Правовое регулирование акцизов

Акцизы — это косвенные налоги, включаемые в цену товаров и оплачиваемые покупателем (потребителем). Как правило, подакцизными являются товары:

    • монопольно производимые государством;
    • пользующиеся наибольшим спросом;
    • дефицитные.

Общие правила правового регулирования акцизов установлены главой 22 НК РФ. При установлении и взимании акцизов следует учитывать, что при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу РФ данный вид налога применяется с учетом особенностей его правового режима, установленного таможенным законодательством РФ. Значительные особенности имеет правовое регулирование взимания акциза по товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ при отсутствии таможенного контроля и таможенного оформления: если в соответствии с международным договором РФ с иностранным государством отменяются таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу РФ товаров, порядок взимания акциза по подакцизным товарам, происходящим из такого государства или выпущенным в свободное обращение на его территории и ввозимым на территорию РФ, устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ. Также Правительством РФ устанавливается порядок подтверждения права на освобождение от уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров с территории РФ на территорию иностранных государств, с которыми у РФ заключены международные договоры об отмене таможенного контроля и таможенного оформления.

Плательщики акцизов

Налогоплательщиками акциза признаются (ст. 179 НК РФ):

    1. организации;
    2. индивидуальные предприниматели;
    3. лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

Организации и иные лица, указанные в настоящей статье, признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ.

Подакцизными товарами признаются:

    • этиловый спирт;
    • спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов (за исключением лекарственных средств, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, разлитые в емкости не более 100 мл, виноматериалов, виноградного сусла, иного фруктового сусла, пивного сусла);
    • алкогольная продукция, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ;
    • табачная продукция;
    • автомобили легковые;
    • мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
    • автомобильный бензин;
    • дизельное топливо;
    • моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
    • прямогонный бензин (бензиновые фракции);
    • топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия.

Объект налогообложения акцизов

Объектом налогообложения признаются следующие операции (ст. 182 НК РФ):

    1. реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.
    2. продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;
    3. передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
    4. передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;
    5. передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
    6. передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);
    7. передача на территории РФ организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества);
    8. передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
    9. ввоз подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
    10. получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции;
    11. получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина;
    12. передача одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же структурному подразделению этой организации произведенного этилового спирта для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции.

Налоговая база акцизов

Определение налоговой базы при реализации (передаче) или получении подакцизных товаров регламентировано в статье 187 НК РФ.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.

Налоговая база при реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:

    1. как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);
    2. как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений статьи 105.3 НК РФ, без учета акциза, налога на добавленную стоимость — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;
    3. как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;
    4. как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок.

При определении налоговой базы выручка налогоплательщика, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в валюту РФ по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату реализации подакцизных товаров.

Не включаются в налоговую базу полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией подакцизных товаров.

Налоговый период

В соответствии со ст. 192 НК РФ налоговым периодом признается календарный месяц.

Налоговые ставки

Налоговые ставки определены в ст. 193 НК РФ.

Обязанности взимания акциза при ввозе и вывозе подакцизных товаров Таможенного союза

Особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу Таможенного союза определены в ст. 185 НК РФ.

При ввозе подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в зависимости от избранной таможенной процедуры налогообложение производится в следующем порядке:

    1. при помещении подакцизных товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления и свободной таможенной зоны, за исключением подакцизных товаров, ввезенных в портовую особую экономическую зону, акциз уплачивается в полном объеме;
    2. при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы акциза, от уплаты которых он был освобожден либо которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с НК РФ, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле;
    3. при помещении подакцизных товаров под таможенные процедуры транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободного склада, уничтожения, отказа в пользу государства и специальную таможенную процедуру, а также под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в портовой особой экономической зоне акциз не уплачивается;
    4. при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории акциз не уплачивается при условии, что продукты переработки будут вывезены в определенный срок. При выпуске продуктов переработки для свободного обращения акциз подлежит уплате в полном объеме с учетом положений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле;
    5. при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты акциза в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

При вывозе подакцизных товаров с территории РФ налогообложение производится в следующем порядке:

    1. при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта за пределы территории РФ акциз не уплачивается с учетом статьи 184 НК РФ или уплаченные суммы акциза возвращаются (засчитываются) налоговыми органами РФ в порядке, предусмотренном НК РФ. Указанный порядок налогообложения применяется также при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада в целях последующего вывоза этих товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, а также при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
    2. при вывозе товаров в таможенной процедуре реэкспорта за пределы территории РФ уплаченные при ввозе на территорию РФ суммы акциза возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле;
    3. при вывозе с территории РФ товаров в целях завершения специальной таможенной процедуры акциз не уплачивается.

При перемещении физическими лицами подакцизных товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, порядок уплаты акциза, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Акцизы — одна из древнейших форм косвенного налогообложения. акцизы устанавливаются в целях изъятия в доход бюджета полученной сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции и создания примерно одинаковых экономических условий хозяйственной деятельности для всех предприятий.

Акцизы — это косвенные налоги, включаемые в цену товара и уплачиваемые покупателями. Акцизы устанавливаются на высокорентабельную продукцию и товары, не относящиеся к товарам первой необходимости, а также на социально вредные товары. Государство использует акцизы для регулирования спроса и предложения, а также для пополнения государственного бюджета. Акцизы устанавливаются также на импортные товары в целях защиты национального потребительского рынка. Это происходит рамках реализации регулирующей функции налогов.

Акцизы — федеральный косвенный налог, выступающий в форме надбавки к цене товаров, возникающий и уплачиваемый только в сфере производства. Исключением из этого правила являются акцизы по товарам, ввозимым на территорию РФ, поскольку плательщиками акцизов в данном случае выступают организации, закупившие подакцизные товары, в том числе для дальнейшей перепродажи.

К подакцизным товарам относятся, в частности, этиловый спирт, алкогольная продукция, пиво, табачные изделия, автомобили, бензин. С 1 января 2004 г. отменен акциз на природный газ.

Порядок расчета и уплаты акцизов регулируется гл. 22 НК РФ.

Плательщики акцизов перечислены на схеме.

В настоящее время подакцизными признаются товары:

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

  • дизельное топливо;
  • прямогонный бензин;
  • бензин автомобильный;
  • спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением спирта коньячного);
  • моторные масла;
  • спиртосодержащая продукция;
  • пиво;
  • табачная продукция;
  • автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с);
  • алкогольная продукция.

Вместе с тем налоговое законодательство РФ выводит из состава подакцизных товаров некоторые виды спиртосодержащей продукции, в частности:

  • лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства — при условии, что они прошли государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
  • препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, которые разработаны для применения в животноводстве и разлиты в емкости не более 100 мл;
  • парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти и разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей спирта до 80% включительно;
  • отходы, образующиеся при производстве спирта этилового, из пищевого сырья, водок, ликеро-водочных изделий и подлежащие дальнейшей переработке и использованию для технических целей. Данные отходы должны соответствовать нормативной документации и быть внесены в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции.

К алкогольной продукции относятся питьевой спирт, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов. Прямогонным бензином считаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением автомобильного бензина и продукции нефтехимии.

Бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале от 30 до 215 °С при атмосферном давлении 760 мм рт. ст.

Включение прямогонного бензина в перечень подакцизных товаров должно было способствовать решению проблемы его использования в целях нелегального производства подакцизных нефтепродуктов. Поскольку технология производства автомобильного бензина позволяет получать его не только путем переработки нефтепродуктов на нефтеперерабатывающем заводе, но и путем смешения прямогонного бензина с необходимыми химическими присадками, объемы полученного бензина выводились из-под налогообложения, так как прямогонный бензин не облагался акцизами. Включение прямогонного бензина в перечень подакцизных товаров означает, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган декларации по акцизам с указанием полученных объемов в натуральном выражении.

Объекты налогообложения. Акцизами облагается реализация (передача) на территории РФ произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров, в том числе в следующих случаях.

1. Непосредственно продажа произведенных подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и их передача по соглашению о предоставлении отступного или новации.

2. Передача произведенных подакцизных товаров па переработку на давальческой основе.

Пример. Организация передала произведенное вино для розлива другому предприятию на давальческой основе. Следовательно, организация должна начислить акциз.

3. Передача произведенных подакцизных товаров в уставный капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также передача организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (правопреемнику или наследнику) при его выходе из этой организации и передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику этого договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества. И хотя ст. 39 НК РФ указанные операции не признаются реализацией, в целях гл. 22 НК РФ они облагаются налогом.

4. Передача права собственности на произведенные подакцизные товары на безвозмездной основе, а также при натуральной оплате труда.

5. Передача произведенных подакцизных товаров в структуре организации, в том числе:

  • для дальнейшего производства неподакцизных товаров;
  • для использования на собственные нужды.

Пример. Организация использует произведенное пиво в целях рекламы. Следовательно, организация должна начислить акциз.

В ряде случаев акцизами облагается реализация подакцизных товаров несобственного производства (за исключением нефтепродуктов):

  • первичная реализация подакцизных товаров, происходящих с территории Белоруссии и ввезенных на территорию РФ;
  • продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или)бесхозяйных подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;
  • ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ.

С 1 января 2006 г. объектом обложения акцизом признается получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.

Операции, освобождаемые от налогообложения:

  • передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации другому структурному подразделению той же организации, не являющемуся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров (например, передача из одного цеха организации в другой спирта для производства вина);
  • первичная реализация (передача) конфискованных подакцизных товаров и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;
  • реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта.

Данные товары освобождаются от акциза только при соблюдении следующих условий:

  • экспорт осуществляется непосредственно плательщиками акцизов или иными лицами на основании договоров комиссии, поручения либо агентского договора, заключенных с плательщиком акцизов;
  • в налоговый орган представлено поручительство банка или банковская гарантия.

Налоговое поручительство должно быть представлено не позднее установленного срока уплаты акцизов и предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и пени, если налогоплательщик не представил документы, подтверждающие Факт экспорта. При отсутствии документов налогоплательщик обязан уплатить сумму акцизов. После представления документов, подтверждающих факт их экспорта, уплаченная сумма возвращается.

Перечисленные операции не подлежат налогообложению, только если организация ведет раздельный учет операций по приобретению и реализации (передаче) указанных товаров.

Ставки акцизов и налоговая база. Налоговая база по подакцизным товарам определяется в зависимости от установленных ставок. Различают виды налоговых ставок, приведенные на схеме.

В настоящее время применяются в основном твердые ставки. Исключение составляет комбинированная ставка, установленная для сигарет.

Налоговые ставки акцизов в 2010 г.

Вид подакцизных товаров

Налоговая ставка

Спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе спирт-сырец из всех видов сырья)

30 руб. 50 коп. за 1 л безводного этилового спирта

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9%

210 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9% включительно

158 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Вина натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих вин)

3,5 руб. за 1 л

Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие

14 руб. за 1 л

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 и до 8,6% включительно

9 руб. за 1 л

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6%

14 руб. за 1 л

Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции)

422 руб. за 1 кг

Сигары

25 руб. за штуку.

Сигариллы

360 руб. за 1000 штук

Сигареты с фильтром

205 руб. за 1000 штук + 6,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 250 руб. за 1000 штук

Сигареты без фильтра, папиросы

125 руб. за 1000 штук + 6,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 155 руб. за 1000 штук

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 к Вт (150 л.с.) включительно

23,9 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВТ (150 л.с.) мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.)

235 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

3246,1 руб. за 1 т

Прямогонный бензин

4290 руб. за 1 т

Налогоплательщики — изготовители сигарет (папирос) обязаны подать в налоговый орган но месту постановки на налоговый учет либо в таможенный орган по месту оформления подакцизных товаров уведомление о максимальных розничных ценах по каждой марке (наименованию) сигарет (папирос) не позднее 10 дней до начала календарного месяца, в котором эти цены будут применяться. Форма уведомления устанавливается Минфина России.

Налоговая база по подакцизным товарам представлена на схемах.

Случаи определения налоговой базы при адвалорной ставке

Операция

Определение налоговой базы

Безвозмездная передача подакцизных товаров

Стоимость подакцизных товаров по средним ценам реализации, действовавшим в предыдущем налоговом периоде, без учета акцизов или по рыночным ценам

Товарообменные операции

Передача подакцизных товаров при натуральной оплате труда

Передача произведенных подакцизных товаров в структуре организации

Реализация товаров в части %

Суммы полученные в форме:

— финансовой помощи

— авансовых платежей

— для пополнения фондов специального назначения

— проценты по векселю, товарному
кредиту

При определении налоговой базы выручка, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Банка России, действовавшему на дату их фактического получения. Налоговая база по товарам, для которых установлены разные ставки акцизов, должна определяться применительно к каждой налоговой ставке. Если раздельный учет операций не ведется, определяется единая налоговая база по всем операциям, совершенным с указанными товарами.

Порядок исчисления акцизов. Сумма акциза по каждому виду подакцизных товаров исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки. Таким образом, сумма акциза рассчитывается но следующим формулам.

1. По товарам, на которые установлены твердые ставки:

С = О х А, (1)

где С — сумма акциза;

О — объем реализованной продукции и натуральном выражении; А — ставка акциза.

2. По товарам, на которые установлены адвалорные ставки:

С = СтхА:100%, (2)

где Ст — стоимость реализованной продукции: А — ставка акциза (в процентах от стоимости).

3. По товарам, на которые установлены комбинированные ставки:

С = Ос х Ас + Оа х Аа: 100%, (3)

где С — сумма акциза;

Ос — объем реализованной продукции в натуральном выражении; Ас — твердая ставка акциза (в рублях и копейках) за единицу измерения товара; Оа — стоимость реализованной продукции; Аа — адвалорная ставка (в процентах от стоимости).

Сложный расчет суммы акциза, надлежащей уплате в бюджет, согласно которому налогоплательщик сначала исчисляет сумму по комбинированной станке, затем соотносит ее с отпускной ценой, а если полученный результат ниже 20% отпускной цены, пересчитывает. При такой системе спрогнозировать налоговые поступления достаточно проблематично.

Заранее невозможно определить, какую налоговую политику выберет производитель табачной продукции: изготовлять недорогие сигареты и уплачивать смешанную ставку либо продавать дорогие сигареты по ставке 20%.

Общий размер акциза определяется по итогам налогового периода как величина, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных по каждому виду подакцизных товаров. Если налогоплательщик не ведет раздельный учет операций по реализации подакцизных товаров, облагаемых по разным ставкам, то сумма акциза определяется по максимальной ставке по отношению к единой налоговой базе, определенной по всем облагаемым акцизами операциям.

Пример. Организация производит алкогольную продукцию, ставка акциза на которую определяется в расчете на 1 л безводного спирта. Это значит, что при исчислении суммы акциза необходимо сделать пересчет в зависимости от крепости продукции. Допустим, организация отгрузила 1000 л водки с территории завода в розничную сеть.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется по итогам каждого налогового периода как начисленные суммы акциза по облагаемым операциям, уменьшенные на налоговые вычеты, т.е. сумма акциза, подлежащая уплате в оюджет, рассчитывается с учетом налоговых вычетов согласно следующим формулам.

1. По подакцизным товарам, на которые установлены твердые
ставки:

С = ОхА-НВ, (4)

где НВ — налоговые вычеты.

2. По подакцизным товарам, на которые установлены комбинированные ставки:

С = ОсхАс + ОахАа:100%-НВ. (5)

Вычетам подлежат суммы акциза:

  • предъявленные продавцом и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья для производства других подакцизных товаров, либо при ввозе подакцизных товаров;
  • уплаченные собственниками давальческого сырья при его приобретении либо при его производстве:
  • уплаченные налогоплательщиком в случае возврата покупателем подакцизных товаров или отказа от них;
  • уплаченные при приобретении акцизных марок по подакцизным товарам, подлежащим маркировке;
  • уплаченные на территории РФ по этиловому спирту, произведенному из пищевого сырья, израсходованному для производства алкогольной продукции.

Сумма, подлежащая вычету, не должна превышать суммы акцизов, исчисленных по формуле

С = А х К х О: 100%, (6)

где С — предельная сумма акциза, уплаченная по этиловому спирту, использованному для производства вина; А — ставка акциза на 1 л этилового спирта: К — крепость вина, %;

О — количество реализованного вина.

Пример. Организация приобрела 2000 л этилового спирта и произвела из него 10000 л вина крепостью 17%. Какова сумма налогового вычета? Ставка акциза по этиловому спирту — 27,7 руб. за

1 л безводного этилового спирта. Сумма акциза, уплаченная за 2000 л спирта, составила 54 400 руб. (27,7 руб. х 2000 л).

Акцизы на нефтепродукты. Нефтепродукты являются традиционным подакцизным товаром во многих странах. Они облагаются акцизами в целях изъятия сверхприбыли, возникающей в сфере производства нефтепродуктов.

Лица, совершающие операции с нефтепродуктами, могут получить свидетельство о регистрации. Такое свидетельство служит основанием для применения налоговых вычетов при определении налогоплательщиком сумм акцизов, подлежащих уплате в бюджет. Оно выдается лицам, осуществляющим следующие виды деятельности:

  • производство нефтепродуктов;
  • оптовую реализацию нефтепродуктов;
  • оптово-розничную реализацию нефтепродуктов;
  • розничную реализацию нефтепродуктов;
  • производство продукции нефтехимии.

Основное требование для получения свидетельства — наличие мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов.

Для получения свидетельства на производство необходимы мощности по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов:

  • оптовая реализация — при наличии мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов;
  • оптово-розничная реализация — мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов и стационарные топливораздаточные колонки;
  • розничная реализация — мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов со стационарных топливораздаточных колонок.

Свидетельство может получить не только собственник мощностей, но и организации, которые распоряжаются такими мощностями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления или владеют ими на праве долевой собственности. Порядок выдачи свидетельства определяет Минфин России на один год.

Цель введения свидетельства — повышение собираемости акцизов, хотя получение свидетельства является добровольным.

Акцизами облагаются следующие операции с нефтепродуктами:

1) оприходование организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственных сырья и материалов;

2) получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов;

3) получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельства, в том числе:

  • приобретение нефтепродуктов в собственность,
  • оприходование нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственных сырья и материалов,
  • оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов,
  • получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов, произведенных из этих сырья и материалов на основании договора переработки;

4) передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов, собственнику, не имеющему свидетельства.

Освобождена от налогообложения реализация подакцизных товаров на экспорт, а также реализация нефтепродуктов на территории РФ.

Сумма акцизов определяется в отдельности по каждому виду нефтепродуктов. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму акцизов.

Налоговая база представлена на схеме.

Налоговые органы вправе создавать налоговые посты у налогоплательщиков, имеющих свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Порядок работы постов определяет Минфин России. Налогоплательщик обязан по письменному требованию налогового органа предоставить помещение с ограниченным доступом, оборудованное программно-техническими средствами, позволяющими осуществлять сбор и систематизацию информации для целей налогообложения по установленным Минфином России формам. Сотрудники налоговых органов, выполняющие контрольные мероприятия, на основании решения руководителя налогового органа имеют право доступа в административные, производственные, складские и иные помещения на территории организаций, осуществляющих производство и (или) реализацию нефтепродуктов и (или) переработку прямогонного бензина.

Задача налоговых постов — контролировать производство и реализацию нефтепродуктов налогоплательщиками, а также соблюдение ими налогового законодательства. В частности, контролируется соответствие поступившего для производства нефтепродуктов объема сырья фактически произведенному из этого сырья объему нефтепродуктов. Также сверяются объемы производства и реализации нефтепродуктов с данными, отраженными в декларациях.

Определение суммы акциза. При определении суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, проводятся налоговые вычеты. Налогоплательщики, имеющие свидетельство, вправе уменьшить начисленную сумму акцизов на величину налоговых вычетов, за исключением налогоплательщика, имеющего свидетельство на розничную продажу.

Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется в следующем порядке. При получении нефтепродуктов налогоплательщик, имеющий свидетельство, начисляет акциз. Затем при реализации (передаче) этих нефтепродуктов налогоплательщикам, также имеющим свидетельство, начисленная сумма акциза уменьшается на сумму акциза по фактически реализованным нефтепродуктам.

Чтобы получить вычет, необходимо выполнить следующие условия:

  • продавец должен представить в налоговый орган копию договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство, а также счета-фактуры с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов;
  • покупатель нефтепродуктов должен отразить в налоговой декларации объемы полученных нефтепродуктов.

Налоговые вычеты проводят для того, чтобы перенести бремя уплаты акцизов с производителей на продавцов и тем самым равномерно распределить сумму налога между бюджетами разных регионов. Акцизы могут быть уплачены на любой стадии реализации нефтепродуктов. Это зависит от наличия свидетельства у участников цепочки «от производителя до потребителя».

При реализации нефтепродуктов лицом, имеющим свидетельство, лицу, имеющему свидетельство, акциз в цену не включается и отдельной строкой в счетах-фактурах не выделяется. Если же лицо, имеющее свидетельство, реализует нефтепродукты лицу, не имеющему свидетельства, то акциз включается в цену нефтепродуктов.

Пример. Нефтеперерабатывающий завод, не имеющий свидетельства, произвел 1000 т бензина с октановым числом до «80». Весь бензин продан оптовику, не имеющему свидетельства. На момент оприходования завод должен начислить акциз в сумме 2 657 000 руб. (2657 руб. х 1000 т). У завода нет свидетельства, и он не имеет права на налоговый вычет, поэтому начисленную сумму акциза завод должен уплатить в бюджет и включить в цену реализуемого топлива.

ООО «Акрополь», имеющее свидетельство на оптовую реализацию нефтепродуктов, закупило у ООО «Лучик», имеющего свидетельство на производство нефтепродуктов, 2000 т автомобильного бензина с октановым числом «92» в объеме. В этом же месяце вся продукция была продана автозаправочной станции, имеющей свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов. Автозаправочная станция, в свою очередь, продала бензин населению. Какая сумма акциза и у кого подлежит уплате в бюджет? Ставка акциза на бензин — 3629 руб. за 1 т.

Сумма акциза, начисленная при оприходовании закупленного у ООО «Акрополь» бензина, равна 7 258 000 руб. (3629 руб. х 2000 т).

При реализации заправочной станции, имеющей свидетельство, оптовик принимает указанную сумму к вычету. Таким образом, сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, у ООО «Акрополь» по автомобильному бензину составит 0 руб. (7 258 000 руб. — 7 258 000 руб.).

Автозаправочная станция при получении бензина от оптовой организации начисляет акциз в сумме 7 258 000 руб. (3629 руб. х 2000 т).

Суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов, вычетам не подлежат. Следовательно, автозаправочная станция должна уплатить в бюджет всю сумму, начисленную при получении нефтепродуктов, т.е. 7 258 000 руб.

Очень важно правильно определить дату реализации подакцизных товаров.

Определение даты реализации (передачи) или получения подакцизных товаров

Операции, осуществляемые с подакцизными товарами

Определение даты реализации (передачи) или получения подакцизных товаров

Реализация всех видов подакцизных товаров

День отгрузки

Передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов)

Дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров

Получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции

Дата получения (оприходования) денатурированного этилового спирта

Обнаружение недостачи подакцизных товаров (за исключением случаев недостачи в пределах норм естественной убыли)

День обнаружения недостачи

Не менее важны налоговый период и сроки уплаты акцизов. Налоговым периодом по акцизам признается календарный месяц.

Сроки уплаты акциза зависят от вида подакцизных товаров

Вид подакцизных товаров

Срок уплаты налога

Все подакцизные товары, кроме указанных ниже

Равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем

По прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту при наличии у (лица) организации, свидетельства на право совершение таких операций

Не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

По подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ

Сроки уплаты устанавливаются таможенным законодательством РФ

Сроки представления налоговых деклараций

Категория налогоплательщиков

Срок представления декларации

Все налогоплательщики за исключением, перечисленных ниже

Не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

Налогоплательщики имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с денатурированным этиловым спиртом

Не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным

Пример9. При производстве водки крепостью 40% организация использует безводный этиловый спирт. За месяц было произведено и реализовано 2000 л водки. Сумма акциза, уплаченная по спирту, составила 13 000 руб. Какова сумма акциза, подлежащую уплате в бюджет?

Ставка акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% установлена в размере 191 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах.

Следовательно, сумма начисленного акциза с реализованной водки будет равна 152 800 руб. (191 руб. х 2000 л х 40% : 100%).

Сумма акциза, подлежащая уплате — 139 800 руб. (152 800 руб. —13 000 руб.).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Акцизы

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Акцизы

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Акцизы

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Акцизы — это косвенные налоги, включаемые в цену товаров и оплачиваемые покупателем (потребителем). Как правило, подакцизными являются товары, монопольно производимые государством; товары, пользующиеся наибольшим спросом; дефицитные товары.

Общие правила правового регулирования акцизов установлены гл. 22 НК. При установлении и взимании акцизов следует учитывать, что при перемещении подакцизных товаров через границу Таможенного союза данный вид налога применяется с учетом особенностей его правового режима, установленного таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле. Значительные особенности имеет правовое регулирование взимания акциза по товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ при отсутствии таможенного контроля и таможенного оформления: если в соответствии с международным договором РФ с иностранным государством отменяются таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу РФ товаров, порядок взимания акциза по подакцизным товарам, происходящим из такого государства или выпущенным в свободное обращение на его территории и ввозимым на территорию РФ, устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ. Также Правительством РФ устанавливается порядок подтверждения права на освобождение от уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров с территории РФ па территорию иностранных государств, с которыми у Российской Федерации заключены международные договоры об отмене таможенного контроля и таможенного оформления.

Налогоплательщиками акциза являются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые плательщиками налога в связи с перемещением товаров через границу Таможенного союза.

Относительно деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) при определении плательщика рассматриваемого налога необходимо отметить следующие особенности. Налогоплательщиком, исполняющим соответствующие обязанности по исчислению и уплате всей суммы акциза, считается лицо, ведущее дела простого товарищества. Лицо, ведущее дела простого товарищества, как правило, осуществляет и бухгалтерские операции по исполнению договора о совместной деятельности, поэтому императивное требование ПК о признании его плательщиком акцизов вполне закономерно.

Если ведение дел осуществляется всеми участниками договора о совместной деятельности, то по решению товарищей налоговые обязанности возлагаются на одно лицо (участника). Выбранный в качестве налогоплательщика участник приобретает все права и несет обязанности плательщика акцизов. При этом до начала осуществления первой подакцизной операции он должен известить налоговые органы о принятии обязанностей налогоплательщика.

Подакцизными товарами признаются:

  • 1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
  • 2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%.

Налоговым законодательством в качестве подакцизных товаров не рассматривается следующая спиртосодержащая продукция:

  • o лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • o препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве па территории РФ, разлитые в емкости не более 100 мл;
  • o парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80% включительно, и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90% включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл;
  • o подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации;
  • o товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;
  • 3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов);
  • 4) пиво;
  • 5) табачная продукция;
  • 6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с);
  • 7) автомобильный бензин;
  • 8) дизельное топливо;
  • 9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • 10) прямогонный бензин, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии.

Объектом налогообложения акцизом выступают различные операции, совершаемые налогоплательщиками:

  • o реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров но соглашению о предоставлении отступного или новации;
  • o продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;
  • o передача на территории РФ лицом произведенных им из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
  • o передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;
  • o передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
  • o передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, в паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);
  • o передача на территории РФ организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;
  • o передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе (за исключением нефтепродуктов);
  • o ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;
  • o получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.

Налоговым кодексом установлен обширный перечень операций, не подлежащих обложению акцизом. В частности, освобождаются от налогообложения следующие операции:

  • o передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;
  • o реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую зону с остальной части территории РФ;
  • o первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (пли) налоговых органов либо уничтожение.

Кроме названных операций, не подлежит налогообложению акцизом ввоз на таможенную территорию РФ подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

Одновременно НК предъявляет условие к освобождаемым от налогообложения операциям в виде раздельного ведения налогоплательщиком учета операций по производству и реализации подакцизных товаров. В случае отсутствия раздельного учета подакцизных товаров сумма налога исчисляется налоговыми органами на основе максимальной ставки от единой налоговой базы.

Особый правовой режим освобождения от акцизного налогообложения установлен относительно операций по реализации подакцизных товаров за пределы Российской Федерации. Освобождение от налогообложения операций, помещенных под таможенный режим экспорта, производится только при соблюдении налогоплательщиком ряда законодательно установленных условий. Во-первых, вывоз товаров за пределы России должен осуществляться непосредственно их производителем или собственником. Во-вторых, освобождение от уплаты акциза возможно только при представлении в налоговый орган поручительства уполномоченного банка. При этом к форме и содержанию поручительства предъявляются особые требования в виде наличия обязательства банка уплатить в полном объеме сумму акциза и соответствующую пеню в случае непредставления налогоплательщиком (клиентом банка) документов, свидетельствующих о факте экспорта подакцизных товаров. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения банком обязательства по договору поручительства, налоговые органы вправе обратиться в суд в порядке искового производства о принудительном взыскании с поручителя акциза и начисленной пени.

В случае отсутствия поручительства уполномоченного банка акциз уплачивается налогоплательщиком па общих основаниях, однако после предоставления в налоговые органы документов, подтверждающих экспорт подакцизных товаров, уплаченная сумма акциза и начисленная пеня подлежат возврату налогоплательщику.

Налоговым законодательством установлены особенности налогообложения подакцизных товаров, перемещаемых через границу Таможенного союза. При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ налогообложение зависит от избранного таможенного режима и осуществляется в следующем порядке:

  • o при выпуске подакцизных товаров для свободного обращения и при помещении подакцизных товаров иод таможенные режимы переработки для внутреннего потребления и свободной таможенной зоны акциз уплачивается в полном объеме;
  • o при помещении подакцизных товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы акциза, от уплаты которых он был освобожден либо которые ему были возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с НК, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле;
  • o при помещении подакцизных товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства акциз не уплачивается;
  • o при помещении подакцизных товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории акциз не уплачивается при условии, что продукты переработки будут вывезены в определенный срок. При выпуске продуктов переработки для свободного обращения акциз подлежит уплате в полном объеме с учетом особенностей, установленных ТК ТС;
  • o при помещении подакцизных товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты акциза в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

При ввозе подакцизных товаров с таможенной территории РФ налогообложение производится в следующем порядке:

  • o при ввозе товаров в таможенном режиме экспорта за пределы таможенной территории РФ акциз не уплачивается с учетом правил освобождения от налогообложения при реализации подакцизных товаров за пределы территории РФ (ст. 184 НК) или уплаченные суммы акциза возвращаются (засчитываются) налоговыми органами в порядке, предусмотренном НК. Названный порядок налогообложения применяется также при помещении товаров под таможенный режим таможенного склада в целях последующего вывоза этих товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта, а также при помещении товаров под таможенный режим свободной экономической зоны;
  • o при ввозе товаров в таможенном режиме реэкспорта за пределы таможенной территории РФ уплаченные при ввозе на таможенную территорию РФ суммы акциза возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

По общему правилу, установленному налоговым законодательством РФ, при вывозе подакцизных товаров с таможенной территории РФ в соответствии с иными таможенными режимами освобождение от уплаты акциза и (или) возврат уплаченных сумм акциза не производится. Исключения из названного правила могут быть предусмотрены таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле. Также ТК ТС определяется порядок уплаты акциза при перемещении физическими лицами подакцизных товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. В частности, налоговая база при реализации произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется как:

  • o объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме па единицу измерения);
  • o стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цеп, определяемых с учетом положений ст. 40 IIК, без учета акциза, НДС и налога с продаж — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;
  • o стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, НДС и налога с продаж — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки. В аналогичном порядке определяется налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, при их реализации на безвозмездной основе, при совершении товарообменных (бартерных) операций, а также при передаче подакцизных товаров но соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда.

Средства, полученные налогоплательщиком, но не связанные с реализацией подакцизных товаров, не включаются в налоговую базу.

Налоговая база при реализации (передаче) природного газа на внутреннем рынке определяется как стоимость реализованного (переданного) транспортируемого природного газа, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже установленных при государственном регулировании, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок, за вычетом НДС. При оплате услуг по транспортировке газа по распределительным газопроводам стоимость этих услуг, исчисленная исходя из суммы тарифных ставок за услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам и за пользование распределительными газопроводами, не включается в налоговую базу.

Акцизы уплачиваются по ставкам, единым на всей территории РФ. Особенностями правового режима данного налога является отсутствие базовой ставки, а также ежегодное изменение ставок этого налога. Статьей 193 НК установлены ставки по подакцизным товарам на 2010- 2013 гг. Ставки устанавливаются отдельно по каждому пилу подакцизных товаров и выражаются в процентах или в рублях и копейках за единицу измерения. Так, на период с 1 января по 31 декабря 2012 г. спирт этиловый из всех видов сырья облагается акцизом по ставке 37 руб. за 1 л; алкогольная продукция в зависимости от объемной доли этилового спирта (кроме вин) — 254 руб. за 1 л спирта, содержащегося в этой продукции; вина в зависимости от способа изготовления — от 6 руб. до 22 руб. за 1 л спирта, содержащегося в этой продукции; табак — 610 руб. за 1 кг; легковые автомобили в зависимости от мощности двигателя — от 0 до 285 руб. за 1 л.с; автомобильный бензин в зависимости от содержания октанового числа — от 6822 руб. до 7725 руб. за 1 т и т.д. Акцизные ставки носят довольно подвижный характер и нередко изменяются в зависимости от финансовой политики государства.

Кроме названного порядка уплаты акцизов, законодателем установлен авансовый платеж при реализации налогоплательщиками алкогольной продукции. Законодательством установлена обязательная маркировка региональными специальными марками алкогольной продукции, реализуемой на территории РФ. При покупке налогоплательщиком региональной специальной марки и происходит уплата авансового платежа акциза.

При реализации подакцизных товаров налогоплательщик обязан предъявить покупателю к оплате сумму налога, которая выделяется в расчетных документах отдельной строкой. Если реализуемый подакцизный товар освобожден от данного налога, то обязанностью продавца является внесение в платежные документы записи «без акциза». При реализации подакцизных товаров через розничную сеть сумма налога включается в цену товара, но отдельно на ярлыках (ценниках) не выделяется.

Налогоплательщику предоставлено право производить в некоторых случаях уменьшение общей суммы уплачиваемого акциза, т.е. осуществлять налоговые вычеты. Например, налоговые вычеты применяются относительно ввезенных подакцизных товаров на территорию РФ, выпущенных в свободное обращение и используемых в дальнейшем в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

Уменьшается сумма налога при передаче подакцизных товаров, изготовленных из давальческого сырья. Предусмотрены налоговые вычеты в случае возврата покупателем оплаченных подакцизных товаров или отказа от них.

Следует отметить, что налоговые вычеты применяются только при условии предоставления налогоплательщиком в налоговые органы расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении подакцизных товаров, либо па основании таможенной документации, подтверждающей ввоз подакцизных товаров на территорию РФ и уплату соответствующей суммы налога.

По общему правилу уплата акциза производится ежемесячно с обязательным представлением в налоговые органы специальной декларации. Вместе с тем из общего правила существуют значительные исключения, предусмотренные для отдельных видов подакцизных товаров и установленные ст. 204 НК. Особый режим уплаты данного налога предусмотрен при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ и определяется таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле. Согласно положениям ТК ТС уплата акцизов является обязательным условием подачи таможенной декларации, следовательно, акцизы уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. В данном случае акцизы уплачиваются непосредственно таможенному органу.

Относительно исполнения обязанности по уплате акцизов в рамках договора простого товарищества действует принцип солидарной ответственности, являющийся отражением п. 2 ст. 1047 ГК. Согласно названной норме, если договор простого товарищества связан с осуществлением предпринимательской деятельности, контрагенты по такому договору отвечают по общим долгам и обязательствам солидарно. Поэтому при полном и своевременном исполнении обязанности по уплате акциза лицом, ведущим дела простого товарищества, считается исполненной и налоговая обязанность других участников договора о совместной деятельности. Аналогично в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) выбранным плательщиком возложенных на него налоговых обязанностей наступает солидарная ответственность всех участников простого товарищества по уплате акцизов.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2018 год: Статья 200 «Налоговые вычеты» главы 22 «Акцизы» НК РФ
(Юридическая компания «TAXOLOGY»)Оспаривая конституционность п. 14 ст. 187, п. 5 ст. 200 НК РФ, налогоплательщик указал, что они лишают налогоплательщиков — производителей алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции права применять вычет на сумму акциза, уплаченного налогоплательщиком, в случае возврата покупателем подакцизных товаров (в том числе в течение гарантийного срока) или отказа от них, что фактически приводит к двойному налогообложению операции по реализации одного и того же товара, влечет нарушение принципа равенства в отношении таких плательщиков акциза и необоснованное ограничение их законных прав по сравнению с плательщиками акциза, реализующими иные подакцизные товары. Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, КС РФ указал, что акциз по своему экономико-правовому содержанию (сущности) призван, влияя на цену товара определенной категории, уменьшать доходность производства и реализации этого товара и тем самым становиться барьером для поступления его на рынок, а значит, и для его потребления. Соответственно, федеральный законодатель вправе установить такие особенности взимания акциза при продаже, в частности алкогольной продукции, которые при всей ее специфике и трудностях контроля за процессом ее реализации обусловливали бы обложение акцизом каждой новой поставки на рынок данного подакцизного товара. Такое правовое регулирование в силу экономико-правовой природы акциза не должно рассматриваться как влекущее двойное налогообложение. С 1 июня 2016 года каждая операция по реализации алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции подлежит обложению акцизом — независимо от того, осуществляется ли реализация вновь произведенного товара или же ранее возвращенного покупателем. Соответственно, при повторной реализации возвращенной покупателем алкогольной продукции у налогоплательщика — производителя алкогольной продукции возникает объект налогообложения акцизами при отсутствии права на вычет акциза, уплаченного при первоначальной реализации такой продукции.

Добавить комментарий