Правовое положение сословий по соборному уложению 1649

В официальных документах середины века настойчиво звучали жалобы на увеличение числа «разбойников», которые нападали на помещичьи деревни, уничтожали документы, где закреплялись права феодалов на земли и крестьян. Соборное Уложение 1649 г., выполняя требования дворянства, специально ввело гл. 11 «Суд о крестьянах», в которой были отменены урочные лета, сыск беглых крестьян стал бессрочным. Статьи 1, 2 гл. 11 гласили, что бежавший крестьянин разыскивался в течение всей жизни и возвращался вместе с детьми. За прием беглых устанавливалась санкция по 10 руб. в год за каждого крестьянина в пользу истца. Крестьянин по своему положению приближается все более и более к холопам. Статья 13 гл. 11 предоставила феодалу право разлучать родителей и детей, крепостных. Статьи 3,9, 34 гл. 11 указывают также на бесправие крестьян: «…Мужья дочерей, сестер и племянниц беглого крестьянина, не принадлежащие его законному хозяину, остаются у своего вотчинника или помещика».

В ст. 34 был ярко выражен взгляд на крестьянина как на вещь: «…Принадлежность его к тому или иному владельцу решалась жребием, проигравший помещик вознаграждался деньгами».

В ст. 7, 24, 34 гл. II проявляется тенденция к превращению личности крестьянина в товар.

«Если вотчинник купил вотчину вместе с беглыми крестьянами, которые должны быть возвращены их собственнику, то покупатель вправе требовать с продавца возмещения убытка. Убыток же не возмещается передачей покупателю равноценного «имущества» — крестьян продавца вотчины. Крестьянин становится таким товаром, на который установлена твердая цена — 4 руб., а имущество в среднем оценивалось в 5 руб. Из этого положения исходил суд, если невозможно было вернуть, крестьянина или его имущество на натуре или доказать его фактическую стоимость.

Статьи 10, 23 гл. 11 устанавливают ответственность за прием беглых крестьян, бежавших послеСоборного Уложения 1649 г.

Землевладельцы, принимавшие беглых, были обязаны не только вернуть их, но и уплатить законному владельцу крестьян определенную сумму. При этом устанавливается судебный порядок («по суду и сыску») разрешения споров о возвращении крестьян.

«За убийство крестьянина феодал подвергался тюремному заключению, а в качестве возмещения убытков пострадавшему от потери крестьянина феодалу он отдавал из своего хозяйства лучшего крестьянина с женой и детьми».

По Соборному Уложению 1649 г. крестьянин окончательно был превращен в собственность владельца, который мог распоряжаться трудом, имуществом, самой личностью крестьянина и даже его семьей (ст. 18 гл. 11).

При изучении правового положения крестьян нужно иметь в виду, что Уложение, не вмешиваясь во многие отношения феодалов с крестьянами, оставляет полный простор для произвола вотчинников и помещиков. Так, например, в Уложении нет норм, регламентировавших размер крестьянских повинностей.

Законодательные нормы о крестьянах представлены в 17-ти наиболее важных разделах Уложения, о чем свидетельствует табл. 1.

Итак, 111 статей в 17 главах Уложения упоминают о крестьянах. Уложение вводит специальную гл. 20 «О кабальных холопах».

Институт холопства ведет свое начало со времени Древнерусского феодального государства. В «Русской Правде», Судебнике 1497 г. Царском Судебнике 1550 г. имеются упоминания о холопах.

Соборное Уложение сохраняет деление холопов на полных, докладных, старинных и кабальных, отличавшихся степенью зависимости. Все холопы, кроме кабальных, были «крепки» своим господам .в течение всей жизни и с семьей переходили по наследству родственникам умершего холоповладельца.

Основным источником пополнения кабальных холопов были незакрепощенные элементы общества. В статьях 7, 8, 16, 25 гл. 20 говорится этом. Купленные татары также пополняли холопов.

Вместе с тем Уложение строго регламентировало источники пополнения кабального холопства.

Кабальные холопы находились в зависимости у своих господ в течение срока, установленного кабальной грамотой. Дети кабального холопа по наследству не передавались.

Уложение 1649 г. всесторонне регламентировало процесс оформления зависимости по служилой кабале. Холопий приказ обязан был строго проверять место рождения, происхождение и род занятий холопов.

Лицу, ставшему кабальным холопом, выплачивалось «жалование» (ст. 78 гл. 20). Особенностью правового положения кабального холопа была зависимость от господина до его смерти (ст. 63 гл. 20). Запрещалось включать кабальных холопов в грамоты, передать их в приданое или по завещанию (ст. 61 гл. 20).

Экономической основой бесправия холопов в отличие от крестьян было отсутствие у них собственности.

Если в Уложении с крестьянами неразрывно связано понятие о «животах» (возврат крестьянина из бегов вместе с животами), то в отношении холопов это понятие предусматривало платье, в котором бежал холоп от господина (ст. 93 гл. 20). «А кто у кого поймается за холопа, и на том холопе за платье приведет его в Холопий приказ… то поличное платье отдавати истцом, а по суду и по сыску меж им указ учинить».

Уложение всесторонне регламентировало процесс оформления зависимости по служилой кабале и не создавало исключения из правил наследования кабальных холопов применением к ним старого принципа: по холопу — раба, по рабе — холоп (ст. 31 гл. 20). Брак кабального холопа на вольной женщине делал ее холопкой по мужу (ст. 85 гл. 20).

В процессе становления и развития Русского централизованного государства складывалось сословие посадских людей, живших на государевой земле и несших повинности в пользу государства. Посад был особой сферой приложения феодального права.

Соборное Уложение 1649 г. впервые в истории русского феодального законодательства посвятило посаду и посадским людям специальную главу 19. Они платили в пользу государя оброк с дворов, лавок, которыми владели, и несли ряд других повинностей, выражавшихся в постройке городских укреплений в предоставлении лошадей для гоньбы и т. д. Часть улиц и домов в посадах принадлежала частным, духовным и светским лицам — все эти слободы носили название белых слобод, или белых мест. Они освобождались от царского тягла, т. е. находились в привилегированном положении по сравнению с посадским тягловым населением.

Соборное Уложение урегулировало правовое положение посадского населения и прежде всего прикрепило его к данному посаду.

«Если дочь посадского человека или вдова уйдет из посада и выйдет замуж за кабального человека или крестьянина…, то они вместо с мужем и детьми возвращаются в посад и зачисляются в тягло (ст. 38 гл. 19). Статьи 94-97 гл. 19 определяли порядок возвращения в тяглое состояние посадских людей, а ст. 35-36 — правила ведения посадскими людьми торговых операций в городах.

Итак, закон о прикреплении посадских людей к посаду с запрещением его покидать получил в Уложении законченное выражение.

Посад замыкался в сословные рамки, неприкосновенность которых гарантировалась законом.

Главное внимание в Уложении уделялось закреплению привилегированного положения феодалов, четко представлена феодальная иерархия (ст. 91,93гл. 10) и зависимость от нее поместного оклада.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В феодальном обществе право в своем развитии проходит три стадии: относительно единое право, партикулярное и унифицированное. Каждая из этих фаз отвечает определенному уровню развития производственных отношений и политической надстройки. Стадия унифицированного права возникает в процессе становления единого государства, В России она отмечена возникновением единых кодексов национального права — Судебников 1497, 1550 гг. и — как вершины процесса — Уложения 1649 г.

Уложение возникло в пору значительной по масштабам законодательной деятельности царского правительства, приходящейся на второе—пятое десятилетия XVII в. Уложение 1649 г. — качественно новый в истории феодального права России кодекс, значение которого состоит прежде всего в дальнейшей разработке системы феодального законодательства. В нем представлено право, выражающее коренные интересы господствующего класса и регулирующее в масштабе всей страны многие процессы социально- экономической, политической и правовой сфер феодальной России. Тем самым в значительной мере были преодолены остатки партикуляризма, свойственные предшествующему периоду. Преобладающей формой права стал закон, который в заметной мере потеснил и подчинил себе обычное право.

Другой аспект всеобщности закона выражен в словах предисловия к Уложению: «… чтобы… суд и расправа была во всяких делех всем ровна», — под которыми следует понимать всеобщее подчинение государственному суду и закону. Но закон не был одинаков для всех сословий. Право-привилегия для феодального класса остается доминирующим принципом Уложения.

Проведение же принципов территориальной и посословной общности права в период до Уложения в условиях ограниченных сфер действия письменных законов, выраженных главным образом в форме многочисленных, исходящих от разных инстанций указов, было невозможно. Введение единого и напечатанного кодекса законов не только отвечало возросшим задачам феодальной государственности, но и делало возможным унификацию и упорядочение феодального судоустройства и судопроизводства в масштабах всей страны. Сказанное касалось всех сфер общественной жизни феодальной России, начиная от землевладения и правового положения классов и кончая политической и правовой надстройками.

Маркс и Энгельс определяли феодальную собственность на землю как собственность сословную, корпоративную, иерархическую. Эти ее черты объясняют отсутствие единого права собственности для всех классовых групп, что видно из Уложения. Даже в отношении земельной собственности права менялись в зависимости от того, была ли земля «отчиной», «куплей», приданым и т. п., не говоря уже о различии прав на вотчины и поместья. Вместе с тем, закрепляя прежние и открывая новые аспекты сближения поместья с вотчиной и их взаимопроникновения (мена поместий на вотчины, продажа поместий в вотчины), Уложение способствовало расширению и укреплению социальной базы феодального строя России.

В той мере, в какой Уложение открывало выход поместьям в вотчины, оно смотрело вперед; в той мере, в какой оно ограничивало этот процесс п гарантировало правовую неприкосновенность поместья, Уложение отражало текущие потребности, продиктованные внутриполитической п внешнеполитической обстановкой первой половины XVII в. В целом Уложепие 1649 г. послужило круппой иехой па пути развития феодальпого вотчинного и поместного права в направлении укрепления феодальных прав на землю и создания единого права феодальной поземельпой собственности.

В полном соответствип с поземельным правом складывался правовой статус крестьянства. Монопольное право владения крестьянами закреплялось в Уложении за всеми категориями служилых чипов по отечеству. Закон о наследственном (для феодалов) п потомственном (для крепостных) прикреплении крестьяп с вытекающим отсюда правом бессрочного сыска беглых, распространенный как па частновладельческих, так и на черносошных крестьян и бобылей, еще более закабалил феодально зависимых людей. Уложением узаконена целая система документальных оснований крепостной зависимости и рыска* беглых крестьян. В то же время признание экономической связи феодального владения с крестьянским хозяйством нашло выражение в защите законом имущества и жизни крестьянина от произвола феодала.

В части гражданских дел, касающихся личных имущественных прав, и в уголовных делах крестьяне оставались субъектом права. Крестьянин мог участвовать в процессе в качестве свидетеля, быть участником повального обыска. Таким образом, Уложение 1649 г., завершив юридическое оформление крепостной зависимости, одновременно стремилось замкнуть крестьянство в сословных рамках, запрещало переход в другие сословия, законодательно в какой-то степени ограждая от своеволия феодалов. Это обеспечивало для той поры устойчивое равновесие и функционирование всей феодально-крепостнической системы.

Уложение 1649 г. включает обширный свод законов холопьего права, составляющий важнейшую часть права феодальной России. Кодекс отразил завершение процесса отмирания прежних категорий холопства и вытеснения их кабальным холопством. А это последнее, будучи также обречено на отмирание в относительно близком будущем, в XVII в. продолжало быть средством мобилизации феодальной системой свободных элементов общества. Одним из каналов такой мобилизации стало добровольное холопство. Вместе с тем кодекс холопьего права был создан в ту лору, когда холопство уже проделало заметный шаг в направлении слияния с крепостным крестьянством. И все же доминирующей оставалась линия Уложения на консолидацию холопьего сословия, на укрепление его сословных рамок в эпоху наибольшей консолидации основных классов-сословий феодального общества. Этим определялось обособленное положение кабальных холопов, продолжавших играть важную роль в социальной структуре общества.

В определении правового положения сословия посадских людей Уложение в значительной мере опиралось на законодательство 20—40-х гг., принятое в ходе так называемого посадского строения. Уложение закрепило за посадскими людьми монопольное право владения и распоряжения дворами и торгово-ремесленными заведениями на посада^, но в то же время прикрепило их к посаду и тяглу. Другие прослойки городского населения — служилые люди по прибору и гостиная и суконная корпорации торговых людей — несли государственное тягло в том случае, если имели торговые и промысловые заведения на посадах, но могли продать их посадским людям и тем самым освободиться от тягла. Положение посадских людей, таким образом, в сравнении с положением этих групп было приниженным, и хотя они получили удовлетворение своих сословных требований в форме почти полной ликвидации боярских и монастырских слобод и промысловых заведений на территории посадов, Уложение, однако, еще более вводило развитие городов в рамки крепостнических отношений и Подчиняло это развитие интересам феодального государства. Посад замыкался в сословцые рамки, неприкосновенность которых гарантировалась законом.

Правовое положение основных феодально-зависимых сословий — крестьян поместно-вотчинных и черносошных, холопов, посадских людей — показывает, что в России к середине XVII в. на базе сословной замкнутости сложилась общегосударственная система крепостного права.

Соответственно этому Уложение закрепляло права и привилегии господствующего класса феодалов под эгидой дворянства. Интересы дворянства сыграли важную роль в формировании многих закопов относительно землевладения, крестьянства, судопроизводства. Еще В. О. Ключевский отметил, что в Уложении «главное внимание обращено на дворянство, как на господствующий военно-служилый и землевладельческий класс; без малого половина всех статей Уложения прямо или косвенно касается его интересов и отношений. Здесь, как и в других своих частях, Уложение старается удержаться- на почве действительности». В сущности и декларация Уложения — «всяких чинов людем от большаго и до меныпаго «чину суд и расправа были во всяких делех всем ровна» — есть прежде всего стремление пойти на — встречу требованиям дворян в части равных законов и суда для бояр и дворянства. Уложение во многих отношениях осуществило это равенство, хотя и не во всем. Привилегированная часть боярства (прежде всего члены Боярской думы) подсудны суду царя. И все же с Уложением связан определенный шаг на пути превращения боярства как родовитого и обособленного слоя, стояв- шого над дворянством, в дворянскую^ знать XVII в., политически и по происхождению в значительной мере связанную с дворянством. Сказанное позволяет заключить, что Уложение 1649 г. отразило через призму закона заметный этап процесса консолидации основных классов-сословий России периода развитого феодализма: крестьянства, посддских людей — горожан — и господствующего класса под эгидой дворянства.

Уложение 1649 г. впервые в — истории русского законодательства дало наиболее полное выражение статуса власти царя в условиях перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму. В кодексе раскрыт состав государственного аппарата центрального (царь, Боярская дума, приказы) и на местах (воеводское управление, губные старосты и их аппарат). Нормы, регулирующие деятельность центральных учреждений, представлены преимущественно в части судопроизводства.

Уложение показывает, что феодальное государство — хотя и главпый, решающий, но пе единственный элемент политической организации феодального общества. Важную роль играет цер-т ковь, которой отведена отдельная глава, поставленная на .первое место. В интересах усиления царской власти Уложение подрывало экономическую мощь церкви, Лишив ее легальной возмоя*- ности увеличивать земельные владения, иметь слободы и торго- во-промысловые заведения в гбродах. Созданием Монастырского приказа ограничивались привилегии церкви в области управления и суда. Эта реформа не была последовательной. В руках патриарха оставались земельные владения и собственный суд, который, однако, был подчинен царю и Боярской думе. Вместе с тем Уложение брало под защиту закона вероучение церкви и сложившийся в ней чин службы, видя в их ослаблении падение авторитета церкви и ее влияния на массы.

В сфере местного управления Уложение отразило ведущее положение бюрократических звеньев воеводской власти, но в то же время показало, что низовой аппарат не был еще полностью оторван от населения и использовал институты и обычаи, свойственные общинному строю.

Наличие в политической организации России середины XVII в. элементов, формально не принадлежащих к органам государственного аппарата, не противоречило тому обстоятельству, что ведущей силой было феодальное государство. Отсюда получили в Уложении правовое оформление понятия государственного суверенитета, государственной безопасности, подданства и воинского долга. Впервые в истории русского законодательства дано систематическое описание государственных преступлений и определен процесс по ним. Таким преступлениям придан политический характер; они квалифицируются как измена государю и Русскому государству, а их целью признается стремление самому быть государем (самозванство).

В особый разряд выделены военные преступления, основными из которых считались переход на сторону неприятеля и любые формы сношений с ним. Впервые введено понятие умысла как стадии преступления и определено наказание за него. В этих разделах Уложения значительное место занимают нормы процессуального права по делам о политических преступлениях. Исходным процедурным моментом является извет — донос, возводимый в норму закона, обязательную для всего населения.

В Уложении получили значительную разработку вопросы материального и процессуального права и судопроизводства. Заметно стремление совершенствовать судебно-административную систему, оградить ее от злоупотреблений со стороны воеводского и судебного аппарата и обеспечить сответствующее законам решение судебных дел.

Правовая защита земельной собственности как собственности феодальной не исключала защиты земельных владений крестьян — непременного условия сельскохозяйственного производства в феодальном обществе. В сфере защиты земельной собственности и объектов сельскохозяйственного производства тесно переплетались предусмотренные законом уголовная и гражданская ответственность. Наиболее часто при защите объектов сельского хозяйства и имущества вступали в силу обязательства из причинения вреда. Уложение различало при этом действия умышленные и непреднамеренные, влекшие разные правовые последствия. В первом случае следовало возмещение ущерба, во втором — нет.

В Уложении закреплена та стадия развития обязательственного права, при которой вытекающие из договоров обязательства распространялись не на само лицо, а на его имущество. При невозможности выплаты долга следовала его отработка («отдача головою до искупа») по установленной повременной цене. Здесь также выступал сословный характер права: крестьяне и холопы несли ответственность по обязательствам своих господ.

Уложение предусматривало широкую практику договорных отношений, которые скреплялись официально разрешенными актами (договора поклажи, подряда и сервитутное право).

Семейное, право по Уложению совмещало в себе элементы гражданского и уголовного права. В основе его лежали имущественные отношения. Имело место расширение наследственных прав женщин (вдов, дочерей, сестер). Ряд семейных преступлений впервые регулируется светским законодательством (например, преступления детей против родителей). В целом Уложение закрепляло неограниченное право родителей в отношении детей, а мужа в отношении жены.

На разработку норм уголовного права первой половины XVII в. оказало воздействие усиление классовой борьбы, связанное с событиями начала XVII в. и восстаниями 1648 г. В Уложении уточнено понятие «преступления» как противления царской воле и правопорядку, установленному государством, и даны стадии преступления: умысел, покушение на преступление и совершение преступления. Впервые в истории русского законодательства дана классификация преступлений (антигосударственные, против церкви, уголовные и гражданские правонарушения). По систематике преступлений и их правовой квалификации соответствующие разделы Уложения — несомненный шаг вперед в сравнении с судебниками и указными книгами Разбойного приказа. Из уголовных преступлений большое внимание уделено убийству. Санкция определялась в зависимости от наличия умысла или его отсутствия, социального лица преступника и потерпевшего и места совершения преступления (в церкви, царском дворе или вне этих мест). Увечье, побои и членовредительство наказывались физически, не исключая принципа тальона, а также возмещением бесчестья. Крупнейшими преступлениями считались разбой и татьба. Разбой, как более опасный вид преступления, наказывался суровее, чем татьба.

Получило дальнейшее развитие вменение вины. Уложение закрепило возникшие в законодательстве предшествующего периода понятия умысла, неосторояшости, случайности, хотя и не было еще сколько-нибудь четкого их разграничения. Были выделены обстоятельства, влияющие на определение степени виновности или на ее устранение, — необходимая оборона, крайняя необходимость. Однако применение средств самообороны и ее последствия не ставились в связь со степенью опасности. Отягчающим вину обстоятельством признавалась повторность преступления. Получили более подробную, чем в судебниках, разработку вопросы соучастия в преступлении. Выделялся главный виновник от пособников, попустителей, укрывателей и недоносителей. Наконец, в отличие от ранних стадий развития русского права, уголовная ответственность ложилась теперь на все прослойки общества, хотя и на основе принципа права-привилегии. Окончательно закреплялось положение, когда на государственные органы возлагалась обязанность карать преступников независимо от жалоб потерпевших.

В обстановке усиления классовой борьбы и роста государственного аппарата система наказаний носила откровенно террористический характер. Целью становится устрашение. Видами наказаний были: смертная казнь, телесные наказания, лишение свободы, лишение чести, имущественные взыскания (штрафы). Смертная казнь делилась на простую и квалифицированную и применялась более чем в шестидесяти случаях. Телесные наказания были членовредительные и болезненные. Изоляция от общества (тюремное заключение, ссылка) предусматривалась в большем числе случаев, чем в предыдущем законодательстве. Характерной была множественность наказаний за одно и то же преступление. И систему наказаний пронизывало право-при- вилегия.

Для судопроизводства XVII в. характерно сосуществование состязательного (обвинительного) и розыскного (следственного) процессов. Рост классовой борьбы и усиление абсолютистских черт монархии выдвигали на первый план розыскной инквизиционный процесс. Он преобладал в политическом и уголовном судопроизводстве, а состязательный — в гражданском. Однако четкого разделения между ними не было. Другая особенность судопроизводства феодального времени, в том числе и по Уложению, состояла в отсутствии отделения суда от администрации.

Процессуальное право также получило детальную разработку. В части гражданских дел дана подробная регламентация порядка работы судей и судоговорения. Существенное значение имели письменные доказательства (документы, крепости) и свидетельские показания. Значимость последних определялась сословным положением свидетелей. Свидетельские показания были индивидуальные, групповые, повальные. Видное место в системе доказательств занимала общая ссылка сторон на одних свидетелей. При отсутствии или; недостаточности доказательств прибегали к крестоцелованию. В гражданском судопроизводстве допускалось примирение сторон.

Судопроизводство по политическим преступлениям отличалось от судопроизводства по собственно уголовным делам 1) по цели (политические — против государства, уголовные — против личности, е© жизни, имущества), 2) системой подсудности (политические входили в компетенцию Боярской думы и царя, разбой и татьба — Разбойного приказа и воевод на местах), 3) процессуально.

В политических делах практиковались извет и сыск по нему с целью получить признание вины подсудимым — как решающее доказательство; в разбойных делах и в делах по татьбе — иск, письменная явка о краже или грабеже, поличное. В розыскном процессе большое значение придавалось пытке с целью получить признание вины самим подсудимым. Пытка и обыск в ходе следствия сменяли и дополняли друг друга.

Своеобразная предметная система права Уложения определялась особенностями общественного и государственного строя России середины XVII в. Нормы материального и процессуального права нередко совмещались, а судебный процесс дан в последовательности от возбуждения дела до исполнения судебного решения.

С технико-юридической точки зрения Уложение как кодекс феодального права явилось значительным шагом вперед в сравнении с судебниками и указными книгами приказов: в нем дана более развитая система права.

Будучи действующим сводом права своего времени, Уложение 1649 г. служит вместе с тем и крупным памятником юридической мысли. В нем в отношении охраны собственности, жизни и здоровья людей, государства и особы царя определены, обобщены и систематизированы правовые понятия, которых в такой степени обобщения и конкретизации не было в предшествующем законодательстве. Уложение 1649 г., дважды напечатанное на протяжении XVII столетия общим тиражом 2400 экземпляров, было значительно и как произведение культуры, письменности, язык которого в большой степени приближался к разговорной «речи московского типа».

В сфере политической кодекс 1649 г. отразил начальный этап перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму. В отпошении церкви как политического института Уложение определило некоторые пути подчинения ее государству, частично паметив меры, осуществленные в ходе преобразований первой четверти XVIII в.

В сфере суда и права с Уложением связан определенный этап централизации судебно-административного аппарата, детальная разработка и закрепление системы суда, унификация и всеобщность права на основе принципа права-привилегии.

Указанные черты Уложения 1649 г. объясняют, почему оно более двухсот лет не утрачивало своего значения: открывало собою в 1830 г. Полное собрание законов Российской империи и в большой мере было использовано при составлении XV тома Свода законов и уголовного кодекса 1845 г. — «Уложения о наказаниях». Использование его во второй половине XVIII в. и в первой половине XIX в., в период развития капитализма и разложения феодальных отношений, означало, что консервативные режимы этого времени искали в Улоя^ении опору для укрепления самодержавного строя.

словник

Статьи Соборного Уложения рисуют правовое положение различных сословий и социальных групп общества важные статьи, рисующие правовое положение крестьян. Уложение окончательно закрепило полное запрещение крестьянского выхода — отменялись «урочные лета» — срок для сыска бег-лых крестьян, после которого поиски прекращались и фактически сохраня­лась хоть малая возможность для выхода из крепостного состояния, пусть путем бегства. По Уложению крестьяне обладали все же некоторыми сословными правами. Беглых крестьян категорически предписывалось возв-ращать вместе с их имуществом, тем самым признавались их имущественные права Признанием личных прав являлось положение, согласно которому вступившие в брак в бегах крестьяне подлежали возврату владельцу толь-ко семьями Но в целом крестьяне были почти совершенно бесправны как в личной, так и в общественной жизни и т.д. Надо учитывать, что Уложение, не вмешиваясь во многие отношения феодалов с крестьянами, оставляет простор для произ-вола вотчинников и помещиков в Уложении нет норм, регламентирующих размеры крестьянских повинностей Если положение вотчинных, и особенно помещичьих, крестьян было гораздо тяжелее положения государственных крестьян, TOB самом низ\ этой лестницы стояли холопы и кабальные люди Холопы не имели личных и имущественных прав, хотя фактически они все чаще превращались в пашенных людей и зачислялись в тягло. Если сравнивать статьи о крестьянах и о холопах, то можно отметить, что по­ложение крепостного крестьянина приблизилось к правовому положению хо-лопа В Уложении много внимания уделялось и некоторым социальным воп-росам. В См\тс силой, обеспечившей конечную побед} над внешними и внутренними врагами, были сословия служилых людей и жителей посадов. 16 и 17 главы были посвящены упорядочению запутанных в годы «московс-кого разорения» земельных отношений Кто-то тогда утратил крепости на свои владения, кто-то получил их от самозванцев. В новом законодатель-ном своде устанавливалось, что вотчинами имеют право владеть только служилые люди и гости. Таким образом, собственность на землю станови-лась сословной привилегией дворянства и верхушки купечества. Главное внимание Уложение уделяет феодалам. Оно закрепило привил- лигированное положение представителей господствующего класса. Из текста Уложения видно, какие группы населения должны быть отнесены к феодалам-землевладельцам. Ряд статей подтверждает монопольное право феодала владеть землей с крестьянами, устанавливает их привилегии и их обязанности нести «государеву служб} «. Основная часть феодалов называлась «служилые люди», хотя в их состав входили далеко не все феодалы, и не только феодалы, но и стрельцы, казаки, пушкари и т.д.. не имевшие ни крестьян, ни поместий, ни вотчин, и получавшие за службу денежное и хлебное жалование и некоторые льготы. Уложение как кодекс феодального права защищает право частной собственности, и преж-де всего, собственность на землю. Основными видами собственности фсо-далов на землю были вотчины и поместья. Уложение делает серьезный шаг в нап-равлении приравнивания правового режима поместий к режим}’ вотчин, это-касалось широких кругов феодалов, в особенности мелких. Не случайно глава о поместьях стоит раньше в законе главы о вотчинах.

арактеристика Соборного Уложения.

Соборное уложение 1649 года явилось новым этапом развития юридической техники. Стало первым печатным памятником русского права.

До него публикация закона ограничивалась их оглашением на торговых площадях и в храмах.

Источниками уложения являлись каноническое и светское право (преамбула)

  1. Уставы, указные книги приказов.
  2. Указы и боярские приговоры.
  3. Судебники
  4. литовский статут.

1) Правовое положение крестьян, посадских людей, холопов.

Развитие крепостного права.

Первым законодательным мероприятием, направленным на массовое прикрепление крестьян к земле, явилось введение Юрьева дня Судебником 1497 года. Около 1580 года вводятся заповедные лета, отменяется право перехода в Юрьев день, сразу же после этого была проведена перепись населения, законченная в 1592 г. Она зафиксировала принадлежность крестьянина тому или иному владельцу и имению. Чтобы упорядочить сыск беглых крестьян и споры между феодалами о них, в 1597 г. издается указ от урочных летах, устанавливающий пятилетнюю давность сыска беглых. В первой половине 17 в. этот срок удлиняется. В 1607 г. Василий Шуйский издает указ об удлинении срока возврата беглых до 15 лет. Но этот закон был предан забвению после его низвержения. В период восстановления народного хозяйства после Смуты феодалы неоднократно добиваются отмены урочных лет, то есть установления права сыска беглых крестьян без всякого ограничения во времени (1614 г. Троицкий монастырь получил разрешение сыскивать беглых в течение 9 лет). Только Соборное уложение удовлетворило требования феодалов в полной мере удовлетворило интересы феодалов. Был разрешен бессрочный сыск беглых

Крестьянин по своему правовому положению приближается к холопу. В ряде статей крестьяне упоминаются наравне с холопами (XI, 13,16,19,33,34).

Правовое положение женщины определяется по ее мужу (XI, 16)

Крестьянин бесправен и в имущественном отношении. Его имущество по сути считается принадлежащим помещику. Поэтому везде, где упоминается возврат крестьян, говориться и об их имуществе.

Правовое положение зависимого населения ощутимо ухудшается. Так, например, теперь оно должно было:

1. нести военную службу (даточные люди) (VII, 9) помещики посылали их вместо себя на военную службу, по выходу в отставку, не имея родственников мужского пола, достигших возраста службы.

2. бремя расходов по выкупу пленных ложилось на податное население, в разной мере, в зависимости от конкретной соц. группы. (VIII, 1)


3. бремя по содержанию недельщика также ложилось на крестьян (X, 122)

при невозможности вызова ответчика в суд, отвечать должны его крестьяне и холопы. Эти люди, дав на себя поручительство, обязаны доставить своего хозяина в суд (X, 138-141).

4. XIII, 7 Крестьяне недееспособны перед судом по основной массе дел и лишь в сложных уголовных делах они остаются субъектом преступления

5. XI, 9 – в наиболее полной форме приводится принцип окончательного закрепощения крестьян Речь идет обо всех крестьянах без различения того, кому они принадлежат.

6. Если дети крестьянина родились после переписи 1626 года, то, если они не успели отделиться, следуют судьбе своих родителей – возвращению к прежнему владельцу.

Правовой статус посадских людей.

К середине XVII вв. окончательно сложилась сословная группа, получившая общее название посадские люди. Это было население, жившее в городах на гос. земле, занятое торговлей, ремеслом и промыслами и несшее определенные повинности (тягло) в пользу государства. Посад имел монополию на торговлю (XIX, 17)

Термин «посадские люди» не получил однозначного толкования. Правовые документы чаще всего употребляют его для обозначения торговой профессии.

Торговые посады возникали, как правило, около городов. Единицей при исчислении посадского тягла был посадский двор. Основными постоянными податями посада являлись: прямая государева подать, стрелецкие деньги, ямские деньги, полоняночные деньги. Кроме этого взимались чрезвычайные сборы (пятая деньга, десятая деньга)

На посадских людей возлагалось выполнение и различных тяглых служб (например, подводная повинность, постойная повинность, постройка и ремонт городских укреплений, ямская гоньба и т.д.)

Вольные люди могли обращаться в тягло, вступая в семейные связи с посадскими. Но если дочь выходила замуж за вольного человека на сторону, последний в тягло не записывался (XIX, 21)


Вернувшиеся из плена посадские люди и их дети могли выбирать месть жительства и освободиться от тягла (XIX,33).

Соборное уложение употребляет термины «посадские люди» и «тяглые» в разных значениях. Ст 34 гл. XIX проводит различие между гостиной и суконной сотнями и посадскими людьми. Некоторые исследователи посада не включают в число посадских людей гостей и торговых людей гостиной и суконной сотен. Так, они освобождались от тягла и повинностей с двора, от пошлины за питье, постоялой повинности и других.

Посадские люди делились на лучших, середних и молодших. Среди городского населения довольно большой процент составляли служилые люди по прибору (стрельцы, казаки, пушкари и другие) Стрельцы поселялись в слободах, жили совместно с семьями, получали жалованье и кроме военного дела занимались промыслами., торговлей, огородничеством.

Значительная часть дворов и населения в городах находилась на землях, принадлежавших отдельным феодалам и монастырям. Население этих земель освобождалось от посадского тягла и в связи с этим называлось «белым». «Белые» слободы постоянно пополнялись выходцами из черного посада, стремившимися освободиться от городских податей. Посадские люди в своих сословных интересах требовали ликвидации «белых» слобод. Вопрос о белых слободах поднимался еще в 16 в. Законодательство неоднократно выдвигало различные запреты, стремясь ограничить привилегии монастырей и бояр в торгово-ремесленных занятиях, но белые слободы продолжали существовать. Посад выступал также против права владельцев вотчин и поместий облагать пошлинами в своих землях проезжих купцов и их товары.

Общая тенденция Соборного Уложения – ограждение посадских людей от конкуренции беломестцев. Мыта и перевозы на землях отдельных феодалов не входят в источники доходов, находящихся в непосредственном ведении государства (IX, 6).

Слободы, принадлежащие духовым и светским феодалам, переходили в посад безлетно и бесповоротно (XIX, 13). Все торговые и ремесленные люди этих слобод должны были платить гос. подати. Исключение делалось для старинных, вечно кабальных людей и для дворовых людей Патриарха, они оставлялись прежним владельцам (XIX, 1-3,37).

Белые слободы были практически ликвидированы (XIX, 5-9)

Правовое положение холопов (XX)

Виды холопов:

Полные Выдача грамот на полных холопов была прекращена не позднее начала XVIIв. Но полные грамоты от конца XVI века и ранее могли быть ко времени уложения на руках какой-то части холоповладельцев (101)

Докладные Люди, которые пошли в услужение к другим феодалам и попали в холопство, если заключается договор по сути личного найма, выполняя определенные ф-ии

Кабальные ( займ с самозакладом, не наследуются, ст 78 – платят жалованье, 63 –зависимость до смерти господина, 61 – запрещалось включать кабальных холопов в грамоты, передавать их в приданное или по завещанию, но если кабальной записи сделана оговорка, что холоп должен служить не только кредитору, но и его детям -> он передается по наследству)

Источники холопства:

1/ Служба без оформления кабалы более 3 месяцев (16-18,19)

Объектом похолопления не могли быть лица, младше 15 (20ст) лет.

Верстанные и неверстанные дети боярские могли идти в докладные холопы

2/ по холопу роба, по робе холоп (85), искл (27) Когда бежит крепостная девка и выходит замуж за служилого человека, выплатить хозяину холопки компенсации в размере 50 или 10 рублей

3/ заемная кабала (39-40)

4/ жилые записи (43-45)

5/ рождение в семье кабального холопа (106)

Источники выхода из холопства:

1.Холоп, взятый в плен и вышедший из плена, освобождается от холопской зависимости по старому правилу вместе с женой и детьми.

2.жилые записи (43-45) – во время голода отпускают на волю.

3. Получение отпускной грамоты от господина, таким образом холоп освобождается.

4. Возвращение долга кабальным холопом

Добавить комментарий