователь Р. Мертон проанализировал связь характера преступлений с явлениями, возникающими как результат напряжений и противоречий социальной жизни. В современных обществах традиционные стандарты и нормы разрушаются, не будучи заменены новыми. А когда в определенных областях социальной жизни нет ясных стандартов поведения, возникает аномия (ценностный вакуум), в обществе появляются тревожность, страх перед неопределенностью. Когда принятые нормы вступают в конфликт с социальной реальностью, то в поведении индивидов возникает напряженность. Мертон выделяет пять возможных реакций на напряжение, возникающих в связи с несоответствием социально одобряемых ценностей и ограниченности средств их достижения:
- 1. Конформисты придерживаются общепринятых ценностей и средств их реализации, при этом не имеет большого значения, добились они успеха или нет. Это большинство населения.
- 2. Инноваторы продолжают придерживаться социально принятых ценностей, но используют околозаконные или незаконные средства. Это преступники, достигшие благосостояния с помощью противозаконных действий.
- 3. Ритуалисты продолжают следовать принятым стандартам, хотя ощущение смысла ценностей, направлявших их действия, уже утрачено. Правила выполняются ради них самих, без цели, как бы помимо воли. Это люди, посвятившие себя утомительной и неинтересной работе, без перспектив и с незначительным вознаграждением.
- 4. Ретриатисты отвергают мировоззрение соперничества, тем самым не принимая ни доминирующих ценностей, ни санкционированных средств их достижения.
- 5. Бунтари отвергают существующие ценности и нормы их достижения, но активно желают утвердить новые ценности и преобразовать социальную систему. С этой целью они вступают в радикальные политические группировки.
В условиях правовой неопределенности формируется явление правового нигилизма. На бытовом уровне он проявляется в рассогласованности между официальными заявлениями и необходимостью укрепления законности, борьбы с мафией и организованной преступностью, коррупцией и т.п. В то время как законы, которые могли бы это обеспечить, не принимаются, что углубляет конфликт между практикой, реальным опытом людей, уровнем ожиданий и возможностью реализовать лозунг правового государства. Снижается уровень надежды на правовые институты. Все это провоцирует заказные убийства, рэкет, теневую экономику, «черные» зарплаты, умышленные банкротства, ограбление людей при помощи фондов и банков, коррупцию.
Следует отметить, что, несмотря на огромный исследовательский интерес к проблеме преступности и девиантности (социального отклонения) в любых ее формах, ни одна из теорий не дает исчерпывающего их объяснения. Так, исследователи отмечают, что преступность в современном мире становится образом жизни. Причины этого разнообразны. Например, члены ряда американских преступных группировок крадут не ради материальной выгоды, а из-за неприятия респектабельного общества, т.е. по тем же причинам, по которым занимаются драками и вандализмом.
Исследования, проведенные в юношеских преступных группировках, формирующихся в субкультурных сообществах, где шансы на легальное достижение успеха малы (например, в сообществах этнических меньшинств), показывают, что если группировки действуют в криминальных районах, эта субкультура помогает индивиду пройти путь от детской кражи до взрослой преступной жизни. В районах, не охваченных организованной преступностью, наиболее распространена форма драк и вандализма, т.е. это своеобразная форма социализации индивида.
- См.: Комачков В. И. Правовая культура // Морфология культуры. Структура и динамика: учеб. пособие для вузов. М.: Наука, 1994. С. 108.
1. Знание и понимание права.
2. Уважение права на основе собственных идей, принципов, представлений, а также чувств и эмоций.
3. Правовая активность, готовность к реализации прав и исполнению обязанностей.
Правовая культура юриста — это правовая культура личности, которая включает в себя помимо собственно правовых представлений и эмоций еще и нравственные основы деятельности, а также определенные политические воззрения.
Содержание профессиональной культуры юриста:
- отношение и понимание принципа справедливости как нравственного и правового принципа;
- знание права, правовых норм и сущности правовых явлений;
- отношение к праву как к универсальному регулятору, восприятие принципов законности, обоснованности и целесообразности в профессиональной деятельности;
- профессиональное умение (профессиональная техника, методика);
- профессиональная этика;
- умение основываться на научных исследованиях и достижениях.
Правовой нигилизм.
Правовой нигилизм —неприятие роли и назначения права в обществе, отрицательное отношение к правовой форме организации общественных отношений.
Правовой нигилизм может быть теоретический (идеологический),когда ученые или политики концептуально, используя определенную систему доказательств, утверждают о ненужности права или об отрицательной роли права и отдельных правовых явлений в жизни общества.
Правовой нигилизм может быть практический, когда определенные политики, государственные деятели, представители различных социальных групп на практике стараются бороться с правом, насаждать иные способы и меры регулирования общественных отношений, поступать не в соответствии с правом, а вопреки ему.
Когда правовой нигилизм осуществляется на уровне государственной политики, это приводит к произволу государственных органов и как следствие к многочисленным жертвам и репрессиям.
5. Правовое воспитание.
Правовое воспитание —это целенаправленный процесс воздействия на сознание личности, заключающийся в передаче правового опыта, правовых знаний , идеалов и принципов с целью формирования высокого уровня правовой культуры в целом.
Данное определение — это правовое воспитание в узком смысле слова. Правовое воспитание в широком смысле слова — это правовое формирование, которое заключается в процессе приобретения индивидом правовых знаний и представлений под воздействием самых разных факторов окружающего мира.
Правовое воспитание — это многогранный процесс, который включает в себя как правовое обучение, то есть формирование знаний о праве, правовых нормах, принципах, других правовых явлениях, так и формирование определенного отношения к праву, ценностных правовых установок, восприятие правовых идеалов, правового мировоззрения.
Система правового восприятия включает в себя субъектов (воспитателей), объекты (воспитываемых) и систему средств и методов воспитания (правовоспитательные мероприятия).
Воспитываемыми выступают граждане, в том числе не только добропорядочные, но и совершившие правонарушение.
Воспитатели — это различные лица: преподаватели в школах и вузах, работники предприятий и учреждений, работники правоприменительных органов. Их основной признак — наличие высшего юридического образования и правового опыта.
Главная цель воспитания как целенаправленной деятельности — донесение до воспитуемых роли права как универсального регулятора общественных отношений, функций и значения права.
Главные принципы правового воспитания:
1. стремление к объективности, беспристрастности;
2. принцип научности — использование научных достижений в процессе правового воспитания.
Воспитание юриста.
6. Приобретение профессионалом знаний и умений по научной организации труда, использование в юридической практике научных достижений.
5.Формирование системы убеждений и ценностных ориентаций.
4. Приобретение знаний и представлений, входящих в профессиональную этику юриста.
3. Приобретение профессиональных знаний, касающихся реализации и применения права, юридической техники, юридического формализма.
2.Приобретение конкретных юридических знаний о системе права, о правовом регулировании, о юридических нормах и т.д.
1.Приобретение основных знаний о принципах права, сущности права, о назначении и роли права в обществе.
Правовое сознание находит свое воплощение в правовом поведении. Правовое поведение – это вид социального поведения личности по отношению к существующим в обществе правовым нормам.
Правовое поведение – это социально значимое поведение как отдельных индивидов, так и коллективов индивидов, подконтрольное их сознанию, воле, и предусмотренное правовыми нормами.
Правовое поведение влечет за собой юридическую ответственность.
Признаками правового поведения являются:
1) Социальная значимость любого правового поведения.
2) Правовым поведением можно назвать только сознательное поведение взрослого вменяемого человека.
3) Такое поведение регламентировано правовыми нормами
4) Правовое поведение граждан регулируется непосредственного государством в лице его ПО.
Правовое поведения включает в себя правомерное и неправомерное поведение.
Правомерное поведение согласуется с существующими в обществе нормами права. Может быть следующих видов:
1) Объективно правомерное поведение. Это поведение имеет место тогда, когда человек соблюдает нормы, потому что он согласен с ними и считает их правильными, верными.
2) Ситуационно правомерное поведение. Имеет место в том случае, когда человек соблюдает правовые нормы, в том случае, когда существует достаточно высокая степень вероятности наказания.
3) Законопослушное поведение. Имеет место в том случае, когда человек выполняет все правые нормы независимо от своих внутренних убеждений.
По степени активности правомерного поведения выделяют следующие виды:
1) Социально активное правовое поведение. Человек стремится выполнять правовое предписание как можно лучше.
2) Привычное поведение. Правовое поведение входит в привычку.
3) Конформистское поведение. Говорит о низкой степени активности. В этом случае человек соблюдает правовые предписания, потому что стремится быть как все остальные.
4) Маргинальное поведение. Человек в силу низкой социальной ответственности находится на гране между правомерным и неправомерным поведением.
Важность правомерного поведения состоит в том, что люди сознательно подчиняются законам, государство старается поддерживать такое поведение, оно считается наилучшим, общественно полезным.
Неправомерное поведение имеет 2 вида:
1) Ситуативно-случайное. Имеет место быть, когда совершается какое-либо деяние не соответствующее правовым нормам.
2) Обусловленное неправомерное поведение. Какие-либо неправомерные деяния совершаются сознательно.
С правовым поведением тесно связана правовая культура.
Правовая культура – это специфический социальный институт, выполняющий функции формирования у людей политического и правового сознания, ценностно-нормативных установок, а, следовательно, и правового поведения.
Правовая культура на основе существующих в обществе знаний, представлений формирует легитимные и общепринятые образцы поведения. Данные образцы поведения или стереотипы регулируют деятельность социальных субъектов.
Функции правовой культуры:
1) Познавательно-преобразовательная. Данная функция подчинена задачам формирования правового государства, формированию справедливости, а также объединению личных интересов и общественных.
2) Аксиологическая. Связана с возможностью оценивать правовые нормы, явления, процессы, а также дает возможность формировать критерии такой оценки.
3) Регулятивная. Обеспечивает функционирование общества, динамичное развитие, гармоничное развитие общественных отношений, а также ограничивает поведение людей определенными рамками.
4) Коммуникативная обеспечивает взаимодействие людей в правовой сфере, а также передачу информации между поколениями.
Субкультура – это культурно-специфическая группа компактная, изолированная от остальных. Она отличается от базовой культуры общества по определенному ряду признаков. Таких как: язык, форма одежды, обычаи, нравы, религия, бытовой уклад, отношение к искусству.
К современном мире к субкультурам относят:
1) Различные молодежные субкультуры
2) Криминальная субкультура
3) Различные религиозные секты
Криминальная или деликвентная субкультура – культура преступного мира. Совокупность определенных культурных, материальных ценностей, регламентирующих, упорядочивающих их деятельность.первоначально такая культура возникает в местах лишения свободы и распространяется несколько шире за пределы.
Живучесть любой субкультуры объясняется сплоченностью и четкой передачей культурного наследия от поколения к поколению.
Криминальная субкультура базируется на дефектах правосознания, к которым относят недостаточную информированность, неправильную информированность, правовое бескультурье, нигилизм и т.д.
Понятие правовой культуры личности
Определение 1
Правовая культура личности является качественным правовым состоянием личности, которое включает знание и понимание индивидом права, его уважение, его действия в соответствии с правовыми нормами.
В ее структуре выделяются следующие элементы:
- идеологический, который включает в себя знание и понимание правовых норм, а также их применение на практике;
- психологический, заключающийся в уважении к праву;
- поведенческий элемент, выражающийся в правовом поведении.
Правовая культура личности выражает степень и характер прогрессивно-правового развития личности, которое обеспечивает ее правомерную деятельность.
В связи с этим, в правовую культуру личности входит:
- наличие актуальной правовой информации;
- процесс превращения информации и правовых знаний в правовые убеждения, правомерное поведение;
- готовность действовать, имея руководством правовые знания и правовые убеждения, поступая правомерно, т.е. соответственно закону.
Правовая культура личности характеризуется уровнем правовой социализации отдельной личности общества, степенью усвоения и использования личностью правовых начал, заложенных в государственной и социальной жизни. Подразумевается знание и понимание права, суждения о нем, активная работа по укреплению законности и правопорядка.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Правовая культура личности 450 руб.
- Реферат Правовая культура личности 280 руб.
- Контрольная работа Правовая культура личности 230 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Содержание правовой культуры
К содержанию правовой культуры личности относится:
- правосознание и правовое мышление;
- правомерное поведение;
- их результаты.
Правовая культура личности (общая, профессиональная) способствует процессу выработки культурного стиля правомерного поведения, формирующегося в зависимости от следующих факторов:
- степень усвоения и проявления ценностей правовой культуры общества;
- специфика профессиональной деятельности.
- индивидуальная неповторимость творчества отдельной личности.
Культурный стиль правомерного поведения характеризует постоянство соблюдения ключевых правовых принципов в своем поведении, специфика решения жизненных проблем (выбор варианта поведения в границах, установленных правом и нормами).
Социально-активное правомерное поведение заключается в деятельности, связанной с реализацией правовых норм на основании осознания их ценности и убеждения в необходимости их применения на практике. Его характеризует осознанная и целенаправленная деятельность личности ради достижения социально полезного результата. Центральный критерий подобного поведения представляется в присутствии определенных позитивных результатов. Социально-правовую активность определяет высокий уровень правосознания, глубокая правовая убежденность, сформированная самостоятельность, сознательно принятая на себя готовность по использованию предоставленных правом возможностей.
В целом препятствий, которые стоят на пути формирования и проявления правовой активности личности, достаточно много: различные деформации общества в правовой сфере, обшироное распространение правового нигилизма и юридической неграмотности населения, «непопулярность» правоприменяющих субъектов и их деятельности. Наиболее очевидные из перечисленных явлений, и потому распространенные активные формы правомерного поведения следует рассматривать и оценивать в контексте процессов, которые происходят в государстве и обществе.
Замечание 1
Очевидно, что правомерное поведение – это законопослушное поведение. За счет него право действует. Значительная роль в обеспечении законности отводится отношению к праву, различным правовым нормам, и следование им.