Правовое государство это политическая организация

Правовое государство это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона). Это закреплено в ст. 2 Конституции РФ, где установлено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение — гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности;

2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона). Он воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных принципов:

— разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;

— федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;

— верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);

— взаимной ответственности государства и личности.

Также правовое государство предполагает в качестве принципов высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Большой юридический словарь. — М.: Проспект. А. В. Малько. 2009.

Правовое государство — это организация политической власти, создающая условия для

наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее

последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях

недопущения ее злоупотреблений.

В идее правового государства можно выделить два главных аспекта:

1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;

2) ограничение правом государственной власти.

Признаками правового государства, отличающими его от государства неправового,

являются:

• наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

• наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти,

формирование для государственных структур режима правового ограничения;

• разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

• верховенство закона;

• взаимная ответственность государства и личности;

__легитимность и демократический характер власти;

• равенство всех перед законом и судом;

• высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;

• возвышение суда как одного из средств обеспечения правовой государственности;

• соответствие законов праву, правовая организация системы государственной власти и др.

• наличие развитого гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за

выполнением законов всеми субъектами права и др.

Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое

время. Он совершается вместе с формированием гражданского общества и требует

целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже

если этот акт является демократической конституцией) и не может стать результатом

чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит

обществом, если оно для этого созрело.

В основе теории правового государства лежит «идея народного суверенитета», которая

означает, что только народ – источник той власти, которой располагает государство. Автор

этой идея известный ученый средневековья Марсилий Падуанский. Эта концепция была

воспринята Ж.Ж.Руссо и получила свое дальнейшее развитие в трактовке государственного

суверенитета, где государство – есть результат общественного договора. Суверенную власть

следует понимать как выражение общественного интереса. В государстве каждый человек

приобретает гражданскую свободу в обмен на свою собственную независимость. У Руссо

«общая воля» неизбежно приобретает правовой характер и укладывается в рамки

естественного права. Причем суверенная власть находится на службе у права, и государство

перестает существовать, если суверен не выражает общей воли. Государственное управление

должно быть легитимным.

С проблемой суверенитета связан и такой признак правового государства, как

господство закона (права). Деятельность государства как юридически организованного

общественного u1094 целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых формах и

согласно с правом.

Важным признаком правового государства является реальное обеспечение прав и

свобод личности. Права человека – это квинтэссенция правового государства, важнейший

фактор развития общества в целом. Естественные права человека на жизнь, на свободу, на

собственность, на стремление к счастью принадлежат ему в силу самого факта рождения и

являются самоочевидными априорными истинами. В демократическом правовом государстве

они находят свое выражение в Конституции. Кроме того человек является членом

политического союза (государства) и в данном качестве выступает как гражданин.

Отношения государства и гражданина должны строиться на твердых основах права и

выступать как публично-правовые связи, предполагающие взаимное признание прав и

свобод.

Правовое государство – это государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, где признаются и гарантируются права и свободы человека, равенство всех перед законом, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.
Признаки правового государства:
Верховенство закона: все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закон;
Соблюдение и охрана прав и свобод человека – государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах;
Последовательно проведённый принцип разделения властей, взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти;
Взаимная ответственность государства и гражданина – за нарушения закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность нарушителя.

Предпосылки создания и функционирования правового государства:
производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства;
режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;
высокий уровень политического и правового сознания людей;
юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства;
важнейшей предпосылкой является гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.

Три ветви власти
Принцип разделения властей означает, что каждая государственная власть (исполнительная, законодательная, судебная) осуществляет присущую ей функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Это делается для ограничения возможных злоупотреблений.
Для правового государства характерно верховенство права – органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и все другие законы.
Немаловажным принципом является гласность права. В Конституции РФ содержится требование обязательного опубликования законов для всеобщего сведения.
Для правового государства характерна справедливость законов. Высшим приоритетом являются права и свободы человека и гражданина. В правовом государстве эти права и свободы, основанные на естественном праве, закреплены в Конституции и гарантируются государством. В этом правовое государство тождественно конституционному демократическому государству. За личностью признаются неотъемлемые права; неприкосновенность человека обеспечивается законом.
Правовое государство ограничивает себя комплексом норм. Они включают разделение властей на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них имеет строго очерченные полномочия. Однако они уравновешивают и сдерживают друг друга.
Принцип взаимного контроля – граждане, участвуя в избирательном процессе, имеют возможность контролировать власть и путём волеизъявления корректировать, подправлять их действия.
Независимость суда может гарантировать права и свободы человека и гражданина, эффективно защищать от возможного произвола властей. Принцип независимости суда закреплён в статье 120 Конституции РФ; о нём говорится и он обеспечивается и в ряде других статей – о несменяемости и неприкосновенности судей, установлении демократических принципов судопроизводства.
Приоритет международного права – законы государства не должны противоречить международному праву. В Конституции РФ (статья 15, часть 4) закреплены два положения: указывается, что общепризнанные нормы международного права и международные договоры России являются составной частью её правовой системы; в спорных случаях противоречий между международным договором России и каким-либо внутренним законом предпочтение отдаётся международному договору.
Жители страны должны знать о её законах, о своих правах и обязанностях, соблюдать законы. Это способствует развитию конституционной демократии.

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 7 (145).

Право. Вып. 18. С. 5-8.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

А. А. Ерофеев

ГОСУДАРСТВО КАК ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ НАРОДА В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Рассматриваются политико-правовые особенности государственного устройства Российской Федерации, особое внимание уделяется роли государства в становлении его основных институтов.

Ключевые слова: власть, народ, ценность, конституционные ценности, организация политической власти.

Поиск оптимального баланса интересов личности, общества и государства является актуальной проблемой современного конституционного права и обусловлен необходимостью осмысления и объективной оценки происходящих в Российской Федерации процессов становления гражданского общества, формирования демократического правового государства, совершенствования системы экономических, социальных, политических и правовых отношений на всех уровнях их проявления.

Глобальные изменения в политико-правовой и социально-экономической сферах жизнедеятельности общества наряду с положительными результатами (формирование реального гражданского общества, демократизация политической сферы, плюрализм мнений, свободно высказываемых СМИ, и т. д.) повлекли за собой последствия негативного характера, к числу которых можно отнести резкое ухудшение жизненного уровня большинства россиян, коррумпированность государственного аппарата, криминализацию общественных отношений, ослабление геополитических позиций государства и т. д. Во многом развитие отмеченных негативных тенденций было обусловлено непониманием либо упрощенной оценкой механизма взаимодействия государства, общества, личности. В итоге сложилась ситуация, когда, с одной стороны, на высшем законодательном уровне получила юридическое закрепление концепция приоритетности прав и свобод личности по отношению к общегосударственным интересам, с другой стороны, в качестве официальной концепции государственного строительства получила развитие идея «сильного государства»1.

В поиске оптимального баланса интересов личности, государства, общества значимая роль принадлежит конституционным ценностям.

Категория «ценности», не имея легального (нормативного) содержания, тем не менее используется при толковании конституционных норм. Примером может являться постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 9-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина А. В. Жмаковского2. В постановлении Суд указал: «Федеральный законодатель, как следует из статей 59 (части 1 и 2), 71 (пункты «в», «е», «з»), 37 (часть 3), 40 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, может, исходя из признаваемых и защищаемых Конституцией Российской Федерацией целей и ценностей (выделено мной — А. Е.), вносить изменения в ранее установленные правила, касающиеся условий возникновения и порядка реализации данного права (в том числе посредством временного регулирования), в частности, в связи с недостаточностью бюджетных средств, выделяемых на обеспечение жильем граждан, увольняющихся с военной службы».

В постановлении от 7 июня 2000 г. № 10-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Конституционный Суд РФ отметил, что в соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1); земля

и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2). Согласно ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3). Из приведенных конституционных норм, по мнению Суда, следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, т. е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения (выделено мной — А. Е.)3.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. № 8-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея отмечается: «Необходимость адекватных мер федерального воздействия в целях защиты Конституции Российской Федерации, обеспечения ее высшей юридической силы, верховенства и прямого действия, а также верховенства основанных на ней федеральных законов на всей территории Российской Федерации, что требует от органов государственной власти субъектов Российской Федерации соблюдения федеральной Конституции и федеральных законов, вытекает непосредственно из закрепленных Конституцией Российской Федерации основ конституционного строя Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, обязанного обеспечивать признание, соблюдение и защиту прав и свобод, единство статуса личности на всей территории Российской Федерации, а также защиту других конституционных ценностей (выделено мной —

А. Е.), таких, как суверенитет и государственная целостность Российской Федерации, единство

системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, единство экономического пространства, обеспечение обороны и безопасности государства (статья 1, часть 1; статья 2; статья 3, часть 1; статья 4, части 1 и 2; статья 5, части 1 и 3; статья 8, часть 1; статья 11, часть 3; статья 15, части 1 и 2; статья 55, часть 3)»4.

Анализируя положения Основного Закона, можно выделить прежде всего ценности, атрибутивно связанные с текстом Конституции РФ, т. е. те, на которые указывается как на ценность или высшую ценность (к таким конституционным ценностям могут быть отнесены права и свободы человека). Подобную систему эксплицитных и имплицитных принципов, выражающих концепцию, замысел Основного Закона государства, содержит любая конституция. Как отмечает В. А. Четвернин, эксплицитные принципы, сформулированные в главе 1 Конституции РФ, это не только базовые ценности («нормы-цели»), на которые в той или иной мере должно ориентироваться государство, но и так называемые «нормы-принципы», которым должны подчиняться органы законодательной и исполнительной власти, которые могут и должны защищаться и применяться судом и из которых могут вытекать субъективные права и юридические обязанности5. Несложно заметить, что понятие конституционных ценностей в данном случае тесно переплетается с понятием основ конституционного строя, которое является устоявшимся в европейской континентальной доктрине. При этом система конституционных ценностей не может быть ограничена рамками главы 1 «Основы конституционного строя», поскольку ценностно-идентифицирующее значение имеют не только положения указанной главы, но и других глав Конституции РФ. Можно отметить также определенную иерархию в системе конституционных ценностей. Так, по верному замечанию

В. И. Крусса, «определяющее значение для идентификации и интерпретации конституционных ценностей в Российской Федерации имеют положения, составляющие аксиологическую композицию преамбулы Конституции»6. Значение этих положений состоит в том, что «без предварительного и композиционно-целостного восприятия этих ценностей нельзя уяснить содержание и ценностное значение основ конституционно -го строя, прав и свобод человека и гражданина,

иных жизненных благ и возможностей, упомянутых в Конституции»6.

Иерархичность конституционных ценностей ставит проблему их приоритетности, что, в свою очередь, является одним из аспектов более общего вопроса, обозначенного вначале — определения соотношения и согласования с помощью конституционно-правовых средств и методов интересов личности, государства и общества. Следует отметить, что, выделяя круг конституционных ценностей, большинство авторов прежде всего упоминают положения ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Проанализировав позиции специалистов, можно сделать вывод о том, что зачастую при толковании этих конституционных норм происходит противопоставление интересов государства и отдельной личности, более того, можно встретить утверждения о приоритете прав и интересов личности. С. А. Авакьян справедливо отмечает в этой связи: «Спрашивается перед кем? Очевидно, перед государством. Вместо конституционной ценности появляется проблема ненужного противопоставления личности и государства. На самом деле никакого «приоритета» личности перед государством нет и быть не может. Ведь государство — это организация всех граждан данной страны. Государство — единственный из политических организмов, который представляет всех нас. Уважение к конкретной личности, безусловно, должно быть. Но почему она должна иметь «приоритет» перед совокупным объединением граждан, представляемым государством, непонятно»7. Решение видится С. А. Авакьяну в необходимости дополнения указанной конституционной ценности еще одной: личность имеет обязанности перед государством; личность обязана считаться с интересами государства. В качестве примера автор приводит положения ч. 2 ст. 2 Конституции Республики Беларусь 1996 г.: «Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией»7. Соглашаясь с позицией С. А. Авакьяна, отметим, что дискуссионным является не только определение приоритетности конституционных

ценностей, но и признание государства как ценности вообще. На первый взгляд, очевидно, что «человечество достаточно накопило опыта для того, чтобы признать основную конституционную ценность: государство остается главной формой организации жизни людей в политически организованном обществе»7. Однако, как подчеркивается в литературе, в процессе реформирования нашего общества многие специалисты оставили в стороне такой важный институт, как государство8; часто, напротив, высказывается негативное отношение к государству, государственной власти, государственным структурам9. По мнению В. А. Затонского, попытка некоторых специалистов исключить государство из числа национальных, социальных, индивидуальных ценностей россиян весьма затруднительна, поскольку особенность ценностей заключается в их высокой устойчивости, не позволяющей изменить их произвольно, мгновенно, по желанию тех, кто хотел бы это сделать10.

Более того, управлять в социальной системе (которой и является общество) — значит учитывать «иерархию» ценностей, потребностей, интересов, выявлять наиболее важные и существенные с общественной точки зрения ценности, потребности, интересы и стимулировать их, обеспечивать их первоочередную реализацию. Как отмечает В. А. Затонский, здесь нет альтернативы: либо общество через инструменты управления будет ограничивать регулирующую поведение личности роль негативных и стимулировать роль позитивных ценностей, либо эти укоренившиеся в поведении индивидов антигуманные и антиобщественные ценности будут препятствовать появлению позитивных потребностей, мешать реализации практических задач прогрессивного развития общества10.

Реализация иных конституционных ценностей без такой ценности, как государство, становится в принципе невозможной, поскольку ни один субъект публичной сферы отношений не обладает подобным потенциалом в процессе поиска оптимального баланса частных и публичных интересов. Другими словами, государство, человек, личность, общество — это базовые, основополагающие, неотчуждаемые ценности, которые могут видоизменяться, модернизироваться, совершенствоваться, быть в упадке, переживать кризисные ситуации, процессы, но не быть их не может10. Детальное развитие тезиса о признании государства конституционной ценностью

приводит к выводу о том, что конституционная ценность государства обеспечивается прежде всего наличием конституции как основного закона государства, обязательного для самого государства, а также для любых общественных сил, слоев, объединений, должностных лиц и граждан11. Признание государства в качестве конституционной ценности находится, как представляется, в русле концепции построения сильного государства. Следует согласиться с мнением

В. А. Затонского, полагающего, что России необходима такая система государственной власти, которая, не поступаясь принципами демократизма, продолжая совершенствовать, строить, развивать демократический политический режим, повышая в то же время степень способности эффективно контролировать ситуацию в стране, была бы в состоянии вести борьбу с террористической и иными опасностями, стимулировать хозяйственную и общественную инициативу граждан, укрепляя тем самым российскую государ-ственность12.

Примечания

2 Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 9-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на

2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина А. В. Жмаковского // Несмеянова С. Э. Судебная практика Конституционного Суда РФ с комментариями. М., 2007. С. 93.

3 Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Там же. С. 86.

4 Постановление Конституционного Суда от 4 апреля 2002 г. № 8-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея // Там же. С. 88-89.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 См.: Конституция Российской Федерации: проблемный комментарий / Отв. ред. В. А. Четвернин. М., 1997. С. 21.

6 Крусс В. И. Теория конституционного правопользова-ния. М., 2007. С. 189.

7Авакьян С. А. Глобализация, общие конституционные ценности и национальное регулирование // Общество. 2001. № 4.

8 См.: ЗатонскийВ. А. Эффективная государственность / Под ред. А. В. Малько. М., 2006. С. 55.

9 См., напр.: Петрова Л. В. О естественном и позитивном

праве // Государство и право. 1995. № 2. С. 39.

10 См.: Затонский В. А. Указ. соч. С. 56.

11 См.: Авакьян С. А. Указ. соч. С. 45.

12 См.: Затонский В. А. Указ. соч. С. 126.

5.10. Правовое государство.

ПЛАН.

  • Правовое государство. Понятие.
  • Предпосылки формирования правового государства.
  • Признаки (принципы)правого государства.

Правовое государство.

Правовое государство – это демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека

Предпосылки формирования правового государства.

Экономические:

  • многообразие форм собственности
  • экономическая независимость индивида
  • свобода предпринимательства

Политические:

  • демократический политический режим
  • предотвращение узурпации власти
  • высокий уровень политической культуры
  • гражданское общество

Правовые:

  • правовое сознание людей
  • непротиворечивость законодательства
  • законопослушность граждан

Признаки (принципы)правого государства.

  • Верховенство права во всех сферах общественной жизни: все обязаны подчиняться требованиям закона, законы должны соответствовать представлениям общества о справедливости, приниматься компетентным органами, не должны противоречить ни конституции, ни друг другу.
  • Реальное разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную.
  • Полная гарантированность и незыблемость прав и свобод человека.
  • Взаимная ответственность гражданина и государства.
  • Обеспечение равноправия — равенства возможностей пользоваться правами и в равной мере исполнять обязанности.
  • Принцип наказания по суду: никто не может быть наказан (лишён имущества, свободы и т.д.) без следствия и суда.

Добавить комментарий