Правовое государство конституция

19. Принципы социального и правового государства по Конституции Российской Федерации

В ст. 7 Конституции РФ определяется, что:

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Государство Российской Федерации заботится о социальной справедливости и социальной защищенности своих граждан, создавая условия для поддержания полной занятости, перераспределяя доходы через государственный бюджет в пользу неимущих, обеспечивая своим гражданам прожиточный минимум, заботясь об образовании, семье, здравоохранении и др.

Принцип Российской Федерации как социального государства закрепляется в ст. 37–42, которые определяют права и свободы своих граждан.

Конституция РФ характеризует Россию как правовое государство в ст. 1.

Принцип правового государства — это подчинение государства, местного самоуправления закону, обеспечение государством режима законности в обществе, в первую очередь конституционной законности; конституционная законность ограничивает не только деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, но и волю населения.

В ст. 15 Конституции РФ устанавливается, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Правовое государство признает высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. Главным механизмом гарантий прав и свобод является независимость суда.

Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Конституции РФ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Российская правовая доктрина определяет принципы правового государства, опираясь на те конституционные положения, которые закрепляют его основные характеристики.

  • 1. Верховенство закона (ст. 4 и 15 Конституции РФ установлено, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ).
  • 2. Легитимность публичной власти. Имеется в виду, что Конституция РФ и действующее законодательство устанавливают пределы государственной власти, которые не могут быть преодолены ею без нарушения правовых норм. Государственные органы должны действовать, соблюдая Конституцию РФ и законодательство (т.е. легитимно).
  • 3. Гарантированность нрав и свобод граждан. (Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ содержит систему конституционных гарантий). Реализация данного принципа превращает индивида в равноправного партнера государства, способного предъявлять к последнему правовые притязания, обоснованность которых устанавливает суд, и тем самым способствует утверждению законности в деятельности государства.
  • 4. Взаимная ответственность государства и личности. Глава 2 Конституции РФ, устанавливая систему прав и свобод граждан, одновременно предполагает возникновение у государства и его органов соответствующих обязанностей по обеспечению их реализации и созданию механизма защиты. Принцип правового равенства «входит» во взаимоотношения человека, общества и государства.
  • 5. Разделение властей. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10). Данный принцип является системообразующим для государственного аппарата РФ. Причем реализуется он как в «горизонтальном», так и в «вертикальном» аспектах. На «горизонтальный» аспект указывает ч. 1 ст. 11 Конституции РФ, в которой говорится о том, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ч. 1). Между ними распределяются государственновластные полномочия. На «вертикальный» аспект указывают ч. 2 и 3 той же статьи, где определено, что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы, между этими органами и федеральными разграничиваются предметы ведения и полномочия (Конституцией, Федеративным и иными договорами).

Принцип разделения властей связан с воплощением в жизнь модели правового государства в двух важнейших аспектах. Один из них можно назвать «историческим». Уже в период своего формирования доктрина правового государства исходила из того, что только власть, подконтрольная народу, может быть принуждена к самоограничению, к подчинению праву. Но не всякая верховная власть может быть ограничена. Единая власть, принадлежащая единственному властителю (или органу власти), не сможет отказаться от своих авторитарных «наклонностей», крайне сложно ее и принудить к подчинению силе закона. Если же, разделив властные полномочия между несколькими независимыми центрами власти, наделить такие центры одновременно и возможностями сдерживать друг друга, контролировать, то тогда у народа появляется надежда. Это разделенное государство народ уже в состоянии подчинить верховной власти права. Второй аспект можно определить как функциональный. Распределение между независимыми органами власти полномочий не является ценным, если между этими органами не распределяется четко и неукоснительно ответственность за легитимное осуществление данных полномочий.

Разделение властей – это не некий абстрактный знак победы общества над государством, символ обуздания его тотального давления на народ. Это практический способ заставить власть подчиниться диктату разума (в форме права) и более эффективно (т.е. в интересах большинства членов общества, но при защите прав меньшинства) осуществлять свои функции.

Для правового государства характерно то, что отдельный человек, объединения людей и народ в целом превращаются из пассивного объекта, которым управляют, в участника управления. Такое участие возможно в различных формах: выборы, референдум, народное представительство, народная инициатива, петиции, жалобы (в том числе конституционная жалоба), собрания и сходы граждан, институты народных и присяжных заседателей. Именно преодоление традиционного отчуждения между народом и властью является подлинной основой правового государства. Иными словами, реальное правление народа – это и есть настоящая опора правовой государственности.

В зависимости от форм участия народа в осуществлении государственной власти различают непосредственную демократию и представительную. Непосредственная демократия отличается тем, что сам народ (а не его представители) осуществляет важнейшие государственные функции законодательства и управления, в частности, посредством референдума и выборов.

Для представительной демократии, напротив, характерно участие народа в осуществлении этих важнейших функций не непосредственно, а через своих представителей. Причем представительная демократия может выступать в форме президентской республики (классическим ее примером считают США) с жестким разделением властей, согласно которому органы законодательной и исполнительной власти самостоятельны и независимы друг от друга, правительство не ответственно перед парламентом, а зависит от главы исполнительной власти. Представительная демократия может быть воплощена и в форме парламентской республики (например, в ФРГ), в условиях которой разделение властей не проведено столь жестко: правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Но и в такой республике властные полномочия, как и ответственность за их осуществление, распределены между законодательными и исполнительными органами. Действует механизм сдержек и противовесов (парламент может быть распущен, а правительству – выражено недоверие в ситуации, когда баланс власти безнадежно нарушен). В демократической республике возможно также сочетание черт президентской и парламентской форм правления. Такой вариант демократического правления принято называть смешанной республикой (эта форма существует ныне во Франции и в России). От президентской смешанная республика «взяла» избрание президента непосредственно народом и предоставление ему полномочий по руководству исполнительной властью, а от парламентской – ответственность правительства перед парламентом и возможность роспуска нижней палаты президентом.

Народное представительство является самой важной организационной формой правового государства. Народ передает право на законодательную власть парламенту, при этом сохраняя за собой право контроля за его деятельностью и осуществления иных форм реализации государственной власти. Поэтому покушение на институт народного представительства есть покушение на народный суверенитет, полноту власти народа и его верховенство.

В части 1 ст. 1 Конституции Российская Федерация провозглашена демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, но рассматриваемый принцип имеет основополагающее значение для характеристики правовой государственности не только Федерации в целом, но и ее составных частей, включая республики, края и области, автономную область и автономные округа.

Общие нормы – принципы, заключенные в гл. I «Основы конституционного строя» Конституции РФ, в дальнейшем детализируются, раскрываются в других ее главах.

Роль важнейшей правовой гарантии реализации принципа правового государства имеет гл. 2 Конституции РФ, в которой закреплены основы конституционного статуса личности в Российской Федерации.

Правовое государство по праву считается одним из наиболее важных достижений человеческой цивилизации. Оно обладает следующими основополагающими качествами:

  1. Признанием и защитой прав, а также свобод человека и гражданина.
  2. Верховенством правового закона.
  3. Организацией, а также функционированием суверенной власти государства на базе принципа разделения властей.

Определение 1

Признание и защита прав, а также свобод гражданина и человека – это некая гуманитарно-правовая составляющая правового государства, которая означает гарантированность свобод и прав граждан, то есть государство должно не просто декларировать свободы и права, но также и обеспечивать их защиту и реализацию.

Определение 2

Верховенство правового закона – это нормативно-правовая составляющая правового государства, которая означает, что деятельность абсолютно всех субъектов права, и, в первую очередь, госорганов и должностных лиц, обязана выстраиваться на основании и в строгом соответствии с законом.

В таком случае сам закон обязан быть именно правовым, то есть содержащиеся в нем положения обязаны соответствовать естественным человеческим правам.

Определение 3

Организация, а также функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей – это такой институционально-правовой компонент правового государства, который нужен для исключения любых злоупотреблений государственной властью, так как наличие системы сдержек и противовесов не дает возможности одной либо другой ветви власти выйти за пределы собственной компетенции.

Занимаясь рассмотрением современного состояния идей правового государства, стоит избегать преувеличения их роли, а также степени распространения. На данный момент правовое государство является неким идеалом, лозунгом, конституционным принципом и при этом не получает своего полного воплощения ни в одном государстве. Фактическая политическая практика государств, которые провозгласили себя правовыми, зачастую расходится с конституционными нормами.

Для второй половины двадцатого столетия для конституционной организации государства характерно сочетание социального и правового принципов, и это дает некую формулу социального правового государства. На уровне конституции такая формула в сочетании с принципом социальности напрямую зафиксирована в основном законе ФРГ от 1949 года, а также в испанской Конституции от 1978 года. К данному времени в одной либо другой форме она закреплена в конституциях достаточно большого числа государств, но на практике идеал правового государства еще не был достигнут ни в одном государстве мира.

Образование идеи правового государства

Идея утверждения права (либо закона) в жизни общества сформировалась еще очень давно – в тот момент, когда начали образовываться самые первые государства. Для упорядочения социальных отношений с помощью права государство должно было конституировать себя законодательным способом, то есть осуществить определение правовых основ государственной власти.

Замечание 1

Некоторые идеи правовой государственности возникли еще в период античности, а уже теоретически развитые концепции, а также доктрины сформулировали в период перехода от феодализма к капитализму и появления нового социально-политического строя.

Особое влияние на формирование именно теоретических представлений, а далее и практики правовой государственности, оказали политические и правовые идеи и институты Древней Греции, а также Рима, античный опыт демократии. Идею единения силы и права в организации Афинского государства на демократических началах в своих реформах проводил в шестом веке до нашей эры архонт из Древней Греции Солон. Мысли касательно того, что государственность в принципе возможна исключительно там, где господствуют только справедливые законы, в свое время поддерживали Платон, Сократ, Аристотель.

Наиболее ранним сохранившимся до наших дней определением государства как правового сообщества можно считать определение Цицерона. В свое работе «О государстве» он утверждал, что государство – это дело народа как некоего соединения многих индивидов, которые связаны между собой полным согласием в правовых вопросах, а также общностью интересов. Позднее идеи государства как некоего правового сообщества получали теоретическое обоснование уже в Новое время в работах Гуго Гроция, Бенедикта Спинозы, Джона Локка, Томаса Гоббса, Шарля Луи Монтескье, Франсуа-Мари Вольтера, Жан-Жака Руссо. Так, Локк в своем труде о государстве обосновал законность сопротивления любому произволу власти.

На совершенно новую стадию обоснование идеала правового государства вывел в своей теории основоположник классической немецкой философии Иммануил Кант (годы жизни 1724-1804). Согласно сформулированному им определению государства, оно представляет собой объединение огромного числа индивидов, которые подчинены правовым законам. Хоть он еще не использовал понятие «правовое государство», но применял довольно схожие по смыслу термины «правовое гражданское общество», «гражданско-правовое состояние», «прочное в правовом отношении государственное устройство». Особенность его определения состояла в том, что конститутивным признаком государства называлось верховенство правового закона.

Под влиянием кантовских идей в Германии возникло представительное направление, приверженцы которого уделили особое внимание разработке теории правового государства. Наиболее значимыми приверженцами данного направления называют Роберта фон Моля, Отто Бэра, Кара Теодора Велькера, Рудольфа фон Гнейста, Фридриха Юлиуса Шталя.

Замечание 2

Роберт фон Моль ввел в научный оборот понятие «правовое государство», и оно прочно закрепилось в немецкой юридической литературе первой трети девятнадцатого столетия.

Впоследствии данное понятие получило обширное распространение, в частности, в дореволюционной России. В числе сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Б.А. Кистяковский, Н.М. Коркунов и прочие. В России имелись прочные и многолетние связи с немецкими университетами, и из-за этого немецкая терминология применялась без перевода, потому теоретиков правового государства сначала именовали «рехтштатистами».

В англоязычной литературе понятие «правовое государство» не применяется. Схожим с ним можно назвать понятие «Rule of Law» (господство, правление права), использованное в данном смысле впервые Альбером Венн Дейси (профессор Оксфордского университета, годы жизни 1835-1922) в труде «Основы конституционного права» (от 1855 года).

Отношение к идеям правового государства у Маркса и Энгельса было строго негативным, как и отношение марксизма к государству в целом. Для зрелого марксизма становится характерным отрицание государства, в частности, правового. Согласно воззрениям Маркса и Энгельса, государственная власть нужна пролетариату исключительно на стадии перехода к безгосударственному строю. В собственных высказываниях критического характера касательно идеи правового государства они использовали это понятие в большинстве случаев в кавычках, подчеркивая свое отрицательное к нему отношение.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Признаки, а также определение правового государства

В наиболее общем смысле правовое государство допустимо обозначить как государство, которое связано правом, а его признаками можно назвать:

  1. Ограничение власти государства правами, а также свободами гражданина и человека (то есть власть признает неотчуждаемые права индивидов).
  2. Верховенство права (то есть правового закона) во всех областях общественной жизни.
  3. Конституционно-правовую регламентацию принципа разделения властей на исполнительную, судебную, а также законодательную.
  4. Имеющееся довольно развитое гражданское общество.
  5. Строго правовую форму взаимоотношений (то есть взаимных обязанностей и прав, взаимной ответственности) граждан и государства.
  6. Верховенство именно закона среди всех официальных источников права.
  7. Строгое соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам, а также принципам международного права.
  8. Прямое действие актуальной конституции.
  9. Возвышение суда.

Определение 4

Получается, что правовое государство – это такое государство гражданского общества, которое построено на принципе разделения властей, и в нем верховенствует именно правовой закон, а также оно признает наивысшей ценностью и в обязательном порядке защищает свободы и права гражданина и человека.

Правовое государство в России в наше время

В актуальной Конституции страны нашли свое признание, а также нормативное закрепление все базовые компоненты (качества, свойства, характеристики правового государства) правовой государственности, такие как гуманитарно-правовая (свободы и права гражданина, а также человека), нормативно-правовая (конституционно-правовая концепция правового закона) и институционально-правовая (система взаимодействия и разделения властей).

Замечание 3

В соответствии с частью первой статьей первой актуальной Конституции страны, Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Определяющее значение для утверждения истоков правовой государственности имеют, в первую очередь, конституционные положения касательно высшей ценности человека, его свобод и прав, о разделении власти, о прямом действии актуальной Конституции и конституционно-правовых характеристиках источников действующего на данный момент права.

Получается, что в данной Конституции ставится задача построения правового государства, а также закреплены все важнейшие принципы правовой государственности. Ясно, что российским гражданам, а также государству на данном пути необходимо будет решать целый ряд проблем. И самой главной среди них является формирование зрелого гражданского общества.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права.

Существуют и определенные условия формирования и функционирования правового государства. К ним относятся:

а) Достижение высокого уровня политического и право­вого сознания людей, хорошего культурного уровня. Следует отметить, что кроме закона есть еще культурный уровень, никакому закону не подчиняющийся.

б) Создание внутренне единого, непротиворечивого зако­нодательства.

в) Строгое исполнение законов. Еще в Древней Греции Хилон говорил: «Повинуйся законам. Слушайся законов больше, чем ораторов» Пифагорийцы наихудшим для всех злом считали беззаконие, безвластие, анархию.

г) Наличие в стране гражданского общества как условия и гаранта существования правового государства.

Каковы основные характеристики гражданского общества?

Гражданское общество — это негосударственная часть общества. В современном понимании гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями между людьми, независимое от государства, но взаимодействующее с ним.
Гражданское общество — термин, введенный Аристотелем. Аристотель понимал под ним сообщество свободных и равных граждан, связанных между собой определенной формой государственного устройства.

Основные элементы Г.о.: политические партии. общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.), союзы предпринимателей,ассоциации потребителей, благотворительные фонды, научные и культурные организации, спортивные общества., муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы., независимые средства массовой информации., церковь, семья.
В России гражданское общество имеет свои особенности становления.
1. Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позднее стран Западной Европы и США.
В качестве точек отсчета можно считать отмену крепостного права в 1861 году, реформы судебной системы и местного самоуправления, проведенные Александром II.
2. Складывание многопартийности в России пришлось на начало 20-го века — также позднее, чем в странах Западной Европы и США.
3. Российские традиции совместного, коллективного решения задач и проблем способствовали становлению гражданского общества.
4. Установившийся после октября 1917 года тоталитарный режим, ввел со стороны государства жесткий политический контроль за деятельностью гражданского общества. Некоторые его элементы сохраняются (профсоюзные и добровольные общества, женские, молодежные, творческие и другие организации), но деятельность их регламентируется и контролируется Коммунистической партией, которая сама становится частью государства.
5.Отсутствие демократического опыта функционирования гражданского общества после распада СССР.

Что такое правовой статус личности?

Правовой статус есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса. В структуре правового статуса личности выделяют такие элементы, как:

— права и обязанности;

— законные интересы;

— правосубъектность;

— гражданство;

— юридическая ответственность;

— правовые принципы и т.п.

Какие международные документы по правам человека вам известны? Когда они были приняты?

Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) с первым (1966) и вторым (1989) факультативными протоколами к нему.

В развитие международных документов в рамках ООН были приняты: Конвенция 1948 г. о предупреждении пре­ступления геноцида и наказании за него; Конвенция 1965 г. о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества; конвенция 1973 г. о пресечении преступления апартеи­да и наказании за него; Конвенция 1984 г. против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Конвенция прав ребенка 1949 г.; Конвенция МОТ № 111 о дискри­минации в области труда, занятости; Конвенция ЮНЕ­СКО о борьбе с дискриминацией в области образования и др. Только Международная организация труда при­няла почти 200 конвенций (1) по различным социальным и экономическим правам.

Добавить комментарий