21. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЦ, ОТБЫВШИХ НАКАЗАНИЕ
Освобождение от отбывания наказания влечет за собой отмену всех правоограничений уголовного наказания. Лица, отбывшие наказание, несут обязанности и пользуются правами, которые установлены для граждан РФ, с ограничениями, предусмотренными федеральным законом для лиц, имеющих судимость. Уголовно-правовые последствия судимости определяются УК РФ.
Состояние судимости возникает у лица, осужденного за совершение преступления, со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу и продолжается до момента погашения или снятия судимости. Юридическое значение судимости: она выступает основанием применения некоторых правоограничений, предусмотренных законодательством. Правоограничения подразделяют на две группы: уголовно-правовые и общеправовые. 1. Согласно УК РФ судимость учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания. 2. Общеправовыми последствиями называют установленные нормами иных федеральных законов ограничения в отношении лиц, имеющих судимость (например, при принятии на службу в правоохранительные органы). В сферах деятельности, где отсутствуют подобные ограничения правовой статус лиц, отбывших наказание, не отличается от правового положения других граждан.
Основная цель контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания, – помочь освобожденному адаптироваться в новых для него условиях, оказать содействие в решении возникающих вопросов, предотвратить рецидив, который чаще всего наблюдается в первое время после освобождения Контроль осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих – командованием воинских частей и учреждений. Таким специализированным государственным органом является уголовно-исполнительная инспекция. Контроль за освобожденными от отбывания наказания осуществляют еще и органы внутренних дел.
Срок контроля за условно-досрочно освобожденным равен неотбытой части срока наказания.
Правовые последствия нарушения условий освобождения различаются в зависимости от характера нарушения, допущенного условно-досрочно освобожденным. Так, если лицо совершило нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклонилось от исполнения обязанностей, возложенных на него судом в течение оставшейся неотбытой части наказания при применении условно-досрочного освобождения суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции (для военнослужащих – командования воинской части или учреждения) может вынести постановление об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся неотбытой части наказания.
В случае если лицо совершило преступление по неосторожности, вопрос об отмене либо о сохранении условно-досрочного освобождения решается судом. В том случае, когда совершенное преступление является умышленным, суд отменяет условно-досрочное освобождение и назначает наказание по совокупности приговоров. По этим же правилам назначается наказание в случае совершения преступления по неосторожности, если суд отменяет условно-досрочное освобождение.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Лица, отбывшие наказание, несут обязанности и пользуются правами, которые установлены для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными федеральным законом для лиц, имеющих судимость.
Комментарий к статье 179
1. Освобождение от отбывания наказания (основного и дополнительного) означает отмену всех правоограничений, вытекающих из содержания назначенного наказания. В то же время из текста уголовного закона (ст. 86 УК РФ) следует, что сам факт осуждения лица за совершение преступления к определенному наказанию либо факт осуждения и отбытия им определенного наказания в предусмотренных нормами права случаях порождает особое правовое положение (состояние) осужденного (освобожденного), именуемое судимостью. Юридическое значение судимости заключается в том, что она выступает основанием применения некоторых правоограничений, предусмотренных федеральными законами. Как правило, лицо, отбывшее наказание, считается имеющим судимость в течение времени, продолжительность которого зависит от характера совершенного преступления и вида отбытого наказания.
В соответствии со ст. 86 УК РФ, лица, осужденные к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, считаются судимыми в течение трех лет после отбытия наказания, а лица, осужденные к лишению свободы за тяжкие преступления, — в течение шести лет после отбытия наказания. Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, данный человек считается судимым в течение срока, исчисляемого исходя из фактически отбытого наказания, т.е. с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказания.
2. В юридической литературе правоограничения, вытекающие из судимости, обычно подразделяют на две группы: уголовно-правовые и общеправовые.
Уголовно-правовыми последствиями судимости называют предусмотренные нормами уголовного права правоограничения, применяемые в случае совершения лицом, освобожденным от наказания, нового преступления. В соответствии с ч. 1 ст. 86 УК РФ судимость учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания. Например, наличие судимости при определенных условиях, указанных в законе, может повлечь признание рецидива опасным либо особо опасным. Это, в свою очередь, влияет на квалификацию преступления, вид и размер наказания, вид исправительного учреждения при осуждении к лишению свободы, ограничивает возможности условно-досрочного освобождения от наказания и т.д.
3. Общеправовыми последствиями судимости называют предусмотренные нормами не уголовного, а иных федеральных законов правоограничения для лиц, имеющих неснятую или непогашенную в установленном порядке судимость. Они имеют ярко выраженную предупредительную направленность, из-за чего их иногда называют «криминологическими». Например, согласно ст. 19 Закона от 18 апреля 1991 г. «О милиции» не могут быть приняты на службу в милицию граждане, имеющие либо имевшие судимость; ст. 13 Закона РФ от 20 мая 1993 г. «Об оружии» запрещает выдачу разрешений (лицензий) на приобретение охотничьего и иного не боевого предназначения оружия лицам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления.
4. В соответствии с ч. 6 ст. 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Погашение или снятие судимости может быть осуществлено:
— автоматически по истечении сроков, предусмотренных ч. 3 данной статьи;
— решением суда по ходатайству осужденного в порядке ч. 5 той же статьи уголовного закона;
— актом помилования Президента РФ (ч. 2 ст. 85 УК РФ).
Порядок рассмотрения ходатайств о помиловании в виде снятия судимости предусмотрен Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500. Такое ходатайство подается заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Федерации. Дальнейшая процедура его рассмотрения та же, что и для осужденных (более подробно см. комментарий к ст. 176 УИК РФ).
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ
© Пляскина К.С.*
Забайкальский государственный университет, г. Чита
В данной статье рассматривается вопрос о правовом положении лиц, отбывающих наказание. Разграничиваются юридические категории «правовое положение» и «правовой статус». А так же рассмотрены подходы для более эффективного развития правового статуса лиц, отбывающих наказания, в современных условиях.
В условиях демократических преобразований Российская Федерация 28 февраля 1996 г. вступила в Совет Европы и приняла Декларацию прав и свобод человека и гражданина, тем самым приняв на себя обязательства по существенному реформированию отечественного законодательства, и в первую очередь в вопросах соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина . В данном контексте актуализируется проблема обеспечения законности и соблюдения прав человека, в том числе, в уголовно-исполнительной системе в отношении осужденных.
Определение оптимального уровня государственного принуждения, применяемого к осужденным, с одной стороны, гарантий обеспечения их прав и законных интересов, с другой, возможно в рамках разработки правового положения лиц, отбывающих наказания, представляющего собой закрепленную нормами права систему субъективных прав, законных интересов и обязанностей осужденных, возникающих в результате ограничения, сохранения, конкретизации и дополнения общего правового статуса граждан.
Вопрос о правовом положении лиц, отбывающих наказание, в уголовно-исполнительной системе является краеугольным камнем современной российской уголовно-исполнительной политики, без реализации которого фактически невозможны эффективная деятельность уголовно-исполнительной системы и достижение целей наказания.
* Студент.
Рассмотрение понятий «правовое положение» и «правовой статус» осужденных, которые остаются дискуссионными в научных кругах, что объясняется сложностью исследуемых правовых явлений, привлекает к себе пристальное внимание большого количества ученых.
Обращаясь к базовым понятиям правового положения и статуса личности, в литературе встречается мнение, согласно которому, данные понятия тождественны. Баранов В.М. считает выделение этих юридических категорий в качестве самостоятельных безосновательным, не обладающим ни теоретической ценностью, ни практической значимостью. Подобный подход является искусственным и обусловлен желанием исследователей наполнить новым содержанием имеющиеся теоретические разработки в данной области.
Логичным представляется мнение ученых о рассмотрении данных понятий как сложных явлений правовой действительности, объединяющих множество элементов. Так, М.С. Строгович, помимо традиционно включаемых в них прав и свобод, юридических обязанностей и законных интересов, причислял к элементам правового положения также правовые гарантии и правовую ответственность, Л.Д. Воеводин — правоспособность, принципы права, гражданство и гарантии реализации прав и обязанностей.
Наиболее объективной и аргументированной представляется точка зрения Н.В. Витрука, разграничивающая юридические категории «правовое положение» и «правовой статус». По его мнению, в содержание правового статуса входят права и свободы, юридические обязанности и законные интересы личности. Понятие же правового положения включает в себя такие понятия, как: гражданство и правосубъектность, выступающие в качестве необходимых предпосылок правового статуса, сам правовой статус, а также юридические гарантии прав и свобод личности .
Статья 10 УИК РФ устанавливает основы правового положения осужденных, а именно осуждение лица не влечет потерю гражданства (ст. 6 Конституции РФ, ст. 15 Всеобщей декларации прав человека), а следовательно, и лишение общеправового гражданского статуса, что имеет важное морально-политическое значение. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что с одной стороны, государство не отказывается от своих осужденных граждан, оно уважает и охраняет их права, свободы и законные интересы, а с другой, осуждение лица к лишению свободы влечет за собой трансформацию некоторых элементов их общего правового положения, в том числе конституционных обязанностей, что обусловлено изменением порядка осуществления данных элементов или вовсе их утрате.
Конституция РФ определяет и общий подход к закреплению правового статуса осужденных. Во-первых, это сохранение за осужденными общегражданского правового статуса с определенными изъятиями и ограничениями. Отсюда следует, что правовое положение осужденных закрепляется не только нормами УК РФ и УИК РФ, но и всеми законами, которые устанавливают права и обязанности граждан Российской Федерации.
Во-вторых, четко определены источники ограничения прав и свобод -это федеральные законы (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Следовательно, ограничения прав и свобод осужденных не могут устанавливаться законами субъектов РФ и подзаконными нормативными правовыми актами, тем более постановлениями или распоряжениями администрации исправительного учреждения.
Таким образом, осужденные, отбывающие уголовное наказание, обладая особым правовым статусом, обязаны испытывать на себе определенные лишения, выраженные в форме ограничений их прав и свобод на период отбытия установленного судом наказания. При этом следует учитывать то существенное обстоятельство, что осужденные не лишаются правового статуса гражданина РФ. Следовательно, судить о полной вынужденной ликвидации дееспособности осужденных невозможно. Речь может идти лишь об ограничении правовых возможностей, степень которого индивидуализируется законодателем и применяется судом в полной зависимости от обстоятельств, влияющих на вид и размер наказания.
Развитие правового статуса лиц, отбывающих наказания, в современных условиях невозможно без совершенствования правовых средств его охраны. Поэтому наряду с уже имеющимися традиционными правовыми средствами реализации охраны правового статуса осужденных (прокурорский надзор, ведомственный и общественный контроль), которые зачастую становятся неэффективными, необходимо развитие новых.
В принятой «Концепции развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации до 2020 года» акценты расставляются на развитие функции воспитания, привития осужденным трудовых навыков с целью их дальнейшей ресоциализации в обществе. В соответствии с этим государственные унитарные предприятия исправительных учреждений реорганизовываются в новые структурные подразделения: центры трудовой адаптации осужденных и учебно-производственные мастерские.
Также необходимо упомянуть и международный контроль, реализация которого в законодательстве и правоприменительной практике, исходя из признанных Российской Федерацией международных соглашений, в частности Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинств видов обращения и наказания является важнейшей задачей .
Развитие национальных средств контроля связано, в первую очередь, с повышением роли суда в обеспечении прав и законных интересов осужденных, выполнении осужденными возложенных на них обязанностей. Эта задача может быть решена путем введения нового специализированного судебного органа — суда по исполнению наказаний (пенитенциарного суда).
Требуется совершенствование прокурорского надзора, особенно в плане расширения предмета правового регулирования и принятия нового уголовно-исполнительного законодательства. Кроме того, следует исключить широко распространенную практику согласования прокуратурой ведомственных нормативных актов в области исполнения наказаний, как института, способствующего появлению противоречий между законом и подзаконными актами.
Особое внимание следует уделить дальнейшему развитию общественного контроля как в его традиционных (наблюдательные комиссии), так и нетрадиционных формах, включая деятельность неправительственных международных и национальных правозащитных организаций (Международная Амнистия, Общественный центр содействия гуманизации пенитенциарной системы и пр.), а также средств массовой информации.
Поскольку реализация изложенных положений определяется уровнем экономического и социально-политического развития страны, поэтому ряд предложений могут быть реализованы по мере создания для этого необходимых экономических и социально-политических условий.
Таким образом, под правовым положением гражданина понимается совокупность, закрепленных законодательством РФ прав и обязанностей личности в среде ее существования. Правовым статусом гражданина охватываются также гарантии государства в предоставлении гражданину возможности пользоваться правами, закрепленными в законодательстве, и гарантии исполнения гражданином возложенных на него обязанностей. Одной из таких гарантий является наказание граждан, не исполняющих предписаний законов надлежащим образом.
Список литературы:
1. Басков В.И. Правовой статус осужденных // Правоведение. — 1978. -№2. — С. 57-63.
2. Всеобщая Декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года // Российская газета. — 05.04.1995.
3. Витрук Н.В. Гражданство как правовая связь личности с государством // Проблемы государства и права. — М., 1976. — С. 72-84.
4. Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой ООН 9 декабря 1975 г. . — Режим доступа: www.echr-base.ru/torture_oon.jsp.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
8. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принята резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 года . — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conven-tions/torture.shtml.
9. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, приняты на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 году, и одобрены Экономическим и Социальным Советом в его резолюциях 663 С XXIV) от 31 июля 1957 года и 2076 (ЬХП) от 13 мая 1977 года . — Режим доступа: www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/prison.shtml.
О КРИМИНОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОГО РЕЦИДИВА КАК ЭЛЕМЕНТА ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОЙ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
© Хоменко Т.С.*
Забайкальский государственный университет, г. Чита
В данной статье рассмотрено понятие постпенитенциарного рецидива, его сущность и признаки. Выявлен средний уровень постпенитенциарного рецидива преступлений, среди освобожденных из исправительных учреждений общего и строгого режимов, в течение трех лет после освобождения. Предложены формы противодействия постпенитенциарной рецидивной преступности.
Под предупреждением преступного поведения в узком смысле слова можно понимать целенаправленную деятельность государственных учрежде-
* Студент.
Российская Академия Правосудия Центральный филиал
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
г. Воронеж
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Уголовно-исполнительное право»
вариант 8
Выполнила:
студентка 4 курса
группы ЦЗЮ 1-03
Тукаленкова Ю.В.
1. Понятие и содержание правового положения лиц, отбывающих уголовные наказания
2. Особенности правового положения лиц, отбывающих лишение свободы
3. Исправительные колонии особого режима: назначение и условия отбывания наказания
Список нормативных правовых актов и учебной литературы
Понятие и содержание правового положения лиц, отбывающих уголовные наказания
Под правовым положением гражданина понимается совокупность урегулированных нормами права прав и обязанностей личности в обществе и государстве; под правовым статусом осужденного понимается совокупность прав и обязанностей, которыми он наделен на период отбывания определенного вида уголовного наказания и на срок судимости.
Государство гарантирует охрану и защиту прав и законных интересов осужденных.
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний (ч. 1 ст. 10 УИК РФ).
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Правовым основанием для частичного или полного лишения определенных прав и свобод человека и гражданина или их существенного ограничения является ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Ограничение в правах лиц, отбывающих уголовное наказание, выражается в одной из следующих форм:
— лишение осужденного возможности пользоваться отдельными правами, предоставленными остальным гражданам (например, право свободного передвижения);
— установление ограничений, в рамках которых разрешается пользоваться отдельными правами (например, частичный запрет осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, пользоваться собственностью);
— предписание выполнения обязанности, не возлагаемой на других граждан, в которой реализуются элементы государственного принуждения (например, необходимость работать в том месте, куда осужденный к ограничению свободы будет направлен администрацией исправительного центра — ст. 50 УИК РФ).
Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом (например, осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, не могут быть призваны в армию, не избирают и не могут быть избранными, лично не воспитывают своих детей).
Составной частью правового статуса осужденного является совокупность специальных прав, которыми он пользуется в процессе отбывания наказания. При исполнении наказания таким лицам гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с учетом изъятий и ограничений, установленных законодательством.
Осужденные — иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (ч. З ст. 10 УИК РФ).
Правовой статус осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства определяется исходя из их правового статуса на территории России с учетом положений международных договоров Российской Федерации с государством, к которому принадлежит данный иностранный гражданин, в соответствии с признанными нормами международного права в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными, а также нормами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
Законность применения на практике средств исправления осужденных и правовая защита этих лиц обеспечиваются системой гарантий, включающей в себя: право осужденных направлять предложения, заявления, жалобы и порядок их рассмотрения; контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления; судебный и ведомственный контроль, прокурорский надзор, общественный контроль за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания; возможность посещения иными лицами этих учреждений и органов.
Правовое положение осужденных в российском уголовно-исполнительном законодательстве формулируется исходя из общих принципов положения человека и гражданина в обществе и государстве, подлежащего защите с учетом требований международных стандартов обращения с осужденными.
В основу правового положения осужденных закладываются четыре фундаментальных положения:
1) права человека и гражданина, закрепленные в Конституции и других конституционных и иных законах РФ;
2) права и ограничения, содержащиеся в уголовно исполнительном законодательстве и иных нормативных правовых актах, касающихся исполнении уголовных наказаний;
3) права осужденных и правила обращения с осужденными, содержащиеся в международных стандартах;
4) содержание наказания, личностные характеристики осужденного.
2. Особенности правового положения лиц, отбывающих лишение свободы
Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта РФ. В последнем случае речь идет прежде всего о направлении осужденных в колонии-поселения, о переводах, связанных с просьбами тех родственников осужденных, которые проживают на территории других субъектов РФ. Вопросы эти решаются индивидуально, с учетом всех факторов, обусловливающих необходимость такого перевода. При отсутствии по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются в ближайшие исправительные учреждения, расположенные на территории данного субъекта РФ, либо по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории ближайшего субъекта РФ, в котором имеются условия для их размещения.
Осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные, а также осужденные — иностранные граждане и лица без гражданства направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.
Указанные категории лиц не занимают в общем составе осужденных значительного места. Поэтому в отношении них (за исключением осужденных несовершеннолетних) нецелесообразно создание специализированных исправительных учреждений на территории каждого субъекта РФ. Поэтому закон гласит: указанные выше категории осужденных направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений. Для несовершеннолетних осужденных концепция реформирования уголовно-исполнительной системы предусматривает создание исправительных учреждений на территории всех субъектов РФ. Однако для этого потребуются средства и время. Исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше 6 месяцев, оставленных в изоляторах с их согласия (ч. 1 ст. 74 УИК РФ).
Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима.
В колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, умышленные преступления небольшой и средней тяжести, а также осужденные, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов (ч. 3 ст. 74 УИК РФ). В исправительных колониях общего режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести и тяжких преступлений, а также лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше 5 лет, а также осужденные женщины (ч. 4 ст. 74 УИК РФ).
В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений; при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы (ч. 5 ст. 74 УИК РФ).