Правовое положение физических лиц

Гражданин – понятие юридическое. Гражданство определяет постоянную политико-правовую связь лица и государства, находящую выражение в их взаимных правах и обязанностях.

Но на территории государства всегда проживают люди, которые являются гражданами других государств (иностранцы), а также люди, не имеющие определенного гражданства, – апатриды. Они подчиняются правопорядку, существующему в данном государстве, имеют определенные права и обязанности. Однако они не подпадают под понятие «граждане». Именно поэтому ГК использует более широкую категорию – «физические лица», в числе которых находятся не только граждане, но и другие лица – не граждане.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ – иностранцы пользуются теми же правами, что и граждане РФ.

Гражданин (физическое лицо) как участник гражданских правоотношений обладает рядом общественных и естественных признаков и свойств, которые определенным образом индивидуализируют его и влияют на его гражданско-правовое положение (статус).
К ним следует отнести:

имя;

Право на имя – важнейшее неимущественное право гражданина (физического лица), личности. Доброе имя как нематериальное благо, принадлежащее гражданину, защищается в случаях и в порядке, предусмотренных ГК и другими законами, и относится к числу неотчуждаемых и непередаваемых другим способом благ (п. 1 ст. 150 ГК). В частности, предусматривается защита права на имя в случаях искажения либо использования имени гражданина способами или в форме, которые затрагивают его честь, достоинство или деловую репутацию (абз. 2 п. 5 ст. 19 ГК).

По достижении 16 лет гражданин вправе переменить свое имя в установленном законом порядке. При этом он вправе требовать внесения за свой счет соответствующих изменений в документы, оформленные на его прежнее имя, или их замены (паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство о браке, диплом и т.д.). Перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем.


Наряду с этим предусмотрено, что гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени. Сведения об имени (фамилия, имя, отчество), полученном гражданином при рождении, а также перемена имени подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния.

гражданство;

Значение гражданства при определении гражданско-правового статуса физического лица видно на примере норм, регламентирующих статус лиц, находящихся на территории Российской Федерации, но не относящихся к числу ее граждан. Так, согласно ст. 1196 и 1197 ГК гражданская правоспособность и дееспособность иностранного гражданина определяются его личным законом, т.е. по праву страны, гражданином которой он является. В данном случае по прямому указанию закона решение вопроса о применимом праве находится в зависимости от гражданства данного лица.

Согласно ст. 1196 ГК и ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»2 (далее – Закон о правовом положении иностранных граждан) иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью, а также обладают правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

возраст;

Третье обстоятельство, которому закон придает важное значение при определении статуса гражданина, – возраст. Так, закон определяет возраст, с достижением которого наступает совершеннолетие, а также частичная дееспособность несовершеннолетних граждан

(ст. 21, 26, 28 ГК). Возраст имеет определяющее значение при решении таких вопросов, как объявление несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособным, при вступлении граждан в члены кооперативных организаций, при определении круга наследников, а также лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного здоровью,

и во многих других случаях.

семейное положение;

Так, законодательство придает значение со-стоянию лица в браке, его родственным связям. Например, согласноп. 2 ст. 672 ГК (п. 2 ст. 69 ЖК) проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем. Если лицо, проживающее в данном помещении, не относится к членам семьи нанимателя, его правовой статус в сфере данных жилищных отношений будет иным по сравнению со статусом членов семьи. В соответствии со ст. 1142 ГК наследниками по закону первой очереди являются дети, супруг и родители наследодателя. Следовательно, статус наследника по закону лицо может приобрести лишь при наличии указанных семейно-правовых отношений с умершим.

пол;

Законом для мужчин и женщин установлен разный возраст, с достижением которого они считаются нетрудоспособными, что имеет значение при определении права на возмещение вреда в случае смерти кормильца (п. 2 ст. 1088 ГК), при определении круга наследников по закону и в некоторых других случаях.

состояние здоровья

Вопрос 23. Дееспособность граждан: понятие, содержание.

Гражданская дееспособность определяется в законе как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанностии исполнять их (п. 1 ст. 21 ГК).

Обладать дееспособностью — значит иметь способность лично совершать различные юридические действия: заключать договоры, выдавать доверенности и т. п., а также отвечать за причиненный имущественный вред (повреждение или уничтожение чужого имущества, повреждение здоровья и т. п.), за неисполнение договорных и иных обязанностей. Таким образом, дееспособность включает, прежде всего, способность к совершению сделок (сделкоспособность) и способность нести ответственность за неправомерные действия (деликтоспособность).

Дееспособность, как и правоспособность, по юридической природе — субъективное право гражданина.

Это право отличается от других субъективных прав своим содержанием: оно означает возможность определенного поведения для самого гражданина, обладающего дееспособностью, и вместе с тем этому праву соответствует обязанность всех окружающих гражданина лиц не допускать его нарушений.

Содержание дееспособности граждан как субъективного права включает следующие возможности, которые можно рассматривать как его составные части:

— способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности;

— способность самостоятельно осуществлять гражданские права и исполнять обязанности;

— способность нести ответственность за гражданские правонарушения.

Можно также указать на возможность защиты данного субъективного права от нарушений. Однако такая возможность характерна для любого субъективного права и не может идивидуализи-ровать содержание дееспособности как субъективного права.

Содержание дееспособности граждан тесно связано с содержанием их правоспособности. Если содержание правоспособности составляют права и обязанности, которые физическое лицо может иметь, то содержание дееспособности характеризуется способностью лица эти права и обязанности приобретать и осуществлять собственными действиями. Поэтому можно сделать вывод, что дееспособность есть предоставленная гражданину законом возможность реализации своей правоспособности собственными действиями.

24. Дееспособность несовершеннолетних граждан

В статье 26 Гражданского кодекса РФ указан объем дееспособности несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет:

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей, попечителей. Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями, попечителями.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей усыновителей, попечителя :

1) распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;

2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса.

По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.

1. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с пунктами 1и 2 настоящей статьи. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме в соответствии с пунктом 2 статьи 21 или статьей 27 настоящего Кодекса.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет обладают частичной дееспособностью. Из вышесказанного следует, что объем частичной дееспособности несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, реализуемой самостоятельно, расширяется.

25. Признание гражданина недееспособным: условия, порядок и правовые последствия.
Понятия полной, частичной дееспособности и недееспособности стоят в одном ряду и направлены на присвоение человеку , как гражданину , определенных прав и обязанностей.

В силу болезни, достижения конкретного возраста или психического расстройства человек может утратить возможность понимать значение своих действий. В такой момент своей жизни или на протяжении ее человек перестает руководить своими действиями и соответственно может быть признан недееспособным.

Виды недееспособности

На сегодняшний день различают несколько видов недееспособности:

· возрастная недееспособность;

Возрастная недееспособность возникает до наступления совершеннолетия, а именно восемнадцатилетнего возраста и в очень пожилом возрасте, когда в результате возрастных изменений человек перестает руководить своими действиями и теряет дееспособность. Если в первом случае недееспособность возникает из условия нахождения в определенной возрастной категории, то во втором случае порядок признания недееспособности будет таким же, как и при психическом расстройстве или заболевании.

· недееспособность вследствие психического расстройства;

Как следует из названия, возникает в результате потери гражданином способности адекватно воспринимать действительность и отвечать за свои действия и поступки.

· частичная недееспособность;

Данная недееспособность ограничивает ряд прав и обязанностей гражданина.

Основания и порядок признания гражданина недееспособным

Процедура и основания для признания гражданина недееспособным закреплены в гражданском процессуальном законодательстве. В ст. 29 ГК РФ, сказано, что признать гражданина недееспособным может только суд. То есть, для признания гражданина недееспособным, суд должен установить наличие юридического и медицинского критериев в совокупности.

Медицинский критерий – наличие у гражданина психического расстройства или заболевания.

Юридический критерий – неспособность руководить своими действиями (волевой момент) или неспособность понимать значение своих действий (интеллектуальный аспект).

Согласно ст. 29 ГК РФ не каждое психическое расстройство может быть основанием для потери гражданином дееспособности, а только то, которое не позволяет ему руководить своими действиями и осознавать их значение и последствия. В Законе «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» сказано, что только лишь нахождение гражданина в психоневрологическом учреждении на стационаре или диспансерном наблюдении не может привести к потере им дееспособности. А именно, на основании одного лишь диагноза нельзя сказать, что гражданин недееспособен.

Гражданско-процессуальный Кодекс РФ содержит в себе статьи, посвященные процедуре признания гражданина недееспособным (281-286).

Ст. 281 ГПК РФ гласит, что подавать заявление в суд, для признания гражданина ограниченно дееспособным или полностью недееспособным, имеют право:

члены семьи, психоневрологические или психиатрические учреждения, орган опеки и попечительства (в случаях злоупотребления гражданином наркотическими средствами или спиртными напитками – ограничение дееспособности);

близкие родственники, члены семьи, орган опеки и попечительства, психоневрологическое или психиатрическое учреждение (психическое расстройство гражданина – признание недееспособным).

Заявление подается в суд, либо по месту жительства гражданина, либо по месту психиатрического или психоневрологического учреждения, в котором он находится на лечении. В порядке подготовки к делу, судья, имея веские доказательства о психическом расстройстве гражданина, обязан назначить судебно-психиатрическую экспертизу, для определения психического состояния последнего (ст. 283 ГПК РФ). Уклонение гражданина от прохождения данной экспертизы влечет за собой вынесение судом решения о направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу в принудительном порядке.

При рассмотрении дела о признании гражданина недееспособным и вынесении решения, суд должен исходить из следующих фактов:

· наличия психического расстройства;

· причинной связи между непониманием гражданином значения своих действий, невозможностью руководить ими и психическим расстройством;

· фактов, подтверждающих , что гражданин не в состоянии руководить своим действиями и не может понимать их значение;

· достижение гражданином установленного законом возраста, когда становится вопрос о признании его недееспособным;

· другие обстоятельства.

Доказательства необходимые для признания гражданина недееспособным:

· заключение судебно-психиатрической экспертизы;

· справки о нахождении гражданина на учете в психиатрическом диспансере;

· справки из медицинского учреждения;

· справки МСЭК;

· доказательства отсутствия у гражданина возможности руководить своими действиями и осознавать их значение (материалы следственных органов, свидетельские показания, заключения, ранее проводившихся, судебно-психиатрических экспертиз и т.д.);

· другие доказательства.

Гражданский процессуальный кодекс подразумевает презумпцию дееспособности лица, это значит что, пока не вынесено соответствующее решение суда и пока оно не вступило в силу, любое лицо признается дееспособным. Поэтому на заявителе лежит обязанность доказать наличие обстоятельств, которые свидетельствуют о недееспособности соответствующего гражданина. Лица, заинтересованные в доказательстве дееспособности гражданина и возражающие против заявленного требования, могут приводить в суде доказательства отсутствия оснований для признания лица недееспособным.

Признание гражданина недееспособным в судебном порядке, требует присутствия на судебном заседании органов опеки и попечительства, а также прокурора. Участие органов опеки и попечительства обусловлено необходимостью назначения недееспособному лицу опекуна или попечителя. Каждый из этих участников при рассмотрении дел данной категории дает свое заключение.

В случае выздоровления гражданина, ГПК РФ предусматривает порядок признания его дееспособным. Для этого требуется устойчивое улучшение психического состояния лица, заключение судебно-психиатрической экспертизы об изменениях в психическом состоянии гражданина.

Оказавшись в сложной ситуации, в момент , когда близкого человека необходимо признать недееспособным, что бы он своими действиями не причинил вред себе и окружающим, следует обратиться за консультацией к адвокату по гражданским делам. Именно, помощь адвоката по гражданским делам, может оказать решающее значение в выходе из сложной жизненной ситуации.

В законодательстве иностранных государств участниками гражданского оборота прежде всего являются физические лица, именуемые таким образом вследствие своего естественного происхож-дения.

Гражданское законодательство одних государств четко разделяет понятия правоспособности и дееспособности, в других такого разграничения не наблюдается. Правоспособность как способность иметь гражданские права и обязанности признается за физическими лицами с момента рождения. Это предусматривают § 1 Германского гражданского уложения (ГГУ), ст. 8 Французского гражданского кодекса (ФГК). В статье 1 Гражданского кодекса Квебека, введенного в действие с 1 января 1994 г., использован термин правосубъектность: «Каждый человек обладает правосубъектностью и в полном объеме пользуется гражданскими правами». Статья 1 ГК Квебека устанавливает, что каждое лицо способно осуществлять в полном объеме свои гражданские права, однако ст. 153 Кодекса связывает способность в полном объеме осуществлять все свои гражданские права с достижением возраста совершеннолетия. В праве Англии и США используется единый термин «правоспособность» (legal capacity), которая может быть полной и неполной; полная приобретается с достижением совершеннолетия. В литературе и судебной практике Англии и США ныне используются понятия пассивной правоспособности (passive capacity) и активной правоспособности (active capacity), соответствующие континентальным категориям правоспособности и дееспособности.

Таким образом, в гражданском праве упомянутых выше зарубежных стран понятия правоспособности по содержанию совпадают, — это предоставляемая гражданским законода-тельством равная для всех физических лиц сумма возможностей быть субъектом любых граждан-ских правоотношений. По мнению немецкого юриста Л. Эннекцеруса, правоспособность «… пред-ставляет собой правовое свойство, правовую предпосылку всех прав и обязанностей».

Приобретение правоспособности

Человек приобретает правоспособность с момента рождения. Ребенок признается родившимся живым, пока не доказано обратное. В сфере наследственных правоотношений ребенок, зачатый к моменту открытия наследства, может быть наследником, если родится живым. В таком случае зачатый ребенок относительно права наследования признается условно правоспособным.

Прекращение правоспособности

Правоспособность физического лица прекращается его смертью или объявлением безвестно отсутствующего лица умершим.

ФГК не предусматривает возможности объявления безвестно отсутствующего лица умершим, давая возможность в судебном порядке установить презумпцию безвестного отсутствия и в дальнейшем принять решение об объявлении безвестного отсутствия (ст. 112 ФГК). Если заинтересованные лица не обращались с иском об установлении презумпции безвестного отсутствия, то объявление безвестного отсутствия возможно по истечении 20 лет со дня получения последних известий от пропавшего без вести или последних сведений о нем. Вынесенное решение должно быть опубликовано в печати. Судебное решение регистрируется в реестре записи смертей, если в момент признания умершим ему исполнилось бы 70 лет. Лицо, пропавшее без вести в связи с чрезвычайными обстоятельствами (катастрофой корабля или воздушного судна и др.), может быть признано умершим по истечении шести месяцев со дня катастрофы или иного чрезвычайного события. Если факт катастрофы судна (самолета) не установлен, то исчисление шестимесячного срока начинается по истечении года со дня, когда судно должно было прибыть в порт назначения.

В Германии срок безвестного отсутствия, по истечении которого лицо объявляется умершим, установлен в 10 лет для лиц, возраст которых более 25 лет; для лиц, достигших 80-летнего возраста, — пять лет. В случаях гибели морского судна или самолета, на котором находилось безвестно отсутствующее лицо, срок признания лица умершим сокращается до шести месяцев в случае гибели морского судна и трех месяцев — в случае гибели воздушного судна. Сокращенные сроки установлены и для лиц, безвестно отсутствующих в связи с военными действиями, — один год после подписания мирного договора или со дня фактического окончания военных действий.

В праве Англии и США института, аналогичного институту безвестного отсутствия в континентальном праве, нет. При необходимости суды в каждом конкретном случае руководствуются презумпцией, что лицо может быть признано умершим, если от него в течение семи лет не поступало известий.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 12

В мировой практике для решения вопросов, связанных с определением личного закона иностранцев, используются 2 основных критерия:

  1. Критерий гражданства

Основные положения концепции гражданства заключаются в следующем: «Каждое государство самостоятельно устанавливает положения о том «кто является его гражданами???”». На международном уровне данное положение закреплено Европейской Конвенцией «О гражданстве» (7 ноября 97г).

В случае множественности гражданства необходимо определять преимущественное или эффективное гражданство.

При выборе ЭФФКТИВНОГО используется критерий места жительства, места наличия родственных и профессиональных связей, места нахождения недвижимого имущества, принадлежащего лицу и др.

Кроме того, допускается применение принципа РАВЕНСТВА ГРАЖДАНСТВ. В этом случае ни одно из гражданств не будет рассматриваться в качестве преимущественного.

Принцип ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРАЖДАНСТВА может применяться при рассмотрении отношений с участием лица, имеющим двойное гражданство. Учет этого критерия всегда предусмотрен международными договорами о двойном гражданстве.

Принцип ГРАЖДАНСТВА имеет свои преимущества и недостатки:

+ состоят в том, что определение гражданства не вызывает трудностей на практике, т.к. понятие «гражданства» носит универсальный характер и идентично во всех правовых системах. Во-вторых концепция гражданства имеет серьезную теоретическую проработку (человек всегда более связан с нацией, чем с государством места жительства). Кроме того при использовании концепции гражданства затруднителен обход закона, поскольку изменить гражданство достаточно сложно.

— С другой стороны недостатки этой концепции проявляются в следующем: лицо может быть гражданином государства, с которым оно утратило всякую связь (в первую очередь речь о беженцах). Во-вторых лицо может не иметь гражданства, либо иметь гражданство двух и более государств (такие ситуации на практике влекут необходимость субсидиарного применения концепции «домициля»).

Концепция гражданства наиболее распространена в странах Континентальной Европы и Латинской Америке.

  1. Критерий домициля

Концепция домициля – разработка англосаксонской правовой системы. Впервые она получила закрепление в работах английского правоведа Фульфа. Основные положения данной концепции состоят в следующем – «Всякое лицо имеет только 1 домицилий. Одновременное проживание в нескольких местах невозможно».

При рождении лицо приобретает домицилий по происхождению. При этом домицилем признается страна, где проживает отец несовершеннолетнего. Соответственно до достижения совершеннолетия домицилий ребенка следует домицилию отца. Если отец не установлен, или его нет в живых, то ребенок следует домицилию матери.

Совершеннолетнее лицо может устанавливать домицилий по своему выбору. Для приобретения домицилия по выбору требуется соблюдение 3-х основных условий:

a) Право и дееспособность лица

b) Постоянное пребывание на территории государства

c) Намерение

Намерение – наиболее сложный элемент домициля. Он предполагает желание постоянно и бессрочно пребывать на конкретной территории. При этом такое намерение всегда должно быть свободным. Когда домицилий по выбору утрачивается, то либо действует домицилий происхождения, либо существует фикция действия прежнего домицилия до установления нового. Фактическое проживание даже на протяжении длительного периода времени не рассматривается как домицилий, если лицо намерено покинуть государство проживания в будущем.

Преимущества этой концепции состоят в следующем:

o Использование критерия домицилия обеспечивает единство права, применимого к членам одной семьи, независимо от их гражданства.

o Законы домицилия лучше известны лицу, чем законы государства его гражданства в том случае, если оно постоянно проживает на территории иностранного государства.

Кроме того, принцип домицилия обеспечивает единство правоприменительной техники в федеративных государствах. Государство при использовании критерия домицилия получает возможность обеспечить единство правопорядка на своей территории. Т.е. оно получает возможность реализовывать свою юрисдикцию в отношении всех лиц, проживающих на его территории.

Кроме того закон домицилия на практике как правило совпадает с законом суда. Таким образом достигается относимость применяемых материальных и процессуальных норм.

Однако такой критерий имеет свои недостатки:

· Затруднительно его отличить от простого местопребывания, т.к. доказать намерение проживать бессрочно практически невозможно

· При использовании критерия домицилия создаются благоприятные условия для обхода закона, т.к. домицилий легко изменить

В законодательстве многих государств (в том числе и РФ) встречаются коллизионные привязки не к закону домицилия, а к праву постоянного места жительства.

Постоянное место жительства – более простая категория, чем домицилий, так как она не предполагает анализа намерения.

Недостатком использования такой привязки является то, что постоянное место жительства не всегда возможно определить. При этом оно зачастую не связано с государством, в котором гражданин имеет гражданство и желает проживать.

Отечественное МЧП использует критерий «гражданства» и критерий «места жительства». В соответствии со ст1195 ГК – «Закон гражданства используется для определения личного закона физического лица». При этом критерий гражданства провозглашается главенствующим и приоритетным.

Закон места жительства используется для определения личного закона иностранцев, проживающих на территории России, личного закона лиц без гражданства, права, применимого к договорам и односторонним сделкам, к обязательствам из причинения вреда и к наследственным отношениям.

Из этого перечня можно сделать вывод о том, что признание критерия гражданства приоритетным носит искусственный характер.

В Российском законодательстве отсутствует четкое и единое понимание термина «место жительства». Статья 20 ГК под местом жительства гражданина понимает место, где он постоянно или преимущественно проживает.

Закон о праве граждан РФ на свободу передвижения под местом жительства понимает жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома, а так же иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Оба эти определения не совпадают по объему, и не могут использоваться для целей МЧП.

В современной науке разработаны 2 подхода к пониманию «места жительства» в МЧП:

1) Английская традиция. «Место жительства» понимается как домицилий.

2) Германская традиция. «Место жительства» понимается как физическое пребывание в определенном месте

Оба варианта не представляются удобными для реализации российских коллизионных норм. Представляется, что более подходящим будет третий вариант, при котором в каждом отдельном случае термин «места жительства» будет трактоваться в зависимости от конкретных обстоятельств.

Иными словами «Место жительства» следует рассматривать как часть отношений с участием иностранного элемента, а не в качестве изолированной правовой категории. В этом случае правоприменительный орган сможет достичь максимального положительного эффекта правового регулирования.

!!! Самостоятельно разобрать – виды иностранных граждан на территории РФ (закон о правовом статусе иностранных граждан). Правовое положение российских граждан за рубежом. Виды правовых режимов для иностранных лиц!!!

Правовой статус ЮЛ в МЧП

Любому государству необходимо обозначить ЮЛ, которые подпадают под юрисдикцию данного государства. Для этого государство стремится установить с конкретным ЮЛ политико-правовую связь, которая позволит определить принадлежность ЮЛ к данному государству. Это явление принято называть «определением национальности ЮЛ».

Однако в отличии от ФЛ дать определение национальности ЮЛ чрезвычайно сложно.

В отношении ЮЛ не существует единого публично-правового института определения государственной принадлежности, который был бы признан всеми государствами мира.

Таким образом, распространение получили 4 критерия определения национальности, два из которых являются основными, а 2 – факультативными:

1. Критерий инкорпорации.

Установлен в странах англо-саксонской правовой системы. Возник в 18 веке в Великобритании. В соответствии с этим подходом ЮЛ должно иметь государственную принадлежность и личный статут того государства, от которого исходит акт о наделении лица правоспособностью. Данные критерий определен как ведущий в отечественном законодательстве и законодательстве практически всех стран СНГ.

Доктринальное обоснование целесообразности применения данного критерия состоит в следующем: «Правосубъектность ЮЛ зависит от государства, предоставившего эту правосубъектность. ЮЛ становится таковым в силу признания его в качестве субъекта права тем или иным государством. Акт признания правосубъектоности должен носить официальный характер и закрепляться в письменной форме à только в этом случае ЮЛ сможет обоснованно доказать объем правосубъектности».

Данный критерий является предпочтительным для применения на практике, т.к. он позволяет с абсолютной точностью определить национальность ЮЛ.

Однако этот критерий подвергается критике по 2-м основным проблемам, которые этот критерий называет:

o В некоторых государствах не предусмотрена государственная регистрация ЮЛ

o Если на территории государства находится основная деятельность и органы управления ЮЛ, то в этом случае государство не может признавать данное лицо юридическим иностранным только на том основании, что оно зарегистрировано за границей. Это утверждение вытекает из того, что все хозяйственно экономические и правовые связи ЮЛ установлены с государством пребывания, а не с государством регистрации

2. Критерий оседлости

Т.е. критерий места нахождения административного центра ЮЛ. Согласно этому критерию применимым правом будет право той страны, в которой находится главный административный центр компании.

Наибольшее распространение этот критерий получил в странах Континентальной Европы и Латинской Америки.

В доктрине иностранных государств различают 2 основных способа определения местонахождения административного центра:

§ Статуарная (формальная) оседлость. Она указывается в учредительных документах ЮЛ

§ Эффективная (реальная) оседлость. Она учитывает фактическое местонахождение административного центра в каждый отдельно взятый период времени.

Применение критерия статуарной оседлости в большинстве случаев приводит на практике к тем же результатам, что и использование критерия «места учреждения ЮЛ». Это связано с тем, что государство во время государственной регистрации лиц требуют указания юридического адреса на своей территории. Минусы и плюсы аналогичны критерию инкорпорации

Что касается критерия эффективной оседлости, то он взят за основу в Германии, Австрии, Португалии, Польше, Литве и Грузии. Впервые критерий появился в конце 19 века и был закреплен в Бельгийском законе «О торговых обществах». Основными недостатками данного критерия является сложность его применения, т.к. зачастую сложно определить фактическое местонахождение административного органа, либо проблемы могут быть связаны с выбором в пользу одного из органов управления, находящихся на территории различных государств.

Использование данного критерия часто порождает конфликты, которые влекут признания за ЮЛ нескольких национальностей, либо непризнания за ним национальности в принципе. Такие конфликты в свою очередь приводят к нарушению единообразия правоприменительной практики.

В целом, сравнивая 2 критерия (оседлости и инкорпорации) можно утверждать, что «критерий оседлости» направлен на обеспечение интересов страны, в которой действует ЮЛ. Тогда как критерий инкорпорации защищает интересы учредителей ЮЛ.

Основной смысл критерия оседлости можно свести к следующему утверждения: «Необходимо не допустить, чтобы в государстве действовали ЮЛ, которые не выполнили предписаний этого государства относительно учреждения ЮЛ

Факультативные критерии:

1) Критерий центра эксплуатации (места осуществления основной деятельности)

В данном случае применяется право того государства, на территории которого ЮЛ осуществляет свою основную, коммерческую или производственную деятельность. Как правило, этот критерий закрепляется в законодательстве развивающихся государств, которые тем самым стремятся обеспечить контроль над ЮЛ, осуществляющими деятельность на их территории. Такая коллизионная привязка используется в праве Египта и Туниса. Однако этот критерий находит субсидиарное применение в законодательстве достаточно развитых стран (п: Испания, Италия, Россия).

В Российском законодательстве данный критерий закреплен в статье 1211 ГК, и касается он определения права, применимого для договорных обязательств.

Главным недостатком этого критерия является его неопределенность и неустойчивость. ЮЛ может в течение короткого периода времени сменить несколько мест осуществления своей деятельности, а так же может осуществлять деятельность на территории нескольких государств одновременно. Таким образом, использование данной привязки с неизбежностью приведет к возникновению коллизионных конфликтов.

2) Критерий контроля (критерий государственной принадлежности участников ЮЛ)

Является наиболее обоснованным с политической и экономической точек зрения, однако несмотря на свои достоинства он не получил большого распространения вследствие неудобств в практическом применении. В частности невозможно применить данный критерий в отношении ЮЛ с многонациональным составом участников.

Помимо вышеназванных в разное время предлагались другие критерии определения национальности ЮЛ. Например место распространения акций компаний, места заключения договора об учреждении ЮЛ, места нахождения капитала организации.

Однако все эти критерии не получили признания и практической разработки.

Так же следует назвать принцип автономии воли ЮЛ.

Согласно данному принципу участники ЮЛ в момент его учреждения вправе самостоятельно определить национальную принадлежность своей организации. Однако данный принцип является несостоятельным, так как определение правового статуса лиц – это императивная возможность публичных субъектов. Учредители ЮЛ вправе использовать свою автономную волю только при решении вопроса о месте регистрации данного ЮЛ.

В России иностранными ЮЛ признаются те организации, которые были учреждены в иностранных государствах. При этом, участвую в гражданском обороте на территории России, иностранная компания одновременно подчиняется двум правопорядкам:

1) В соответствии со статьей 2 ГК на иностранную компанию будут распространяться нормы российского права, т.к. действующее гражданское законодательство не предусматривает каких либо изъятий по сравнению с требованиями для российских ЮЛ

2) С другой стороны ряд вопросов статуса иностранной организации будут регулироваться её национальным законом. Перечень этих вопросов содержится в пункте 2 статьи 1202 ГК

Так же законодательство России позволяет участвовать в гражданском обороте иностранным организациям, не обладающим статусом ЮЛ по национальному праву. Они будут признаны ЮЛ на территории России в том случае, если будут соблюдены требования российского законодательства (п: противоречие в определении статуса ЮЛ в отношении товарищества. В России все товарищества – ЮЛ, а вот в Германии или Италии – не все. Если немецкое товарищество придет на территорию России, то по российскому праву оно будет признаваться ЮЛ)

Вопрос о правоспособности компании, с которой российская организация вступает в договорные отношения, имеет важное значение для признания контракта действительным. Объем правосубъектности ЮЛ следует искать в учредительных документах компании, а так же в законодательстве соответствующего государства.

Правовой статус иностранной компании должен быть подтвержден выпиской из торгового реестра государства, либо иными эквивалентными доказательствами юридического статуса, признаваемыми в качестве таковых в соответствующем государстве. При этом следует иметь в виду, что все документы, исходящие от иностранного государства, должны быть легализованы.

Статья 1202 ГК устанавливает одну важную оговорку относительно право и дееспособности иностранной организации. Эта оговорка связана с полномочиями представителей ЮЛ на совершение юридически значимых действий. В частности при совершении сделки с российским лицом иностранное ЮЛ не может ссылаться на ограничение полномочий её представителя, если такое ограничение не известно праву российской стороны. Исключением из этого правила будет случай, когда контрагент по сделке знал о существующих ограничениях.

Иностранное ЮЛ вправе создавать на территории России свои филиалы и представительства. Эти вопросы решаются как по личному закону ЮЛ, так и на основе норм российского законодательства.

Согласно федеральному закону «Об иностранных инвестициях» филиал иностранного ЮЛ создается в целях осуществления на территории России той деятельности, которую ведет головная организация за пределами России. Кроме того филиал может быть создан и ликвидирован на основании решения головной организации.

Филиал иностранной организации должен получить аккредитацию в государственной регистрационной палате при министерстве юстиции. Для такой аккредитации необходимо представить учредительные документы головной организации, положение о филиале и другие документы, предусмотренные законом.

С момента аккредитации филиалу выдается разрешение на право осуществления деятельности в России. Однако в любом случае ответственность по долгам филиала будет нести головная организация.

Помимо филиалов иностранное ЮЛ может открывать свои представительства. Порядок их открытия и функционирования регламентируется положением о порядке открытия и деятельности представительств иностранных фирм, банков и организаций (30 ноября 1989г).

Согласно положению: «Представительство иностранного ЮЛ может быть открыто только на основе специального разрешения, которое выдается министерством экономического развития и торговли, министерством юстиции и ЦБ РФ».

В какой орган обращаться – зависит от цели и характера деятельности представительств. ЮЛ, заинтересованное в открытии представительства, должно подать письменное заявление, в котором указывается цель открытия представительства, помещается информация о деятельности самого ЮЛ а так же сведения о наличии деловых связей с российскими организациями. К заявлению прилагаются учредительные документы фирмы, выписка из торгового реестра (либо иной идентичный документ) а так же информация об уставном капитале иностранного ЮЛ.

Разрешение на открытие и функционирование представительства выдается на срок не более 3-х лет, однако закон предусматривает возможность продления разрешения.

В нём указываются:

§ Цель и условия открытия представительства

§ Срок действия разрешения

§ Количество сотрудников из числа иностранных граждан

Свою деятельность представительство осуществляет в соответствии с российским законодательством, однако ответственность за его действия несет иностранная компания.

Иностранные кредитные организации в праве открывать свои представительства только с разрешения ЦБ РФ. При этом подобное представительство не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, а создается с целью оказания консультационных услуг своим клиентам.

Открыть представительство на территории России может только та кредитная организация, которая в своей стране функционирует не мене 5 лет и имеет устойчивое финансовое положение.

Помимо иностранных ЮЛ на территории России функционируют международные хозяйственные объединения.

Они создаются государствами на основе международного договора с целью извлечения прибыли. Примером таких организаций являются межгосударственные финансово-промышленные группы, которые создаются на основе специальных межправительственных соглашений.

Особое развитие транснациональные финансово-промышленные группы получили в рамках СНГ. Другие формы международных хозяйственных объединений предусмотрены законодательством Европейского союза. В частности можно назвать Европейские объединения и Европейские компании.

Европейские объединения создаются с целью оказания экономической помощи своим участникам. Такое объединение не имеет собственного уставного капитала, а ответственность по его долгам несут его участники солидарно.

Европейские компании являются аналогами национальных акционерных обществ, и за ними признается статус самостоятельного ЮЛ.

На сегодняшний день ни в литературе ни в законодательстве не выработано единого подхода к природе феномена «Транснациональной корпорации».

Отдельные теории подчеркивают только отдельные аспекты в деятельности транснациональных корпораций, при этом не претендую на полномасштабную характеристику явления.

В современной экономической литературе транснациональная корпорация характеризуется как фирма, осуществляющая основную часть своих операций за пределами страны в которой она зарегистрирована. Однако данное определение непригодно с правовой точки зрения.

С правовой точки зрения транснациональная корпорация не является единым субъектом права, а представляет собой совокупность формально-самостоятельных ЮЛ, созданных в соответствии с законодательством различных стран.

В качестве главного критерия определения «транснациональной корпорации» следует применять признак единого управления при наличии нескольких правосубъектных образований в структуре транснациональной корпорации.

В настоящее время выделяются 2 основные разновидности Т-Н корпораций:

1) Группы, основанные на системе участий

Речь идет об институциональных Т-Н корпорациях. В их основе лежит участие материнской компании в уставном капитале дочерних организаций. Соответственно из преобладающего участия в уставном капитале вытекает возможность назначения большинства членов органов управления дочерних компаний.

2) Группы, связанные договорными отношениями

Договорные Т-Н корпорации. В их основе лежат договоры подчинения, которые дают основной компании право определять основные решения, принимаемые подконтрольными компаниями. Однако подобные договоры запрещены антимонопольным законодательством ряда государств. Соответственно их заключение не порождает юридических последствий. В этом случае компания скрывает свои отношения путем заключении договоров простого товарищества, либо договоров франчайзинга.

Основной проблемой определения применимого права к Т-Н корпорациям является тот факт, что на национальном уровне урегулировать деятельность этих компаний не представляется возможным, так как изначально провозглашается, что таким организации имеют наднациональную природу. Таким образом необходимо проводить материально-правовую унификацию деятельности транснациональных корпораций на международном уровне. В данном направлении лидируют государства Европейского Союза. На уровне ЕС ещё в 1883г была принята седьмая директива совета министров ЕС «О сводных счетах групп компаний». Данная директива устанавливает подробный анализ и правовое регулирование порядка деятельности и отчетности Европейских Хозяйственных Объединений. При этом формулировки директивы отражают компромисс между юридическим и экономическим подходами к пониманию природы Т-Н корпораций.

Добавить комментарий