Правовая культура юриста

Общая характеристика правовой культуры юриста

Правовая культура представляет собой сложное многоаспектное явление, анализ разновидностей которого наряду с правовой культурой общества и отдельной личности позволяет выделять в качестве самостоятельной формы профессиональную правовую культуру юриста, которой присуще более глубокое знание и понимание актуальные правовых явлений в отдельных областях профессиональной деятельности.

В наиболее общем виде правовая культура юриста может быть определена следующим образом:

Определение 1

Правовая культура юриста – это одна из форм правовой культуры, которая характерна для общности людей, которых объединяет профессиональное вовлечение в осуществление юридической деятельности, требующей специального образования и прикладной подготовки.

Таким образом, правовую культуру юриста характеризует, в сравнении с иными формами культуры, высокое, первоочередное значение права и соответствующее ему положение дел в государственно-правовой сфере жизнедеятельности общества.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Правовая культура юриста 440 руб.
  • Реферат Правовая культура юриста 230 руб.
  • Контрольная работа Правовая культура юриста 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Структура правовой культуры юриста

Любое культурное явление, в том числе ее определенная форма традиционно отличаются сложностью структуры и содержания. Правовая культура юриста, не будучи исключением из данного правила характеризуется наличием следующих составных элементов:

  1. Глубокое знание и усвоение норм действующего национального законодательства и положений, существующих в юридической доктрине;
  2. Действительное внутреннее убеждение в необходимости и социальной полезности права, составляющего самостоятельную ценность, выступая мерой свободы и справедливости;
  3. Наличие специальных навыков и умений позволяющих эффективно использовать правовые инструменты – нормативно-правовые акты, наработки юридической техники, доктринальные воззрения и т.д.
  4. Осознание необходимости непрерывного совершенствования и получения актуальных знаний о действительном состоянии законности и особенностях правового регулирования общественных отношений.

Таким образом, исходя из приведенного определения и структурных элементов профессиональной правовой культуры юриста, может быть сделан вывод о ее более высоких показателях, относительно правовой культуры отдельных граждан и даже общества в целом.

Профессиональное мышление, как элемент профессиональной правовой культуры юриста

В целом, мышление, как присущая и отличающая человека деятельность традиционно определяется следующим образом:

Определение 2

Мышление – опосредованное и обобщенное отражение существенных закономерных связей объектов и явлений существующих в окружающей человека действительности.

В свою очередь, профессиональное мышление юриста представляется собой обобщенную систему конкретных профессионально-правовых ситуаций действительности, сформировавшуюся в связи с воспринятыми юристом установками профессиональной реализации.

Таким образом, значение профессионального мышления в качестве элемента правовой культуры юриста состоит в том, что в рамках соответствующего мышления устанавливается отношение условий его деятельности к преследуемым целям, происходит практическое приложение совокупности накопленных в процессе получения образования и правоприменительной практики знаний к решению конкретного юридического вопроса.

Схематично, юридическое мышление может быть представлено в качестве системы последовательно сменяющих друг друга стадий:

  1. Выявление, изучение и анализ конкретной практической ситуации, связанной с определенном объектом мышления, для целей получения его фактической и юридической характеристики и формулировки последующих задач;
  2. Оценка возможности использования правовых средств и способов решения задачи в целом, а также тех из них, применение которых при совокупности фактических обстоятельств позволит получить наиболее благоприятный результат, оценка возможных негативных последствий;
  3. Выбор оптимального варианта решения сложившейся ситуации, путем практического применения избранных на предыдущей стадии форм и методов юридического воздействия.

Функции правовой культуры юриста

Рассматривая характеристику профессиональной правовой культуры представителей юридической профессии, необходимо отметить то, что наряду с понятием, признаками и элементами структуры, выявлению особенностей и уяснению смысла рассматриваемого явления, традиционно способствует изучение его функций.

Определение 3

Функции правовой культуры, применительно к профессиональной юридической ее разновидности могут быть определены следующим образом:

Функции правовой культуры юриста – основные направления влияния правовой культуры на нормативную, правоприменительную, правоохранительную и иные сферы государственно-властной деятельности, а также на складывающиеся в обществе правовые отношения и их субъектов.

Отдельными видами правовой культуры юриста принято называть:

  1. Познавательная функция – выражается в познании особенностей развития и функционирования правовой системы государства, изучении основных современных тенденций;
  2. Регулятивная функция – направлена на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, гарантом которого выступает, в том числе, качественное исполнение обязанностей представителями юридической профессии;
  3. функция правовой социализации – профессиональная юридическая деятельность предполагает формирование определенных качеств, правовых навыков и свойств, совокупность которых позволяет не только эффективно взаимодействовать с иными участниками общественных отношений в повседневной жизни, но и защищать нарушенные права и законные интересы (свои и других лиц).
  4. аксиологическая функция – предполагает осуществление юристом оценки содержания правовых норм и иных юридических инструментов, для целей использования их собственной ценности для решения практических задач;
  5. И т.д.

Взаимодействия ОЮП и правосознания. Функции правосознания

Между правом и правосознанием существует тесная взаим иая связь, которая проявляется как во влиянии правосознания на право, так и наоборот — во влиянии права на правосознание.

Правосознания для права является:

ü во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества,

ü во-вторых, одним из обязательных механизмов (инструментов) реализации, воплощения в жизнь,

ü в-третьих, средством оценки соответствия поведения (деятельности) нормам права.

ü правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результаты правотворчества.

Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и нормах, правоотношениях, ответственности.

Правосознание играет регулирующую роль в процессе правореализации, в том числе при разрешении юридических дел, принятии правоохранительных актов, а также всех видов конкретных юридических решений.

Правосознание выполняет следующие основные функции, раскрывающие его роль и социальное назначение в обществе: 1) оценочную; 2) регулятивную; 3) познавательную; 4) прогностическую.

1) Оценочная функция заключается в том, что с помощью правосознания осмысливаются, анализируются и оцениваются все без исключения элементы правовой системы, вся правовая жизнь общества с точки зрения их соответствия или несоответствия определенным критериям. Оценка может быть как позитивной, так и негативной, т.е. критической.

2) Регулятивная функция означает, что хотя правосознание, в отличие от права, и не осуществляет непосредственного правового регулирования общественных отношений (в смысле установления каких-либо запретов, предписаний, дозволений, определения юридических прав и обязанностей субъектов, санкций за правонарушения и т.д.), оно тем не менее способно оказывать эффективное общенормативное воздействие на поведение людей, определять их ориентиры, цели, установки.

3) Познавательная функция состоит в том, что правосознание как форма отражения и освоения правовой действительности аккумулирует в себе обширный комплекс знаний об этой действительности, о праве и его действии, других юридических феноменах. Чем выше у того или иного субъекта правосознание, тем выше уровень его правовой осведомленности, информированности.

4) Прогностическая функция раскрывает способность правосознания идти впереди права, заглядывать в будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов.

Понятия правовой культуры личности, ее состав (элементы) и значения. Понятия профессиональной культуры юриста

правовая культура – это совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики. По субъектному составу правовая культура анализируется как правовая культура личности и правовая культура общества.

Уровень правовой культуры отдельной личности характеризуют следующие критерии (показатели):

· Знание права. Степень знания права, правовых предписаний у различных субъектов различна. Поэтому выше уровень правосознания тех, кто лучше знают действующее законодательство.

· Осознание права, правовых предписаний, соответствующее чувство права и законности. Уровень правосознания выше у тех субъектов, которые не только знают , но осознают, понимают действующее законодательство ,осознают необходимость его выполнения. Поэтому для повышения уровня правосознания важно, чтобы уважение к праву, к закону стало убеждением каждого человека.

· Реализация права. Уровень правосознания определяется не только знанием и усвоением правовых норм, но и степенью их позитивной реализации. Высококультурный субъект не нарушает право, действует правомерно, в рамках правовых норм. Всякие правонарушения – показатель низкой правовой культуры.

· Высший показатель правовой культуры личности – ее социальная активность. В этом случае личность не просто реализует нормы права, действует правомерно, но действует активно, инициативно. Субъект не только умело защищает свои права, но и осуществляет борьбу с правонарушениями, совершаемыми другими.

Следовательно, правовая культура личности – это знание и понимание права, сознательное, основанное на убежденности использование его предписаний в деятельности, связанной с реализацией прав, свобод, возложенных юридических обязанностей

Профессиональная культура юриста включает:

· знание законодательства и возможностей юридической науки.

· убежденность в необходимости и социальной полезности законов и подзаконных актов, в ценности права как меры сво­боды и справедливости.

· умение пользоваться правовым инструментарием — законами и другими правовыми актами в повседневной деятель­ности, юридической техникой, достижениями юридической науки и практики.

культура юриста-профессионала должна быть более высокой по сравнению с правовой культурой иных граждан.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА THEORY AND HISTORY OF STATE AND LAW

УДК 371.011 Б01 10.24411/2618-8236-2019-14401

ББК 64.400

Правовая культура юриста: теоретическое поле

Д. В. Деккерт

Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия

В статье рассматривается понятие правовой культуры, приводятся различные точки зрения. Анализируя понятие правовой культуры, автор рассматривает его с таких позиций, как установление основных научных подходов к определению сущности правовой культуры, определение различий понятий «профессиональная культура» и «профессиональная правовая культура», выявление особенностей профессиональной правовой культуры специалиста. Особое внимание уделено педагогической составляющей в вопросе формирования профессиональной правовой культуры юриста, в особенности личностно-ориентированному подходу в обучении и воспитании.

Ключевые слова: правовая культура, юрист, профессиональная культура, профессиональная правовая культура юриста, правовое сознание.

На сегодняшний день наша страна находится в активной фазе по формированию правового государства и развитию гражданского общества. Это в достаточной мере сложный, долгий и системный процесс, успех которого может быть достигнут благодаря соблюдению ряда требований. Одним из таких являются формирование мировоззрения населения и повышения уровня самосознания граждан в вопросах как повседневной жизнедеятельности, так и профессиональных, что может быть выражено в необходимости высокого уровня правовой культуры, как наглядного показателя ментальности населения. Именно в ситуации становления и развития правового государства возрастает роль закона и нормы в процессе регулирования отношений между людьми, а следовательно и знания этих норм людьми и способность, а также желание их исполнять. При этом необходимо заметить, что на сегодняшний день население в общей своей массе обладает в недостаточной степени глубокими правовыми познаниями.

В такой ситуации особую значимость приобретает фигура специалиста в области юриспруденции. Именно от юристов во многом на сегодняшний день зависят не только реализация тех или иных правовых норм, но и степень овладения ими граждан, а самое главное понимание и их соблюдение.

Профессию юриста можно рассматривать с нескольких позиций. С одной стороны, это позиция правопроменителя, когда специалист наделен определенными полномочиями. К примеру,

по применению мер принуждения в отношении граждан. С другой стороны, это консультативная сторона его деятельности. В данном случае задачей специалиста является информирование граждан по имеющимся законам, изменениям к ним и трактовки тех или иных положений. Все это направлено на то, чтобы повысить уровень правовой грамотности, а следовательно, и уровень правовой культуры населения. Но вместе с тем все вышеперечисленное требует от самого юриста серьезной подготовки и степенью владения знаниями в различных областях юриспруденции. В такой ситуации еще большую актуальность приобретают вопросы профессиональной компетентности специалиста в области юриспруденции, что выражается в требованиях к его уровню правовой культуры.

Правовая культура юриста является в достаточной мере сложной для понимания в теоретическом плане категорией. Для более детального рассмотрения сути данного определения разберем его по частям. В связи с чем обратимся к классификации теоретического анализа профессиональной правовой культуры, предлагаемой И. А. Демидовой . Так, исследователем выделяются следующие этапы:

1. Установление основных научных подходов к определению сущности правовой культуры.

2. Определение различий понятий «профессиональная культура» и «профессиональная правовая культура».

3. Выявление особенностей профессиональной правовой культуры специалиста.

Д. В. Деккерт

На сегодняшний день в науке нет единого определения понятия «правовая культура». Это свидетельствует о его специфической природе. Проводя дифференцированный анализ, можно выделить следующее: с одной стороны, это понятие культуры, а с другой — понятие права. Отталкиваясь от определения культуры, как «образования умственного и нравственного» , а право понимая буквально как знание правил норм по ограничению действий, либо наоборот по их наличию, буквально под правовой культурой можно понимать определенный правовой интеллект и воспитание. Все это имеет наглядную демонстрацию в конкретные моменты и ситуации и являются показателем сформирован-ности определенного уровня правовой культуры. Для юриста данный аспект является в достаточной степени важным поскольку образованность и компетентность в правовой сфере являются примером профессионального уровня юриста. Вместе с тем предложенная нами трактовка понятия «правовая культура» применимо к специалисту в области юриспруденции является недостаточно содержательной и не отражает все аспектов деятельности юриста и требований, предъявляемых к специалисту данной профессии.

Похожей точки зрения придерживается Г. И. Муромцев, представляющий правовую культуру как связующее звено между правом и культурой . Право представляется им как элемент культуры, а культура как элемент права. Таким образом, ученый указывает на нормативно-философскую природу правовой культуры и на возможность трактовать и понимать ее сущность с различных позиций. Позволим себе согласиться с такой точкой зрения в связи с тем, что любое понятие, связанное с культурой, имеет свою ценностную природу, а сутью любой нормы является достижение определенного блага. В связи с чем составляющие понятия «правовая культура» являются взаимодополняющими. Применительно к деятельности юриста такой подход является вполне логичным, поскольку трактовка и применение норм должно происходить с ценностных позиций. А в любой норме права она всегда предусмотрена, поскольку имеет определенную направленность на достижение цели в виде истины и справедливости.

Более глубже определяет правовую культуру А. С. Бондарев. Ученый понимает под ним «правовое свойство субъектов права, а также высокую степень их правовой развитости, правового совершенства и высоким уровнем их способностей качественно творить и эффективно использовать необходимые правовые средства для достижения своих правовых целей, реализации своих правомерных интересов и потребностей, воплощаемых субъектами в социально-право-

вой активности» . Данная точка зрения раскрывает феномен правовой культуры еще в большей степени, поскольку позволяет более структурно увидеть ее состав в виде правовых знаний, правовой убежденности и социально-правовой активности. Для специалиста-юриста такая структура является определенной методической составляющей в виде профессиональных знаний, профессиональных убеждений и реализации их путем активности в какой-либо специализированной правоприменительной деятельности.

Несколько иначе трактует понятие правовой культуры С. С. Алексеев. Исследователь понимает под ним «юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных правовых ценностях, а также особенностей права, юридической техники, относящихся к духовной сфере» . Таким образом, автор подчеркивает ценностную природу данного определения, основой которого является мораль и нравственность. Это можно отнести как к специфическим особенностям, так и ко вполне стандартным. Если касаться функциональных обязанностей юриста, то, скорее, это должно быть стандартизованным качеством, которое должно присутствовать во всех аспектах деятельности специалиста в области юриспруденции.

Наиболее точной в плане понимания и трактовки является дефиниция правовой культуры, представленная Т. Н. Радько. По его мнению, «правовая культура включает в себя правовые взгляды, юридическое образование и воспитание, а также гарантии прав и свобод человека и действующее законодательство» . Таким образом, в своем определении исследователь подчеркивает мировоззренческую природу (говоря о правовых взгляда), культурологическое начало (юридическое образование и воспитание, исходя из ранее представленного определения «культуры» В. И. Даля), ценностную природу правовой культуры (гарантии прав и свобод и действующее законодательство).

В результате, рассмотрев несколько подходов, можно сделать вывод, что все они являются взаимодополняющими друг друга и выделяющими общие составляющие понятия правовой культуры, а именно ценностное начало и знаниевую составляющую.

«Профессиональная культура» и «профессиональная правовая культура». Рассматривая данные термины, следует обратить внимание на тот момент ,что применительно к деятельности юриста определение профессиональной правовой культуры является в достаточной мере оправданным. Поскольку, если вести речь о правовой культуре, например учителя, врача, то, учитывая специфику их деятельности, она может быть

Правовая культура юриста: теоретическое поле

только небольшой составляющей их профессиональной культуры. Деятельность юриста при этом имеет ярко выраженную профессиональную природу, и нередко понятия профессиональной и правовой культуры этой профессии являются тождественно равными. Именно это подтверждает Н. Я. Соколов, считающий, что «под профессиональной правовой культурой в строго научном смысле необходимо понимать правовую культуру, носителем которой являются юристы, профессионально занимающиеся юридической деятельностью» . Обратившись к точке зрения И. А. Демидовой, можно, синтезируя взгляды ученых на природу правовой культуры в целом, выделить в структуре профессиональной правовой культуры сотрудников ОВД сочетания правовых знаний с нравственными идеалами и ценностными ориентациями . Исследователь в качестве отличительной черты понятия «профессиональная правовая культура» выделяет знания и положений этических кодексов, и правил поведения сотрудников. Продолжая мысль, автор подчеркивает тот факт, что профессиональная правовая культура может выступать условиям соблюдения законности сотрудником органов внутренних дел.

Весьма интересной точкой зрения на формирование профессиональной правовой культуры является мнение Ю. Н. Чернова и В. А Морозова. Исследователями рассматривается данное понятие не с культурологической или юридической деятельности, а с точки зрения воспитания в частном и педагогики в общем. Авторы считают, что формирование такого вида профессиональной культуры должно происходить на основе личностно-ориентированного педагогического подхода . Ключевым моментом этого процесса является сформированная «внутренняя модель мира», когда педагог и воспитанник работают в связке и задача педагога — передать определенные ценностные элементы воспитания обучающемуся и научить его ценностно мыслить, основываясь при этом на принципах свободы выбора, доверия и прогнозирования своих действий . Данный педагогический аспект в рамках рассматриваемой темы является отличительной педагогической особенностью, поскольку подчеркивает важность именно воспитательного процесса в рамках формирования профессиональной правовой культуры юриста.

Таким образом, синтезируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что применительно к профессиональной деятельности понятие правовой культуры может рассматриваться в единой сочетаемости в рамках, например, профессии юриста или сотрудника правоохранительных органов. Также понятие профессиональной правовой культуры имеет специфическую педагогическую

природу, основанную на важной роли профессионального воспитания в рамках образовательного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрев педагогическую особенность в вопросе формирования профессиональной правовой культуры, выделим другие особенности. Обращая внимание на правовое сознание и поведение , заметим, что одним из ключевых моментов является правовая социализация личности, заключающийся в процессе выработки у человека представлений о своей социальной роли в обществе. Осознание этого для юриста имеет очень большое значение, поскольку его деятельность направлена на социум и конкретную личность. В продолжение этого, поддерживая мнение П. И. Костюко-вич и А. Э. Костюкович, выделим такое понятие, как «юридизация» познавательной действительности . Это познание, осознание происходящего как с точки зрения закона, так и с точки зрения морали. Такая точка зрения является достаточно содержательной, поскольку вводится точечное обобщающее четкое понятие, подчеркивающее сущностную природу профессиональной правовой культуры.

В качестве еще одной особенности профессиональной культуры юриста можно выделить способность вести правовую пропаганду. В продолжение педагогической составляющей следует заметить, что данная ситуация характеризует юриста как в определенной степени педагога. Повышение культуры правовой грамотности на всех уровнях, начиная с подрастающего поколения и заканчивая взрослыми людьми , способность донести до другого человека правовую информация ясно, четко и понятно, а также заставить задуматься о последствиях тех или иных действий, являются показателями профессионализма специалиста в области юриспруденции.

Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты понятия «правовая культура юриста», выделим несколько его особенностей:

— оно является подвидом профессиональной культуры специалистов в общем и отождествляется с этим понятием применимо к деятельности юриста;

— в его основе заложен ценностный компонент, поскольку культура подразумевает нравственное начало;

— для более четкого понимания сущности необходимо дальнейшая теоретическая разработка таких понятий, как «правовая социализация» и «юридизация» познавательной действительности;

— формирование профессиональной правовой культуры юриста целесообразно осуществлять через использование личностно-ори-ентированного подхода, через совместную деятельность педагога и обучающегося.

Д. В. Деккерт

Список источников

1. Алексеев, С. С. Общая теория права : в 2 т. Т.1. / С. С. Алексеев. — Москва, 1981. — 361 с.

3. Бондарев, А. С. Правовая культура — цель правового воспитания А. С. Бондарев 20 лет Конституции Российской Федерации: актуальные проблемы науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства : IV Пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь,18 — 19 октября 2013). — Москва : Статут, 2014. — С. 44 — 49.

4. Даль, В. И. Словарь живого великорусского языка В. И. Даль. — Москва : Русский язык, 2003. — 2721 с.

7. Матушак, А. Ф. Прогнозирование культуры доверия участников образовательного процесса в высшем профессиональном образовании / А. Ф. Матушак // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. — 2015. — № 5. — С. 120—125.

9. Радько, Т. Н. Теория государства и права : учебник/ Т. Н. Радько. — 2-е изд. — Москва : Проспект, 2011. — 752 с.

Дата поступления: 12.11.2019

Дата принятия к опубликованию: 14.11.2019

Сведения об авторе

Деккерт Дмитрий Александрович — кандидат педагогических наук, доцент кафедры прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности Института права Челябинского государственного университета. Челябинск, Россия. law@csu.ru

Правовая культура юриста: теоретическое поле

Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2019. Vol. 4, iss. 4. Pp. 5—9.

Legal culture of lawyer: theoretical field D.V. Dekkert

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Chelyabinsk State University. Chelyabinsk,Russia. law@csu.ru

Keywords: legal culture, lawyer,professional culture,professional legal culture of a lawyer,legal consciousness.

1. Alekseev S.S. Obshchaya teoriya prava: v 2 t. T. 1 . Moscow, 1981. 361 p. (In Russ.).

9. Rad’ko T.N. Teoriya gosudarstva i prava . Moscow, Prospekt Publ., 2011. 752 p. (In Russ.).

УДК 342 © Т. А. Титаренко, 2018 DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14016

Формирование правосознания и правовой культуры юристов

Титаренко Татьяна Александровна \

E-mail: titarenko8837@rambler.ru

1 Омская академия МВД России, Омск, 644092, Россия

Аннотация. Рассматриваются основные направления формирования правовой культуры юристов и главные признаки профессиональной правовой культуры. Отмечается, что профессиональная правовая культура тесным образом связана с правовой культурой личности и представляет собой совокупность нравственных и правовых норм, способствующую развитию правовой компетентности, правовых убеждений и ориентиров, базирующуюся на правоприменительной практике и углублении правовых навыков и знаний. Формирование правовой культуры и правосознания юристов может осуществляться в ходе организованного, целенаправленного и управляемого правового обучения и воспитания, представляющих органичную единую систему образовательного процесса.

Ключевые слова: правосознание; качества; факторы; условия; правовая культура личности; профессиональная правовая

культура; признаки профессиональной правовой культуры.

Основные положения

1. Формирование правовой культуры — это сложный и длительный процесс, охватывающий многие стороны жизнедеятельности человека.

2. Правовая культура личности юриста требует совершенствования, для чего необходима разработка программ профилактической и воспитательной деятельности в образовательных учреждениях, а также планомерные действия власти.

3. Методами и средствами формирования правовой культуры являются развитие у молодежи правовых знаний и навыков, укрепление законности.

Введение. Актуальность рассматриваемого материала состоит в том, что на современном этапе становления Российского государства развитие демократизма, укрепление дисциплины и организованности зависят от восприятия и понимания прав и свобод, умения их использовать.

Исключительную важность приобретают вопросы формирования правосознания и правовой культуры личности юриста, готовности исполнять обязанности и поступать в соответствии с законом, создания целостного механизма правового воспитания и правовой социализации молодежи. Интерес объясняется модернизацией образования и правовыми реформами на рубеже XX и XXI вв., подразумевающими наличие основательных правовых знаний общества.

Правовой культурой на профессиональном уровне должны обладать лица, имеющие юридическое образование, а также замещающие юридические должности или занимающиеся деятельностью, связанной с выполнением юридических функций. Непосредственно и постоянно осуществляя юридически значимые действия, они совершенствуют знания, повышают степень понимания государственно-правовых явлений. Как правило, рассматриваемая деятельность возложена на должностных лиц .

Изучение профессиональной правовой культуры очень необходимо в настоящее время, поскольку налицо

множество проблем, сопряженных именно с ее уровнем. В частности, судебные ошибки нередко объясняются просчетами, допущенными в ходе дознания и предварительного следствия. Поэтому высокие требования должны предъявляться к уровню правовой культуры работников МВД, прокуратуры, налоговой полиции, ФСБ, МЧС, Федеральной службы войск национальной гвардии, Федеральной таможенной службы, Министерства юстиции и др. . Сотрудники правоохранительных органов обладают широким объемом правомочий, так как на них возлагаются задачи по охране и защите прав граждан. Именно от указанных сотрудников общество ждет честного, добросовестного исполнения должностных обязанностей. Высокий профессионализм, сочетающийся с надлежащим нравственным воспитанием, на современном этапе является целью государства.

Правоохранительные органы призваны способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступности, охране интересов общества, прав и свобод граждан, воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения Конституции и иных законов, уважения правил общежития . Однако ежегодная статистика зарегистрированных должностных преступлений и правонарушений имеет тенденцию к увеличению .

П. А. Радченко отмечает, что только непосредственное решение правовых задач, ежедневное столкновение с правовыми явлениями влечет формирование профессионального уровня правовой культуры. Этой культуре свойственна более высокая степень знания и понимания правовых явлений в соответствующей области профессиональной деятельности .

Так, И. А. Иванников полагает, что профессиональная правовая культура имеет свои особенности и отличается от правовой культуры других граждан не столько элементами структуры, сколько содержанием. Для нее характерны более полные правовые знания, умение применить их на практике .

Понятия и основные признаки профессиональной правовой культуры. Определить признаки профессиональной правовой культуры невозможно без рассмотрения проблем, связанных с правовой культурой личности. Обладая развитой общей культурой, человек входит в избранную сферу деятельности, приобретая профессиональные умения и навыки, постигает профессиональную культуру своего сообщества. Первоначально он ориентируется на те ценности, которые значимы для него в этот период. Однако в последующем происходит переосмысление ценностей обыденных и профессиональных, устанавливается их взаимосвязь, наблюдается их качественное проникновение и взаимовлияние. Как пишет Е. В. Аграновская, правовая культура выполняет функцию отражения правовой действительности, которая означает несколько взаимосвязанных моментов: познание явлений правовой жизни, осознание и оценку их личностью . Профессиональная правовая культура закладывается прежде всего на фундамент уже имеющейся правовой культуры личности. Автор также указывает, что «само по себе осознание своих прав и свобод, обязанностей и ответственности еще не формирует отношения к правовой жизни общества. Осознание прав, свобод, обязанностей, ответственности, а через них других явлений правовой действительности связано с их оценкой. Оценочный компонент — важный аспект правовой культуры . Он наиболее значим для юриста. В служебной деятельности ему ежедневно приходится оценивать те или иные явления правовой жизни. Его оценки влияют на принимаемые им решения, конечный результат работы, эффективность профессиональной деятельности.

Таким образом, правовая жизнь осмысливается сначала на уровне социальной психологии. Однако, когда правовая идеология становится достоянием личности и психическое отражение общения людей и их практического опыта подкрепляется научно обоснованным осознанием, достигается наиболее точное отражение явлений правовой жизни . Постоянная юридическая деятельность вырабатывает профессиональный уровень правовой культуры. Она должна характеризоваться высокой степенью правовой образованности, умениями и навыками профессионального правового поведения и тесным образом свя-зоваться с правовой культурой личности .

Профессиональная правовая культура — это часть общей культуры, совокупность нравственных и правовых норм, способствующих формированию правовой компетентности, правовых убеждений и ориентиров, базирующаяся на правоприменительной практике, правовых навыках и знаниях. Профессиональная правовая культура строится на основе правосознания, которое следует рассматривать как один из главных факторов ее формирования и развития .

Уровень правовой культуры общества зависит от развития правосознания населения, от уровня культуры правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности, от степени совершенства всей системы правовых актов. В свою очередь, большое влияние на уровень правовой культуры общества оказывает правовая культура государственных организаций и служащих.

Правовая культура имеет свою особенность, структуру, обладает определенными функциями и служит необходимой основой для формирования правовой культуры юриста. Правовая культура же человека подвергается в процессе развития изменению, первоначально на обыденном уровне, а затем уже и на профессиональном.

Процесс развития правовой культуры сопровождается ростом правосознания молодых людей, переоценкой ценностей, критическим осмыслением правового опыта предшествующих поколений, новыми представлениями о своем будущем и будущем общества .

Е. В. Аграновская указывает на необходимость развития правовой культуры личности, при которой уважение к праву, к закону становится личным убеждением каждого человека .

Формирование правовой культуры происходит в процессе социализации личности, осуществляясь в определенной социально-демографической группе — в среде молодежи. Длительность становления правосознания определяет и многочисленность факторов, влияющих на это . Правовая культура развивается всю жизнь и связана с таким понятием, как правовая социализация личности, под которой подразумевается процесс, обусловливающий формирование ее правовой культуры и являющийся следствием общественного развития, продуктом, синтезирующим наиболее характерные черты среды формирования, правовых традиций, социально-правовых установок, ценностных ориентаций общества .

Именно посредством социализации человек приобретает правосознание и правовую культуру, ведь формирование правовой культуры есть часть общего процесса социализации личности . Л. Г. Зеленков отмечает, что процесс социализации включает в себя усвоение и присвоение личностью всего комплекса единых нравственно-правовых ценностей. При этом по мере продвижения личности к все более высоким ступеням зрелости правосознания значение правовой составляющей усиливается .

В условиях социального и научно-технического прогресса возникает новая система факторов, социализирующих личность и влияющих на ее нравственное сознание. В формировании данного сознания участвуют различные механизмы: социальные, психологические и педагогические. Как указывает С. И. Буллах, этот процесс зависит от того, насколько профессорско-преподавательскому составу вуза МВД (воспитателям) удается установить взаимосвязи между социальными и психологическими механизмами, «включить» их действие в организованный процесс воспитания .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Известно, что правовая социализация — это процесс получения и усвоения человеком правовой информации. Правовая социализации касается не только личностного, но и группового изменения правового сознания, в ходе которого социальная группа адаптируется к изменяющимся внешним условиям, а затем ин-териоризирует их в свою внутреннюю мотивационную структуру .

Правовая информированность влияет на уровень правовой культуры человека, способствует воспитанию уважительного отношения к закону, развивает правовое мышление и воздействует на правовое сознание личности, создавая внутреннюю направленность человека на точное соблюдение закона, его широкое использование как средства развития социальной активности .

Кроме того, уровень развития правовой культуры у каждого юриста может служить в некоторой мере характеристикой его профессионализма. Развитая правовая культура позволяет юристу правильно воспринимать и перерабатывать нормативную правовую информацию, оценивать свои и чужие действия с точки зрения соответствия действующим законам и подзаконным актам и на их основе определять конкретные поступки и выбирать законные средства для их достижения.

При формировании правосознания, т. е. стройной системы правовых знаний, взглядов, представлений, потребностей, установок и убеждений, выражающих их отношение к праву, обеспечивающих безупречное личное соблюдение нормативных правовых актов, существенное значение имеет целенаправленная деятельность руководителей, преподавателей, сотрудников воспитательных подразделений, наставников и других субъектов .

Правовая культура есть более совершенная и объемная форма правосознания. Правовая культура характеризует уровень правосознания, но в то же время без должного правосознания невозможно формирование правовой культуры. Оба явления отражают духовную жизнь общества, будучи частью духовного сознания общества .

В отличие от правовой культуры, которая выражается непосредственно, правосознание невозможно наблюдать, это некая абстракция, область знания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориен-таций .

Правовая культура и правосознание — элементы правовой системы, представляющие собой социальный феномен, отражающий, порождающий и моделирующий правовую жизнь во всем ее многообразии . Подавляющая часть ученых вполне обоснованно, как мы полагаем, включает правосознание в объем понятия правовой культуры .

Таким образом, сформулируем основные признаки профессиональной правовой культуры.

1. Наличие комплекса социально важных качеств, которые находят проявление в повседневной жизни и профессиональной деятельности и основаны на глубоком знании законов и желании неукоснительно исполнять законы.

2. Наличие профессионального образования, выраженного в приобретенных профессиональных качествах, знаниях, навыках и умениях.

3. Наличие общей культуры в правовой сфере (правовое регулирование общественных отношений,

формы взаимодействия субъектов общественных отношений, социально-психологическое отношение к явлениям правового порядка).

4. Уровень духовной культуры как способ выражения внутреннего содержания человека в его внешних проявлениях. В концентрированном виде культура соединяет в себе правовые знания, взгляды и установки личности, а также правовую активность, умение человека оценивать свои и чужие действия с точки зрения действующих законов, выбирать для достижения поставленных целей только законные средства.

Факторы и основные направления развития правовой культуры юриста

1. Институт семьи. Семейное воспитание имеет основополагающее значение при формировании общей культуры личности подростка и молодого человека . Проведенный нами опрос показал, что 84,1% респондентов считают семью примером для подражания, а крепкая семья для них является самой важной жизненной ценностью. Семья формирует не знания о праве, а положительное или отрицательное отношение к нему. В зависимости от семейных установок у юристов может быть сформирована правовая культура человека, равнодушного к закону или, наоборот, испытывающего глубокое уважение к нему.

2. Воспитание и обучение. Изменение содержания обучения, его углубление, усиление мировоззренческого характера преподаваемых дисциплин ставит будущих и действующих юристов перед необходимостью нравственного воспитания, овладения моральными категориями. Тем самым создаются идейные предпосылки для усвоения общественного нравственного опыта.

3. Влияние средств массовой информации. В настоящее время более активное воздействие на человека оказывает сеть Интернет. В силу популярности такой среды и постоянной активности субъекта в ней ее нормы и ценности для молодого поколения становятся не только приемлемыми, но и равнозначными нормам реального мира . Проведенный нами опрос 160 слушателей академии МВД в 2017 г. показал, что 78,8% из них считают, что главным источником информации о деятельности юристов служат интернет и телевидение. Например, средства массовой коммуникации, используя принцип сравнимости (морально-оценочная деятельность общества), выставляют ту или иную нравственную ситуацию на всеобщее обозрение, одобряя хорошие поступки и осуждая плохие, способствуют тому, чтобы нравственные нормы и принципы служили каждому индивиду руководством к высоконравственному поведению . А. А. Семик выделяет функцию средств массовой информации как функцию социальной ориентировки и участия (индивид — общество) индивида в формировании социальных представлений .

Таким образом, основными источниками правовой информации являются социальные сети и телевидение, выступая мощным эффективным средством как положительного, так и отрицательного воздействия на правовую культуру личности любого человека, в том числе

и юристов. В средства массовой коммуникации поступает огромный массив данных, среди которого, к сожалению, встречается информация, не только положительно влияющая на формирование правовой культуры, но и имеющая отрицательную направленность. К последней относится, в частности, романтика преступной жизни, популяризация жизни криминального мира, его героев, которые совершают убийства и остаются безнаказанными и которым стремятся подражать, и др. Подобная информация может нести такие негативные последствия, как информационные перегрузки, криминальные последствия, наркотизирующий эффект, эффект раздвоения сознания и пр.

Однако правовая культура юриста является важнейшим регулятором поведения, но средства массовой коммуникации способны внедрять в его сознание стереотипы и формировать модели того или иного поведения, которые в свою очередь влияют на эффективность его профессиональной деятельности.

Известно, что качественная правовая информация позволяет формировать правовую культуру и совершенствовать профессиональные качества юриста, низкосортная информация, полученная из средств массовой коммуникации, будет разлагать систему убеждений, снижая эффективность его профессиональной деятельности, приводить к деформации личности.

4. Государство как фактор, влияющий на правовую культуру. Активная роль в социализации личности принадлежит государству. Государство осуществляет воспитательную деятельность посредством государственных органов и общественных организаций, обладая огромным потенциалом, способно формировать и изменять правовую культуру.

Значимость воздействия государственной политики, прежде всего правовой, является фактом, признаваемым учеными-правоведами. Результатом ее проведения должно быть повышение индивидуального правосознания и правовой культуры. Именно правосознание способно повысить уровень правовой культуры, благодаря ему формируется правовая культура человека, в том числе и юриста.

Таким образом, развитое законодательство представляет собой одно из важных средств государства в формировании правовой культуры юриста. От уровня правовой культуры законодателя напрямую зависит уровень правовой культуры юриста, который в профессиональной деятельности ежедневно сталкивается с обязанностью применять закон.

5. Профессиональная социальная группа. На состояние правовой культуры в целом оказывает влияние правовая культура социальных групп. Формирование правовой культуры будет намного эффективнее, если, помимо соответствующих институтов государства, в решении данной задачи будет участвовать общественность. Вместе с тем это не служит гарантией сформированности уровня правовой культуры, при нормальном уровне правовой культуры социальной группы не каждый ее участник обладает высокой индивидуальной правовой культурой.

Таким образом, перечисленные факторы повышают эффективность правовой социализации и в целом правовую информированность личности. Продуктивность формирования может быть достигнута при условии симбиоза правового образования и правового воспитания, ориентированных на общечеловеческие гуманистические ценности.

Заключение

1. Профессиональной правовой культуре свойственны особенности, связанные со служебной деятельностью. Именно юридическая профессия, ее требования отличают профессиональную правовую культуру от правовой культуры обычного человека. Данные уровни культуры находятся в органической взаимосвязи. Поэтому правовую культуру личности следует рассматривать в качестве основы профессиональной правовой культуры.

2. Основными признаками профессиональной правовой культуры юриста являются: юридическое образование и профессиональные качества; системность деятельности, основанной на развитом правосознании; высокий уровень правовых знаний, убеждений; компетентное выполнение обязанностей; соблюдение норм морали; гармоничное сочетание правовых знаний, взглядов и правовой активности, правильной оценки своих и чужих действий с точки зрения действующего законодательства.

3. Формирование правовой культуры и правосознания юристов может осуществляться в ходе организованного, целенаправленного и управляемого правового обучения и воспитания, складывающихся в органичную единую систему образовательного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Анализ литературы позволил выделить основные задачи, направления работы и меры по формированию правосознания и правовой культуры юристов:

— привитие осознанной внутренней потребности совершения законных действий, которые прежде выполнялись в силу формальной необходимости;

— приобретение юристами нормативных правовых знаний для руководства ими в целях соблюдения законности, правильного использования предоставленных прав при исполнении возложенных обязанностей;

— воздействие на правосознание юристов с использованием современных организационно-правовых и психолого-педагогических технологий, предполагающее повышение уровня их правовой культуры;

— формирование отношения (как оценочной категории) к правовым требованиям, приводящего к осознанным убеждениям юриста в правильности и необходимости принятых правовых решений;

— формирование единой системы правового воспитания населения, консолидации усилий органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений образования, культуры, средств массовой коммуникации и правоохранительных органов;

— направленность государственной идеологии на защиту интересов личности, выработка единой правовой политики, всемерное обеспечение благосостояния граждан, строжайшее соблюдение конституции и законов всеми государственными органами;

— предоставление населению права законодательной инициативы, распространение знаний в области юридической техники, широкое публичное освещение законопроектной деятельности, усиление юридической ответственности за нарушение прав и свобод граждан в сфере правоприменения — лицензирование юридических профессий, развитие судебной системы, обеспечение прямого действия норм Конституции РФ;

— развитие системы общественных организаций, активное отстаивание личностью своих прав, борьба с любыми проявлениями беззакония и произвола;

— дальнейшее проведение научных исследований в области правовой культуры, преодоление разрыва между наукой и практикой, повышение эффективности высшего юридического образования, введение юридических дисциплин в негосударственных учреждениях.

Таким образом, профессионально организованная система правового обучения и воспитания способна в перспективе решить многие проблемы формирования правовой культуры как общества в целом, так и отдельного субъекта права, при этом оказывая особое влияние на формирование правосознания и правовой культуры личности.

Список литературы

1. Иванников И. А. Концепция правовой культуры // Правоведение. 1998. № 3. С. 12-16.

2. Кравцова А. Н., Манжосова О. И. Влияние социальной среды на правовую культуру личности // Science time. 2015. № 9(21). С. 156-158.

3. Радченко П. А. Формирование правовой культуры как доминанта в правовой подготовке офицерского состава вооруженных сил России // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2008. № 2(4). С. 11-15.

4. Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988. 267 с.

6. Титаренко Т. А. Условия и факторы формирования правосознания и правовой культуры личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 2. С. 42-44.

8. Овичев Р. М. Правовая культура и российский правовой менталитет : дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2006. 22 с.

9. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. 245 с.

11. Буллах С. И. Формирование нравственного сознания личности курсанта вуза МВД России средствами массовой информации : монография. Барнаул, 2004. 142 с.

13. Певцова Е. А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков / Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия: Правовое образование: теория и практика. М., 2003. 308 с.

14. Зорченко Е. А. Воспитание правовой культуры молодежи. Минск, 1986. 120 с.

15. Столяренко А. М. Общая педагогика. М., 2006. 254 с.

16. Попов М. Правовая культура как элемент социального порядка // Власть. 2006. № 6. С. 13-18.

18. Терентьева К. С., Вандин А. Ю. Специфика правосознания и правовой культуры : их особенности и взаимосвязь на примере Владимирской области // Вестник Владимирского юридического института. 2014. № 3(32). С. 176-178.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Ежевская Т. И. Психологическое воздействие информационной среды на современного человека // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 2(37). С. 40-43.

Поступила 12.02.2018

Building Lawyers’ Legal Consciousness and Culture

Tatyana A. Titarenko 1,

E-mail: titarenko8837@rambler.ru

1 the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, Omsk, 644092, Russia

Keywords: legal consciousness; qualities; factors; conditions; legal culture; professional legal culture;

features of professional legal culture.

1. Ivannikov I. A. Conception of Legal Culture. Jurisprudence. No. 3. 1998. Pp. 12-16. (In Russ.)

4. Agranovskaya E. V. Legal Culture and Protection of Personal Rights. Moscow, 1988. 150 p. (In Russ.)

9. Kon I. S. Personal Sociology. Moscow, 1967. 245 p. (In Russ.)

14. Zorchenko E. A. Youth Legal Culture Development. Minsk, 1986. 120 p. (In Russ.)

15. Stolyarenko A. M. General Pedagogy. Moscow, 2006. P. 254. (In Russ.)

16. Popov M. Legal Culture as the Element of Social Order. Power. No. 6. 2006. Pp. 13-18. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий